технология познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ 114
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме
Инновационная технология познавательно-исследовательской деятельности, применяемая в ДОУ № 114 в старшей группе, в рамках раздела программы "Развитие экологических представлений"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnye_tekhnologii.doc | 93.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология познавательно-исследовательской деятельности
Содержание
I. Научное обоснование технологии познавательно-
исследовательской деятельности 3
II. Содержание технологии познавательно-
исследовательской деятельности в ДОУ № 114 8
- Научное обоснование технологии
познавательно-исследовательской деятельности
Крупным достижением в области дошкольной педагогики и психологии 70-80 гг. явилось теоретическое экспериментальное исследование важнейшей детской деятельности – деятельности экспериментирования, осуществленное под руководством Н. Н. Поддьякова сотрудниками НИИ дошкольного воспитания АПН СССР. Детское экспериментирование оказывает мощное положительное влияние как на развитие видов детских деятельностей, так и на общее психическое развитие ребенка. В связи с этим обстоятельством Н. Н. Поддьяков выдвинул положение о том, что деятельность экспериментирования является ведущей в дошкольном возрасте. Фундаментальный вывод сделан ученым в 1985 г.: детское экспериментирование является основой детского творчества, основой детского саморазвития.
Поскольку 2013 год был объявлен в Российской Федерации Годом охраны окружающей среды, то педагогический коллектив ДОУ № 114 основной акцент в работе по познавательно-исследовательской деятельности проводило в рамках экологического воспитания дошкольников.
На сегодняшний день охрана окружающей среды и развитие экологических основ у детей является актуальной как никогда.
У взрослых людей, а значит и у детей, преобладает потребительский подход к природе, что, на наш взгляд, обуславливается низким уровнем экологической культуры - люди не воспринимают экологические проблемы, как личностно значимые. Но когда состояние окружающей среды носит угрожающий характер, необходимо предпринимать все возможные шаги к тому, чтобы каждый человек осознал свою непрерывную связь с природой, понял необходимость ее сохранения для будущих поколений. Экологическое воспитание детей-дошкольников приобретает важнейшее значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности. Формирование у детей экологической культуры представляется первоочередной задачей.
Статья 74 п. 2 Закона РФ «Об охране окружающей среды» гласит: «Для того, чтобы овладеть минимумом экологических знаний, необходимых для формирования экологической культуры граждан, во всех дошкольных, средних и высших учебных заведениях, независимо от их профиля, необходимо обеспечение обязательного преподавания основ экологических знаний».
Предлагаю совершить экскурсию по нормативным документам федерального и местного уровней, для того, чтобы показать актуальность и значимость данной темы.
В статье 58 «Конституции Российской Федерации» от 12.12.1993 г. написано: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».
В «Концепции дошкольного воспитания» от 16.06.1989 г. раздел «Воспитание дошкольников» начинается с того, что «К концу дошкольного возраста могут и должны быть сформированы ценностные основы отношения к действительности», а именно: отношение к природе – ребенок испытывает радость экспериментирования с объектами неживой природы, открывает новое в знакомом и знакомое в новом; ценности преобразования - возникает стремление бережно относиться к природной среде, сохранять и умножать, по мере своих сил, богатство природы; ценности переживания – ребенка манит таинственность, загадочность явлений природы, он проникается ее красотою, близостью ко всему живому. Условия формирования этих ценностей – любознательность ребенка. В результате формируются начала экологического сознания. И только после этого освещается отношение к «рукотворному миру», отношения к явлениям общественной жизни и отношения к самому себе.
В пункте 3.3 Устава МБДОУ № 114 и Типовом положении о ДОУ одной из задач учреждения является «воспитание любви к окружающей природе». В «Концепции о правах ребенка» в статье 29 немного другая трактовка: «образование ребенка должно быть направлено на … воспитание уважения к окружающей природе».
В одном из пяти направлений развития и образования детей в ФГОС – познавательном развитии – предполагается «формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира».
Таким образом, развитие экологических представлений у детей необходимо начинать с самого раннего возраста.
Чтобы определить с чего нужно начать формирование основ экологической культуры и экологических представлений обратимся к ФГОС.
