ЗНАКОМСТВО С ЧИСЛОМ И ЦИФРОЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА.
методическая разработка по математике (старшая группа) по теме

Жук Алла Ивановна

Учебно-методический материал. Ознакомление с числом и цифрой в пределах первого десятка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon planirovanie_2.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Знакомство с числом и цифрой в старшей группе детского сада.

Сентябрь

ННОД

Предметно-развивающая среда

Совместная деят-ть

Тема: Понятия «один», «много». Число и цифра «1».

Цель: Учить различать группы, содержащие один и много предметов и на этой основе определять равенство и неравенство групп по количеству предметов, входящих в эти группы.

Знакомство с цифрой «1». Учить правильно соотносить цифру с числом предметов, рисовать ее в воздухе, выкладывать из палочек, учить писать цифру «1».

 Развитие творческого воображения: «На что похожа цифра?». «Чего бывает по 1?».

Учить отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации.

Развитие логического мышления. Знакомство с числовой прямой.

Картинка с изображением цифры «1» и предметов в количестве 1-го.

Рисунки с изображением «одного» и «много» предметов.

Рисунки-ассоциации цифры «1»: «На что похожа цифра?».

Кассы цифр, наборы предметов в количестве 1-5.

Шапочка курочки.

Счетные палочки, числовые линейки, наборы пуговиц, цветные и простые карандаши – на каждого ребенка.

Тетради Петерсон «Раз – ступенька, два – ступенька» 1ч.

Устные упр.:«Один» и «много».

 Д/у: «На что похожа цифра «1»?», «Чего бывает по 1-му?» – развитие творческого воображения.

Д/у: «Сколько?» – зрительное восприятие количества предметов.

Д/и: «Курочка и цыплята» – развитие слухового внимания.

Д/и: «Постройте из палочек», «Измени фигуру» – упр. со счетными палочками.

«Поиск девятого», «Продолжи ряд» – развитие логического мышления.

Октябрь

ННОД

Предметно-развивающая среда

Совместная деят-ть

Тема: Число и цифра «2». Понятие: «пара».

Цель: Закрепление счета в прямом и обратном порядке.

Учить устанавливать соответствие между совокупностью предметов, числом и цифрой.

 Знакомство с цифрой «2». Учить выкладывать цифру из палочек – развитие мелкой моторики.

Развитие творческого воображения: «На что похожа цифра «2»?», «Чего бывает по 2?»

Учить отгадывать математические загадки на основе зрительно воспринимаемой информации.

Развитие логического мышления.

Закреплять умение пользоваться знаками: «=», «=», «+».

Геометрическая фигура – круг.

Картинка с изображением цифры «2» и предметов в количестве 2-х.

Рисунки-ассоциации цифры «2»: «На что похожа цифра «2»?».

Рисунок задачи в стихотворной форме: «Утка морковку в корзине несла…»

Рисунки отгадок.

Рисунок: «Что в окружающей природе или у вас единственное?».

Касса цифр, счетные палочки, числовые линейки, карточки с двумя свободными полосками, наборы пуговиц, цветные и простые карандаши, математические наборы – на каждого ребенка.

Тетради Петерсон «Раз – ступенька, два – ступенька» 1ч.

Трафареты кругов и наборы из 5-6 игрушек.

Д/и: «Продолжи счет», «Какое число пропущено?» – закрепление счета в прямом и обратном порядке.

Д/у: «Сколько?» – учить называть кол-во, не пересчитывая предметы. Д/у: «На что похожа цифра«2»?», «Чего бывает по 1-му?», «Чего бывает по 2?» – развитие творческого воображения.

 Д/и: «Какая игрушка исчезла?» – развитие внимания.

«Постройте из палочек» – упр. со счетными палочками.

«Кому кто звонит?» – развитие точности движения.

«Поиск девятого», «Продолжи ряд» – развитие логического мышления.

Ноябрь

ННОД

Предметно-развивающая среда

Совместная деят-ть

Тема: Число и цифра «3». Числа «1» и «2».

Цель: Знакомство с цифрой «3»: образование числа, рисование цифр в воздухе, вкладывание ее из палочек. Закрепить образование числа «2», понятий: «=», «=», знака «+».

Закреплять умение писать цифру «1», «2», знаки «+», «=».

Учить отгадывать математические загадки, учить формулировать арифметическое действие.

Формировать умение упорядочивать предметы по одному признаку. Уточнение и формирование отношений: «длиннее – короче», «шире – уже», «выше – ниже».

Геометрический материал: треугольник.

Картинка с изображением цифры «3»  и предметов в кол-ве 3-х.

Рисунки-ассоциации цифры «3»: «На что похожа цифра «3»?».

 Рисунок задачи в стихотворной форме: «Ежик по лесу шел…»

Рисунки отгадок.

Касса цифр, счетные палочки, числовые линейки, карточки с двумя свободными полосками, наборы пуговиц, цветные и простые карандаши, математические наборы.

Наборы полосок в кол-ве 6-ти разных по высоте и цвету – на каждого ребенка.

Тетради Петерсон «Раз – ступенька, два – ступенька» 1ч.

Набор предметов для сравнения по длине, высоте, ширине.

Трафареты треугольников.

Д/и: «Хлопки», «Веселый счет», счет «цепочкой» – закрепление счета в пределах 5-ти.

Д/у: «На что похожа цифра«3»?», «Чего бывает по 3?» – развитие творч. воображения.

 Игра: «Трик – трак, это не так» – отработка понятий: «длинный – короткий», «широкий – узкий», «толстый – тонкий» и т.д.

Д/у: «Не ошибись –сравнение полосок по высоте».

Игра: «Продолжи» или «Концовки» – продолжить начатое предложение. «Измени фигуру» – упр. со счетными палочками.

«Найди «рисунок-двойник» – развитие внимания и наблюдательности.

«Найди игрушку посередине» – развитие пространственных представлений.

«Поиск девятого», «Продолжи ряд» – развитие логического мышления.

Декабрь

ННОД

Предметно-развивающая среда

Совместная деят-ть

Тема: Число и цифры «4». Числа «1», «2», «3».

Цель: Познакомить детей с образованием числа «4» и соответствующей цифрой.

Учить правильно соотносить полученные цифры с числом предметов. Развитие творч. воображения: «На что похожа цифра«4»?», «Чего бывает по 4?»

Учить отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации.

Учить объединять предметы в группы по общим признакам.

Формирование понятий «первый – последний», «за – между – соседи», «предыдущий – последующий».

Развитие логического мышления. Геометрический материал – квадрат.

Картинка с изображением цифры «4»  и предметов в кол-ве 4-х.

Рисунки-ассоциации цифры «4»: «На что похожа цифра «4»?», «Чего здесь по 4?».

 Рисунок задачи в стихотворной форме: «Я рисую кошкин дом…»

Рисунки отгадок.

 Касса цифр, счетные палочки, числовые линейки, карточки с двумя свободными полосками, наборы пуговиц, цветные и простые карандаши, тетрадь в клеточку, математические наборы – на каждого ребенка. Тетради Петерсон «Раз – ступенька, два – ступенька» 1ч.

Трафареты квадратов.

«Продолжи» – закрепление понятий «толще – тоньше», «выше – ниже» и т. д.

«Продолжи счет» – закрепление знания последовательности чисел в прямом и обратном направлении.  «Веселый счет» – закрепление навыков счета.

 «На что похожа цифра«4»?», «Чего бывает по 4?» – развитие творч. воображения.

«Четвертый лишний» – классификация предметов.

«Кто где стоит?» – отработка понятий: первый, последний, за, между, рядом, соседи, предыдущий, последующий.

«Разрезные картинки» – учить собирать изображение из частей.

«Помоги муравьишке попасть  домой» – развитие точности движений.

«Составь фигуру», «Измени фигуру» – упр. со счетными палочками.

Логические задания: «Подбери подходящую заплатку», «Продолжи ряд», «Поиск девятого».

Январь

ННОД

Предметно-развивающая среда

Совместная деят-ть

Тема: Число и цифра «5».

Цель: Знакомство с числом и цифрой «5»: образование числа, на что похожа цифра, вкладывание ее из пуговиц, рисование в воздухе.

 Научить сравнивать число «5» с предыдущим.

