"Знакомство с числом 10"
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Керимова Эстэлла Аликовна

Технологическая карта, конспект  по математическому развитию в старшей группе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_zanyatiya_matematika.docx21.42 КБ
Файл obrazovanie_chisla_10.docx19.91 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

ФИО участника: Керимова Эстэлла Аликовна.

Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательно - исследовательское развитие, речевое развитие.

Тема занятия: Знакомство с числом 10.

Возрастная группа: старшая группа.

Цель занятия: формирование представления о количественном составе числа 10, образовании числа 10.

Задачи занятия:

Образовательные: учить считать в пределах 10, показать образование числа на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 9 и 10; сформировать представление о количественном составе числа 10.

Развивающие: развивать наглядно – действенное мышление, произвольное внимание.

Воспитательные: воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

-воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;

-воспитывать желание прийти на помощь.

Здоровьесберегающие: укрепление здоровья воспитанников посредством двигательных игр и упражнений.

Демонстрационный материал: письмо с заданиями, наборное полотно, плоскостные изображения груш и яблок (по 10 шт.), кукла Маша, корзинка с сюрпризом (медальки). Мяч.

Раздаточный материал:

наборы квадратов и треугольников (по 10шт. на каждого ребенка). 

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно – мотивационный этап

Мотивировать детей на включение в игровую деятельность

Ребята, я очень рада вас видеть. Встаньте, пожалуйста, в круг.

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Подарите друг другу улыбку!

Давайте поиграем.

-Я называю любое число до 9 и передаю мяч соседу, вы должны назвать число следующее за названным числом.

-Хорошо, мы с вами вспомнили все числа до 9. Никто не ошибся, все помнят числа.

Садимся все на свои места.

Чтение письма

Игровое упражнение, сюрпризный момент

беседа, эмоционально - психологический настрой.

Приветствие, выполнение  игрового упражнения.

Психологическая готовность, заинтересованность детей. Соблюдение социальных норм поведения во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками.

2.

Основной этап

2.1.

Этап постановки проблемы

Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы в доступной для детей форме

  Кукла Маша заблудилась  в лесу. «Дорогие ребята! Помогите мне найти Машу. Она ушла в лес и заблудилась. Ваш Мишка». (Воспитатель предлагает  найти Машу).

Беседа, художественное слово

Осознают  и принимают проблемную ситуацию.

Внутренняя мотивация на решение проблемной ситуации.

2.2.

Этап ознакомления с материалом

Усвоение (закрепление, расширение, обобщение, систематизация) определенного объема знаний и представлений о числе 10

1 задание – Образование числа 10 .

Встретили мы на своем пути яблоню и грушу. Мы плоды  собрали.

-На верхнюю полоску ставлю 9 яблок.

-На нижнюю полоску ставлю 9 груш.

-Сколько яблок я поставила? (9)

-Сколько груш я поставила? (9)

-Как одним словом можно сказать - яблоки и груши, что это? (фрукты)

-Что мы можем сказать про яблоки и груши? (их поровну, одинаково)

-А если я добавлю одно яблоко, сколько яблок станет? (10)

-Какое число мы получили? (10)

-Как мы получили число 10? (добавили 1 яблоко)

-Какое число больше 10 или 9? (10)

-Насколько число 10 больше числа 9? (на 1)

-Какое число меньше 9 или 10? (9)

-Как сделать так, чтобы яблок и груш стало поровну, одинаково? (добавить одну грушу)

-Сколько стало груш? (10)

-Что мы можем сказать про фрукты? (фруктов поровну, по 10)

-Молодцы!

(убираю 1 яблоко)

-Как можно еще сделать, чтобы фруктов стало поровну? (убрать 1 грушу)

-Сколько стало груш? (9)

-Как получилось 9 груш? (убрали 1 грушу)

(Добавляю по одному фрукту в каждый ряд и предлагаю всем вместе сосчитать фрукты)

-Молодцы! Ребята, вы справились с первым заданием и познакомились с образованием числа 10!

Беседа, вопросы

Слушают и отвечают на вопросы.

Развитие познавательных процессов: внимание, память, наглядно-образного и логического мышления, воображение, производительности психических процессов.

2.3.

Этап практического решения проблемы

Овладение действиями, способами решения проблемы

Динамическая пауза:

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке (подскоки на правой ноге)

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке (подскоки на левой ноге)

По тропинке побежим,

До лужайки добежим (бег на месте)

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки (прыжки на обеих ногах)

Стоп. Немного отдохнем

И дальше мы пешком пойдем! (ходьба на месте)

2 задание – состав числа 10.

- Выложите в ряд столько квадратов, сколько показывает цифра на моей карточке.

(У воспитателя карточка с цифрой 5).

