Педагогические технологии познавательно-исследовательской деятельности
статья (старшая, подготовительная группа)

Иванова Вера Леонидовна

 Известно, что дошкольный детство — это уникальное время для развития способностей ребенка. Одна из наиболее важных способностей — способность к познанию.

Основными принципами ДО в соответствии ФГОС ДО является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. 

Познавательно - исследовательская деятельность в детском саду – это эффективная деятельность, направленная на развитие познавательной активности дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развивающие функции продуктивной деятельности.

   Понятие «продуктивная деятельность» охватывает собой несколько видов активности – рисование, лепку, аппликацию, конструирование,  - традиционно представленных в детской жизни и занимающих в ней существенное место. Все они носят моделирующий характер, т. е отображают особым образом реальный мир. Все они имеют общую черту – они представляют собой созидательную работу, направленную на получение предметно оформленного результата.

   Продуктивная деятельность – это превращение того или иного исходного материала в конкретный продукт в соответствии с поставленной целью (замыслом).

В д/с , как правило, подобная деятельность организуется в виде  специальных фронтальных  занятий, направленных на развитие навыков и умений работы с теми или иными материалами и инструментами. В основе ее организации лежит «учебный подход».

    Альтернативой такому учебному подходу, освобождающей всех участников образовательного процесса от излишней регламентации, может быть организация продуктивной деятельности как добровольной, строящейся в партнерстве с включением в нее взрослых. Именно такие подходы требует от нас и AUJC . Чтобы воспитатель смог организовать такую партнерскую деятельность, ему нужно уметь самому подбирать содержание, учитывая с одной стороны развивающие задачи, с другой стороны – интересы детей группы. Для этого надо взглянуть иначе, чем обычно, на  знакомое содержание.

Чтобы уйти от «учебных предметов» (рисование, лепка) нужно понимать развивающую функцию продуктивной деятельности (ПД), а именно:

1. развитие чувства инициативы, которое проявляется в возможности утвердить себя как деятеля и созидателя, управляющего материалами и инструментами, реализующего свои замыслы.

2.ПД формирует целеполагание, способность к длительным волевым усилиям, направленных на достижение результата (цели-замысла), т. е. закладывает основы трудолюбия.

3.ПД обеспечивает развитие воображения, образного мышления, способности соотносить целое и часть.

4. ПД развивает способность к планомерной, шаг за шагом, организации деятельности от цели (замысла) до результата (продукта).

5.ПД развивает творчество. Разные изоматериалы ставят перед ребенком вопрос «Что из этого можно сделать?» стимулируют порождение замысла и его воплощение.

6. ПД совершенствует ручную моторику.

   До 4 лет дети приобретают навыки работы с конкретными материалами (краской, водой) и инструментами (кисти, ножницы, салфетки)

   К 5 годам – переходят к целенаправленной ПД,  есть замысел.

   К 6-7 годам начинают работать по мотивации «сделать вещь хорошо».

Вывод: что такое ПД? Ее задачи?

- развитие «чувства инициативы» и стремление к созидательной активности

- формирование способности к целеполаганию и волевому усилию, произвольной организации деятельности;

- развитие воображения и творческих возможностей;

- освоение культурных (знаково-символических) средств фиксации будущего продукта в форме словесного описания и графических моделей (чтение схем, чертежей, выкроек, переход к схематизации планирования собственного замысла в наброске, эскизе, схеме).

Основания подбора содержания для продуктивной деятельности.

   

   Исходя из развивающих функций, мы обязаны удовлетворить потребность ребенка в созидании. Чтобы он почувствовал себя созидателем, ему нужно видеть плоды своего труда в форме конкретной вещи (будь то рисунок, поделка, панно), которую можно держать в руках, демонстрировать другим, гордиться ею. Это вещь, которая продолжает свою жизнь в игре ребенка, в интерьере группы или у него дома. (не в шкафу воспитателя, не просто так, не выкинули в мусорку, дети увидели).

    Итак, целью для дошкольников должно быть создание личного продукта – осязаемой цели. Однако, предлагая создать ту или иную вещь, можно представить ее по-разному: в виде образцов, схем, чертежей, выкроек, словесного описания и т. д.  исходя из этого все многообразие содержание ПД можно разделить на 4 типа работы:

-  работа по образцам

- работа с незавершенным продуктом

- работа по географическим схемам

- работа по словесному описанию цели-условий.

