Детско-родительский проект «Гость на порог – радость в дом»
проект (средняя группа)

Проблема приобщения детей дошкольного возраста к рус­ской народной культуре, народным традициям неоднократно рассматривалась учеными и практиками. Предметом изуче­ния были вопросы, связанные с ролью народной культуры и народных традиций в становлении личности дошкольника, обсуждалось соответствующее содержание, условия, методы ознакомления дошкольников с народными традициями с уче­том возрастных и индивидуальных особенностей. В ряде пси­холого-педагогических исследований подтверждалось, что при­общение детей к народной культуре обеспечивает связь поко­лений, способствует всестороннему гармоничному развитию личности, решает задачи умственного, физического, нравствен­ного, эстетического, трудового, семейного воспитания.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gost_na_porog_-_radost_v_dom.docx306.83 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 21 «ЛЕСОВИЧОК»

        Детско-родительский проект

http://mdou55.edu.yar.ru/images/eda_27_w450_h470.gif

        Выполнил:

                                                                                             Воспитатель

      I квалификационной категории

                                                                               Чиринда Н.В

2019 г

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Актуальность………………………………………………………………….3
  2. Концепция……………………………………………………………………..4

2.1 Понятийно-категорийное поле…………………………………………..4

2.2 Вид и типология проекта………………………………………………....6

2.3 Участники проекта………………………………………………………..6

2.4 Цели и задачи проекта……………………………………………………6

2.5 Продукт проекта…………………………………………………………..6                                                                                                  

  1. Стратегия и тактика проектных действий на всех этапах

реализации проекта…………………………………………………………...7      

  1. Список литературы………………………………………………………….10                                                                                                      

  1. Актуальность

В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалах.

Проблема приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре, народным традициям неоднократно рассматривалась учеными и практиками. Предметом изучения были вопросы, связанные с ролью народной культуры и народных традиций в становлении личности дошкольника, обсуждалось соответствующее содержание, условия, методы ознакомления дошкольников с народными традициями с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. В ряде психолого-педагогических исследований подтверждалось, что приобщение детей к народной культуре обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему гармоничному развитию личности, решает задачи умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового, семейного воспитания.

        Гостеприимство – одна из самых исконно русских народных традиций. Русский народ издревле славился своим гостеприимством, слыл народом хлебосольным.

        С детьми нашей группы была проведена опрос-беседа по следующим вопросам:

  • Вы любите ходить в гости? Почему?
  • Часто ли к вам приходят гости?
  • Как вы их встречаете?
  • Что такое «гостеприимство»?

Опрос-беседа была проведена и с родителями воспитанников.

Проведя опрос и изучив ответы, мы пришли к выводу, что большинство опрошенных детей и их родителей затрудняются рассказать о традициях гостеприимства, о том, что такое гостеприимство и очень редко ходят в гости.

Так возникла необходимость в разработке данного проекта.

2. Концепция

2.1 Понятийно-категорийное поле

        Гостеприимство бытовое понятие, означающее особый вид радушия, хлебосольство хозяев при приеме гостей. Также можно быть гостеприимным, проявляя заботу о других. Например, спросить у человека, как он поживает.

        Гостеприимство – универсальная традиция повседневно-бытовой культуры, предписывающая обязательность радушия и заботы о госте.

Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Гостеприимство – добродетель, весьма распространенная в древности даже между грубыми и необразованными народами.

Библейская энциклопедия

•        Гостеприимство – это готовность с искренней радостью принять гостей, кем бы они ни были и в какое бы время не пришли.

•        Гостеприимство – это одна из наиболее почитаемых христианских добродетелей.

•        Гостеприимство – это не только щедрость в материальном плане, но и щедрость души человека.

•        Гостеприимство – это тот свет, на который люди слетаются, как мотыльки. Гостеприимный дом не бывает пуст, а его хозяин – одинок.

