развитие и активизация сюжетно-ролевых игр
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
СРИ очень важны для развития детей дошкольного возраста. Данная методическая разработка на примере нескольких игр поможет воспитателям в развитии навыков игры у детей всех возрастных групп.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sri.docx.doc | 28.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие и активизация сюжетно-ролевой игры «Шофер»
Вторая младшая группа.
Задачи:
Развитие сюжета:
-развивать несложный сюжет на основе наблюдений за грузовыми машинами и работой шофера;
-учить детей отображать в игре деятельность взрослых;
Обогащение игрового опыта:
-побуждать детей использовать предметы-заменители;
-учить выразительно выполнять роль;
-поощрять ребенка за выбранную роль ;
Формирование положительных взаимоотношений между детьми:
-воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;
-побуждать застенчивых включаться в игру;
-учить детей совместно решать игровые задачи;
Формирование самостоятельности и творчества:
-учить самостоятельно организовывать игру; выбирать тему для игры.
Методика руководства.
Компонент 1.
Ознакомление с окружающим в активной деятельности. Обогащение реального опыта.
Наблюдение 1.
Цель: обследовать грузовую машину.
Рассматривание иллюстраций: машины перевозят разные грузы.
Наблюдение 2.
Цель: выяснить, что привозит шофер в детский сад, рассказать, что шофер – человек заботливый, внимательный.
Наблюдение 3.
Цель: показать, как водитель ухаживает за машиной, моет, меняет детали, заливает в нее бензин.
Рассматривание иллюстраций: на бензоколонке машины заправляют бензином.
Побеседовать с детьми о том, как играют машинами.
Организовать прогулку по улице(по дороге едут разные машины)
Познакомить с правилами дорожного движения, объяснить значение красного и зеленого сигналов светофора.
Задание родителям: во время поездки в автобусе обратить внимание детей на работу водителя.
Компонент 2.
Обогащение игрового опыта:
Обращение к ребенку:
«Перевези, пожайлуста, вот эту тяжелую сумку»(большой куб).
«Твой груз опасно вести, он может упасть. Шоферы иногда привязывают груз веревкой»(показать жестом)
Игра-загадка «У шофера Саши сломалась машина».
Варианты проблемных ситуаций: «Мотор сломался. Надо поднять машину, но она тяжелая. Что делать?»
Сказка-быль о том, как повар без помощи шофера не мог бы угостить детей вкусными пирожками.
Компонент 3.
Обогащение предметно-игровой среды.
Пополнение игрового уголка новыми грузовыми машинами большого размера.
Использование вместо грузов больших коробок, кубов.
Макет машины, составленный из стульев, модулей, несколько рулей .Предметы одежды для выполнения роли шофера: куртка, фуражка.
Игрушечные инструменты: молоток, гаечный ключ.
Использование предметов-заместителей: палочка-отвертка, дошечка-гаечный ключ, шнур-шланг.
Панно с изображением бензоколонки, мастерской.
Кружки из картона красного и зеленого цвета.
Макет автобуса.
Компонент 4.
Активизирующее общение взрослого и ребенка.
Вопросы : «Что за груз ты везешь? Куда?»
Просьба: «Ты шофер? Я очень опаздываю.ты меня не подвезешь?
Поощрение: «Ты очень похож на шофера.»
Предположение: «Машина буксует. Что случилось?»
Вопрос : «Что случилось с машиной, почему так сильно гудит мотор?», «Почему машина едет на красный цвет?»
Указание: «Так много ездил, машина испачкалась»
Развитие и активизация сюжетно-ролевой игры в средней группе
« Дорожное движение».
Задачи:
Развитие сюжета.
-Развивать сюжет игры «Дорожное движение» на основе наблюдений и знаний об окружающем мире.
-Учить детей готовить обстановку для игры.
-Побуждать детей отражать деятельность и взаимоотношения людей в игре.
Обогащение игрового опыта.
-Побуждать детей выразительно выполнять роли, наделять роли индивидуальными особенностями.
-Совместная с воспитателем игра « Дорожное движение».
-Побуждать детей вносить новые ролевые действия по ходу игры.
-Учить детей менять поведение в соответствии с ролями участников игры.
Формирование положительных взаимоотношений между детьми.
-Развивать у детей умение считаться с интересами товарищей, оказывать посильную помощь.
-Побуждать детей объединяться для совместных игр, продумывать замысел.
-развивать у детей умение тактично отказываться от предложенного взрослым, сверстником решения игровой задачи.
Формирование самостоятельности и творчества.
-Поощрять самостоятельно возникающие игры.
Методика руководства.
Компонент 1.
Ознакомление с окружающим в активной деятельности. Обогащение реального опыта.
Наблюдение1.
Цель: дать представление о назначении улицы(вдоль улицы стоят дома, между ними- дорога; она состоит из проезжей части и тротуара для пешеходов).
Наблюдение2.
