Мастер – класс «Использование современных образовательных технологий в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями»
методическая разработка
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 22
Мастер – класс
«Использование современных образовательных технологий в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями»
Автор: воспитатель муниципального дошкольного
образовательного учреждения, детский сад № 22,
Филиппович Елена Владимировна
Рыбинск 2022
Актуальность.
Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям нужен особый подход.
Одним из важных условий реализации образовательной программы нашего ДОУ (в соответствии с ФГОС ДО) является сотрудничество педагогов с семьей: дети, воспитатели, родители — главные участники педагогического процесса. Наблюдая за современными родителями, мы пришли к выводу, что в большинстве своём они люди грамотные, осведомлённые и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей, даже некоторые знакомы с методиками дошкольного обучения. Поэтому позиция наставления и пропаганды педагогических знаний, сегодня вряд ли принесёт положительный результат.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 22
Мастер – класс
«Использование современных образовательных технологий в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями»
Автор: воспитатель муниципального дошкольного
образовательного учреждения, детский сад № 22,
Филиппович Елена Владимировна
Рыбинск 2022
Актуальность.
Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям нужен особый подход.
Одним из важных условий реализации образовательной программы нашего ДОУ (в соответствии с ФГОС ДО) является сотрудничество педагогов с семьей: дети, воспитатели, родители — главные участники педагогического процесса. Наблюдая за современными родителями, мы пришли к выводу, что в большинстве своём они люди грамотные, осведомлённые и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей, даже некоторые знакомы с методиками дошкольного обучения. Поэтому позиция наставления и пропаганды педагогических знаний, сегодня вряд ли принесёт положительный результат.
Цель:
Представление педагогического опыта по использованию современных образовательных технологий в процессе взаимодействия с родителями в дошкольном учреждении.
Задачи:
1. Представить опыт работы образовательного учреждения по использованию современных образовательных технологий в работе с родителями.
2. Познакомить участников мастер-класса с технологией «Скетчбук и трэвелбук в работе с родителями в ДОУ».
3. Создать условия для активного взаимодействия участников мастер - класса между собой в процессе практической деятельности.
Материал и оборудование: проектор, презентация, клей, ножницы, фломастеры, бумага для изготовления наброска скетчбук и тревелбука, наклейки.
Ход мастер – класса:
«Родители у нас – народ прекрасный,
Смысл воспитания для них, предельно ясен.
Ведь только сотрудничество и труд,
Нам личность в будущем дадут!»
Наблюдая за современными родителями, мы пришли к выводу, что в большинстве своём они люди грамотные, осведомлённые и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей, даже некоторые знакомы с методиками дошкольного обучения.
Поэтому, главная задача для педагогов детского сада - поиск новых форм взаимодействия с семьями воспитанников, поиск новых полезных идей, свежих современных технологий в работе с семьями воспитанников.
Сегодня насчитывается больше сотни педагогических технологий по взаимодействию всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУ, базирующихся на приоритетных направлениях ФГОС ДО.
К числу самых используемых эффективных педагогических технологий в работе с родителями можно отнести:
1. здоровьесберегающие технологии;
2. технологии проектной деятельности
3. технология исследовательской деятельности
4. информационно-коммуникационные технологии;
5. личностно-ориентированные технологии;
6. технология портфолио дошкольника и воспитателя
7. игровая технология
8. технология «ТРИЗ»
9. Игровая технология.
10. Скетчбук и трэвелбук в работе с родителями
На нашем мастер – классе мы хотим представить опыт работы по использованию современных образовательных технологий «Скетчбук и трэвелбук в работе с родителями в ДОУ».
«…Ничто так не сближает, как совместное творчество,
совместный поиск, совместные неудачи и находки…»
Юрий Вяземский
Совместное творчество сближает детей и родителей, помогает лучше узнать друг друга.
Забавно наблюдать, как родители, помогая детям, так увлекаются творчеством, что сами становятся детьми: будто впервые узнают, что из бумаги можно мастерить интересные поделки, красками можно сделать мир ярче, а клеем можно слепить не только бумажные детали поделки, но и пальцы. Радость, интерес, восторг — все это делится пополам. И от этого увеличивается вдвое. Вы становитесь частью его жизни, не той где мама и папа заботятся: поел ли? поспал? тепло ли оделся? А той где ребенок — маленькой создатель. Где он сам придумал! Сам сделал! Он уже взрослый, у вас появляются общие радости и вопросы: как сделать лучше, вкуснее, красивее? как скрепить детали? И много-много других взрослых вопросов!
Чем совместное творчество может быть полезно для отношений родителей и детей? Это:
• Приятное совместное времяпрепровождение (хорошая альтернатива мультикам)
• Совместная деятельность очень сближает и развивает обоих участников
• Когда мама рядом и включена в процесс вместе с ребенком, он чувствует, что он любим!
• Вы можете стать для ребенка другом, если не просто присутствуете, а делаете вместе
• Ребенок чувствует, что вам можно доверять, т.к. вы искренне проявляете интерес к его детским делам
• Творчество – хороший способ воспитывать в ребенке черту характера – доводить дело до конца
• Создание чего-то нового дает ребенку ощущение собственной значимости (Я МОГУ!)
• Если вы расставляете детские поделки в квартире, размещаете детские рабоы на зеркала, шкафы или у вас есть для это специальная полка в зале (не в детской комнате) – это дает ребенку ощущение, что его в вашей семье уважают и принимают за равног!
Все вышеназванное – это этап предварительной работы с родителями, чтобы показать им все «плюсы» их совместного времяпровождения с детьми.
Сегодня мы познакомим вас с технологией «Скетчбук и трэвелбук в работе с родителями в ДОУ» и показать роль и степень участия родителей в изготовлении этих пособий.
Что же такое скетчбук - это тетрадь или альбом для зарисовок, где ребенок делится своими впечатлениями, воспоминаниями и фантазиями об самом интересном, что запомнилось.
Трэвелбук - это «книга» или журнал о путешествии, интересный способ сохранить воспоминания о незабываемом проведенном лете, или отпуске на юге. В него можно вклеить какие вещи, которые будут напоминать о месте, например ракушки, камушки, цветы, билеты, талоны на питание, фотографии и т.д..
Трэвелбук заполняется во время путешествия, потом можно в него вклеить фотографии для ярких воспоминаний. Листая трэвелбук или скетчбук ребенок самостоятельно может поделится своими впечатлениями об отдыхе с друзьями в группе. Каждый предмет тревелбука напоминает то, о чем ребенок легко может рассказать друзьям без помощи взрослого…
Конечно же, ребенок –дошкольник без помощи взрослых (родителей, старших братьев, бабушки и т.д.) не сможет сам создать тревелбук или скетчбук, но помощь родителей здесь должна быть не навязчивой и ограниченной, обязательно все согласовывается с ребенком! Он должен чувствовать себя полноправным автором этого блокнота!
И только тогда изготовление таких пособий будет способствовать развитию у ребенка творческого потенциала и познавательного интереса.
Советы по созданию в скетчбуке:
1. Рисуйте в скетчбуке с натуры.
Рисовать в скетчбуке в путешествии надо сразу и желательно с натуры. Это позволит научиться самому строить и выбирать композицию. Тогда вы привезете из поездки самые яркие и живые воспоминания.
2. Создавайте коллажи
Каждый день добавляйте на разворот по одному рисунку на заданную тему. Тем самым вы наполните скетчбук разными эмоциями и впечатлениями, собранными за все время вашей поездки.
3. Наполняйте скетчбук всевозможными памятными предметами.
На мой взгляд, очень удачно вписываются в тревел бук посадочные талоны, билеты, визитки, салфетки, карты или печати. Я очень люблю сохранять памятные вещи из поездок. Раньше они пылились в самой дальней коробке в шкафу, а теперь я нахожу им достойное место в скетчбуке. Можно зарезервировать для них место на странице, прилепив на кусочек клячки. Можно закрепить сначала скрепкой или зажимом и рисовать картинку сразу поверх всех предметов. Нет никаких ограничений для фантазии — можно засушить и приклеить лепесток тюльпана из Голландии, ракушку с Кипра, этикетку от любимого вина из Франции, марку из Англии, сделать оттиск круглой монеты из Китая.
