Детско-родительский проект «Гость на порог – радость в дом»
проект (средняя группа)
Проблема приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре, народным традициям неоднократно рассматривалась учеными и практиками. Предметом изучения были вопросы, связанные с ролью народной культуры и народных традиций в становлении личности дошкольника, обсуждалось соответствующее содержание, условия, методы ознакомления дошкольников с народными традициями с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. В ряде психолого-педагогических исследований подтверждалось, что приобщение детей к народной культуре обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему гармоничному развитию личности, решает задачи умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового, семейного воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gost_na_porog_-_radost_v_dom.docx | 306.83 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 21 «ЛЕСОВИЧОК»
Детско-родительский проект
Выполнил:
Воспитатель
I квалификационной категории
Чиринда Н.В
2019 г
СОДЕРЖАНИЕ:
- Актуальность………………………………………………………………….3
- Концепция……………………………………………………………………..4
2.1 Понятийно-категорийное поле…………………………………………..4
2.2 Вид и типология проекта………………………………………………....6
2.3 Участники проекта………………………………………………………..6
2.4 Цели и задачи проекта……………………………………………………6
2.5 Продукт проекта…………………………………………………………..6
- Стратегия и тактика проектных действий на всех этапах
реализации проекта…………………………………………………………...7
- Список литературы………………………………………………………….10
- Актуальность
В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалах.
Проблема приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре, народным традициям неоднократно рассматривалась учеными и практиками. Предметом изучения были вопросы, связанные с ролью народной культуры и народных традиций в становлении личности дошкольника, обсуждалось соответствующее содержание, условия, методы ознакомления дошкольников с народными традициями с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. В ряде психолого-педагогических исследований подтверждалось, что приобщение детей к народной культуре обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему гармоничному развитию личности, решает задачи умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового, семейного воспитания.
Гостеприимство – одна из самых исконно русских народных традиций. Русский народ издревле славился своим гостеприимством, слыл народом хлебосольным.
С детьми нашей группы была проведена опрос-беседа по следующим вопросам:
- Вы любите ходить в гости? Почему?
- Часто ли к вам приходят гости?
- Как вы их встречаете?
- Что такое «гостеприимство»?
Опрос-беседа была проведена и с родителями воспитанников.
Проведя опрос и изучив ответы, мы пришли к выводу, что большинство опрошенных детей и их родителей затрудняются рассказать о традициях гостеприимства, о том, что такое гостеприимство и очень редко ходят в гости.
Так возникла необходимость в разработке данного проекта.
2. Концепция
2.1 Понятийно-категорийное поле
Гостеприимство — бытовое понятие, означающее особый вид радушия, хлебосольство хозяев при приеме гостей. Также можно быть гостеприимным, проявляя заботу о других. Например, спросить у человека, как он поживает.
Гостеприимство – универсальная традиция повседневно-бытовой культуры, предписывающая обязательность радушия и заботы о госте.
Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Гостеприимство – добродетель, весьма распространенная в древности даже между грубыми и необразованными народами.
Библейская энциклопедия
• Гостеприимство – это готовность с искренней радостью принять гостей, кем бы они ни были и в какое бы время не пришли.
• Гостеприимство – это одна из наиболее почитаемых христианских добродетелей.
• Гостеприимство – это не только щедрость в материальном плане, но и щедрость души человека.
• Гостеприимство – это тот свет, на который люди слетаются, как мотыльки. Гостеприимный дом не бывает пуст, а его хозяин – одинок.
• Гостеприимство – это сочетание благородства, щедрости и уважения к людям.
Преимущества гостеприимства
• Гостеприимство даёт радость – от общения.
• Гостеприимство обеспечивает приток энергии – от окружающих людей, которые ценят гостеприимство.
• Гостеприимство даёт оптимизм – гостеприимный человек ожидает от людей и от жизни только хорошего.
• Гостеприимство даёт возможность – проявить лучшие свои качества.
• Гостеприимство даёт свободу – от одиночества и уныния.
• Гостеприимство даёт открытость – для встреч и событий.
Как достичь гостеприимства
• Гостеприимство – нравственное качество человека, которое помогает ему искренне радоваться общению. Гостеприимство можно развить, целенаправленно работая над собой; оно сделает человека духовно чище и наполнит его жизнь радостью.
• Интерес к окружающим. Человек, искренне интересующийся людьми, быстро достигнет гостеприимства.
• Внимательность к себе. Замечая в себе раздражение, злость или другие негативные эмоции по отношению к людям, и целенаправленно изживая их – человек приближается к гостеприимству.
• Психологические тренинги. Нередко отсутствие гостеприимства, замкнутость связаны с психологическими комплексами. Избавляясь от них, становясь более уверенным в себе и открытым миру, человек воспитывает в себе гостеприимство.
Крылатые выражения о гостеприимстве
Нет в жизни звука более захватывающего, чем стук в дверь.
- Лэм Чарлз -
Гостеприимство – качество, которое складывается из первобытной простоты и античного благородства.
- Сара Бернар -
Если бы не гости, всякий дом стал бы могилой.
- Джебран Халиль -
Нельзя обижать гостя.
- Юлий Цезарь –
2.2 Вид и типология проекта
- Творческий
- Краткосрочный (с 11 по 22 марта 2019 года)
- Совместный с родителями
- Групповой
2.3 Участники проекта
Участниками данного проекта являются дети 4-5 лет, педагоги, семьи воспитанников.
2.4 Цель и задачи проекта
Цель проекта:
- формирование у детей 4-5 лет навыков культуры поведения, общения посредством приобщения к народной традиции – «гостеприимство».