Цель: выяснить зависимость движения по улице транспорта и людей от светофора.
Наблюдение3.
Цель: познакомить детей с работой полицейского, проходящего около детского сада: он следит за порядком на своем участке.
Поговорить с детьми на тему «Работа инспектора ДПС»
Цель: выяснить, в чем заключается его работа, что он сделает, если шофер нарушит правила: поедет слишком быстро, или на красный цвет, или не успеет затормозить.
Чтение рассказа Н.Носова «Автомобиль».
Компонент2.
Обогащение игрового опыта.
Занятие по конструированию «Дома на нашей улице»
Инсценировка на фланелеграфе «Случай на дороге»: нет светофора, нет ДПС.
С появлением светофора на глазах у детей исправлять создавшееся положение.
Инсценировка. Воспитатель в роли инспектора: «Товарищ шофер! Вы нарушили правила дорожного движения, предъявите документы. Я на первый раз вас прощаю, а вы будьте внимательны на дороге».
Компонент3.
Обогащение предметно-игровой среды.
Панно и изображением улиц, дорог, тротуаров.
Планшет с частями улицы.
Изготовление атрибутов(водительских документов, номеров для машин -наклеивание геометрических фигур)
Аппликация «Светофор»
Предметы одежды для выполнения роли шофера и инспектора.
Макет машины из модулей и стульев.
Компонент4.
Активизирующее общение взрослого с детьми.
Поощрение и вопросы: « Какие красивые у тебя получились дома: тут и высокие, и низкие, как на улице-разные. А где ездят машины? А как людям пройти на другую сторону?»
Стимулирование действий с планшетом: «Покажите, по какому маршруту поедет ваш автобус».
Подтверждение: «Да, конечно, если нет ни светофора, ни полицейского, может случиться авария.»
Объяснение : «Если бы полицейский был на посту, то аварии не произошло»
Обращение: «Товарищ шофер, здесь ремонт дороги, поезжайте в объезд», «Внимание! Чья машина проехала без номера? Прошу остановится».
Развитие и активизация сюжетно-ролевой игры в старшей группе «Российская Армия».
Задачи:
Развитие сюжета.
-Создавать сюжет игры на основе знаний об окружающем мире.
- побуждать детей отражать в игре эпизоды из прочитанных книг.
-учить детей пояснять очередное сюжетное событие.
Обогащение игрового опыта.
-Совершенствовать все способы решения игровых задач.
-Закрепление полученного ранее опыта.
-закреплять умение осуществлять игру в соответствии с замыслом.
Формирование положительных взаимоотношений между детьми.
-Учить детей самостоятельно решать возникающие споры и конфликты.
-учить детей направлять общие усилия на поиск решения игровой задачи
-учить прислушиваться к мнению других детей, уступать по необходимости.
Методика руководства.
Компонент 1.
Ознакомление с окружающим в активной деятельности. Обогащение реального опыта.
Рассматривание иллюстраций с изображением солдат разных родов войск.
Чтение рассказа Б.Житкова «Красный командир.», беседа с детьми.
Цель: уточнить знания детей о том, что в Российской Армии солдаты ходят на учения, тренировки, занятия. Защитники Родины охраняют границы.
Беседа.
Цель: перед игрой уточнить знания детей: в армии много солдат(танкисты, моряки, пограничники, пехотинцы, летчики, ракетчики).Есть и шоферы, они перевозят тяжелые военные грузы(приборы, орудия, машины) и военных. Есть и повара: они готовят солдатам вкусную еду.
Рассматривание и чтение книг: С.Баруздина «Шел по улице солдат», А.Гайдара «Поход», А.Митяева «Наша Армия».
Работа с родителями.
Посоветовать папам рассказать детям о своей службе в армии.
Экскурсия в исторический музей.
Цель: познакомить детей с военной формой и оружием прошлых лет, рассказать о солдатах, учавствовавших в ВОВ, воспитывать уважение к ним.
Разучивание стихотворения о пограничнике.
Рассматривание иллюстраций о моряках, чем занимаются на корабле.
Компонент 2.
Обогащение игрового опыта.
Сюжетные сценки: воспитатель в роли командира учит солдат выполнять команды, отдавать честь, строиться в шеренгу; учит метанию в цель, бегу и подлезанию, прыжкам, ориентировке на месте.
Игра для девочек в военных врачей: учит бинтовать руку, проверять здоровье солдат.
Дидактическая игра «Кому что нужно для службы?»
Компонент3.
Обогащение предметно-игровой среды.
Изготовление атрибутов : пилотки для солдат из бумаги, самодельные бинокли, значки из картона, отличающие разные рода войск.
Изображение на панно моря с кораблями, полигона для танковых учений, неба с самолетами.
Планшет с условной мишенью, полоса препятствий.
Модель самолета из строительного материала, модулей.
