Проект "Гости в дом- радость в нем"
проект (младшая группа)
На сегодняшний день ребенок находится в безграничном информационном пространстве, которое не имеет четких границ. Основные ценностные ориентиры дети получают из современных средств массовой информации – телевизор, интернет, компьютерные игры. Семейное воспитание отошло на второй план из-за большой занятости родителей. Именно отсюда появляется проблема духовно-нравственного воспитания и развития. Ведь нравственность - это основной стержень всестороннего развития личности ребенка, приобщение его к моральным ценностям общества, в котором он проживает, развитие моральных качеств и уважительного отношения к окружающему миру. Актуальность этой проблемы обозначена и в ФГОС ДОУ, который определяет принцип приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, государства и общества.
В дошкольном возрасте закладываются основы личности; именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и эстетического воспитания. В этот период происходит бурное накопление жизненного опыта: нравственного, социального, духовного. Поэтому в этом возрасте необходимо формировать представления о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений.
И изучение народных традиций может лечь в основу формирования нравственности и духовного развития детей. Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре своего народа, помогает сохранить прошлое, развивать творческий потенциал каждого ребенка и формировать его духовную культуру.
За основу своего проекта мы решили взять ключевую традицию русского народа - традицию гостеприимства. «Гости в дом- радость в нем!» - одна из поговорок, характеризующих русский народ, как народ щедрый, радушный, гостеприимный. Гостеприимство – это характерная черта русского характера, неотъемлемая часть наших культурных традиций. В настоящее время эта часть нашей русской души утратила свое значение из-за глобальных перемен в обществе, семейные ценности ослабевают и теряются. Поэтому важно приобщить детей к культуре приема гостей, познакомить с традицией хлебосольства, обогатить жизненный опыт детей народными обрядами и фольклорными элементами, характеризующими данный обычай.
Именно изучение традиции гостеприимства поможет обогатить жизненный опыт детей, приобщить их к культурным традициям русского народа и развить духовно-нравственные ценности, так необходимые в современном обществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_gostepriimstvo.docx | 123.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка – «Детский сад №125»
Педагогический проект во второй младшей группе «Солнышко»
(групповой, творческий, среднесрочный)
Гости в дом - радость в нем!
Разработали:
Кондрашина Т.В.
Бахметьева О.В.
2019 г.
Актуальность: На сегодняшний день ребенок находится в безграничном информационном пространстве, которое не имеет четких границ. Основные ценностные ориентиры дети получают из современных средств массовой информации – телевизор, интернет, компьютерные игры. Семейное воспитание отошло на второй план из-за большой занятости родителей. Именно отсюда появляется проблема духовно-нравственного воспитания и развития. Ведь нравственность - это основной стержень всестороннего развития личности ребенка, приобщение его к моральным ценностям общества, в котором он проживает, развитие моральных качеств и уважительного отношения к окружающему миру. Актуальность этой проблемы обозначена и в ФГОС ДОУ, который определяет принцип приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, государства и общества.
В дошкольном возрасте закладываются основы личности; именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и эстетического воспитания. В этот период происходит бурное накопление жизненного опыта: нравственного, социального, духовного. Поэтому в этом возрасте необходимо формировать представления о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений.
И изучение народных традиций может лечь в основу формирования нравственности и духовного развития детей. Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре своего народа, помогает сохранить прошлое, развивать творческий потенциал каждого ребенка и формировать его духовную культуру.
За основу своего проекта мы решили взять ключевую традицию русского народа - традицию гостеприимства. «Гости в дом- радость в нем!» - одна из поговорок, характеризующих русский народ, как народ щедрый, радушный, гостеприимный. Гостеприимство – это характерная черта русского характера, неотъемлемая часть наших культурных традиций. В настоящее время эта часть нашей русской души утратила свое значение из-за глобальных перемен в обществе, семейные ценности ослабевают и теряются. Поэтому важно приобщить детей к культуре приема гостей, познакомить с традицией хлебосольства, обогатить жизненный опыт детей народными обрядами и фольклорными элементами, характеризующими данный обычай.
Именно изучение традиции гостеприимства поможет обогатить жизненный опыт детей, приобщить их к культурным традициям русского народа и развить духовно-нравственные ценности, так необходимые в современном обществе.
Цель проекта: познакомить и приобщить детей к основной традиции русского народа - гостеприимству.
Задачи:
ОО «Социально - коммуникативное развитие»:
- Способствовать развитию общения и взаимодействия ребенка со взрослым (родители, педагоги) и детьми.
- Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками.
- Расширять представления детей о традициях их семей.
