Конспект НОД по математикe «Знакомство с числом 9, цифрой 9» (подготовительная группа)
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему
Дети знакомятся с образованием и составом числа 9, цифрой 9. Упражняются в решении задач с помощью предметных моделей, в количественном и порядковом счете.Закрепляются представления о свойствах предметов и геометрические представления детей. Развиваются слуховое и зрительное восприятие, логическое мышление, внимание, воображение, память, диалогическую и инициативную речь. Воспитываются личностные качества дошкольника.
· .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znakomstvo_s_chislom_9_tsifroy_9.docx | 29.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Структура занятия
- Вводная часть (длительность 3-5 минут)
Цель: создание интереса, эмоционального настроения к занятию, введение в тему.
- Основная часть (длительность 20 минут)
Цель: реализация задач программного содержания
- Заключительная часть (длительность 5 минут)
Цель: подвести итог занятия
Дети фиксируют в речи:
- что нового узнали
- где новое пригодится
Используемая литература:
- Образовательная программа «Школа 2100»,с.102 под редакцией А.А.Леонтьева
- Образовательная система «Школа 2100» под редакцией Д.И. Фельдштейна. - М.: «Баласс», 2008.-с.25,с.81.
- «Раз – ступенька, два – ступенька» практический курс математики для дошкольников ( Методические рекомендации изд. 3 – е, М.: Издательство «ЮВЕНТА»,2009. – 256 с.) А.Г.Петерсон, Н.П.Холина.
Дидактическое обеспечение занятия:
Для детей: - карточки с цифрами от 1 до 9;
- по 8 кружков красного и синего цвета;
- Фломастеры и карандаши;
- листок с заготовками числового отрезка;
- рабочая тетрадь «Раз ступенька, два ступенька» (математика для детей 6-7 лет Л.Г.Петерсон, Н.П.Холина издательство «ЮВЕНТА», 2006 г.)
Для воспитателя:- письмо «Петушка», 8 цыплят и наседка;
- числовой отрезок;
- по 8 кружков красного и синего цвета;
- карточки с цифрами от 1 до 9;
8+1=9 |
- карточка
- кости домино;
- письмо с картинкой (наседка и 8 цыплят);
- таблицы – картинки.
Подготовительная работа с воспитанниками:
- Занятия, дидактические игры, игровые занимательные задачи, подвижные игры: « Парный бег», «День и ночь», «Классики», «Кто быстрей?», «Кто выше?», « Чья команда забросит в корзину больше мячей» и т.д.
- «Сказочная математика» (задачи со сказочными героями).
- Заучивание стихов математического содержания.
- Занятия по рисованию, лепке, аппликации, с геометрическими фигурами, цифрами.
- Чтение сказок «Три поросенка» , «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Дюймовочка».
- Игры в «Домино» и «Шахматы».
Программное содержание:
- (Обучающая)
- Познакомить с образованием и составом числа 9, цифрой 9.
- Закрепить образование чисел 7 и 8, последовательность дней недели, месяцев, времен года.
- Упражнять в решении задач с помощью предметных моделей, в количественном и порядковом счете.
- Закрепить представление о свойствах предметов и геометрические представления детей.
- Закрепить значение состава числа 9, взаимосвязь целого и частей, зримый образ цифры 9.
- (Развивающая)
- Развивать слуховое и зрительное восприятие, логическое мышление, внимание, воображение, память, диалогическую и инициативную речь.
- (Воспитывающая)
- Воспитывать личностные качества дошкольника.
- Формировать интерес к предмету.
Этапы работы:
- Вводная часть: Сегодня такой чудесный весенний день! У всех я вижу прекрасное настроение. Давайте все встанем в круг и возьмемся за руки, улыбнемся друг другу.
В это время в группу заходит грустный Петушок с конвертом в руках, здоровается и просит детей помочь ему сосчитать сколько цыплят вместе с наседкой ушли гулять.
Воспитатель: Ребята, поможем Петушку? (Да!) Но чтобы помочь Петушке решить и сосчитать цыплят, давайте с вами решим несколько «Веселых задач».
Слушайте, внимательно веселые задачи в стихотворной форме. Внимание!
Первая: Шесть грибов нашел Вадим,
А потом ещё один.
Вы ответьте на вопрос:
Сколько он грибов принес?
Как ты думаешь Артур? (7) Света (7) Максим (7). А сколько грибов получилось у тебя Ваня? (7).
Покажите с помощью красных кружков, сколько грибов Вадим нашел сначала? (6) К доске пойдет работать с демонстрационным материалом Ксюша.
Сколько он нашел потом? (1). Положите синий кружок.
Сколько грибов он нашел всего? (7). Сосчитайте кружки. Докажите!
Дети с помощью кружочков с цифрами составляют: 6+1=7. Как получить число 7 на числовом отрезке?
Надо от числа 6 сделать 1 шаг вправо.
Нарисуйте на листочках с «заготовками» числового отрезка – стрелочку от цифры 6 к цифре 7.