Для старших дошкольников важно использовать все типы работы, постепенно продвигаясь от простых к более сложным.

работа по образцам ----------------- работа по географическим схемам

работа с незавершенным продуктом-------------------------- работа по словесному описанию

Рассмотрим таблицы для каждой возрастной группы, где содержание раскрывается через тип работы и задачи. (таблицы)

   Каждый тип работы может быть развернут с разными материалами (бумага, картон. Коробки, пенопласт, природный материал, ткань, глина, пластилин, тесто, проволока, краски, карандаши, мелки) могут использоваться в чистом виде и сочетаниях.

   Поставлены задачи, определено содержание – следующий шаг ради чего эта ПД?. т.е мотив. У Коротковой называется «упаковать» в смысловое поле или культурно-смысловой контекст. В качестве таких культурно-смысловых контекстов, «упаковывающих», или «обрамляющих» или «мотивация» работу предлагают следующее:

Изготовление предметов для игры и познавательно-исследовательской деятельности (книги Лыковой мальчики и девочки) (вертушки для опытов с ветром, мебель для маленьких кукол, трамплин из картона для опытов с движением)

  • Создание произведений для собственной художественной галереи (связана с изодеятельностью в разных жанрах, темам, материалам)
  • Создание коллекций(гербарии, коллекции транспорта, марок, монет, создание музея созданных вещей)
  • Создание макетов (вымышленных и реалистических), представленных в худ. лит-ре, мультфильмах, сюжетной игре - космодромы, сказочные дворцы, крепости, зоопарки)
  • Изготовление украшений-сувениров (открытки, сувениры,украшения, подарки близким)
  • Создание книги (иллюстрирование книги на основе детских рассказов, сборка тематических словарей, летопись группы, дневники природы)
  • Изготовление предметов для собственного театра. (изготовление декораций, костюмов, реквизита)

Каждая из представленных «упаковок» наполняется конкретным содержанием в зависимости от интересов группы, темы познавательно-исследовательской деятельности, художественных текстов, читаемых в настоящее время, интересных событий, происходящих в ДОУ, городе, стране. Именно этим определяется выбор конкретной темы для работы: какие игрушки мастерить, что рисовать, какие коллекции или макеты создавать, какой спектакль оформлять. Некоторые воспитатели используют такой подход эпизодически, разбавляя таким образом традиционные занятия. Автор предлагает организовывать в рамках ИНТЕРЕСНОГО ДЕЛА.

         Организация совместной продуктивной деятельности взрослого с детьми.

ПД организуется 2 раза в неделю в определенные дни и время. Проводится не в дополнение, а в замен традиционным занятиям по предмету. Для детей эту ПД целесообразно обозначить как работу в МАСТЕРСКОЙ, в которую на время превращается группа, где создаются вещи красивые, интересные и нужные для детской жизни. Работа в мастерской организуется утром после чтения худ.лит-ры, которая возможно создаст смысловой фон..

   Добровольное включение детей в ПД по принципу «Я тоже хочу это делать» предполагает выполнение условий:

- организацию общего пространства

- возможность выбора цели из нескольких – по силам и интересу

- открытый временной конец, позволяющий каждому действовать в индивидуальном темпе.

   Пространство: общий стол с необходимыми материалами, образцами, место для всех хватило. Воспитатель рядом с детьми за этим же столом. Дети выбирают партнера, соседа, место, могут свободно перемещаться. Педагог работает с теми, кто требует большего внимания, слабее владеет инструментами. Такая организация обеспечит возможность каждому видеть действия других, обмениваться мнениями «смотри, как у меня!, «Ты понял, как это сделано?»

  Следует предлагать несколько целей (образцов, схем) или разных материалов для реализации одной цели, что обеспечит выбор по интересам и возможностям.

   Взрослый  - организатор работы. Он не инструктирует, не контролирует детей (это стиль  учебного занятия), а обсуждает замыслы, анализирует образцы, комментирует шаги своей работы, поддерживает стремление получить конечный продукт.

