Проект: "Огород на окне" в подготовительной группе.
проект (подготовительная группа)

Макарова Наталья Геннадьевна

Проект "Огород на окне"

Развитие познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников.

Подготовили воспитатели: Елена Владимировна Саитгалиева, Наталья Геннадьевна Макарова.

Участники: воспитатели, дети и родители.

Длительность проекта: краткосрочный с 24 февраля по  27марта 2020г.

ПРОБЛЕМА:

Во время бесед с детьми, выяснили, что дети хорошо знают названия овощей, как они выглядят, где растут, а вот из чего и как появляются и какие условия для этого необходимы, дети знают слабо. Проект «Огород на окне» поможет сформировать первоначальные представления о взаимосвязях в природе, условиях, необходимых для выращивания овощных культур в комнате на подоконнике.

Объяснить проблему, вызвать заинтересованность участия в проекте

АКТУАЛЬНОСТЬ:

Дошкольный возраст – период расцвета детской познавательной активности. Поэтому взрослому важно в процессе обучения развивать и поддерживать познавательную активность, создавать условия для самостоятельного поиска информации.

Получать такую информацию самостоятельно, ребёнок сможет, если в группе оформить «Огород на окне», где дети будут наблюдать за ростом и развитием растений, научатся понимать простейшие взаимосвязи в природе.

Наблюдая за растениями, ребёнок учится распознавать иную, чем человеческая, форму жизни, начинает видеть в зелёном ростке особое живое существо, жизнь и состояние которого целиком зависит от того, полили его или нет, много или мало, холодной водой или комнатной, чистой или с добавлением удобрений. Только с помощью взрослых ребёнок дошкольник может понять, как жизнь растения зависит от наличия тепла и хорошей почвы, света и полива.

Приобщаясь к выращиванию растений на окне, ребёнок постигает тайны жизни и её проявление. Научившись понимать состояние растений, ребёнок будет им «сочувствовать» и помогать.

Чтобы приучить детей к систематическим наблюдениям, взрослому нужно помочь ребёнку осмыслить их. Посадив в землю семена, ребёнок может наблюдать, как появляется росток, семядольные листочки, основные листья и т. д.

В зимне-весеннее время, когда ещё не сошёл снег, пышный огород на окне становится особенно привлекательным, ну а появление долгожданных плодов на растениях для ребёнка – сущий праздник и награда за его терпение и труд.

Ребёнок, прошедший такую школу «зелёного» воспитания, сможет самостоятельно увидеть красоту окружающей природы, проявит наблюдательность и пытливость ума, потому что он уже имеет первые и серьёзные знания о таинственной жизни зелёных друзей, умеет их беречь и радоваться им.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt-ogorod_na_okne-stihi_pro_ovoshchi_mart.docx31.62 КБ

Предварительный просмотр:

Проект "Огород на окне"

Развитие познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников.

Подготовили воспитатели: Елена Владимировна Саитгалиева, Наталья Геннадьевна Макарова.

Участники: воспитатели, дети и родители.

Длительность проекта: краткосрочный с 24 февраля по  27марта 2020г.

ПРОБЛЕМА:

Во время бесед с детьми, выяснили, что дети хорошо знают названия овощей, как они выглядят, где растут, а вот из чего и как появляются и какие условия для этого необходимы, дети знают слабо. Проект «Огород на окне» поможет сформировать первоначальные представления о взаимосвязях в природе, условиях, необходимых для выращивания овощных культур в комнате на подоконнике.

Объяснить проблему, вызвать заинтересованность участия в проекте

АКТУАЛЬНОСТЬ:

Дошкольный возраст – период расцвета детской познавательной активности. Поэтому взрослому важно в процессе обучения развивать и поддерживать познавательную активность, создавать условия для самостоятельного поиска информации.

Получать такую информацию самостоятельно, ребёнок сможет, если в группе оформить «Огород на окне», где дети будут наблюдать за ростом и развитием растений, научатся понимать простейшие взаимосвязи в природе.

