Использование современных образовательных технологий в работе педагогов ДОУ
материал
Cовременные образовательные технологии, на которых хочется обратить внимание специалистов; сайтостроение , синквейн, кластер, интеллектуальная игра, которые дают возможность детям дошкольного возраста быть не только активными и любознательными, но и учат детей находить, извлекать необходимую информацию и усваивать ее в виде новых знаний
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование современных образовательных технологий в работе педагогов ДОУ
Для оптимизации воспитательно-образовательного процесса, успешно используются в педагогической практике различные образовательные технологии.
С этой целью широко используются в ДОУ известные всем нам педагогам современные образовательные технологии: здоровье сберегающие технологии; технологии проектной деятельности; технология исследовательской деятельности; формационно-коммуникационные технологии; личностно-ориентированные технологии; технология портфолио; игровые технологии; технология «ТРИЗ»; технология развивающего обучения.
Однако используются и другие современные образовательные технологии, на которых хочется обратить внимание специалистов; сайтостроение , синквейн, кластер, интеллектуальная игра, которые дают возможность детям дошкольного возраста быть не только активными и любознательными, но и учат детей находить, извлекать необходимую информацию и усваивать ее в виде новых знаний. Обратим внимание лишь на некоторые:
Технологии проектной деятельности.
Надо отметить, что применение проектных технологий не может существовать без использования ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач). Поэтому при организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты. Так же ТРИЗ позволяет нам использовать в учебном процессе метод моделирования.
Этот метод помогает воспитанникам мыслить нестандартно, самим добывать знания, а не получать готовые ответы.
Информационно-коммуникационные технологии.
Сегодня трудно представить процесс образования без использования современных информационных технологий в различных видах образовательной деятельности. На занятиях, в совместной деятельности, на праздниках и развлечениях, при подборе иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, при обмене опытом педагогов, при оформление групповой документации, отчетов, создании презентаций в программе Рower Рoint для занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний, создание интерактивных игр для детей.
Работа с детьми дошкольного возраста имеют свою специфику, чтобы привлечь внимание детей и заинтересовать их, вся информация должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Это могут обеспечить только средства ИКТ.
Личностно - ориентированная технология.
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.
В течение всего учебного года прослеживается динамика развития каждого ребенка, вносятся коррективы и изменение в индивидуальный маршрут развития ребенка. Содержание, периодичность, количество и выбор материала к индивидуальным занятиям полностью зависит от индивидуальных особенностей ребенка, его личностных черт характера, его возможностей и потребностей, его уровня освоения образовательных программ. Это дает нам возможность составить своеобразный маршрут развития с воспитанниками.
Игровая технология.
Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки, установлению психологически адекватной возрасту ситуации общения. В игровой деятельности раскрывается индивидуальность ребенка, формируются чувства коллективизма и взаимопонимания, развиваются творческие способности детей. Хорошая, умная и занимательная игра активирует внимание детей, снимает психологическое и физическое напряжение, обеспечивает восприятие нового материала.
Использование игровых технологий обеспечивают успех совместной деятельности педагога с детьми, делают их жизнь увлекательной и желанной.
Технология развивающего обучения.
Технология развивающего обучения предполагает взаимодействие педагога и детей на основе коллективно-распределительной деятельности, поиске различных способов решения учебных задач посредством организации исследовательской и поисковой деятельности воспитанников.
Постановка проблемной задачи и процесс решения ее происходит в совместной деятельности воспитателя и детей. Педагог увлекает воспитанников в совместный умственный поиск, оказывает им помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов.
Сайтостроение.
Самый популярный источник получения информации для взрослых и детей стал интернет. Благодаря созданному сайту дошкольных учреждений происходит развитие сотрудничества между педагогами и родителями посредством информирования родителей о закономерностях развития и воспитания детей; педагогическое просвещение (полезные ссылки, статьи) на страницах сайта и другое.
Технология «Интеллектуальная карта»
Простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление, помогает пробудить способности ребенка изображению окружающего мира.
Полезные свойства интеллектуальной карты
1. Сбор материала о предмете или объекте развиваются процессы мышления, анализа, синтеза, аналогии, обобщения, создание интеллект-карты в ходе обсуждения предмета или темы;
2. Закрепление и обобщение материала, создание обобщенной интеллект-карты может являться итоговой работой по изученным темам; выполняя данное задание, дети развивают умение выделить главную мысль, припоминание изученного или выявление уровня знаний.
