Конспект НОД по математикe «Знакомство с числом 9, цифрой 9» (подготовительная группа)
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему

      Дети знакомятся с образованием и составом числа 9, цифрой 9.  Упражняются  в решении задач с помощью предметных моделей, в количественном и порядковом счете.Закрепляются представления о свойствах предметов и геометрические представления детей.      Развиваются  слуховое и зрительное восприятие, логическое мышление, внимание, воображение, память, диалогическую и инициативную речь.  Воспитываются   личностные качества дошкольника.

·        .

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_chislom_9_tsifroy_9.docx29.18 КБ

Предварительный просмотр:

Структура занятия

  1. Вводная часть (длительность 3-5 минут)

Цель: создание интереса, эмоционального настроения к занятию, введение в тему.

  1. Основная часть (длительность 20 минут)

Цель: реализация задач программного содержания

  1. Заключительная часть (длительность 5 минут)

Цель: подвести итог занятия

Дети фиксируют в речи:

- что нового узнали

- где новое пригодится

Используемая литература:

  1. Образовательная программа  «Школа 2100»,с.102  под редакцией А.А.Леонтьева
  2. Образовательная система «Школа 2100» под редакцией Д.И. Фельдштейна. - М.: «Баласс», 2008.-с.25,с.81.
  3. «Раз – ступенька, два – ступенька» практический курс математики для дошкольников ( Методические рекомендации изд. 3 – е, М.: Издательство «ЮВЕНТА»,2009. – 256 с.) А.Г.Петерсон, Н.П.Холина.

Дидактическое обеспечение занятия:

Для детей: - карточки с цифрами от  1 до 9;

                   - по 8 кружков красного и синего цвета;

                   - Фломастеры и карандаши;

                   - листок с заготовками числового отрезка;

                   - рабочая тетрадь «Раз ступенька, два ступенька»        (математика для детей 6-7 лет Л.Г.Петерсон, Н.П.Холина издательство «ЮВЕНТА», 2006 г.)

Для воспитателя:- письмо «Петушка», 8 цыплят и наседка;

                              - числовой отрезок;

                              - по 8 кружков красного и синего цвета;

                              - карточки с цифрами от 1 до 9;

8+1=9

                             - карточка

                             - кости домино;

                             - письмо с картинкой (наседка и 8 цыплят);

                             - таблицы – картинки.

Подготовительная работа с воспитанниками:

  • Занятия, дидактические игры, игровые занимательные задачи, подвижные игры:   « Парный бег», «День и ночь», «Классики», «Кто быстрей?», «Кто выше?», « Чья команда забросит в корзину больше мячей» и т.д.
  • «Сказочная математика» (задачи со сказочными героями).
  • Заучивание стихов математического содержания.
  • Занятия по рисованию, лепке, аппликации, с геометрическими фигурами, цифрами.
  • Чтение сказок «Три поросенка» , «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Дюймовочка».
  • Игры в «Домино» и «Шахматы».

Программное содержание:

  1. (Обучающая)
  • Познакомить с образованием и составом числа 9, цифрой 9.
  • Закрепить образование чисел 7 и 8, последовательность дней недели, месяцев, времен года.
  • Упражнять в решении задач с помощью предметных моделей, в количественном и порядковом счете.
  • Закрепить представление о свойствах предметов и геометрические представления детей.
  • Закрепить значение состава числа 9, взаимосвязь целого и частей, зримый образ цифры 9.
  1. (Развивающая)
  • Развивать слуховое и зрительное восприятие, логическое мышление, внимание, воображение, память, диалогическую и инициативную речь.
  1. (Воспитывающая)
  • Воспитывать личностные качества дошкольника.
  • Формировать интерес к предмету.

Этапы работы:

  • Вводная часть: Сегодня такой чудесный весенний день! У всех я вижу прекрасное настроение. Давайте все встанем в круг и возьмемся за руки, улыбнемся друг другу.

В это время в группу заходит грустный Петушок с конвертом в руках, здоровается и просит детей помочь ему сосчитать сколько цыплят вместе с наседкой ушли гулять.

Воспитатель: Ребята, поможем Петушку? (Да!) Но чтобы помочь Петушке решить и сосчитать цыплят, давайте с вами решим несколько «Веселых задач».

 Слушайте, внимательно веселые задачи в стихотворной форме. Внимание!

Первая: Шесть грибов нашел Вадим,

        А потом ещё один.

        Вы ответьте на  вопрос:

               Сколько он грибов принес?

Как ты думаешь Артур? (7) Света (7) Максим (7). А сколько грибов получилось у тебя Ваня? (7).

 Покажите с помощью красных кружков, сколько грибов Вадим нашел сначала? (6) К доске пойдет работать с демонстрационным материалом Ксюша.

 Сколько он нашел потом? (1). Положите синий кружок.

 Сколько грибов он нашел всего? (7). Сосчитайте кружки. Докажите!

 Дети с помощью кружочков с цифрами составляют: 6+1=7. Как получить число 7 на числовом отрезке?

