статья к проекту Новосибирск творческая столица Сибири "Воспитание у дошкольников любви к своей малой родине."
статья (подготовительная группа)
Воспитание у дошкольников любви к своей малой родине.
Риммер Валентина Викторовна,
воспитатель дошкольного блока МБОУ СОШ № 16 г.Новосибирск
За последнее время все большее распространение приобретает взгляд на региональный компонент в образовательном процессе как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно - исторический, и другие компоненты.
К числу определяющих принципов, которые одновременно являются важными условиями реализации цели и задач регионального компонента, относится признание высокой социальной значимости патриотизма, необходимости создания реальных возможностей и осуществления целенаправленных усилий для его развития у детей.
Д.С.Лихачёв так определил значимость этого направления деятельности в формировании гражданина и патриота своей страны: «Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где человек родился. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем и ко всему человечеству».
Основы воспитания личности человека закладываются уже в дошкольном возрасте. Концепцией работы дошкольного образовательного учреждения по краеведению является идея изучения малой родины, как первого шага в формировании мироощущения, в приобщении к истории и культуре своего народа, содействует целостному восприятию и широкому охвату явлений окружающего мира в его многообразии и значимости. Через понимание малой родины ребёнок осознает сопричастность к стране, к ее прошлому, настоящему и будущему. Изучение краеведения в дошкольных учреждениях является одним из основных источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между образовательной и воспитательной деятельностью.
Формирование у ребенка чувства любви к Родине, воспитание у него эмоционально – положительного отношения к тем местам, где он родился и живет; желание узнать больше об особенностях природы и истории родного края, города - одно из приоритетных направлений деятельности нашего детского сада, задачи которого решаются постоянно и систематически. Но особенно активизировалась работа этого направления деятельности в канун подготовки к празднованию юбилейных дат Новосибирска и Октябрьского района.
В нашем детском саду проводилась и проводится сегодня большая и плодотворная работа по введению регионального компонента в образовательный процесс: создание и реализация детских тематических проектов «Мы живём в Новосибирске»; выставки творческих детско-родительских работ, посвященных родному краю; экскурсии «Чем гордится наш город»; познавательные игры -
- путешествия и интеллектуальные игры; коллекционирование открыток и фотографий «Наша малая родина»; творческие мастерские по изготовлению подарков ветеранам труда Октябрьского района; встречи с родителями разных профессий.
Воспитателями всех возрастных групп нашего детского сада созданы педагогические проекты краеведческой направленности. Один из них - «Новосибирск - творческая столица Сибири». Отправной точкой планирования и организации деятельности участников проекта является экскурсия, определяющая последующую деятельность в группе по основным направлениям развития дошкольников (познавательное, эстетическое, социальное, физическое), с использованием разнообразных форм совместной деятельности.
А идея создания этого проекта принадлежит детям. В преддверии юбилея родного города Новосибирска мы с ребятами знакомились с достопримечательностями. По желанию детей первым посетили музей Октябрьского района «Закаменка», где познакомились с экспонатами прошлого века. Побывали в краеведческом музее и посмотрели экспозицию музея природы, где дети получили багаж огромных знаний о многообразии животных, птиц и насекомых, обитающих в Новосибирской области. Посетили музей пожарной спасательной службы Новосибирской области, где дети узнали, что за многими экспонатами кроются занимательные истории, загадки, интересные события. Экспозиция музея насчитывает 35 действующих макетов. Наибольший интерес у детей вызвал макет – точная копия Оперного театра Новосибирска. Ребята очень заинтересовались данным макетом. Они начали рассказывать о том, какие спектакли в этом театре посетили с родителями. Разговор о театрах и других культурных центрах нашего города продолжился в группе. Так возник проект «Новосибирск - творческая столица Сибири», в котором запланированы самые разные виды взросло-детской деятельности, расширяющие знания о родном городе; о людях, которые делают наш город таким красивым и процветающим. А так как творчество предполагается не только в мире искусства, но и во всех видах человеческой деятельности: в науке, промышленном производстве, строительстве и архитектуре, - то и целью проекта стало формирование у детей дошкольного возраста представлений о Новосибирске, как о творческой столице Сибири путём приобщения к культурным ценностям родного города.
