Проект "Гости в дом- радость в нем"
проект (младшая группа)

Ольга Викторовна Бахметьева

На сегодняшний день ребенок находится в безграничном информационном пространстве, которое не имеет четких границ. Основные ценностные ориентиры дети получают из современных средств массовой информации – телевизор, интернет, компьютерные игры.  Семейное воспитание отошло на второй план из-за большой занятости родителей.  Именно отсюда появляется проблема духовно-нравственного воспитания и развития. Ведь нравственность - это основной стержень всестороннего развития личности ребенка, приобщение его к моральным ценностям общества, в котором он проживает, развитие моральных качеств и уважительного отношения к окружающему миру. Актуальность этой проблемы обозначена и в ФГОС ДОУ, который определяет принцип приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, государства и общества.

В дошкольном возрасте закладываются основы личности; именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и эстетического воспитания. В этот период происходит бурное накопление жизненного опыта: нравственного, социального, духовного. Поэтому в этом возрасте необходимо формировать представления о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений.

 И изучение народных традиций может лечь в основу формирования нравственности и духовного развития детей.  Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре своего народа, помогает сохранить прошлое, развивать творческий потенциал каждого ребенка и формировать его духовную культуру.

За основу своего проекта мы решили  взять ключевую традицию русского народа - традицию гостеприимства. «Гости в дом- радость в нем!» - одна из поговорок, характеризующих русский народ, как народ щедрый, радушный, гостеприимный.  Гостеприимство – это характерная черта русского характера, неотъемлемая часть наших культурных традиций. В настоящее время эта часть нашей русской души утратила свое значение из-за глобальных перемен в обществе,  семейные ценности ослабевают и теряются. Поэтому важно приобщить детей к  культуре приема гостей, познакомить с традицией хлебосольства, обогатить жизненный опыт детей народными обрядами и фольклорными элементами, характеризующими данный обычай.

Именно изучение традиции гостеприимства поможет обогатить жизненный опыт детей, приобщить их к культурным традициям русского народа и развить духовно-нравственные ценности, так необходимые в современном обществе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_gostepriimstvo.docx123.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное  образовательное учреждение

центр развития ребенка – «Детский сад №125»

Педагогический проект во второй младшей группе «Солнышко»

(групповой, творческий, среднесрочный)

Гости в дом - радость в нем!

https://pp.vk.me/c630025/v630025264/88/-Du8kb2zERE.jpg

Разработали:

Кондрашина Т.В.

Бахметьева О.В.

2019 г.

Актуальность:  На сегодняшний день ребенок находится в безграничном информационном пространстве, которое не имеет четких границ. Основные ценностные ориентиры дети получают из современных средств массовой информации – телевизор, интернет, компьютерные игры.  Семейное воспитание отошло на второй план из-за большой занятости родителей.  Именно отсюда появляется проблема духовно-нравственного воспитания и развития. Ведь нравственность - это основной стержень всестороннего развития личности ребенка, приобщение его к моральным ценностям общества, в котором он проживает, развитие моральных качеств и уважительного отношения к окружающему миру. Актуальность этой проблемы обозначена и в ФГОС ДОУ, который определяет принцип приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, государства и общества.

В дошкольном возрасте закладываются основы личности; именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и эстетического воспитания. В этот период происходит бурное накопление жизненного опыта: нравственного, социального, духовного. Поэтому в этом возрасте необходимо формировать представления о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений.

 И изучение народных традиций может лечь в основу формирования нравственности и духовного развития детей.  Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре своего народа, помогает сохранить прошлое, развивать творческий потенциал каждого ребенка и формировать его духовную культуру.

За основу своего проекта мы решили  взять ключевую традицию русского народа - традицию гостеприимства. «Гости в дом- радость в нем!» - одна из поговорок, характеризующих русский народ, как народ щедрый, радушный, гостеприимный.  Гостеприимство – это характерная черта русского характера, неотъемлемая часть наших культурных традиций. В настоящее время эта часть нашей русской души утратила свое значение из-за глобальных перемен в обществе,  семейные ценности ослабевают и теряются. Поэтому важно приобщить детей к  культуре приема гостей, познакомить с традицией хлебосольства, обогатить жизненный опыт детей народными обрядами и фольклорными элементами, характеризующими данный обычай.

Именно изучение традиции гостеприимства поможет обогатить жизненный опыт детей, приобщить их к культурным традициям русского народа и развить духовно-нравственные ценности, так необходимые в современном обществе.

Цель проекта: познакомить и приобщить  детей к основной традиции русского народа - гостеприимству.

