Рабочая программа по образовательной области " Познавательное развитие" по курсу «Национальный калейдоскоп» (ознакомление с русской культурой) для детей от 4 до 5 лет на 2019 /2020 учебный год
рабочая программа (средняя группа)
Цель программы состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства русского народа – от архитектуры до живописи, от хороводной игры до театра и музыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_natsionalnyy_kaleydoskop.docx | 27.47 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГЛАСОВАНО Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 12 «Звездный» __________ Е.В.Лозовская | РЕКОМЕНДОВАНО решением педагогического совета от «___» __________________ 20 __ г. протокол № __ | УТВЕРЖДЕНО Заведующий МБДОУ «Детский сад № 12 «Звездный» ________ О.Г. Берилло приказ от «___» ____________ 20__г. |
Рабочая программа
ОО « Познавательное развитие»
по курсу « Национальный калейдоскоп»
(ознакомление с русской народной культурой)
в группе №4 «Лира» общеразвивающей направленности
для детей от 4 до 5 лет
Сведения о разработчиках:
Сазонова Л.В. - воспитатель 1 кв. категории
2019/2020 учебный год
Тамбов
Пояснительная записка
Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие» по курсу « Национальный калейдоскоп»
(ознакомление с русской народной культурой) для детей 4-5 лет разработана в соответствии с ФГОС ДО, на основе:
- основной образовательной программы дошкольного образования «Детский сад 2100»;
- основной образовательной программы МБДОУ «Детский сад №12 «Звездный» ( г.Тамбов);
- программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л.Князевой, М.Д.Маханевой
- программы Л.Н.Галигузовой, С.Ю. Мещеряковой «Развитие у детей представлений об истории и культуре».
Актуальность программы можно определить словами известного филолога Д.С. Лихачева « Русский народ не должен терять своего авторитета среди других народов …Национальные отличия сохранятся, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний». Наш народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений: старинные праздники, традиции, фольклор, художественные промыслы, декоративно- прикладное искусство. Поэтому , начиная с младшего возраста, необходимо прививать духовный, творческий патриотизм, основанный на любви к своей Родине, на желании узнать историю своего народа , желании гордиться его достижениями.
Полученный в детстве познавательный и эмоциональный опыт общения с культурным наследием своего народа в будущем благотворно скажется на духовном формировании личности ребенка, позволит ему значительно расширить его интеллектуальный и эмоциональный опыт, развить познавательные способности, создать нравственные основы его отношения к окружающему миру.
Цель программы состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства русского народа – от архитектуры до живописи, от хороводной игры до театра и музыки.
Задачи:
- Продолжать воспитывать интерес к познанию русской истории, желание подражать лучшим образцам культуры.
- Развивать представления об особенностях русского народа, его общественной жизни.
- Развивать умения отражать полученные знания о русской культуре в специально созданной обстановке (игра, театр, музыкально-литературные импровизации, музей).
- Воспитывать индивидуальное эмоциональное отношение к произведениям искусства русского народа.
- Воспитывать культуру поведения в детском саду, на улице, в гостях, в музее.
- Развивать представления о разнообразии музыкальных народных жанров, фольклоре.
Особенности психологического облика современных детей дошкольного возраста:
- разрозненный неорганизованный опыт общения с историей и искусством;
- преобладание роли зрелищно–событийных ощущений;
- склонность к гедонистически окрашенным чувствованиям (гедонизм с греч. – наслаждение);
- потребность к смене эмоциональных состояний;
- склонность к непосредственному сопереживанию, эмоциональной идентификации в ситуации общения (с историческими персонажами и персонажами произведений искусства);
- регуляция деятельности, общения в опоре на чувственные ощущения и образы.
Целевые ориентиры: дети имеют представления о жилище, одежде и быте русского народа, имеют первичные представления о строительстве на Руси, о профессиях – резчик по дереву, кузнец; активно используют полученные знания в разнообразных видах деятельности ; знакомы с разнообразием русских народных игрушек, с художественными промыслами - гжель, хохлома; у детей сформирован интерес к русским народным играм и забавам, знают русские народные сказки, пословицы , заклички, потешки.
Общее количество образовательных ситуаций в год | Количество образовательных ситуаций в месяц | Длительность образовательных ситуаций в неделю | Форма организации образовательного процесса |
18 | 2 | 20 мин | групповая |
Учебно-тематический план.
№ п/п | Темы развивающих образовательных ситуаций на игровой основе | Объем учебной нагрузки (часы) |
1. | Русская изба | 2 |
2. | Домашняя мебель для хранения | 1 |
3. | Резчик по дереву. Деревянная игрушка. (Коллекция) | 2 |
4. | Ремесла на Руси | 2 |
5. | Народная кукла (коллекция) | 2 |
6. | Народные игры и забавы | 1 |
7. | Средства передвижения на Руси | 1 |
8. | Архитектура на Руси (каменная, деревянная) | 1 |
9. | Русская народная игрушка (дымковская, богородская, филимоновская). | 3 |
10. | Русские народные промыслы ( гжель, хохлома) | 2 |
11. | История русского народного театра. | 1 |
Итого | 18 |
Календарно--тематическое планирование по курсу « Национальный калейдоскоп» (ознакомление с русской народной культурой) для детей 4-5 лет на 2019 – 2020 учебный год.