ФГОС предлагает «реализацию Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности…». Мы видим, что на первом месте в освоение любого материала стоит игра и познавательно-исследовательская деятельность. Но для организации любой деятельности с детьми необходимо, прежде всего, создать условия в групповом помещении и на игровом участке. Для этого обратимся снова к ФГОС: «Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря должны обеспечивать игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой». И еще: «Вариативность среды предполагает наличие в ДОУ разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей, периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей».
Создав необходимые условия, выбрав формы работы, мы обращаемся к программам дошкольного образования, с помощью которых воспитываем у детей основы экологических представлений.
В МБДОУ «Центре развития ребенка – детском саду № 114» реализуется основная общеобразовательная программа, разработанная на основе программы Л. А. Венгера «Развитие», в которой, начиная со второй младшей группы, включен раздел «Развитие представлений об окружающем мире и о себе», а в старшей и подготовительной группах – «Развитие экологических представлений».
Еще одна из программ, реализующихся в ДОУ – программа социального развития ребенка С. А. Козловой «Я – человек». Первый раздел программы «Что я знаю о себе» формирует у ребенка представления о принадлежности к человеческому роду (органы чувств, части тела), учит бережно относиться к людям, животным. Второй раздел «Кто такие взрослые люди» ставит целью поддерживать и развивать в детях интерес к миру взрослых, вызывать желание следовать тому, что достойно подражания и объективно оценивать недостойное поведение и деятельность. Здесь необходимо затронуть правила поведения взрослых в природе, на отдыхе, изучая профессии, связанные с охраной окружающей среды. В третий раздел «Человек – творец» входит подраздел «Живая, неживая природа и человек», который помогает детям понять значимость природы: человек не может жить без воздуха, воды, пищи, показывает необходимость выращивания культурных растений, приручение домашних животных, изучает предметы, сделанные из природного материала. Четвертый раздел программы «Земля - наш общий дом». Его цель – воспитывать интерес и уважение к людям, их деятельности, культуре, быту; формировать представления о Земле и жизни людей на Земле, о своей стране. Эти цели написаны в ФГОС в образовательной области «Познавательное развитие» и звучат следующим образом: «Познавательное развитие предполагает … формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира».
Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования в соответствии с ФГОС является следующее: «ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; обладает элементарными представлениями из области живой природы…».
Таким образом, познавательно-исследовательская деятельность актуальна как никогда, инновационные технологии, разрабатываемые в этой сфере должны реализовываться в каждом детском саду, в каждой группе, с каждым воспитанником. И только тогда ребенок, выпускающийся из детского сада, будет подготовлен и интеллектуально, и социально, и психически.
II. Содержание технологии познавательно-
исследовательской деятельности в ДОУ № 114
Экспериментальная деятельность относится к области детской самостоятельности, основывается на интересах детей, приносит им удовлетворение, а значит, личностно-ориентирована на каждого ребенка.
Дети учатся искать условия решения поставленной задачи, отыскивать связи между свойствами объекта и возможностями его преобразования, тем самым открывая новый способ действия. Исследования, начатые в непосредственно-образовательной деятельности, продолжаются в свободное время. В процессе экспериментирования дети приобретают социальную практику за пределами учреждения, адаптируются к современным условиям жизни.
Экспериментальная деятельность развивает у детей самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность.
Работу по познавательно-исследовательской деятельности мы начали с организации предметно-развивающей среды группы и участка ДОУ. С помощью родителей мы создали уголок природы, в который входят растения, материал для самостоятельного экспериментирования: лупы, песок, вода, глина и другое. Уголок природы соответствует требованиям программы, СанПиН и ФГОС. Реализация программ в данный момент происходит не в полном объеме, так как в «СанПиН» от 15.05.2013 г. прописано: «Размещение аквариумов, животных, птиц в групповых помещения не допускается».
В течении дня ребенок может выбрать объект для самостоятельного изучения. Например, видеть живой организм в разнообразии его свойств, жизненных проявлений – декоративные растения, рост и развитие лука, петрушки, укропа, веточки березы весной; оценивать состояние природных объектов, как живых организмов, так и среды обитания – хватает ли света растениям, необходим ли полив, рыхление земли, уход за уголком природы; прогнозировать различные по степени сложности и по содержанию воздействия на объект – утонет ли камень или ракушка в воде, что будет, если срезать зелень у лука и др.
Все свои наблюдения и опыты дети любят зарисовывать на бумаге. Рисунки рассматриваются всеми детьми, делаются выводы.