Задачи:

 ОО «Социально - коммуникативное развитие»:

  1. Способствовать развитию общения и взаимодействия ребенка со взрослым (родители, педагоги) и детьми.
  2. Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками.
  3. Расширять представления детей о традициях их семей.
  4. Приобщать детей к духовно-нравственным традициям  русского народа.
  5. Воспитывать культуру поведения.

ОО «Познавательное развитие»:

  1. Познакомить детей с коренной русской традицией – гостеприимство.
  2. Способствовать развитию творческой активности детей, воображения и восприятия.
  3. Сформировать представления детей о правилах гостеприимства и столовом этикете.
  4. Развивать уже имеющиеся навыки и знания в области гостеприимства.
  5.  Учить использовать знания о гостевом этикете в повседневной жизни.

ОО «Речевое развитие»:

  1. Развивать диалогическую речь детей в рамках темы проекта.
  2. Пополнить словарь детей  пословицами, поговорками, потешками о гостеприимстве.
  3. Познакомить с понятием «гостеприимство» через  литературные произведения (сказки).
  4. Создать условия для овладения речью, как средством общения через игровую деятельность.

ОО «Художественно - эстетическое развитие»:

  1. Способствовать становлению  эстетического отношения к окружающему миру.
  2. Развивать творческую активность и воображение детей.
  3. Учить передавать в художественной деятельности элементы русского народного творчества.
  4. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству через изучение традиций русского народа.
  5. Развивать умение получать радость от результата творческой деятельности.

ОО «Физическое развитие»:

  1. Продолжать знакомить детей с русскими - народными играми- забавами и хороводными играми.
  2. Закреплять представление о значении творческой и физической активности для укрепления физического и психического здоровья дошкольника.
  3. Формировать умение заботится о своем здоровье в различных видах деятельности.

Участники проекта:

  • дети младшего дошкольного возраста;
  • воспитатели группы;
  • родители.

Разработчики проекта:

Воспитатели второй младшей группы «Солнышко»:

Бахметьева Ольга Викторовна,

Кондрашина Татьяна Владимировна.

Сроки реализации проекта:

Проект  «Гости в дом - радость в нем!» является среднесрочным и рассчитан на реализацию в феврале, марте 2018-2019 учебного года.

Предполагаемые результаты  реализации проекта:

  1. Расширены знания детей о традициях русского народа.
  2. Сформированы знания детей о русской традиции – гостеприимства.
  3. Обогащен словарный запас и образная речь детей пословицами и поговорками по теме.
  4. Сформировано желание проявлять творческую  и познавательную активность, участвовать в коллективных играх, забавах, заниматься совместной деятельностью как с детьми, так и со взрослыми.
  5. Усвоены правила гостеприимства как нормы культурного поведения.

Итоговое мероприятие: «Гость на гость- хозяину радость!»

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап:

Цель: создание условий для реализации проекта, привлечение родителей для участия в проекте совместно с детьми.

  1. Постановка целей и задач проекта.
  2. Составление перспективного плана мероприятий.
  3. Изучение литературы по теме, определение основных направлений по работе над проектом.
  4. Подбор наглядно - демонстрационного и дидактического материала.
  5.  Создание развивающей среды в группе.
  6. Знакомство родителей с проектом, привлечение  к совместному участию.

Основной этап:

Цель: непосредственная реализация проектной деятельности:  знакомство детей и родителей с русскими традициями; развитие познавательной активности детей; формирование у детей желания участвовать в совместной деятельности по ходу реализации проекта.

  1. Беседы.
  2. Разучивание народных пословиц и поговорок.
  3. Совместная деятельность детей и педагога по созданию альбома  с аппликациями «Красивые салфетки для стола».
  4. Совместная деятельность детей и родителей. Детские рисунки на тему «Угощение для гостей».
  5. Дидактические игры.
  6. Сюжетно- ролевые игры.
  7. Разучивание хороводных игр, игр-забав.
  8. Художественное творчество.
  9. Чтение художественных произведений по заданной теме.
  10.  Самостоятельная познавательная деятельность.

Заключительный этап:

Цель: закрепить полученные знания; использовать их в игровой деятельности.

  1. Свободная игровая деятельность детей с использованием элементов ряжения и атрибутов изготовленных по ходу проведения основного этапа.
  2. Совместная деятельность в рамках проведения итогового мероприятия.

План реализации проекта «Гости в дом - радость в нем!»

