Проект на тему "Знакомство дошкольников с историей своей малой Родины Большие Уки"
проект (подготовительная группа)
Мной опубликован педагогический проект на тему "Знакомство дошкольников с историей своей малой Родины Большие Уки".Рассмотрены проблема и актуальность данной темы проекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проект на тему "Знакомство дошкольников с историей своей малой Родины Большие Уки" | 35.08 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Малыш» Большеуковкого района
Тема проекта: «Знакомство дошкольников с историей своей малой Родины Большие Уки».
Руководитель проекта:
Мухаметшина Виктория Эдуардовна
Большие Уки-2017 год
Название проекта – «Знакомство дошкольников с историей своей малой
Родины Большие Уки»
Тип проекта: познавательно-исследовательский.
Вид проекта: долгосрочный
Организация – МБДОУ «Малыш»
Адрес организации – 644380, Омская обл. Большеуковский район, с.Большие Уки, ул 50 лет Октября 5.
Руководитель проекта – Мухаметшина Виктория Эдуардовна
Продолжительность проекта – сентябрь 2016 – апрель 2017г.
Количество участников – 21 человек.
Моё село
Любимая частичка России-
Родное село Большие Уки.
Мне бесконечно будут сниться
Твои поля и ива у реки.
Моё село историей богато
Ведь много сотен лесов когда-то
Среди густых лесов когда-то
Здесь проходил Сибирский тракт.
Мне нравится, когда бегут ручьи ,
Пробившиеся из-под снега.
И сладкий запах из печи
Домашнего ржаного хлеба.
Шумят колосья, золотом играя
И даже слышен шум берёз
Как хорошо ,что ты такое,
Село родное мне до слёз.
Слайд 1
Мухаметшина В.Э.
Введение
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.Президент Российской Федерации В.В.Путин обращает особое внимание на воспитание патриотов нашей страны.В Указе о совершенствовании государственной политике в области патриотического воспитания говорится: «Мы должны строить своё будущее и будущее своих детей.И такой фундамент-патриотизм. Это уважение к своей Родине и традициям,духовным ценностям наших народов.Это ответсвенность за свою страну и её будущее.Что дети видят, слышат, читают, во многом зависит морально-нравственный климат в обществе в целом».
О важности приобщения к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь.Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков и историю своего родного края.
Работа дошкольного учреждения по патриотическому воспитанию детей подготовительного к школе возраста включает целый комплекс задач:
-воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, улице, селу.
-формирование бережного отношения к природе и всему живому.
-расширение представлений о деревнях своего района
-знакомство детей с символами своего родного края.
Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка –сложный педагогический процесс.В основе его лежит развитие нравственных чувств.Чувство Родины…Оно начинается у ребёнка с отношения к семье. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, что вызывает отклик в его душе.И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным , национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края-Большие Уки. Знакомясь с родным селом, его достопримечательностями , ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период и в то же время приобщается к богатствам национальной и мировой культуры.В этой связи успешность развития ребёнка 5-7 лет при знакомстве с родным селом станет возможной только при условии их активного взаимодествия с окружающим миром, через игру, предметную деятельность, общение, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Актуальность темы Слайд 4
У каждого человека есть свой любимый край.Чаще всего любимым городом, посёлком, краем является то место, где человек родился или провёл много времени, где промчалось его детство.Ведь именно с детства возникают самые добрые воспоминания.Сколько бы не было человеку лет , он всегда помнит какие-то моменты из своего детства, а вместе с ними и места , где они происходили ,то есть в любимом селе или городе. И вовсе не обязательно, чтоб это был город –миллионер или являлся столицей.У каждого любовь к своему селу проявляется по-разному.Например, поэты сочиняют стихотворения о любимом крае, художники рисуют картины, там самым прославляя наше село и увековечивая память о нём на многие годы.Я хочу , чтоб ребятам село, в котором они живут , стало бы любимым! Этот проект посвящается Большим Укам-селу, которое является Родиной моих воспитанников. Они должны знать ,что и у нас ,на нашей Большеуковской земле есть свои талантливые люди (художники, писатели, артисты,спортсмены), как широка растительность нашего края, историю возникновения села.(слайд 4)
Проблема Слайд 5
Большое значение для познавательного , социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным селом., его достопримечательностями , улицей, на которой проживает ребёнок, с известными людьми, которые строили наше село.