Задачи проекта:
- приобщать детей к духовно-нравственным традициям;
- учить детей правилам гостеприимства;
- развивать умение общаться, мышление, речь и кругозор (расширение и активизация словарного запаса, совершенствование связной речи).
2.5 Продукт проекта
Продуктом данного проекта является музыкально-театрализованная постановка сказки «МУХА-ЦОКОТУХА НА НОВЫЙ ЛАД».
3. Стратегия и тактика проектных действий на всех этапах реализации проекта
I Этап – Концептуальный.
Проектное мероприятие | Сроки исполнения |
Выбор темы проекта, мотивация выбора. Формулирование целей и задач проекта. Определение содержания проекта (проектно-тематический план). | С 11 по 12 марта 2019г |
II Этап – Формирующий.
Проектное мероприятие | Сроки исполнения |
Выполнение проектно-тематического плана. | С 13 по 15 марта 2019 г |
III Этап – Заключительный (рефлексия)
Проектное мероприятие | Сроки исполнения |
Презентация проекта (музыкально-театрализованное представление сказки). Анализ достижения поставленных целей, результатов. Самооценка степени реализации проекта. | С 21 по 22 марта 2019 г |
Проектно-тематический план
НАПРАВЛЕНИЕ | ТЕМАТИКА | ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ | СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ |
Работа с детьми | «Приветствие» | тренинг | 11.03.2019 |
«Гости» | НОД – коммуникация | ||
«Лиса и журавль» - русская народная сказка | чтение художественной литературы | ||
«Традиции приёма гостей на Руси» | рассказ воспитателя | 18.03.2019 | |
«Муха-цокотуха» | НОД – художественное творчество | ||
«Муха-цокотуха» - К. И. Чуковский | чтение художественной литературы | ||
«Правильно или нет» | д/и (ситуации по картинкам) | 19.03.2019 | |
«Накроем стол к празднику» | д/и | ||
«Пословицы и поговорки о гостеприимстве» | чтение художественной литературы | ||
«Как правильно себя вести в гостях» | беседа | 20.03.2019 | |
«В гостях у хозяюшки» | НОД – социализация | ||
«День рождения вредного кота» перевод А. Кочарова | чтение художественной литературы | ||
«Вежливые слова» | д/и | 22.03.2019 | |
«Чаепитие» | сюжетно-ролевая игра | ||
«МУХА-ЦОКОТУХА НА НОВЫЙ ЛАД» | инсценировка музыкальной сказки | ||
Взаимодействие с семьями воспитанников | «Приобщение детей к народным традициям» | родительское собрание | 15.03.2019 |
«Гостеприимство» | папка-передвижка | 12.03.2019 | |
«Традиции приёма гостей на Руси» | памятка | 13.03.2019 | |
«МУХА-ЦОКОТУХА НА НОВЫЙ ЛАД» | изготовление атрибутики и костюмов к музыкальной сказке | 19.03.2019 | |
«Пословицы и поговорки о гостеприимстве» | папка-передвижка | 20.03.2019 |
Ценность народных традиций огромна, а их утрата невосполнима какими бы то ни было материальными благами.
Традиции — хранители народной культуры, заветов народа. Если полностью утеряны все народные традиции, может встать под сомнение само существование народа.
4. Список литературы
1. Баринова Е. В. Учусь быть гостем и хозяином : пособие для детских садов и школ раннего развития / Е. В. Баринова. – Ростов н/Д: Феникс, 2013.
2. Белая К. Ю., Теселкина Н. В., Мурзина М. Р., Щеткина Т. Т., Прокопович О. И., Рымаренко Л. В. Организация проектной деятельности в дошкольном образовании. – М.: УЦ «Перспектива», 2013.
3. Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2013.
4. Истоки: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Л. А. Парамоновой. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
5. Истоки русской народной культуры в детском саду / Авт. сост. И. Г. Гаврилова. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
6. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/Авт.-сост.: Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. – М.: АРКТИ, 2012.
7. Развивающие занятия с детьми 4 – 5 лет / Под ред. Л. А. Парамоновой. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2012. (Программа развития и обучения дошкольника).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детско-родительский образовательный проект «В гости в космос». Формирование у дошкольников познавательной активности.
ознакомление с окружающей деятельностью, развитие познавательных способностей, патриотическое воспитание дошкольников....
детско-родительская втреча "В гостях у сказки"
формирование у детей и взрослых интереса к совместной деятельнности к физическому развитию...
Детско-родительский образовательный проект "В гости к сказкам А.С.Пушкина"
Проект, в ходе которого дети познакомились с творчеством АС.Пушкина. Научились узнавать героев сказок, отражали свои впечатления в продуктивных видах деятельности....
Педагогический проект Городской фестиваль детских и детско-родительских творческих проектов «Мой любимый город Мурманск». Номинация Фестиваля: «Я люблю тебя мой город! Твои улочки, дома…»
Повышение эффективности детско-родительских отношений и самооценки вклада родителей в воспитание и обучение ребенка; в увлекательной форме познакомить детей дошкольного возраста с малой родиной – райо...
Детско-родительский логотренинг "В гостях у Зимушки-Зимы"
Детско-родительский логотренинг для детей старшего дошкольного возраста....
План-конспект детско-родительской встречи «В гостях у Динозаврика» в рамках «Недели родительской заинтересованности»
Детско-родительская встреча завершает проект "Динозаврики из детского сада "Улыбка"....
Проект "Гости в дом- радость в нем"
На сегодняшний день ребенок находится в безграничном информационном пространстве, которое не имеет четких границ. Основные ценностные ориентиры дети получают из современных средств массовой информации...