   Работа на 25-30 мин, при этом нужен некоторый резерв времени, чтобы каждый смог включиться в работу, справиться с ней, действуя в собственном темпе. Работа предполагает открытый конец ПД может задержаться до 40-45 мин. взрослый не покидает  поле, ободряя своим присутствием медлительных детей. Все дети работают в общем смысловом поле, но каждый утверждает себя собственным результатом!

  Планировать мастерскую на месяц вперед, чтобы успеть подготовиться, почитать, рассмотреть ит.д.

    Выбор типов работ в старшей группе в течении учебного года:

Сентябрь – ноябрь: работа по образцам и незавершенным продуктам

Декабрь – февраль: работа по схемам к работе по словесному описанию

Март-май: баланс всех 4 видов.

    Выбор типов работ в подготовительной группе в течении учебного года:

Сентябрь – ноябрь: работа по образцам и незавершенным продуктам

Декабрь – февраль: баланс всех 4 видов.

Март-май: работа по схемам к работе по словесному описанию

 Важно собирать обобщать подобный опыт педагогов, чтобы удачный стал достоянием всех.

Самостоятельная продуктивная деятельность детей: материалы и образцы.

ПД в соответствии с принятой нами моделью, присутствует в 2 составляющих образовательного процесса: как совместная партнерская деятельность взрослого и детей и как самостоятельная свободная деятельность.

Необходимо представить

- разные материалы, инструменты

- образцы, схемы, выкройки

- стол для работы 2-3 детей

-  важно применять материалы многоразового использования фабричного производства. Продукт разбирается, превращаясь в исходный материал, которым занимаютсядругие (живой песок)

- сырье для коллажей

- бросовый материал

- природный материал

- альбомы или листы с графическими образцами

- альбомы репродукций для рассматривания

- незавершенные контурные наброски для завершения

- воспроизведение графического образца по опорным точкам

- воспроизведение графического образца по опорным клеткам

- воспроизведение заданного элемента орнамента в готовом контуре

- графические образцы последовательного приращения характерных деталей к простому геометрическому контуру (превратить овал в птицу, барашка, человека)

- раскраски

- место для хранения изоматериалов

- цветные мелки, индивидуальные доски

- мальберты, большие и маленькие передвижные доски

- конструкторы лего с приложениями схем

- кнопочные пластмассовые конструкторы с приложением схем

- конструкторы с с креплением деталей болтами

- крупные и мелкие строительные наборы

- традиционные мозаики

- геометрические мозаики

- пазлы

Наблюдения показывают, что уголок (центр) для конструирования функционально не используется. Дети предпочитают располагаться с материалами в любом свободном месте, где им кажется удобнее работать. Место хранения конструкторов постоянно и известно всем, доступ – свободный, место работы по ситуации, где удобнее и спокойнее.



Предварительный просмотр:

Тема: «Методы активизации детей в ходе НОД»

Типы мотивации дошкольников

Педагогическая деятельность (любая детская деятельность: игра, труд, рисование, образовательная, продуктивная деятельность) должна способствовать развитию детей. Поэтому необходимо, чтобы дети выполняли не только всё, что от них требуется, но и переносили это в свою самостоятельную деятельность. А это произойдёт лишь в том случае, если новые знания, умения, которые мы стремимся передать детям, будут им нужны и интересны, если у детей будет то, что, мы узнаем, разгадав кроссворд. (Кроссворд) (Кроссворд на презентации Power Point)

Музыка – вид искусства, отражающей действительность в звуковых художественных образах

Воображение – психический познавательный процесс создания новых образов путем переработки материалов восприятия и представлений

Настроение – преобладающее эмоциональное состояние

Адаптация – процесс приспособления организма к изменяющимся условиям среды

Инновация – внедрение новых идей и технологий в педагогику

Диагностика – процедура проверки успешности освоения учебного материала

Грация - изящество движений, красота позы человек

Игра – основной вид деятельности дошкольников

Семья – исторически сложившаяся система взаимоотношений между супругами, родителями детьми ( "Словарь педагогических терминов

Слово по вертикали "Мотивация"

Вопрос: Как вы думаете, что такое "мотивация"?

Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели.

При этом необходимы такие приёмы, которые обеспечат возникновение нужной мотивации у подавляющего большинства детей.