 Надо от числа 6 сделать 1 шаг вправо.

 Нарисуйте на листочках с «заготовками» числового отрезка – стрелочку от цифры 6 к цифре 7.

 Молодцы, вы справились!

Вторая: Слушайте, внимательно вторую веселую задачу:

               Семь малюсеньких котят

               Что дают им все едят

               А один сметаны просит

               Сколько всех котяток? (Восемь).

 А как вы получили число восемь? Покажите с помощью синих и красных кружочков.

 Покажите на числовом отрезке.

(На доске и на столах у детей последовательно выкладываются кружочки. Дети рисуют стрелки на листочках, а воспитатель – на доске.) Ребята! Посмотрите на записи и на схемы и скажите: Как получается каждое новое число в ряду чисел? (к предшествующему прибавляется один. А на числовом отрезке надо сделать один шаг вправо). Совершенно верно!

 Воспитатель:  А сейчас, мы тебе, Петушок, поможем. Следи и слушай внимательно.

Воспитатель читает стихотворение:

У наседки моей

Восемь славных детей,

Восемь милых, послушных цыплят.

Кто умеет считать?

Кто мне может сказать.

Сколько птиц поспешило гулять?

(Выкладываю из конверта Петушка по очереди цыплят, а дети считают: Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь.)

  Сколько цыплят у наседки? (8)  Положите на стол столько кружков, сколько цыплят (8). Да еще мама – наседка. (Одна).

Что мы должны сделать? (Прибавить еще один кружочек).

Запишем 8+1

Посчитаем сколько кружков получилось, когда к 8 кружочкам прибавили еще 1 кружочек? ( Получилось девять)

Как получилось 9 кружочков?

Было 8 кружочков прибавили еще один кружочек – получилось 9 кружочков.

Правильно, вы справились и помогли сосчитать сколько птиц поспешило гулять.

Воспитатель показывает новый значок для обозначения числа 9 и говорит: Это цифра 9. Покажите ее на числовом отрезке и сделайте запись равенства в своих тетрадях (дети работают в тетрадях, а воспитатель на доске).

 Ребята! Значит, сколько птиц поспешило гулять? (9).

Ну, вот, Петушок, мы тебе и помогли сосчитать твоих цыплят с наседкой. Ты запомнил сколько птиц? (Да, запомнил – 9. Спасибо, ребята! Я побежал их встречать).

 Ребята, а вы,  запомнили  как пишется цифра 9. ( Да).

 Ребята! Сейчас подумайте и скажите: какой девятый месяц года? (Сентябрь). А как думает Ева? Витя? (Если кто-то из детей ошибается, то все помогают и перечисляют месяцы года по порядку: первый – январь, второй – февраль, третий – март, четвертый – апрель, пятый – май, шестой – июнь, седьмой – июль, восьмой – август, девятый – сентябрь).

Верно! Умнички!

А у кого день рождения в сентябре? (У Максима и Алены).

Какое время года начинается с сентября? (Осень) Совершенно верно!

Какое время года идет за осенью? (Зима)

А за зимой? (Весна)

А за весной? (Лето) Молодцы! Это вы знаете! А вот знаете ли вы, какой девятый день недели? (Дети думают и высказывают свое мнение, что такого дня нет).

А я думаю, что есть! Докажите мне! (Дети доказывают)

(Любовь Михайловна, вы не правы, потому что в неделе всего 7 дней, а не девять.)

Назовите дни недели по порядку. ( Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье).

Вы меня убедили. Молодцы!

А на что похожа цифра 9? (Дети высказывают свои версии).

Какую цифру она напоминает? (6).

Воспитатель читает: Цифра девять, иль девятка, -

                                    Цифровая акробатка:

                                    Если на голову встанет,

                                    Цифрой шесть девятка станет.

(воспитатель показывает цифру 9 и переворачивает ее).

Вот какая цифра есть – перевернутая шесть.

Физминутка

 Раз – два – три -  четыре – пять вышла курочка гулять, а за ней цыплятки крылышками машут, зернышки клюют, никому не дают.

(Садимся на места).

Ребята! Давайте рукой в воздухе нарисуем образ цифры 9 (можно слепить из пластилина и т.д.) А теперь обведите в тетрадях большую девятку красным фломастером или красным карандашом.

Дети, внимательно посмотрите на первую картинку в тетради и скажите: Почему под ней записано равенство 5+4=9?

Как ты думаешь Матвей? А ты Ярослав? А кто еще как думает? А кто думает по- другому?

Правильно вы думаете: потому что нарисовано 5 красных кружочков и 4 синих. Давайте выделим части и целое.  (Дети отвечают: 5 и 4 – это части числа 9, а 9 – это целое).

Докажите и объясните следующее равенство: 4+5=9. Что можно сказать?

Если части переставить, то результат не изменится – получится опять 9.

А что получится, если из целого взять первую часть? – останется вторая часть: 9-5=4. А если из целого взять вторую часть? (Останется первая часть: 9-4=5). 

