Использование информационно коммуникативных технологий в работе с детьми группы компенсирующей направленности
материал (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 5 города Кропоткин МО Кавказский район
Использование информационно коммуникативных технологий в работе с детьми группы компенсирующей направленности
Воспитатель: Кошелева Н.Е.
Кавказский район
2019 г.
Содержание
1.Введение………………………………………………………………….2
2.Виды ТСО, используемые в работе ДОУ…………………………….4
3. Использование ИКТ в группе компенсирующей направленности ………………………………………………………………………………..10
4.Заключение……………………………………………………………...12
5.Список литературы…………………………………………………….14
6.Приложения……………………………………………………………..15
1.Введение
Мы живем в веке информации. Информатизация общества – это реальность наших дней. Современные информационные технологии все больше и больше внедряются в нашу жизнь, становятся необходимой частью современной культуры. Насущной потребностью в учебно-воспитательной работе современного образования стало применение технических средств обучения (ТСО). В наше время становится особо актуальной задача научного обоснования создания и использования ТСО.
Назовем некоторые причины, усилившие в последние годы интерес к экранно-звуковым средствам обучения:
Творческий характер современного производственного процесса, который предъявляет новые требования к работникам, какое бы место они в нем ни занимали. Именно экранно-звуковые средства обучения благодаря их власти над временем и пространством, безграничным возможностям проникновения в мир невидимого, способности наглядно отобразить явление, предмет, процесс или предельно реалистично смоделировать их оказались наиболее пригодными для современного процесса обучения и воспитания. Привлечение ТСО открыло новые возможности для поискового, проблемного, исследовательского метода обучения. Изменение места и роли различных источников знания и образования. Наряду с книгой - главным источником знания и образования - на духовное и умственное развитие ребенка все сильнее влияют радио, кино, телевидение. Необходимо найти разумное и педагогически обоснованное соотношение информации, получаемой с помощью технических средств обучения, с той,
которую ребёнок получает в процессе общения с природой, чтения, экспериментирования и т. п.
Перманентный характер образования. Научно-технический прогресс требует от каждого участника производства постоянного повышения общего культурного уровня и квалификации.
Наиболее массовым средством образования становятся телевидение, кино и радио, но методы и формы работы с теле- и радиоинформацией не идентичны тем, что веками культивировались в процессе самостоятельного чтения литературы[ 2].
2. Виды ТСО, используемые в работе ДОУ
В дошкольном образовании широко используются технические средства обучения.
Технические средства обучения — это устройства, помогающие воспитателю обеспечивать воспитанников учебной информацией, управлять процессами запоминания, применения и понимания знаний, контролировать результаты обучения.
Существуют следующие виды ТСО:
По функциональному назначению ТСО ДОУ подразделяются на:
- технические средства передачи информации (диапроекторы, магнитофоны);
-тренажёрные (для обучения и самообучения);
- вспомогательные (радиомикрофоны, усилители);
- музыкальные центры (аудиосистемы), проигрыватели, кинопроекторы (домашний кинотеатр) телевизоры, видеомагнитофоны, и т. п.;
- комбинированные технические средства (универсальные) компьютерные системы (локальная сеть).
Они должны постоянно совершенствоваться; в детские сады должны систематически поступать новые, апробированные и рекомендованные ТСО как общего назначения, так и специализированные: программно-аппаратные комплексы для лечения функциональных расстройств речи и регулирования важнейших физиологических параметров.
Частота использования ТСО влияет на эффективность процесса обучения. Если ТСО используется очень редко, то каждое его применение превращается в чрезвычайное событие и возбуждает эмоции, мешающие восприятию и усвоению учебного материала.
Наоборот, слишком частое использование ТСО приводит к потере у детей интереса к нему, а иногда и к активной форме протеста. Оптимальная частота применения ТСО в учебном процессе зависит от возраста детей, от рода деятельности и необходимости их использования.
Эффективность применения ТСО зависит также от этапа занятия. Использование ТСО не должно длиться на занятии подряд более 5 минут: дети устают, перестают понимать, не могут осмыслить новую информацию. Использование ТСО в начале занятия сокращает подготовительный период с трех до 0,5 минуты, а усталость и потеря внимания наступает на 5—10 минут позже обычного. Использование ТСО в интервалах между 15-й и 20-й минутами позволяет поддерживать устойчивое внимание детей практически в течение всего занятия.
