Перспективное планирование к программе «Ознакомление дошкольников с историей и культурой малой родины» (приложение к программе по кубановедению)
рабочая программа по окружающему миру по теме
Представлено перспективное планирование совместной работы с детьми по всем возрастным группам детского сада: НОД, познавательная, игровая, художественная совместная деятельность, а также формирование предметно-развивающей среды. Планирование востроено с учетом возрастных особенностей детей, разбито по месяцам, на каждый месяц сформулированы дидактические задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_1.doc | 167.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 1.
Перспективное планирование
к программе
«Ознакомление дошкольников с историей и культурой малой родины»
Перспективное планирование во 2 младшей группе детского сада.
Месяц | Специально- организованная деятельность | Совместная деятельность воспитателя с детьми | Формирование предметно – развивающей среды | ||
Познавательная | Художественная | Игровая | |||
Сентябрь | Задачи: формировать первоначальные представления о труде взрослых на основе знакомства с профессиями ближайшего окружения – помощника воспитателя. Закрепить название орудий труда помощника воспитателя. Воспитывать уважение к труду взрослых. | ||||
Занятие «Труд помощника воспитателя» | - Наблюдение за деятельностью помощника воспитателя в течение дня. - Беседа « Наш помощник воспитателя» | Чтение К. Обойщиков «Это - можно, это - нет» | - С.р. игра «Детский сад». | - Внесение в предметно – развивающую среду игрового оборудования: инвентарь для уборки, халат. | |
Октябрь | Задачи: формировать представление о труде взрослых посредством ознакомления с профессией повара. Закрепить представления об овощах и фруктах, произрастающих на территории г. Курганинска. Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых, бережное отношение к продуктам питания. | ||||
Занятие « Кто нас кормит». | - Экскурсия на пищеблок. - Рассматривание картинок по теме «Работа повара» - Беседа « Что растет на грядке». - Беседа «Фруктовые деревья у меня дома» - Наблюдение за трудом старших детей на детских огородах. | Лепка «Пирожки, торты, бублики» - Заучивание В. Нестеренко «Необычный дождик». - Чтение В. Нестеренко «Грядка», «Арбуз» | С.р. игра «Семья». - Д.и. «Профессии» - повар. | - Пополнение атрибутов, необходимых для приготовления пищи. - Формирование альбома «Овощи. Фрукты» | |
Ноябрь | Задачи: знакомить детей с родным городом на основе ознакомления с ближайшим окружением – детский сад и его территория. | ||||
Занятие «Детский сад» | - Экскурсии по территории детского сада. - Знакомство с кабинетами: заведующей, медсестры, прачечной. | - Чтение В. Бардодым «Вот как мы живем» | С.р. игра «Детский сад» | Внесение в игровую среду игрового оборудования: стиральная машинка, гладильная доска, утюг. | |
Декабрь | Задачи: формировать представления детей о домашних животных и птице. Воспитывать желание ухаживать за животными, помогать им, заботиться о них. | ||||
Занятие «Домашние животные и птица» | - Наблюдение за кроликом. - Рассказывание «Животные у меня дома». - Рассматривание картинок с изображение домашних животных и птицы. - Беседа «Как человек ухаживает за животными». - Беседа «Какую пользу приносят домашние животные» | Конструирование из строительного материала «Домик для кролика». - Чтение В. Бардодым «Молодой петушок». | С.р. игра «Я ухаживаю за кроликом» | Внесение в игровую среду фигурок домашних животных и птиц. Формирование альбома «Домашние животные и птицы» | |
Январь | Задачи: формировать представления об окружающем мире на основе активизации и формирования знаний о своей семье. Воспитывать гордость за свою семью. Любовь и заботу о членах семьи. | ||||
Занятие «Моя семья» | - Беседа « Моя семья». - Фотовыставка «Вместе с родителями» - Рассказывание детей на тему «Моя любимая игрушка» | - Чтение К. Обойщиков «Доброта» (отрывок) | С.р. игра «Семья» | Формирование альбома с фотографиями «Наши родители» | |