В педагогической литературе выделяют четыре типа мотивации:

Первый тип - игровая мотивация – «Помоги игрушке», ребёнок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек. Создание этой мотивации строится по данной схеме:

1. Вы рассказываете, что игрушке нужна помощь, и помочь могут им только дети.

2. Вы спрашиваете детей, согласны ли они помочь игрушке.

3. Вы предлагаете научить детей делать то, что требуется игрушке, тогда объяснение и показ заинтересуют детей.

4. Во время работы у каждого ребёнка должен быть свой персонаж - подопечный (вырезанный, игрушечный, нарисованный персонаж, которому он оказывает помощь.

5. Эта же игрушка – подопечный оценивает работу ребёнка, обязательно хвалит ребёнка.

6. По окончании работы желательно, чтобы дети поиграли со своими подопечными.

При данной мотивации ребёнок выступает как помощник и защитник, и её уместно использовать для обучения различным практическим умениям.

Вопрос: В каких видах НОД можно использовать данную мотивацию?

Например: НОД аппликация, конструирование, рисование.

- Медведь разрушил теремок зверей. Они остались без домика. Как мы можем помочь животным? (Можем сами построить им домики (из кубиков, аппликацию, из палочек Кюизенера, нарисовать красками)

Второй тип мотивации – помощь взрослому – «Помоги мне». Здесь мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе. Создание мотивации строится по схеме:

Вы сообщаете детям, что собираетесь мастерить что - либо и просите детей помочь вам. Интересуетесь, как они могут вам помочь.

Каждому ребёнку даётся посильное задание.

В конце подчеркиваете, что результат был достигнут путём совместных усилий, что к нему пришли все вместе.

Например: в НОД Сенсорика, ИЗО, в трудовой деятельности

- Ребята, я хочу угостить наших кукол печеньем. Но я одна, а кукол много. Я, наверное, не успею. Вы хотите мне помочь? После согласия детей распределяются поручения.

Третий тип мотивации «Научи меня» - основан на желании ребёнка чувствовать себя знающим и умеющим.

Вопрос к слушателям:

В каких возрастных группах и видах деятельности лучше использовать этот вид мотивации?

(В игровой деятельности, в НОД старших группах) .

Создание этой мотивации осуществляется по данной схеме:

1. Вы сообщаете детям, что собираетесь заняться какой - либо деятельностью и просите детей научить вас этому.

2. Вы спрашиваете, согласны ли они помочь вам.

3. Каждому ребёнку, даётся возможность научить вас какому – либо делу.

4. По окончании игры каждому ребёнку даётся оценка его действий и обязательно следует похвалить его.

Например:

-Ребята, наша кукла Таня собралась погулять, мне нужно её одеть на прогулку. Я не знаю, как это сделать. Вы можете меня научить?

Четвёртый тип мотивации «создание предметов своими руками для себя» - основан на внутренней заинтересованности ребёнка. Такая мотивация побуждает детей к созданию предметов и поделок для собственного употребления или для своих близких. Дети искренне гордятся своими поделками и охотно пользуются ими. (Художественное конструирование, ориентировка, логика, ручной труд, художественное творчество)

Создание этой мотивации осуществляется по схеме:

1. Вы показываете детям, какую – либо поделку, раскрываете его преимущества и спрашиваете, хотят ли они иметь такой же для себя или для своих родных.

2. Далее показываете всем желающим, как изготовить этот предмет.

3. Изготовленная поделка поступает распоряжение ребёнка. Гордость за дело своих рук – важнейшая основа созидательного отношения к труду.

Если ребёнок, уже занят каким – либо интересующим делом, а значит, уже имеет необходимую мотивацию, можно познакомить его с новыми путями решения поставленных задач.

Например:

- Ребята, посмотрите какая у меня красивая открытка! Эту открытку можно подарить маме на 8 марта. Вы хотите подарить маме такую же? И вы показываете, как можно это изготовит

.

Мотивируя детей, следует соблюдать следующие принципы:

- нельзя навязывать ребёнку своё видение в решении проблемы (может быть у ребёнка будет свой путь решения проблемы)

- обязательно спросить у ребёнка разрешения заняться с ним общим делом.

- обязательно хвалить действия ребёнка за полученный результат.

- действуя совместно с ребёнком, вы знакомите его со своими планами, способами их достижения.

Соблюдая эти правила, вы даёте детям новые знания, обучаете их определённым умениям, формируете необходимые навыки.