Родители не имеют достаточно знаний о своём селе, не уделяют внимания данной проблеме, считая её не важной. Дети не владеют достаточной информацией о родном крае. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.(слайд 5)
Цель проекта: слайд
Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного села, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.(слайд 2)
Задачи проекта: Слайд 3
-Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края;
-развивать бережное отношение к своему селу, его достопримечательностям, культурным и природным ценностям;
-воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к краю.(слайд 3)
Концептуальные основы проекта.
«Знать-значит любить» говорится в русской поговорке. Поэтому мы и начинаем знакомить детей с нашей малой Родиной –Большие Уки в дошкольном возрасте .Эти знания , а значит и чувство гордости за свою малую Родину , за народ, помогут ребёнку правильно распоряжаться , владеть, сохранить и приумножить наследие нашего края, полученного от предшествующего поколения. Освоение этих знаний возможно при целенаправленном систематичном участии в образовательном процессе педагогов, сотрудников ДОУ, родителей воспитанников.
Этапы реализации проекта Слайд 6
1 этап заключается в организации развивающей среды и создания системы комплекса занятий по ознакомлению детей с историей родного края.(слайд 6)
2 этап-включает в себя:
-Исследование села Большие Уки
-Занятие с детьми в соответствии с перспективным планом
-совместные мероприятия с воспитанниками.
-экскурсия в «Музей истории Московско-Сибирского тракта»
-создание мини-музея в группе
-выставка детских работ.
-знакомство дошкольников с произведениями местных писателей
-знакомство с картинами Большеуковских художников таких как: Остапенко И.Г., Рыбин А.Б.,Панасов С.С.
Перспективный план работы по ознакомлению с родным селом детей подготовительной к школе группы на 2016-2017 год.
Дата Тема
Сентябрь Моя малая Родина -изготовление альбома природы и достопримечательностей села Большие Уки.
Октябрь День Рождение села -Прослушивание песни «Большие Уки», чтение стихов о селе .
Ноябрь История возникновения села - посещение «Музея истории Московско-Сибирского тракта».
Декабрь Знакомство с символом села - изодеятельность-«Нарисуй символ Больших Уков»
Январь Экскурсия по селу -дидактическая игра «Мой адрес»
Февраль Доска почёта -рассказ о важности труда всех людей, прославляющих наше село.
Март Папа, мама , я спортивная семья -спортивный досуг.
Апрель Мастер-класс с художником -изодеятельность с местным художником Юриновой Н.В.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСТОРИЕЙ РОДНОГО КРАЯ.
Воспитание любви к Родине, к своему Отечеству – задача чрезвычайно сложная, особенно когда речь идет о детях дошкольного возраста. Однако в значительной степени такая сложность возникает при попытке переносить на детей «взрослые» показатели проявления любви к Отечеству.
Поэтому педагогам в дошкольных образовательных учреждениях, прежде всего, необходимо уяснить для себя специфику процесса формирования у детей любви к Отечеству, разобраться в природе самого патриотического чувства, его структуре, истоках (на базе каких чувств оно формируется или, точнее, без какой эмоционально-познавательной основы не может появиться).
Патриотизм - это чувство привязанности, преданности, ответственности и по отношению к своей Родине, и задача взрослых научить детей быть привязанными к чему-то, быть ответственными в их маленьких делах и поступках, то есть, прежде чем ребенок научится сопереживать бедам и проблемам Родины, он должен научиться сопереживанию, как человеческому чувству, вообще. Так, восхищение просторами страны, ее красотой и природными богатствами возникает у ребенка, когда он видит красоту непосредственно вокруг себя. Прежде чем человек научится трудиться на благо Родине, его необходимо научи добросовестно выполнять трудовые поручения, привить ему любовь к труду.Слайд 8,9
Ознакомление с окружающим миром необходимо рассматривать через понятие «отношение», в котором можно выделить несколько направлений:
отношение к природе родного края, родной страны; Слайд 10
отношение к людям, населяющим республику, страну;
отношение к моральным ценностям, традициям, обычаям, культуре;
отношение к государственному устройству.
Каждое направление, кроме последнего, может стать содержанием работы с детьми дошкольного возраста. Конкретное содержание работы с детьми
педагог выбирает в зависимости от непосредственного опыта и интересов детей.() Воспитателю важно не упустить момент, когда потребность в получении информации, географическом, историческом или культурологическом исследовании исходит от самих детей, когда она превращается в мотив коллективно-распределенной деятельности. Например, читая сказки, взрослые вместе с детьми обсуждают и выясняют, как выглядели раньше дома, а затем сооружают и украшают макет деревенской избы.
