Педагогический проект: "Познавательно - исследовательская деятельность детей дошкольного возраста"
проект (подготовительная группа) на тему
Вид проекта: информационно - исследовательский. Продолжительность проекта: сентябрь - май. Возраст детей 6 - 7 лет. Цель проекта: Развить творческую, познавательно - исследовательскую активность дошкольников в процессе детского экспериментирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_deyatelnost.docx | 62.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Негосударственное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №135 ОАО «РЖД».
Педагогический проект
«Познавательно – исследовательская деятельность детей дошкольного возраста».
Разработчик: Никитина О.В.
Г.Артёмовский 2013г.
Вид проекта: информационно – исследовательский.
Продолжительность проекта: сентябрь – май.
Возраст детей: 6 – 7 лет.
Участники проекта: дети, воспитатель, физкультурный руководитель, родители воспитанников.
Актуальность проекта: Опираясь на научно – педагогический опыт выдающихся исследователей Савенкова, Венгера и многих других, можно сделать вывод о том, что исследовательская деятельность способствует развитию, как познавательной потребности, так и творческой деятельности, учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового; облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности; способствует творческому развитию личности, являясь одним из направлений развития детской способности быть исследователем.
Интерес у ребёнка будет высоким, если ребёнок будет активным участником педагогического процесса, если у него будет возможность лично исследовать, проявлять самостоятельность под умелым педагогическим руководством взрослого, который будет направлять ребёнка, а не подменять.
Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны важность и необходимость ознакомление детей с экспериментированием, формирование у детей умение делать выводы на основе практического опыта и применять в самостоятельной деятельности, и с другой – отсутствие целенаправленной системной работы, привели к выбору темы проекта.
Объект проекта: Процесс развития познавательно – исследовательской деятельности.
Предмет проекта: Формы, методы и приёмы, как условия формирования познавательно – исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.
Цель: Развить творческую, познавательно – исследовательскую активность дошкольников в процессе детского экспериментирования.
Задачи:
- Образовательные:
Учить детей приобретать новую информацию через экспериментирование. Формировать умения детей делать выводы, на основе практического опыта и применять в самостоятельной деятельности.
- Развивающие:
Развивать познавательную активность ребёнка, коммуникативные навыки, стремление к самостоятельному познанию и размышлению.
- Воспитательные:
Воспитывать доброжелательные отношения, желание приходить на помощь к другим.
Предполагаемый результат:
- Дети проводят исследовательскую работу по проблеме, используя доступные им способы исследования (познавательная литература, помощь родных, телевизор и.т.д.)
- Повышение уровня развития речи у детей.
- Делают выводы на основе практического опыта и применяют в самостоятельной деятельности.
- Проявление интереса родителей к данной проблеме.
Этапы реализации проекта:
- Организационный.
Подборка и изучение научно – методической литературы, научно – практических материалов. | 1.Дыбина О.В. «Ребёнок в мире песка» -М. Т.Ц. «Сфера», 2009г. 2.Менщикова Л.И. «Экспериментальная деятельность детей 4 -6 лет – Волгоград: Учитель, 2009г. 3.Прохорова Л.Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – М: АРКТИ, 2003г. 4. Прохорова Л.Н. «Экологическое воспитание дошкольников». Практическое пособие – М:АРКТИ,2003. 5.Журнал: «Дошкольная педагогика». (октябрь 2011г) 6.Журнал : «Воспитатель». №11 – 2011г. |
Сбор методик проведения познавательно – исследовательской деятельности. |
|
Выстроить систему работы по организации исследовательской деятельности детей. |
|
Создание предметно – развивающей среды для проведения простейших опытов и экспериментов. | Схемы опытов, пособие для экспериментирования, картографы, предметные картинки, альбомы с иллюстрациями, сосуды, лупы, сито, дощечки, палочки, трубочки, шарики, микроскопы, пинцеты, камешки, косточки, пробирки, песок, глина и.т.д. |
Подборка диагностического материала. | Рекомендации Прохоровой Л. Н. |
- Основной
Задачи исследования | Содержание опытов | Формы и методы работы с детьми в разных видах деятельности | Элементы предметно- развивающей среды | Работа с родителями |
Сентябрь Тема «Воздух» | ||||