Наблюдая за растениями, ребёнок учится распознавать иную, чем человеческая, форму жизни, начинает видеть в зелёном ростке особое живое существо, жизнь и состояние которого целиком зависит от того, полили его или нет, много или мало, холодной водой или комнатной, чистой или с добавлением удобрений. Только с помощью взрослых ребёнок дошкольник может понять, как жизнь растения зависит от наличия тепла и хорошей почвы, света и полива.

Приобщаясь к выращиванию растений на окне, ребёнок постигает тайны жизни и её проявление. Научившись понимать состояние растений, ребёнок будет им «сочувствовать» и помогать.

Чтобы приучить детей к систематическим наблюдениям, взрослому нужно помочь ребёнку осмыслить их. Посадив в землю семена, ребёнок может наблюдать, как появляется росток, семядольные листочки, основные листья и т. д.

В зимне-весеннее время, когда ещё не сошёл снег, пышный огород на окне становится особенно привлекательным, ну а появление долгожданных плодов на растениях для ребёнка – сущий праздник и награда за его терпение и труд.

Ребёнок, прошедший такую школу «зелёного» воспитания, сможет самостоятельно увидеть красоту окружающей природы, проявит наблюдательность и пытливость ума, потому что он уже имеет первые и серьёзные знания о таинственной жизни зелёных друзей, умеет их беречь и радоваться им.

ОБЪЕКТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Влияние окружающей среды на рост и развитие растений.

ПРЕДМЕТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Выращивание овощных культур и первоцветов в комнатных условиях.

ЦЕЛЬ:

Формирование познавательного интереса через выращивание и уход за овощными культурами и первоцветами в комнатных условиях.

ЗАДАЧИ:

• Дать представление о выращивании растений из семян, луковиц, о зависимости их роста от наличия влаги, света, тепла, почвы

• Учить называть растение и его части: корень, стебель, листья, цветы, плоды, семена

• Учить наблюдать изменения в развитии растений, анализировать, делать простейшие выводы

• Учить находить сходства и отличия

• Развивать связную речь, наблюдательность, восприятие, внимание, мышление, память, исследовательский интерес

• Воспитывать любознательность, коммуникативные навыки, трудолюбие, заботливое отношение к растениям, умение радоваться их красоте, результатам своего труда.

ГИПОТЕЗА:

Если создать в группе такую развивающую среду, в которой ребёнок будет увлечён изучаемым материалом, будет выполнять разнообразные задания, побуждающие к самостоятельному поиску причин, способов действия, проявлению творчества, то у ребёнка будет формироваться познавательный интерес.

Материально-технические

1 для посадки овощей  пластиковые стаканы, горшки

2. семена овощных культур, луковицы

3. земля, удобрение

4. лейки, лопатки

5. фигурки для украшения

Информационные

1. интернет-ресурсы

2. детская  литература

3. методическая литература.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

I ЭТАП (подготовительный)

• Выбор темы проекта

• Постановка цели и задач проекта

• Определение последовательности выполнения работы

• Выбор сюжета, в котором будет оформлен огород

• Подбор наглядного материала, оборудования, методической литературы и художественной литературы для детей

• Закупка посадочного материала и земли

• Привлечение родителей, приглашение их к сотрудничеству, введение их в тему проекта

II ЭТАП (основной, реализация проекта)

Виды детской деятельности.

Формы работы

Познавательно - исследовательская

• Экспериментирование

• Наблюдение

• Рассматривание

• Решение проблемных ситуаций

• Исследование

Коммуникативная

• Беседа

• Ситуативный разговор

• Составление и отгадывание загадок

Игровая

• Игры с правилами

• Дидактические игры

• Игровые ситуации

Трудовая

• Труд в природе

• Поручение

• Наблюдение за трудом взрослых

Чтение художественной литературы

• Чтение и обсуждение

Двигательная

• Подвижные игры с правилами

III ЭТАП (заключительный)

• Оформление фото проекта

КОНЕЧНЫЙ ПРОДУКТ ПРОЕКТА:

Результаты проекта:

Сбор урожая «Есть у нас огород,  посмотрите, что растёт!»

Фиксирование изменений в росте растений при помощи фотографирования.