- Приобщать детей к духовно-нравственным традициям русского народа.
- Воспитывать культуру поведения.
ОО «Познавательное развитие»:
- Познакомить детей с коренной русской традицией – гостеприимство.
- Способствовать развитию творческой активности детей, воображения и восприятия.
- Сформировать представления детей о правилах гостеприимства и столовом этикете.
- Развивать уже имеющиеся навыки и знания в области гостеприимства.
- Учить использовать знания о гостевом этикете в повседневной жизни.
ОО «Речевое развитие»:
- Развивать диалогическую речь детей в рамках темы проекта.
- Пополнить словарь детей пословицами, поговорками, потешками о гостеприимстве.
- Познакомить с понятием «гостеприимство» через литературные произведения (сказки).
- Создать условия для овладения речью, как средством общения через игровую деятельность.
ОО «Художественно - эстетическое развитие»:
- Способствовать становлению эстетического отношения к окружающему миру.
- Развивать творческую активность и воображение детей.
- Учить передавать в художественной деятельности элементы русского народного творчества.
- Воспитывать интерес к русскому народному творчеству через изучение традиций русского народа.
- Развивать умение получать радость от результата творческой деятельности.
ОО «Физическое развитие»:
- Продолжать знакомить детей с русскими - народными играми- забавами и хороводными играми.
- Закреплять представление о значении творческой и физической активности для укрепления физического и психического здоровья дошкольника.
- Формировать умение заботится о своем здоровье в различных видах деятельности.
Участники проекта:
- дети младшего дошкольного возраста;
- воспитатели группы;
- родители.
Разработчики проекта:
Воспитатели второй младшей группы «Солнышко»:
Бахметьева Ольга Викторовна,
Кондрашина Татьяна Владимировна.
Сроки реализации проекта:
Проект «Гости в дом - радость в нем!» является среднесрочным и рассчитан на реализацию в феврале, марте 2018-2019 учебного года.
Предполагаемые результаты реализации проекта:
- Расширены знания детей о традициях русского народа.
- Сформированы знания детей о русской традиции – гостеприимства.
- Обогащен словарный запас и образная речь детей пословицами и поговорками по теме.
- Сформировано желание проявлять творческую и познавательную активность, участвовать в коллективных играх, забавах, заниматься совместной деятельностью как с детьми, так и со взрослыми.
- Усвоены правила гостеприимства как нормы культурного поведения.
Итоговое мероприятие: «Гость на гость- хозяину радость!»
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап:
Цель: создание условий для реализации проекта, привлечение родителей для участия в проекте совместно с детьми.
- Постановка целей и задач проекта.
- Составление перспективного плана мероприятий.
- Изучение литературы по теме, определение основных направлений по работе над проектом.
- Подбор наглядно - демонстрационного и дидактического материала.
- Создание развивающей среды в группе.
- Знакомство родителей с проектом, привлечение к совместному участию.
Основной этап:
Цель: непосредственная реализация проектной деятельности: знакомство детей и родителей с русскими традициями; развитие познавательной активности детей; формирование у детей желания участвовать в совместной деятельности по ходу реализации проекта.
- Беседы.
- Разучивание народных пословиц и поговорок.
- Совместная деятельность детей и педагога по созданию альбома с аппликациями «Красивые салфетки для стола».
- Совместная деятельность детей и родителей. Детские рисунки на тему «Угощение для гостей».
- Дидактические игры.
- Сюжетно- ролевые игры.
- Разучивание хороводных игр, игр-забав.
- Художественное творчество.
- Чтение художественных произведений по заданной теме.
- Самостоятельная познавательная деятельность.
Заключительный этап:
Цель: закрепить полученные знания; использовать их в игровой деятельности.
- Свободная игровая деятельность детей с использованием элементов ряжения и атрибутов изготовленных по ходу проведения основного этапа.
- Совместная деятельность в рамках проведения итогового мероприятия.
План реализации проекта «Гости в дом - радость в нем!»