Технология «Кластер»
Кластер – (скопление, гроздь, пучок), совокупность, объединение нескольких однородных элементов, предметов.
Технология «Кластер» позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст.
Технология кластеров помогает работать с большим объемом информации, которую необходимо освоить, выделить главное, систематизировать и определенным образом представить. Суть крастера заключается в выделении темы, смысловых единиц и графическом оформлении схемы в определённом порядке.
Кластер активизирует мыслительную деятельность дошкольников: умение ставить вопросы, выделить главное, делать сравнение, устанавливать причинно – следственные связи и делать умозаключения.
Рисуем модель Земля: Земля в центре - это общая тема.
Вокруг нее Окружающий мир – по темам
У каждой определённой темы – используются иллюстрированные или смешанные кластеры раскрывающие смысловые понятия.
Для легкости запоминания мы используют картинки, фотографии, рисунки, схемы.
В процессе образовательной деятельности возможны варианты составления кластера по темам окружающего мира.
В итоге получается структура, графически отображающая размышления детей, определяет информационное поле данной темы.
Разбивка на кластеры в условиях реализации ФГОС
- является эффективным методом при формировании обобщающих понятий и обучении классификации
- развивает вариативность мышления, способность устанавливать связи и отношения изучаемого понятия (явления, события)
- помогает обучающемуся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы
- вызывает свежие ассоциации, дает доступ к имеющимся знаниям, вовлекает в мыслительный процесс новые представления по определенной теме
- развивает такое качество личности, как коммуникабельность
Технология «Синквейн»
Новая технология открывает новые возможности, характеризуются поиском и внедрением новых эффективных технологий, помогающих оптимизировать работу педагогов, способствует комплексному речевому развитию, уточняет содержание понятий. Синквейн может использоваться на индивидуальных и групповых занятиях.
Правила составления дидактического синквейна
- первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
- вторая строка – два слова, прилагательные;
- третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
- четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;
- пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (это может быть одно слово).
Например:
- Кукла
- Красивая, любимая.
- Стоит, сидит, улыбается.
- Моя кукла самая красивая.
- Игрушка.
- Машина
- Быстрая, мощная.
- Едет, обгоняет, тормозит.
- Я люблю кататься.
- Транспорт.
Из приведённых примеров видно, что для того чтобы правильно составить синквейн необходимо:
- иметь достаточный словарный запас в рамках темы
- владеть обобщением
- понятиями: слово - предмет (живой не живой), слово-действие, слово-признак
- научиться правильно, понимать и задавать вопросы
- согласовывать слова в предложении
- правильно оформлять свою мысль в виде предложения
Могут быть использованы такие варианты работы как:
- составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);
- анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить);
- полезно составлять синквейн для закрепления изученной темы.
Составление синквейнов:
- облегчает процесс усвоения понятий и их содержания
- учит коротко, но точно выражать свои мысли
- способствует расширению и актуализации словарного запаса.
Предлагаемая система работы по использованию педагогических технологий в работе с дошкольниками, повышает интерес воспитанников к различным видам деятельности, что способствует достижению максимальных возможностей детей дошкольного возраста, служат созданию благоприятного успеха каждого ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар для педагогов «Использование современных образовательных технологий в работе с дошкольниками»
Обновление содержания образования требует от педагогов развития таких компетенций, которые помогли бы ему строить весь образовательный процесс в соответствии с ФГОС. А значит, педагогу необходимо испо...
«Использование современных педагогических технологий в работе педагога в условиях реализации ФГОС»Информационно-коммуникативные технологии.
laquo;Использование современных педагогических технологий в работе педагога в условиях реализации ФГОС»Информационно-коммуникативные технологии....
Презентация для педагогов "Использование современных образовательных технологий в работе с дошкольниками"
Педагогическая технология - это система теоретически обоснованных принципов и правил, а также соответствующих им приемов и методов эффективного достижения педагогом целей обучения, воспитания и р...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Значение игровой технологии не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится: способом обучения; деятельностью для реализации творчества; методом т...
Мастер – класс «Использование современных образовательных технологий в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 22 Мастер – класс «Использование современных образовательны...
Использование STEM как современной образовательной технологии в работе педагога ДОУ
Методические рекомендации для педагогов...