Задачи 1: Подвести детей к пониманию того, что воздух невидим, прозрачен. 2. Подвести детей к пониманию того, что воздух есть во всем. '3. Подвести детей к пониманию того, что воздух легкий. 4. Подвести детей к пониманию того, что воздух имеет вес. | 1. Взять пустой стакан и банку с водой, перевернуть стакан вверх дном и медленно опускать его в банку. Стакан держать ровно. 2. Взять стакан с водой и трубочку, опустить трубочку в стакан и подуть в неё. З. Взять надувные игрушки и опустить их в таз с водой. 4. Взять палку длиной около 60 см. на ее середине закрепить веревочку, к обоим концам палки привязать два одинаковых воздушных шарика. Подвесить палку на веревочку. Палка весит горизонтально. | Познавательная деятельность: - беседа с детьми «Откуда берется воздух, ветер» - чтение стихотворения о ветре; - чтение произведения «Легкие планеты». Чтение: чтение рус. нар сказки – «Пузырь, соломинка и лапоть» и беседа по ней. Музыкальная деятельность: работа над дыханием, упражнения на поддувание. Игровая деятельность: игры с воздушными шарами и мыльными пузырями. Продуктивная деятельность: конструирование из бумаги «оригами» (тюльпаны надуваются с помощью воздуха). | 1. Схемы опытов. 2. Пособия для экспериментов. З. Картинки: вентилятор, веер и т. п, 4.. Альбом «Люди и небо». 5. Кроссворд на тему: «Воздух». | Работа с родuтeлями: - консультации на темы: «Как познакомить детей со свойствами воздуха», «Дыхательная гимнастика для детей»; - изготовление игрушек для игр с воздухом. |
Октябрь Тема «Воздух» | ||||
Задачи 1. Подвести детей к пониманию того, что воздух бывает теплым и холодным: теплый - легкий, холодный - тяжелый. 2. Дать детям понятие о движении воздуха. 3. Дать понятие о загрязнении воздуха. | 1.Взять две свечи, приоткрыть дверь на улицу, зажечь свечи. Держать одну внизу, другую наверху образовавшейся щели. Определить направление пламени свечи. 2. Взять миски с водой (для каждого ребенка). В каждой миске свое «море»: красное, черное, желтое. Дети дуют на воду - получаются «волны». З. Зажечь свечу, подержать над ее пламенем стекло или фарфоровую чашку. | Познавательная деятельность: - рассматривание иллюстраций с изображением ветра, беседы; - разгадывание загадок; - уточнить, что движение воздуха называется ветром. Чтение: -чтение сказки «Морозко» и беседа по ней. Продуктивная деятельность: передать в рисунке ветер: сильный, могучий, слабый и спокойный. - конструирование из бумаги корабликов, султанчиков. Игровая деятельность: пускание парусных корабликов по воде. | Зарисовка опытов. Фотографии. Изготовление вееров | Консультация "Влияние свежего воздуха на организм". |
Ноябрь Тема «Вода» | ||||
Задачи 1. Подвести детей к пониманию того, что вода бывает теплой, горячей, холодной.. . 2. Подвести детей к пониманию того, что вода прозрачная З. Подвести детей к пониманию того, что вода не имеет вкуса. 4. Подвести детей к пониманию того, что вода не имеет запаха. | 1. Во время мытья рук измерить температуру воды. 2. Взять два стакана - один с водой, другой с молоком. В оба стакана опустить камешки или монетки. 3.Сравнить на вкус воду, молоко и сок. 4. Сравнить запах в стаканах, с обычной водой и с водой, в которую добавлен ароматизатор. | Чтение: чтение экологического рассказа «Как люди речку обидели», беседа; заучивание потешек о воде. Продуктивная деятельность: окраска воды с помощью красок. Музыкальная деятельность: слушание мелодий, передающих журчание воды, капель, шум дождя. Трудовая деятельность: опрыскивание растений в уголке природы. Игровая деятельность: дидактическая игра «Волшебница-вода». | 1. Картографы "Свойства воды». 2. Изображения ручья, реки, озера, моря, океана. З. Карта мира. 4. Пособие «Круговорот воды в природе». | Беседы о закаливающих процедурах. |
Декабрь Тема «Вода» | ||||
Задачи 1.Подвести детей к пониманию того, что вода жидкая и может течь. 2.Подвести детей к пониманию того, что в воде одни вещества растворяются, а другие нет. 3.Подвести детей к пониманию того, что вода не имеет формы. | 1. Переливать воду из одного сосуда в другой. 2. В один стакан положить речной песок, в другой сахарный. 3. Налить воду в сосуды разной формы. | Познавательная деятельность: занятие «Роль воды в жизни людей, животных и растений». Рассматривание альбома «Природа родного края». Коммуникативная деятельность: -отгадывание загадок. -разучивание произведений народного творчества. -беседа: «Почему люди болеют?» Чтение: сказка Чуковского «Айболит». Продуктивная деятельность: рисование озёр, рек, прудов. Игровая деятельность: Дидактическая игра: «Узнай по вкусу». | 1. Сосуды. 2.Речной и сахарный песок. 3.Альбомы с иллюстрациями. | Изготовление игрушек для игр с водой. |
Январь Тема «Снег и лед» | ||||
Задачи: 1. Подвести детей к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием снега, льда. | 1. В морозный день предложить детям слепить снежки на улице. Принести снег в помещение и предложить слепить снежки здесь. 2.В сильный мороз налить одинаковое количество воды в три бутылки и зарыть их в снег на разную глубину. 3.Внести снег в помещение и положить на бумажный фильтр. | Познавательная деятельность: Занятие «Зима». Коммуникативная деятельность: Беседа: «Зимние забавы», заучивание стихов И. Сурикова, А.Барто, Ф. Тютчева., беседа: «Польза снега в сельском хозяйстве». Продуктивная деятельность: Моделирование из ваты: «Снегири». Рисование гуашью: «Зима». | 1. Картотеки опытов. 2. Книги С.Сахарнова «По морям вокруг земли», 3. Иллюстрации на тему «Зима». | «Совместная деятельность детей и взрослых в постройке на участке горки и забавных поделок». |
Февраль Тема «Жизнь растений». | ||||
Задачи: 1. Закрепить умения ухаживать за растениями, называть свои действия, устанавливать простейшие связи между явлениями природы и жизни растений. 2. Помочь детям видеть красоту природы. | 1.Проращивать одинаковые семена в двух блюдцах с сухой и влажной ватой. 2.Одно из двух одинаковых растений поместить в темное место, другое в светлое. З.Поставить букет цветов в вазу с подкрашенной водой (через не которое время стебли окрасятся). | Познавательная деятельность: наблюдение за прорастанием семян. Чтение: чтение произведений о растениях; заучивание стихов. Продуктивная деятельность: рисование первых весенних цветов. Игpовая деятельносmь: игры с природным материалом; дидактическая игра "Покажи стебель, листок, цветок». | Схемы роста растений; блюдца для проращивания семян, коллекция семян. Модель «Огород на окне». | Подборка семян растений для коллекции. |
Март Тема «Магнит» | ||||
Задачи: 1Систематизировать знания детей о магните и его свойствах притягивать предметы; 2. Выявить материалы, которые могут стать магнетическими. 3.Отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит. | 1.Из множества предметов (магнетические и немагнетические), отобрать с помощью магнита только железные. 2. Предложить детям достать железный предмет из таза с водой, не замочив при этом руки. 3.Фокус «Летающая бабочка». | Чтение: Сказки П. Бажова «Огнивушка – поскакушка», «Малахитовая шкатулка». Коммуникативная деятельность: Беседа: «Из чего делают железо?» Игровая деятельность: Д/и «Рыболовы», «магнитная геометрическая мазаика», «магнитная касса цифр и букв». | Магнит, коробочка с предметами из разных материалов. Таблица – схема для занесения результатов, коробка, нарисованные бабочки, нитка, скрепка, скотч, таз с водой. | Оклеивание коробок из под обуви для фокуса «Летающая бабочка». |
Апрель Тема «Песок и глина». | ||||
Задачи: 1. Подвести детей к пониманию того, что почва бывает песчаная и глинистая. 2. Выяснить, что в почве для жизни живых организмов есть воздух и вода. 3.Познакомить детей со свойствами песка и глины: рыхлые, сыпучие, твёрдые. | 1. Взять стаканы с песком и глиной, предложить высыпать песок и глину в чашку, перемешать. 2. Попробовать «посадить» палочку в стаканчики с песком и с глиной поочередно. 3. Предложить слепить шарики из сухой, потом из влажной глинЫ. | Игровая деятельность: игры с песком. Познавательная деятельность: посадка лука в почву. | Песок, глина, палочки, лупа, сито, дощечки, семена фасоли, лук. | |
Май Тема «Песок и глина». | ||||
Задачи: Закрепить и уточнить знания детей о свойствах песка и глины. | 1.Предложить детям слепить шарики из влажного песка и глины и оставить их до высыхания. 2.Посадить в стаканчик с песком и глиной семена фасоли. 3.Рассмотреть через лупу, из чего состоят песок и глина, сравнить. | Трудовая деятельность: посадка фасоли. Познавательная деятельность: экскурсия на огород. Продуктивная деятельность: лепка из глины.
| 1.Стаканчики с землёй и глиной. 2.Семена фасоли. 3.Лупа. | Выставка поделок из глины. |
3)Заключительный
- Обмен опытом с коллегами на уровне города (семинар).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В рамках Педагогического часа доклад на тему: "Поисково - исследовательская деятельность детей дошкольного возраста с применением ИКТ"
В рамках Педагогического часа доклад на тему: "Поисково - исследовательская деятельность детей дошкольного возраста с применением ИКТ"...
Инновационный педагогический опыт работы "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования»
Инновационный педагогический опыт работы...
Педагогическая программа по поисково-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста "Что? Зачем? Почему?"
В программе «Что? Зачем? Почему?» даны рекомендации по созданию и оснащению развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ для обучения правилам опытно-экспериментальной деятельности. ...
Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2
На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...
Применение игровых педагогических технологий в познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста
В методической разработке дано понятие - педагогические игровые технологии. Описаны типы исследований, доступные дошкольникам, позволяющие им занять активную исследовательскую позицию. Раскрыты ...
Педагогический практикум "Экспериментирование – одна из форм развития познавательно – исследовательской деятельности детей дошкольного возраста"
Цель: освоение организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми и её последующее активное применение в практической деятельности педагогов.Задачи:систематизировать знания педагогов по развит...
«Влияние педагогических технологий на организацию познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»
Презентация для педагогов ДОУ...