Молодцы, вы справились!
Вторая: Слушайте, внимательно вторую веселую задачу:
Семь малюсеньких котят
Что дают им все едят
А один сметаны просит
Сколько всех котяток? (Восемь).
А как вы получили число восемь? Покажите с помощью синих и красных кружочков.
Покажите на числовом отрезке.
(На доске и на столах у детей последовательно выкладываются кружочки. Дети рисуют стрелки на листочках, а воспитатель – на доске.) Ребята! Посмотрите на записи и на схемы и скажите: Как получается каждое новое число в ряду чисел? (к предшествующему прибавляется один. А на числовом отрезке надо сделать один шаг вправо). Совершенно верно!
Воспитатель: А сейчас, мы тебе, Петушок, поможем. Следи и слушай внимательно.
Воспитатель читает стихотворение:
У наседки моей
Восемь славных детей,
Восемь милых, послушных цыплят.
Кто умеет считать?
Кто мне может сказать.
Сколько птиц поспешило гулять?
(Выкладываю из конверта Петушка по очереди цыплят, а дети считают: Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь.)
Сколько цыплят у наседки? (8) Положите на стол столько кружков, сколько цыплят (8). Да еще мама – наседка. (Одна).
Что мы должны сделать? (Прибавить еще один кружочек).
Запишем 8+1
Посчитаем сколько кружков получилось, когда к 8 кружочкам прибавили еще 1 кружочек? ( Получилось девять)
Как получилось 9 кружочков?
Было 8 кружочков прибавили еще один кружочек – получилось 9 кружочков.
Правильно, вы справились и помогли сосчитать сколько птиц поспешило гулять.
Воспитатель показывает новый значок для обозначения числа 9 и говорит: Это цифра 9. Покажите ее на числовом отрезке и сделайте запись равенства в своих тетрадях (дети работают в тетрадях, а воспитатель на доске).
Ребята! Значит, сколько птиц поспешило гулять? (9).
Ну, вот, Петушок, мы тебе и помогли сосчитать твоих цыплят с наседкой. Ты запомнил сколько птиц? (Да, запомнил – 9. Спасибо, ребята! Я побежал их встречать).
Ребята, а вы, запомнили как пишется цифра 9. ( Да).
Ребята! Сейчас подумайте и скажите: какой девятый месяц года? (Сентябрь). А как думает Ева? Витя? (Если кто-то из детей ошибается, то все помогают и перечисляют месяцы года по порядку: первый – январь, второй – февраль, третий – март, четвертый – апрель, пятый – май, шестой – июнь, седьмой – июль, восьмой – август, девятый – сентябрь).
Верно! Умнички!
А у кого день рождения в сентябре? (У Максима и Алены).
Какое время года начинается с сентября? (Осень) Совершенно верно!
Какое время года идет за осенью? (Зима)
А за зимой? (Весна)
А за весной? (Лето) Молодцы! Это вы знаете! А вот знаете ли вы, какой девятый день недели? (Дети думают и высказывают свое мнение, что такого дня нет).
А я думаю, что есть! Докажите мне! (Дети доказывают)
(Любовь Михайловна, вы не правы, потому что в неделе всего 7 дней, а не девять.)
Назовите дни недели по порядку. ( Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье).
Вы меня убедили. Молодцы!
А на что похожа цифра 9? (Дети высказывают свои версии).
Какую цифру она напоминает? (6).
Воспитатель читает: Цифра девять, иль девятка, -
Цифровая акробатка:
Если на голову встанет,
Цифрой шесть девятка станет.
(воспитатель показывает цифру 9 и переворачивает ее).
Вот какая цифра есть – перевернутая шесть.
Физминутка
Раз – два – три - четыре – пять вышла курочка гулять, а за ней цыплятки крылышками машут, зернышки клюют, никому не дают.
(Садимся на места).
Ребята! Давайте рукой в воздухе нарисуем образ цифры 9 (можно слепить из пластилина и т.д.) А теперь обведите в тетрадях большую девятку красным фломастером или красным карандашом.
Дети, внимательно посмотрите на первую картинку в тетради и скажите: Почему под ней записано равенство 5+4=9?
Как ты думаешь Матвей? А ты Ярослав? А кто еще как думает? А кто думает по- другому?
Правильно вы думаете: потому что нарисовано 5 красных кружочков и 4 синих. Давайте выделим части и целое. (Дети отвечают: 5 и 4 – это части числа 9, а 9 – это целое).
Докажите и объясните следующее равенство: 4+5=9. Что можно сказать?
Если части переставить, то результат не изменится – получится опять 9.
А что получится, если из целого взять первую часть? – останется вторая часть: 9-5=4. А если из целого взять вторую часть? (Останется первая часть: 9-4=5).
Теперь внимательно посмотрите на второй рисунок и скажите, что под ним записано и почему? ( 7+2. ) Как ты думаешь, Соня? ( Нарисовано 7 зеленых квадратиков и 2 желтых квадратика, поэтому написано 7+2).