Большая кастрюля для кока: предметы-заместители(из воображаемых кружек матросы пьют чай)
Бескозырки, штурвал, фуражка для командира.
Компонент4.
Активизирующее общение взрослого с детьми.
Вопросы по ходу игры:
-в каких войсках ты служишь?
- Где ты хочешь служить?
Поощрение:
-Как хорошо ты ухаживаешь за своей собакой!
-Какой у тебя красивый значок на груди!
Чтение отрывков из стихотворений по ходу игры.
Команды:
-Солдат Алеша, сделай три шага вправо. Принеси мне пять снарядов.
Обращение:
-Ты не обидишься, если я первая слетаю на этом самолете. У меня срочное задание.
Вопросы:
-Где здесь госпиталь? У нас летчик заболел.
РАЗВИТИЕ И АКТИВИЗАЦИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ «ШКОЛА» подготовительная группа
Развитие сюжета:
- Развивать сюжет на основе знаний о школе, полученных при восприятии окружающего, из литературных произведений, телепередач.
- Совершенствовать учения и навыки, полученные в средней группе.
Обогащение содержания игры.
-Совершенствовать способы предыдущей группы.
Формирование положительных взаимоотношений между детьми:
- Способствовать становлению в игре «Школа» положительных отношений и их усвоению.
- Формировать правила взаимоотношений детей в коллективе.
Формирование самостоятельности и творчества:
- Учить самостоятельно организовывать игру: собрать коллектив школы, поставить парты.
- Развивать умение самостоятельно выбирать тему для игры, проявлять творчество в игровых способах: 2-3 ребенка – ученики, 1- учитель, могут быть все учителями, кто-то 1 директор.
- Овладеть умением совместно комбинировать разнообразные события, соединять творческое построение сюжета с ролевым взаимодействием.
- Дать установку на придумывание новой, интересной игры, где сюжет приобретает многотемный характер, роли относятся к самым разным смысловым сферам.
- Развивать активность, инициативу всех участников.
Методика руководства.
Компонент 1.
Ознакомление с окружающим в активной деятельности.
Обогащение реального опыта
Беседа на тему «Школа», «Школьные принадлежности»
Встреча с первоклассниками:
-Расспросить о школе первоклассников.
-Первоклассники показывают портфель и школьные принадлежности.
Просмотр телепередачи «Ералаш».
Чтение художественной литературы о школе, заучивание стихотворения о школе.
Рассматривание картин о школе.
Компонент 2.
Обогащение игрового опыта.
НОД.
Конструирование из Лего здание школы.
Рисование «Наша школа.»
Д/И «Собери портфель»
Д/И «Раз, два, три- назови»(закрепление названий профессий сотрудников школы)
Совместная с воспитателем игра «Школа»
Компонент 3.
Обогащение предметно-игровой среды.
Изготовление атрибутов для игры- из тетрадей сделать дневники.
Игрушки-заменители: в группе взять книги и использовать их, как учебники, игрушки-ученики.
Сюжетные картинки с изображением школы.
Картинки с изображением учителя, доски, парты, учеников.
Иллюстрированная художественная литература о школе.
Компонент 4
Руководство в ходе самостоятельной деятельности
Воспитатель задает вопросы детям: Что делают в школе?
Поощрение: воспитатель хвалит хороших учеников., учителя – за хороший урок.
Напоминание: воспитатель напоминает, что на уроках ученики сидят тихо и слушают учителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по творческой реабилитации и развитию речи Тема: «Сюжетно-ролевая игра в масках и гриме «Кот и мыши»
Подгрупповое занятие для детей с нарушениями интеллекта...
Развитие и активизация сюжетно — ролевой игры «Детский сад» во второй младшей группе
Развитие и активизация сюжетно — ролевой игры «Детский сад» во второй младшей группе...
НАУЧНО ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСТВА В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ Изучение уровня развития творчества у детей подготовительной к школе группы
НАУЧНО ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСТВА В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ Изучение уровня развития творчества у детей подготовительной к школе группыВВ...
Развитие и активизация сюжетно-ролевой игры «Путешествие с героями любимой книги с Машей и медведем» во второй младшей группе
Воспитатель помогает в игре детям, а также играет вместе с детьми. Сюжет построен на книге "Маша и медведь". Также приводятся и дополнительные занятия, которые можно провести, связанны...
Презентация по развитию речи "Роль сюжетно-ролевой игры в развитии речи у дошкольников"
Консультация для воспитателей....
Развитие и активизация сюжетно-ролевой игры «Ремонт машин» в средней группе
Детские ролевые игры всегда были и до сих пор остаются неотъемлемой частью воспитания и развития ребенка. Примеряя на себя различные социальные роли и подрожая взрослым, малыш получает возможност...
Сообщение из опыта работы. Использование развивающей предметно-пространственной среды, как метод активизации сюжетно-ролевой игры нравственно-патриотической направленности.
Понятие развивающая предметно - пространственная среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физич...