Конкурс Школы Росатома "Влияние методов ТРИЗ технологии на игровую деятельность старших дошкольников"
проект (подготовительная группа)
Ни для кого не является секретом, что у современных детей снизился интерес к игровой деятельности. Здесь несколько причин. Е.Е.Кравцова пишет: «Одна из причин неумения современных детей играть в том, что взрослые не умеют (да часто не хотят) этому учить. Сейчас появилось много родителей- энтузиастов, которые учат своих детей плавать с рождения, читать в два года, решать уравнения в три, но практически нет тех, кто бы специально учил ребёнка играть. Это кажется непрестижным, этим нельзя похвастаться, это не может быть предметом гордости, и игру оставляют на «откуп» детям: научатся - хорошо, а не научатся – за это, с точки зрения взрослых, двойку не поставят. На самом деле, всё наоборот: двойки в первом классе многие дети получают за то, что они не играли или не доиграли в дошкольном возрасте. Что же можно сделать в этой ситуации? Выход есть. Если раньше дети нуждались в специальной работе по ознакомлению с окружающим, то теперь обстоятельства изменились и от взрослых требуются дополнительные усилия». «Превращение» ребёнка в творческую личность зависит от технологии педагогического процесса, который в дошкольных учреждениях имеет скорее признаки «проживания», чем «учения», поэтому, используя технологию ТРИЗ мы сможем развить в ребёнке умение нестандартно мыслить, находить оригинальные выходы из сложившейся ситуации, придумывать фантастические сюжеты игр.
Скачать:
Предварительный просмотр:
III. Форма краткого описания технологий работы с детьми, обеспечивающих
развитие дошкольников в игровой деятельности
1. Информация о группе детского сада, в которой работает участник Конкурса
1.1. Возрастной диапазон группы детей: старший и подготовительный возраст
1.2. Образовательная программа: Основная адаптированная образовательная программа для детей с нарушением зрения разработанная, с учётом примерной образовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида (для детей с нарушением зрения) под ред. Л.И.Плаксиной.
1.3. Количество детей в группе 9 человек
2. Краткое описание технологий работы с детьми, обеспечивающих развитие
дошкольников в игровой деятельности.
Название проекта:- «Влияние ТРИЗ технологии на развитие дошкольников в игровой деятельности»
Актуальность проекта: формирование творчески активной личности обладающей способностью эффективно и нестандартно решать творческие проблемы, закладывается в детстве и является условием последующего развития личности человека, его успешной творческой деятельности.Так как я работаю с детьми, имеющими глазную патологию, ежегодно в мою группу приходят новые ребята. Дети приходят с разным игровым опытом. Часто ребята не могут проявить себя в игре. Поэтому я решила, сделать акцент в своей работе на развитие дошкольников в игровой деятельности, внедряя методы и приемы ТРИЗ технологии. Они вызывают большой интерес у ребенка к предлагаемому материалу игры. Когда знакомый предмет приобретает какое-либо новое, незнакомое и необычное ему свойство, это вызывает интерес ребёнка. Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны, формирование у детей творчества, фантазии, самостоятельности, богатого игрового опыта и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта.
Цель проекта – Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности посредством ТРИЗ технологии
Задачи проекта:
- Внедрить в образовательное пространство ТРИЗ технологию, направленную на развитие гибкости, подвижности, системности, диалектичности мышления и творческого воображения фундамента творческих способностей дошкольников в разных видах детской деятельности.
- Разнообразить РППС для развития творческих способностей в игровой деятельности у детей.
- Создать картотеку игр по технологии ТРИЗ.
- Создать дидактические пособия по внедрению ТРИЗ технологии
- Провести цикл игр по ТРИЗ технологии.
- Повысить творческую активность у детей в игровой деятельности с помощью ТРИЗ технологии.
- Активизировать педагогический потенциал семьи в вопросах развития творческих способностей у детей через различные формы взаимодействия с родителями.
- Провести итоговое мероприятие «Игра-импровизация»
Объект исследования: процесс развития творческих способностей дошкольников в игре.
Предмет исследования: технология ТРИЗ (детская ира)
Гипотеза: применение ТРИЗ технологии в обучении и воспитании детей дошкольного возраста позволит получить положительную динамику в развитии творческих способностей детей, обогатит игровой опыт детей, повысит педагогическую компетентность родителей в игре.
Этапы работы:
- Аналитико-диагностический (анализ литературы, сбор информации по теме, наблюдение за игрой детей)
- Аналитический (анализ условий имеющихся ресурсов)
- Подготовительный (определение основных мероприятий по реализации проекта)
- Практический (реализация комплекса мероприятий, основанного на практико-ориентированной деятельности (игровая, театрализованная, продуктивная совместная деятельность)
- Аналитико-обобщающий (обобщение опыта, итоговое мероприятие)
Участники проекта: дети, воспитатели, родители, специалисты.