Степа, прокомментируй свои действия, а остальные проверяют его правильность выполнения задания. Если он ошибется, то потопайте ногами.
Степа: если к 7 зеленым квадратикам прибавить 2 желтых квадратика, то получится всего 9 квадратиков 7+2=9.
Если части переставить местами, результат не изменится и все равно получится 9 квадратиков : 2+7=9
Далее комментирует Вероника: если от целого 9 взять первую часть – 7 зеленых квадратиков, то останется вторая часть – 2 желтых квадратика : 9-7=2.
И последнее прокомментирует нам Алина: если из целого 9 квадратиков взять вторую часть – 2 желтых квадратика, то останется первая часть – 7 зеленых квадратиков : 9-2=7.
(Если кто-то из детей будет затрудняться, то можно ему предложить воспользоваться демонстрационной таблицей – домиком с цифрой 9 на доске).
А третье задание с шестиугольниками мы с вами сделаем вне занятия завтра вечером.
- Физминутка:
Мы ногами топ – топ,
Мы руками хлоп – хлоп!
Мы глазами миг – миг,
Мы плечами чик – чик!
Раз – сюда, два – туда,
Повернись вокруг себя.
Раз – два, раз – два, итог занятия проводить пора!
- Заключительная часть,
Ребята! Посмотрите на доску, посмотрите в тетради и на все записи и скажите: Вы сегодня молодцы, как вы думаете? ( Да!) А почему? ( Потому, что мы справились со всеми заданиями).
Вспомните все, что мы делали сегодня!
Мы сегодня говорили о числах 7 и 8 в «веселых задачах».
Как мы получили числа 7 и 8? ( Мы к числу 6 прибавили число 1 и получили число 7. К числу 7 прибавили число 1 и получили число 8).
С каким новым числом мы познакомились? Сонечка нам скажет (Мы познакомились с числом 9 и цифрой – акробаткой 9.)
Павлик, что тебе больше всего понравилось на занятии? ( Мне больше всего понравилось решать «веселые задачи).
Андрей, а что тебе? (Как мы познакомились с числом 9).
А что у тебя вызвало затруднение? (Я считаю, что у меня не было затруднений, я со всеми заданиями справился).
Молодец!
А еще мы с вами, что забыли сказать?
Миша: мы еще рисовали руками в воздухе и в тетради фломастером цифру 9.
Карина, что ты скажешь? Что тебе понравилось сегодня? (Мне понравилось, как мы повторяли дни недели и месяцы года).
Камиля: мы называли части числа 9, составляли число 9 из двух чисел).
Назовите из каких двух чисел можно составить число 9. ( Пользуясь домиком – таблицей дети называют: Карина: 1 и 8, 8 и 1. Диана: 2 и 7, 7 и 2. Мансур: 3 и 6, 6 и 3. Ксюша: 4 и 5, 5 и 4.)
Молодцы! Вы меня сегодня порадовали! Вы довольны сегодня своими результатами? (Да!) Похвалите себя.
Как можно себя похвалить? (Погладить по голове, щеке, похлопать по плечу, обнять себя руками и т.д.)
Дети хвалят себя! Занятие наше закончилось! Спасибо, вам ребята!
Если будет свободное время.
Закрепить представление о свойствах предметов и геометрические представления детей, развивать их мышление, речь.
Посмотрите на фигуры нарисованные в задании №5 и рассмотрите их. Объясните, почему каждая фигура может быть лишней?
- Красный четырехугольник отличается от всех остальных фигур по цвету, остальные фигуры зеленые.
- Круг – потому, что у него нет углов, а у остальных фигур есть углы.
- Прямоугольник – у него полоски вертикальные, а у остальных – горизонтальные.
- Треугольник – у него полоски широкие, а у остальных фигур узкие.
Ребята! Спасибо вам за занятие!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЗНАКОМСТВО С ЧИСЛОМ И ЦИФРОЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА.
Учебно-методический материал. Ознакомление с числом и цифрой в пределах первого десятка....
Знакомство с числом и цифрой в подготовительной группе детского сада.
Планирование по ознакомлению с составом числа из двух меньших чисел....
Конспект НОД по ФЭМП. Число и цифра 7. Подготовительная группа
Какой сегодня день недели?- Какой был вчера?- Какой будет завтра?- Какой по счёту четверг?- Какой по счёту воскресенье?- Сколько дней в неделе?...
Число и цифра 7. Подготовительная группа
Образовательные области: познание, социализация, коммуникация.Цель: знакомство с цифрой 7 и составом числа 7 из двух меньших.Задачи:Образовательные:Познакомить с числом и цифрой 7;Учить дете...
Конспект НОД по ФЭМП. Число и цифра 7. Подготовительная группа
Конспект НОД по ФЭМП. Число и цифра 7. Подготовительная группа...
Конспект занятия по ФЭМП «Число 15, соотнесение количества предметов с цифрой» в подготовительной группе
Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе...