ЗНАКОМСТВО С ЧИСЛОМ И ЦИФРОЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА.
методическая разработка по математике (старшая группа) по теме
Учебно-методический материал. Ознакомление с числом и цифрой в пределах первого десятка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie_2.doc | 82.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Знакомство с числом и цифрой в старшей группе детского сада.
Сентябрь | ||
ННОД | Предметно-развивающая среда | Совместная деят-ть |
Тема: Понятия «один», «много». Число и цифра «1». Цель: Учить различать группы, содержащие один и много предметов и на этой основе определять равенство и неравенство групп по количеству предметов, входящих в эти группы. Знакомство с цифрой «1». Учить правильно соотносить цифру с числом предметов, рисовать ее в воздухе, выкладывать из палочек, учить писать цифру «1». Развитие творческого воображения: «На что похожа цифра?». «Чего бывает по 1?». Учить отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации. Развитие логического мышления. Знакомство с числовой прямой. | Картинка с изображением цифры «1» и предметов в количестве 1-го. Рисунки с изображением «одного» и «много» предметов. Рисунки-ассоциации цифры «1»: «На что похожа цифра?». Кассы цифр, наборы предметов в количестве 1-5. Шапочка курочки. Счетные палочки, числовые линейки, наборы пуговиц, цветные и простые карандаши – на каждого ребенка. Тетради Петерсон «Раз – ступенька, два – ступенька» 1ч. | Устные упр.:«Один» и «много». Д/у: «На что похожа цифра «1»?», «Чего бывает по 1-му?» – развитие творческого воображения. Д/у: «Сколько?» – зрительное восприятие количества предметов. Д/и: «Курочка и цыплята» – развитие слухового внимания. Д/и: «Постройте из палочек», «Измени фигуру» – упр. со счетными палочками. «Поиск девятого», «Продолжи ряд» – развитие логического мышления. |
Октябрь | ||
ННОД | Предметно-развивающая среда | Совместная деят-ть |
Тема: Число и цифра «2». Понятие: «пара». Цель: Закрепление счета в прямом и обратном порядке. Учить устанавливать соответствие между совокупностью предметов, числом и цифрой. Знакомство с цифрой «2». Учить выкладывать цифру из палочек – развитие мелкой моторики. Развитие творческого воображения: «На что похожа цифра «2»?», «Чего бывает по 2?» Учить отгадывать математические загадки на основе зрительно воспринимаемой информации. Развитие логического мышления. Закреплять умение пользоваться знаками: «=», «=», «+». Геометрическая фигура – круг. | Картинка с изображением цифры «2» и предметов в количестве 2-х. Рисунки-ассоциации цифры «2»: «На что похожа цифра «2»?». Рисунок задачи в стихотворной форме: «Утка морковку в корзине несла…» Рисунки отгадок. Рисунок: «Что в окружающей природе или у вас единственное?». Касса цифр, счетные палочки, числовые линейки, карточки с двумя свободными полосками, наборы пуговиц, цветные и простые карандаши, математические наборы – на каждого ребенка. Тетради Петерсон «Раз – ступенька, два – ступенька» 1ч. Трафареты кругов и наборы из 5-6 игрушек. | Д/и: «Продолжи счет», «Какое число пропущено?» – закрепление счета в прямом и обратном порядке. Д/у: «Сколько?» – учить называть кол-во, не пересчитывая предметы. Д/у: «На что похожа цифра«2»?», «Чего бывает по 1-му?», «Чего бывает по 2?» – развитие творческого воображения. Д/и: «Какая игрушка исчезла?» – развитие внимания. «Постройте из палочек» – упр. со счетными палочками. «Кому кто звонит?» – развитие точности движения. «Поиск девятого», «Продолжи ряд» – развитие логического мышления. |
Ноябрь | ||
ННОД | Предметно-развивающая среда | Совместная деят-ть |
Тема: Число и цифра «3». Числа «1» и «2». Цель: Знакомство с цифрой «3»: образование числа, рисование цифр в воздухе, вкладывание ее из палочек. Закрепить образование числа «2», понятий: «=», «=», знака «+». Закреплять умение писать цифру «1», «2», знаки «+», «=». Учить отгадывать математические загадки, учить формулировать арифметическое действие. Формировать умение упорядочивать предметы по одному признаку. Уточнение и формирование отношений: «длиннее – короче», «шире – уже», «выше – ниже». Геометрический материал: треугольник. | Картинка с изображением цифры «3» и предметов в кол-ве 3-х. Рисунки-ассоциации цифры «3»: «На что похожа цифра «3»?». Рисунок задачи в стихотворной форме: «Ежик по лесу шел…» Рисунки отгадок. Касса цифр, счетные палочки, числовые линейки, карточки с двумя свободными полосками, наборы пуговиц, цветные и простые карандаши, математические наборы. Наборы полосок в кол-ве 6-ти разных по высоте и цвету – на каждого ребенка. Тетради Петерсон «Раз – ступенька, два – ступенька» 1ч. Набор предметов для сравнения по длине, высоте, ширине. Трафареты треугольников. | Д/и: «Хлопки», «Веселый счет», счет «цепочкой» – закрепление счета в пределах 5-ти. Д/у: «На что похожа цифра«3»?», «Чего бывает по 3?» – развитие творч. воображения. Игра: «Трик – трак, это не так» – отработка понятий: «длинный – короткий», «широкий – узкий», «толстый – тонкий» и т.д. Д/у: «Не ошибись –сравнение полосок по высоте». Игра: «Продолжи» или «Концовки» – продолжить начатое предложение. «Измени фигуру» – упр. со счетными палочками. «Найди «рисунок-двойник» – развитие внимания и наблюдательности. «Найди игрушку посередине» – развитие пространственных представлений. «Поиск девятого», «Продолжи ряд» – развитие логического мышления. |
Декабрь | ||
ННОД | Предметно-развивающая среда | Совместная деят-ть |
Тема: Число и цифры «4». Числа «1», «2», «3». Цель: Познакомить детей с образованием числа «4» и соответствующей цифрой. Учить правильно соотносить полученные цифры с числом предметов. Развитие творч. воображения: «На что похожа цифра«4»?», «Чего бывает по 4?» Учить отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации. Учить объединять предметы в группы по общим признакам. Формирование понятий «первый – последний», «за – между – соседи», «предыдущий – последующий». Развитие логического мышления. Геометрический материал – квадрат. | Картинка с изображением цифры «4» и предметов в кол-ве 4-х. Рисунки-ассоциации цифры «4»: «На что похожа цифра «4»?», «Чего здесь по 4?». Рисунок задачи в стихотворной форме: «Я рисую кошкин дом…» Рисунки отгадок. Касса цифр, счетные палочки, числовые линейки, карточки с двумя свободными полосками, наборы пуговиц, цветные и простые карандаши, тетрадь в клеточку, математические наборы – на каждого ребенка. Тетради Петерсон «Раз – ступенька, два – ступенька» 1ч. Трафареты квадратов. | «Продолжи» – закрепление понятий «толще – тоньше», «выше – ниже» и т. д. «Продолжи счет» – закрепление знания последовательности чисел в прямом и обратном направлении. «Веселый счет» – закрепление навыков счета. «На что похожа цифра«4»?», «Чего бывает по 4?» – развитие творч. воображения. «Четвертый лишний» – классификация предметов. «Кто где стоит?» – отработка понятий: первый, последний, за, между, рядом, соседи, предыдущий, последующий. «Разрезные картинки» – учить собирать изображение из частей. «Помоги муравьишке попасть домой» – развитие точности движений. «Составь фигуру», «Измени фигуру» – упр. со счетными палочками. Логические задания: «Подбери подходящую заплатку», «Продолжи ряд», «Поиск девятого». |
Январь | ||
ННОД | Предметно-развивающая среда | Совместная деят-ть |
Тема: Число и цифра «5». Цель: Знакомство с числом и цифрой «5»: образование числа, на что похожа цифра, вкладывание ее из пуговиц, рисование в воздухе. Научить сравнивать число «5» с предыдущим. Продолжать учить соотносить кол-во предметов с цифрой. Учить решать арифметические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации, формируя арифметическое действие и способ его выполнения. Закрепить умение пользоваться знаками «=», «+». Развитие мыслительных операций, творческих способностей детей. Уточнение и формирование понятий: «выше – ниже», «под – над». Геометрический материал: углы – прямой, острый, тупой. | Картинка с изображением цифры «5» и предметов в кол-ве 5-ти. Рисунки-ассоциации цифры «5»: «На что похожа цифра «5»?» Рисунок задачи в стихотворной форме: «Три цыпленка стоят…». Рисунки отгадок. Касса цифр, счетные палочки, числовые линейки, карточки с двумя свободными полосками, наборы пуговиц, фишек, цветные и простые карандаши, тетрадь в клеточку, математические наборы – на каждого ребенка. Тетради Петерсон «Раз – ступенька, два – ступенька» 1ч. | Игра: «Покажи, сколько» – учить соотносить кол-во с цифрой. Д/и: «Хлопки» – закрепление навыков счета. «Где мое место?» – учить находить местонахождение числа. Д/у: «На что похожа цифра«5»?», «Что у нас 5?» – развитие творч. воображения. Д/и: «Кто где живет?», «Покажи путь самолета» – развитие пространственного воображения. Д/у: «Где какой угол?» – учить определять углы. Логические упр.: «Продолжи ряд», «Поиск девятого». |
Февраль | ||
ННОД | Предметно-развивающая среда | Совместная деят-ть |
Тема: Числа от «1 до 5». Число и цифра «6». Цель: Продолжать работу над нумерацией чисел 1-5. Знакомство с числом и цифрой «6»: образование числа, на что похожа цифра, вкладывание ее из камешков, рисование в воздухе. Закрепить умение пользоваться знаками «=», «+». Продолжать учить отгадывать математические загадки. Учить решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации. Ориентировка на листе бумаги. Продолжать работу над уточнением и формированием понятий: под, над, слева, справа, вверху, внизу, на. Геометрический материал – четырехугольники и прямоугольники. | Картинка с изображением цифры «6» и предметов в кол-ве 6-ти. Рисунки-ассоциации цифры «6»: «На что похожа цифра «6»?» Рисунок задачи в стихотворной форме: «Я нашел в дупле у белки…». Рисунки отгадок. Касса цифр, счетные палочки, числовые линейки, карточки с двумя свободными полосками, наборы камешков, фишек, цветные и простые карандаши, тетрадь в клеточку, математические наборы – на каждого ребенка. Тетради Петерсон «Раз – ступенька, два – ступенька» 1ч. Трафареты четырехугольников и прямоугольников. | Д/и: «Молчанка» – местонахождение числа. Д/у: «Чего не хватает гусеницам?» – закрепление нумерации чисел. Д/у: «На что похожа цифра«6»?», «Что бывает по 6?», «Найди цифру «6» на рисунке» – развитие творч. воображения. Логич. упр.: «Сколько квадратов на рис.?», «Что нужно нарисовать в пустой клетке», «Поиск девятого». Упр. со счетными палочками: «Составь фигуру». «Расположи правильно», «Зачеркни столько кружков, сколько писем должен разнести почтальон Печкин» – развитие пространственных представлений. «Сделай шапочки одинаковыми» – развитие произвольного внимания. |
Март | ||
ННОД | Предметно-развивающая среда | Совместная деят-ть |
Тема: Число и цифра «7». Цель: Знакомство с числом и цифрой «7»: образование числа, на что похожа цифра, вкладывание ее из камешков, рисование в воздухе. Продолжать учить соотносить кол-во предметов с цифрой. Продолжать учить отгадывать математические загадки. Учить решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации. Уточнение и формирование понятий: перед, за, ближе, дальше. Знакомство с днями недели. | Картинка с изображением цифры «7» и предметов в кол-ве 7-ми. Рисунки-ассоциации цифры «7»: «На что похожа цифра «7»?» Рисунок задачи в стихотворной форме: «Шесть ворон на крышу сели». Рисунки отгадок. Мнемотаблица: «Жила-была муха-чистюха…» Касса цифр, счетные палочки, числовые линейки, карточки с двумя свободными полосками, наборы камешков, фишек, цветные и простые карандаши, тетрадь в клеточку, математические наборы – на каждого ребенка. Тетради Петерсон «Раз – ступенька, два – ступенька» 1ч. | Д/у: «Какие карточки перевернуты?» – счет, нумерация. «Не ошибись» – развитие слухового внимания. Д/у: «Впиши нужное число в квадрат» – учить соотносить число фигур с цифрой. «Кто быстрей?» – закрепление навыков счета и знание цифр. Д/у: «Угадай» – учить отгадывать цифры на ощупь. Д/у: «На что похожа цифра«7»?», «Что бывает по 7?», «Что похоже на данную фигуру?» – развитие творч. воображения, внимания; учить отыскивать предметы похожие на данную геометрич. фигуру. Выучить с детьми стих про муху-чистюху с использованием мнемотаблицы. Упр. со счетными палочками: «Сложи фигуру». Д/и: «Четвертый лишний» – учить классифицировать предметы. Логич упр.: «Поиск девятого», «Что нужно нарисовать в пустой клетке» – поиск закономерностей. |
Апрель | ||
ННОД | Предметно-развивающая среда | Совместная деят-ть |
Тема: Числа от «1 до 7». Число и цифра «8». Цель: Закрепить представление об образовании чисел в пределах 7-ми. Знакомство с числом и цифрой «8»: образование числа, на что похожа цифра, чего бывает по восемь, вкладывание ее из камешков, рисование в воздухе, письмо в тетради. Уточнение и формирование понятий: одинаковое кол-во, неодинаковое кол-во. Продолжать работу по формированию умений сравнивать числа, числовые выражения с помощью знаков: «=», «=». Познакомить со знаками «<, >», и записями вида: 2<3, 4>3. | Картинка с изображением цифры «8» и предметов в кол-ве 8-ми. Рисунки-ассоциации цифры «8»: «На что похожа цифра «8»?», «Чего бывает по 8?» Рисунки отгадок. Рисунок задачи в стихотворной форме: «Семь малюсеньких котят». Касса цифр, счетные палочки, числовые линейки, карточки с двумя свободными полосками, наборы камешков, фишек, цветные и простые карандаши, тетрадь в клеточку, математические наборы – на каждого ребенка. Тетради Петерсон «Раз – ступенька, два – ступенька» 1ч. Пособие: «На что похож знак «<,>”? | Игра: « Кто быстрее?» – закрепление счета, нумерация в пределах семи. Счет «цепочкой» – закрепление прямого и обратного счета. «Столько же» – развитие слухового внимания, учить соотносить кол-во с цифрой. Д/у: «На что похожа цифра «8»?», «Чего бывает по 8?», «Найдите цифру «8» На рисунке» – развитие творческого воображения. Выучить с детьми стихотворение: «К этой цифре ты привык…». Игра: «Сложи квадрат» – учить складывать из частей, развивать мышление, творч. воображение. Упр. со счет палочками: «Сложи фигуру», «Измени фигуру». «Чудесный мешочек» – учить на ощупь определять геометрич. фигуры. Логич. упр. на поиск закономерностей: «Поиск девятого», «Что нужно нарисовать в пустой клетке?» |
Май | ||
ННОД | Предметно-развивающая среда | Совместная деят-ть |
Тема: Число и цифра «9». Цель: Знакомство с числом и цифрой «9»: образование числа, на что похожа цифра, чего бывает по девять, вкладывание ее из камешков, рисование в воздухе, письмо в тетради. Уточнение и закрепление понятий: «больше, меньше», «столько же». Продолжать учить пользоваться знаками: «<, >». Закрепить умение пользоваться знаками «=», «+». Продолжать учить отгадывать математические загадки. Учить решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации. | Картинка с изображением цифры «9» и предметов в кол-ве 9-ти. Рисунки-ассоциации цифры «9»: «На что похожа цифра «9»?» Рисунки отгадок. Касса цифр, счетные палочки, числовые линейки, карточки с двумя свободными полосками, наборы камешков, цветные и простые карандаши, тетрадь в клеточку, математические наборы – на каждого ребенка. Тетради Петерсон «Раз – ступенька, два – ступенька» 1ч. Пособие: «На что похож знак «<,>”? | «Угадай число» – счет, нумерация. «Кто быстрее?», «Помоги Незнайке», «Рассели жильцов» – закреплять умение пользоваться знаками «<, >». Д/у: «На что похожа цифра «9»?» – развитие творческого воображения детей. Выучить стих С. Маршака: «Цифра девять иль девятка…». Д/у: «Раздели квадрат» – развивать способность к обратимости мыслительных процессов. Упр. со счет. палочками: «Сложи фигуру». Логич. упр. на поиск закономерностей: «Поиск девятого», «Какой фигуры не хватает?». |