Февраль | Задачи: расширять представления детей об окружающем мире посредством активизации и формирования знаний о родном доме, улице, соседях. Воспитывать любовь к родному дому, улице, городу. | ||||
Занятие «Дом, в котором мы живем» | - Беседы «Моя улица. Мои соседи». - Выставка фотографий «Улица, на которой я живу» | Чтение К. Обойщиков «На улице шумной», «Фотокарточки» | С.р. игра «Семья» | ||
Март | Задачи: формировать представления о природе родного города, диких животных лесов. Воспитывать бережное отношение к природе родного края. | ||||
Занятие «Животные лесов Курганинского района» | - Рассматривание картинок с изображение диких животных леса». - Беседа «Как нужно вести себя в лесу». | - Инсценировка сказки «Теремок». - Заучивание В. Нестеренко «Подсолнух» | - С.р.игра «Путешествие по весеннему лесу» | - Пополнением предметно – развивающей среды фигурками диких животных леса. - Формирование альбома «Дикие животные леса» | |
Апрель | Задачи: формировать элементарные знания о профессии врача, медсестры, об основных инструментах, необходимых медицинским работникам. Воспитывать уважительное отношение к людям данных профессий, желание заботиться о своем организме. | ||||
Занятие « Кто нас лечит» | - Рассматривание картинок по теме « На приме у врача» - Беседа « Как я ходил в поликлинику». - Беседа « Зачем нужны врачи». - Ситуация « Если бы не было врачей…». | - Лепка «Витаминки» | - С.р. игра «Больница». - Д.и. «Профессии» - врач. | Пополнение игровой зоны «Больница» | |
Май | Задачи: формировать первоначальные представления о труде взрослых на основе знакомства с профессиями ближайшего окружения – дворник. Закрепить название орудий труд дворника. Воспитывать уважение к труду взрослых, желание помогать, поддерживать чистоту на участке. | ||||
Занятие «Труд дворника» | - Наблюдение за трудом дворника. - Ситуация « Если бы не было дворников…». - Беседа «Что я делаю, чтобы на улицах было чисто». | С.р. игра «Детский сад». Д.и. «Профессии» - дворник | Пополнение развивающей среды детским оборудованием для помощи в уборке участка: совками, ведерками, носилками, вениками и др. |
К концу II младшей группы дети должны владеть следующими знаниями и представлениями:
- знать членов своей семьи;
- знать домашних животных и птиц;
- знать овощи и фрукты, выращиваемые в родном городе;
- знать диких животных лесов Курганинского района;
- иметь представления о труде людей ближайшего окружения: помощника воспитателя, повара, врача, дворника.
Перспективное планирование в средней группе детского сада.
Месяц | Специально организованная деятельность | Совместная деятельность воспитателя с детьми | Формирование предметно – развивающей среды | ||
Познавательная | Художественная | Игровая | |||
Сентябрь | Задачи: формировать представления о профессиях в детском саду: музыкальный руководитель, инструктор по ФК, логопед, воспитатель, педагог по рисованию, дворник, помощник воспитателя. Воспитывать уважение к людям данных профессий. | ||||
Занятие «Наш любимый детский сад» | - Беседа: «Педагоги в детском саду: музыкальный руководитель, инструктор по ФК, логопед, воспитатель, педагог по рисованию». - Экскурсия в студию изобразительного искусства. - Экскурсия – знакомство в тренажерный зал ДОУ. - Наблюдение за трудом дворника, помощника воспитателя. | - В. Бордадым «С добрым утром, детский сад» | - С.р. игра «Детский сад». - Кубанская народная игра «Кривой петух» | ||
Октябрь | Задачи: формировать представления о труд взрослых посредством ознакомления с профессиями люде ближайшего окружения: повар, прачка. Воспитывать уважение к людям данных профессий. | ||||
Занятие «Люди, которые заботятся о нас в детском саду» | - Экскурсия на кухню. - Экскурсия на прачку. - Беседа о впечатлениях от экскурсий | - В. Бардадым «Для чего руки нужны» - В. Бардадым «Дежурный» | - С.р игра «Детский сад» - Д.и. «Профессии» (повар, прачка). - «Праздник урожая» | ||
