Речевое развитие ребенка
консультация по развитию речи
Предварительный просмотр:
Речевое развитие ребенка
Каждый родитель хочет видеть своего ребёнка здоровым, счастливым, общительным. К сожалению, не каждый ребёнок может легко вступать в контакт со сверстниками и со взрослыми. И причины тому могут быть самые разные: природная застенчивость, психологические, речевые или физиологические проблемы.
Задачи;
- Вовремя заметить трудности, которые испытывает малыш, разобраться в этой проблеме, установить причину его неудач и помочь ребёнку.
- Обращаться за помощью к специалистам: психологам, педагогам, логопедам, дефектологам, врачам.
- Ребёнка необходимо воспринимать как собеседника с момента его нахождения в утробе матери. Очень важно как можно больше говорить с малышом, даже тогда, когда он ещё не научился отвечать.
Речевые проблемы – если ребёнок примерно к 1 году 2 месяцам не повторяет за взрослым слоги и односложные слова («ба», «да» и т.п.), у малыша отсутствует звукоподражание, если в 2 года малыш не строит самостоятельно предложения из двух слов.
Если ребёнок в 2 года и 6 месяцев не строит предложение из трех-четырех слов, простые и сложносочиненные.
Задержка речевого развития и различные нарушения речи
Могут быть вследствие недоразвития или поражения мозга, а так же центральной нервной системы во внутриутробном периоде, в момент родов или после рождения.
Факторами, приводящими к дальнейшим проблемам в развитии, являются:
- угроза выкидыша во время беременности;
-длительный токсикоз;
-перенесенные беременной простудные и инфекционные заболевания;
-прием лекарств, противопоказанных во время беременности;
- наличие у беременной хронических заболеваний;
- наличие вредных привычек (табак, алкоголь, наркотики);
-гипоксия плода; стремительные или наоборот затяжные роды;
-недоношенность плода или наоборот;
-несовместимость крови матери и плода;
-асфиксия; травма во время родов;
-внутричерепное давление;
-внутричерепные кровоизлияния;
-ряд инфекционных заболеваний, перенесенных ребенком до двух лет;
-черепно-мозговые травмы и др.
В возникновении речевых нарушений большую роль играет и социальный фактор: правильное речевое окружение ребенка и наличие благоприятной психологической обстановки.
В развитии речевой функции ребенка выделяют три критических периода. В эти периоды взрослым необходимо быть особенно внимательными к детям.
Первый период (1 – 2 года), когда формируются предпосылки речи и начинается речевое развитие, складываются основы коммуникативного поведения и движущей её силой становится потребность в общении. В этом возрасте происходит наиболее интенсивное развитие корковых речевых зон, критическим периодом которого считается возраст ребёнка 14 – 18 месяцев. Любые, даже как будто незначительные факторы, действующие в этом периоде, могут отразиться на развитии речи ребёнка.
Второй период(3 года), когда интенсивно развивается связная речь, происходит переход от ситуационной речи к контекстной, что требует большой согласованности в работе центральной нервной системы (речедвигательного механизма, внимания, памяти, произвольности и т.д.). Возникающая некоторая рассогласованность в работе центральной нервной системы, в нейроэндокринной и сосудистой регуляции приводит к изменению поведения, наблюдается упрямство, негативизм и т.д. Всё это определяет большую ранимость речевой системы. Могут возникать заикание, мутизм, отставание речевого развития. Ребёнок отказывается от речевого общения, появляется реакция протеста на завышенные к нему требования взрослых.
Третий период (6 – 7 лет) – начало развития письменной речи. Возрастает нагрузка на центральную нервную систему ребенка. При предъявлении завышенных требований могут происходить «срывы» нервной деятельности.
Что может посоветовать дефектолог родителям, дети которых имеют задержку речевого развития?
Если ребёнок (2 – 3 лет) отстает в речевом развитии от своих сверстников, не стоит спешить бежать к логопеду. В большинстве случаев логопед не будет заниматься с малышом, которому нет четырех лет.
Логопед исправляет нарушения звукопроизношения, ставит звуки. Существуют законы физиологии, по которым определенный звук в определенном возрасте должен появиться у ребёнка, возраст, в котором ребёнок должен научиться произносить тот или иной звук правильно. Исправлять и ставить звуки, логопед будет только тогда, когда по законам физиологии они уже должны были встать самостоятельно, но этого не произошло. До этого момента можно говорить о задержке речевого развития, о недоразвитии речи, но не о нарушении звукопроизношения.