Угощения выращенным урожаем,- добавляем в суп зелёный лук.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

Сформирован познавательный интерес к выращиванию и уходу за овощными культурами в комнате на подоконнике

Сформированы знания, что овощные культуры выращивают из семян, их рост зависит от наличия света, тепла, влаги, почвы.

Называют и узнают овощные растения по внешнему виду, называют их части: корень, стебель, листья, цветы, плоды, семена; видят сходства и отличия. С удовольствием наблюдают за изменениями, происходящими в росте овощных культур, делают простые выводы, сравнения.

Ухаживают за растениями: поливают, рыхлят, переворачивают к свету.

Делают простые опыты, объясняют результат.

Радуются полученным результатам своего труда (урожаю лука, появлению стручков на горохе, цветению и появлению завязи у помидоров, перцев)

Словарь пополнен новыми словами, дают точные ответы на вопросы, употребляют новые слова в речи.

Материал и оборудование: Приобрести семена овощных культур, землю, изготовить атрибуты для оформления огорода.

                                 

              План работы 

Дата

Содержание работы

Подготовительный этап

Пн.

1. Подбор методической литературы для реализации проекта (книги, рефераты, статьи).

2. Проведение беседы с детьми по выявлению уровня знаний о выращивании растений в комнатных условиях.

Вт.

1. Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.

2. Разработка плана реализации проекта.

Ср.

1. Подбор наглядно-дидактического материала.

2. Подбор художественной литературы; дидактических игр.

Чт.

1. Разработка бесед с детьми.

Пт.

1. Подбор подвижных игр с детьми.

Пн.

 

1. Подбор сюжетно-ролевых игр.

Вт.

1. Составление НОД с детьми.

2. Привлечение родителей в приобретении инвентаря, посевного материала для огорода на окне.

Ср.

1. Составление НОД с детьми.

2. Подбор мультиков для детей.

Чт.

 

1. Организации развивающей среды в группе.

2. Составление презентаций к НОД.

Пт.

1. Организации развивающей среды в группе.

 

Основной этап

Пн.

  1. Беседа «Что можно выращивать на окне?
  2. Подвижная игра «Съедобное – несъедобное».

Опытно – исследовательская деятельность: «Какие условия нужны луку для того, чтобы появились зеленые перья?».

3.Посадка лука.

      4. Рассматривание ростков первоцветов в горшках.

Вт.

  1. Беседа на тему «Лечебные свойства лука».
  2. Дидактическая игра «Овощи и фрукты»- лото.

  1. Наблюдение за луком, первоцветами.

Ср.

  1. Беседа «Витамины и полезные продукты».
  2. Опытно – экспериментальная деятельность: проращивание семян огурцов.

        3.Дидактическая игра «Чудесный мешочек». 

     4.Сюжетно-ролевая игра «Магазин», сюжет «Овощной          магазин».

Чт.

  1. Беседа «Как ухаживать за огородом?».
  2. Подвижная игра «Полезное – неполезное».
  3. Исследовательская деятельность: рассматривание семян, как они пускают росток.

Пт.

:

  1. Беседа «Все начинается с семечки».
  2. Чтение « Зеленые сказки» Т.Шорыгина. Семена.

     3.Исследовательская деятельность: рассматривание семян помидора, огурца, баклажана, перца.

Пн.

  1. Чтение « Зеленые сказки» Т.Шорыгина. Почва.
  2. Труд: рыхление почвы, посев семян огурцов.

Отчёт детей, составленный совместно с родителями (как растёт лук, посаженный дома.)

  1. Сюжетно – ролевая игра «Магазин».

Вт.

  1. Труд: составление графика полива растений.
  2. Драматизация игры «Вершки – корешки».

 

Ср.

  1. Наблюдение в огороде за всходами, за первоцветами.

2.Конструирование «Дачный домик».

Чт.

  1. Труд: полив растений в огороде на окне.
  2. Д.игра «Ферма» -настольная.

3.Сюжетно – ролевая игра «Повара».

Пт.

1.Составление рассказов «Как я помогаю на огороде».