- сколько взяли квадратов? (5).

-какую цифру поставим рядом с числом 5? (цифру 5).

- сколько нужно взять треугольников, чтобы получилось столько, сколько квадратов? (5).

-поставьте цифру, которая показывает 5 треугольников (цифра 5).

-сколько всего мы взяли квадратов и треугольников? (10).

-как получили число 10?

(из двух меньших чисел: 5 и 5).

- что можно сказать про количество квадратов и треугольников? (их поровну, одинаково, по пять).

- молодцы!

- ребята, сейчас мы с вами узнаем из каких ещё двух меньших чисел можно составить число 10.

- обратите внимание на дом.

- скажите, как он называется? (многоэтажный).

- молодцы. Правильно.

- ребята, помогите мне заселить цифры в квартиры так, чтобы вместе они составили число 10.

- сначала посчитаем, сколько этажей в доме? (5).

- на каждом этаже сколько квартир? (две).

- молодцы. Ребята, заселять цифры мы будем снизу вверх.

Проведение динамических упражнений для бодрого состояния, беседа, художественное слово, вопросы.

Усвоение информации.

Выполнение динамических упражнений.

Снятие усталости и напряжения.

Развитие познавательных процессов.

3.

Заключительный этап

Подведение итогов деятельности, обобщение полученного опыта

Какие вы молодцы! Вы сегодня сделали доброе дело, пришли на помощь герою, работали все дружно, быстро и правильно выполнили все задания!

-Что нового вы узнали?

-Что понравилось больше всего?

-Что было для вас трудно?

(Стук в дверь)

-Вы слышали, кто-то стучит!

-Это почтальон принес посылку от Мишки. Здесь открытка: «Спасибо, ребята! Вы мне помогли найти Машу!

Каждый просто молодец!

С математикой дружите

Знания свои копите.

Пусть помогут вам старанье,

Память, логика, вниманье!»

-Он прислал нам сюрприз - медальки!

Беседа, обсуждение, вопросы.

Сюрпризный момент. Художественное слово.

Высказываются по поводу полученной информации, качества выполненной работы и воплощения собственного замысла, своего эмоционального состояния.

Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса.



Предварительный просмотр:

Тема: «Знакомство с числом 10»

Цель: формирование представления о количественном составе числа 10, образовании числа 10.

Задачи:

Образовательные: учить считать в пределах 10, показать образование числа на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 9 и 10; сформировать представление о количественном составе числа 10.

Развивающие: развивать наглядно – действенное мышление, произвольное внимание.

Воспитательные: воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

-воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;

-воспитывать желание прийти на помощь.

Здоровьесберегающие: укрепление здоровья воспитанников посредством двигательных игр и упражнений.

Демонстрационный материал: письмо с заданиями, наборное полотно, плоскостные изображения груш и яблок (по 10 шт.), кукла Маша, корзинка с сюрпризом (медальки). Мяч.

Раздаточный материал:

наборы квадратов и треугольников (по 10шт. на каждого ребенка).

Ход занятия.

Организационный этап:

1 -Ребята, я очень рада вас видеть. Встаньте, пожалуйста, в круг.

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Подарите друг другу улыбку!

   Давайте поиграем.

-Я называю любое число до 9 и передаю мяч соседу, вы должны назвать число следующее за названным числом.

-Хорошо, мы с вами вспомнили все числа до 9. Никто не ошибся, все помнят числа.

Садимся все на свои места.

Основной этап:

-Ребята, сегодня утром на столе я нашла конверт. Давайте откроем его и посмотрим, что внутри. Интересно от кого письмо? Прочитаем, и нам все станет ясно.

«Дорогие ребята! Помогите мне найти Машу. Она ушла в лес и заблудилась. Ваш Мишка».

-Конечно, мы поможем Мишке, правда, дети? Я предлагаю вам отправиться в лес на поиски Маши.

1 задание – Образование числа 10 (работа с демонстрационным материалом).

Встретили мы на своем пути яблоню и грушу. Мы плоды  собрали.

-На верхнюю полоску ставлю 9 яблок.

-На нижнюю полоску ставлю 9 груш.

-Сколько яблок я поставила? (9)

-Сколько груш я поставила? (9)

-Как одним словом можно сказать - яблоки и груши, что это? (фрукты)

-Что мы можем сказать про яблоки и груши? (их поровну, одинаково)

-А если я добавлю одно яблоко, сколько яблок станет? (10)

-Какое число мы получили? (10)

-Как мы получили число 10? (добавили 1 яблоко)

-Какое число больше 10 или 9? (10)

-Насколько число 10 больше числа 9? (на 1)

-Какое число меньше 9 или 10? (9)

-Как сделать так, чтобы яблок и груш стало поровну, одинаково? (добавить одну грушу)

-Сколько стало груш? (10)

-Что мы можем сказать про фрукты? (фруктов поровну, по 10)

-Молодцы!

(убираю 1 яблоко)

-Как можно еще сделать, чтобы фруктов стало поровну? (убрать 1 грушу)

-Сколько стало груш? (9)

-Как получилось 9 груш? (убрали 1 грушу)

(Добавляю по одному фрукту в каждый ряд и предлагаю всем вместе сосчитать фрукты)

-Молодцы! Ребята, вы справились с первым заданием и познакомились с образованием числа 10!

-А теперь отдохнем!

Динамическая пауза:

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке (подскоки на правой ноге)

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке (подскоки на левой ноге)

По тропинке побежим,

До лужайки добежим (бег на месте)

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки (прыжки на обеих ногах)

Стоп. Немного отдохнем

И дальше мы пешком пойдем! (ходьба на месте)

2 задание – состав числа 10 (работа с раздаточным материалом).

  А нас ждет следующее задание.

- Выложите в ряд столько квадратов, сколько показывает цифра на моей карточке.

(У воспитателя карточка с цифрой 5).

- сколько взяли квадратов? (5).

-какую цифру поставим рядом с числом 5? (цифру 5).

- сколько нужно взять треугольников, чтобы получилось столько, сколько квадратов? (5).

-поставьте цифру, которая показывает 5 треугольников (цифра 5).

-сколько всего мы взяли квадратов и треугольников? (10).

-как получили число 10?

(из двух меньших чисел: 5 и 5).

- что можно сказать про количество квадратов и треугольников? (их поровну, одинаково, по пять).

- молодцы!

- ребята, сейчас мы с вами узнаем из каких ещё двух меньших чисел можно составить число 10.

- обратите внимание на дом.

- скажите, как он называется? (многоэтажный).

- молодцы. Правильно.

- ребята, помогите мне заселить цифры в квартиры так, чтобы вместе они составили число 10.

- сначала посчитаем, сколько этажей в доме? (5).

- на каждом этаже сколько квартир? (две).

- молодцы. Ребята, заселять цифры мы будем снизу вверх.

- Никита, засели цифры в квартиры на первый этаж.

(1 и 9, а вместе 10).

( дети заселяют цифры в квартиры, а в конце проверяем все варианты состава числа 10).

1 и 9, а вместе 10

2 и 8, а вместе 10

3 и 7, а вместе 10

4 и 6, а вместе 10

5 и 5, а вместе 10  

-Молодцы, ребята!

- А теперь, мы по лесу пойдем и Машу найдем.

-Посмотрите, а вот и Маша нашлась! 

-Дети, а почему мы нашли Машу?

 Рефлексия

-Какие вы молодцы! Вы сегодня сделали доброе дело, пришли на помощь герою, работали все дружно, быстро и правильно выполнили все задания!

-Что нового вы узнали? 

-Что понравилось больше всего?

-Что было для вас трудно?

(Стук в дверь)

-Вы слышали, кто-то стучит!

-Это почтальон принес посылку от Мишки. Здесь открытка: «Спасибо, ребята! Вы мне помогли найти Машу!

Каждый просто молодец!

С математикой дружите

Знания свои копите.

Пусть помогут вам старанье,

Память, логика, вниманье!»

-Он прислал нам сюрприз - медальки!

(Раздаю вместе с Машей медальки детям).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к фрагменту урока в 1 классе "Знакомство с числом 8 и цифрой 8"

Данная презентация отражает знакомство с числом. а затем и с цифрой 8 на уроке математики в 1 классе....

Знакомство с числом 10

Цель занятия: познакомить с образованием числа 10; учить считать в пределах 10, соотно...

НОД образовательная область «Познание» «Знакомство с числом 10»

познакомить с образованием числа 10; учить считать в пределах 10, соотносить цифры с числом; упражнять в обратном счете; упражнять в умении составлять геометрическую фигуру из счетных палочек; развива...

Конспект НОД по математикe «Знакомство с числом 9, цифрой 9» (подготовительная группа)

    Дети знакомятся с образованием и составом числа 9, цифрой 9.  Упражняются  в решении задач с помощью предметных моделей, в количественном и порядковом счете.Закрепл...

ЗНАКОМСТВО С ЧИСЛОМ И ЦИФРОЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА.

Учебно-методический материал. Ознакомление с числом и цифрой в пределах первого десятка....

Знакомство с числом "5".

Обучению дошкольников важное место должно отводиться началом математики. Особенно в наше время это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения, стремлением родителей раньше научить ребенка ...

Знакомство с числом и цифрой в подготовительной группе детского сада.

Планирование по ознакомлению с составом числа из двух меньших чисел....