 Продолжать учить соотносить кол-во предметов с цифрой.

Учить решать арифметические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации, формируя арифметическое действие и способ его выполнения.

Закрепить умение пользоваться знаками «=», «+».

Развитие мыслительных операций, творческих способностей детей. Уточнение и формирование понятий: «выше – ниже», «под – над».

Геометрический материал: углы – прямой, острый, тупой.

Картинка с изображением цифры «5»  и предметов в кол-ве 5-ти.

Рисунки-ассоциации цифры «5»: «На что похожа цифра «5»?»

 Рисунок задачи в стихотворной форме: «Три цыпленка стоят…».

Рисунки отгадок.

Касса цифр, счетные палочки, числовые линейки, карточки с двумя свободными полосками, наборы пуговиц, фишек, цветные и простые карандаши, тетрадь в клеточку, математические наборы – на каждого ребенка.

Тетради Петерсон «Раз – ступенька, два – ступенька» 1ч.

Игра: «Покажи, сколько» – учить соотносить кол-во с цифрой.

 Д/и: «Хлопки» – закрепление навыков счета.

 «Где мое место?» – учить находить местонахождение числа.

Д/у: «На что похожа цифра«5»?», «Что у нас 5?» – развитие творч. воображения.

Д/и: «Кто где живет?», «Покажи путь самолета» – развитие пространственного воображения.

Д/у: «Где какой угол?» – учить определять углы.

Логические упр.: «Продолжи ряд», «Поиск девятого».

Февраль

ННОД

Предметно-развивающая среда

Совместная деят-ть

Тема: Числа от «1 до 5». Число и цифра «6».

Цель: Продолжать работу над нумерацией чисел 1-5.

Знакомство с числом и цифрой «6»: образование числа, на что похожа цифра, вкладывание ее из камешков, рисование в воздухе.

Закрепить умение пользоваться знаками «=», «+».

Продолжать учить отгадывать математические загадки.

Учить решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации.

Ориентировка на листе бумаги.

Продолжать работу над уточнением и формированием понятий: под, над, слева, справа, вверху, внизу, на.

Геометрический материал – четырехугольники и прямоугольники.

Картинка с изображением цифры «6»  и предметов в кол-ве 6-ти.

Рисунки-ассоциации цифры «6»: «На что похожа цифра «6»?»

Рисунок задачи в стихотворной форме: «Я нашел в дупле у белки…». Рисунки отгадок.

Касса цифр, счетные палочки, числовые линейки, карточки с двумя свободными полосками, наборы камешков, фишек, цветные и простые карандаши, тетрадь в клеточку, математические наборы – на каждого ребенка.

Тетради Петерсон «Раз – ступенька, два – ступенька» 1ч.

Трафареты четырехугольников и прямоугольников.

Д/и: «Молчанка» – местонахождение числа.

Д/у: «Чего не хватает гусеницам?» – закрепление нумерации чисел.

Д/у: «На что похожа цифра«6»?», «Что бывает по 6?», «Найди цифру «6» на рисунке» – развитие творч. воображения.

Логич. упр.: «Сколько квадратов на рис.?», «Что нужно нарисовать в пустой клетке», «Поиск девятого».

Упр. со счетными палочками: «Составь фигуру».

«Расположи правильно», «Зачеркни столько кружков, сколько писем должен разнести почтальон Печкин» – развитие пространственных представлений.

«Сделай шапочки одинаковыми» – развитие произвольного внимания.

Март

ННОД

Предметно-развивающая среда

Совместная деят-ть

Тема: Число и цифра «7».

Цель: Знакомство с числом и цифрой «7»: образование числа, на что похожа цифра, вкладывание ее из камешков, рисование в воздухе. Продолжать учить соотносить кол-во предметов с цифрой.

Продолжать учить отгадывать математические загадки.

Учить решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации.

Уточнение и формирование понятий: перед, за, ближе, дальше.

 Знакомство с днями недели.

Картинка с изображением цифры «7»  и предметов в кол-ве 7-ми.

Рисунки-ассоциации цифры «7»: «На что похожа цифра «7»?»

Рисунок задачи в стихотворной форме: «Шесть ворон на крышу сели». Рисунки отгадок.