- Основные этапы реализации проекта:
№ | Мероприятие | Задача | |
1.Аналитико-диагностический | |||
Анализ методической литературы | Познакомиться с технологией и методами ТРИЗа | ||
Тест для педагогов «Ваш творческий потенциал» | Выявить креативные возможности педагогов | ||
Наблюдение за игрой детей | Выявить проблемы организации игровой деятельности у детей старшего возраста | ||
2.Аналитический | |||
Анализ условий и имеющихся ресурсов с помощью шкал ECERS-R. | Выявить проблемы в организации РППС для развития игровой деятельности дошкольников группы и возможных перспектив их устранения. | ||
3. Подготовительный | |||
Создание мини-библиотеки методических и практических материалов | |||
Подбор методов и приёмов технологии ТРИЗ адаптированных для использования в работе с детьми | |||
| |||
Разработка ТРИЗ - минутки с опорой на методы и приёмы тризовской технологии обеспечивающий развивающий эффект и творческий характер игровой деятельности дошкольников | |||
Составить картотеку тризовских игр и пособий: -круги Луллия -ленты-карманы для игры «Данетка» -опорные таблицы для составления загадок -таблицы для сравнительного анализа -схемы морфологической таблицы для составления нового объекта -экраны для игры «Системный оператор» -сенсорный ящик и т. д. | |||
4. Практический | |||
ТРИЗ-урок для педагогов | Познакомить педагогов с технологией ТРИЗ | ||
Семинар-практикум по применению ТРИЗа | Повышение уровня профессионализма педагогов в вопросах развития творческих способностей детей с помощью ТРИЗ технологии. | ||
Деловая игра для ТРИЗ-педагогов «Креативность, как один из компонентов профессионализма педагогов» | Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей в игровой деятельности | ||
Практикум «Зарядка для ума» | Повысить творческий потенциал педагогов. | ||
Игровая деятельность детей с применением ТРИЗ технологии -МФО (метод фокальных объектов) -Метод моделирования -Метод морфологического анализа -Круги Луллия -Системный опрератор -Метод каталога | Развивать творческий характер деятельности дошкольников в игровой деятельности развивать творческое мышление, творческое воображение | ||
Работа с родителями | |||
-Родительский университет | Познакомить родителей с Тризовскими играми, сформировать навыки практического применения методов и приёмов ТИРИЗ в совместной деятельности с детьми | ||
«Давайте поиграем» | Создание картотеки Тиризовских игр для родителей | ||
«Мастерская ТРИЗовских идей» | Совместное творчество детей и родителей в создании игрового материала | ||
Памятка «Шкатулка ТРИЗ-советов для развития творческого мышления» | Разнообразить совместные игры детей и родителей. | ||
Акция «ТРИЗ- пособие для группы» | Пополнение развивающей предметно пространственной среды группы | ||
Итоговое событие «Сказка импровизация» | Создать атмосферу творческой активности среди детей и родителей. |
Описание методики
Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ - теория решения изобретательских задач. Она возникла в нашей стране в 50-х годах усилиями выдающегося ученого, изобретателя, писателя – фантаста Генриха Сауловича Альтшуллера. ТРИЗ представляет собой уникальный инструмент для поиска оригинальных идей, развития творческой личности, доказательством того, что творчеству можно и нужно обучать. ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.
Основная задача использования ТРИЗ технологии в дошкольном возрасте - это привить ребенку радость творческих открытий.
Технология ТРИЗ способствует развитию у детей дошкольного возраста:
- гибкости мышления, умения анализировать и делать выводы, умозаключения;
- преодолевает стереотипность мышления;
- развивает творческое воображение и фантазию;
- развивает познавательную активность;
- позволяет раскрепощать детей в играх;
- способствует развитию и воспитанию коммуникативных умений и навыков;
- делает игры интересными и увлекательными.
Основные методы ТРИЗ:
Методы, основанные на системном подходе.
- Системный оператор
- Метод снежного кома
- Метод золотой рыбки.
Методы психологической активизации мышления.
- Мозговой штурм.
- Метод контрольных вопросов.
- Морфологический анализ.
Методы, основанные на математическом подходе.
- Бином фантазии
- Фантастическое вычитание.
- Фантастическое умножение.
- Метод « Наоборот»
- Простые приемы фантазирования.
Методы, основанные на перемене мест.
- Перемена мест.
- Метод фокальных объектов.
- Метод изменения оценки.
- Метод взаимного обмена.
- Фантограмма.
Для решения тризовских задач можно выделить 4 этапа работы:
Первый этап: учим дошкольника находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду. На этом этапе дети знакомятся с каждым компонентом в отдельности в игровой форме. Учатся находить и разрешать противоречия в объектах и явлениях, которые его окружают, знакомятся с проблемой многофункционального использования объекта, проводится исследование объекта: что- то в нем хорошо, а что- то плохо, что-то вредное, что- то мешает, а что- то нужно.
