Консультация для воспитателей. "Воспитание патриотизма у старших дошкольников через приобщение к народной культуре родного края"
консультация (старшая группа)

Тетюшкина Ольга Ивановна

Патриотическое воспитание – одна из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Патриотизм — преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.  Государство пытается восстанавливать утраченное в гражданах страны, в том числе и в детях чувство патриотизма и гражданственности. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан» определила основные пути патриотического воспитания, цели и задачи, которые направлены на «поддержание общественной и экономической стабильности, упрочения единства и дружбы народов». Всем известно, что фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал происходит в дошкольном возрасте. «Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм. Мы, как бы долго ни обсуждали, что может быть фундаментом, прочным моральным основанием для нашей страны, ничего другого всё равно не придумаем. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Это ответственность за свою страну и её будущее», — подчеркнул В.В. Путин.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx17.85 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей.

 

"Воспитание патриотизма у старших дошкольников через приобщение к народной культуре родного края"

 

Подготовила: Тетюшкина О.И.

 

Патриотическое воспитание – одна из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Патриотизм — преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.  Государство пытается восстанавливать утраченное в гражданах страны, в том числе и в детях чувство патриотизма и гражданственности. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан» определила основные пути патриотического воспитания, цели и задачи, которые направлены на «поддержание общественной и экономической стабильности, упрочения единства и дружбы народов». Всем известно, что фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал происходит в дошкольном возрасте. «Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм. Мы, как бы долго ни обсуждали, что может быть фундаментом, прочным моральным основанием для нашей страны, ничего другого всё равно не придумаем. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Это ответственность за свою страну и её будущее», — подчеркнул В.В. Путин.

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя любовь к близким людям, к детскому саду, родному городу и родной стране.

Без любви к Родине и уважения её истории и культуры невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительные качества личности.

Нужно помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, родной стране у него проявляются в чувствах восхищения своим городом, своей страной. Эти чувства возникают не мгновенно, это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Положительный результат можно достичь, работая не только на специально организованной образовательной деятельности, но и вне её.

Начиная работу по патриотическому воспитанию, по воспитанию любви к родному краю, педагог, прежде всего, должен сам хорошо знать его, он должен продумать, что целесообразно показать и о чем рассказать детям, особо выделить то, что характерно только для данной местности, данного края, что есть только здесь.

Воспитание патриотических, духовно–нравственных, социально– коммуникативных качеств подрастающего поколения осуществляется через познание детьми народной культуры своей Родины, родного края, той общественной среды, в которой они живут.

На сегодняшний день очевидна актуальность проблемы сохранения и восстановления традиционной русской народной культуры. Традиция обозначает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения, предания. Каждый народ имеет свои корни. Это язык, культура, история, традиции, обычаи. Только на основе ознакомления с прошлым своего народа можно понять его настоящее и предвидеть будущее.

Главная и основная цель работы воспитателя в сфере патриотического воспитания старших дошкольников - это приобщение детей к народной культуре и традициям, используя культурное наследие Мордовского края.

Воспитывая ребёнка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, мы помогаем ему установить положительные отношения с миром людей, природы и с самим собой.

Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им дорого и близко. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитывать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребёнка с детства. Культура родного края должна войти в сердце ребёнка и стать неотъемлемой частью его души.

Одной из основных задач является возрождение народных промыслов. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности.

Глубокий, духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому у ребенка нужно пробудить чувство любви к Родине, к малой Родине – Саранску, Мордовскому краю. Именно пробудить, а не навязывать. Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность.

Главными задачами в воспитании патриотизма являются:

• Обобщение знаний детей о родном городе Саранске, о его достопримечательностях.

• Воспитание любви к родному краю, гордость за свою малую Родину.

• Воспитание нравственных качеств личности ребёнка: доброты, справедливости, гордости за свой край.

• Развитие творческих способностей детей. Обогащение словарного запаса детей.

• Систематизация и закрепление знаний детей о труде мастеров народных промыслов.

Для того чтобы достичь мастерства в педагогической деятельности, нужно много учиться, познавать детскую психику, возрастные особенности развития детей. В старшей группе следует вести проектную деятельность по нравственно – патриотическому воспитанию «Малая Родина – Мордовский край», где ребята знакомятся с традициями и бытом мордовского народа.

Практика показывает, что только целенаправленная и систематическая работа в данном направлении помогает воспитывать любовь к близким людям, детскому саду, родному городу и стране играет огромную роль в становлении личности ребёнка. Сила воздействия этих мероприятий  и состоит в том, чтобы показывать детям любовь к Родине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проектная деятельность как путь развития инициативы старших дошкольников через приобщение к русской культуре».

Итоговая работа  по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ  «Основные направления региональной образовательной                ...

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к народной культуре

ДАнный материал предназначен для воспитания у детей любви к Родине, через изучение народных традиций, песен, праздников, культуры своего народа....

Консультация для воспитателей "Воспитание патриотизма у старших дошкольников через приобщение к народной культуре Тульского края"

На сегодняшний день очевидна актуальность проблемы сохранения и восстановления традиционной русской народной культуры. Традиция обозначает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в по...

Формирование экологической культуры старших дошкольников через ознакомление с явлениями природы родного края.

Экологическое воспитание дошкольников имеет важное социальное значение, потому что в процессе формирования  экологической культуры, происходит становление осознанного отношения к природе во всем ...

"Формирование духовно - нравственных качеств старших дошкольников средствами приобщения к народной культуре" конкурс СОТ

Проект представлен взаимосвязанными тематическими блоками «Калмыцкая кибитка», «Русская изба», где собраны необходимые методические и дидактические пособия, разработана циклогр...

Консультация для родителей: "«Формирование нравственно- патриотических чувств дошкольников через приобщение к истории культуре родного края».

Чувство патриотизма формируется в дошкольном возрасте, когда дети начинают осознавать себя частью целого культурно-историческогосообщества, становятся сопричастными к народным праздникам и традициям.К...