Использование игровых персонажей.

На занятиях с малышами нельзя обойтись без игровых персонажей. Использование игровых персонажей и игровая мотивация взаимосвязаны. Игровые и сказочные персонажи могут «приходить в гости», «знакомиться», «давать задания», «рассказывать увлекательные истории», могут и оценивать результаты труда малышей. К этим игрушкам и персонажам существует ряд требований.

Игрушки или игровые персонажи:

- должны соответствовать возрасту детей;

- должны быть эстетичными,

- должны быть безопасными для здоровья ребёнка,

- должны иметь обучающую ценность,

- должны быть реалистичными;

- не должны провоцировать ребёнка на агрессию, вызывать проявленияе жестокости.

- Игровых персонажей не должно быть много.

Каждый персонаж должен быть интересным и запоминающимся, «иметь свой характер». Например, на занятия могут прийти Незнайка, Утёнок Кряк и Мишутка Тиш. Утёнок Кряк любит природу и путешествия, много об этом знает и рассказывает детям. Незнайка многого не знает и не умеет, ему часто требуется «помощь» детей. Мишутка - спортсмен, он показывает упражнения для разминки, занимается спортом. Они активно выражают свое мнение, спрашивают непонятное, ошибаются, запутываются, не понимают. Детское стремление общаться и помогать ему существенно увеличивает активность и заинтересованность.

Вопрос к слушателям:

Какие игрушки –персонажи целесообразно вносить в деятельность в младшем- среднем дошкольном возрасте, какие – в старшем?

Использование ИКТ, как средства повышения мотивации к образовательной деятельности

Компьютеры и игровые компьютерные программы широко используются не только в школе, но и детском саду

Воспитанники групп имеют разный интеллектуальный уровень развития. Организация обучения детей требует особого подхода, который предусматривает эмоциональную поддержку дошкольников на занятиях. Это проблема мотивации. Очень часто ни желания педагога, ни владения методикой проведения занятий недостаточно для положительной динамики умственного развития детей.

С целью оптимизации процесса умственного развития дошкольников можно использовать обучающие компьютерные программы, при помощи которых улучшилось бы обучение детей, значительно возросла бы мотивация, заинтересованность детей на занятиях. Использование компьютера позволяет активизировать непроизвольное внимание, повысить интерес к обучению, расширить возможности работы с наглядным материалом, что способствует достижению поставленных целей.

Вопрос к слушателям: В чём вы видите преимущества ИКТ в образовательной работе с дошкольниками?

Алгоритм подготовки НОД

Определение темы и ведущих понятий

Четко определить и сформулировать тему НОД

Определить место темы в учебном плане соответственно с ФГТ.

Определение целей и задач

Определить целевую установку занятия — для себя и для детей. Обозначить триединую задачу НОД: обучающую, развивающую и воспитывающую.

Планирование учебного материала

1. Подобрать литературу по теме. Продумать материал, который служит решению познавательных задач простым способом.

2. Подобрать задания на узнавание материала и творческий подход.

3. Упорядочить игровые задания в соответствии с принципом «от простого к сложному».

Продумывание «изюминки» занятия

Каждая деятельность должна содержать то, что вызовет удивление, изумление, восторг, что дети будут помнить долго. Нужно помнить изречение "Познание начинается с удивления". При этом важно учесть возраст детей, приемы, которые подходят для младшего - среднего возраста, но не подходит для старшей и подготовительной группы.

В ходе НОД применяются методы:

1. Объяснительно иллюстративные, которым относятся рассказы, показ картинок, способов выполнения тех или иных заданий.

2. Репродуктивные

3. поисковые, требующие умственной работы

3. Исследовательские, опыты

4. Готовность педагога к занятию.

5. Целевая установка НОД.

6. Соблюдение требований СанПин.

7. Индивидуальный подход.

8. Наличие обратной связи.

9. Рациональность использования времени.

10. Организация рабочего места.

11. Практические навыки и умения.

12. Самостоятельная работа.

13 Развитие речи, качество ответов детей.

Данная система построения, проведения и анализа НОД помогает вам, молодым педагогам работать, а нашим малышам — получать необходимые знания и готовиться к школе с интересом и легкостью, не замечая, что тебя учат.