Ноябрь | Задачи: формировать знания детей о труде взрослых: работниках почты, телеграфа, поликлиники: врача, медсестры. Воспитывать уважение к людям данных профессий. | ||||
Занятие «Люди, работающие в поликлинике» | - Экскурсия на почту. - Беседа о впечатлениях от экскурсии. - Экскурсия в медицинский кабинет. - Беседа с привлечением родителей « Моя мама (папа) врач, медсестра». | Рисование « Я с мамой на приеме в поликлинике». | - С.р. Игра « Почта» - Д.и. «Профессии» (врач, почтальон– что нужно для работы). | ||
Декабрь | Задачи: продолжать знакомить детей с домашними животными и птицей, за которыми ухаживает человек в г. Курганинске и станицах Курганинского района. | ||||
Занятие «Домашние животные и птицы» | - Беседа «Животные у меня дома» - Беседа « Как человек заботится о животных». -Рассматривание картинок на тему «Домашние животные и птицы». - Фотовыставка «Я и мой четвероногий друг». | - Рисование «Животные у меня дома». - Лепка « Миска для котенка». - Чтение В. Бордадым «Общительный котенок». | - Д.и. «Домашние животные», « Домашние животные, птицы и их детеныши». - Кубанская народная игра «Стадо». | - Составление альбома «Домашние животные и птицы». - Изготовление макета «Кубанское подворье». | |
Январь | Задачи: познакомить детей с родным городом, улицами, объектами города: школами, детскими садами, кинотеатром, почтой, поликлиникой. | ||||
Занятие « Мой город» | - Выставка фотографий на тему « Я в моем любимом городе». Беседа по фотографиям. - Беседа с детьми «На празднике в городе» | - Чтение К. Обойщиков «Вечерняя прогулка» - И. Беляков «Не хочу уезжать» - И. Беляков «Первая встреча». - Заучивание М. Никулина «Курганинский вальс» - Рисование «Мой город» | - Составление альбома «Мой город» | ||
Февраль | Задачи: познакомить детей с историческим прошлым Кубани посредством развития представлений о жилище, посуде в быту казаков. Познакомить с первыми средствами передвижения жителей Кубани. | ||||
Занятие «Знакомство с хатой казака» | - Беседа « Кто такие казаки». - Беседа « На чем ездили казаки». - Экскурсия в музей кубанской утвари в ДОУ. | - Кубанская народная игра «Сон казака». - Кубанская народная игра «Конники». -«Масленица | Формирование альбома «История моей малой родины» - жилище, посуда кубанцев. | ||
Март | Задачи: познакомить детей с животными и птицами лесов Курганинского района. Учить правилам поведения в лесу, воспитывать желание относится к природе бережно, охранительно. | ||||
Занятие «Дикие животные и птицы лесов Курганинского района» | -Рассматривание картинок на тему «Дикие животные лесов Курганинского района. - Беседа «Птицы - наши друзья» (грачи, кукушка, скворцы, дятел). - Беседа « Как вести себя в лесу». - Беседа о первоцветах. | - Чтение В. Бордадым «Хитрый зайчонок». - Заучивание И. Беляков «Соловей». - Чтение И. Беляков « Новые соседи», «Жаворонок», «Дятел», «Ласточка». - Рисование «Весенний лес» | - Д.и. «Дикие животные»- «Дикие животные и их детеныши». - Д.и. «Экологические знаки – правила поведения в лесу». - С.р. игра «Путешествие по лесу» - Кубанская народная игра «Волк» | - Составление альбома «Дикие животные и птицы наших лесов». - Изготовление познавательного макета «Животные и птицы лесов Курганинского района». | |
Апрель | Задачи: формировать представление о местоположение родного города. О протекающих реках: Лаба, Кукса. Воспитывать бережное, охранительное отношение к родным рекам. Познакомить со станицами, прилегающими к городу Курганинску. Формировать представления о сельскохозяйственном труде людей в Курганинском районе: хлеборобов, животноводов. | ||||
- Занятие «Реки города Курганинска» | -Рассматривание фотографий с изображением рек. - Беседа « Кто в реке живет». - Беседа « Мой отдых с родителями на берегу реки» | Рисование «Отдых возле реки» | Дополнение альбома «Мой город» фотографиями с видами рек города. | ||
- Занятие «О труде хлеборобов» | - Привлечение детей к рассказыванию на тему «В гости в деревню». - Беседа «Станицы Курганинского района, занятия людей в станицах». - Ситуация «Если бы не было сел…» | - Чтение И. Беляков « Мы едим на сенокос» - Чтение В. Бардадым «Чудо – калачи» - Чтение И.Савченко «На кубанском поле». - Чтение С. Хохлова «Принимай, страна, кубанский хлеб» - Заучивание В. Нестеренко «Колосок». | Кубанская народная игра «Подсолнухи» | Оформление альбома для рассматривания «Как выращивают хлеб: последовательность работы, сельскохозяйственная техника» | |
Май | Задачи: познакомит детей с историческим прошлым Кубани посредством развития представлений о кубанской одежде в разные исторические периоды. | ||||
Занятие «Рассматривание кукол в кубанских костюмах» | - Экскурсия в кубанский музей в ДОУ | Занятие по изобразительной деятельности «Платок для бабушки Авдотьи». | Кубанская народная игра «Достань платок» | Дополнение альбома «История моей малой родины» - костюмы кубанцев. |
К концу средней группы дети должны владеть следующими знаниями и представлениями:
- знать название родного города, своей улицы, крупных улиц города;
- знать естественные водоемы г. Курганинска;
- знать домашних животных и птиц;
- знать диких животных лесов Курганинского района;
- выделять кубанскую народную одежду из числа других народных костюмов;
- иметь представление о жилище кубанском казаков в историческом прошлом;
- знать профессии своих родителей, профессию хлебороба, основную сельскохозяйственную технику.
Перспективное планирование в старшей группе детского сада.
Месяц | Специально организованная деятельность | Совместная деятельность воспитателя с детьми | Формирование предметно – развивающей среды | ||
Познавательная | Художественная | Игровая | |||
Сентябрь | Задачи: познакомить детей с историей возникновения города Курганинска. Воспитывать чувство гордости за малую родину через ознакомление с достопримечательностям города: мемориалом «Ника», парковой зоной, объектами города: музеем, библиотекой, детской художественной и музыкальной школами. | ||||
Занятие «Мой город» | - Беседа «Достопримечательности города Курганинска». - Рассматривание открыток с изображением города Курганинска. - Экскурсии с детьми в парковую зону, в библиотеку, музей. Беседа о впечатлениях от экскурсий. | - Рисование «Мой город». - Изготовление макета « Улицы города» - Заучивание Л. Быкова «Курганинск». - Чтение М. Подашевская «Город счастья и любви». - Чтение Г. Кондакова « Над Лабою, над рекою» - Заучивание К. Обойщиков «Осень». | С.р. игра «Семья», «Путешествие по городу Курганинску» | Пополнение альбома « Мой город» - достопримечательности города | |
Октябрь | Задачи: формировать знания и представления детей о труде взрослых, профессиях, востребованных в родном городе посредством ознакомления с предприятиями города: ОАО « Галан», сахарный завод, элеватор, ООО «Хлеб». Закреплять знания о труде животноводов и людей, занимающихся растениеводством. Показать связь между климатическими условиями района и развитием промышленности и сельского хозяйства. | ||||
Занятие «Труд взрослых в Курганинском районе» | - Беседа о труде хлеборобов, овощеводов, плодоводов. - Беседа о труде животноводов. - Экскурсия на предприятие ООО «Хлеб». Беседа о впечатлениях от экскурсии. -Рассматривание картинок с изображение сельскохозяйственной техники. - Рассматривание открыток с изображением предприятий города. - Фотовыставка «Кем работают мои родители» - Беседа с привлечением родителей « Кем работают мои родители» | - Рисование «Как выращивают хлеб». - Чтение В. Нестеренко «Будет славный урожай», «Колосок». - Инсценировка И. Беляков «На ферме» - Заучивание И. Беляков «Молодой комбайнер». - Чтение И. Беляков «Помидорное поле», «Подсолнухи». - Чтение пословиц о труде. | - Д.и. «Профессии» - Игры на макетах «Хлеборобы», «Ферма». - Кубанская народная игра «Гуси». - «Праздник урожая». | - Пополнение альбома «Мой город» – предприятия. - Изготовление макетов «Хлеборобы», «Ферма». - Оформление альбома для рассматривания «Растениеводство и животноводство на Кубани». | |
Ноябрь | Задачи: познакомить детей с историческим прошлым Кубани на основе ознакомления с историей жилища кубанских казаков, кубанской народной одежды. Закрепить знания о хозяйственных постройках: амбар, погреб, колодец, летняя печь, сарай для скота. | ||||
Занятие «История жилища на Кубани» | - Рассказ воспитателя об охоте и рыболовстве на Кубани. - Выставка народной кубанкой одежды. - Конкурс «Кубаночка» | Изготовление макета кубанского жилища и подворья. - Знакомство с пословицами о Кубани. | Кубанская народная игра « Сон казака», «Заплетайся плетень» | Составления альбома «Моя родословная» - жилища наших предков. | |
Декабрь | Задачи: формировать у детей первоначальные сведения о городе Краснодаре как столице Краснодарского края, его достопримечательностях. Познакомить с крупными городами Краснодарского края. Познакомить с народными традициями и обрядами Кубани. Ввести понятия «колядование», «щедрование», «посевание». Воспитывать уважение к народным традициям. | ||||
Занятие «Главный город – Краснодар» | - Беседа « Край, в котором я живу». - Беседа с детьми «Города Краснодарского края». -Рассматривание открыток с видами города Краснодара и крупных городов Краснодарского края» - Рассказывание «Мое путешествие по городам Краснодарского края» | - Чтение В. Бордадым «Иван Климентьевич Мальгерб» | Кубанская народная игра «Малечена – Калечена» | Оформление материала для рассматривания «Достопримечательности города Краснодара», «Города Краснодарского края» | |
Занятие «Рождество на Кубани» | Беседа « Обряды на Кубани: вождение козы, коляда, щедрование». | Заучивание колядок, щедровок | |||
Январь | Задачи: познакомит детей с кубанскими народными ремеслами: плетение, ткачество; кубанская вышивка; резьба по дереву. Познакомить с использованием исторической образной символикой. | ||||
Занятие «Ремесло на Кубани» | -Рассматривание различных вариантов кубанской вышивки - Экскурсия в Курганинский исторический музей. - Конкурс «Казачок» | - Выкладывание узоров из мозаики. - лепка на пластине «Украсим разделочную доску» - Чтение пословиц о труде. | Кубанская народная игра «Ляпта» | Формирование альбома «История моей малой родины» - картинки по теме « Ремесло на Кубани». Внесение в предметно – развивающую среду изделий с различными видами вышивок, вязаных изделий. Изделий из дерева. | |
Февраль | Задачи: познакомить детей с естественными водоемами Краснодарского края: Азовским и Черным морями, реками - Кубань, Белая, с растительным и животным миром морей, рек. Закрепить знания о водоемах г. Курганинска. Познакомит с народной традицией кубанцев – празднование «Масленицы». | ||||
Занятие «Водоемы Краснодарского края» | Рассматривание иллюстрация с объектами растительного и животного мира, населяющими моря и реки Краснодарского края. - Беседа с детьми « Реки нашего города» | - Чтение В. Жидков « Тебе, Лаба я в пояс поклонюсь». - Чтение В.П. Бордадым «Жизнь реки». - Заучивание И. Беляков «На синем море» . - Изготовление коллажа «Обитатели Черного моря» | Д.и. « Кто в реке живет». Д.и. « Кто в море живет». | ||
Беседа «Проводы зимы и встречи весны на Кубани» | Праздник «Масленица» | ||||
Март | Задачи: закрепить знания о природных объектах Краснодарского края: растительном и животном мире лесов, гор, степей. Показать зависимость растительного и животного мира от климатических особенностей Краснодарского края. | ||||
Занятие «Растительный и животный мир Краснодарского края» | -Рассматривание картинок с изображением растительного и животного мира в различные времена года. - Беседа «Кубань в разные времена года» - Беседа «Климатические условия Краснодарского края». | - С.р. игра «Путешествие в весенний лес», «Путешествие по горам Кубани». - Заучивание наизусть В. Подкопаев «Кубань родная». - Чтение И. Беляков « Новые соседи», «Жаворонок», «Летучий огонек», «Вертишейка», «Маленькое солнце», «Прилетели свирестели». | - Кубанская народная игра «Птицелов» - Д.и. «Экологическая камера хранения» - Кубанская народная игра «Коршун» | - Изготовление альбома для рассматривания «Растительный и животный мир Краснодарского края» | |