Июнь | ||
ННОД | Предметно-развивающая среда | Совместная деят-ть |
Тема: Числа от «1 до 9». Число и цифра «10». Цель: Закрепить знание детей по нумерации. Знакомство с числом и цифрой «10»: образование числа, на что похожа цифра, чего бывает по десять, вкладывание ее из камешков, рисование в воздухе, письмо в тетради. Научить правильно соотносить полученные цифры с числом предметов. Познакомить детей со знаком «–», с записью и чтением примеров. Уточнение и формирование понятий: «на один больше», «на один меньше». Учить решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации. Геометрический материал – многоугольник. | Картинка с изображением цифры «10» и предметов в кол-ве 10-ти. Рисунки-ассоциации цифры «10»: Рисунки отгадок. Рисунок задачи в стихотворной форме: «Я нашел в дупле у белки 9 штук орешков мелких…». Касса цифр, счетные палочки, числовые линейки, карточки с двумя свободными полосками, наборы камешков, цветные и простые карандаши, тетрадь в клеточку, математические наборы – на каждого ребенка. Тетради Петерсон «Раз – ступенька, два – ступенька» 1ч. Трафареты квадратов (на каждого ребенка) и многоугольников (демонстрационный материал). | «Счет по цепочке», «Хлопки», «День и ночь» – закрепление навыков счета в прямом и обратном порядке, закрепление нумерации чисел. Выучить с детьми стих: «Цифра вроде буквы «О»…». Д/у: «Чего бывает по 10?» – развитие творческого воображения. «Хлопни на один раз больше, на один раз меньше», «Волшебная палочка» – учить увеличивать и уменьшать число на единицу. Упр. со счет. палочками: «Сложи фигуру». Логич. упр. на поиск закономерностей: «Поиск девятого», «Нарисуй последнюю фигуру». «Где ошибся художник?» – развитие внимания, наблюдательности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по математикe «Знакомство с числом 9, цифрой 9» (подготовительная группа)
Дети знакомятся с образованием и составом числа 9, цифрой 9. Упражняются в решении задач с помощью предметных моделей, в количественном и порядковом счете.Закрепл...
Знакомство с числом и цифрой в подготовительной группе детского сада.
Планирование по ознакомлению с составом числа из двух меньших чисел....
Система работы по ознакомлению с цветными числами в старшей группе детского сада.
Система работы по развитию у детей старшего дошкольного возраста логико-математических представлений и умений, основанных на использовании игр и упражнений с палочками Кюизенера....
Конспект НОД по математике в старшей группе детского сада «Состав числа 5 из единиц»
Материал будет интересен воспитателям детского сада. Его можно использовать как в непосредственно-образовательной деятельности, так и в дополнительных занятиях с детьми. ...
Занятие по ФЭМП в старшей группе детского сада. Тема: «Поможем снеговику» (знакомство с цифрой 8).
формировать представление об образовании последующего числа путем прибавления единицы; познакомить с числом и цифрой 8; получать равенство из неравенства добавляя к меньшему количеству один предм...
Конспект занятия по математике «Число и цифра 8» в старшей группе детского сада
Программное содержание: познакомить с образованием числа восемь и цифрой 8; учить соотносить цифру с числом; считать в пределах восьми; находить и называть «соседей» любого числа; за...
Конспект занятия по ФЭМП «Решение задачи на вычитание, установление соответствия между числом и цифрой» в старшей группе
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе...