Выступление из опыта работы "Интерактивные и мультимедийные экскурсии как средство ознакомления с историей своей малой родины"
учебно-методический материал (средняя группа) по теме

«Все начинается с детства» - эта фраза как нельзя лучше ассоциируется с данной темой. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства, когда малыш начинает познавать Родину через свою семью - ближайшее его окружение.

Актуализация данной проблемы на современном этапе очевидна, поскольку в современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением остаётся патриотическое воспитание, приобщение детей к социокультурным нормам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped_sovet_interaktivnye_i_multimediynye_ekskursii.docx21.68 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад №14 с. Головино»

Выступление из опыта работы на педагогическом совете «Организация краеведческой деятельности как основа патриотического воспитания детей на современном этапе»

Тема:

«ИНТЕРАКТИВНЫЕ И МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ЭКСКУРСИИ КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ИСТОРИЕЙ СВОЕЙ МАЛОЙ РОДИНЫ»

Материал подготовила:

Кирьян А.Ю.,

воспитатель

Ноябрь, 2016 год

«Все начинается с детства» - эта фраза как нельзя лучше ассоциируется с данной темой. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства, когда малыш начинает познавать Родину через свою семью - ближайшее его окружение.

Актуализация данной проблемы на современном этапе очевидна, поскольку в современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением остаётся патриотическое воспитание, приобщение детей к социокультурным нормам.

Очень часто мы горим желанием воспитать любовь к Родине, а оказывается, не в состоянии воспитать у ребенка любовь к самому близкому — к родному дому и детскому саду, а ведь это основа из основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень.

Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Нам, взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию социальных основ и чувства патриотизма.

ФГОС ДО требует от нас поиска и внедрения новых подходов к воспитанию и обучению детей. Информационно-коммуникационные технологии позволяю сегодняшнему педагогу интересно организовать образовательный процесс.

Сегодня трудно представить, как еще 10 лет назад мы обходились без мультимедийных презентаций, интерактивного стола и доски. Сегодня мы умеем готовить презентации, создавать веб-квесты. И мы стараемся идти в ногу со временем.

При подготовке к НОД по ознакомлению дошкольников с ближайшим окружением, в частности, с родным селом, я не раз сталкивалась с проблемой – хотелось разнообразить тематику занятий, расширить горизонт посещения интересных, заслуживающих внимания и просто красивых мест нашего города. Но при отсутствии транспорта, вероятности аварий на дорогах, просто отсутствия хорошей погоды, зачастую экскурсии откладывались.

Теоретические основы проведения интерактивных и мультимедийных  экскурсий

В настоящее время лидирующее положение занимают методы и приемы обучения, основанные на использовании современных компьютерных технологий, что привело к коренным изменениям в теории и практике образования и позволило применять педагогу в своей деятельности виртуальную экскурсию.

Слово «экскурсия» я думаю каждому из нас знакомо.

Экскурсия – это не простое времяпрепровождение, это интеллектуальная деятельность в свободное или учебное время, требующая определенной затраты физических и духовных сил.

Экскурсия – организованный, сопровождаемый объяснениями показ чего-либо, проводимый по определенному плану с образовательной или ознакомительной целью.

В рамках образовательного пространства экскурсия становится одним из интереснейших и связующих методов организации познавательной деятельности дошкольников по ознакомлению их с родным краем.

В связи с внедрением новых информационных технологий в процесс образования существенно изменился подход к экскурсиям, возникли новые виды экскурсий – виртуальные, интерактивные экскурсии.

Виртуальная, интерактивная экскурсия имеет ряд преимуществ перед традиционными экскурсиями:

• Не покидая здания детского сада можно посетить и познакомиться с объектами, расположенными за пределами ДОУ, города и даже страны.

• Автоматизация обработки информации об изучаемом объекте повышает производительность работы педагогов.

• Помогает организовать деятельность педагогов по овладению научными знаниями.

Ознакомиться с методами поиска, систематизации и наглядного представления информации с помощью компьютера.

Вместе с тем проведение интерактивных и мультимедийных экскурсий педагогами в МДОУ способствует качественному, продуктивному усвоению образовательного материала.

Сейчас, в связи с тем, что и персональный компьютер, и Интернет очень прочно вошли в нашу жизнь, а современные дети проявляют к ним значительный интерес, я, как воспитатель, стараюсь использовать данные средства в своей работе. Ведь и персональный компьютер, и Интернет в последнее время стали для меня непосредственными помощниками при подготовке и проведении познавательной деятельности с детьми.

Один из вариантов применения новых информационных технологий в моем учебном процессе – виртуальная экскурсия. Несмотря на кажущуюся простоту проведения виртуальных экскурсий, воспитатель может столкнуться с рядом проблем. Первая и главная проблема — это отсутствие подключения к сети Интернет. В данном случае на помощь могут прийти интерактивные, мультимедийные экскурсии, разработанные самим воспитателем. Такие мультимедийные экскурсии также относятся к разряду виртуальных экскурсий, но для их организации нет необходимости подключения к сети Интернет. Достаточно иметь компьютер и мультимедийный проектор. Достоинства данных экскурсий в том, что я сама могу отбирать нужный мне материал, составлять необходимый маршрут, изменять содержание согласно поставленным целям. Составляющими данной экскурсии могут выступать видео, звуковые файлы, анимация, а также репродукции картин, изображения природы, архитектурные памятники, фотографии.

Подробнее хотелось бы остановиться на процессе подготовки к интерактивным или мультимедийным экскурсиям. В план подготовки экскурсии входит:

1.  Определение темы экскурсии. Следует тщательно продумывать и обосновывать тему экскурсии. Тема экскурсии, это то, что является её основой, на чем строится показ и рассказ. Тема экскурсии так же выступает критерием построения всей структуры экскурсии.