Апрель | Задачи: познакомит детей с творчеством кубанских поэтов: К. Обойщикова, И. Вараввы, творчеством кубанского композитора Г . Пономаренко, художника А. Дудкина. | ||||
Занятие «Кубанские поэты» | - Беседа с детьми о творчестве Г. Пономаренко - Музыкальная гостиная «Кубань поет Пономаренко» - Экскурсия в музей « Песни Г. Пономаренко» - Экскурсия в художественную школу « Кубань глазами А. Дудкина» - Рассматривание картин художника А. Дудкина. Рассказыавние по картинам. | Чтение произведений кубанских поэтов и заучивание стихотворений И. Вараввы, К. Обойщикова. | |||
Май | Задачи: познакомить детей с героями Советского Союза г. Курганинска: В. Серовым. И. Сериковым. Воспитывать чувство патриотизма, гордости за земляков. | ||||
Занятие «Герои ВОВ г. Курганинска» | - Экскурсия в музей «Они сражались за Родину» - Беседа « Мой прадедушка». - Возложение цветов к мемориалу «Ника». - Праздничный концерт для ветеранов. | - Чтение В. Кавказский «Курганинск – город героев» | Кубанская народная игра «Кубанка – шапка казака» |
К концу старшей группы дети должны владеть следующими знаниями и представлениями.
- знать название родного города Курганинска, края, города Краснодара как главного города Краснодарского края, крупные города Краснодарского края;
- знать достопримечательности города Курганинска;
- знать историю возникновения города Курганинска;
- знать основные предприятия г. Курганинска, профессии людей в городе и станицах;
- знать естественные водоемы и их обитателей г. Курганинска и Краснодарского края;
- знать объекты живой природы лесов, степей и гор Краснодарского края;
- знать и называть составляющие кубанской народной одежды, отличать ее от одежды людей других национальностей;
- иметь представление о жилище кубанском казаков в историческом прошлом;
- иметь представления о кубанских народных ремеслах: вышивке, плетение, ткачестве, резьбе по дереву;
- знать произведения кубанских поэтов.
Перспективное планирование в подготовительной группе детского сада.
Месяц | Специально организованная деятельность | Совместная деятельность воспитателя с детьми | Формирование предметно – развивающей среды | ||
Познавательная | Художественная | Игровая | |||
Сентябрь | Задачи: познакомить с символикой года Курганинска; достопримечательностями города: Свято – Вознесенским храмом. Формировать элементарные представления о истории возникновения улиц. Закрепить знания об историческом прошлом родного города. | ||||
Занятие « Мой город». | - Рассматривание символики города Курганинска. - Экскурсия к Свято – Вознесенскому храму. - Экскурсия на площадь имени Клары Лучко. - Рассказывание «Фильм «Кубанские казаки». - Рассказывание «Улицы нашего города» | - Чтение стихотворения Г. Лабинская «Храм». - Заучивание С. Болдырев «Курганинск мой» - Чтение А. Костырев «Городок у Лабы» | - С.р. игра «Путешествие по родному городу». -Кубанская народная игра «Игровая» | Пополнение альбома «Мой город» фотографиями достопримечательностей. | |
Октябрь | Задачи: закреплять знания о труде взрослых в городе, профессиях посредством ознакомления с предприятиями города. Подчеркнуть вклад кубанцев в развитие всей страны. | ||||
Занятие «Труд взрослых в городе» | - Рассматривание фотографий с изображением промышленных и сельскохозяйственных объектов города. - Беседа с привлечением родителей «Профессии моих родителей». - Фотовыставка «Моя(ой) мама (папа) на работе» | Рисование «Профессии моих родителей». - И. Беляков «Птичница». «Зоотехник» - Чтение пословиц о труде. | - Д.и. «Профессии» - Игры на макетах «Хлеборобы», «Ферма». - Праздник урожая. | Пополнение альбома «Мой город» – предприятия. Изготовление макетов «Хлеборобы», «Ферма» Пополнение альбома для рассматривания «Растениеводство и животноводство на Кубани». | |
Ноябрь | Задачи: формировать первоначальные представления о полезных ископаемых Кубани. Закреплять знания о труде взрослых в крае, профессиях посредством ознакомления с предприятиями края. Подчеркнуть вклад кубанцев в развитие всей страны. | ||||