Во второй, практической части семинара молодым воспитателям были предложено игровое моделирование практических ситуаций. Оно повышает интерес, вызывает активность, совершенствует умения в разрешении реальных педагогических проблем

Активизация мыслительной деятельности

НОД по следующим разделам программы «Развитие+» как «Развитие элементарных логических представлений», «Ориентировка в пространстве», «Основы первоначальной грамоты», «Развитие элементарных математических представлений» предполагает решение познавательных задач и развитие умственной деятельности. Для этого необходимо педагогу создать на занятиях проблемные ситуации, что требует от дошкольников умственных усилий для выхода из затруднительных ситуаций, побудить ребёнка к активной поисковой деятельности.

Иногда воспитателю бывает необходимо самому найти выход из такой ситуации, когда нужно сделать выбор. Предлагаю вашему вниманию педагогические ситуации, требующие выбора

Мой выбор

1 ситуация: У Саши не получается выполнить игровое задание “3-й лишний”:

1. Предложите выполнить более легкий вариант.

2. Попросите назвать, одним словом все предметы.

3. Покажете ответ и объясните решение, потом повторите задание.

2 ситуация: Вы читаете детям 6 лет задачу: “Летели 8 бабочек, сели на цветы. На каждый цветок село по две бабочки. Сколько было цветов? ”. Ребята решить задачу не могут, тогда вы:

1. Повторно читаете задачу.

2. Упрощаете задачу.

3. Просите ребят при помощи знаков и символов нарисовать условие задачи.

3 ситуация При подготовке детей к школе часто задают вопросы: " Где лучше кататься на велосипеде: по асфальту или по траве? Как узнать, куда дует ветер? и др. ” Какое свойство мышления формируют у детей такие вопросы:

1. Сравнение.

2. Сопоставление.

3. Гибкость.

4 ситуация. На занятии многие ребята выкрикивают, не поднимая руку:

1. Поощряете вступление с вами в диалог.

2. Повышаете голос

3. Делаете паузу, чтобы предпринять дальнейшие действия

5 ситуация: Вы подготовились к занятию, обогатив его играми-головоломками со счетными палочками, но в начале деятельности обнаружили, что палочек на всех детей не хватает:

1. Проведете другое занятие.

2. Предложите ребятам вместо палочек спички.

3. Проведете тоже занятие, но без головоломок со счётными палочками

6 ситуация. Ребенок из вашей группы заявил, что не хочет идти в школу. Как вы отнесётесь:

1. Надо идти в школу. Все дети в 7 лет идут в школу.

2. Расспросить его о причине нежелания, объяснить, что он не прав.

3. Ответить: “Ну, нет, так нет! ” Не торопить, понаблюдать за ним. В последующих беседах рассказывать о положительной стороне учёбы в школе

Игровое упражнение «Сказки о себе»

Предложить детям поставить себя на место какой-нибудь геометрической фигуры, знакомого объекта и рассказать всем сказку о себе.

Например: Я карандаш. Я такой красивый, острый. У меня деревянная рубашка. Я умею писать, рисовать, штриховать. Бываю разного цвета. Я не люблю, когда ребята со мной плохо обращаются, ломают меня или грызут. Я дружу с бумагой и кисточкой.

Игра «Теремок»

Цель:

Закреплять понятия детей об предметахтах окружающего мира, анализируя знакомые предметы и выделяя их свойства, функции.

Учить использовать в речи краткое описание свойств предметов, выделять в них самое главное качество.

Ход: Воспитатель показывает детям «Теремок», к которому подходят герои (предметы, животные) и просятся жить.

Каждый из вновь пришедших «героев» - предметов спрашивает, кто живет в теремке, и «житель» - предмет должен ему ответить, перечисляя, кто он, какой, что умеет делать. В свою очередь, пришедший «предмет» называет себя и тоже описывает свои свойства и функции. «Житель» теремка приглашает вновь пришедшего к себе жить.

Образная пластика в парах 

Для развития творческого воображения хорошо подходит образная пластика.

Ведущая раздает воспитателям карточки, на которых написано название животного. Названия повторяются на двух карточках.

Нужно прочесть, что написано на карточке и не показывать надпись другим. Потом карточку можно убрать. Задача каждого – найти свою пару. При этом можно пользоваться любыми средствами, движением тела, мимикой, нельзя только ничего говорить и издавать характерные звуки животного.