2.Подвижная игра «Я садовником родился»..

3.Игра-драматизация «Репка».

 

Пн.

  1.  Исследовательская деятельность: рассматривание семян (фасоль).

         Замочить семена в воде.

   

    2.Игра «Чудесный мешочек».

    3.Труд: уход за растениями на окне».

Разгадывание загадок на тему «Овощи, фрукты».

Инд. работа: рисование в раскрасках «Овощи и фрукты».

Вт.

  1. Рассматривание ростков фасоли.
  2. Посадка фасоли в почву.
  3. Конструирование: «Ферма».

Ср.

1.Наблюдение в огороде за всходами, за первоцветами Беседа о первоцветах.

     2.Труд: полив растений в огороде на окне.

      3.Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Чт.

  1. Дидактическая игра «Что сначала, что потом».
  2. Труд: организация дежурства в огороде».

     3.стихи и загадки об овощах.

Пт.

1.Беседа о лекарственных первоцветах.

2.Подвижные игры на прогулке «Я садовником родился..».

Просмотр мультфильма «Чипполино».

Труд: поливка огорода

 

Заключительный этап.

- Анализ и обобщение результатов, полученных в результате исследовательской деятельности детей.

- Сбор урожая «Есть у нас огород,  посмотрите, что растёт!»

- Фиксирование изменений в росте растений при помощи фотографирования.

- Угощения выращенным урожаем.

Стихи.

Это чудо огород на окошке он растет!

 В огороде много дел.

Мы посеяли лук, от болезней и недуг!

Огурцы и помидоры, чтобы были все здоровы.

«Необычное решение! »

Знает каждый садовод, что такое «Огород».

Пословицы и поговорки обо всех овощах

Всякому овощу свое время.

Овощи хороши во щи.

Не вырастишь овощей - не сваришь и щей.

Пословицы и поговорки о капусте

Капуста не пуста, сама летит во уста.

Без капусты щи не густы.

В одном кармане пусто, в другом капуста.

Пословицы и поговорки о луке

Голо, голо, а луковка во щи есть.

Лук с чесноком - родные братья.

Кто ест лук, того бог избавит от вечных мук.

Пословицы и поговорки о чесноке

Лук семь недугов лечит, а чеснок семь недугов изводит.

Сердце с перцем, душа с чесноком (т.е. злой человек).

Мать его - лук, отец - чеснок, а сам вырос розовым вареньем. (турецкая пословица)

Пословицы и поговорки о свекле

Красен, как свекла, как кровь, как клюква, как маков цвет.

Красна свекла, хоть и в черной земле растет.

Без свеклы борща не ищи.

Свекла - красная девица, да с зеленою косицей, на столе она царица, для здоровья пригодится.

Полезна свеколка для нас, ее мы держим про запас.

Пословицы и поговорки о моркови

Огуречик в кадке, а морковь – на грядке. Пошла свинья в огородники: на морковь, на репу, на белу капусту.

В подполе, подполье лежит пирог с морковью: хочется есть, да не хочется лезть.

Будешь на полатях лежать, моркови не видать.

Морковь прибавляет кровь.

Пословицы и поговорки о бобах

Не чванься, горох, перед бобами, будешь сам под ногами.

Бобы не грибы, не посеешь - не взойдут.

Чужую беду на бобах разведу, а к своей и ума не приложу.

Стихи про овощи.

Стихи про кабачок

Раз на грядке кабачок

Отлежал себе бочок

И запел: "Хозяйка!

Ты меня снимай-ка.

Эту песенку я спел,

Потому что я поспел!"

Е. Груданов

Вон пузатый кабачок

Лёг под кустик на бочок,

Словно белый поросёнок

К солнцу поднял пятачок!

Если много их найдём,

То зимой не пропадём:

И икра из них прекрасна,

И оладий напечём!

Стихи про свеклу

М. Борина

Свёклу знают все ребята,

Это овощ очень яркий.

Красным борщ окрасит свекла

Чтоб не выглядел он блекло.

Будет блюдо так красиво,

Да и вкусно, всем на диво.

Если будешь кушать борщ

Будешь весел и не тощ.