4. Добавьте в скетчбук фотографии, наклейки, карты.
Добавьте свою фотографию или наклейку, открытку с достопримечательностью, которую не удалось нарисовать, заклейте неудачный разворот картой (поверх неё можно наклеить удачные небольшие зарисовки). Получится уже целый альбом с вашими воспоминаниями и прокаченным навыком составления композиций. Так ваш скетчбук превратится в настоящий тревелбук.
5. Используйте в скетчбуке надписи.
Названия мест, даты, даже ваши рукописные заметки могут удачно заполнить свободное пространство, сделать зарисовки ещё более личными и харизматичными!
Несколько важных практических моментов ведения тревелбука в путешествии:
- Берите с собой минимум материалов.
С собой лучше взять небольшой легкий скетчбук и ограниченную
цветовую гамму маркеров (или других материалов). 20–30 штук более чем достаточно. В таком случае выстраивается серийность и взаимосвязанность работ.
Хорошо работает, когда в каждой картинке присутствует один «говорящий» цвет. Например, красный — телефонные будки, автобусы в Лондоне, оранжевый — черепица на крышах в Чехии, жёлтый — такси в Нью-Йорке, все оттенки серого — в Петербурге. Цвета можно подобрать по фотографиям в интернете или даже взять из фильма.
2. Фотографируйте свою работу сразу при дневном свете.
Совет бывалого скетч-путешественника выглядит так: сразу по возможности сфотографировать свою работу при дневном освещении (но не на ярком полуденном солнце). Если что-то случится со скетчбуком, у вас останутся фотографии. Можно сразу же сохранять фото в интернете или на облаке, чтобы они не потерялись, если с телефоном вдруг что-то случится в поездке.
3. Фотографируйте детали рисунка крупным планом
Особо удачные детали рисунка тоже можно показать уже отдельным крупным кадром. Обработка фотографии в специальных программах, которые несложно установить на телефон, приветствуется (например, Snapseed, Photoshop, Lightroom, VSCO и т.д.). В домашних условиях зеркальный фотоаппарат и Photoshop на стационарном компьютере позволят сделать самые качественные фотографии.
4. Купите обложку для скетчбука.
Кожаная обложка для скетчбука — отличная вещь! Можно безбоязненно рисовать на любых поверхностях и проводить фотосессии хоть на снегу. А ваш скетчбук всегда будет в целости и сохранности!
5. Используйте скетчбук в качестве портфолио.
Законченный тревел бук можно представить, как ваше портфолио. В нём можно показать, что вы умеете рисовать все что угодно. Можно выделить разворот для людей (местные костюмы, бытовые сценки, характерные особенности), животных и птиц (сходить специально в зоопарк или просто зарисовать голубей в парке), еды (достаточно сходить в кафе и заказать местные блюда), архитектуры, ботаники, местных ремесел.
Необходимые материалы для ведения скетчбука или тревелбука:
Фотороллер.
Невероятно удобная альтернатива клею. Оставляет липкий пунктирный след, который можно подвинуть и уточнить месторасположение склеиваемых слоев. Не протекает и не пачкает сумку и руки. Компактный, так что беру во все поездки именно его
Датер.
Это штамп со сменными полями, позволяющий путем прокрутки колесиков, устанавливать нужную дату: день, месяц и год события. Их часто используют при нумерации билетов в музеях, на бланках гостиниц или в некоторых видах транспорта. А я ставлю даты рисунков в своем скетчбуке, ведь это только кажется, что запомнить каждый день проще простого. С годами, даже самые яркие события несколько меркнут, а такие небольшие детали как комментарии, заголовки или даты, способны их освежить. Так что, датер тоже всегда едет со мной.
Штампы.