Мнемотаблица: «Жила-была муха-чистюха…»

Касса цифр, счетные палочки, числовые линейки, карточки с двумя свободными полосками, наборы камешков, фишек, цветные и простые карандаши, тетрадь в клеточку, математические наборы – на каждого ребенка.

Тетради Петерсон «Раз – ступенька, два – ступенька» 1ч.

Д/у: «Какие карточки перевернуты?» – счет, нумерация.

«Не ошибись» – развитие слухового внимания.

Д/у: «Впиши нужное число в квадрат» – учить соотносить число фигур с цифрой. «Кто быстрей?» – закрепление навыков счета и знание цифр. Д/у: «Угадай» – учить отгадывать цифры на ощупь.

 Д/у: «На что похожа цифра«7»?», «Что бывает по 7?», «Что похоже на данную фигуру?» – развитие творч. воображения, внимания; учить отыскивать предметы похожие на данную геометрич. фигуру.

Выучить с детьми стих про муху-чистюху с использованием мнемотаблицы.

Упр. со счетными палочками: «Сложи фигуру».

Д/и: «Четвертый лишний» – учить классифицировать предметы.

Логич упр.: «Поиск девятого», «Что нужно нарисовать в пустой клетке» – поиск закономерностей.

Апрель

ННОД

Предметно-развивающая среда

Совместная деят-ть

Тема: Числа от «1 до 7». Число и цифра «8».

Цель: Закрепить представление об образовании чисел в пределах 7-ми. Знакомство с числом и цифрой «8»: образование числа, на что похожа цифра, чего бывает по восемь, вкладывание ее из камешков, рисование в воздухе, письмо в тетради.

Уточнение и формирование понятий: одинаковое кол-во, неодинаковое кол-во.

Продолжать работу по формированию умений сравнивать числа, числовые выражения с помощью знаков: «=», «=».

Познакомить со знаками «<, >», и записями вида: 2<3, 4>3.

Картинка с изображением цифры «8»  и предметов в кол-ве 8-ми.

Рисунки-ассоциации цифры «8»: «На что похожа цифра «8»?», «Чего бывает по 8?»

Рисунки отгадок.

Рисунок задачи в стихотворной форме: «Семь малюсеньких котят».

Касса цифр, счетные палочки, числовые линейки, карточки с двумя свободными полосками, наборы камешков, фишек, цветные и простые карандаши, тетрадь в клеточку, математические наборы – на каждого ребенка.

Тетради Петерсон «Раз – ступенька, два – ступенька» 1ч.

Пособие: «На что похож знак «<,>”?

Игра: « Кто быстрее?» – закрепление счета, нумерация в пределах семи. Счет «цепочкой» – закрепление прямого и обратного счета.

«Столько же» – развитие слухового внимания, учить соотносить кол-во с цифрой.

 Д/у: «На что похожа цифра «8»?», «Чего бывает по 8?», «Найдите цифру «8» На рисунке» – развитие творческого воображения.

Выучить с детьми стихотворение: «К этой цифре ты привык…».  

Игра: «Сложи квадрат» – учить складывать из частей, развивать мышление, творч. воображение.

 Упр. со счет палочками: «Сложи фигуру», «Измени фигуру».

«Чудесный мешочек» – учить на ощупь определять геометрич. фигуры.

 Логич. упр. на поиск закономерностей: «Поиск девятого», «Что нужно нарисовать в пустой клетке?»

Май

ННОД

Предметно-развивающая среда

Совместная деят-ть

Тема: Число и цифра «9».

Цель: Знакомство с числом и цифрой «9»: образование числа, на что похожа цифра, чего бывает по девять, вкладывание ее из камешков, рисование в воздухе, письмо в тетради.

Уточнение и закрепление понятий: «больше, меньше», «столько же». Продолжать учить пользоваться знаками: «<, >».

Закрепить умение пользоваться знаками «=», «+».

Продолжать учить отгадывать математические загадки.

Учить решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации.

Картинка с изображением цифры «9»  и предметов в кол-ве 9-ти.

Рисунки-ассоциации цифры «9»: «На что похожа цифра «9»?»

Рисунки отгадок.