Технические устройства как средства обучения имеются практически в каждом групповом помещении, залах, студиях и кабинетах специалистов.
Использование экранных средств на занятиях
Каждый групповой блок детского сада имеет необходимые технические средства обучения. Почти в каждой группе имеется диапроектор с набором диафильмов с тематикой, рассчитанной на детей дошкольного возраста, Но организация работы с диапроектором трудоемкая, и не столь интересная для детей, так как изображение при пользовании проектором не очень четкое и статичное. Детям дошкольникам больше нравится динамичное изображение, поэтому воспитатели чаще всего используют видеомониторы, которые
расположены в группах на стене в соответствии с требованиями СанПиН, на расстоянии 1 метра от пола.
С помощью мониторов воспитатели легко могут использовать любую наглядность на занятиях познавательно-речевого цикла. Например, можно подготовить слайд-презентацию по нужной теме, подобрать необходимый материал и выстроить его в режиме слайд –шоу. На мониторы закачены картинки с заданиями из рабочих тетрадей по формированию элементарных математических представлений, экологическому воспитанию, развитию речи и обучению грамоте.
Педагоги используют это техническое средство и для обучения правилам безопасности, и для ознакомления с правилами этикета. Дети с удовольствием анализируют мультситуации, которые предлагаются в специальных развивающих электронных изданиях для дошкольников «Кирилл и Мефодий», «Уроки тетушки Совы», «Уроки безопасности», находят ошибки в правилах поведения мультгероев. Это помогает им сделать выводы, умозаключения.
На мониторе дети могут просмотреть и мультфильмы во вторую половину дня. Педагоги предпочтение отдают отечественным мультфильмам с высокой нравственной основой. Воспитатели не злоупотребляют этим техническим средством и в течение дня более 15-20 минут не разрешают смотреть телевизор, что соответствует предъявляемым санитарным правилам и нормам.
В каждой возрастной группе имеется магнитофон, подборка аудиозаписей с песенками для детей данного возраста, с музыкальными сказками для прослушивания. Эти записи используют для поднятия эмоционального настроения в группе, для празднования дней рождений детей.
Использование телепередачи на занятиях
Успешность применения телепередачи стоит в прямой зависимости от того, насколько ребенок сумел понять его содержание, проследить логику излагаемого, сделать самостоятельно выводы. Для того чтобы приучить детей к анализу и синтезу виденного, воспитатель своими вопросами
заставляет детей прежде всего выделить главное. Далее он ведет их к
выяснению связей главного с второстепенным.
Анализируя опыт воспитателей, можно выделить наиболее характерные методические приемы работы с телепередачей: вступительная беседа, задание, просмотр телепередачи, беседа после ее показа, зарисовки по теме, составление плана содержания телепередачи и пересказ по этому плану.
Сочетание таких приемов и значение каждого из них будут видоизменяться в зависимости от темы занятия, содержания и построения телепередачи, намеченного к демонстрации.
Специальные передачи для дошкольников, которые даются по центральному телевидению, условно можно отнести к нескольким видам: познавательные, развлекательные и учебные.
Циклы передач - «Ребятам о зверятах», «Спокойной ночи, малыши», «В гостях у сказки» знакомят детей с явлениями природы и окружающей действительности, трудом взрослых и новыми книгами. Музыкальные передачи «Мы играем и поем», «Веселые нотки», большинство
мультфильмов, концерты, цирковые представления призваны развлечь ребенка, заполнить его досуг шутками, смехом, песнями, играми.
Благодаря особенностям и возможностям телевизионного «языка» природа и ее эстетические качества находят в телевидении наиболее адекватное и наиболее полное отражение. Ребенок получает одновременно визуальную и слуховую информацию. Слово, изображение, музыка выступают в органическом синтезе. Телевидение имеет возможность использовать киносъемки, показ в замедленном или ускоренном темпе процессов и явлений. Которые протекают в природе длительное время или быстро,
недоступных наблюдению вблизи. Телевидение передает все богатство и разнообразие звуков.
Телевизионные передачи можно записывать на диск и организовывать повторное прослушивание или просмотр.
