Детско-родительский образовательный проект "В гости к сказкам А.С.Пушкина"
проект (подготовительная группа) на тему
Проект, в ходе которого дети познакомились с творчеством АС.Пушкина. Научились узнавать героев сказок, отражали свои впечатления в продуктивных видах деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_pushkinu.doc | 110.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ д/с № 18 «Алёнушка»
ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«В ГОСТЯХ У СКАЗОК А.С.ПУШКИНА»
Вид проекта: образовательный Продолжительность: 2 недели Участники: дети подготовительной группы,
воспитатель, родители.
г. Павлово, 2014г.
- Аналитико-прогностическое обоснование проекта.
По словам Максима Горького, «книга, возможно, наиболее сложное и великое чудо из всех чудес, созданных человечеством на пути его к счастью и могуществу будущего».
Книга – великий учитель и друг, без нее немыслимо гармоничное развитие человека, потому что она формирует не только память, интеллект, но и воображение, нравственное и духовное лицо каждого из нас. «Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу кто ты» – так можно перефразировать мудрое изречение.
Результаты исследований за последние десятилетия показали:
- читающие люди способны проблемно мыслить;
- имеют больший объем памяти и активное творческое воображение;
- лучше владеют речью (она выразительнее, строже и богаче по запасу слов);
- точнее формулируют мысли и свободнее пишут;
- легче вступают в контакты и приятны в общении;
- более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении;
- чтение формирует качества наиболее развитого и социально ценного человека.
Актуальность выбранной темы определяется тем, что дети перестали читать, а значит, страдает и грамотность, и интеллект, и эмоциональное и нравственное воспитание, и многие составляющие гармоничного развития личности ребенка. Детское чтение нуждается в постоянной поддержке.
- Проблема проекта и причины, вызвавшие ее появление.
Дошкольное детство – определяющий этап в развитии личности, ибо до 6 лет ребенок с интересом познает окружающий мир, напитывается, как губка, разными впечатлениями, усваивает нормы поведения окружающих, подражает героям книг.
В дошкольном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся родители и воспитатели. Часто ли мы задаем себе вопрос: « Что принесет книга ребенку? Чему научит? Что запечатлеет в его необъятной, открытой, уязвимой душе. Кто встретится на пути?» От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.
При беседах с детьми моей группы и в ходе анкетирования родителей, мной были выявлены такие негативные тенденции:
- заметное снижение интереса к чтению;
- резкое сокращение доли чтения в структуре свободного времени детей из-за того, что телевидение, видео- и аудиотехника, а также компьютер практически вытеснили книгу из жизни;
- подмена подлинной детской художественной литературы суррогатами массовой культуры;
- в нескольких поколениях российских семей книга не значится в приоритетных духовных ценностях; важный показатель неблагополучия – ухудшение содержания и качества чтения, снижение его продуктивности.
- незнание детьми писателей, их творчества, жанров литературных произведений.
Новая социальная ситуация заставляет искать новые подходы к проблеме «Книжная культура. Дети», которые заключаются в следующем:
- Книга и мир видеотехники в жизни дошкольника существуют параллельно, не отменяя и не подменяя друг друга. Надо глубоко осознать сказанное русским писателем Н.Лесковым: «Истинно глаголю вам: дано печатному слову пребыть не только во времени, но и над временем» - и начиная с раннего возраста приобщать ребенка к книге, к процессу чтения обдумывание ее, не считать этот процесс ненужным в жизни современного человека.
- Надо изменить существующее до сих пор отношение к детской литературе и детскому чтению как материалу для решения психолого-педагогических задач, и воспринимать детскую литературу как самостоятельный, специфический вид искусства, специально создаваемый для ребенка, имеющий свою художественную систему воздействия на читателя и не требующий иных средств, приемов и методов с текстом, кроме вдумчивого, выразительного чтения литературного произведения и его анализа. Необходимо с раннего детства приучить ребенка, прежде всего, находить интересное в тексте, а не в различных дополнениях к нему(игры, викторины, конкурсы), которые подменяют искусство слова и зачастую обесценивают его.
