Рабочая программа по курсу «Национальный калейдоскоп» (ознакомление с русской культурой) в группе общеразвивающей направленности № 4 « Лира » для детей 3- 4 лет на 2018 – 2019 уч. год
рабочая программа (младшая группа)
Полученный в детстве познавательный и эмоциональный опыт общения с культурным наследием благотворно сказывается на духовном формировании личности ребенка, позволяет значительно расширить его интеллектуальный и эмоциональный опыт, развить познавательные способности, создать нравственные основы его отношения к окружающему миру.
.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_natsionalnyy_kaleydoskop_2018.docx | 32.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по курсу «Национальный калейдоскоп» (ознакомление с русской культурой)
в группе общеразвивающей направленности № 4 « Лира » для детей 3- 4 лет на 2018 – 2019 уч. год
Сведения о разработчиках:
Ф.И.О. воспитателя/специалиста, должность, кв. категория
Сазонова Л.В. – воспитатель 1 категории
Рабочая программа в области «Познавательное развитие» для детей 3-4 лет разработана в соответствии с ФГОС ДО, на основе:
- основной образовательной программы дошкольного образования «Детский сад 2100»;
- основной образовательной программы МБДОУ «Детский сад №12 «Звездный»;
- программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»О.Л.Князевой, М.Д.Маханевой
- Программа Л.Н. Галигузовой, С.Ю. Мещеряковой «Развитие у детей представлений об истории и культуре»;
- Актуальность
- Условия современной жизни, ее темп и информационная насыщенность предъявляют высокие требования к человеку. Люди нового тысячелетия более интегрированы в мировой культурный процесс, полнее ощущают себя частью единой цивилизации. Когда становятся доступны страны и континенты, возникает необходимость ориентироваться в исторических и культурных процессах, иметь исчерпывающие знания о мире, понимать языки.
- Поэтому чтобы облегчить этот процесс, с детства необходимо формировать потребность ребенка в духовном развитии, культурном досуге, а значит, интерес к истории своего города, к его музеям, произведениям искусства. Полученный в детстве познавательный и эмоциональный опыт общения с культурным наследием благотворно сказывается на духовном формировании личности ребенка, позволяет значительно расширить его интеллектуальный и эмоциональный опыт, развить познавательные способности, создать нравственные основы его отношения к окружающему миру.
- К сожалению, практика показывает, что никто не знает, во что превращается большой объем информации из разных источников в голове маленьких детей. Обрывки фактов, даты, странные имена типа Мефодий перемешиваются с потоком информации из телевизора, книжек и компьютерных игр и порой превращаются в настоящую альтернативную историю древнего и настоящего мира.
- Очень важно, что первостепенными принципами обучения и воспитания детей в детском саду являются: целостность, системность, последовательность, связь с базовой информацией, имеющейся у ребенка, учет возрастных особенностей, опережение (создание зоны опережающего развития), при этом используется технология "погружения" в историю как среду познания, развития и жизнедеятельности ребенка.
Проблема:
- исторические и культурологические сведения подаются детям недостаточно разнообразно, часто без учета имеющегося исторического опыта;
- не в полной мере используются педагогами возможности музейной педагогики при ознакомлении дошкольников с историей и культурой народов мира;
- в методических пособиях часто описание культуры и быта древнего народа не находит продолжения в описании современного мира, что создает отрывочное представление о данной культуре у детей;
- отсутствуют наглядные пособия и рекомендации по их созданию для оформления развивающей среды в детском саду.
Таким образом, для ребенка приобщение к культуре разных народов - это мир неизвестных ему вещей и ярких впечатлений. Если мир этот станет близким и понятным с детства, то у ребенка сформируется необходимость познания исторических сведений, потребность бывать в музее, ценить достоинства культур других народов, что, бесспорно, будет являться неотъемлемой чертой его духовного становления, социального развития. Возможность получить ребенку разносторонние впечатления более полно дает использование педагогом технологии "погружение" в культурно- исторический образ.
Поиск решения проблем привел к необходимости вывести ведущей идею данной программы: "Приобщение детей дошкольного возраста к культуре народов мира посредством технологии "погружение" в образ".
- Цельпрограммы –развитие устойчивого интереса к познанию русской истории и воспитание уважительного отношения к культуре других народов.
- Задачи:
- воспитывать интерес к познанию русской истории, желание подражать лучшим образцам культуры;
- дать представление о жизни русского народа внутри семьи, через привлечение семейного опыта самого ребенка при условии участия родителей;
- создавать благоприятные условия для отражения имеющихся представлений детей в разнообразных видах детской деятельности (игровой, художественно -творческой, театральной, речевой);
- воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброжелательное отношение к окружающему миру, открытость в общении с детьми и взрослыми;
- воспитывать культуру поведения в быту, в детском саду, в музее.