В ходе проекта дети знакомились с достопримечательностями родного города и его историей, развивали свою любознательность в ходе поисковой деятельности, проявляли и свои творческие способности: составляли рассказы о самых красивых местах Новосибирска, создавали выставку рисунков «Мой край родной», участвовали в конкурсе юного чтеца и фестивале «Весенняя капель», помогали взрослым участникам проекта обогащать предметно-пространственную среду группы материалами по теме данного проекта.
На промежуточном этапе реализации проекта при обследовании уровня сформированности знаний у детей дошкольного возраста представлений о Новосибирске, были выявлены следующие результаты:
- у детей сформированы элементарные представления о родном городе (дети знают достопримечательности Новосибирска, музеи и театры города);
-у детей развивается эстетически-эмоциональная восприимчивость (новые знания и впечатления дети передают в рисунках, поделках);
-пополнился лексический запас дошкольников (экскурсовод, музейный экспонат, балетмейстер, композитор, премьера, творчество и др.);
-у дошкольников проявляется желание и стремление к творческой деятельности.
Успешно решалась и задача по привлечению родителей к реализации проекта: они не только участвовали в организации экскурсий, развлечений, праздников и предметно-развивающей среды группы, но и вместе с детьми выполняли творческие задания, результаты которых представляли в своих презентациях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_k_proektu_novosibirsk_tvorcheskiy.docx | 80.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание у дошкольников любви к своей малой родине.
Риммер Валентина Викторовна,
воспитатель дошкольного блока МБОУ СОШ № 16 г.Новосибирск
За последнее время все большее распространение приобретает взгляд на региональный компонент в образовательном процессе как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно - исторический, и другие компоненты.
К числу определяющих принципов, которые одновременно являются важными условиями реализации цели и задач регионального компонента, относится признание высокой социальной значимости патриотизма, необходимости создания реальных возможностей и осуществления целенаправленных усилий для его развития у детей.
Д.С.Лихачёв так определил значимость этого направления деятельности в формировании гражданина и патриота своей страны: «Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где человек родился. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем и ко всему человечеству».
Основы воспитания личности человека закладываются уже в дошкольном возрасте. Концепцией работы дошкольного образовательного учреждения по краеведению является идея изучения малой родины, как первого шага в формировании мироощущения, в приобщении к истории и культуре своего народа, содействует целостному восприятию и широкому охвату явлений окружающего мира в его многообразии и значимости. Через понимание малой родины ребёнок осознает сопричастность к стране, к ее прошлому, настоящему и будущему. Изучение краеведения в дошкольных учреждениях является одним из основных источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между образовательной и воспитательной деятельностью.
Формирование у ребенка чувства любви к Родине, воспитание у него эмоционально – положительного отношения к тем местам, где он родился и живет; желание узнать больше об особенностях природы и истории родного края, города - одно из приоритетных направлений деятельности нашего детского сада, задачи которого решаются постоянно и систематически. Но особенно активизировалась работа этого направления деятельности в канун подготовки к празднованию юбилейных дат Новосибирска и Октябрьского района.
В нашем детском саду проводилась и проводится сегодня большая и плодотворная работа по введению регионального компонента в образовательный процесс: создание и реализация детских тематических проектов «Мы живём в Новосибирске»; выставки творческих детско-родительских работ, посвященных родному краю; экскурсии «Чем гордится наш город»; познавательные игры -
- путешествия и интеллектуальные игры; коллекционирование открыток и фотографий «Наша малая родина»; творческие мастерские по изготовлению подарков ветеранам труда Октябрьского района; встречи с родителями разных профессий.
Воспитателями всех возрастных групп нашего детского сада созданы педагогические проекты краеведческой направленности. Один из них - «Новосибирск - творческая столица Сибири». Отправной точкой планирования и организации деятельности участников проекта является экскурсия, определяющая последующую деятельность в группе по основным направлениям развития дошкольников (познавательное, эстетическое, социальное, физическое), с использованием разнообразных форм совместной деятельности.
