«Ознакомление дошкольников с историей своей малой родины»
учебно-методический материал

Аюкаева Асия Ахтямовна
Ознакомление дошкольников с историей своей малой родины.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_2.docx561.55 КБ

Предварительный просмотр:

Выпускная работа

на тему:

«Ознакомление дошкольников с историей

своей малой родины»

                                           

                                                               

Выполнила:

воспитатель дошкольной группы

при МКОО «Староатлашской СШ»

                                                                Аюкаева Асия Ахтямовна


                                                     План

Введение

1-теоретическая

  1. Организация и содержание методической работы по приобщению детей к родному краю.
  2. Взаимодействие коллектива дошкольной группы с социальными партнерами в процессе приобщения к культурно-историческим ценностям родного края
  3. Средства ознакомления детей с родным краем.

2.Личный опыт руководства работой по приобщению детей к родному краю

2.1 Повышение профессиональной культуры педагогов.

Формы работы с педагогами по гражданскому воспитанию

2.2 Работа с педагогами.

2.3 Работа с родителями и детьми

3. Заключение

 Приложение

                                             

                                            «Народ, который не знает

                                             своей культуры и истории

                                               презренен и легкомыслен»

                                                                 Н.М. Карамзин.

Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства?

 Почему даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой и любовью, а живя в селе постоянно с гордостью рассказывает он часто о красоте и богатстве своего родного края. В этом выражение глубокой любви по всему что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое.

Свою любовь к родным местам, знание того, что знакомит родной край, какова его природа, каким трудом заняты люди, взрослые передают детям.

Знание детьми доступного краеведческого материала будет основой понимания ими своеобразия других, далеких от них краев и областей.

Но не всё, что окружает ребенка, равнозначно в воспитательном отношении.

Начиная работу по патриотическому воспитанию, по воспитанию любви к родному краю, педагог прежде всего должен сам хорошо знать его, он должен продумать, что целесообразно показать и о чем рассказать детям, особо выделить то, что характерно только для данной местности, данного края что есть только здесь, он должен подумать, как через что можно показать связь родного села со всей страной.

Любой край, область, даже небольшое село неповторимы. В каждом месте своя особенная, неповторимая природа: одно село стоит на берегу большой реки, а другое затерялось в глубокой тайге, широко раскинулось в степи или по берегу моря. Везде есть особенные, дорогие его жителям тропики, особенные деревья.

Неповторимые люди. Везде есть свои артисты и спортсмены, свои судьи мудрецы и обязательно есть свой край трудом.

Каждый край знаменит еще и тем, что здесь жили люди, которые стали известны. Дети должны знать и героев, защищавших от врагов их родной край. Отбор материала в соответствии со сказанным позволяет сформировать у дошкольников представление о том, что славен родной край.

Однако было бы неверно знакомя детей с родными краем, ограничиваться показом лишь его особенностей. В таком случае у ребят может и сложиться правильное представление о родном крае, как части большой прекрасной страны. Каким бы особенным ни был родной край в нем непременно находит отражение того, что характерно для всей страны

-  здесь, как и повсюду в стране, люди трудятся. Они трудятся для блага и счастья всех.

-  в родном селе, как и в других местах соблюдаются трудовые и боевые традиции: чтить память героев, проводов новобранцев на службу, празднования Дня Победы.

- здесь, как и по всей России, берегут и охраняют природу: целевые прогулки в лес, в поле, к реке.

Многое дает детям наблюдение окружающей среды, окружающей жизни. Они видят, как трудятся люди, какие складываются у них трудовые отношения, как оценивается этот труд другими, как они выражают свое уважение к тем, кто хочет трудиться. Непосредственные наблюдения помогают ребятам узнать и полюбить природу родного края.

Однако, если педагог сведет работу по патриотическому воспитанию только организациями наблюдений, он очень ограничит круг знаний и представление детей, не сможет достичь главной цели - познакомив с особенностями родного края, пробудив в сердце ребенка любовь к нему, показать ему всю страну, воспитать любовь к Отечеству.

Такую задачу можно решить только умело сочетая наблюдения непосредственного  окружения  с  чтением  художественных  произведений, слушанием музыки, рассматриванием картин и иллюстраций к книгам. Искусство шире откроет ребенку окно в мир, поможет сделать необходимые обобщения, будет способствовать пробуждению чувств. В работе по патриотическому воспитанию детей к родному краю важнейшими средствами педагогического воздействия является организованное воспитателем наблюдение окружающей действительности, а также произведения искусства - литературы, музыки, живописи. Сочетание и взаимосвязь этих средств необходимы, чтобы дети, узнавая какие-то конкретные факты, наблюдая окружающую жизнь, могли путем простейшего анализа, обобщения узнанного лучше представить себе, что их родное село или поселок является частью страны. Необходимо дать им конкретные первоначальные сведения из географии, экономики - рассказать о том, что они не могут видеть в непосредственном окружении. При этом следует ориентироваться на «Программу воспитания в детском саду».

Руководствуясь программой и учитывая местные возможности  педагог намечает необходимый детям круг знаний. Очень важно спланировать весь познавательный материал равномерно по времени, чтобы дети в течении года усваивали знания постепенно в определенной системе.

Наиболее целесообразно планировать материал по темам. Работа по каждой теме включает занятия, игры, труд, свободную деятельность детей.

Тематическое планирование способствует эффективному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае той местности, где они живут, помогает им устанавливать взаимосвязь между событиями и явлениями, а также чрезвычайно важно, способствует воспитанию чувств.

Можно ли говорить о воспитании любви к родному краю без сообщения детям определенных знаний о нем.

Отбор и систематизация таких знаний проводится с учетом умственных возможностей дошкольников: принимается во внимание характер их мышления, способствовать к обобщению, анализа. Но в процессе ознакомления детей с необходимым материалом создаются благоприятные условия для их дальнейшего умственного развития, детям предлагается анализировать, сравнивать, обобщать то, что они видят в окружающей жизни или то, о чем расскажет или прочтет им воспитатель. Так, например ребят знакомят с трудом колхозников. Они узнают о работе людей различных профессий - животноводов, механизаторов, овцеводов самостоятельно могут заключить кто же такие колхозники, чем они занимаются  в чем общественная значимость их труда. Воспитатель должен организовать сообщение детям знаний о родном крае, о родной стране, чтобы вызвать у них познавательную активность, развивать любознательность.

Взрослый учит детей видеть красоту окружающей природы, красоту человеческого труда. Прогулка в лес, в поле, к реке предполагает решение комплекса задач: познавательной, эстетической и в конечном счете нравственной. Окружающий мир обобщает и стимулирует детское художественное творчество. Дети с увлечением рисуют праздники и родную природу, строительство. Чем интереснее и более целенаправленно педагог организует наблюдения детьми окружающего, тем содержательнее становится детское творчество.

Использование на занятии игровых приемов важно одновременно и для повышения познавательной активности детей и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Это могут быть игры-упражнения типа:

Ульяновск - город,

а Атлаш -.......(село).

Волга - река, Избалык -.......

Такие игры-упражнения хорошо проводить при закреплении материала, они легко воспринимаются детьми и часто переносятся ими с занятий в повседневную жизнь. Полезно включать в занятия дидактические материалы. Вот например игра: «Магазин сувениров». Она проводится для закрепления знаний о прикладном искусстве разных народов. Игровое действие - покупка сувениров. При этом ребенок должен определить, где этот сувенир изготовлен, из какого материала, какова его особенности, только тогда ему продадут выбранную вещь. Таковы правила игры. Если же знакомить детей с различными национальными костюмами, то для закрепления знаний можно провести следующую игру.

Предлагается определить какому народу принадлежит тот или иной национальный костюм - указать из какого материала, из каких предметов он состоит, каковы его особенности головного убора, какой цвет преобладает. Ребенок правильно ответивший на вопросы, получает право надеть костюм на куклу и потанцевать с ней в кругу ребят.