Особенности психологического облика современных детей дошкольного возраста:
- разрозненный неорганизованный опыт общения с историей и искусством;
- преобладание роли зрелищно–событийных ощущений;
- склонность к гедонистически окрашенным чувствованиям (гедонизм с греч. – наслаждение);
- потребность к смене эмоциональных состояний;
- склонность к непосредственному сопереживанию, эмоциональной идентификации в ситуации общения (с историческими персонажами и персонажами произведений искусства);
- регуляция деятельности, общения в опоре на чувственные ощущения и образы.
Отсюда вытекаютцелевыеориентиры:
Дети знакомы с природой и климатом изучаемой страны, имеют представление о красоте и разнообразии растительного и животного мира. Могут рассказать об особенностях жизни человека в данных природных условиях, имеют представления о внешним виде, жилище, одежде и быте представителей изучаемой эпохи, о религии и культуре данного народа. Активно используют полученные знания в разнообразных видах деятельности. Имеют навыки доброжелательного отношения к окружающим, активно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками. Стараются соблюдать правила культуры поведения в детском саду, дома, на улице, в музее.
Общее количество образовательных ситуаций в год | Количество образовательных ситуаций в месяц | Длительность образовательных ситуаций в неделю | Форма организации образовательного процесса |
18 | 2 | 15 мин | групповая |
Учебно-тематический план.
№ п/п | Темы развивающих образовательных ситуаций на игровой основе | Объем учебной нагрузки (часы) |
1. | Русский народный костюм | 2 |
2. | Внешний облик хранительницы семьи | 1 |
3. | Русская изба, интерьер, предметы быта | 3 |
4. | Одежда и обувь, украшения русского народа | 2 |
5. | Бытовые предметы – лавка, печь, спальные принадлежности Старинные блюда | 2 |
6. | Традиции чаепития на Руси | 1 |
7. | Предметы для стирки, глажения | 1 |
8. | Семейные традиции народные костюмы | 2 |
9. | Русские народные игрушки | 3 |
10. | Ярмарка, товары для ярмарки | 1 |
Итого | 18 |
Расширенное комплексно-тематическое планирование по ознакомлению с мировой культурой
№п/п | дата | Темы организованной образовательной деятельности | Программные задачи | Реализация тем в ходе режимных моментов и свободной деятельности |
1 | 5 .09.18 | Русский народный костюм (женский) | Формировать первичные представления об элементах русского народного женского костюма | Аппликация «Украсим сарафан» |
2 | 19.09.18 | Русский народный костюм (мужской) | Формировать первичные представления об элементах русского народного мужского костюма | Конструирование рубахи из геометрических фигур |
3 | 10.10.18 | Внешний облик хранительницы семьи | Формировать представления о том, как выглядели, одевались, вели себя замужние женщины | С/и «Семья» |
4 | 24.10.18 | Русская изба | Знакомство с типичным строением русской избы, элементами украшения | Раскрашивание «Избушка» |
5 | 7.11.18 | Русская изба | Формирование представлений об интерьере русской избы | Рассказывание сказки «По- щучьему велению» |
6 | 21.11.18 | Русская изба | Формировать представления о предметах быта | Д/и «Что для чего?» |
7 | 5.12.18 | Обувь русского народа | Знакомить детей с национальной обувью (лапти, валенки) | Чтение сказки «Пузырь, соломинка и лапоть» |
8 | 19.12.18 | Украшения русского народа | Формировать представления об элементах украшения одежды и внешнего вида | Аппликация «Украсим кокошник» |
9 | 9.01.19 | Национальные блюда наших предков | Формировать представления детей о том, как готовили и чем питались наши предки | Лепка «Жаворонки» |
10 | 23.01.19 | Хлеб – всему голова | Формировать представления о том, что хлеб являлся главным блюдом, о процессе его приготовления | Игра-драматизация «Колобок» |
11 | 6.02.19 | Традиции чаепития на Руси | Формировать представления детей о традициях чаепития на Руси | С/и «Напоим куклу чаем» |
12 | 20.02.19 | Как стирали и гладили на Руси | Формировать представления о процессе стирки и глажки, бытовых предметах | П/и «Горячий утюг» |
13 | 6.03.19 | Семейные традиции | Воспитание интереса к семейным традициям наших предков | С/и «Дочки матери» |
14 | 20.03.19 | Семейные традиции | Побуждать детей делиться знаниями о традициях своей семьи | С/и «Семья» |
15 | 3.04.19 | Русские народные игрушки | Формировать интерес к народной игрушке, формировать представление о процессе изготовления игрушек из дерева | Аппликация «Матрешка» |
16 | 17.04.19 | Русские народные игрушки | Формировать представление о процессе изготовления игрушек из глины | Лепка «Свисток» |
17 | 8.05.19 | Русские народные игрушки | Формировать представление о процессе изготовления игрушек из ткани (тряпичная кукла) | Раскрашивание сарафана для куклы |
18 | 22.05.19 | Ярмарка, товары для ярмарки | Продолжать знакомить с русскими народными обычаями и традициями, воспитывать интерес к фольклору. | С/и «Ярмарка» |
В группах создается развивающая предметно-пространственная среда, способствующая закреплению у детей имеющихся представлений согласно теме занятий по разделам:
- островок "лента времени", интерактивные модели временных периодов (первобытный человек, средневековье, настоящее, будущее),
- дидактические игры с культурно - историческим содержанием,
- оборудование для национальных подвижных игр,
- мини-библиотека (энциклопедические источники, тематические и семейные альбомы).
- аудио и видео записи (песни, музыка, DVD-мультфильмы, энциклопедии, презентации).
- костюмерная, отражающая элементы национальной одежды, костюмы для драматизаций и сюжетно-ролевых игр.
Перечень информационных источников, необходимых для реализации данной парциальной программы
- Дыбина О.В. Что было до...: Игры-путешествия в прошлое предметов.
- Князева О.П., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Комарова Т. С. Дети в мире творчества.
- Комарова Т. С, Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве..
- Курочкина Н.А. Методические пособия по ознакомлению детей с изобразительным искусством
- История вещей, традиций, обычаев
- Богданов В.В., Попова С.Н. Истории обыкновенных вещей.
- Ильин М. Сто тысяч почему
- Матъе М., Рубинштейн Р. День египетского мальчика. Кари, ученик художника. Глиняный конверт: Исторические повести..
- Мерцалова М.Н. Костюм разных времен и народов. Происхождение вещей. Очерки первобытной культуры / Под ред. Е.В.Смирницкой.
- Научно-популярные издания для детей
- Атлас чудес света (чудеса природы, выдающиеся архитектурные сооружения, величайшие сокровища мира) / Пер. с англ..
- Иллюстрированная мировая история (греки, римляне, викинги, славяне, ранние цивилизации). Штрихи времени (города, одежда, жилище, пища, спорт, развлечения, изобретения, путешествия, транспорт и др.) / Пер. с англ..
- Как бы ты жил (в Древнем Риме, среди ацтеков, в Древнем Египте) / Пер. с англ.
- Мифология
- Библейские повествования
- Боги и герои.
- Мифы Древней Греции.
- Мифы и сказки древнего Египта.
- Мифы древних славян.
- Мифы народов мира. Энциклопедия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа - ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА - на 2018 - 2019уч. год. ; разработала Чугуй Инна Николаевна
Программа составлена для организации работы с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа). Рабочая программа разработана на основе ФГОС ДО (Приказ №1155 Министерства образования и н...
Перспективный план работы с родителями детей старшей группы №5 «Гномики» (5 - 6 лет) на 2018-2019уч.г.
Познакомить с особенностями развития детей старшего дошкольного возраста.Помочь родителям осознать то, чего хочет ребенок, каковы взаимоотношения родителей с детьми и другими близкими.Оказать по...
Рабочая программа бесплатного кружка "Пластилинография" Средняя группа 2018- 2019уч.г.
Цель программы: развитие ручной умелости у детей 4-5 лет, через укрепление мелкой моторики пальцев рук посредством пластилинографии....
Рабочая программа подготовительной группы 2018-2019уч.г.
Рабочая программа подготовительной группы №13 (6-7 лет) на 2018 – 2019 учебный год. ...
Приложение к Рабочей программе педагогов первой младшей группы на 2018-2019уч.год
Перечень мероприятий по сотрудничеству с родителями...
Рабочая программа по образовательной области " Познавательное развитие" по курсу «Национальный калейдоскоп» (ознакомление с русской культурой) для детей от 4 до 5 лет на 2019 /2020 учебный год
Цель программы состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства русского народа – от архитектуры до живописи, от хороводной игры до театра и м...
Рабочая программа 2018-2019уч.г
старшая группа...