Мультимедийные презентации, как современный источник для развития детей.
В последнее время всё больше популярностью в работе воспитателей стало использование различных мультимедийных средств. Слово «презентация» в переводе с английского языка означает «представление», «показ», т.е. презентация – это красивый, наглядный показ какой-либо информации.
Мультимедийные средства обучения объединяют в себе все преимущества современных компьютерных технологий. Выводят процесс обучения на качественно новый уровень. Не нужно беспокоиться за сохранность бумажных карт, плакатов и т. п. - в них просто отпадает необходимость. Они помогают избавить преподавателей от рутины и освобождают время для творческой работы. Педагог получает возможность полностью управлять любой компьютерной демонстрацией – выводить на экран доски картинки, схемы, создавать и перемещать объекты, запускать видео и интерактивные
анимации, работать с любыми компьютерными программами. Также с помощью интерактивной доски педагоги представляют наглядно-дидактический игровой материал, такой например как музыкальный букварь для детей, игры Роот из серии «Три кита» и др. Интересными для детей являются и презентации к праздникам : Дню Победы, Дню Матери и др.
Работа с родителями – еще одно поле деятельности для педагога, и здесь компьютер может оказать неоценимую роль. Создание презентаций
« Моя семья» и дальнейший показ на родительских собраниях помогают ближе познакомиться с семьями воспитанников, узнать их интересы, увлечения, воспитывают гордость за сою семью.
Применение радио и звукозаписи в работе с детьми
Использование радио в учебной работе детских садов открывает широкие возможности повышения эффективности воспитания и обучения, всестороннего воздействия на личность дошкольника. Центральное радио ежедневно транслирует передачи для дошкольников, которые с успехом можно использовать в учебной работе.
В каждой возрастной группе имеется магнитофон, подборка аудиозаписей с песенками для детей данного возраста, с музыкальными сказками для прослушивания. Эти записи используют для поднятия эмоционального настроения в группе, для празднования дней рождений детей[1]
3.Использование ИКТ в нашем саду.
Компьютерные технологии – особое направление в работе с ребенком, которое способно помочь его развитию. Если в школах все-таки появились компьютерные классы и интерактивные доски, для школ выпускаются определенные компьютерные программы и занятия – презентации, то в ДОУ эта работа еще только начинается и как правило на уровне энтузиазма и личного интереса педагога.
В нашем детском саду мы начали работу по направлению использования презентации MS Power Point в непосредственной образовательной деятельности при ознакомлении детей старшего возраста с окружающей действительностью. Так были созданы серии презентаций – бесед на темы: «Дикие животные», «Овощи», «Фрукты», «Транспорт», «Профессии», «Домашние животные», «Северные олени» и прочие презентации по изучаемым лексическим темам. В презентациях широко используются загадки, красочные иллюстрации, познавательный материал, взятый из энциклопедий для детей и Интернета. Были разработаны серии развивающих игр и упражнений по формированию элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста по разделам «Количество и счет», «Формирование пространственных представлений», «Форма» (Упражнения по формированию состава числа, игры: «Наш гараж», «Что изменилось»- несколько вариантов, «Опиши картинку», «Домик чисел»). Также создана очень интересная презентация для музыкального праздника по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с городом Березники, посвященная к юбилею города.
Сейчас мы плавно переходим к использованию компьютера в работе с родителями:
- на родительских собраниях, где можно показать в презентации фото различных видов деятельности детей, видеоматериалы и проводить
-различные консультации с наглядно
- консультации специалистов для родителей
- E-mail сообщения, дистанционное обучение для часто болеющих детей.
Можно выделить некоторые положительные стороны использования компьютера и определенные результаты этой деятельности.
- конечно самое главное, что использование технических средств позволило значительно оживить совместную образовательную деятельность с детьми, дало очень сильный положительный эмоциональный отклик со стороны детей. Внесло динамику (что позволило даже сократить длительность занятия). Детям стало просто интереснее воспринимать наглядный материал в хорошем, крупном, выразительном качестве. Тем более, что современным детям очень близко восприятие экранных образов.