В 2013 году в рамках Года охраны окружающей среды в МБДОУ г. Владимира № 114 педагогами и родителями была создана экологическая тропы «Радость» к летне-оздоровительному сезону. В экологическую тропу вошли следующие объекты (станции):
- игровые участки групп;
- у колодца;
- у гнезда;
- уголок леса;
- уголок сада;
- привал;
- метеостанция;
- огород.
Все объекты были отражены в плане-схеме.
В августе 2013 г. в ДОУ прошел конкурс на лучшее оформление участка «Нет краше участка нашего». Каждая группа ДОУ оформила экологический паспорт игрового участка, в который вошли план-схема участка: деревья, кустарники, травяной покров, лекарственные растения, декоративные растения, а также птицы и насекомые.
Работа, начатая летом, продолжается в течение учебного года.
В старшей группе по программе «Развитие» Л. А. Венгера в разделе «Развитие экологических представлений» изучается живая и неживая природа, условия жизни, влияющие на растения и животных, знакомство с лесом, лугом, водоемом, городом, рост, развитие живых существ и др. В связи с этим для боле углубленного освоения программного материала, удовлетворения любознательности и интереса детей к окружающему миру, нами разрабатываются тематические экологические проекты, в которые включаются планирование деятельности, содержательный материал, консультации для родителей и др.
Готовясь к изучению леса, мы собрали необходимый материал, который дети предложили для изучения, а также программный материал. В процессе формирования у детей представлений о лесе, растениях и животных леса, мы ежедневно посещали объект экологической тропы «Уголок леса». Материал, усвоенный в непосредственно-образовательной деятельности закреплялся на улице с помощью экспериментов. Например, «Поиск воздуха» (цель – обнаружить воздух в «лесу»), «Почему птицы могут летать?» (цель – найти особенности внешнего вида некоторых птиц, позволяющих приспособиться к жизни окружающей среде: дятел, кукушка, сова и др.), «Где растут грибы» (цель – выявить благоприятные условия для развития и роста грибов) и т.п. Дети с огромным удовольствием, проводя время на прогулке, занимаются экспериментами.
К началу учебного года нами составляется перспективный план проведения экспериментов и опытов на весь учебный год. Все экспериментирование проводится поэтапно.
Этапы эксперимента | |
1-й этап Осознание проблемы | Часто задают вопросы на природоведческую тематику, пытаются искать на них ответы |
2-й этап Формулирование задачи | Делают первые попытки формулировать задачу опыта при непосредственной помощи педагога |
3-й этап Продумывание методики | Методику опыта излагает педагог; дети придумывают отдельные детали |
4-й этап Выслушивание инструкций и рекомендаций | Начинают выполнять инструкции, содержащие 2-3 поручения одновременно |
5-й этап Прогнозирование результатов | Начинают высказывать предположение, каким может быть результат опыта, любят отвечать на вопрос: «Угадай, что получится?» |
6-й этап Выполнение работы | Работают вместе с воспитателем, а затем – под его непосредственным контролем |
7-й этап Выполнение правил безопасности | Начинают выполнять предупреждения относительно наиболее опасных моментов опыта. Иногда задают вопрос: «Можно ли так сделать?» Контроль со стороны взрослых обязателен |
8-й этап Наблюдение результатов | Продолжительность наблюдений увеличивается до 3-4 минут. Воспитатель детально комментирует ход наблюдений и эксперимента. Вводятся несложные повторные наблюдения |
9-й этап Фиксирование результатов | Начинают самостоятельно выполнять простейшие зарисовки |
10-й этап Анализ полученных данных | Начинают находить и отмечать различия между объектами. Хорошо понимают простейшие одночленные причинно-следственные связи. При анализе результатов нужна постоянная помощь воспитателя |
11-й этап Словесный отчет об увиденном | Составляют короткие рассказы об увиденном. Нуждаются в помощи и моральной поддержки педагога |
12-й этап Формулирование выводов | Называют причины простейших наблюдаемых явлений и получившихся результатов опытов |
На примере изучения темы «Помощница-вода» мы расскажем, как проводятся эксперименты в нашей группе. На первом этапе дети задают вопросы по теме, описывают его внешние признаки, выделяют главное, сравнивают с другими объектами, пытаются найти ответы на вопросы, формулируют задачу. Например, как достать предмет из банки, не намочив руки. Дети предлагают свои варианты, высказывают предположения, каким может быть результат. Воспитатель предлагает вливать воду в банку, пока она не выльется через край, выполняют работу. Дети наблюдают за происходящим. Эксперимент может повторяться по просьбе детей. После этого дети фиксируют результаты наблюдений на бумаге. Вместе с детьми формулируется вывод: вода, заполняя емкость, выталкивает находящиеся внутри предметы. После проведенного опыта, составляются короткие рассказы об увиденном.
