Рабочая программа «Развитие детей старшего дошкольного возраста с целью профилактики школьной дезадаптации» 6-7 лет на 2019- 2020 учебный год.
рабочая программа по математике (подготовительная группа)
Цель: психологическая готовность детей к обучению в школе, формирование основ элементарных математических представлений, развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Утверждаю:
Заведующий МАДОУ
Мещеринского д/с
комбинированного вида
«Улыбка»
_________________________/Г.В. Пирко/
Приказ № 17 о 07.03.2019г.
Рабочая программа
«Развитие детей старшего дошкольного возраста
с целью профилактики школьной дезадаптации»
6-7 лет
на 2019- 2020 учебный год.
Воспитатель первой
квалификационной категории:
Ломака Людмила Борисовна
п. Мещерино-1, 2019
1.Пояснительная записка.
Рабочая программа «Развитие детей старшего дошкольного возраста
с целью профилактики школьной дезадаптации»
разработана в соответствии с основной образовательной программой МАДОУ Мещеринского д/с комбинированного вида «Улыбка», в соответствии с введением в действие ФГОС ДО.
Данная рабочая программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 6 до 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по психологическому и познавательному развитию (ФЭМП).
Методика «Кружка» учитывает возрастные особенности дошкольников и дидактические принципы развивающего обучения. Развивающие задачи решаются с учетом индивидуальности и темпом развития каждого ребенка. Тематика математического кружка способствует расширению словарного запаса, активизации словаря, развитию связной речи. Задания составляются таким способом, чтобы дети могли упражняться в правильном употреблении сформированных грамматических категорий, активизации отработанной лексики.
Работа осуществляется под руководством педагога. Она планируется и корректируется по результатам мониторинга, проводимого в начале года.
Работа проводится 1 раз в неделю 25-30 минут. Все полученные знания и умения закрепляются в разнохарактерных дидактических играх.
В конце учебного года предлагается с помощью специально разработанной методики провести проверку уровня овладения детьми полученными знаниями, умениями и навыками.
Программа математического кружка разработана на основе образовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.Е.Комаровой. М.А.Васильевой, а также на основе парциальной программы «Математические ступеньки» Е.В. Колесниковой, Панфиловой М.А. «Лесная школа». Реализуемая программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.
Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
• Конституция РФ, ст. 43, 72.
• Конвенция о правах ребенка (1989 г.) .
• Закон РФ «Об образовании в РФ» (2012г.).
• Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014)
• СанПиН 2.4.1.3049-13
• Устав ДОУ.
• ФГОС ДО.
- Особенности детей 6-7 лет.
Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов. Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.
У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д.
В результате правильно организованной образовательной работы у детей развивается диалогическая и некоторые виды монологической речи. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми: развивается половая идентификация, формируется позиция школьника.
К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития.
2. Цель и задачи образовательной программы.
2.1. Цель: психологическая готовность детей к обучению в школе, формирование основ элементарных математических представлений, развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе.
2.2. Задачи:
Образовательные:
- Формировать позитивные модели поведения.
- Учить способам расслабления и активизации, навыкам самоконтроля.
- Закреплять знания о школьных правилах, учить ими пользоваться.
- Развитие математических способностей.
- Обучение самостоятельному решению поставленных задач, выбору приемов и средств, проверке правильности решения.
Коррекционные:
- Формировать учебную мотивацию, адекватную самооценку, создавать позитивное отношение к школе. Развитие навыков самоконтроля и самооценки.
- Способствовать снижению уровня тревожности по отношению к школе, агрессивности по отношению в группе детей.
- Развивать психические процессы: творческое и логическое мышление, воображение, слуховую и зрительную память, произвольное внимание, выразительность речи.
- Овладение мыслительными операциями (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация)
Воспитательные:
- Воспитывать аккуратность, организованность, вежливость, самостоятельность,
- Воспитывать волевые качества личности.
- Обучать навыкам сотрудничества и взаимопомощи.
3. Основными принципами программы являются:
- умственного развития дошкольника.
- индивидуализации: в кружке создаются условия для наиболее полного проявления индивидуальности как ребенка, так и педагога;
- индивидуального подхода: максимально учитываются индивидуальные математические способности ребенка и создаются благоприятные условия для их развития;
- гуманности: ребенок рассматривается как активный субъект с педагогом математической деятельности.