Я считаю, что необходимо как можно больше времени уделять восприятию художественной литературы, знакомить детей с творчеством разных детских писателей. Учить хорошему и доброму на примере сказок, рассказов, стихов, т.к. они, по моему мнению, просты и доступны детям. Яркие и красочные иллюстрации способствуют развитию у детей интереса к творчеству писателей, а язык детских произведений легко запоминается и усваивается дошкольниками. Мне хочется, чтобы дети моей группы, узнали как можно больше о сказках А.С Пушкина, и поэтому я решила познакомить их с творчеством поэта.
2. Цель и задачи проекта.
Цель: Формирование у дошкольников интереса и потребности в чтении книг А.С.Пушкина.
Задачи проекта:
Образовательные:
- продолжать знакомить детей с творчеством А.С.Пушкина;
- способствовать проявлению творчества в ролевых играх по сюжетам прочитанных произведений, в инсценировках, драматизациях, в ходе НОД по изобразительной деятельности, музыке и в других видах деятельности.
Развивающие:
- способствовать развитию речевой и коммуникативной активности детей во время обсуждения сказок;
- развивать литературную речь;
-приобщать к словесному искусству, в том числе развивать художественное восприятие и эстетический вкус.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к книге, прививать любовь к родному языку;
- формировать дружеские взаимоотношения между детьми, умение договариваться, помогать друг другу;
- приобщать детей и родителей к книжной культуре, воспитывать грамотного читателя;
3. План проектной деятельности по достижению цели.
Этапы проекта | Задачи этапа | Проектные мероприятия | Работа с родителями | |
Деятельность педагога | Деятельность детей | |||
1.Выбор темы. «В гостях у сказок А.С.Пушкина» | Образовательные: - дать детям представление о сказках А.С.Пушкина. - расширять и уточнять знания детей о писателях, жанрах литературных произведений. Развивающие: - развивать речь детей, умение отвечать на вопрос полным предложением; Воспитательные:
| Задает загадку «Не куст, а с листочками, не рубашка, сшита, не человек, а рассказывает»
- Писатели пишут рассказы, а что ещё? - А как можно сказать про сказки, какие они бывают?
- А что вы знаете о сказках А.С. Пушкина? -Что ещё хотели бы узнать? - | Книга -Да - «Незнайка на луне» - «Живая шляпа» «Мышонок Пик» Обсуждение своих любимых произведений -Писатель Дети перечисляют писателей, которых знают (А. Барто, Л. Толстой, Н. Носов, В. Бианки и др.) - Стихи, сказки - Добрые, волшебные, чудесные, в сказках добро всегда побеждает зло. Дети рассказывают, что они смотрели мультфильмы по этим сказкам. - Узнать больше про героев сказок, про золотую рыбку, про царевну-лебедь, почему царевну посадили в бочку. | |
2.Подготовка проекта. | Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные: - формировать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера. | - Подобрать методическую литературу по теме. - Разработать, подобрать конспекты занятий, бесед. - Подобрать иллюстрации, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, театрализованной деятельности. - Сделать подборку дидактических игр, мультфильмов, презентаций. - Организовать конкурс семейного рисунка «Моя любимая сказка А.С.Пушкина» - Анкетирование родителей «Книга в кругу семьи»: выявить отношение родителей к проблеме приобщения детей к чтению. - Консультация для родителей «Ребёнок и книга». - Пополнить групповую библиотеку произведениями А.С.Пушкина. |
«Узнай по описанию», «Что было бы, если»…, «Шкатулка со сказками». | Оказывают помощь в изготовлении атрибутов для сюжетно-ролевых игр, театрализованной деятельности (изготовление кольчуг и шлемов для богатырей из бросового материала) Совместно с детьми принимают участие в конкурсе рисунка «Моя любимая сказка А.С. Пушкина» Участвуют в анкетировании. Помогают в пополнении групповой библиотеки |
3. Реализация проекта | Образовательные:
Развивающие:
- Развивать познавательную активность, умение сравнивать, анализировать и делать выводы в процессе знакомства со сказками. Воспитательные:
| Восприятие художественной литературы Чтение сказок А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане» «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке». Цель: Способствовать развитию умения выделять основные действующие лица и последовательность основных эпизодов художественного текста. | Дети слушают сказки, Беседуют по содержанию сказок; заучивают небольшие отрывки из текста по желанию. | |
Познавательно-исследовательская деятельность - Просмотр мультфильмов по сказкам А.С.Пушкина. - Составление и отгадывание кроссворда по сказке «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина. Цель: Закрепить знание сказок А.С.Пушкина, развивать умение работать в группе. | - Дети смотрят мультфильмы - Дети вместе с воспитателем составляют и отгадывают кроссворд. | Приносят диски с мультфильмами | ||
Коммуникативная деятельность: - Беседа с детьми по «Сказке о царе Салтане», «О мёртвой царевне и о семи богатырях» с использованием ИКТ. Цель: актуализировать и систематизировать знания детей, развивать навыки творческого рассказывания. -Рассказ воспитателя «Жизнь и творчество А.С.Пушкина» с использованием ИКТ. Цель: Дать элементарные представления о жизни и творчестве поэта. | Дети рассказывают о героях сказок. Рассматривают иллюстрации в альбоме «Сказки А.С.Пушкина» и в книгах. Дети инсценируют понравившиеся отрывки из сказок А.С.Пушкина в театральном уголке. Дети слушают рассказ воспитателя, задают вопросы по ходу рассказа. Смотрят презентацию. | Беседуют дома с детьми о том, что нового узнали о творчестве поэта | ||
Игровая деятельность Сюжетно-ролевая игра «У нас в театре представление» Цель: Продолжать развивать умение разыгрывать сценки из знакомых сказок. Театрализованные игры с разными видами театра по сказкам Пушкина (пальчиковый, Би-ба-бо) Режиссёрские игры с героями сказок. | Дети инсценируют понравившиеся им отрывки из сказок А.С.Пушкина | Показ кукольного театра «Сказка о рыбаке и рыбке» | ||
Изобразительная деятельность Художественное творчество: Рисование: «У лукоморья», «Сказка о царе Салтане», «Обложка для книги сказок». Цель: формировать умение передавать в рисунке свои впечатления от сказок, проявлять фантазию и творчество. Лепка «Герои знакомых сказок». Цель: Совершенствовать умение передавать в лепке образы литературных произведений. Аппликация «Мой любимый сказочный герой». Цель: Способствовать овладению композиционными умениями. | Дети создают рисунки по мотивам сказок, используя различные изобразительные средства (цветные карандаши, акварельные краски, фломастеры, восковые мелки) Выполняют лепку и аппликацию, передавая образы любимых героев. | Рассматривают работы детей, делятся впечатлениями. | ||
Двигательная деятельность Эстафета «33 богатыря» перетягивание каната. Цель: Развивать физические качества: силу, ловкость. | Дети в костюмах богатырей соревнуются в перетягивании каната | Изготовление кольчуг своими руками из бросового материала. | ||
Трудовая деятельность Ручной труд: изготовление книг -самоделок. - Ремонт книг из групповой библиотеки Цель: воспитывать любовь к книге и бережное отношение к ней. | Дети изготавливают книги по мотивам сказок А.С. Пушкина Помогают воспитателю подклеивать книги | |||
Конструктивная деятельность Конструирование из бумаги (оригами) «Лебедь» Цель: Закрепить умение складывать лист бумаги в разных направлениях, умение работать по схеме. Конструирование из деревянного строителя «Замок царя Салтана» Цель: Формировать умение продумывать содержание своей постройки, развивать фантазию и творчество. | Изготовление элементов для выполнения лебедя в технике «Оригами» Дети строят из деревянного строителя замок, обыгрывают постройки с героями. | Рассматривают работы детей | ||
