Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение детей к миру природы родного края.
методическая разработка (младшая группа)
Патриотическое воспитание
дошкольников через приобщение детей
к миру природы родного края.
«Мир, окружающий ребенка - это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник детского разума».
Василий Андреевич Сухомлинский.
Актуальность темы
Дошкольное детство – начальный этап становления личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры, соизмеримой с общечеловеческими духовными ценностями, основы нравственного воспитания. Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Это сложное чувство включает эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к природе и желание охранять и преумножать природные богатства. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине. Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого.
Научить чувствовать красоту родной земли,
красоту человека, живущего на этой земле,
воспитать любовь к родным местам, ко всему,
что окружает ребенка с детства,-
одна из главных задач педагога.
В организации работы по патриотическому воспитанию опираемся на нормативно – правовую базу РФ.
1. Государственная программа и патриотическое воспитание граждан Р.Ф.
«2016-2020года» от 30.12.15г.
2. Национальная доктрина образования в Российской Федерации
(постановление Правительства РФ от 04.10.2000 № 751).
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года.
Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р
Нравственно-патриотическое воспитание через экологическое образование позволяет решать следующие задачи:
- Формировать систему нравственных и этических ценностей бережного отношения к природе, человеку и культурному наследию;
- Воспитывать чувство гордости, любви, привязанности к Родине;
- Обогащать знания детей о природном разнообразии родного края;
Педагогически осмысленное приобщение детей дошкольного возраста к знаниям о природе родного края, национальной культуре способствует расширению знаний и представлений о родном крае, развитию национального самосознания, формированию чувства гордости за свою Родину и привязанности к ней.
В своей работе по патриотическому воспитанию мы используем интерактивное пособие – Лэпбук «Деревья».
которое является эффективным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода в образовании.
«Лэпбук» (lapbook) – в дословном переводе с английского языка значит «наколенная книга» (lap – колени, book - книга).
Дидактическое пособие «Лэпбук» отвечает требованиямФГОС ДО к предметно-пространственной развивающей среде:
- Полифункциональность – возможность разнообразного использования в разных видах деятельности.
- Вариативность предполагает периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, познавательную и исследовательскую активность детей.
- Доступность – свободный доступ всех детей к играм и материалам.
- Безопасность – лэпбук совершенно безопасен в использовании.
Дидактическое пособие «Деревья» предназначено
для детей любого возраста.
Практическая значимость
методической разработки:
что Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять, и запомнить материал.
Использование лэпбука обеспечивает равенство возможностей, полноценное развитие каждого ребенка, в том числе и для детей с особыми образовательными потребностями.
Наполнение лэпбука разнообразно по своему содержанию
и позволяет решать задачи всех образовательных областей.
Социально коммуникативное развитие:
направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
- Картотека: психогимнастика по теме «деревья».
- Картотека ситуации общения по теме «В лесу», «В парке».
Познавательное развитие:
формирование первичных представлений о себе, других людях, о малой родине и Отечестве, о планете Земля как общем доме людей, о особенностях ее природы.
В решении задачи области познавательное развитие помогают игры:
- «В стране занимательной математики»
- «Посчитай деревья»
- «Разложи по размеру»
- Загадки по теме «Деревья»
Речевое развитие: включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря, развитие речевого творчества.
Реализация задачи представлена через дидактические игры:
- «Назови дерево»
- «Что растет на дереве»
- «Узнай дерево по стволу»
- «Чистоговорки по теме деревья»
Художественно – эстетическое развитие: предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру.
Игры -лабиринты:
- «В гостях у веселого карандаша»
- «Веселый пальчик».
Физическое развитие: становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.
- «Картотека пальчиковых игр о природе»
Содержание Лэпбука можно, по мере необходимости, пополнять и усложнять.
В результате использования методической разработки
- Дети стали активнее взаимодействовать друг с другом и взрослыми, проявлять интерес к участию в совместной деятельности.
- Изучаемый материал успешно используется детьми в свободной самостоятельной деятельности.
Так же Лэпбук является эффективным средством
для сотрудничества с родителями воспитанников.
Родители обеспечивают поддержку:
- Организационную (экскурсии, походы, поездки)
- техническую (фото, видео, рисунки)
- познавательно - информационную (сбор информации для лэпбука)
- мотивационную (поддерживание интереса, создании ситуации успеха).
Таким образом, приобщение детей к природе родного края, воспитывает любовь и уважение к своей семье, родному городу, краю и, как следствие, Отечеству, посредством использования
интерактивного пособия лэпбук является эффективным
средством формирования патриотических чувств дошкольников.
Стендовый доклад подготовила:
Назмутдинова Гульнора Абдулладжоновна
воспитатель МАДОУ № 38
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края"
Воспитание патриотических чувств у дошкольников - одна из задач нравственного воспитания, которая включает в себя воспитание любви к близким людям, к родному городу и природе родного...
«Духовно-нравственное воспитание детей через приобщение к культурному наследию родного края»
laquo;Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа.» Русский религиозный философ В.В. Зеньковский...
Опыт работы по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к искусству родного края».
Предлагается материал по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через приобщение к искусству родного края...
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к культурно историческим ценностям родного края
Я узнал, что у меня есть огромная родня:И тропинка, и лесок, в поле - каждый колосок,Речка, небо надо мною - это все мое, родное!»В. ОрловТема нравственности и патриотизма, пожалуй, одна из...
Из опыта работы по реализации образовательной области художественно – эстетического развития: «Развитие детей старшего дошкольного возраста по изобразительной деятельности, через приобщение люби к природе родного края».
Из опыта работы по реализации образовательной области художественно – эстетического развития: «Развитие детей старшего дошкольного возраста по изобразительной деятельности, чер...
Фото отчет по формирование патриотических чувств у дошкольников, через познание истории и природы родного края.
Фото отчет по формирование патриотических чувств...
"Духовно- нравственное воспитание детей через приобщение их к истории родного края"
Консультация для педагогов...