Проект: "Огород на окне" в подготовительной группе.
проект (подготовительная группа)
Проект "Огород на окне"
Развитие познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников.
Подготовили воспитатели: Елена Владимировна Саитгалиева, Наталья Геннадьевна Макарова.
Участники: воспитатели, дети и родители.
Длительность проекта: краткосрочный с 24 февраля по 27марта 2020г.
ПРОБЛЕМА:
Во время бесед с детьми, выяснили, что дети хорошо знают названия овощей, как они выглядят, где растут, а вот из чего и как появляются и какие условия для этого необходимы, дети знают слабо. Проект «Огород на окне» поможет сформировать первоначальные представления о взаимосвязях в природе, условиях, необходимых для выращивания овощных культур в комнате на подоконнике.
Объяснить проблему, вызвать заинтересованность участия в проекте
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Дошкольный возраст – период расцвета детской познавательной активности. Поэтому взрослому важно в процессе обучения развивать и поддерживать познавательную активность, создавать условия для самостоятельного поиска информации.
Получать такую информацию самостоятельно, ребёнок сможет, если в группе оформить «Огород на окне», где дети будут наблюдать за ростом и развитием растений, научатся понимать простейшие взаимосвязи в природе.
Наблюдая за растениями, ребёнок учится распознавать иную, чем человеческая, форму жизни, начинает видеть в зелёном ростке особое живое существо, жизнь и состояние которого целиком зависит от того, полили его или нет, много или мало, холодной водой или комнатной, чистой или с добавлением удобрений. Только с помощью взрослых ребёнок дошкольник может понять, как жизнь растения зависит от наличия тепла и хорошей почвы, света и полива.
Приобщаясь к выращиванию растений на окне, ребёнок постигает тайны жизни и её проявление. Научившись понимать состояние растений, ребёнок будет им «сочувствовать» и помогать.
Чтобы приучить детей к систематическим наблюдениям, взрослому нужно помочь ребёнку осмыслить их. Посадив в землю семена, ребёнок может наблюдать, как появляется росток, семядольные листочки, основные листья и т. д.
В зимне-весеннее время, когда ещё не сошёл снег, пышный огород на окне становится особенно привлекательным, ну а появление долгожданных плодов на растениях для ребёнка – сущий праздник и награда за его терпение и труд.
Ребёнок, прошедший такую школу «зелёного» воспитания, сможет самостоятельно увидеть красоту окружающей природы, проявит наблюдательность и пытливость ума, потому что он уже имеет первые и серьёзные знания о таинственной жизни зелёных друзей, умеет их беречь и радоваться им.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt-ogorod_na_okne-stihi_pro_ovoshchi_mart.docx | 31.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект "Огород на окне"
Развитие познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников.
Подготовили воспитатели: Елена Владимировна Саитгалиева, Наталья Геннадьевна Макарова.
Участники: воспитатели, дети и родители.
Длительность проекта: краткосрочный с 24 февраля по 27марта 2020г.
ПРОБЛЕМА:
Во время бесед с детьми, выяснили, что дети хорошо знают названия овощей, как они выглядят, где растут, а вот из чего и как появляются и какие условия для этого необходимы, дети знают слабо. Проект «Огород на окне» поможет сформировать первоначальные представления о взаимосвязях в природе, условиях, необходимых для выращивания овощных культур в комнате на подоконнике.
Объяснить проблему, вызвать заинтересованность участия в проекте
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Дошкольный возраст – период расцвета детской познавательной активности. Поэтому взрослому важно в процессе обучения развивать и поддерживать познавательную активность, создавать условия для самостоятельного поиска информации.
Получать такую информацию самостоятельно, ребёнок сможет, если в группе оформить «Огород на окне», где дети будут наблюдать за ростом и развитием растений, научатся понимать простейшие взаимосвязи в природе.
Наблюдая за растениями, ребёнок учится распознавать иную, чем человеческая, форму жизни, начинает видеть в зелёном ростке особое живое существо, жизнь и состояние которого целиком зависит от того, полили его или нет, много или мало, холодной водой или комнатной, чистой или с добавлением удобрений. Только с помощью взрослых ребёнок дошкольник может понять, как жизнь растения зависит от наличия тепла и хорошей почвы, света и полива.
Приобщаясь к выращиванию растений на окне, ребёнок постигает тайны жизни и её проявление. Научившись понимать состояние растений, ребёнок будет им «сочувствовать» и помогать.
Чтобы приучить детей к систематическим наблюдениям, взрослому нужно помочь ребёнку осмыслить их. Посадив в землю семена, ребёнок может наблюдать, как появляется росток, семядольные листочки, основные листья и т. д.