Касса цифр, счетные палочки, числовые линейки, карточки с двумя свободными полосками, наборы камешков, цветные и простые карандаши, тетрадь в клеточку, математические наборы – на каждого ребенка.

Тетради Петерсон «Раз – ступенька, два – ступенька» 1ч.

Пособие: «На что похож знак «<,>”?

«Угадай число» – счет, нумерация. «Кто быстрее?», «Помоги Незнайке», «Рассели жильцов» – закреплять умение пользоваться знаками «<, >». Д/у: «На что похожа цифра «9»?» – развитие творческого воображения детей.

Выучить стих С. Маршака: «Цифра девять иль девятка…».

Д/у: «Раздели квадрат» – развивать способность к обратимости мыслительных процессов.

Упр. со счет. палочками: «Сложи фигуру».

Логич. упр. на поиск закономерностей: «Поиск девятого», «Какой фигуры не хватает?».

Июнь

ННОД

Предметно-развивающая среда

Совместная деят-ть

Тема: Числа от «1 до 9». Число и цифра «10».

Цель: Закрепить знание детей по нумерации. Знакомство с числом и цифрой «10»: образование числа, на что похожа цифра, чего бывает по десять, вкладывание ее из камешков, рисование в воздухе, письмо в тетради.

Научить правильно соотносить полученные цифры с числом предметов.

 Познакомить детей со знаком «–», с записью и чтением примеров.

Уточнение и формирование понятий: «на один больше», «на один меньше».

Учить решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации.

Геометрический материал – многоугольник.

Картинка с изображением цифры «10» и предметов в кол-ве 10-ти.

 Рисунки-ассоциации цифры «10»: Рисунки отгадок.

Рисунок задачи в стихотворной форме:

        «Я нашел в дупле у белки

         9 штук орешков мелких…».

Касса цифр, счетные палочки, числовые линейки, карточки с двумя свободными полосками, наборы камешков, цветные и простые карандаши, тетрадь в клеточку, математические наборы – на каждого ребенка.

Тетради Петерсон «Раз – ступенька, два – ступенька» 1ч.

Трафареты квадратов (на каждого ребенка) и многоугольников (демонстрационный материал).

«Счет по цепочке», «Хлопки», «День и ночь» – закрепление навыков счета в прямом и обратном порядке, закрепление нумерации чисел.

Выучить с детьми стих: «Цифра вроде буквы «О»…».

Д/у: «Чего бывает по 10?» – развитие творческого воображения.

 «Хлопни на один раз больше, на один раз меньше», «Волшебная палочка» – учить увеличивать и уменьшать число на единицу.

Упр. со счет. палочками: «Сложи фигуру».

Логич. упр. на поиск закономерностей: «Поиск девятого», «Нарисуй последнюю фигуру».

 «Где ошибся художник?» – развитие внимания, наблюдательности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по математикe «Знакомство с числом 9, цифрой 9» (подготовительная группа)

    Дети знакомятся с образованием и составом числа 9, цифрой 9.  Упражняются  в решении задач с помощью предметных моделей, в количественном и порядковом счете.Закрепл...

Знакомство с числом и цифрой в подготовительной группе детского сада.

Планирование по ознакомлению с составом числа из двух меньших чисел....

Система работы по ознакомлению с цветными числами в старшей группе детского сада.

Система работы по развитию у детей старшего дошкольного возраста логико-математических представлений и умений, основанных на использовании игр и упражнений с палочками Кюизенера....

Конспект НОД по математике в старшей группе детского сада «Состав числа 5 из единиц»

Материал будет интересен воспитателям детского сада. Его можно использовать как в непосредственно-образовательной деятельности, так и в дополнительных занятиях с детьми. ...

Занятие по ФЭМП в старшей группе детского сада. Тема: «Поможем снеговику» (знакомство с цифрой 8).

формировать представление об образовании последующего числа путем прибавления единицы; познакомить с числом и цифрой 8; получать равенство из неравенства добавляя к меньшему количеству один предм...

Конспект занятия по математике «Число и цифра 8» в старшей группе детского сада

Программное содержание: познакомить с образованием числа восемь и цифрой 8; учить соотносить цифру с числом; считать в пределах восьми; находить и называть «соседей» любого числа; за...