Теперь внимательно посмотрите на второй рисунок и скажите, что  под ним записано и почему? ( 7+2. ) Как ты думаешь, Соня? (  Нарисовано 7 зеленых квадратиков и 2 желтых квадратика, поэтому написано 7+2).

Степа, прокомментируй  свои действия, а остальные проверяют его правильность выполнения задания. Если он ошибется, то потопайте ногами.

Степа: если к 7 зеленым квадратикам прибавить 2 желтых квадратика, то получится всего 9 квадратиков 7+2=9.

Если части переставить местами, результат не изменится и все равно получится 9 квадратиков : 2+7=9

Далее комментирует Вероника: если от целого 9 взять первую часть – 7 зеленых квадратиков, то останется вторая часть – 2 желтых квадратика : 9-7=2.

И последнее прокомментирует нам Алина: если из целого 9 квадратиков взять вторую часть – 2 желтых квадратика, то останется первая часть – 7 зеленых квадратиков : 9-2=7.

(Если кто-то из детей будет затрудняться, то можно ему предложить воспользоваться демонстрационной таблицей – домиком с цифрой 9 на доске).

А третье задание с шестиугольниками мы с вами сделаем вне занятия завтра вечером.

  • Физминутка:

Мы ногами топ – топ,

Мы руками хлоп – хлоп!

Мы глазами миг – миг,

Мы плечами чик – чик!

Раз – сюда, два – туда,

Повернись вокруг себя.

Раз – два, раз – два, итог занятия проводить пора!

  • Заключительная часть,

Ребята! Посмотрите на доску, посмотрите в тетради и на все записи и скажите: Вы сегодня молодцы, как вы думаете? ( Да!) А почему? ( Потому, что  мы справились со всеми заданиями).

Вспомните все, что мы делали сегодня!

Мы сегодня говорили о числах 7 и 8 в «веселых задачах».

Как мы получили числа 7 и 8? ( Мы к числу 6 прибавили число 1 и получили число 7. К числу 7 прибавили число 1 и получили число 8).

С каким новым числом мы познакомились? Сонечка нам скажет (Мы познакомились с числом 9 и цифрой – акробаткой 9.)

Павлик, что тебе больше всего понравилось на занятии? ( Мне больше всего понравилось решать «веселые задачи).

Андрей, а что тебе? (Как мы познакомились с числом 9).

А что у тебя вызвало затруднение? (Я считаю, что у меня не было затруднений, я со всеми заданиями справился).

Молодец!

А еще мы с вами, что забыли сказать?

Миша: мы еще рисовали руками в воздухе и в тетради фломастером цифру 9.

Карина, что ты скажешь? Что тебе понравилось сегодня? (Мне понравилось, как мы повторяли дни недели и  месяцы года).

Камиля: мы называли части числа 9, составляли число 9 из двух чисел).

Назовите из каких двух чисел можно составить число 9. ( Пользуясь домиком – таблицей дети называют: Карина: 1 и 8, 8 и 1. Диана: 2 и 7, 7 и 2. Мансур: 3 и 6, 6 и 3. Ксюша: 4 и 5, 5 и 4.)

Молодцы! Вы меня сегодня порадовали! Вы довольны сегодня своими результатами? (Да!) Похвалите себя.

Как можно себя похвалить? (Погладить по голове, щеке, похлопать по плечу, обнять себя руками и т.д.)

Дети хвалят себя! Занятие наше закончилось! Спасибо, вам ребята!

Если будет свободное время.

Закрепить представление о свойствах предметов и геометрические представления детей, развивать их мышление, речь.

Посмотрите на фигуры нарисованные в задании №5 и рассмотрите их. Объясните, почему каждая фигура может быть лишней?

  • Красный четырехугольник отличается от всех остальных фигур по цвету, остальные фигуры зеленые.
  • Круг – потому, что у него нет углов, а у остальных фигур есть углы.
  • Прямоугольник – у него полоски вертикальные, а у остальных – горизонтальные.
  • Треугольник – у него полоски широкие, а у остальных фигур узкие.

Ребята! Спасибо вам за занятие!

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗНАКОМСТВО С ЧИСЛОМ И ЦИФРОЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА.

Учебно-методический материал. Ознакомление с числом и цифрой в пределах первого десятка....

Знакомство с числом и цифрой в подготовительной группе детского сада.

Планирование по ознакомлению с составом числа из двух меньших чисел....

Конспект НОД по ФЭМП. Число и цифра 7. Подготовительная группа

Какой сегодня день недели?- Какой был вчера?- Какой будет завтра?- Какой по счёту четверг?- Какой по счёту воскресенье?- Сколько дней в неделе?...

Число и цифра 7. Подготовительная группа

Образовательные области: познание, социализация, коммуникация.Цель: знакомство с цифрой 7 и составом числа 7 из двух меньших.Задачи:Образовательные:Познакомить с числом и цифрой 7;Учить дете...

Конспект НОД по ФЭМП. Число и цифра 7. Подготовительная группа

Конспект НОД по ФЭМП. Число и цифра 7. Подготовительная группа...