Занятие «Полезные ископаемые и перерабатывающая промышленность Края» | - Рассказ воспитателя «Родной край в наше время». -Рассматривание карты Краснодарского края. Беседа о полезных ископаемых. | Рисование «Кубань – богатый край» | |||
Декабрь | Задачи: познакомить детей с историческим прошлым Кубани на основе расширения представлений детей о появлении водопровода, освещения, отопления в жилище кубанцев. Познакомить детей с историей жизни казаков. Дать представления о появлении имен и фамилий. Продолжать знакомить с народными традициями и обрядами Кубани. Закрепить понятия «колядование», «щедрование», «посевание». Воспитывать уважение к народным традициям. | ||||
Занятие «Улучшение условий быта кубанцев» | -Экскурсия в музей. - Рассказывание «История возникновения Кубани» - Беседа «Электроприборы у меня дома». - Беседа о появлении имен и фамилий на Кубани. - Беседа « Что значит мое имя». - Беседа « Моя фамилия». | - Чтение В. Попов «Чабрец» (в сокращении). - Чтение И. Бойко « Гимн хате» (в сокращении). | - Кубанская народная игра «Жмурки» | ||
Занятие «Рождество на Кубани» | Беседа « Обряды на Кубани: вождение козы, коляда, щедрование». | Заучивание колядок, щедровок | |||
Январь | Задачи: познакомит с историей возникновения Краснодара (Екатеринодара), символикой Краснодарского края. Закреплять знания о настоящем столицы Краснодарского края. | ||||
Занятие «Краснодар в историческом прошлом и в наши дни» | -Рассматривание иллюстраций с изображением видов Краснодара в настоящем. - Рассказывание «История возникновения Екатеринодара». -Рассматривание символики Краснодарского края и города Курганинска. - Развлечение «Государыня – матушка Екатерина» | - Чтение Б. Тумасов «На рубежах южных» (в сокращении). - Конкурс рисунков «Мой край» | Внесение в предметно – развивающую среду символики Краснодарского края. | ||
Февраль | Задачи: познакомить детей с кубанскими народными ремеслами: ковань, лозоплетение, лоскутковая техника, Петриковская роспись, керамика. Воспитывать уважение к труду взрослых. Продолжать знакомить с народной традицией кубанцев – празднование «Масленицы». | ||||
Занятие «Ремесло на Кубани» | - Беседа «Петриковская роспись» -Рассматривание предметов с Петриковской росписью. - Беседы «Лозоплетение», «Ковань», «Лоскутковая техника». -Экскурсия в музей кубанской утвари в ДОУ. Рассматривание предметов народных умельцев. | - Рисование «Украсим русскую печь Петриковской росписью». - Ручной труд «Одеяло для Маруси» - Чтение пословиц о труде. | Пополнение развивающей среды изделиями из лозы; с элементами Петриковской росписи; выполненными в лоскутковой технике. | ||
Беседа «Проводы зимы и встречи весны на Кубани» | Праздник «Масленица» | ||||
Март | Задачи: расширить знания детей о естественных водоемах Краснодарского края: морях, реках, лиманах и др. Закреплять знания о растительном и животном мире Краснодарского края: обитателями лесов, степей, гор. Показать зависимость животного и растительного мира от условий обитания. Воспитывать бережное, охранительное отношение к природным ресурсам родного края. | ||||
Занятие «Богатства нашего края» | - Беседа « Что такое – лиманы». - Беседы с рассматриванием картинок «Растительный мир Краснодарского края», «Животный мир Краснодарского края». - Наблюдение за объектами живой природы на экологической тропе ДОУ. | - Рисование «Богатства нашего края». - Заучивание И. Овчинникова «Мой отчий дом, родной Курганинск». | - Д.и. «Растительный и животный мир Краснодарского края». - Д.и. « Кто где живет». - Кубанская народная игра « Заря» | Оформление карты Краснодарского края с объектами живой природы. | |
Апрель | Задачи: познакомить детей с заповедным местом Краснодарского края – Кавказским биосферным заповедником. Закрепить представления о Красной книге Краснодарского края, о растениях и животных, занесенных в Красную книгу. Воспитывать бережное, охранительное отношение к природе родного края. | ||||