Наибольшую трудность у воспитателей вызывает работа по ознакомлению дошкольников с историей родного села, его достопримечательностями. Чтобы детям было интересно, необходимо преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная, с того что, детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг их знаний, и, прежде всего с учетом их возраста. Так, в младшей группе не стоит проводить занятий и давать детям какие-либо знания об истории села. Лучше ограничиться наблюдениями с детьми за событиями, происходящими на ближайших улицах, беседами с ними о том, где им приходилось бывать в селе, что они видели, что запомнили.
В средней группе уже можно организовать знакомство с главной Слайд 11достопримечательностью села, , чтобы вызвать у детей чувство восхищения красотой родного села, родного края, подчеркнуть, что все вокруг создано людьми, которые жили очень-очень давно, но народ помнит их имена и бережет то, что сделано руками мастеров.
Начиная со старшей группы можно знакомить детей c историей родного села: почему возникло село на этом месте, объяснить названия села и самых древних улиц, рассказать об основателе села. Одно из занятий можно посвятить знакомству с гербом села. Работу по ознакомлению дошкольников с достопримечательностями родного города желательно проводить так, чтобы в ней были логика и система, усложняя ее в следующей последовательности:Слайд12,13
история возникновения села: рассказ об истории возникновения села воспитатель начинает с его местонахождения, с целью показать детям, что люди селились там, где для жизни были благоприятные условия: вода, леса, плодородная земля; объясняет, откуда пошло название села.
история названия улиц: рассказ о том, что в названиях улицы Ленина нашла отражение истории села и страны.
здания села: начать следует с того, что в (селе) много разных по назначению зданий – жилые дома, детские сады, школы, магазины, больницы и другие. Рассмотреть музей, вокзал, , и т. п.); особо отметить самые древние сооружения, рассказать историю их создания, указать на их отличие от современных зданий;Слайд 13,14
люди, которые прославили свой город, свою страну; рассказать детям о наиболее почитаемых, прославленных людях, о том, как увековечена память о них. Слайд 15
Самым сложным в работе по знакомству с родным краем является составление рассказов для дошкольников, так как в методической литературе таких рассказов мало. Иногда подобные рассказы бывают очень сложными для детей. Поэтому, составляя рассказ об истории родного края, желательно учитывать следующее:
рассказ обязательно должен сопровождаться наглядным материалом; это могут быть фотографии, репродукции, слайды, простейшие схемы, рисунки мелом на доске и др.; Слайд 17,18
рассказ воспитателя должен быть не чистым монологом, а диалогом, т. е. в процессе объяснения необходимо обращаться к детям с теми или иными вопросами, активизировать их внимание, вызывая интерес, любопытство, стремление узнать что-то самостоятельно, попробовать о чем-то догадаться самому;
воспитателю нет необходимости называть даты, потому что они ни о чем не говорят и в то же время затрудняют восприятие материала. Лучше использовать такие выражения: «Это было очень давно, когда ваши бабушки и дедушки были такими же маленькими, как вы» или « Это было очень-очень-очень давно, когда ваших мам, бабушек и дедушек не было на свете». Этого достаточно, чтобы дети поняли, что они не современники рассказанных событий;
язык рассказа должен быть очень простым; если встречаются незнакомые слова, то их необходимо пояснить;
рассказывая о каком-либо здании, не надо подробно рассматривать архитектуру, использовать специальную терминологию.
В беседах, играх, особенно сюжетно-ролевой игре "Семья", происходит игровое освоение традиций общения в семье, отношений к матери, отцу и другим членам семьи.. При составлении вместе с родителями Слайд 19генеалогического дерева (четыре и более поколений), дети узнают сведения о предках, о знатных людях своего рода, их занятиях. Проводятся экскурсии на место работы родителей, организуются совместные с взрослыми праздники, мероприятия и игры. Дети рассказывают о досуге семьи. Через народные сказки, легенды, пословицы и поговорки ребенок узнает героев эпоса. Совместно с родителями составляет альбомы «Мои имя и фамилия», «Члены моей семьи, их имена и профессии».
2.ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСТОРИЕЙ РОДНОГО КРАЯ.
2.1. Организационно-подготовительный этап (сентябрь 2016г. – апрель 2017г.)
В ходе этого этапа проведен анализ научно-теоретической, научно-практической, методической литературы . Была проведена первичная диагностика по выявлению приобщению детей к истории родного села. Проведенная мной диагностика еще раз подтвердила необходимость реализации проекта.