Игра «Хорошо-плохо» - мозговой штурм для совершенствования умения выделять противоречия в предметах. Для этого выбираем объект и предлагаем найти положительные и отрицательные качества данного объекта. В начале берем объект, который не вызывает у детей положительных или отрицательных ассоциаций. Так как дети более склонны называть положительные стороны объекта, на 1-м этапе игры называем плохо, дети хорошо. В работе со старшими дошкольниками берем объекты, имеющие для детей социальную значимость, и учимся находить противоречивые свойства («В следующем году мы пойдём в первый класс - это хорошо или плохо?»).
На втором этапе:учим детей фантазировать, изобретать, изобретать предметы с новыми свойствами и качествами.
Метод мозгового штурма. Это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором детям предлагается высказать как можно больше предположений, в том числе самых необычных. Затем ребята выбирают наиболее удачные, на их взгляд, которые могут быть использованы на практике.
Темами мозгового штурма могут быть:
-Как заставить кота подружиться с мышкой? Как перенести воду в решете? и т.д.
-Как выкопать яму без лопаты? Как почистить картошку без ножа? и т. д.
Темы самые различные, тут все зависит от творчества педагога.
Результат мозгового штурма отражаем в продуктивной деятельности, далее ребята свой продукт используют в игре.(нарисовать кусочек лета зимой, вылепить новый инструмент для чистки картофеля) и т.д.
Третий этап: решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью специальных методов ТРИЗ.
Метод каталога. Метод в большей степени позволяет решить трудности обучения детей творческому рассказыванию. Не секрет, что творческое рассказывание дается дошколятам с трудом в силу бедности активного словаря, небольшого опыта монологической речи. Для работы понадобится любая детская книжка. Желательно, чтобы текст был простой. Детям задается вопрос, на основе которого и будет строиться сюжет, а ответы дети ищут в книге, произвольно указывая пальцем на любую строчку. Слова попадаются самые разные совершенно не связанные между собой по смыслу. Таким образом, методом «тыка» слова превращаются в историю, сказку. Событие проводится в быстром темпе, используя самые разные эмоциональные реакции детей на новое словосочетание. Здесь главное грамотно составить вопросы и расположить в нужной последовательности. Разумеется, в сказке всегда добро побеждает зло. Поэтому должно быть наличие положительных и отрицательных героев.
Метод фокальных объектов. Суть метода заключается в том, что к определённому объекту «примеряются» свойства и характеристики других, ничем с ним не связанных объектов Сочетания оказываются очень неожиданными, но именно это вызывает интерес детей.
Типовое фантазирование. Суть метода заключается в том, чтобы разделять ситуации на реальную и фантастическую, при этом находить реальные проявления в фантастической составляющей. Этот метод хорошо использовать при обучении детей творческому рассказыванию. Придумывать можно с использование конкретных приёмов:
-Уменьшение-увеличение объектов(выросла репка маленькая премаленькая, продолжи сказку)
-наоборот (добрый Волк и злая Красная Шапочка)
-динамика-статика(оживление неживых объектов и наоборот, Буратино-живое дерево, снегурочка- живой снег и т.д.)
Опираясь на полученные знания, интуицию, используя нестандартные, оригинальные решения ребята находят выход из сложной ситуации
Четвёртый этап: дети применяют полученные знания в игровой деятельности и, используя нестандартные, оригинальные решения проблем, учатся находить выход из любой сложной ситуации.
Таким образом, представленная мною педагогическая технология ТРИЗ помогает развивать моих детей в игровой деятельности, обогащает их игровой опыт, развивает творчество, фантазию, речь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал из опыта работы по теме:"Использование метода ТРИЗ в развитии познавательной активности старших дошкольников"
Творческие способности подразумевают наличие подвижности мышления, быстрые ориентировки нестандартного подхода к решению больших и малых задач. Важнейшим здесь является умение перено...
Формы и методы организации театрально-игровой деятельности старших дошкольников
Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развив...
Конкурс Школы Росатома "Влияние методов ТРИЗ технологии на игровую деятельность старших дошкольников"
Ни для кого не является секретом, что у современных детей снизился интерес к игровой деятельности. Здесь несколько причин. Е.Е.Кравцова пишет: «Одна из причин неумения современных детей иг...
Индивидуальный план по самообразованию " Использование ТРИЗ - технологии в игровой деятельности детей раннего возраста . Круги Луллия".
План по самообразованию...
Мастер-класс «Применение методов ТРИЗ-технологии в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста»
Мастер-класс «Применение методов ТРИЗ-технологии в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста»...
Презентация «Применение методов ТРИЗ-технологии в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста»
Презентация «Применение методов ТРИЗ-технологии в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста»...
План самообразования: «Использование ТРИЗ -технологии в игровой деятельности детей раннего возраста, через метод "Круг Луллия"»
План самообразования: «Использование ТРИЗ - технологии в игровой деятельности детей раннего возраста, через метод "Круги Луллия"».. Круги Луллия - одно из средств развития интелл...