•        Гостеприимство – это сочетание благородства, щедрости и уважения к людям.

Преимущества гостеприимства

•        Гостеприимство даёт радость – от общения.

•        Гостеприимство обеспечивает приток энергии – от окружающих людей, которые ценят гостеприимство.

•        Гостеприимство даёт оптимизм – гостеприимный человек ожидает от людей и от жизни только хорошего.

•        Гостеприимство даёт возможность – проявить лучшие свои качества.

•        Гостеприимство даёт свободу – от одиночества и уныния.

•        Гостеприимство даёт открытость – для встреч и событий.

Как достичь гостеприимства

•        Гостеприимство – нравственное качество человека, которое помогает ему искренне радоваться общению. Гостеприимство можно развить, целенаправленно работая над собой; оно сделает человека духовно чище и наполнит его жизнь радостью.

•        Интерес к окружающим. Человек, искренне интересующийся людьми, быстро достигнет гостеприимства.

•        Внимательность к себе. Замечая в себе раздражение, злость или другие негативные эмоции по отношению к людям, и целенаправленно изживая их – человек приближается к гостеприимству.

•        Психологические тренинги. Нередко отсутствие гостеприимства, замкнутость связаны с психологическими комплексами. Избавляясь от них, становясь более уверенным в себе и открытым миру, человек воспитывает в себе гостеприимство.

Крылатые выражения о гостеприимстве

Нет в жизни звука более захватывающего, чем стук в дверь.

- Лэм Чарлз -

Гостеприимство – качество, которое складывается из первобытной простоты и античного благородства.

- Сара Бернар -

Если бы не гости, всякий дом стал бы могилой.

- Джебран Халиль -

Нельзя обижать гостя.

- Юлий Цезарь –

2.2 Вид и типология проекта

  • Творческий
  • Краткосрочный (с 11 по 22 марта 2019 года)
  • Совместный с родителями
  • Групповой

2.3 Участники проекта

        Участниками данного проекта являются дети 4-5 лет, педагоги, семьи воспитанников.

2.4 Цель и задачи проекта

Цель проекта:

- формирование у детей 4-5 лет навыков культуры поведения, общения посредством приобщения к народной традиции – «гостеприимство».

Задачи проекта:

- приобщать детей к духовно-нравственным традициям;

- учить детей правилам гостеприимства;

- развивать умение общаться, мышление, речь и кругозор (расширение и активизация словарного запаса, совершенствование связной речи).

2.5 Продукт проекта

        Продуктом данного проекта является музыкально-театрализованная постановка сказки «МУХА-ЦОКОТУХА НА НОВЫЙ ЛАД».

3. Стратегия и тактика проектных действий на всех этапах реализации проекта

I Этап – Концептуальный.

Проектное мероприятие

Сроки исполнения

Выбор темы проекта, мотивация выбора.

Формулирование целей и задач проекта.

Определение содержания проекта (проектно-тематический план).

С 11 по 12 марта 2019г

II Этап – Формирующий.

Проектное мероприятие

Сроки исполнения

Выполнение проектно-тематического плана.

С 13  по 15 марта 2019 г

III Этап – Заключительный (рефлексия)

Проектное мероприятие

Сроки исполнения

Презентация проекта (музыкально-театрализованное представление сказки).

Анализ достижения поставленных целей, результатов. Самооценка степени реализации проекта.

