Конкурс Школы Росатома "Влияние методов ТРИЗ технологии на игровую деятельность старших дошкольников"
проект (подготовительная группа)

Свиридова Любовь Михайловна

 Ни для кого не является секретом, что у современных детей снизился интерес к игровой деятельности. Здесь несколько причин. Е.Е.Кравцова пишет: «Одна из причин неумения современных детей играть в том, что взрослые не умеют (да часто не хотят) этому учить. Сейчас появилось много родителей- энтузиастов, которые учат своих детей плавать с рождения, читать в два года, решать уравнения в три, но практически нет тех, кто бы специально учил ребёнка играть. Это кажется непрестижным, этим нельзя похвастаться, это не может быть предметом гордости, и игру оставляют на «откуп» детям: научатся - хорошо, а не научатся – за это, с точки зрения взрослых, двойку не поставят. На самом деле, всё наоборот: двойки в первом классе многие дети получают за то, что они не играли или не доиграли в дошкольном возрасте. Что же можно сделать в этой ситуации? Выход есть. Если раньше дети нуждались  в специальной работе по ознакомлению с окружающим, то теперь обстоятельства изменились и от взрослых требуются дополнительные усилия». «Превращение»  ребёнка  в  творческую  личность  зависит  от  технологии педагогического  процесса,  который  в  дошкольных  учреждениях  имеет  скорее признаки «проживания», чем «учения», поэтому, используя технологию ТРИЗ  мы сможем развить в ребёнке умение нестандартно мыслить, находить оригинальные выходы из сложившейся ситуации, придумывать фантастические сюжеты игр.

Скачать:


Предварительный просмотр:

III. Форма краткого описания технологий работы с детьми, обеспечивающих

развитие дошкольников в игровой деятельности

1. Информация о группе детского сада, в которой работает участник Конкурса

1.1. Возрастной диапазон группы детей: старший и подготовительный возраст

1.2. Образовательная программа: Основная адаптированная образовательная программа для детей с нарушением зрения разработанная, с учётом примерной образовательной программы «От рождения до школы»  под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой  и Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида (для детей с нарушением зрения) под ред. Л.И.Плаксиной.

1.3. Количество детей в группе  9 человек

2. Краткое описание технологий работы с детьми, обеспечивающих развитие

дошкольников в игровой деятельности.

Название проекта:- «Влияние ТРИЗ технологии  на развитие дошкольников в  игровой деятельности»

Актуальность проекта: формирование творчески активной личности обладающей способностью эффективно и нестандартно решать творческие проблемы, закладывается в детстве и является условием последующего развития личности человека, его успешной творческой деятельности.Так как я работаю с детьми, имеющими глазную патологию, ежегодно в мою группу приходят новые ребята. Дети приходят с разным игровым опытом.  Часто ребята не могут проявить себя в игре. Поэтому я решила, сделать акцент в своей работе  на развитие дошкольников в игровой деятельности, внедряя методы и приемы ТРИЗ технологии. Они вызывают большой интерес у ребенка к предлагаемому материалу игры.  Когда знакомый предмет приобретает какое-либо новое, незнакомое и необычное ему свойство, это вызывает интерес ребёнка.  Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны, формирование у детей творчества, фантазии, самостоятельности, богатого игрового опыта и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта.

Цель проекта – Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности посредством ТРИЗ технологии

Задачи проекта:

  • Внедрить в образовательное пространство ТРИЗ технологию, направленную на развитие  гибкости, подвижности, системности, диалектичности мышления и творческого воображения фундамента творческих способностей дошкольников в разных видах детской деятельности.
  • Разнообразить РППС для развития творческих способностей в игровой деятельности у детей.
  • Создать картотеку игр по технологии ТРИЗ.
  • Создать дидактические пособия по внедрению ТРИЗ технологии
  • Провести цикл игр по ТРИЗ технологии.
  • Повысить творческую активность у детей в игровой деятельности с помощью ТРИЗ технологии.
  • Активизировать педагогический потенциал семьи в вопросах развития творческих способностей у детей через различные формы взаимодействия с родителями.
  • Провести итоговое мероприятие «Игра-импровизация»

Объект исследования: процесс развития творческих способностей дошкольников в игре.

Предмет исследования: технология ТРИЗ (детская ира)

Гипотеза: применение ТРИЗ технологии в обучении и воспитании детей дошкольного  возраста позволит получить положительную динамику в развитии творческих способностей детей, обогатит игровой опыт детей, повысит педагогическую компетентность родителей в игре.

Этапы работы:

  • Аналитико-диагностический (анализ литературы, сбор информации по теме, наблюдение за игрой детей)
  • Аналитический (анализ условий имеющихся ресурсов)
  • Подготовительный (определение основных мероприятий по реализации проекта)
  • Практический (реализация комплекса мероприятий, основанного на практико-ориентированной деятельности (игровая, театрализованная, продуктивная совместная деятельность)
  • Аналитико-обобщающий (обобщение опыта, итоговое мероприятие)

Участники проекта: дети, воспитатели, родители, специалисты.

  • Основные этапы реализации проекта:

Мероприятие

Задача

1.Аналитико-диагностический

Анализ методической литературы

Познакомиться с технологией и методами ТРИЗа

Тест для педагогов  «Ваш творческий потенциал»

Выявить креативные возможности педагогов

Наблюдение за игрой детей

Выявить проблемы организации игровой деятельности у детей старшего возраста

2.Аналитический

Анализ условий и имеющихся ресурсов

с помощью шкал ECERS-R.

Выявить проблемы в организации РППС для развития игровой деятельности дошкольников группы и возможных перспектив их устранения.

3. Подготовительный

Создание мини-библиотеки методических и практических материалов

Подбор методов и приёмов технологии ТРИЗ адаптированных для использования  в работе с детьми

  • Создать условия в группе для развития творческих способностей в игровой деятельности  у детей.

Разработка ТРИЗ - минутки с опорой на методы и приёмы тризовской технологии обеспечивающий развивающий эффект и творческий характер игровой деятельности дошкольников

Составить картотеку тризовских  игр и пособий:

-круги Луллия

-ленты-карманы для игры «Данетка»

-опорные таблицы для составления загадок

-таблицы для сравнительного анализа

-схемы морфологической таблицы для составления нового объекта

-экраны для игры «Системный оператор»

-сенсорный ящик и т. д.

4. Практический

ТРИЗ-урок для педагогов

Познакомить педагогов с технологией ТРИЗ

Семинар-практикум по применению  ТРИЗа

Повышение уровня профессионализма педагогов в вопросах развития творческих способностей детей с помощью ТРИЗ технологии.

Деловая игра для ТРИЗ-педагогов «Креативность, как один из компонентов профессионализма педагогов»

Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей в игровой деятельности

Практикум «Зарядка для ума»

Повысить творческий потенциал педагогов.

Игровая деятельность детей  с применением ТРИЗ технологии

-МФО (метод фокальных объектов)

 -Метод моделирования

-Метод морфологического анализа

-Круги Луллия

-Системный опрератор

-Метод каталога

Развивать творческий характер

деятельности дошкольников в игровой деятельности развивать творческое мышление, творческое воображение

Работа с родителями

-Родительский университет

Познакомить родителей с Тризовскими играми, сформировать навыки практического применения методов и приёмов ТИРИЗ в совместной деятельности с детьми

«Давайте поиграем»

Создание картотеки Тиризовских игр для родителей

«Мастерская ТРИЗовских идей»

 Совместное творчество детей и родителей в создании игрового материала

Памятка «Шкатулка ТРИЗ-советов для развития творческого мышления»

Разнообразить совместные игры детей и родителей.

Акция «ТРИЗ- пособие для группы»

Пополнение развивающей предметно пространственной среды  группы

Итоговое событие

«Сказка импровизация»

Создать атмосферу творческой активности среди детей и родителей.

Описание методики

Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ - теория решения изобретательских задач. Она возникла в нашей стране в 50-х годах усилиями выдающегося ученого, изобретателя, писателя – фантаста Генриха Сауловича Альтшуллера. ТРИЗ представляет собой уникальный инструмент для поиска оригинальных идей, развития творческой личности, доказательством того, что творчеству можно  и нужно обучать. ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.

Основная задача использования ТРИЗ технологии в дошкольном возрасте  - это привить ребенку радость творческих открытий.

Технология ТРИЗ  способствует развитию у детей дошкольного возраста:

  • гибкости мышления, умения анализировать и делать выводы, умозаключения;
  • преодолевает стереотипность мышления;
  • развивает творческое воображение и фантазию;
  • развивает познавательную активность;
  • позволяет раскрепощать детей в играх;
  • способствует развитию и воспитанию коммуникативных умений и навыков;
  • делает игры интересными и увлекательными.

Основные методы ТРИЗ:

Методы, основанные на системном подходе.

  • Системный оператор
  • Метод снежного кома
  • Метод золотой рыбки.

Методы психологической активизации мышления.

  • Мозговой штурм.
  • Метод контрольных вопросов.
  • Морфологический анализ.

Методы, основанные на математическом подходе.

  • Бином фантазии
  • Фантастическое вычитание.
  • Фантастическое умножение.
  • Метод « Наоборот»
  • Простые приемы фантазирования.

Методы, основанные на перемене мест.

  • Перемена мест.
  • Метод фокальных объектов.
  • Метод изменения оценки.
  • Метод взаимного обмена.
  • Фантограмма.

 Для решения тризовских задач можно выделить 4 этапа работы:

Первый этап: учим дошкольника находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду. На этом этапе дети знакомятся с каждым компонентом в отдельности в игровой форме. Учатся находить и разрешать противоречия в объектах и явлениях, которые его окружают, знакомятся с проблемой многофункционального использования объекта, проводится исследование объекта: что- то в нем хорошо, а что- то плохо, что-то вредное, что- то мешает, а что- то нужно.

Игра «Хорошо-плохо» - мозговой штурм для совершенствования умения выделять противоречия в предметах. Для этого выбираем объект и предлагаем найти положительные и отрицательные качества данного объекта. В начале берем объект, который не вызывает у детей положительных или отрицательных ассоциаций. Так как дети более склонны называть положительные стороны объекта, на 1-м этапе игры называем плохо, дети хорошо. В работе со старшими дошкольниками берем объекты, имеющие для детей социальную значимость, и учимся находить противоречивые свойства («В следующем году мы пойдём в первый класс - это хорошо или плохо?»).

На втором этапе:учим детей фантазировать, изобретать, изобретать предметы с новыми свойствами и качествами.

Метод мозгового штурма. Это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором детям предлагается  высказать как можно больше предположений, в том числе самых необычных. Затем ребята выбирают наиболее удачные, на их взгляд,  которые могут быть использованы на практике.

Темами мозгового штурма могут быть:

-Как заставить кота подружиться с мышкой? Как перенести воду в решете? и т.д.

-Как выкопать яму без лопаты? Как почистить картошку без ножа?  и  т. д.

Темы самые различные, тут все зависит от творчества педагога.

Результат мозгового штурма отражаем в продуктивной деятельности, далее ребята свой продукт используют в игре.(нарисовать кусочек лета зимой, вылепить новый инструмент для чистки картофеля) и т.д.

Третий этап: решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью специальных методов ТРИЗ.

Метод каталога. Метод в большей степени позволяет решить трудности обучения детей творческому рассказыванию. Не секрет, что творческое рассказывание дается дошколятам с трудом в силу бедности активного словаря, небольшого опыта монологической речи. Для работы понадобится любая детская книжка. Желательно, чтобы текст был простой. Детям задается вопрос, на основе которого и будет строиться сюжет, а ответы дети ищут в книге, произвольно указывая пальцем на любую строчку. Слова попадаются самые разные совершенно не связанные между собой по смыслу. Таким образом, методом «тыка» слова превращаются в историю, сказку. Событие проводится в быстром темпе, используя самые разные эмоциональные реакции детей на  новое словосочетание. Здесь главное грамотно составить вопросы и расположить в нужной последовательности. Разумеется, в сказке всегда добро побеждает зло. Поэтому должно быть наличие положительных и отрицательных героев.

Метод фокальных объектов. Суть  метода заключается в том, что к определённому объекту «примеряются» свойства и характеристики других, ничем с ним не связанных объектов Сочетания оказываются очень неожиданными, но именно это вызывает интерес детей.

Типовое фантазирование. Суть метода заключается в том, чтобы разделять ситуации на реальную и фантастическую, при этом находить реальные проявления в фантастической составляющей. Этот метод хорошо  использовать при обучении детей творческому рассказыванию. Придумывать можно  с использование конкретных приёмов:

-Уменьшение-увеличение объектов(выросла репка маленькая премаленькая, продолжи сказку)

-наоборот (добрый Волк и злая Красная Шапочка)

-динамика-статика(оживление неживых объектов и наоборот, Буратино-живое дерево, снегурочка- живой снег и т.д.)

Опираясь на полученные знания, интуицию, используя нестандартные, оригинальные решения ребята находят выход из сложной ситуации

Четвёртый этап: дети применяют полученные знания в игровой деятельности  и, используя нестандартные, оригинальные решения проблем, учатся находить выход из любой сложной ситуации.

Таким образом, представленная мною  педагогическая технология ТРИЗ помогает развивать моих детей в игровой деятельности, обогащает их игровой опыт, развивает творчество, фантазию, речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал из опыта работы по теме:"Использование метода ТРИЗ в развитии познавательной активности старших дошкольников"

Творческие способности подразумевают   наличие подвижности мышления, быстрые ориентировки нестандартного подхода к решению больших и малых задач. Важнейшим здесь является  умение перено...

Формы и методы организации театрально-игровой деятельности старших дошкольников

Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развив...

Конкурс Школы Росатома "Влияние методов ТРИЗ технологии на игровую деятельность старших дошкольников"

Ни для кого не является секретом, что у современных детей снизился интерес к игровой деятельности. Здесь несколько причин. Е.Е.Кравцова пишет: «Одна из причин неумения современных детей иг...

Мастер-класс «Применение методов ТРИЗ-технологии в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Мастер-класс «Применение методов ТРИЗ-технологии в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста»...

Презентация «Применение методов ТРИЗ-технологии в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Презентация «Применение методов ТРИЗ-технологии  в совместной деятельности  с детьми дошкольного возраста»...

План самообразования: «Использование ТРИЗ -технологии в игровой деятельности детей раннего возраста, через метод "Круг Луллия"»

План самообразования: «Использование ТРИЗ - технологии в игровой деятельности детей раннего возраста, через метод "Круги Луллия"».. Круги Луллия - одно из средств развития интелл...