В работе по ознакомлению дошкольников с явлениями общественной жизни очень важны занятия изобразительной деятельности, так как в лепке, в рисунке дети выражают свои впечатления от восприятия окружающей действительности. Темы занятий могут быть разными, но они обязательно согласовываются с теми знаниями, которые дети получают на других занятиях. Примерные темы для рисования: «Природа нашего края», «Летний день в моем селе», для лепки: «Птичий двор», «Наша мечеть».

Естественна и целесообразна для воспитания чувств связь музыкальных занятий по ознакомлению детей с явлениями общественной жизни. Важно, чтобы музыкальный работник и воспитатель, помня об этой взаимосвязи, при планировании работы согласовывали содержание занятий. Тогда одни занятия будут дополнять другие, преследуя единую недрагоценную цель.

На музыкальных занятиях дети слушают татарскую музыку, русские песни об армии, о природе.

Игры, так же как и занятия способствуют решению задач патриотического воспитания. Игра, начатая с детьми после наблюдения за трудом людей под влиянием понравившегося или сюжетного рисования может перерасти в интересную длительную игру, в которой ребята применяют свои знания и уже накопленный ими жизеннный опыт. Задача воспитателя поддержать интерес к такой игре, дать ей нужное направление. Большой интерес у всех детей игры в поездки и в путешествия. Они с увлечением играют в путешествие прежде всего по реке, на которой живут (Волга, местная река Избалык) я считаю, что патриотическое воспитание детей связано с их физическим развитием. Такие качества, как сила, смелость, ловкость, необходимые воину-защитнику Родины лучше всего развиваются в спортивных играх, а также в играх с военно-патриотическим содержанием. Интерес к ним может быть вызван рассказами о солдатах, проявивших героизм. У ребят появляются желание учиться метать в цель снежки, прыгать, подлезать под препятствия, разбивать палатки.

Одним из главных факторов патриотического воспитания детей является приобщение их к трудовой деятельности. Любовь к Родине становится настоящим глубоким чувством, когда она выражается не только в словах, знаниях, но и в желании, в потребности на благо Отечества, бережно относится к его богатствам.

Самостоятельная трудовая деятельность чрезвычайно важна для воспитания будущего гражданина. Следует воспитать у детей бережное отношение к общественному добру, к природе родного края. Специальные беседы с детьми, чтение художественной литературы, включение ребят в практическую деятельность помогут им осознать необходимость бережно относиться к результатам человеческого труда, к природным богатствам страны. Конечно ребенку нужно рассказать и показать, как например выращивают хлеб, но еще в большей степени он осознает сложность этого труда и необходимость бережно относиться к хлебу, если вырастит его сам.

Важно, чтобы воспитание бережного отношения к природе сочеталось с воспитание любви к родному селу, с желанием работать вместе со взрослыми но его благоустройству (озеленение, уборка улицы).

Труд по озеленению участка детского сада, своей улицы, поделка игрушек, выращивание цветов, починка книг - все это те доступные дошкольникам дела, которые способствуют у детей развитого гражданских чувств.

В процессе гражданского воспитания детей и приобщение детей к окружающему миру и родному краю в д/саду можно использовать разнообразные формы работы с педагогами, детьми, родителями.

В формате взаимодействия педагогического коллектива нашего сельского детского сада  с социальными партнерами налажено сотрудничество. Цель: повышение эффективности социально-личностного развития детей дошкольного возраста в процессе приобщения к культурно историческим ценностям родного края.

Задачи: познакомить детей со сведениями об истории и культуре родного села;

познакомить с произведениями живописи местного художника     Мурясова Р ;

развивать у детей эмоциональное восприятие произведений живописи, побуждать их красоту, узнавать знакомые достопримечательности природы и социальной действительности;

познакомить детей с поэтами нашего края;

Вызывать у детей желание следовать примеру знаменитых односельчан.

Для ознакомления  детей старшего школьного возраста с достопримечательностями села создаются панорамы старинного села Атлаш, используются картины местных художников, а так же фотографии с видами села в прошлом и настоящем.  

.организация экскурсий на выставку произведений живописи, прогулок

Экскурсии, прогулки  обогащают представления детей сведениями о природных достопримечательностях родного края

.организация выставок детских работ. Это выставки о реке Избалык, прошлом нашего села, его жителях. Участие в выставках помогает детям приобщиться к прошлому  и настоящему родного села

.предложение поразмышлять, высказать суждение, событие, оценить, явление  

В качестве совместной деятельности может выступать деятельность, обеспечивающая достижение детьми совместного результата: создание совместного панно или строительство макета сельской мечети, озеленение территории детского сада.

Все эти  методы и приемы способствуют обеспечению полноценного гармоничного психическому и духовному развитию ребенка в условиях сельского детского сада.

Формы

работы с педагогами

по гражданскому воспитанию.

1.  педагогические советы.

2.  консультации

3.   круглые столы, дискуссии.

4.  семинары.

5.  деловые игры.

6.  КВН, викторины.

7.  диагностики.

8.  исторические спектакли.

9.  памятка для воспитателей.

10.беседы.

Формы работы с детьми.

1.   беседы.

2.   поисковые вопросы с детьми.

3.  рассказ воспитателя о событиях происходивших в родном селе.

4.  чтение художественных произведений.

5.  рассматривание иллюстрации по данной теме.

6.   наблюдение за общественной жизнью села.

7.   прогулки, экскурсии к памятным местам.

8.   изготовление с детьми макетов, альбомов о родном селе.

9.   коллекционирование.

10.встречи с ветеранами ВОВ, лучшими людьми села.

11. организация выставок.

12.дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, игры на гражданскую

тематику, игры драматизации.

13.просмотр видеофильмов.

14.разучивание песен, прослушивание музыкальных произведений. 15.организация праздников, посвященных родному селу, своей стране.

16.рассматривание фотографий.

Формы работы с родителями.

1.  родительские собрания.

2.   консультации.

3.   круглые столы.

4.  папки-передвижки.

5.   информационные стенды.

6.   индивидуальные   проекты   «генеалогическое   дерево»,    составление родословной.

7.   совместные праздники.

8.   анкетирование.

9.   памятки для родителей.

10.совместная деятельность взрослых и детей по изготовлению поделок.

макетов.

11 .дни открытых дверей.

Таким образом, систематическая и целенаправленная деятельность по формированию гражданской культуры дошкольника позволит сформировать гражданские знания, умение и чувства дошкольника на уровне, заложит надежный фундамент дальнейшего становления гражданина.

Наш детский сад в рамках гражданского образования детей осуществляет социальное партнерство с различными учреждениями села.

Цель - развитие связей д/сада с учреждениями культуры и досуга, здравоохранения, физической культуры и спорта, образования.

Приступая к работе, мы составили план, включая в себя сроки, задачи, формы работы с детьми.

Вся наша работа способствует формированию у дошкольников чувства патриотизма, любви к Родине.

Надеемся, нам удастся зажечь в сердцах детей, родителей, сотрудников д/сада огонек любви к Родине, к своему краю.

План воздействия детского сада с учреждениями села.

Наименование учреждения

Задачи, решаемые в совместной работе

Формы работы с детьми

Школа

Дать представление о том, что в музеях хранятся предметы старины.

Познакомить с историей возникновения родного села.

Обеспечение условий для развития географических представлений. Дать понятия, что у каждого человека есть родной дом, село, где он родился и живет - своя «Малая Родина».

Организация экскурсии по музеям и историческим местам с учетом возрастных особенностей детей. Осмотр музейных экспозиций.

Проведение познавательных игр в стенах музея «Игры народов Поволжья». Организация экскурсий по селу.

Совместно с сельской библиотекой

Дать представление о знаменитых людях села: поэтах, спортсменах. Познакомить с памятными улицами, связанные с именами знаменитых людей.

Организация экскурсий по памятным местам.

Школьная библиотека

Приобщить детей к культуре чтения художественной литературы.

Познакомить с  ' местными поэтами и писателями и их произведениями.

Использование фонда библиотеки для организации занятий с детьми, воспитателями и родителями. Организация выставок детской

художественной литературы. Организация встреч с местными поэтами и писателями Ф.З. Каиповой, Т. Ибрагимовым.

Воспитывать любовь

Организация встреч с

и уважение к

героями чеченской

Школа, детский сад

прошлому села. Познакомить с

воины.

героями Чеченской

-

воины.

Дошкольное детство - короткий, но важный период обновления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, о своей Родине, у него начинается формироваться определенные отношения к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Воспитание детей.

Приобщение детей к родному краю - одна из нравственных задач.

В нашем детском саду дружно живут и воспитываются дети двух национальностей - русские и татары. Поэтому патриотическому и интернациональному воспитанию мы придаем большое значение. Особенно эта работа стала продвигаться вперед 1-2 года, за период работы в детском саду заведующей Аюкаевой А.А. Эту работу я начала с воспитания у детей любви к Родине. Чувство любви к родному краю, родным местам сопровождает человека его жизнь.

Во-первых, я составила примерный план работы по патриотическому и интернациональному воспитанию детей. При составлении плана учитывала местные условия. Поэтому основывая направленность отраженного содержания на общение, содружество, сплоченность с раннего возраста русских и татарских (не исключая других) национальностей. Примерный план работы прилагается к авторской работе. Этот план включает в себя и занятия и трудовую деятельность, праздники, вечера досуга, игры, повседневную жизнь детей.

Еще в младшем возрасте мы знакомим ребят с детским садом, с улицей, на которой он находится, людьми, которые трудятся в нем. В старшей группе закрепляем и расширяем знания, полученные в младших группах. Объясняем, что у каждого человека есть родной город или село, где он родился и живет. Что мы живем в Ульяновской области Старокулаткинского района в с. Старый Атлаш. Для ознакомления дошкольников с родным селом используем самые разнообразные формы: рассказы воспитателей, беседы, экскурсии в школьный краеведческий музей,

рассматривание картин, иллюстраций. По ознакомлению детей с природой нашего края широко используем стихи местных писателей, как Я. Хайруллина, Т. Ибрагимова. Ф. Каиповой, Ф.А. Музяевой.

Все они в зависимости от темы по разному сочетаются между собой. Беседуя о нашем селе задаю детям вопрос: - «Как называется улица, на котором расположен наш детский сад?», - «Как называется улица, где живет Регина, Алсу?» (ул. Г.Тукая), - «Где вы еще услышали эту фамилию?», «Какие сказки писал Г. Тукай для детей? Эту беседу мы провели у уголка « По следам поэта».

Красива природа нашего края и замечательные люди живут в нем. Рассказывая детям о героях труда показываем альбомы, где имеются фотографии наших хлеборобов, колхозников, подчеркиваем что они трудятся во блага нашей Родины.

Более обстоятельно знакомлю детей с улицами по макету, которых мы изготовили с помощью родителей. Ребята быстро находили улицу, где они жили и где находится на детский сад. Во время экскурсий и прогулок я обращаю внимание на окружающие здания: администрацию села, аптеку, магазин «Эльдар», «Дуслык», дом культуры. При этом подчеркиваю, что все они красивые, светлые дома, эти здания - общественные. Они построены для жителей нашего села. Сейчас строится большой мост, чтобы машинам и людям удобно и безопасно было ездить на работу. Знакомясь с улицами села, его новостройками, дошкольники наблюдали труд взрослых. Они видели, что этот труд объединяет людей и приносим всем пользу. Очень важно, чтобы любовь к родному краю была действенной, поэтому я стремлюсь воспитывать у детей заботливое отношение к детскому саду, к своей группе, игровой площадке. Посильное участие в субботниках сплачивает детей, дает ощущение радости от того, что они работают со всеми. Здесь же и видна преемственность детского сада со школой. Так как мы находимся в одном здании со школой, то и все субботники мы проводим совместно со школой.

Стремление детей сделать д/сад, свою улицу еще красивее - это и есть и начало действенной любви к родному селу, городу.

Воспитательная работа по ознакомлению с районом, с селом была связана со всеми видами детской деятельности. Впечатления от экскурсий ребята передавали в рисунках, строительных играх, лепке.

Знания, полученные на занятиях, во время бесед о родном крае, закреплялись в дидактических играх: «Найди сою улицу», «Что я видел на своей улице?», «Узнай и назови». Запомнить названия улиц помогла игра «Путешествие по родному краю».

Наши воспитанники не все имеют возможности увидеть нашу область. Поэтому с целью ознакомления детей с г.Ульяновск мы использовали альбомы с иллюстрациями города, стенды, которые находятся в школьном музее, рисунки старших школьников, папки-передвижки с фотографиями, где запечатлены достопримечательности города. Также мы обратились за помощью и родителям. Рекомендовали посетить вместе со своими детьми те места, о которых читали детям. На консультациях, на специальных стендах давали подробный план поездок по городу. Советовали, что нужно показать ребенку и как рассказать о том, или о ином памятнике, улице. Мы стремимся, чтобы свои впечатления дети могли передавать ярким образным языком, использовали в речи такие слова как: древняя, гордая, красивая, величавая, цветущая. Чтобы поездки с родителями по городу или району расширили кругозор детей представления об окружающем.

В конце года я планирую провести занятие - викторину, с целью выявить, что дети знают о родном крае. Приобретенные детьми знания обогащают содержание их деятельности. Новыми сюжетами уже стали пополнятся игры: «Библиотека», «Дом культуры».

Впечатления детей находили отражения изо деятельности. Они рисовали понравившиеся здания, жома, переулки. Темы рисунков дошкольников свидетельствовали о возникновении стойкого интереса к родному краю.

Дети дошкольного возраста не всегда могут выразить в словах, то что чувствуют. Их отношение к окружающему, полученные впечатления находят отражение в изо деятельности лепке, аппликациях ; Поэтому после беседы мы всегда предлагаем нарисовать их любимые места в селе.

Наше село - село Старый Атлаш небольшое. И каждое мероприятие, которое проходит в селе, не проходит без участия нашего детского сада. Наше село стремится сохранить традиции и обычаи татарского народа. На празднике «Науруз» наши воспитанники принимали активное участие. Заранее в группах детского сада ведется подготовительная работа. С детьми мы разучиваем песни, частушки на татарском языке посвященные празднику. Во время праздника проводятся игры для взрослых и детей. Это игры «Бой с мешками», «Кореш», «Перетягивание каната».

Праздник «Сабантуй».

По традиции в нашем районе каждый год в мае месяце проводится праздник «Сабантуй». Вот уже второй год этот праздник мы устраиваем и в нашем родном селе Атлаш. В проведении этого праздника наш детский сад тоже принимает активное участие. Мы вместе детьми шьем флажки. Организовываем выставку детских работ, также организовываем детскую площадку, где любой желающий может со своими детьми прийти и отдохнуть, покататься на качелях. Здесь же мы проводим детские спортивные игры, эстафеты. Площадку мы украшаем разноцветными воздушными шарами и флажками, приготовленные руками самих детей. Такие праздники и участие в них детей играют большую роль в приобщении детей к традициям нашего народа, его обычаям и любви к родному краю.

М.И. Калинин писал, что родной край становится еще ближе и роднее. Если узнаешь его историю. В подготовительной школе группе уделяем особое внимание знакомству детей с прошлым родного края, широко используем произведения местных поэтов, художников и музыкантов. О наших чудесных краях написаны не только стихи, но и множество песен. Наши дети знают их и охотно поют.

Рассказывая воспитанникам об истории жизни людей нашего народа, мы показываем фотографии с изображениями жилищ, орудий труда наших предков. Рассматриваем элементы татарского орнамента с его разнообразными формами, которые выполнялись золотым шитьем или выкладкой из тесьмы. Показываем детям и национальную одежду, головной убор. Обращаем внимание детей на то, чтобы дети запоминали их названия. Наши предки использовали орнамент для украшения своих домов, вырезывая на дереве на рамах своих окон. Дети с большим интересом рассматривают чайники, кувшины, которые разрисованы красивым татарским орнаментом. Я стремлюсь, чтобы наши дети постигли красоту окружающей их природу, чтобы эта красота захватила их, проникла в детский мир и сердце.

                          Литература

1.Барух-Александр Плохотенко «Атлаш -наша любовь»,2013г

2.Богомолова М.И.,Шарафутдинов З.Т.» Дошкольникам о Татарстане»,Альметьевск.

3.Виноградова А.М «Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников»

4.Дошкольное воспитание.№4 2014г

5.Жуковская Р.И,Козлова С,А «Родной край»

 6.Ковардакова М.А «Дошкольник.Образование.Родной край»

7.Кулатке-85 лет»10.08.2013г

 8.Нечаева В.Г, Маркова Т.А «Нравственное воспитание в детском саду»

9.Хамзин К.»Секреты моей деревни» 2015

Спит ковыль. Равнина дорогая,

И свинцовой свежести полынь

Никакая родина другая

Не вольет мне в грудь мою

                                  полынь.

                               С. Есенин.

getImage (1).jpg

В одном из красивейших уголков России располагается моя малая родина- село Старый Атлаш. Мое село окружено зелеными лесами, широкими полями, лугами, утопающими в цветах. Богато древесиной , мелом , глиной и песком. Щедра и богата на таланты Староатлашская земля. Участник

художественной самодеятельности Мунир Якупов закончил Казанскую консерваторию работает ведущим солистом татарского Академического театра оперы и балета. Он исполняет главные партии в операх , написанных и поставленных не

только татарскими и русскими композиторами, но и мировую классику. Вместе со своим театром он гастролировал по многим странам Европы: Голландии,      | Бельгии, Германии, Франции, Великобри-                             

тании. Староатлашцы по праву гордятся композитором Камилем Хасановым, архитектором Рамилем Валюткиным и многими другими. Но я хочу рассказать о семье; о семье Ганеевых .

Есть русская интеллигенция

 Вы думали - нет? Есть

Не масса индифферентная,

А совесть страны и честь.

А.А. Вознесенский.

В 1953 году молодая семья Ганеевых переехала в село   Старый Атлаш. Ганеева Анвара Исхаковича

назначили директором Староатлашской семилетней школы.   Семья Ганеевых в это время состояло из трех человек, вместе с ним приехали его жена -Суфия Хасановна и годовалый сын -Эдуард. В Атлаше родились остальные дети. В 1953 году - сын Рафаэль, и две дочери -Асия и Наиля. Анвар Исхакович по специальности был учителем истории, а Суфия Хасановна была библиотекарем. Они любили детей, они были интеллигентными, умелыми и знающими специалистами.

 В 1962 году начали строительство типовых объектов соцкультбыта, в том числе Старый Атлаш. Анвар Исхакович трудолюбивый и настойчивый человек, возглавил это строительство. Школу объявили народной стройкой, в ее строительстве участвовало практически все взрослое население Старого Атлаша и старшеклассники. В 1965 году объект сдали. Среди первых выпускников был старший сын Анвара Исхаковича   Эдуард, закончивший школу серебряной медалью.

getImage (5).jpg

Все дети Ганеевых стали учителями, закончили Ульяновский Педагогический Государственный Институт имени И. Н. Ульянова.

После развала СССР работа учителя не могла кормить семью, поэтому Рафаэль Анварович и Найля Анваровна стали средними предпринимателями. Асия Анваровна долгое время работала учителем русского языка и литературы в Староатлашской средней школе. В настоящее время по состоянию здоровья не работает, но постоянно встречается со своими бывшими учениками.

Изображение 376.jpg

Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы - как история планет.

У каждой все особое, свое,

 И нет планет, похожих ка нее.

                           Е.А. Евтушенко.

Сын -Эдуард - в 1973году направлен директором Новокулаткиской школы. В 1985году поступил в Аспирантуру МГУ и закончл в 1990году, получив звание кандидата физика-математических наук. С1983года работает на электромеханическом заводе г. Саратова. С 1993года -директор Саратовского электромеханического завода МПС. В 1999году Танеев назначается генеральным директором ОАО Электротехнический завод   «Автоматики и телемеханики .

Программа Э.А.Ганеева по выводу завода из экономического коллапса на протяжении всего периода сочетает в себе организационные мероприятия и научный подход .Решая важные производственные вопросы

Рисунок1.jpg

надежности рентабельности выпускаемой электротехнической продукции, - он ведет научную работу по данной проблематике -в 1995 году   защитил кандидатскую диссертацию и стал кандидатом технических наук, в 1998 году Академия электротехнических наук России присвоила Танееву ученое звание доктора электротехники.

За умелое руководство, обеспечение стабильной работы и выполнение производственной программы МПС в экономически сложное время Указом Президента Российской Федерации в 1997 году Э.А.Ганеев награжден орденом Почета, Торгово-промышленной палатой Российской Федерации -Дипломом имени Петра Великого, как лучший руководитель государственного предприятия России в 1999году.

Женат, имеет двоих дочерей.

В Старокулаткнском районе хорошо известно имя Эдуарда Анваровича Танеева. И не только в районе - в Саратовской области, во всей России. Так как о нем и об ОАО «Электротехнический завод   Автоматики и телемеханики» не раз писали и в центральных газетах, например, в Российской правде, в Московском комсомольце и других изданиях. А саратовские газеты и журналы регулярно освещают успехи нашего земляка и руководимого им завода.

Свет луны, таинственный и длинный Плачут вербы, шепчут тополя Но никто под окрик журавлиный Не разлюбит отчие поля.

Е. А. Есенин.

Эдуард Анварович - Человек с большой буквой. Он не забывает свои родные края. Огромную помощь оказывает Старому Атлашу - своему родному селу, Старому Мостяку - родному селу своего отца, Мосеевке - родной деревне своей матери. Он подарил Староатлашской средней школе 12 компьютеров, же, 25 огнетушителей, видеомагнитофон, заменил полностью электропроводку по европейским стандартам, в каждом классе новые розетки, дневные пы - это огромная помощь всем учащимся и родителям. И Администрация села очущает на себе помощь Ганеева Эдуарда Анваровича, вот недавно тоже  получила в подарок ксерокс. Наша мечеть тоже получила щедрые пожертвования от Эдуарда Анваровича. Он оказывает содействие в восстановлении духовности староатлашцев. Содержит медресе при Староатлашской мечети, изучают традиционный ислам, чтобы дети не забыли наши традиции.

getImage (3).jpg

Уходят люди... Их не возвратить

Их тайные миры не возродить.

И каждый раз мне хочется опять

От этой невозвратимости кричать.

Е. А. Евтушенко. В 2004 году семья Танеевых понесла большую утрату, умерла Суфия Хасановна, похоронена в деревне Мосеевка. Староатлашцы с доброй памятью относятся  к ушедшим из жизни членов этой семьи и молятся за здоровье живых. Наши земляки гордятся семьей Ганеевых!

getImage (2).jpg

История моего   родного села очень сложна и разнообразна.   В ней немало интересных фактов, событий, выдающихся личностей, и она представляет собой часть всей российской истории. На протяжение долгих времён, начиная с древних лет и заканчивая нашим временем, история нашей малой родины изменялось - преобразовалось административно -территориальное устройство, заселялись и осваивались новые территории, сменялась власть. И всё - таки , она очень интересна, особенно нам -школьникам.

Жизнь в нашем селе зародилась очень давно. В Старокулаткинском районе село Старый Атлаш является одним из больших сёл.   По данным переписи населения 2000 года   в селе числится 568 дворов и проживает 1468 человек. В селе есть 11 фермерских хозяйств, Староатлашский промкомбинат,  средняя школа, сельский дом культуры, участковая больница, лесничество, мечеть (в центре села) и другие учреждения.

Село Старый Атлаш - татарское село, и в основном, проживают татары. Если обратиться к прошлому, то история очень интересна. Нам же хочется знать: кто строил, когда строилось? Ответить на эти вопросы нелегко.

Нам уже известно, что в основании села участвовали наши бабушки, дедушки. Они выбирали хорошее место для проживания. Устроившись, жили по обычаям и традициям татарского народа. Эти данные относятся к 1590 -1600 годам.

В начале,   когда    только что образовалось село, было всего лишь 7 семей.

И правда, наше село   располагается на одном из живописных мест. Вокруг села растут разнообразные деревья, есть обширные поля, по середине села протекает река - Избалык.    Эта река уникальна. Берёт начало недалеко от села. Исток реки   является заповедником всероссийского значения.   Там запрещена ,вырубка леса и хозяйственные постройки.    Река не очень крупна, но тянется сравнительно    долго и извилисто.   Всё моё детство прошло в непосредственной близости от неё. Эта река разделяет наше село на две части , на её берегах бурная растительность.   Вокруг этих мест всегда очень чисто и свежо.

Существует много легенд, как строилось, развивалось наше село.   Предполагают, что наши прабабушки и прадедушки, когда искали место для села, у них   пропала лошадь. Сколько они не искали, но не нашли.   Затем они отправились дальше. Когда пришли на новое место, то вдруг объявилась   пропавшая лошадь.    Они сразу зарезали её и угостили друг - друга :" Кушайте, это мясо лошади ! "   Так и произошло название   села    -"Атлаш " ( "ат "- лошадь , "аш" - еда.)

Ещё одна легенда, как произошло название села.   Во время Ивана Грозного татарский народ хотел сберечь свою религию и вынужденно   оставлял свои дома, земли  чтобы не стать "крещёнными". Самые смелые люди, жившие   всю жизнь на родной земле, должны были   её покинуть. Так они бродили, пока не увидели прекрасную долину. Будто зелёным атласным ковром была покрыта эта долина.   Люди увидев такую красоту, воскликнули   " атлас", со временем   " с " и "ш " чередовались, вместо " атлас " стали говорить "Атлаш ".

Основная задача односельчан,  состоялось в том, чтобы сначала убрать деревья , а затем уже обработать землю. Одновременно с обработкой земли, строили дома. Возрастало   количество семей.

Мы можем задуматься, на каком месте основалось   наше   село ?    Начало нашего села, где наши предки по родству остановились, это родник "Кырмыска"   ("Муравей ").

Татары всегда жили и живут дружно.    Из - за этого село становилось большим. К нашему селу присоединялись и другие.

Не далеко от села,   находилось место, где остановились чуваши.   Через   некоторое время их предки умерли,    многие вступили в брак с татарами и отатарились. До сегодняшнего дня их фамилии сохранились : Давыдовы, Башаевы, Мусины, Гунтяевы, Кутузовы, Калюшевы.     В   селе   есть жители,   имеющие эти фамилии.

Жители села   занимаются животноводством и земледелием.

До настоящего времени существует ещё родник  "Кырмыска". Этот родник поит жителей свежей, чистой водой. Есть фамилии Курмучкины, которые произошли от названия родника.

По данным Московских археологических исследований 1861 года в селе было 389 дворов и 2572 человек. Из 2572 человек 1257 мужчин и1315 женщин.   Было   5 мечетей, 1 училища, 3 водяные мельницы.    В 1885 году наше село Старый Атлаш, будучи    волостью,   присоединяет к себе села : Старый    Мостяк, Новый Мостяк,     Мосеевку, Евлейку.      К этому времени в селе было 547 дворов и 3230 жителей.   Из них   1618   мужчин и 1612

женщин. Мужчины, которые могли писать и читать было 94, а женщин всего 1, среди мальчиков - 59, а девочек-11. Объём земли составляло всего 7181 десятин, а пахотной земли было 485 десятин.   К этому времени в селе был 1 трактор   "Фордзон", 721 тележек.   Было 9 магазинов, по субботам был рынок, была одна почта.    Несмотря на все тяготы, в селе работало производство, производили кирпичи, мыло, деревянные изделия, ложки. Рабочих лошадей было 475 голов, коров -180,   овец - 533, коз - 389.

Главным занятием жителей села было -выращивание культурных растений, а некоторые жители занимались торговлей.

Наше  село крепло.     Становилось больше людей.   Люди    занимались    земледелием,   росло количество рогатого   скота, выросло   и    количество зажиточных семей - это Шарюковы - 3 семей, Ямашевы - 2 семей, Туймасовы,   Едихановы - 3 семей.    О Шарюковых можно сказать,   следующее: эта семья была хорошей,  богатой.    Они не только обрабатывали землю, а в 1885 году купили    первый трактор      "Фордзон ". В их семье был Хасан, он занимался торговлей.    Старейшины говорят, что у него была открыта сумма около 14 тыс. в Германском банке.

Итак, наше село начинало процветать. Прибавилось ещё несколько семей.

В 1908 году появилось новое село Новый Атлаш.   Это было так:    в село приехал землемер, его угостили, напоили.   Жители Атлаша, неподалёку от села   Новый     Мостяк,   построили за   ночь одну баню. Баню затопили, затем привели землемера. Он удивился и спросил : "Какое же это хозяйство ? " Наши атлашцы   ответили, что строится новое село. Землемер отмерил землю и дал участок для последующей стройки.   В   1908   году появилась название "Старый " Атлаш.

          К тому времени в

новом селе   "Новой   Атлаш " было уже 28 дворов. Жители выкопали колодец с 25 метровой глубины. Жители Нового Атлаша   занимались земледелием, животноводством.    Но это село больше не росло. К 1955 году остался лишь 1 двор. Этот двор был Шарипова  Хайдара, через некоторое время он переселился в Старый Атлаш.

К 1913 году в селе Старый Атлаш числилось 1100 дворов, мечетей-7, 4-водяных мельниц, 3 -   ветряных.

Жители села работали только в селе, а затем чтобы заработать денег, молодые парни уезжали в город Вольск на работу на баржах.   Татары старались соблюдать обычаи, и сохранить традиции, не   забывать   свой родной язык.     Они приносили в жертву, какого - нибудь животного. А   некоторые ездили в даже в  хадж, такие как Ибрагимов Хуснутдин, Якупова Зайнулла.   Эти люди не жалея своих денег, несколько месяцев подряд ехали в Аравию, чтобы совершить хадж.

В1917 году после февральской буржеазной революции,  созвали учередительное собрание,   куда делегатом выбрали нашего земляка Риятова Шакиржана.

В нашем селе есть люди, которые 25 лет служили в армии. Это Ибрагимов Аюп. 1853 -1856 году была война, между Россией и Турцией Там учавствовало несколько    из нашего села: Байбиков Исхак,   Рафиков Тимеркаен и другие.   Эти участники были награждены орденами "Георгиевский крест".

В 1919   году в селе  Стрый Атлаш образовывается сельский совет.

Наше село был волостным центром и к нашему волостью входили :Холостовка, Камаевка, Найман,   Раштановка, Безобразовка.     Теперь эти сёла относятся к Павловскому району.   В стране началось гражданская война.   В   1921 году село

голодало.    В семье Шарюковых, глава семейства Хасан, умер от голода.После образования сельсовета,    появилась коммунистическая партия, которая включала  22 коммунистов. Председателем комитета выбирают Ражяпова Ахмеда Хисаметдиновича. Он сам помогает строить больницу, 2 школы.   В 1928 году он умер в возрасте 38 лет. Его похоронили   перед зданием волостного комитета.   Председатель колхоза "За мир" Фуать Сафович Амиров    силами односельчан установил пъедистал на его могиле.   Школьники постоянно ухаживают за его могилой.    Родственники семьи Ряжаповых живут в р. п.   Старая Кулатка. Его внучка Румия Рахманкулова живёт в городе Саратов.

В то время    сельской больнице   работал врач -хирург Покровский. Его все любили и уважали.

Появились новые здания для школ,   их называли ШКМ (школа крестьянской молодёжи). Учителями были: Тариф Латипов из Татарстана, Зифа Битталова, Хажар  Хасанова, Аминя Ахтямова. Главным предметом в школе был латинский язык. Многие выпускники школы, учились дальше в Рабфаках, а некоторые устраивались н работу. В эти же годы открылась школа при мечети. Но фамилии учителей до нас не дошли. В последние годы в библиотеках работали : Шарипова Зяйняп, Ибрагимова Рауза, Киряна Рая, Юртаева Мявжуда.

В 1928 -1932 годах дважды в селе были пожары.   Половина   села сгорела , поэтому были изменения в селе.  Жители переселились в города: в Самару, в Саратов,   в Пензу,   в Среднею Азию. Волость села старый Атлаш    распалась и перешла к Старой Кулатке.   В 1929 года началась коллективизация, образовались колхозы.     После пожара   количество   семей      уменьшилось на 300.

Хочется обратить внимание на то, что село страдало много раз :   голодало, дважды горело,   но всё не исчезло,   а наоборот росло становилось ещё лучше и краше.

  В 1929 году   образовался новый колхоз "Урнак".   Председателем был Юртаев Умяр.   А 1930 году появились ещё 6.   Общее количество   колхозов - 7 : "12 лет Октябтя " , " Будёный " ,   " Единое " "Пахарь",    " Ударник " ,   " Прожектор".    В этом же 1930   году   они все   объеденились, и стали называться :    "Новый путь ", " Ударник " , "Прожектор ".   В   1932 году   колхоз " Новый путь " покупает ещё один трактор " Фордзон ".   А в 1956 году все эти 3 колхоза объединяются в единый колхоз   "За мир".

До этого времени в селе был    был уже один трактор у Шарюковых. Трактористом был Давыдов Усман.   Работал вместе с отцом Усманом его сын Ибрагим стал хорошим трактористом. Когда в колхоз привели    трактор, то он сам работал в нём. К себе на помощь, он взял Зулькарняева Сулеймана. Потом закупили ещё тракторы : " СТЗ " , "ХТЗ "," ЧТЗ".

В селе Старый Атлаш, есть люди, которыми можно гордиться:

Яфаров   Насиб, уважаемый человек, учился в Истанбуле.   В   Турции    управлял советом.     3 -4 года до смети жил в нашем селе.

Сыновья его брата Шакира   Кабир и Камиль живут в селе.

Едиханов Искандяр Идрисович работал в Иранском совете. Его родственники живут в селе.

Мязитов Якуб, работал заготовителем, занимался торговлей, в Мордовской республике работал министром торговых дел, в 1961 году был награждён Ленинским орденом. Его родня Мязитов Алим.

Таштабанов Абдрашит - многие годы работал в Таджикистане в отделе внутренних дел, был полковником милиции.   Жил он в городе Душанбе. В нашем селе проживают его родственники.

В   нашем селе есть жители , которые по призванию - полковники. Один из них Идрис Исмаилович Курмакаев, он был награждён медалями и орденами. Он здесь родился, а затем жил в Саратове.   Он умер, и его похоронили там же. В селе есть родственники.

Ибрагимов Мубин Халилович - полковник, доктор радиотехнических наук, профессор. У него много орденов и медалей. Теперь живёт в Москве.

Таштабанов Шавкать Фатихович - милицейский полковник.  Жил в Набережных Челнах и работал начальником милиции. Умер от тяжёлой болезни.

Ни одно крупное событие, пришедшее в нашей стране, не прошло мило села Старый Атлаш. Из нашего села   на борьбу с фашизмом были призваны 354 человек. Из них 179 не вернулись домой. Остальные, вернувшись продолжали работать, восстанавливать разрушенное хозяйство.   Уже исполняется 60 лет, как над нашей головой мирное небо. Но мы не забываем   наших ветеранов. День Победы в нашем селе - большой праздник. Ежегодно 9 мая проходит встреча ветеранов войны с учащимся ,учителями школы , с односельчанами.   В этот день мы от всей души поздравляем наших ветеранов, желаем им крепкого здоровья и мирного неба ад головой. И от имени односельчан говорим им : "Большое , человеческое спасибо ".

Уроженец села Старый Атлаш   Зякярья Алимжанович Кузяев (1919 - 2004). Он служил в партизанской бригаде имени Димы в Минской области в 1941 - 1944 года.   Участвовал в   операциях по уничтожению коммуникаций, боевой техники и живой силы противника, выполнял ответственное

задание штаба партизанской бригады.    За храбрость и решительность награждён тремя орденами Отечественной войны 2 степени и орденом Отечественной войны 1 степени, многими боевыми медалями.

Молодые парни   и в наше время не подводят наших дедов. Жители нашего села тоже учавствовали в войне в Афганистане, среди них : Мусин Кямиль К., Фахрутдинов Нурхан , Байбиков Юсеб, Сайфетдинов Сайт, Курмакаев Равиль, Юсупов Гаяз, Курмакаев Ринат, Абдюшев Рафаэль, Чибишев Ринат. В первой и во второй Чеченских войнах   наши юноши тоже   принимали участие : Байбиков Дамир, Кутузов Рамис, Сайфетдинов Радик, Едиханов Рустам и другие.    Байбиков Дамир выпускник Староатлашской средней школы, участвовал в боях с бандформированиями в Чечне, во вторую Чеченскую войну. Пал смертью храбрых 18 декабря 2000 года. В это время ему было всего 20 лет.

В 1962 году начали строительство типовых зданий школ в селе на 320 учащихся. В этот период директором Староатлашской восьмилетней школы работал Ганеев Анвар Исхакович, опытный учитель истории, трудолюбивый и настойчивый человек. Колхоз "За мир" возглавлял Амиров Фуать Сафович. Школу объявили народной стройкой, в её строительстве участвовало практически всё взрослое население Старого Атлаша. В1965 году объект сдали.

Щедра на таланты Староатлашская земля. Нередко участники художественной самодеятельности покоряли талантами не только зрителей района и области, но становились известными и за пределами области.

Участник художественной самодеятельности из нашего села Мунир Якупов закончил Казанскую консерваторию,    работает ведущим солистом

татарского Академического театра оперы и балета имени Мусы Джалиля.   Он исполняет главные партии в операх, написанных не только татарскими и русскими композиторами, но и мировую классику. С театром Якупов гастролировал в странах Западной Европы , в Бельгии, в Голландии,   в Дании, в Германии, в Испании.   Ему присвоено почётное звание " Народный артист Республики Татарстан".

Генеральный директор завода из Саратова -Танеев Эдуард Анварович, уроженец села Старый Атлаш. Родился 15.01.1952 года в селе Старый Мостяк Старокулаткинского района Ульяновской области в семье учителя , образование высшее. Работал   на различных должностях. С 1993 года -директор Саратовского   электротехнического завода

Рисунок1.jpg

МПС .   В 1999 году Танеев назначается   генеральным директором ОАО Электротехнический завод " Автоматики и телемеханики".

История Старокулаткинского района очень сложна и разнообразна. В ней немало интересных фактов,событий,выдающихся личностей ,и она представляет собой часть   всей российской истории. На протяжении долгих времен, начиная с древних лет и заканчивая нашим временем, история нашей малой родины изменялась - преобразовывалось административно - территориальное устройство, заселялись и осваивались новые территории, сменялась власть. И все-таки она очень интересна, особенно нам - школьникам.

Жизнь в нашем районе зародилась очень давно. В 80-е годы в нашем районе велись археологические раскопки, в ходе которых были найдены доказательства жизни в первобытнообщинном строе - каменные топоры и песты, окаменевшие деревья. Мне кажется очень интересным именно этот факт, так как при этом я задаю себе другие вопросы - что собой представляли природа и животные, каким был климат и рельеф этой местности ?

Если говорить о истории нашего района с начала заселение и освоения его земель людьми, то она начинается с 1700 года. Согласно некоторым сведениям , особо видные представители служилых татар за особые заслуги перед императором -участие в боях, выполнение особых военных стратегических действий, получили земли в Среднем Поволжье, которые до этого назывались « диким полем».

Шамион Уразмаметов , Уразгильди Усеев , Байгильди Бакмиев , Биктимер Сунчелеев и другие богатые татары со своими семьями получили большие территории для дворов, усадеб , пашен, покосов.

Несмотря   на  множество различных   суждений, все они сходятся к одному - первыми поселенцами были татары.

Существует легенда о основании моего родного села Старый Атлаш. Во времена Ивана Грозного уклонившиеся от крещения татары со своими семьями бежали в земли Среднего Поволжья. Там они основывали селения. Так и образовалось село Старый Атлаш в 1590-1600-е годы.

В эти времена крестьяне на  территории   нашего района жили вольготно и свободно. У них в распоряжении было много свободных земель, почва была плодородной. В основном крестьяне занимались хлебопашеством   и   рыболовством,

растили скот. Одежда крестьян была восточной - очень длинной  и широкой. Женщины очень любили украшения из металла и  ценных камней.                                                                               

Многие   историки замечали, что татары отличались большой физической силой, на еду тратили   крупную часть своего           

бюджета.                                                                                           

Религия проникла во всю сущность и во все сферы               

татарской жизни. Духовенство представляли муллы, имамы, ахуны, мударрисы.                                                                           

Впоследствии жизнь наших предков шла размеренно и         

спокойно, равномерно развивались культура, обычаи, традиции и нравы.

События начала XX века - русско - японская война, обе          революции всколыхнули население наших земель. Крестьяне и  рабочие поднялись на борьбу против ненавистных буржуев и помещиков. Многие наши земляки принимали непосредственное участие в этих событиях. Участниками революционного               

движения были Кузахметов.Е.И, Мансуров.Б.Х, Гафуров.А.С, Мангулов.А.Б, Фёдоров.Е.Г, Фёдоров.А.А, Рязяпов.А.Х,                   

Давыдов.Х,Ф.Сафаров.Ф, Е.Владимиров.                                         

О личности Рязяпова.А.Х я хочу поговорить отдельно. Он  был сильным и волевым человеком с твёрдо определённой точкой  зрения. Он принимал активное участие в                         

революционном движении, где отстаивал интересы простого народа. Похоронили этого замечательного человека в моём         

родном селе Старый Атлаш. Я очень горжусь тем, что мои         

земляки принимали участие в великих  революционных событиях , влияли на развитие событий.                                         

В 1918 году началась гражданская война-война                   

расколовшая   нашу страну на два лагеря -« красных» и «           

белых».Эта война была очень изнурительной и жестокой, длилась почти 4 года. В ней участвовало 3 600 человек из всех т сёл нашего района. Многие из этих героев не вернулись домой  Они сражались в составах легендарных Чапаевской, Симбирской  и Железной дивизий. Мне очень приятно, что наш народ в эти тяжёлые времена поддерживал советскую власть, так как было  много желающих отправиться на фронт и помочь                       

красноармейцам   материально.                                                         

Старокулаткинский  район образовался в июле 1928 года,     когда в стране проводились реформы, в том числе и                   

административно - территориального устройства. Постановлением  Президиума ВЦИК и СНК РСФСР от 14 мая 1928 года             

Ульяновскую губернию   упразднили и образовали                       

Средневолжскую область с центром в городе Самаре, в               

которую входило 9 округов. Тогда же в состав Кузнецкого         

округа включили Старокулаткинскую волость Вольского уезда Саратовской   губернии.                                                                   

С   1929 года в нашей стране началась пора  создания         

колхозов - пора коллективизации . Каждый человек в нашем         районе воспринял её по - своему, ведь бедные и неимущие крестьяне получили материальную поддержку, но одновременно исчезли и зажиточные крестьяне, так называемые « кулаки»,         которые были лучшими землевладельцами - передовиками           

района. Я думаю, что это было большой ошибкой, так как «кулаки» были основными производителями зерна в районе.      

В каждом селе образовывалось по несколько колхозов.         

Например, в селе Старая Кулатка в 1929 году существовало 5  колхозов, со временем они объединились в 3, а после                   

укрупнения остался лишь 1 - колхоз имени Жданова. В моём родном селе в 1929 году образовалось 6 колхозов - имени         

Будённого, «Берлек», «Новый Путь», «Ударник» и также 2           

некрупных колхоза.После укрупнения образовался колхоз «За тмир». Колхозы показывали отличные результаты в сельском хозяйстве.                                                                                         

Всего в Старокулаткинском районе существовало 44 колхоза  а после 3 этапов укрупнения осталось лишь 19.                           

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 января  1943 года в составе  РСФСР образована Ульяновская область. числе 26 районов области появился Старокулаткинский район с 21 сельским советом :Бахтеевский, Верхнетерешанский,                 

Вязовогайский, Зарыклейский, Кармалейский, Кирюшкинский, Мосеевский, Новозимницкий, Новозелёновский,                               

Нбвояндовский,Новокулаткинский, Новомостякский,                       

Новолебежайский, Староатлашский,Старозелёновский,                   

Старояндовский, Старокулаткинский, Старомостякский,                 

Среднетерешанский, Устькулаткинский и Чувашкулаткинский.      

Создание Ульяновской области в годы Великой                     

Отечественной войны было хорошо рассчитанным шагом в реформировании административно - территориального                   

устройства.

Во время войны наши многие земляки совершали                 

героические поступки. Пятеро из них были удостоены звания Героя Советского Союза.                                                                 

В центре рабочего посёлка Старая Кулатка есть галерея наших  земляков - героев Советского Союза. Первый из них,        Аипов Махмуть Илачевич, погиб, сражаясь в боях за Берлин 4 апреля 1945 года. Ему посмертно было присвоено звание Героям Советского Союза.

Сержант Иван Васильевич Ильгачёв получил это почётно название за мужество и отвагу при форсировании Днепра 30 4 октября 1943 года. В 1966 году Иван Васильевич встречался с а пионерами отряда «Ракета»(фотография в конце работы).

За такие же заслуги звание Героя Советского Союза           

присвоили Н.Н.Нугаеву 26 октября 1943 года и командир           

миномётного расчёта В.С.Хабиев.                                                   

Закарья Сафитович Хусаинов, храбрый и   мужественный человек, вызывающий у меня восхищение и уважение, погиб в   бою, сгорев в танке. В селе Мосеевка установлен обелиск в      память этого героя. Посмертно ему присуждено звание Героя Советского Союза.                                                                           

Такие люди, истинные патриоты своей родины, вызывают у меня неподдельное   восхищение и  уважение.                               

            Подвиг   известного лётчика Николая Гастелло, пошедшего

на таран, повторил наш земляк - Надышев Вахит Мавлютович.  Его подвигом восхищались и продолжают восхищаться жители нашего района!                                                                                 

Кавалерами   Ордена Славы в нашем районе стали около 50  человек. Кавалером Ордена Славы всех 3 степеней стал        Диниев.А.Р, 2 степени - С.Т.Бекеров, Д.Х.Тимушев, Х.И.Ахметов, 3 степени - Х.И.Кипчатов, Д.Х.Ахметов,А.А.Абушаев,                   

И.В.Хоросев, 1 степени - около 44 человек.                                   