А идея создания этого проекта принадлежит детям. В преддверии юбилея родного города Новосибирска мы с ребятами знакомились с достопримечательностями. По желанию детей первым посетили музей Октябрьского района «Закаменка», где познакомились с экспонатами прошлого века. Побывали в краеведческом музее и посмотрели экспозицию музея природы, где дети получили багаж огромных знаний о многообразии животных, птиц и насекомых, обитающих в Новосибирской области. Посетили музей пожарной спасательной службы Новосибирской области, где дети узнали, что за многими экспонатами кроются занимательные истории, загадки, интересные события. Экспозиция музея насчитывает 35 действующих макетов. Наибольший интерес у детей вызвал макет – точная копия Оперного театра Новосибирска. Ребята очень заинтересовались данным макетом. Они начали рассказывать о том, какие спектакли в этом театре посетили с родителями. Разговор о театрах и других культурных центрах нашего города продолжился в группе. Так возник проект «Новосибирск - творческая столица Сибири», в котором запланированы самые разные виды взросло-детской деятельности, расширяющие знания о родном городе; о людях, которые делают наш город таким красивым и процветающим. А так как творчество предполагается не только в мире искусства, но и во всех видах человеческой деятельности: в науке, промышленном производстве, строительстве и архитектуре, - то и целью проекта стало формирование у детей дошкольного возраста представлений о Новосибирске, как о творческой столице Сибири путём приобщения к культурным ценностям родного города.
В ходе проекта дети знакомились с достопримечательностями родного города и его историей, развивали свою любознательность в ходе поисковой деятельности, проявляли и свои творческие способности: составляли рассказы о самых красивых местах Новосибирска, создавали выставку рисунков «Мой край родной», участвовали в конкурсе юного чтеца и фестивале «Весенняя капель», помогали взрослым участникам проекта обогащать предметно-пространственную среду группы материалами по теме данного проекта.
На промежуточном этапе реализации проекта при обследовании уровня сформированности знаний у детей дошкольного возраста представлений о Новосибирске, были выявлены следующие результаты:
- у детей сформированы элементарные представления о родном городе (дети знают достопримечательности Новосибирска, музеи и театры города);
-у детей развивается эстетически-эмоциональная восприимчивость (новые знания и впечатления дети передают в рисунках, поделках);
-пополнился лексический запас дошкольников (экскурсовод, музейный экспонат, балетмейстер, композитор, премьера, творчество и др.);
-у дошкольников проявляется желание и стремление к творческой деятельности.
Успешно решалась и задача по привлечению родителей к реализации проекта: они не только участвовали в организации экскурсий, развлечений, праздников и предметно-развивающей среды группы, но и вместе с детьми выполняли творческие задания, результаты которых представляли в своих презентациях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Воспитание у детей дошкольного возраста любви к своей "малой" Родине"
Статья по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников...
«Музейная педагогика как одна из технологий воспитания познавательного интереса и любви к своей малой родине»
Опыт педагогической работы учреждения по патритическому воспитанию дошкольников....
«Воспитание любви к своей малой родине»
Выступление для педагогов...
Познавательно-исследовательский проект «Новосибирск- творческая столица Сибири»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска«Средняя общеобразовательная школа №16»Октябрьский районГ. Новосибирск, 630071, ул. Добролюбова, 113 тел. (383)262...
Воспитание чувства любви к своей малой Родине
Консультация «Воспитание чувства любви к своей малой Родине»Вопрос воспитания у детей любви к родному городу и краю в детском саду и семье всегда был и остается важным. Ведь только со...
Консультация «Воспитание чувства любви к своей малой Родине»
Вопрос воспитания у детей любви к родному городу и краю в детском саду и семье всегда был и остается важным. Ведь только совместными усилиями семьи и детского сада можно достичь определённых результат...
Краткосрочный проект «Мое село» в средней группе. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – к месту, где родился человек.
Художественное словоЗдравствуй, Родина моя!Утром солнышко встает, Нас на улицу зовёт. Выхожу из дома я: – Здравствуй, улица моя! Я пою и в тишине Подпевают птицы мне....