В раннем возрасте эту проблему поможет решить дефектолог, он будет заниматься стимулированием речевого развития.
Если ребёнок, и в частности его речевое развитие отличается от речевого развития сверстников не в лучшую сторону, прежде всего, нужно обратиться к хорошему невропатологу. Подробно рассказать, что настораживает, что беспокоит, что пугает в развитии ребёнка. Большинство речевых нарушений проявляются в структуре различных психических и нервно-психологических расстройств. Расстройства речи представляют собой синдром, в структуре которого выделяются сложные и неоднозначные связи между речевыми и неречевыми симптомами. Это определяет необходимость комплексного (медико-психолого-педагогического) воздействия.
Речевые проблемы это следствие, а причины кроются либо в экзогенных (внешних) факторах, либо в эндогенных (внутренних) факторах. Позиция родителя, говорящего: «У нас всё хорошо, только мы плохо говорим, но ничего, научится!», вызывает, по меньшей мере, недоумение. Конечно, он научиться говорить, но вопрос в том когда и как?
Если ребёнку исполнилось четыре года, а его речь явно развита не на этот возраст, половину звуков он не произносит, слова не выговаривает, то опять в первую очередь нужно посетить невропатолога, а уже потом логопеда.
Если сначала родители обратились к логопеду, то логопед, обследовав ребёнка и предложив заниматься, всё равно отправит к невропатологу. Грамотный логопед прекрасно понимает этиологию (причину) всех речевых нарушений и всегда работает в паре с врачом. На занятии логопед будет (если это необходимо) делать ребёнку массаж языка, работать с зондами и выполнять артикуляционные упражнения, это должно занимать 30 – 45 минут и будет развивать понимание речи; формировать пространственные представления и сенсомоторные навыки; развивать фонематический слух; уточнять и расширять словарный запас; работать над развитием памяти, внимания, мышления и т.п. Логопед будет давать домашние задания, для закрепления пройденного материала. Это может быть артикуляционная гимнастика, заучивание стихов, подбор слов на заданный звук и т.п.
Если задержка речевого развития и речевые нарушения возникли вследствие лёгкого органического поражения центральной нервной системы, то вовремя проведённое правильное лечение и систематические занятия с логопедом или дефектологом непременно дадут положительные результаты. К тому моменту, когда малыш должен будет пойти в школу, он, с помощью взрослых справиться со всеми проблемами.
Самое главное, что должны помнить родители, это то, что время бежит очень быстро, не стоит откладывать проблему на последний год перед школой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Периодизация возрастов. Возрастные закономерности психомоторного и речевого развития. Сензитивные периоды и гиперсензитивные фазы речевого развития ребенка
Это статья представлена для родителей и начинающих логопедов, так как все нарушения начинаются с рождения. А в этой статье показана как развивается ребенок в разные периоды свой жизни.Пред...
Стимуляция речевого развития ребенка с задержкой речевого развития в семье
Консультация для родителей...
Критерии оценки речевого развития ребенка к речевой карте
Критерии оценки речевого развития ребенка при обследовании речи...
Сообщение из опыта работы «Речевое развитие ребенка в 1 разновозрастной группе» к педсовету № 2 "Взаимодействие семьи и ДОУ в решении проблем речевого развития дошкольников"
Опыт работы по развитию речи с детьми...
«Речевая готовность детей к школе. Взаимодействие МДОУ и семьи в коррекции речевого развития ребенка»
Готовность к школе — это не только обучение чтению и счету, не только покупка необходимых школьных принадлежностей, это функциональное развитие ребенка, которое в дальнейшем поможет ему успешно ...
Индивидуальный образовательный маршрут речевого развития ребенка с ОНР II речевого развития
Маршрут рекомендован учителю-логопеду при коррекционной работе с детьми с ОНР II уровня речевого развития....
Консультация для родителей «Стимуляция речевого развития ребенка с задержкой речевого развития в семье»
Если вашему ребенку невролог написал заключение: задержка темпа развития экспрессивной речи, не нужно паниковать, необходимо проконсультироваться у учителя-логопеда, учителя-дефектолога. На основ...
- Мне нравится (1)