Ведущей идеей данной программы - создание комфортной среды общения для детей, развитие интеллектуальных способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализацию.
4. Формы организации кружка:
- Традиционные
- Комбинированные
- Практические
- Игры, конкурсы
5. Методы:
- Словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ, сказкотерапия)
- Метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы, игровая терапия.)
- Практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции, арттерапия)
- Наглядный (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, плакатов, фотографий,
- Показ мультимедийных материалов
6. Учебно - методический план кружковой работы:
- Продолжительность реализации программы – 1 год.
- Данный цикл состоит из 36 занятий.
Занятия комплексные, использование заданий на развитие мелкой моторики рук (рисование, разукрашивание, аппликации, игры со счетными палочками, графические диктанты и т. д.). Подвижные игры, релаксации, дыхательная гимнастика, кинезиологические упражнения и др.
- Время проведения: согласно циклограмме групповых занятий, 1 раз в неделю с октября по май (включительно).
- Место проведения: группа, зал, учебный класс.
- Развивающая среда: столы, стулья, доска с мелом, игрушки, сказки, колокольчик, математические наборы, кубики «Никитиных».
- Мониторинг. В качестве контроля в конце каждого месяца работы проводится диагностика уровня развития детей с целью проверки эффективности проведенной работы. Диагностическая работа строится исходя из основных задач каждого этапа.
7. Содержание программы.
7.1. Количество и счет.
На занятиях по этой теме дети знакомятся с числами от 0 до 20, учатся писать цифры в клетке (0,7 см) – (печатные цифры).
Дошкольники считают в пределах 20, используя порядковые числительные (первый, второй).
Учатся сопоставлять число, цифру и количество предметов от 1 до 20.
Считают двойками до 20 и тройками до 21.
Сравнивают числа – соседи.
Знакомятся с понятиями: больше, меньше, одинаковое количество.
Преобразуют неравенство в равенство и наоборот.
Дети узнают основные математические знаки +, -, =, <, >, учатся их писать и применять при решении примеров и задач.
Правильно читать записанные примеры, равенства, неравенства.
Придумывают задачи по рисункам, решают их с опорой на наглядный материал.
Учатся составлять число из двух меньших (состав числа) в пределах первого десятка.
Решают задания творческого характера.
7.2. Величина.
Дети учатся сопоставлять предметы по различным признакам. Активно используют в своей речи слова: большой, маленький, больше, меньше, одинакового размера; длинее, короче, одинаковые по длине; выше, ниже, одинаковые по высоте; уже, шире, одинаковые по ширине; толще, тоньше, одинаковые по толщине; легче, тяжелее, одинаковые по весу; одинаковые и разные по форме; одинаковые и разные по цвету.
Учатся сравнивать предметы, используя методы наложения, прием попарного сравнения, и выделять предмет из группы предметов по 2 – 3 признакам.
Находят в группе предметов «лишний» предмет.
Кроме того , у детей развивается глазомер (сравнение предметов на глаз).
7.3. Ориентировка в пространстве.
Дети определяют положение предметов в пространстве (слева, справа, вверху, внизу); направление движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх, вперед, назад, в том же направлении, в противоположном направлении; усваивают понятия: далеко, близко, дальше, ближе, высоко, низко, рядом.
Дошкольники учатся определять свое положение среди окружающих предметов, усваивают понятия: внутри, вне, используя предлоги: в, на, над, под, за, перед, между, от, к, через.
Дети учатся ориентироваться на листе бумаги, в строчке и в столбике клеток.
7.4. Ориентировка во времени.
Дети знакомятся с понятиями: год, месяц, день недели, время года, время суток. Знакомятся с весенними, летними, осенними, зимними месяцами.
Учатся определять, какой день недели был вчера, позавчера, какой сегодня, какой будет завтра и послезавтра.
Используют в речи понятия: долго, дольше, скоро, скорее, потом, быстро, медленно, давно.
7.5. Геометрические фигуры.
Дети знакомятся с такими геометрическими фигурами, как треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, овал, многоугольник. Показывают и называют стороны, углы, вершины фигур. Сравнивают фигуры, чертят геометрические фигуры в тетради.
Дети классифицируют фигуры по 1 – 3 признакам (форма, размер, цвет).
7.6. Графические работы.
Дети учатся штриховать и раскрашивать. Они рисуют точки, узоры, чертят прямые и наклонные палочки, кривые и ломаные линии в тетрадях в клеточку (0,5см).