После победоносного окончания войны состоялся Парад Победы, которым командовали Г.К.Жуков и К.Рокоссовский.  Один наш земляк принимал участие в этом параде. Это             

Байбиков Адельхан Хайдарович, солдат, прошедший всю войну сквозь тяжести и лишения, героические сражения и утраты.         

Высшей   наградой СССР в   30-е годы стал орден Ленина,  4учреждённый 6 апреля 1930 года. Этим орденом награждались отдельные граждане, коллективы, учреждения, предприятия и        общественные организации СССР за особые заслуги в               

социалистическом строительстве. Орденом Ленина №1 была        награждена 23 мая 1930 года газета «Комсомольская правда». С ноября 1931 года стал изготовляться новый вариант ордена из  золота и платины.На нём также появилось красное знамя с         надписью «ЛЕНИН» и красной пятиконечной звездой.                 

Кавалерами ордена Ленина в нашем районе стали 16 человек : Санжапов А.М, Абсатдаров А.С, Абушаев.К.Р и другие.    Эти люди стали примерами  для всех остальных, и мы с        уважением вспоминаем о них !                                                       

В годы Великой Отечественной войны много наших земляков не щадя себя трудились во благо родины. Среди         

таких людей имя Героя Социалистического Труда - скромная 4заведующая молочной фермой Рашитова Тянзиля Кабировна из  села Новая Яндовка.                                                                       

Орден Красного Знамени появился в 1918 году и стал         

первым советским орденом. Первым кавалером этого ордена стал В.К.Блюхер.

Орденом Боевого Красного Знамени были награждены 11      наших земляков - героев, проявившие особую храбрость и           

    мужество при выполнении боевых действий. Это                         

Арзуханов.Я.Х, Баширов.С.К, Бикбаев.А.Ш, Иксанов.А.Ш, Невмятуллин.М.С, Невмятуллин.А.Х, Летюков.К.И, Ханбиков.А.А. Хабибуллин.А.Б, Рахматуллин.А.Я, Хабиев.Я.З и Курмакаев.И.И.

Кавалерами ордена Трудового Красного Знамени стали        сотни наших земляков, вызвавшие почтение и уважение своих потомков.                                                                                         

В нашем районе есть и кавалер ордена Александра             

Невского - уроженец села Чувашская Кулатка Алексей                 

Петрович Иванов за командование успешной операцией, в ходе которой   враг понёс большие потери.                                             

Первым   кавалером этого ордена в нашей стране стал         

И.Н.Рубин, командир батальона морской пехоты за отражение атаки   целого фашистского полка.

Нужно   быть исключительно  выдающимся и умным           

человеком, чтобы заслужить такую награду!                                 

В нашем районе есть 4 реки - Терешка, Избалык, Кулатка  и Мостяк. Самой крупной и длинной из них является Терешка.

Её длина -270 километров, она является правым притоком         

Волги. Истоки Терешки находятся на стыке 3 районов.               

Существуют предположения многих историков о том, что           название «Терешка» по происхождению связано с тюркскими

языками.                                                                                           

Река Избалык является моей родной рекой. Она не очень   

крупна, но тянется сравнительно долго и извилисто. Всё моё      детство прошло в непосредственной близости от неё. Эта река

разделяет наше село на 2 части, на её берегах бурная                 

растительность. Истоки реки Избалык на окраине села Старый   

Атлаш. Вокруг этих мест всегда очень чисто и свежо!                 

Не очень крупная река Мостяк протекает по                       

одноимённому селу. Она всегда являлась незаменимой частью     

быта мостякцев.                                                                               

Река Кулатка издавна была помощницей жителей села       

Старая Кулатка. На берегу реки сооружались десятки кузниц,     

целые династии занимались кузнечным ремеслом. Эта река         

привлекала своей свежестью местных ребятишек!                         

Реки    сыграли немаловажную роль в развитии

Старокулаткинского района!                                                           

Наш район богат полезными ископаемыми. Ведь их               

перечень, по сравнению с другими районами, достаточно             Адлинен. На территории нашего района найдены нефть и

диатомиты. Добываются мел, песок, щебень,глина - важные           

стройматериалы. Я искренне рад тому, что наш район имеет       свои богатства и считаю, что у современной молодёжи должнь быть такие чувства - основы истинного патриотизма!

Среди наших земляков   имеются доктора и кандидаты         

наук. Эти люди своими действиями и достижениями                    прославляют имя нашего района. Это Танеев.Э.А, Ханбиков.А.А, Улюкаев.Г.Х, Улюкаев.А.В, Насыров.Р.Х, Шамионов.Р.М и

другие - всего 11 человек.                                                               

Эдуард Анварович Танеев - уникальный человек. Являясь   

директором Саратовского электротехнического завода, он           

оказывает  спонсорскую помощь нашему селу!                             

Заслуженными людьми района являются 24 человека.

Среди них деятели культуры, медицины, сельского хозяйства.Юртаева М.И , уроженка нашего села, является заслуженным работником культуры.

      Хабиева Исмугуль Шакировна удостоена звания «Заслуженный работник потребительской кооперации». Бекеров   Р.С, Муматгатов.Х.М и Аввясова.Х носят звания заслуженных работников сельского хозяйства. Более 15 учителей удостоены

высокого звания «Заслуженный учитель РФ», среди них 

Аввясов Р.Х, Яруллина Г.В, Хабибуллина Ф.А.         

         История нашего района очень длинна, сложна и трудна,   протяжении многих лет перед народом вставали новые

трудности, препятствия и преграды, но он был важнейшей           общественной силой. Во все времена наш великий и могучий    народ жил в дружбе и единстве!   

     Литература:                                                                                   1.Х.А.Насыров. История Старокулаткинского района (1700-

2000г.г)                                                                                             

2.Я познаю мир.Награды.                                                               

3.Историческое краеведение.Учебник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по кубановедению: «Ознакомление дошкольников с историей и культурой малой родины»

Программа разработана для детей дошкольного возраста (2 младшая, средняя, старшая, подготовительная группы)Цель программы – воспитание патриотических чувств дошкольников на основе ознакомления с...

Перспективное планирование к программе «Ознакомление дошкольников с историей и культурой малой родины» (приложение к программе по кубановедению)

Представлено перспективное планирование совместной работы с детьми по всем возрастным группам детского сада: НОД, познавательная, игровая, художественная совместная деятельность, а также формирование ...

О приобщении дошкольника к истории своей малой Родины

Творческие задания по ознакомлению с малой Родиной воспитанников старшего дошкольного возраста....

Интерактивная экскурсия как средство ознакомления дошкольников с историей своей родины

В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. И поэтому моя задача как воспитателя -  формировать у детей первое представление об окружающем мире, гуманное  о...

Выступление из опыта работы "Интерактивные и мультимедийные экскурсии как средство ознакомления с историей своей малой родины"

«Все начинается с детства» - эта фраза как нельзя лучше ассоциируется с данной темой. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства, когда малыш начинает позн...

статья к проекту Новосибирск творческая столица Сибири "Воспитание у дошкольников любви к своей малой родине."

Воспитание у дошкольников любви к своей малой родине. Риммер Валентина Викторовна, воспитатель дошкольного блока МБОУ СОШ № 16 г.Новосибирск За последнее время все большее распространение пр...

Проект на тему "Знакомство дошкольников с историей своей малой Родины Большие Уки"

Мной опубликован педагогический проект на тему "Знакомство дошкольников с историей своей малой Родины Большие Уки".Рассмотрены проблема и актуальность данной темы проекта....