Когда воспитатели найдут свою пару, нужно остаться рядом, но продолжать молчать, не переговариваться. Потом проверить, что получиться.

Это упражнение способствует развитию выразительного поведения, побуждает участников быть внимательными к действиям других, искать такие средства самовыражения, которые будут поняты другим.

«Художественное слово в работе с детьми» Задание педагогам: по цепочке, передавая друг другу мяч, прочитать на память стихотворение, потешку, пословицу, рассказать, в каких ситуациях и режимных моментах они их используют.

«Каждый воспитатель – артист" Слово - это тонкий инструмент, которым педагог должен владеть в совершенстве. Также воспитатель должен уметь выражать свои эмоции через интонации в речи. Задание для воспитателей:

а) произнести фразу «Подойди ко мне» – тихо, громко, требовательно.

б) произнести слово «Молодец» – тихо, громко, нежно, удовлетворительно, иронично, восторженно, влюбленно.

Программа "Развитие+" предполагает использование в качестве средств познания символы, планы и модели. Для того, чтобы облегчить детям пересказ, заучивание, можно использовать модели, символы и мнемотаблицы. Предлагаю вашему вниманию по слайдам узнать сказку, потешку и загадку. (Презентация. Последние 3 слайда)

А теперь последнее задание: с помощью символов, наглядных моделей, мнемотаблиц составить для своих коллег сказку, загадку, стихотворение.

Рефлексия участников. Продолжите предложение- Сегодня на семинаре я.

Литература:

1. Баршай, В. М. Активные игры для детей: Учебное пособие/ В. М. Баршай. - Ростов–на–Дону «Феникс», 2001.

2. Доронова Т. М., Гербова В. В., Гризик Т. И., Воспитание, образование и развитие детей 3-4 лет в детском саду: Метод. Руководство для воспитателей, работающих по программе «Радуга» Т. М. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик. – М. Просвещение, 2004.

3. Доронова Т. М., Гербова В. В., Гризик Т. И., Воспитание, образование и развитие детей 6-7 лет в детском саду: Метод. Руководство для воспитателей, работающих по программе «Радуга / Т. М. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик. – М. Просвещение, 1997.

4. Кравченко, И. В. Долгова, Т. Л. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы. Методическое пособие / И. В.

Кравченко, Т. Л. Долгова. - Москва: ТЦ Сфера, 2009.

5. Кравченко, И. В. Долгова, Т. Л. Прогулки в детском саду. Младшая и средняя группы. Методическое пособие / И. В. Кравченко, Т. Л. Долгова. - Москва: ТЦ Сфера, 2009.

6. Краснощекова, Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н. В. Краснощекова. - Ростов–на–Дону «Феникс», 2008.

7. Практические семинары и тренинги для педагогов. Воспитатель и ребёнок: эффективное взаимодействие. Практическое пособие для педагогов-психологов. / Авт. – сост. Е. В. Шитова: Волгоград: Учитель, 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология "Познавательно - исследовательская деятельность старших дошкольников".

Содержание Пояснительная записка…………………………………………………....1- Цель.- Основные задачи.- Ожидаемые результаты. Перспективное планирование по познавательно – исследовательской деятельности с ...

технология познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ 114

Инновационная технология познавательно-исследовательской деятельности, применяемая в ДОУ № 114 в старшей группе, в рамках раздела программы "Развитие экологических представлений"...

Педагогический проект: "Познавательно - исследовательская деятельность детей дошкольного возраста"

Вид проекта: информационно - исследовательский. Продолжительность проекта:  сентябрь - май. Возраст детей 6 - 7 лет. Цель проекта: Развить творческую, познавательно - исследовательскую акт...

Педагогический проект "Познавательно - исследовательская деятельность как направление развития личности старшего дошкольника"

Педагогический проект по познавательно - исследовательской деятельности для детей 6-7 лет....

Технологии познавательно – исследовательской деятельности в детском саду

Технологии познавотельно-исследовательской деятельности в детском саду....

Педагогический совет "Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития познавательной активности детей раннего и дошкольного возраста"

Педагогический совет "Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития познавательной активности детей раннего и дошкольного возраста"...