Музыкальная деятельность Слушание сказок Пушкина по магнитофону, Слушание «Белка», «Полёт шмеля», муз.Н.Римского-Корсакова (из оперы «Сказка о царе Салтане»). Цель: Развивать умение видеть в музыке образы героев сказок А.С.Пушкина | Дети слушают музыкальные произведения, эмоционально воспринимают услышанное. | Помощь в приобретении диска со сказками А.С. Пушкина | ||
4.Результат проекта. | Образовательные: - Систематизировать знания детей о творчестве А.С.Пушкина в процессе литературной викторины. Развивающие:
Воспитательные:
| Литературная викторина по сказкам А.С. Пушкина с использованием ИКТ, коллективной аппликации - панно «Что за прелесть эти сказки». Цель: - закреплять знания детей о сказках Пушкина; - развивать умение композиционно оформлять замысел. | - Выполняют задания познавательного характера, - Оформляют панно нетрадиционным способом по произведению А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане» | Принимают участие в викторине, подбирают необходимые материалы для оформления панно (салфетки, опилки, фольгу, самоклеящуюся бумагу и т.п.) |
5. Ресурсная база проекта.
- Кадровые ресурсы:
- дети;
- педагоги дошкольного учреждения;
- старший воспитатель;
- родители;
- Информационные ресурсы:
- сборник сказок и стихотворений по творчеству А.С.Пушкина
- плакаты, иллюстрации по сказкам
- оформление групповой библиотеки по творчеству А.С.Пушкина
- дидактические игры;
- Материально-технические ресурсы:
- пополнение методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса;
- приобретение необходимого дидактического материала;
- иллюстрации, информационные пособия;
- материалы для оформления (цветные карандаши, клей, цветная бумага, кисточки, фломастеры).
Список использованной литературы
1. Гербова В.В. «Приобщение детей к художественной литературе» Программа и методические рекомендации.-2-еизд., испр. и доп.- М.:Мозаика-Синтез, 2006.-80с.
2. Бондаренко Т.М. «Организация непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе детского сада. Образовательные области:
«Коммуникация», «Чтение художественной литературы»»: Практичесое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.-Воронеж: ИП Лаконенина Н.А. 2012-192с.
3. Швайко Г.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»: Подготовительная к школе группа: Программа, конспекты: пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.-176.:ил.
4. «Проектная деятельность старших дошкольников» автор-составитель В.Н.Журавлева.- Волгоград: Учитель,2009-202с.
5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно образовательная деятельность "Путешествие по сказкам А.С. Пушкина"
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа № 20 городского округа Новокуйбышевск города Новокуйбышевска Самарской области струк...
Тема: «В гости к сказкам А. С. Пушкина»
Совместная непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по речевому развитию, с использованием технологии интерактивного обучения и ИКТ в педагогическом процессе...
Игровой, спортивно - познавательный досуг «В гостях у сказки А. С. Пушкина. В форме «Квест игры».
Досуг рассчитан на знание дошкольников сказок: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебедь», «Сказк...
В гости а сказкам А.С.Пушкина.
Сценарий открытого мероприятия (викторины) для детей 3-4 лет по сказкам А.С.Пушкина....
Конспект непосредственно образовательной деятельности "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКАМ А.С. ПУШКИНА "
Конспект непосредственно образовательной деятельности "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКАМ А.С. ПУШКИНА" ЗАДАЧИ:Углублять и расширять знания детей о творчестве А. С. Пушкина.Воспитывать у...
Конспект занятия по рисованию с детьми старшего возраста по теме: «В гостях у сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане...»
Конспект занятия по рисованию с детьми старшего возрастапо теме: «В гостях у сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане...»...