Витаминов много в нем,

Мы прекрасно заживем.

Приготовим мы салат,

Будешь ты, конечно рад.

Приготовим винегрет,

Свекла шлет нам свой привет.

Е.Груданов

Вот, как будто в беспорядке,

Свёкла вылезла на грядке:

Посерёдке, на боках,

В самых дальних уголках!

Кверху выставила спину

И торчит наполовину,

Прикрываясь над землёй

Тёмно-красною листвой...

Без неё - зимою нету

Ни борща, ни винегрета,

Ни салатов, ни икры -

Для больших и детворы!

Стихи про патиссон:

Е. Груданов

Нет, то вовсе не был сон:

Возле нашей мойки

Вырос странный патиссон -

НЛО и только!

Мы его купали лейкой,

Куст рыхлили по утрам,

И летающей тарелкой

Он всегда казался нам!

Пусть не верят... Пусть смеются!

Но нельзя смолчать о том,

Что летающие блюдца

Рядом выросли потом!

Скоро выучим примерно,

Будем знать наверняка:

Патиссон - на кухне первый

Заместитель кабачка!

С. Русановская

Посмотри-ка,патиссон!

Удивительный фасон!

Как цветок,как солнце-

Солнце-патиссонце.

А ещё похож на зонт

Этот чудо-патиссонт!

Е. Голубенко

Стихи про фасоль

А в стручке живёт фасоль.

Доказать? Ну, что ж изволь.

Расщепи две половинки.

Что внутри?

- Фасолек спинки!

Стихи про редьку:

Редька нас зимой спасает

От хворобы и простуд.

Нам здоровье предлагает

С мёдом редечный сосуд.

Стихи по тыкву

М. Днепровская

Тыква больше всех на грядке,

Будет твой живот - в порядке.

Каша с тыквы - хороша...

Кушай Миша - не спеша!

ЛИТЕРАТУРА

  1. Аксёнова З. Ф. Войти в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128с. (Библиотека воспитателя)
  2.  Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. Для занятий с детьми 4-5 лет. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 144с. Смирнова В. В., Балуева Н. И., Парфёнова Г, М. Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду – СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2001. – 208с
  1. Подрезова Т. И. Материал к занятиям по развитию речи. Овощи. Фрукты и ягоды. - М. : Айрис - пресс, 2009.- 96с.
  2. Шорыгина Т.А. «Зеленые сказки».
  3. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников/ Под ред. О.В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М.:ТЦ Сфера, 2016. – 192 с.
  4.  Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. – М.: МОЗАИКА_СИНТЕЗ, 2015. – 112 с.
  5. Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Огород на окошке" в подготовительной группе.

 Работа над этим проектом способствует расширению у детей представлений о растениях, как о живых организмах; об условиях , необходимых для их роста и развития .Развивает у детей любознател...

Познавательно-исследовательский проект «Огород круглый год» в подготовительной группе № 5 МДОУ «Детский сад № 7»

Вид проекта: творческо-исследовательский.Продолжительность: 2 месяца.Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, педагоги.   Проект затрагивает все образовательные области, с ...

проект "Огород на окне" подготовительная группа.

проект исследовательно-творческий....

Познавательно – исследовательский проект «Огород на окне» подготовительная группа

Детский исследовательский проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной опытно-исследовательской деятельности, осознание детьми своих интересов, формирование умений их реализовывать, пр...

Проект «Огород на подоконнике» в подготовительной группе

АКТУАЛЬНОСТЬ.Огород на подоконнике в детском саду является очень приятным занятием, особенно зимой и весной, когда хочется не только отведать свежие дары природы, но и посмотреть на цвета зелени или п...

Проект "Огород на подокойнике" в подготовительной группе.

Огород на подоконнике в детском саду является очень приятным занятием, особенно зимой и весной, когда хочется не только отведать свежие дары природы, но и посмотреть на цвета зелени или помидоров. Но ...

Проект Огород на подоконнике" в подготовительной группе

Огород на подоконнике в детском саду способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, это помогает лучше познать растительную жизнь. Он способен расширить представления детей о...