Темами экскурсии могут быть: архитектура населенного пункта; творчество местных жителей; история жизни знаменитых земляков; история улицы; экология местности; экономическое развитие и т.д.

Тема, которая будет раскрываться в ходе просмотра интерактивной или мультимедийной экскурсии, должна быть актуальной и соответствовать календарно-тематическому планированию, которая поможет в большей степени освоить те или иные знания.

2. После утверждения темы экскурсии следует определить её цель. Нужно помнить, что основная цель экскурсий – более расширенное, углубленное изучение определенных тем, объектов и т.п.

Целями экскурсии могут выступать:

● воспитание патриотизма;

● трудовое воспитание;

● эстетическое воспитание;

● экологические воспитание;

● показ достижения населенного пункта;

● показ исторической роли населенного пункта;

● знакомство с особенностями природы края;

● расширение кругозора.

3. Затем, после определения цели экскурсии, определяется экскурсионный объект, который будет рассматриваться в ходе экскурсии и нести в себе основную смысловую нагрузку.

Объект должен обладать яркими, выразительными, интересными для экскурсантов характеристиками. Что же такое экскурсионный объект, следует разобраться в этом понятии. Экскурсионный объект – это предмет или историческое (природное, механическое) явление, несущее информационную функцию.

Определим что же может являться объектами экскурсии:

● памятные места;

● здания и сооружения;

● природные объекты;

● производственные и промышленные объекты;

● экспозиции государственных музеев, картинных галерей, постоянные и временные выставки;

● памятники археологии – городища, временные стоянки, места поселения, курганы с захоронениями и т.д.

Важно помнить, что экскурсия составленная педагогом не должна быть перегружена объектами показа: при просмотре одной интерактивной или мультимедийной экскурсии воспитанников можно познакомить не более чем с 10 объектов показа.

4. После определения темы, задачи и объектов экскурсии переходим к составлению текста экскурсии. Для правильного написания экскурсионного текста следует придерживаться определенного плана, который включает в себя: введение, основную часть, заключение.

И так, переходим к введению. Экскурсию следует начинать с введения, оформленного в проблему в форме рассказа или беседы. Затем поясняется цель экскурсии и обозначаются её основные моменты, для большей заинтересованности воспитанников. Введение должно занимать 3-5 минут.

Переходя к самой экскурсии, следует следить, чтобы она не перешла в обыденное занятие.

В ходе экскурсии следует показать объект или объекты, которые были запланированы для показа, воссоздать зрительную картину исторического события, которое происходило вблизи этих объектов или действия исторических лиц, связанных с выбранными объектами.

После изложения основной части экскурсии, переходим к заключению. В заключении делается обобщение новых сведений, которые узнали воспитанники, педагог формирует главные положения.

Так, экскурсия для дошкольников может иметь следующий вид:

Название экскурсии:

Тема:

Цель:

Задачи:

Образовательные:

Воспитательные:

Оборудование:

Содержание экскурсии:

Содержание практических заданий:

Итоги экскурсии.

Таким образом, показ экскурсионных объектов не является простой демонстрацией, это максимально наглядный анализ зрительной информации, получаемый экскурсантами. Особенностью показа в интерактивных или мультимедийных экскурсиях является возможность обнаружить те качества объекта, которые незаметны при первом взгляде на предмет.  

Использование экскурсии в воспитательно-образовательном процессе МДОУ следует учитывать как возрастные, так и психологические особенности воспитанников. Подготовленность группы к восприятию экскурсионного материала.

Таким образом, использование информационно–компьютерных технологий (в том числе и виртуальных экскурсий) делает процесс воспитания и обучения более интересным, качественным, результативным.

Каждая из проведенных экскурсий должна быть проведена с максимальным учебно-воспитательным эффектом, что требует тщательной подготовки от воспитателя. Экскурсия конкретизирует программный материал, расширяет кругозор и углубляет знания детей. Методика проведения любой экскурсии должна исходить из специфики её как небольшого путешествия.

Мультимедийные презентации и виртуальные экскурсии оказали неоценимую помощь в формировании уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой и большой родине, любви к родной земле, правильного отношения к обществу, людям труда, своим обязанностям. Они зародили в душах детей интерес к истории города, привили чувство любви, причастности к культурному наследию своего народа, к природе родного края.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация педагогического опыта на тему: «Формирование основ патриотизма у детей дошкольного возраста через познание своей малой Родины»

Проблема формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста актуальна и значима.Патриотизм – это важнейшее нравственное качество любого человека. В тоже время в обществе наблюдается "дефи...

О приобщении дошкольника к истории своей малой Родины

Творческие задания по ознакомлению с малой Родиной воспитанников старшего дошкольного возраста....

Интерактивная экскурсия как средство ознакомления дошкольников с историей своей родины

В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. И поэтому моя задача как воспитателя -  формировать у детей первое представление об окружающем мире, гуманное  о...

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВО С ИСТОРИЕЙ И КУЛЬТУРОЙ СВОЕЙ МАЛОЙ РОДИНЫ

          Аннотация. В статье освещается проблема патриотического воспитания, раскрываются формы и методы знакомства с историей и культурой своей Родины....

Взаимодействие с социально-культурной средой социума как компонент ознакомления дошкольников со своей малой родиной

В даной статье представлен опыт работы по взаимодействию с социумом села по ознакомлению дошкольников со своей малой Родиной: селом Шипуново....

Проект на тему "Знакомство дошкольников с историей своей малой Родины Большие Уки"

Мной опубликован педагогический проект на тему "Знакомство дошкольников с историей своей малой Родины Большие Уки".Рассмотрены проблема и актуальность данной темы проекта....

«Ознакомление дошкольников с историей своей малой родины»

Ознакомление дошкольников с историей своей малой родины....