С 21 по 22 марта 2019 г

Проектно-тематический план

НАПРАВЛЕНИЕ

ТЕМАТИКА

ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ

СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ

Работа с детьми

«Приветствие»

тренинг

11.03.2019

«Гости»

НОД –

коммуникация

«Лиса и журавль» -

русская народная сказка

чтение

художественной литературы

«Традиции приёма гостей на Руси»

рассказ воспитателя

18.03.2019

«Муха-цокотуха»

НОД – художественное творчество

«Муха-цокотуха» - К. И. Чуковский

чтение художественной литературы

«Правильно или нет»

д/и

(ситуации по картинкам)

19.03.2019

«Накроем стол к празднику»

д/и

«Пословицы и поговорки о гостеприимстве»

чтение художественной литературы

«Как правильно себя вести в гостях»

беседа

20.03.2019

«В гостях у хозяюшки»

НОД –

социализация

«День рождения вредного кота»

перевод А. Кочарова

чтение художественной литературы

«Вежливые слова»

д/и

22.03.2019

«Чаепитие»

сюжетно-ролевая игра

«МУХА-ЦОКОТУХА НА НОВЫЙ ЛАД»

инсценировка музыкальной сказки

Взаимодействие с семьями воспитанников

«Приобщение детей к народным традициям»

родительское собрание

15.03.2019

«Гостеприимство»

папка-передвижка

12.03.2019

«Традиции приёма гостей на Руси»

памятка

13.03.2019

«МУХА-ЦОКОТУХА НА НОВЫЙ ЛАД»

изготовление атрибутики и костюмов к музыкальной сказке

19.03.2019

«Пословицы и поговорки о гостеприимстве»

папка-передвижка

20.03.2019

Ценность народных традиций огромна, а их утрата невосполнима какими бы то ни было материальными благами.

Традиции — хранители народной культуры, заветов народа. Если полностью утеряны все народные традиции, может встать под сомнение само существование народа.

4. Список литературы

        1. Баринова Е. В. Учусь быть гостем и хозяином : пособие для детских садов и школ раннего развития / Е. В. Баринова. – Ростов н/Д: Феникс, 2013.

        2. Белая К. Ю., Теселкина Н. В., Мурзина М. Р., Щеткина Т. Т., Прокопович О. И., Рымаренко Л. В. Организация проектной деятельности в дошкольном образовании. – М.: УЦ «Перспектива», 2013.

        3. Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2013.

        4. Истоки: Примерная основная общеобразовательная программа      дошкольного образования. Под ред. Л. А. Парамоновой. – М.: ТЦ Сфера, 2011.

        5. Истоки русской народной культуры в детском саду / Авт. сост. И. Г. Гаврилова. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.

        6. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/Авт.-сост.: Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. – М.: АРКТИ, 2012.

        7. Развивающие занятия с детьми 4 – 5 лет / Под ред. Л. А. Парамоновой. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2012. (Программа развития и обучения дошкольника).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детско-родительский образовательный проект «В гости в космос». Формирование у дошкольников познавательной активности.

ознакомление с окружающей деятельностью, развитие познавательных способностей, патриотическое воспитание дошкольников....

детско-родительская втреча "В гостях у сказки"

формирование у детей и взрослых интереса к совместной деятельнности к физическому развитию...

Детско-родительский образовательный проект "В гости к сказкам А.С.Пушкина"

Проект, в ходе которого дети познакомились с творчеством АС.Пушкина. Научились узнавать героев сказок, отражали свои впечатления в продуктивных видах деятельности....

Педагогический проект Городской фестиваль детских и детско-родительских творческих проектов «Мой любимый город Мурманск». Номинация Фестиваля: «Я люблю тебя мой город! Твои улочки, дома…»

Повышение эффективности детско-родительских отношений и самооценки вклада родителей в воспитание и обучение ребенка; в увлекательной форме познакомить детей дошкольного возраста с малой родиной – райо...

Детско-родительский логотренинг "В гостях у Зимушки-Зимы"

Детско-родительский логотренинг для детей старшего дошкольного возраста....

План-конспект детско-родительской встречи «В гостях у Динозаврика» в рамках «Недели родительской заинтересованности»

Детско-родительская встреча завершает проект "Динозаврики из детского сада "Улыбка"....

Проект "Гости в дом- радость в нем"

На сегодняшний день ребенок находится в безграничном информационном пространстве, которое не имеет четких границ. Основные ценностные ориентиры дети получают из современных средств массовой информации...