Вид деятельности

Содержание деятельности

Участники

Подготовительный этап

Коммуникативная

Беседа на тему «Что такое гостеприимство»

Воспитатели, дети

Аналитическая

Анкетирование родителей

Воспитатели, родители

Коммуникативная, познавательная

Оформление наглядно-текстовой информации «Идем в гости»

Воспитатели, родители

Игровая

Дидактическая игра «Встречаем гостей»

Дети

Основной этап

Познавательная, коммуникативная

Беседа на тему «Гости в дом – радость в нем!»(о правилах гостеприимства на Руси)

Воспитатели, дети

Познавательная, коммуникативная

Подбор русских народных пословиц и поговорок о гостеприимстве

Воспитатели, дети

Игровая

Дидактическая игра «Хорошо или плохо»

Воспитатели, дети

Художественное творчество

Аппликация «Красивые салфетки для стола»

Воспитатели, дети

Игровая

Сюжетно - ролевая игра «К нам пришли гости»

Воспитатели, дети

Восприятие художественной литературы

Чтение стихотворения Г.П. Шалаевой «Как вести себя в гостях»

Воспитатели, дети

Художественное творчество

Детские рисунки на тему «Угощение для гостей».

Дети, родители

Игровая, коммуникативная

Игровая ситуация «Накрываем стол для гостей»

Воспитатели, дети

Познавательная, коммуникативная

Беседа на тему «Правила поведения за столом»

Воспитатели, дети

Восприятие художественной литературы

Чтение сказки «Муха- цокотуха» К.И. Чуковского

Воспитатели, дети

Игровая

Дидактическая игра «Накрой на стол правильно»

Воспитатели, дети

Художественное творчество

Лепка «пирожков» их соленого теста для сюжетно-ролевых игр

Воспитатели, дети

Музыкальная

Разучивание песни «К нам гости пришли», «Я пеку-пеку-пеку»

Воспитатели, дети, родители

Игровая

Хороводные игры  «Мы на луг ходили, хоровод водили», «По малину в сад пойдем»

Воспитатели, дети

Познавательная, коммуникативная

Разыгрывание ситуации «Милости прошу - к нашему столу!»

Воспитатели, дети

Восприятие фольклора, коммуникативная

Коммуникативная игра «Объясни пословицу».

Воспитатели, дети

Заключительный этап

Самостоятельная деятельность детей

Игровая деятельность детей, основанная на полученных знаниях в ходе проектной деятельности, с использованием русских народных элементов ряженья и атрибутики, изготовленной в процессе реализации проекта.

Дети

Творческая совместная деятельность детей и взрослых

Итоговое мероприятие

«Гость на гость - хозяину радость!»

Воспитатели, дети

Список использованной литературы и интернет - ресурсов:

  1. Викулина, М.А. Элементы русской народной культуры в педагогическом процессе дошкольного учреждения./ М.А. Викулина/ Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений. - Н.Н.: Нижегородский гуманитарный центр, 1995.- 138с.
  2. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, №8 август/2017 .- ООО «МЦФЭР», 2017.
  3. Терещенко, А. В. Быт русского народа. Ч. I / Вступ. ст. А. Ф. Чистякова – М.: Русская книга, 1997г. - (Народная мудрость).
  4. https://multiurok.ru/files/poslovitsy-i-pogovorki-o-russkom-gostepriimstve-i.html
  5. https://www.idealdomik.ru/yenciklopedija-poleznyh-sovetov/deti-i-roditeli/poslovicy-i-pogovorki-pro-gosteprimstvo.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ Пиктограммы "Веселье", "Грусть", "Подари цвет радости", "Весёлые клоуны".

Пиктограммы: "Веселье",  "Грусть",  "Подари цвет радости", " Весёлые клоуны".Чему дети научатся:Устонавливать связь между эмоциями и цветом.Видеть связь между своим хорошим настроением и нас...

Тема: «Радость».

Конспект занятий. Тема: «Радость». Цели: -первичное знакомство с чувством радости; -развитие умения адекватно выражать своё эмоциональное состояние; -развитие способности понимать эмоциональное с...

Конспект занятия по теме "Радость и злость"

Игра-путешествие в замок зого волшебника Грустиплача с целью помочь Смешарику вернуть смех.  Знакомство с эмоциями. Осмысление своего эмоционального состояния....

Реализация ФГТ. Конспект занятия "Радость и грусть"

Цели и зади Цель Создание условий для естественногопсихологического развития ребенка Задачи Развитие эмоциональной сферы Развитие коммуникативных умений Развитие волевой ...

С радостью в "Радость"

Статья посвящена 15-ти летнему юбилею школы раннего развития детей "Радость" МБОУ ДОД "Центр внешкольной работы" г.Петропавловска-Камчатского....

Такая разная радость. Знакомство детей с эмоцией радости во всем многообразии ее проявлений

В детском саду и семье больше обращают внимание на интеллектуальное развитие детей, забывая о тесной связи эмоций и разума, об их взаимообусловленности. В такой обедненной эмоциональной среде ребенку ...

Родительский клуб "Радость общения". Тема: "Радость в каждом доме".

Родительский клуб "Радость общения". Тема: "Радость в каждом доме"....