- для педагогов использование ИКТ облегчило задачу подбора материала для работы с детьми и выявило несколько положительных моментов:
- использование качественного наглядного материала
- подбор дополнительного качественного разнообразного по содержанию познавательного и речевого материала.
- накопление продуманных, структурированных, уже с наглядным материалом и текстом занятий-презентаций, которые можно использовать не один год и при необходимости легко вносить коррективы.
-снижается время для подготовки к занятиям.
- происходит обмен опытом, появляется возможность использовать опыт своих коллег и опыт из Интернета.
-для родителей появляется дополнительная возможность в интересной, красочной форме познакомиться с жизнью своих детей в ДОУ.
4.Заключение
Достаточно часто можно услышать скептические высказывания на применение информационно-коммуникационных технологий и в частности компьютера в детских садах для работы с детьми и от родителей и от коллег по работе. Но практика показывает, что за этой технологией будущее. Главное не забывать, что мы работаем с маленькими детьми и при этом необходимо соблюдать некоторую специфику. В целом ИКТ - это удобство, эффективность, увлекательность. Технические средства обучения – это совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемые в учебно-воспитательном процессе с целью его оптимизации для предъявления и обработки информации. Без соответствующей технической поддержки образовательных стандартов невозможно достичь необходимого уровня современного образования, создать условия для разностороннего развития личности.
Дидактические возможности ТСО:
-являются источником информации;
-рационализируют формы преподнесения информации;
-повышают степень наглядности, конкретизируют понятия, явления, события;
-организуют и направляют восприятие;
-обогащают круг представлений, удовлетворяют их любознательность;
-наиболее полно отвечают научным и культурным интересам и запросам;
-создают эмоциональное отношение к изучаемому материалу;
-делают доступным такой материал, который без ТСО недоступен;
-активизируют познавательную деятельность, способствуют сознательному усвоению материала, развитию мышления, пространственного воображения, наблюдательности;
-являются средством повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний;
-создают условия для использования наиболее эффективных форм и методов обучения, реализации основных принципов целостного педагогического
процесса и правил обучения (от простого к сложному, от близкого к далекому, от конкретного к абстрактному);
-экономят время, энергию воспитателя за счет уплотнения познавательной информации и ускорения темпа. Сокращение времени, затрачиваемого на усвоение материала, идет за счет переложения на технику тех функций, которые она выполняет качественнее, чем взрослый.
Все это достигается благодаря определенным дидактическим особенностям ТСО:
а)информационная насыщенность; б)возможность преодолевать существующие временные и пространственные границы; в)возможность глубокого проникновения в сущность изучаемых явлений и процессов; г)показ изучаемых явлений в развитии, динамике; д)реальность отображения действительности; е)выразительность, богатство изобразительных приемов, эмоциональная насыщенность.
5.Список литературы:
1. Каджаспирова Г.М., Петров К.В «Использование технических средств в дошкольном образовании» [Текст]: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений/ Г.П. Каджаспирова ,Петров К.В. - М.: Академия, 2001. — 256 с.
2. Сыч В.Д. «Технические средства в детском саду» [Текст]: Книга для работников дошкольных учреждений - М.: «Просвещение», 1989. — 95 с..
3. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования От рождения до школы[Текст] / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.
Приложение №1
Планирование работы с применением ТСО в старшей группе на год.