Вид деятельности | Содержание деятельности | Участники |
Подготовительный этап | ||
Коммуникативная | Беседа на тему «Что такое гостеприимство» | Воспитатели, дети |
Аналитическая | Анкетирование родителей | Воспитатели, родители |
Коммуникативная, познавательная | Оформление наглядно-текстовой информации «Идем в гости» | Воспитатели, родители |
Игровая | Дидактическая игра «Встречаем гостей» | Дети |
Основной этап | ||
Познавательная, коммуникативная | Беседа на тему «Гости в дом – радость в нем!»(о правилах гостеприимства на Руси) | Воспитатели, дети |
Познавательная, коммуникативная | Подбор русских народных пословиц и поговорок о гостеприимстве | Воспитатели, дети |
Игровая | Дидактическая игра «Хорошо или плохо» | Воспитатели, дети |
Художественное творчество | Аппликация «Красивые салфетки для стола» | Воспитатели, дети |
Игровая | Сюжетно - ролевая игра «К нам пришли гости» | Воспитатели, дети |
Восприятие художественной литературы | Чтение стихотворения Г.П. Шалаевой «Как вести себя в гостях» | Воспитатели, дети |
Художественное творчество | Детские рисунки на тему «Угощение для гостей». | Дети, родители |
Игровая, коммуникативная | Игровая ситуация «Накрываем стол для гостей» | Воспитатели, дети |
Познавательная, коммуникативная | Беседа на тему «Правила поведения за столом» | Воспитатели, дети |
Восприятие художественной литературы | Чтение сказки «Муха- цокотуха» К.И. Чуковского | Воспитатели, дети |
Игровая | Дидактическая игра «Накрой на стол правильно» | Воспитатели, дети |
Художественное творчество | Лепка «пирожков» их соленого теста для сюжетно-ролевых игр | Воспитатели, дети |
Музыкальная | Разучивание песни «К нам гости пришли», «Я пеку-пеку-пеку» | Воспитатели, дети, родители |
Игровая | Хороводные игры «Мы на луг ходили, хоровод водили», «По малину в сад пойдем» | Воспитатели, дети |
Познавательная, коммуникативная | Разыгрывание ситуации «Милости прошу - к нашему столу!» | Воспитатели, дети |
Восприятие фольклора, коммуникативная | Коммуникативная игра «Объясни пословицу». | Воспитатели, дети |
Заключительный этап | ||
Самостоятельная деятельность детей | Игровая деятельность детей, основанная на полученных знаниях в ходе проектной деятельности, с использованием русских народных элементов ряженья и атрибутики, изготовленной в процессе реализации проекта. | Дети |
Творческая совместная деятельность детей и взрослых | Итоговое мероприятие «Гость на гость - хозяину радость!» | Воспитатели, дети |
Список использованной литературы и интернет - ресурсов:
- Викулина, М.А. Элементы русской народной культуры в педагогическом процессе дошкольного учреждения./ М.А. Викулина/ Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений. - Н.Н.: Нижегородский гуманитарный центр, 1995.- 138с.
- Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, №8 август/2017 .- ООО «МЦФЭР», 2017.
- Терещенко, А. В. Быт русского народа. Ч. I / Вступ. ст. А. Ф. Чистякова – М.: Русская книга, 1997г. - (Народная мудрость).
- https://multiurok.ru/files/poslovitsy-i-pogovorki-o-russkom-gostepriimstve-i.html
- https://www.idealdomik.ru/yenciklopedija-poleznyh-sovetov/deti-i-roditeli/poslovicy-i-pogovorki-pro-gosteprimstvo.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ Пиктограммы "Веселье", "Грусть", "Подари цвет радости", "Весёлые клоуны".
Пиктограммы: "Веселье", "Грусть", "Подари цвет радости", " Весёлые клоуны".Чему дети научатся:Устонавливать связь между эмоциями и цветом.Видеть связь между своим хорошим настроением и нас...
Тема: «Радость».
Конспект занятий. Тема: «Радость». Цели: -первичное знакомство с чувством радости; -развитие умения адекватно выражать своё эмоциональное состояние; -развитие способности понимать эмоциональное с...
Конспект занятия по теме "Радость и злость"
Игра-путешествие в замок зого волшебника Грустиплача с целью помочь Смешарику вернуть смех. Знакомство с эмоциями. Осмысление своего эмоционального состояния....
Реализация ФГТ. Конспект занятия "Радость и грусть"
Цели и зади Цель Создание условий для естественногопсихологического развития ребенка Задачи Развитие эмоциональной сферы Развитие коммуникативных умений Развитие волевой ...
С радостью в "Радость"
Статья посвящена 15-ти летнему юбилею школы раннего развития детей "Радость" МБОУ ДОД "Центр внешкольной работы" г.Петропавловска-Камчатского....
Такая разная радость. Знакомство детей с эмоцией радости во всем многообразии ее проявлений
В детском саду и семье больше обращают внимание на интеллектуальное развитие детей, забывая о тесной связи эмоций и разума, об их взаимообусловленности. В такой обедненной эмоциональной среде ребенку ...
Родительский клуб "Радость общения". Тема: "Радость в каждом доме".
Родительский клуб "Радость общения". Тема: "Радость в каждом доме"....