В зимне-весеннее время, когда ещё не сошёл снег, пышный огород на окне становится особенно привлекательным, ну а появление долгожданных плодов на растениях для ребёнка – сущий праздник и награда за его терпение и труд.
Ребёнок, прошедший такую школу «зелёного» воспитания, сможет самостоятельно увидеть красоту окружающей природы, проявит наблюдательность и пытливость ума, потому что он уже имеет первые и серьёзные знания о таинственной жизни зелёных друзей, умеет их беречь и радоваться им.
ОБЪЕКТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Влияние окружающей среды на рост и развитие растений.
ПРЕДМЕТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Выращивание овощных культур и первоцветов в комнатных условиях.
ЦЕЛЬ:
Формирование познавательного интереса через выращивание и уход за овощными культурами и первоцветами в комнатных условиях.
ЗАДАЧИ:
• Дать представление о выращивании растений из семян, луковиц, о зависимости их роста от наличия влаги, света, тепла, почвы
• Учить называть растение и его части: корень, стебель, листья, цветы, плоды, семена
• Учить наблюдать изменения в развитии растений, анализировать, делать простейшие выводы
• Учить находить сходства и отличия
• Развивать связную речь, наблюдательность, восприятие, внимание, мышление, память, исследовательский интерес
• Воспитывать любознательность, коммуникативные навыки, трудолюбие, заботливое отношение к растениям, умение радоваться их красоте, результатам своего труда.
ГИПОТЕЗА:
Если создать в группе такую развивающую среду, в которой ребёнок будет увлечён изучаемым материалом, будет выполнять разнообразные задания, побуждающие к самостоятельному поиску причин, способов действия, проявлению творчества, то у ребёнка будет формироваться познавательный интерес.
Материально-технические
1 для посадки овощей пластиковые стаканы, горшки
2. семена овощных культур, луковицы
3. земля, удобрение
4. лейки, лопатки
5. фигурки для украшения
Информационные
1. интернет-ресурсы
2. детская литература
3. методическая литература.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
I ЭТАП (подготовительный)
• Выбор темы проекта
• Постановка цели и задач проекта
• Определение последовательности выполнения работы
• Выбор сюжета, в котором будет оформлен огород
• Подбор наглядного материала, оборудования, методической литературы и художественной литературы для детей
• Закупка посадочного материала и земли
• Привлечение родителей, приглашение их к сотрудничеству, введение их в тему проекта
II ЭТАП (основной, реализация проекта)
Виды детской деятельности.
Формы работы
Познавательно - исследовательская
• Экспериментирование
• Наблюдение
• Рассматривание
• Решение проблемных ситуаций
• Исследование
Коммуникативная
• Беседа
• Ситуативный разговор
• Составление и отгадывание загадок
Игровая
• Игры с правилами
• Дидактические игры
• Игровые ситуации
Трудовая
• Труд в природе
• Поручение
• Наблюдение за трудом взрослых
Чтение художественной литературы
• Чтение и обсуждение
Двигательная
• Подвижные игры с правилами
III ЭТАП (заключительный)
• Оформление фото проекта
КОНЕЧНЫЙ ПРОДУКТ ПРОЕКТА:
Результаты проекта:
Сбор урожая «Есть у нас огород, посмотрите, что растёт!»
Фиксирование изменений в росте растений при помощи фотографирования.
Угощения выращенным урожаем,- добавляем в суп зелёный лук.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
Сформирован познавательный интерес к выращиванию и уходу за овощными культурами в комнате на подоконнике
Сформированы знания, что овощные культуры выращивают из семян, их рост зависит от наличия света, тепла, влаги, почвы.
Называют и узнают овощные растения по внешнему виду, называют их части: корень, стебель, листья, цветы, плоды, семена; видят сходства и отличия. С удовольствием наблюдают за изменениями, происходящими в росте овощных культур, делают простые выводы, сравнения.
Ухаживают за растениями: поливают, рыхлят, переворачивают к свету.
Делают простые опыты, объясняют результат.
Радуются полученным результатам своего труда (урожаю лука, появлению стручков на горохе, цветению и появлению завязи у помидоров, перцев)
Словарь пополнен новыми словами, дают точные ответы на вопросы, употребляют новые слова в речи.
Материал и оборудование: Приобрести семена овощных культур, землю, изготовить атрибуты для оформления огорода.