В старшей группе для более углубленного изучения объекта природы, мы стали привлекать родителей для совместной с детьми самостоятельной работы. Родителям было предложено составить доклад по данной теме, куда входит: изучение произведений литературы, фиксация вопросов по ходу прочтения, ответы родителей на них, проведение опытов, фиксация вопросов по ходу проведения эксперимента, выводы. Родители с удовольствием откликнулись на предложенную форму работы. Все опыты, проведенные в домашних условиях, повторяются в детском саду. Дети сами рассказывают о том, что узнали дома другим ребятам, проводят эксперименты.
В конце месяца мы оформляем результаты исследовательской деятельности в отдельную папку.
Для современного этапа развития системы образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельностный подход к личности ребенка. Одним из видов детской деятельности, используемый в процессе воспитания и всестороннего развитии детей, является экспериментирование. Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Знания, приобретенные в этом виде деятельности дают замечательные результаты. В начале и конце учебного года результаты диагностики усвоения программного материала раздела «Развитие экологических представлений» показали положительную динамику в изучении данного раздела программы с использованием экспериментирования.
Список литературы
- Бабина Н. В. 500 как и почему для детей. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 96 с.
- Дыбина О. В. Что было до…: Игры-путешествия в прошлое предметов. - М.: ТЦ Сфера, 2011. – 160 с.
- Зебзеева В. А. Теория и методика экологического образования детей. Учебно-методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 288 с.
- Иванова А. И. Живая экология. Программа экологического образования дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 80 с.
- Кузнецова А. Е. Лучшие развивающие игры для детей от 3 до 7 лет. – М.: ООО ИД РИПОЛ КЛАССИК, ООО издательство Дом.XXI век, 2010. – 189 с.
- Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. – СПб.: ООО издательство Детство –пресс, 2013. – 128 с.
- Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. – СПб.: ООО издательство Детство –пресс, 2012. – 80 с.
- Хабарова Т. В., Шафигуллина Н. В. Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологического воспитания дошкольников. – СПб.: ООО издательство Детство –пресс, 2010. – 128 с.
- Чернякова В. Н. Экологическая работа в ДОУ. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2010. – 144 с.
- Я иду, гуляю: Прогулки с детьми в выходной день. Пособие для родителей. М.: ИД Карапуз, 2002. – 72 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология "Познавательно - исследовательская деятельность старших дошкольников".
Содержание Пояснительная записка…………………………………………………....1- Цель.- Основные задачи.- Ожидаемые результаты. Перспективное планирование по познавательно – исследовательской деятельности с ...
Технологии познавательно – исследовательской деятельности в детском саду
Технологии познавотельно-исследовательской деятельности в детском саду....
Технологии познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ
Дети 3–5 лет любознательны, они с удовольствием получают новые сведения о предметах и явлениях окружающего мира в игровой деятельности. У старших дошкольников формируется интерес к собственно ис...
Технология познавательно-исследовательской деятельности
Как показала практика, исследовательская деятельность очень актуальна и эффективна. Сочетание различных видов детской деятельности во взаимодействии взрослых и детей в одном целом. Закрепляет навыки в...
Тематическое планирование технологии познавательно- исследовательской деятельности старших дошкольников
По программе "От рождения до школы" рекомендованы методические пособия Вераксы Н.Е. "Познавательно- исследовательская деятельность в детском саду". Эти пособия легли в основу техно...
«Реализация технологии познавательно-исследовательской деятельности в ДОО посредством применения метода «интеллект-карт»
laquo;Реализация технологии познавательно-исследовательской деятельности в ДОО посредством применения метода «интеллект-карт»...
Конспект НОД по речевому развитию для детей младшего возраста «Угощения для зайчика» с использованием технологии познавательно-исследовательской деятельности.
Речевое развитие детей является одним из главных компонентов в младшем возрасте. Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-иссле...