Заснятие «Любить, охранять и беречь» | -Рассматривание картинок животных, занесенных в Красную книгу» -Индивидуальное рассказывание детьми об объекте природы, занесенном в Красную книгу (по выбору). - Ситуация «Если бы исчезли животные …». - Беседа « Как вести себя в природе». -Рассказывание детьми « Я с родителями на отдыхе». | - Рисование «Красота мира природы Краснодарского края». | - Д.и. «Охрана природы, как вести себя в природе». - Творческая игра «Путешествие по Кубани» | ||
Май | Задачи: закрепить и расширить знания детей о творчестве кубанских поэтов, художников, композиторов, о подвигах земляков во время ВОВ, о достижениях земляков в спорте. Познакомить с творчеством Кубанского казачьего хора. Воспитывать желание вести здоровый образ жизни, заниматься спортом, прославить свою малую родину. | ||||
Занятие «Люди, прославившие кубанскую землю» | - Экскурсия в музей « Золото спорта» - Возложение цветов к мемориалу памяти «Ника» - Рассказывание «Мой прадедушка» - Беседа «Поэты, композиторы, художники земли кубанской». - Экскурсия в художественную школу « Кубань глазами земляков». - Музыкальная гостиная «Кубанский казачий хор» | - Чтение стихотворения Г. Кондакова « К памяти людской взываю…» - Заучивание К. Обойщиков «Дядя Павел» (отрывок) - Рисование «парад Победы». - Чтение И. Беляков « След в жизни». |
К концу подготовительной группы дети должны владеть следующими знаниями и представлениями.
- знать название родного города Курганинска, края, города Краснодара как главного города Краснодарского края, крупных городов Краснодарского края, символику родного города, края;
- знать достопримечательности города Курганинска;
- знать историю возникновения городов: Курганинска, Краснодара;
- знать основные промышленные объекты г. Курганинска, профессии людей в городе и станицах.
- знать объекты живой природы лесов, степей, водоемов и гор Краснодарского края;
- иметь представления о климатических условиях края, устанавливать связи между живой природой и климатическими условиями края;
- иметь представление о Красной книге как документе, в который занесены редкие виды растительного и животного мира. Знать некоторых представителей Красной книги.
- знать и называть составляющие кубанской народной одежды, отличать ее от одежды людей других национальностей;
- иметь представление о жилище кубанском казаков в историческом прошлом;
- иметь представления о кубанских народных ремеслах;
- знать произведения кубанских поэтов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерный план по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой нашей Родины и края, в котором живём.
Примерный план...
Презентация из опыта работы по теме: "Приобщение младших дошкольников к истории и культуре малой Родины".
Презентация содержит ознакомительный материал из опыта работы по нравственно- патриотическому воспитанию младших дошкольников....
Диагностический инструментарий (приложение к программе по кубановедению)
Разработан на все возрастные группы детского сада. Определены критерии усвоения программы: высокий, средний, низкий уровне, а также методики проведения педагогического обследования дошкольников....
«Кубанские народные игры» (приложение к программе по кубановедению)
Содержит описание кубанских народных игр, предлагаемых для использования в работе с дошкольниками....
«Произведения кубанских поэтов» (приложение к программе по кубановедению)
Содержит тексты произведений кубанских поэтов, рукомендуемых для использования в работе с дошкольниками....
Формирование основ духовно-нравственного мировоззрения дошкольников на основе приобщения к истокам культуры малой Родины
Материал из опыта работы, раскрывающий особенности организации нравственно-патриотического и духовного воспитания на основании изучения и анализа ближайшего окружения, его истории и традиций....
«Ознакомление дошкольников с историей и культурой малой Родины»
Необходимо познакомить дошкольников с прошлым и настоящим села, города, тем самым формировать любовь к малой Родине . ...