№ пп | Дата | Темы занятий: | Программные задачи: | Реализация тем в ходе режимных моментов и свободной деятельности |
1. | 02.09.2019г | Русская изба | Систематизация представлений детей о строении и украшении русской избы. | Конструирование из кубиков «Изба» |
2. | 16.09.2019г | Русская изба | Систематизация представлений детей о предметах быта | Чтение К.Чуковский «Федорино горе» |
3. | 30.09.2019г | Домашняя мебель для хранения | Формирование представлений о сундуке как о старинной мебели для хранения вещей, продуктов | Дидактическая игра «Волшебный сундучок» |
4. | 14.10.2019г | Резчик по дереву | Формировать представления детей о профессии резчика по дереву | Аппликация «Украшение разделочной доски» |
5. | 28.10.2019г | Деревянная игрушка | Систематизация знаний детей о деревянных игрушках, процессе их изготовления | Просмотр мультфильма «Секрет Матрешки» |
6. | 11.11.2019г | Ремесла на Руси | Формировать представления детей о ремеслах на Руси | Чтение пословиц о труде |
7. | 25.11.2019г | Народные праздники и гулянья | Формировать представления детей о народных гуляньях, воспитывать интерес к народным традициям | Разучивание заклички |
8. | 09.12.2019г | Народная кукла | Систематизация знаний о том, как делали кукол на Руси | Изготовление куклы из носового платка |
9. | 23.12.2019г | Народная кукла | Знакомить с новыми приемами создания лоскутной куклы. | Сюжетно- ролевая игра « День рождения у куклы» |
10. | 13.01.2020г | Народные игры и забавы | Формирование представлений о народных играх, забавах на Руси | Русские народные игры «Золотые ворота», «Горелки» |
11. | 27.01.2020г | Средства передвижения на Руси | Формирование представлений о национальных средствах передвижения санях, телеге | Дидактическая игра «Дорисуй рисунок» |
12. | 10.02.2020г | Архитектура на Руси | Формировать первичные представления о строительстве на Руси (из дерева, камня) | Чтение сказки «Три поросенка» |
13. | 02.03.2020г | Русские народные промыслы | Формировать представление о хохломской росписи | Декоративно- прикладное искусство «Раскрасим тарелочку» |
14 | 16.03.2020г | Русские народные промыслы | Формировать представление о гжельской росписи | Декоративно- прикладное искусство «Гжельская лошадка» |
15. | 30.03.2020г | Русская народная игрушка | Формирование у детей интереса к народной богородской игрушке | Декоративно –прикладное искусство «Украсим игрушку» |
16 | 13.04.2020г | Русская народная игрушка | Формирование у детей интереса к народной дымковской игрушке | Декоративно –прикладное искусство «Украсим игрушку» |
17. | 27.04.2020г | Русская народная игрушка | Формирование у детей интереса к народной филимоновской игрушке | Декоративно –прикладное искусство «Украсим игрушку» |
18. | 25.05.2020г | История русского народного театра | Формировать первичные представления детей об истории возникновения и развития русского народного театра | Драматизация сказки по выбору воспитателя |
Перечень информационных источников, необходимых для реализации данной парциальной программы
- Дыбина О.В. Что было до...: Игры-путешествия в прошлое предметов.
- Князева О.П., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Комарова Т. С. Дети в мире творчества.
- Комарова Т. С, Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве..
- Курочкина Н.А. Методические пособия по ознакомлению детей с изобразительным искусством
- История вещей, традиций, обычаев
- Богданов В.В., Попова С.Н. Истории обыкновенных вещей.
- Ильин М. Сто тысяч почему
- Научно-популярные издания для детей
- Атлас чудес света (чудеса природы, выдающиеся архитектурные сооружения, величайшие сокровища мира) / Пер. с англ..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа образовательной области "Познавательное развитие". Раздел "Ознакомление с окружающим миром" (2 младшая группа)
laquo;Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображени...
Рабочая программа Образовательная область «Познавательное развитие» Раздел «Ознакомление с окружающим миром» (первая младшая группа)
Перспективное календарно - тематическое планирование для 1 младшей группы по познавательному развитию...
Рабочая программа педагога ДОО с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования первая младшая группа от 1,5 до 3 лет на 2019-2020 учебный год на основе общеобразовательной программы дошкольного образования «От
Рабочая программа педагога ДОО с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования первая младшая группа от 1,5 до 3 лет на 2019-2020 учебный год на осн...
Рабочая программа «Развитие детей старшего дошкольного возраста с целью профилактики школьной дезадаптации» 6-7 лет на 2019- 2020 учебный год.
Цель: психологическая готовность детей к обучению в школе, формирование основ элементарных математических представлений, развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления) в соответствии с во...
ГОДОВОЙ ПЛАН По реализации основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» «Музыка» Для детей дошкольного возраста (3-7 лет) на 2019-2020 учебный год
ГОДОВОЙ ПЛАН По реализации основной образовательной программыдошкольного образовательного учрежденияобразовательная область «Художественно – эстетическое развитие»«Музыка...
ГОДОВОЙ ПЛАН По реализации основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» «Музыка» Для детей дошкольного возраста (3-7 лет) на 2019-2020 учебный год
ГОДОВОЙ ПЛАН По реализации основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» «Муз...
Рабочая программа по курсу «Национальный калейдоскоп» (ознакомление с русской культурой) в группе общеразвивающей направленности № 4 « Лира » для детей 3- 4 лет на 2018 – 2019 уч. год
Полученный в детстве познавательный и эмоциональный опыт общения с культурным наследием благотворно сказывается на духовном формировании личности ребенка, позволяет значительно расширить его интеллект...