Месяц | Предварительная работа | Тема занятия, ТСО | Последующая работа |
Сентябрь | Наблюдение осенних явлений. Повторение и разучивание стихотворений об осени. Фиксирование наблюдений в календаре природы. | Беседа об осени. Просмотр серии «Природа в изображении русских художников», в презентации MS Power Point,прослушивание «Времена года» (муз. П. И Чайковского). | Рисование на тему «Осень золотая» |
| Экскурсия в хлебный магазин | Беседа о хлебе. Просмотр презентации «Как получают хлеб» «Стихи о хлебе», «Хлеб — всему голова», «Дождик из семян» |
|
Октябрь | Просмотр ролика «Будь вежлив» |
|
|
| Рассматривание альбомов «Столица нашей страны -Москва», « Березники -юбилей города -85 лет» |
|
|
|
Прогулка на улице ,наблюдение затранспортными средствами и пешеходами |
Беседа о правилах дорожного движения презентации из серии «На улице» |
Разыгрывание дорожных ситуа ций, составление безопасных маршрутов до школы, магазина, аптеки |
| Экскурсия о строительстве дома
| Беседа о строительстве. Ролик «На строительной площадке» | Рисование на тему «Город строится». Оформление атрибутов для игры в строителей |
Ноябрь | Чтение рассказа Г. Скребицкого «Как звери к зиме готовятся»
| Беседа на тему «Как звери к зиме готовятся». Презентация «Знакомимся с природой», «Дикие животные»
| Рисование на тему «Осень в лесу» |
| Чтение сказки «Лисичка-сестричка и серый волк» | Пересказывание сказки «Лисичка-сестричка и серый волк» по кадрам презентации | Рисование на тему «Моя любимая сказка» |
| Экскурсия в детское ателье |
|
|
| Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масленый» |
|
|
Декабрь | Чтение рассказов Г. Скребицкого, Е. Чарушина |
|
|
Январь |
|
Просмотр мультфильма «Обыкновенные варежки» и беседа по нему |
|
|
| Просмотр м/фильма «Елка в Сокольниках» и беседа по нему |
|
|
| Пересказывание сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Фрагменты презентации из серии «Художник В. Васнецов» | Рисование на тему «По дорогам сказок» |
Февраль | Рассматривание альбома о Российской Армии, чтение стихотворения «Дозор» 3. Александровой. Экскурсия на почту. Чтение стихотворения «Почта» С. Маршака |
|
|
Март | Чтение стихотворения «А что у вас?» С. Михалкова. Наблюдение за трудом повара, продавца, врача,кастелянши. Заучивание стихов ко Дню 8 марта. |
|
|
Апрель | Наблюдение за весенними явлениями в природе
| Беседа о весне. Просмотр презентации «Четыре времени года», «Природа в изображении русских художников», прослушивание муз.произведения «Весна-красна»
| Рисование на тему «Весна идет |
Май | Прогулки по улице. Просмотр презентации «Праздник Первомая» | Беседа на тему «Наш праздник Первомай». Презентация «Наша Родина», «Детям о Москве»
| Рисование на тему «Город, украшенный к празднику» |
| Чтение художественных произведений на тему «День победы» Е. Благина «Шинель»; -чтение глав из книги С. Баруздина «Шел по улице солдат»; -Н. Дилакторская «Почему маму прозвали Гришкой»; -А. Митяев «Землянка»; «Мешок овсянки»; «Почему армия родная?» -Л. Кассиль из книги «Твои защитники».
- загадывание загадок на военную тематику; |
|
|
| Экскурсия в библиотеку
| Беседа о любимых книгах. Презентация «Как создается книга»
| Ремонт книг из библиотеки. Экскурсия в книжный магазин, покупка книг |
Июнь | Наблюдение за природными явлениями, ростом и развитием растений | Беседа на тему «Лето красное пришло». Телепередача «Лето» | Рисование на тему «Лето» |
[3].
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационно- коммуникационных технологий в работе с детьми групп компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи
В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Известно, что исполь...
Консультации для педагогов "Использование информационно – коммуникативных технологий в работе с детьми."
Консультации для педагогов "Использование информационно – коммуникативных технологий в работе с детьми."...
Использование информационно-коммуникативных технологий в работе с детьми по ранней профориентации
Методическое пособие для воспитателей...
Обобщение опыта работы «Игротерапия как один из видов здоровьесберегающих технологий в работе с детьми групп компенсирующей направленности»
Игры занимают важное место в жизни ребёнка. Они являются его естественным состоянием, потребностью, создают положительный эмоциональный фон. Дети более полно и непосредственно выражают себя в игре, ко...
Презентация "Реализация современных информационных технологий в работе с детьми группы компенсирующей направленности по изучению былинного героя"
Цель: "Организация системной коррекционно - развивающей работы с детьми в процессе изучения былинного героя"....
Реализация современных информационных технологий в работе с детьми групп компенсирующей направленности
Особенности использования современных информационных технологий в работе с детьми с ЗПР 5-6 лет ...
Преимущества использования информационно-коммуникативных технологий в работе с детьми и родителями
В статье раскрывается ценность внедрения ИКТ для детского сада, а именно в использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе, во взаимодействии детс...