Разнообразие этой сферы поражает. Декоративные вензеля, буквы, цифры и даже целые рисунки, — в виде штампа может быть что угодно! А если чего-то и нет в продаже, то можно вырезать блок самому. Мой любимый набор родом из Китая. Это деревянная шкатулка с латинским алфавитом. Им можно вручную напечатать имитацию газетной полосы, небольшие пояснения к скетчу или оригинально оформить конверт. При этом используется чернильная подушечка любого цвета: классическая синяя, черная или неожиданно розовая. Итак, места занимает мало, функционал широкий, — в чемодан!
Наклейки.
Еще один огромный блок оформительской индустрии. Признаюсь, в каждой стране я бегу в канцелярский магазин и пачками скупаю разную мелочовку. Ассортимент в Азии особенно поражает! Буквы, флажки, котята, виды лапши — там есть все и даже больше, чем можно себе представить! Конечно, универсальные темы — самые ходовые, но порой хочется вклеить в скетчбук и что-то с местным колоритом.
Кстати, если вы еще не определились с любимым шрифтом для заголовков, или просто не любите писать, тогда наклеенные буквы отличный выход. И, конечно, пару листиков легко прихватить в дорогу, тем более, что в большинстве скетчбуков есть удобный конверт для хранения.
Клей-карандаш.
Марки и билеты.
Бумажные трофеи, которые мы, чаще всего, привозим из путешествий, складываем в коробку и забываем навсегда. Хотя самый простой способ сохранить на память немного заморской полиграфии — это просто включить ее в тревелбук.
Обычно, я оставляю небольшое пространство рядом с рисунком, а потом в свободную минуту монтирую разворот. В результате каждый билет привязан к скетчу, дате, описанию. Так пара страниц в блокноте становятся полноценным отражением события. А ведь это в путевом дневнике самое главное!
Декоративный скотч.
Их может быть много, у меня, например, их больше десяти,- акриловый блок и набор силиконовых штампов,
Объемная двусторонняя липкая лента.
Пригодится, если нужно приклеить что-тона небольшую высоту и создать дополнительный объем на странице,
Пантонный веер.
Пару раз подбирала по нему цветовые сочетания маркеров. Как вариант, можно вырезать квадратики и вклеивать в развороты, для пущей красоты.
Практическая часть. Имитационная игра по моделированию скетчбука.
Тревелбук, как и любой другой дневник, поможет вам лучше понять, кто же вы есть на самом деле. Может быть, выложенная вами картинка в инстаграме, однажды сподвигнет кого-то начать поиски себя настоящего или просто взять в руки карандаш и начать мечтать.
Самое главное — не забывайте получать удовольствие от самого процесса рисования! Творческих успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация мастер-класс "Использование элементов системы М. Монтессори в ходе непосредственно образовательной деятельности дошкольников"
Дополнительный материал к докладу, наглядно демонстрирующий способы использования элементов системы М.Монтессори в ходе образовательной деятельности дошкольников...
Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в дошкольных образовательных учреждениях в соответствии с ФГОС ДО
Здоровьесберегающая среда, созданная в условиях детского сада, способствует обеспечению адаптации ребенка в социуме, реализации потребностей детей в двигательной активности и более эффективн...
Мастер – класс «Использование инновационных форм здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками. Коммуникативные игры и танцы. Игры со звуками»
Предлагаю вашему вниманию занимательный материал по использованию игровых форм работы здоровьесберегающих технологий в музыкальном воспитании дошкольников...
ПРОЕКТ «Информационно-коммуникационные технологии в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями»
Целью нашего проекта является разработка системы взаимодействия педагогов с родителями с использованием ИКТ для создания единого информационного пространства....
Мастер-класс «Использование мнемотехники и элементов технологии ТРИЗ как средства развития связной (монологической) речи у детей старшего дошкольного возраста»
Данный материал представляет из себя практический мастер-класс по использованию технологии ТРИЗ для развития речи детей старшего дошкольного возраста....
Мастер-класс «Использование элементов игровой развивающей технологии В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» в работе с дошкольниками по развитию речи»
Мастер-класс раскрывает возможности пособия технологии В.В.Воскобовича кораблик "Плюх-плюх" в работе с детьми дошкольного возраста в рамках образовательной области "Речевое развитие&quo...