Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к культурно историческим ценностям родного края
методическая разработка
Я узнал, что у меня есть огромная родня:
И тропинка, и лесок, в поле - каждый колосок,
Речка, небо надо мною - это все мое, родное!»
В. Орлов
Тема нравственности и патриотизма, пожалуй, одна из самых важных и значимых для нашей страны, а именно, для людей, живущих в ней. Как пробудить в ребенке чувство любви к родине, воспитать нравственные качества?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nravstvenno-patrioticheskoe_vospitanie.docx | 23.69 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Баевский д/с «Чипайне»
Воспитатель: Качагаева Г.М.
Тема моего выступления: Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к культурно-историческим ценностям родного края.
Я узнал, что у меня есть огромная родня:
И тропинка, и лесок, в поле - каждый колосок,
Речка, небо надо мною - это все мое, родное!»
В. Орлов
Тема нравственности и патриотизма, пожалуй, одна из самых важных и значимых для нашей страны, а именно, для людей, живущих в ней. Как пробудить в ребенке чувство любви к родине, воспитать нравственные качества? Мы, педагоги постоянно задаемся этим вопросом.
Человек, как личность, формируется в младшем возрасте. Это в полной мере относится и к таким качествам, как нравственность и патриотизм. В младшем возрасте закладывается личностная культура, маленький человечек приобщается к духовно- нравственным основам, обретает ценностные ориентиры. Мы можем воспитать любовь и уважение к Родине, если сами помним и чтим традиции и обычаи родного края, знаем историю и фольклор своей страны.
Наш детский сад, работая над вопросами нравственно-патриотического воспитания опирается на региональный образовательный модуль дошкольного образования «Мы в Мордовии живём». И с каждым годом накопляем богатейший материал по данному направлению, основа которого составляет воспитание высоких духовных ценностей и культурных традиций.
Работа по патриотическому воспитанию включает следующие задачи:
Основные задачи:
1. дать первоначальное представление о культуре родного края во всем ее многообразии через развитие исторической памяти с помощью творческих способностей воспитанников.
2. способствовать воспитанию целостной эстетической культуры художественного и образного мышления, трудовых навыков и творческого опыта через ознакомление с традициями, через изучение истории и культуры родного села.
Решаются так же сопутствующие задачи:
-Развивать интерес и воспитывать чувство любви к национальной культуре родного края, народному творчеству, обычаям.
-формировать умение видеть историю вокруг себя (в домах, улицах, в предметах быта, в традициях и обычаях)
-воспитывать у детей любовь к родине, родному краю, природе, через непосредственное обращение к ней, восприятие ее красоты и многообразия
- воспитывать у детей любовь и уважение к своей семье, родному дому, детскому саду, родной улице, селу, республике, стране.
-Познакомить с интересными людьми села, прославившими его
Решение поставленных задач повлекло за собой поиск разных форм работы через совместную творческую деятельность педагогов, детей и родителей. В работе затронуты все образовательные области и все адекватные возрасту формы работы с детьми.
1. Социально-личностное развитие.
Задачи реализуются в игровой деятельности (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, театрализованные) «Мой дом – моя крепость», «Экскурсия по селу» и т. д.
2. Познавательно-речевое развитие:
Целевые прогулки по улице Нефедова, в гости к ткачихе Р.С.Кудашкиной, природа нашего села, экскурсии по памятным местам села, посещение музея им. С. Д. Эрьзи, памятника погибшим воинам ВОВ 1941-1945г. Дети старшей группы составляли рассказы на темы: «Моя семья самая дружная », «Моё любимое село»
Знакомство с малыми фольклорными формами; чтение познавательной литературы о родной Мордовии.
В течение года мною был реализован проект «Духовно- нравственное воспитание через краеведение», на тему: «Путешествие с Алдуней по родному краю»
В рамках проекта были проведены мероприятия «Коляда», «Светлая Пасха «Интерактивное занятие Мой край-Мордовия», «Березовый край России».
Для знакомство с бытом в садике создан мини –музей, которую с большим интересом посещают воспитанники.
Для внимания детей и родителей была предоставлена презентация на тему: «Знаменитые люди села», где дети узнали не только о знаменитом скульпторе С.Д.Эрьзя, но и об оперном певце Н.Ф.Рузавин, о герое Социалистического труда Иван Степановиче Китайкин и др.
В теме, посвященном Дню Победы участвовал весь коллектив детского сада. Мы учили детей хранить память о павших во время ВО, уважать людей старшего поколения, заботиться о них ; формировали представления о героях войны.. Вместе с воспитателями и музыкальным руководителем организовала концерт ко дню Победы. Воспитанники нашего сада вместе с родителями принимали участие в параде Победы .
3.Музыкальное развитие
Вместе с музыкальным руководителем, организовывала развлечения и праздники с фольклорной тематикой, знакомила детей с народными инструментами, играми, песнями, плясками, инсценировала хороводы, песни. С детьми разучила песню «Кавто церат тикше ледить», Вай Ванине,Ванине» , вместе с воспитателями групп разработала сценарий мероприятия «Я песнь тебе пою, Мордовия моя!
Пополнили копилку танцевального мастерства новой танцевальной зарисовкой «Масторава» под мордовскую народную песню «Вай вали ,Вали».
4. Художественно-эстетическое направление
Благодаря тесному сотрудничеству детей, воспитателей и родителей было оформлено огромное количество выставок.
Для реализации задач нравственно - патриотического воспитания в нашем детском саду созданы все необходимые современные условия.
В группах оформлены уголки по нравственно-патриотическому воспитанию, фотовыставки: «Знай историю своего села», выставки рисунков «Моё село», подобраны книги о нашей республике, тематические папки «Животный и растительный мир нашей республики», «Люди, которыми мы гордимся».
5. Физическое развитие
Вместе с инструктором по физической культуре на занятиях дети знакомятся с мордовскими играми.
Работа в данном направлении и расширение воспитательного пространства определило необходимость постоянного контакта с родителями воспитанников. Для этого мы составили план работы, благодаря которому старались привлечь и заинтересовать родителей внедрением разнообразных форм работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию:
-Провели анкетирование, беседы, родители вместе с детьми делали стенгазеты, папки-передвижки.
- Я, как воспитатель, подготовила презентацию по истории и знаменитых людях нашего села. Бесценная копилка нашего исторического прошлого, неотъемлемая часть краеведческого материала, которая благодаря талантливым составителям дает уникальную возможность прикоснуться к прошлому села и воспитанию патриотических чувств подрастающего поколения.
Только с привлечением всех участников образовательного процесса - педагогов, родителей, учреждений социума (музея, библиотеки, школы и
т. д.)можно говорить об успешной реализации системы патриотического воспитания в ДОУ.
По результатам анализа работы в направлении нравственно-патриотического воспитания, можно сделать вывод: наши дети достаточно хорошо информированы о культурно-исторических ценностях нашего края; у дошкольников сформированы представления об историко-культурных, национальных, географических, природных особенностях родного села. И с полной уверенностью можно сказать, что наши дети любят свою малую родину
В текущем учебном году мы приняли активное участие в 3 Всероссийской олимпиаде по эрзянскому языку и культуре «Эрий вал», приуроченной памяти создателя первого букваря Авксентия Филипповича Юртова. Мы заняли первое место в номинации «Эрзякс марямга», где воспитаница Катя Аверьянова прочитала стихотворение Петр Гайни «Чачома край».
Для нас это не столько самоцель, сколько образ жизни. И мы стараемся, что бы и для наших воспитанников и их родителей данная работа стала одной из главных составляющих их жизни.
Мы гордимся своим родным краем. Педагогический коллектив будет продолжать работу по нравственно- патриотическому воспитанию в тесном содружестве с родителями, работниками библиотек и музея.
Много дел еще ждет нас впереди…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Приобщение дошкольников к культурно-историческим ценностям родного края»
Статья посвящена одному из основных направлений современной отечественной педагогики,связанному с воспитанием будущего поколения, обладающего духовно-нр...
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к культурно-историческим ценностям родного края в рамках региональной программы «Крымский веночек»
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения всегда занимала центральное место в социальном заказе общества. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном ...
Сценарий семинара-практикума для педагогов детского сада "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к культурно-историческим ценностям"
Уважаемые коллеги - воспитатели и старшие воспитатели!В рамках празднования Дня народного единства в нашем детском саду был проведен муниципальный семинар-практикум для педагогов "Нравственно-пат...
Доклад на тему: Нравственно-патреотическое воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к культурно-историческим ценностям родного края в рамках региональной программы "Крымский веночек"
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения всегда занимала центральное место в социальном заказе общества.Глубокие социально-экономиче...
Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение детей к миру природы родного края.
Патриотическое воспитаниедошкольников через приобщение детей к миру природы родного края. «Мир, окружающий ребенка - это, прежде всего мир природы с безграничным богатство...
"Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к культурно-историческим ценностям"
Познакомить детей с родным городом, краем, его историей и достопримечательностями. Развивать интерес к прошлому своего края; развивать познавательную активность, логическое мышление, вообр...
Статья "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к культурно-историческим ценностям."
Статья "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к культурно-историческим ценностям."...