План работы
Дата | Содержание работы |
Подготовительный этап | |
Пн. | 1. Подбор методической литературы для реализации проекта (книги, рефераты, статьи). 2. Проведение беседы с детьми по выявлению уровня знаний о выращивании растений в комнатных условиях. |
Вт. | 1. Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта. 2. Разработка плана реализации проекта. |
Ср. | 1. Подбор наглядно-дидактического материала. 2. Подбор художественной литературы; дидактических игр. |
Чт. | 1. Разработка бесед с детьми. |
Пт. | 1. Подбор подвижных игр с детьми. |
Пн.
| 1. Подбор сюжетно-ролевых игр. |
Вт. | 1. Составление НОД с детьми. 2. Привлечение родителей в приобретении инвентаря, посевного материала для огорода на окне. |
Ср. | 1. Составление НОД с детьми. 2. Подбор мультиков для детей. |
Чт.
| 1. Организации развивающей среды в группе. 2. Составление презентаций к НОД. |
Пт. | 1. Организации развивающей среды в группе. |
| Основной этап |
Пн. |
Опытно – исследовательская деятельность: «Какие условия нужны луку для того, чтобы появились зеленые перья?». 3.Посадка лука. 4. Рассматривание ростков первоцветов в горшках. |
Вт. |
|
Ср. |
3.Дидактическая игра «Чудесный мешочек». 4.Сюжетно-ролевая игра «Магазин», сюжет «Овощной магазин». |
Чт. |
|
Пт. | :
3.Исследовательская деятельность: рассматривание семян помидора, огурца, баклажана, перца. |
Пн. |
Отчёт детей, составленный совместно с родителями (как растёт лук, посаженный дома.)
|
Вт. |
|
Ср. |
2.Конструирование «Дачный домик». |
Чт. |
3.Сюжетно – ролевая игра «Повара». |
Пт. | 1.Составление рассказов «Как я помогаю на огороде». 2.Подвижная игра «Я садовником родился».. 3.Игра-драматизация «Репка».
|
Пн. |
Замочить семена в воде.
2.Игра «Чудесный мешочек». 3.Труд: уход за растениями на окне». Разгадывание загадок на тему «Овощи, фрукты». Инд. работа: рисование в раскрасках «Овощи и фрукты». |
Вт. |
|
Ср. | 1.Наблюдение в огороде за всходами, за первоцветами Беседа о первоцветах. 2.Труд: полив растений в огороде на окне. 3.Дидактическая игра «Четвертый лишний» |
Чт. |
3.стихи и загадки об овощах. |
Пт. | 1.Беседа о лекарственных первоцветах. 2.Подвижные игры на прогулке «Я садовником родился..». Просмотр мультфильма «Чипполино». Труд: поливка огорода |
Заключительный этап.
- Анализ и обобщение результатов, полученных в результате исследовательской деятельности детей.
- Сбор урожая «Есть у нас огород, посмотрите, что растёт!»
- Фиксирование изменений в росте растений при помощи фотографирования.
- Угощения выращенным урожаем.
Стихи.
Это чудо огород на окошке он растет!
В огороде много дел.
Мы посеяли лук, от болезней и недуг!
Огурцы и помидоры, чтобы были все здоровы.
«Необычное решение! »
Знает каждый садовод, что такое «Огород».
Пословицы и поговорки обо всех овощах
Всякому овощу свое время.
Овощи хороши во щи.
Не вырастишь овощей - не сваришь и щей.
Пословицы и поговорки о капусте
Капуста не пуста, сама летит во уста.
Без капусты щи не густы.
В одном кармане пусто, в другом капуста.
Пословицы и поговорки о луке
Голо, голо, а луковка во щи есть.
Лук с чесноком - родные братья.
Кто ест лук, того бог избавит от вечных мук.
Пословицы и поговорки о чесноке
Лук семь недугов лечит, а чеснок семь недугов изводит.
Сердце с перцем, душа с чесноком (т.е. злой человек).
Мать его - лук, отец - чеснок, а сам вырос розовым вареньем. (турецкая пословица)
Пословицы и поговорки о свекле
Красен, как свекла, как кровь, как клюква, как маков цвет.
Красна свекла, хоть и в черной земле растет.
Без свеклы борща не ищи.
Свекла - красная девица, да с зеленою косицей, на столе она царица, для здоровья пригодится.
Полезна свеколка для нас, ее мы держим про запас.
Пословицы и поговорки о моркови
Огуречик в кадке, а морковь – на грядке. Пошла свинья в огородники: на морковь, на репу, на белу капусту.
В подполе, подполье лежит пирог с морковью: хочется есть, да не хочется лезть.
Будешь на полатях лежать, моркови не видать.
Морковь прибавляет кровь.
Пословицы и поговорки о бобах
Не чванься, горох, перед бобами, будешь сам под ногами.
Бобы не грибы, не посеешь - не взойдут.
Чужую беду на бобах разведу, а к своей и ума не приложу.
Стихи про овощи.
Стихи про кабачок
Раз на грядке кабачок
Отлежал себе бочок
И запел: "Хозяйка!
Ты меня снимай-ка.
Эту песенку я спел,
Потому что я поспел!"
Е. Груданов
Вон пузатый кабачок
Лёг под кустик на бочок,
Словно белый поросёнок
К солнцу поднял пятачок!
Если много их найдём,
То зимой не пропадём:
И икра из них прекрасна,
И оладий напечём!
Стихи про свеклу
М. Борина
Свёклу знают все ребята,
Это овощ очень яркий.
Красным борщ окрасит свекла
Чтоб не выглядел он блекло.
Будет блюдо так красиво,
Да и вкусно, всем на диво.
Если будешь кушать борщ
Будешь весел и не тощ.
Витаминов много в нем,
Мы прекрасно заживем.
Приготовим мы салат,
Будешь ты, конечно рад.
Приготовим винегрет,
Свекла шлет нам свой привет.
Е.Груданов
Вот, как будто в беспорядке,
Свёкла вылезла на грядке:
Посерёдке, на боках,
В самых дальних уголках!
Кверху выставила спину
И торчит наполовину,
Прикрываясь над землёй
Тёмно-красною листвой...
Без неё - зимою нету
Ни борща, ни винегрета,
Ни салатов, ни икры -
Для больших и детворы!
Стихи про патиссон:
Е. Груданов
Нет, то вовсе не был сон:
Возле нашей мойки
Вырос странный патиссон -
НЛО и только!
Мы его купали лейкой,
Куст рыхлили по утрам,
И летающей тарелкой
Он всегда казался нам!
Пусть не верят... Пусть смеются!
Но нельзя смолчать о том,
Что летающие блюдца
Рядом выросли потом!
Скоро выучим примерно,
Будем знать наверняка:
Патиссон - на кухне первый
Заместитель кабачка!
С. Русановская
Посмотри-ка,патиссон!
Удивительный фасон!
Как цветок,как солнце-
Солнце-патиссонце.
А ещё похож на зонт
Этот чудо-патиссонт!
Е. Голубенко
Стихи про фасоль
А в стручке живёт фасоль.
Доказать? Ну, что ж изволь.
Расщепи две половинки.
Что внутри?
- Фасолек спинки!
Стихи про редьку:
Редька нас зимой спасает
От хворобы и простуд.
Нам здоровье предлагает
С мёдом редечный сосуд.
Стихи по тыкву
М. Днепровская
Тыква больше всех на грядке,
Будет твой живот - в порядке.
Каша с тыквы - хороша...
Кушай Миша - не спеша!
ЛИТЕРАТУРА
- Аксёнова З. Ф. Войти в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128с. (Библиотека воспитателя)
- Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. Для занятий с детьми 4-5 лет. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 144с. Смирнова В. В., Балуева Н. И., Парфёнова Г, М. Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду – СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2001. – 208с
- Подрезова Т. И. Материал к занятиям по развитию речи. Овощи. Фрукты и ягоды. - М. : Айрис - пресс, 2009.- 96с.
- Шорыгина Т.А. «Зеленые сказки».
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников/ Под ред. О.В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М.:ТЦ Сфера, 2016. – 192 с.
- Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. – М.: МОЗАИКА_СИНТЕЗ, 2015. – 112 с.
- Интернет-ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект "Огород на окошке" в подготовительной группе.
Работа над этим проектом способствует расширению у детей представлений о растениях, как о живых организмах; об условиях , необходимых для их роста и развития .Развивает у детей любознател...
Познавательно-исследовательский проект «Огород круглый год» в подготовительной группе № 5 МДОУ «Детский сад № 7»
Вид проекта: творческо-исследовательский.Продолжительность: 2 месяца.Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, педагоги. Проект затрагивает все образовательные области, с ...
проект "Огород на окне" подготовительная группа.
проект исследовательно-творческий....
Познавательно – исследовательский проект «Огород на окне» подготовительная группа
Детский исследовательский проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной опытно-исследовательской деятельности, осознание детьми своих интересов, формирование умений их реализовывать, пр...
Проект «Огород на подоконнике» в подготовительной группе
АКТУАЛЬНОСТЬ.Огород на подоконнике в детском саду является очень приятным занятием, особенно зимой и весной, когда хочется не только отведать свежие дары природы, но и посмотреть на цвета зелени или п...
Проект "Огород на подокойнике" в подготовительной группе.
Огород на подоконнике в детском саду является очень приятным занятием, особенно зимой и весной, когда хочется не только отведать свежие дары природы, но и посмотреть на цвета зелени или помидоров. Но ...
Проект Огород на подоконнике" в подготовительной группе
Огород на подоконнике в детском саду способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, это помогает лучше познать растительную жизнь. Он способен расширить представления детей о...