По результатам первичной диагностики (опроса), можно сделать вывод, что родители не уделяют особого внимания этому феномену. Отвечая на вопросы беседы: «Когда нужно начинать воспитывать патриотическое отношение у малыша?», «Есть ли точные возрастные градации тех знаний, которыми должен овладевать ребенок о истории своей малой Родины?», родители отвечали что, безусловно, есть, и каждый называл градацию - ссылаясь на будущее. Но мы знаем, что воспитывать малыша нужно с первых дней жизни, а не делать скидок на возраст, легкомысленно не отмахиваться от насущных потребностей сегодняшнего дня, оставляя что-то на потом. Приобщать детей к истории и культуре и воспитывать в нём патриотизм, нужно в дошкольном возрасте.Слайд 20
По результатам опроса «Знакомство дошкольников с историей малой Родины Большие Уки» прежде всего, нужно дать ребенку необходимые знания о истории села и отработать их на практике. Этому во многом могут способствовать условия детского сада: организация развивающей среды и создание системы комплекса занятий по ознакомлению детей с историей родного края.
В группе создан мини-музей народной старины . Собраны предметы русского быта: чугунок, кадка, сундук, самовар, деревянная и глиняная посуда, расшитые полотенца, русский народный костюм и т.д. Дети с большим интересом разглядывали настоящую прялку, качали в зыбке куклу, сами толкли в ступе зерно. Созданы альбомы и папки-передвижки с достопримечательностями Большеуковского района.Слайд 21
Система занятий, созданная по данной теме включала в себя: занятие «Знакомство с достопримечательностями малой Родины Большие Уки».Слайд 22,23,24
Прогнозируемые результаты
-Обогащение и систематизированные знания детей об истории села и его культурных ценностях
-Повышение родительской компетентности по представленной проблеме.
-Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.
-Реализация проекта позволила повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории и культуры села Большие Уки, поможет сформировать заботливое отношение к родному краю.
Следовательно данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение.
Дальнейшее развитие проекта
1. Продолжать знакомить детей с историей возникновения села, углублять знания, развивая личность каждого ребенка, который будет носителем черт русского характера. Народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.
2.Формировать умения самостоятельно моделировать коммуникативную и продуктивную деятельность, опираясь на теоретические знания и практические умения и навыки.
3. Проводить также мероприятия с детьми и родителями по данной теме.
Слайд 24
Список литературы:
1. Нравственно-патриотическое воспитание Газина О.М.журнал «Воспитатель» №2 2017 год .
2. . Авторский коллектив: Пугачева Н.В; Есаулова Н.А.; Потапова Н.Н.учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2012.
3. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие – СПБ.: Детство-Пресс, 2011.
4. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие./ М.: Айрис-пресс, 2009 год.
5.Сборник стихов «Свеча» Большеуковских поэтов.издательство 2008 года
-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
О приобщении дошкольника к истории своей малой Родины
Творческие задания по ознакомлению с малой Родиной воспитанников старшего дошкольного возраста....
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВО С ИСТОРИЕЙ И КУЛЬТУРОЙ СВОЕЙ МАЛОЙ РОДИНЫ
Аннотация. В статье освещается проблема патриотического воспитания, раскрываются формы и методы знакомства с историей и культурой своей Родины....
Выступление из опыта работы "Интерактивные и мультимедийные экскурсии как средство ознакомления с историей своей малой родины"
«Все начинается с детства» - эта фраза как нельзя лучше ассоциируется с данной темой. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства, когда малыш начинает позн...
статья к проекту Новосибирск творческая столица Сибири "Воспитание у дошкольников любви к своей малой родине."
Воспитание у дошкольников любви к своей малой родине. Риммер Валентина Викторовна, воспитатель дошкольного блока МБОУ СОШ № 16 г.Новосибирск За последнее время все большее распространение пр...
«Ознакомление дошкольников с историей своей малой родины»
Ознакомление дошкольников с историей своей малой родины....
Семинар «Моя малая Родина» . Презентации о своей малой родине (2024)
Семинар «Моя малая Родина» . Презентации о своей малой родине (2024)«Я эту землю Родиной зову»...
Долгосрочный проект: Патриотическое воспитание дошкольников через знакомство с малой Родиной
Основы патриотизма ничнают формироваться в дошкольном возрасте. Дети- это наше будущее, а значит будущее нашей страны. Каждый из нас должен любить свою страну. Начинать виспитание любви к своей Отчизн...