Выполняют графические диктанты. Срисовывают различные предметы по клеточкам и точкам и дорисовывают недостающие части предметов.
7.7. Конструирование.
Дети, используя счетные палочки, складывают геометрические фигуры, цифры, буквы, предметы, картинки.
7.8. Логические задачи.
Дошкольники находят логические связи и закономерности.
Выделяют в группе предметов «лишний» предмет, не подходящий по 1 – 3 признакам.
Продолжают логический ряд предметов.
Группируют предметы по 1 – 3 признакам.
На занятиях развивается воображение ребенка (дорисуй рисунок, найди и исправь ошибку художника).
Дети собирают головоломки.
На занятиях используются загадки математического содержания, задачи – шутки, ребусы.
Проводятся занимательные игры, математические конкурсы.
Все это способствует развитию у детей логического мышления, находчивости, смекалки.
8.Преемственность.
Программа кружка предполагает:
- Формирование знаний и умений, необходимых для дальнейшего школьного обучения.
- Формирование личности ребёнка.
- Основа для дальнейшего знакомства детей начальной школы математическими навыками.
9. Планируемые результаты.
Дети должны знать:
∙ числа от 0 до 10 и их графическое изображение;
∙ порядковый счет в пределах 20;
∙ состав числа первого десятка;
∙ предшествующее число, последующее, числа – соседи;
∙ понятия: слева, справа, вверху, внизу, ближе, дальше, близко, далеко, рядом, высоко, низко, глубоко;
∙ геометрические фигуры: треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, овал, многоугольник, ромб;
∙ вершины, стороны, углы фигур;
∙ основные цвета и их оттенки;
∙ название сторон и углов клетки;
∙ строчку и столбик в тетради в клетку (0,7 см);
∙ временные части суток: утро, день, вечер, ночь;
∙ название дней недели;
∙ название месяцев и времен года;
∙ знаки +, -, =, >,< и правильно их использовать;
∙ направление движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх, вперед, назад, в том же направлении, в противоположном направлении.
10. Используемая литература:
- Парциальная программа Е.В. Колесниковой «Математические ступеньки».
- Панфилова М.А. Лесная школа: Коррекционные сказки и настольная игра для дошкольников и младших школьников. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
- Вся дошкольная программа. Тесты.- Москва, Росмэн, 2007.
- Газман О.С., Харитонова Н.Е. В школу – с игрой. - Москва, «Просвещение», 1991.
- Земцова О.Н. «Тесты для детей 5-6 лет»: учебное пособие.- М.: Махаон, 2008.Сборник тестовых заданий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА организации воспитательно- образовательной деятельности с детьми второй младшей группы № 3 общеразвивающей направленности на 2019 – 2020 учебный год
Рабочая программа для детей 3-4 лет общеразвивающей второй младшей группы № 3 «Смешарики» на 2019-2020 учебный год разработана на основе основной общеобразова...
Рабочая программа во второй младшей группе №12 от 3-х до 4-х лет на 2019- 2020 учебный год
Рабочая программаво второй младшей группе №12 от 3-х до 4-х летна 2019- 2020 учебный год Составитель: Еремеева В.В...
Спортивный праздник для детей младшего дошкольного возраста, с использованием технологии "Геокешинг" Тема: "В поисках сюрприза" 2019 - 2020 учебный год.
Материал предназначен для проведения мероприятия на свежем воздухе с младшей группой...
Рабочая программа учителя-дефектолога подготовительной к школе группы №3 МБДОУ "Детский сад №22" компенсирующего вида 2019/2020 учебный год
Программа учителя-дефектолога группы №3 (далее - Программа) Гавриловой Елены Алексеевны, разработана на основе Адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с наруше...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА организации деятельности с детьми средней 4 – 5 лет группы № 9 общеразвивающей направленности на 2019 - 2020 учебный год
Рабочая программа...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА образовательной деятельности в подготовительной к школе группе (от 6 до 7 лет) на 2019-2020 учебный год
Рабочая программа образовательной деятельности за 2019 -2020г....
Открытое мероприятие "Зимние забавы" для детей старшего дошкольного возраста в рамках «Дня здоровья», с использованием технологии «Геокешинг» 2019 - 2020 учебный год.
Открытое мероприятие "Зимние забавы" для детей старшего дошкольного возраста в рамках «Дня здоровья», с использованием технологии «Геокешинг»....