Конспект НОД по обучению грамоте "Гласные звуки и буквы"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

Назарова Татьяна Николаевна

Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе. Обобщение пройденного материала по гласным звукам и буквам. Закрепить правильное произношение гласных звуков, умение детей находить заданный звук в слове, делить слова на слоги, звукобуквенный анализ слова, составлять предложения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_gramote.docx264.62 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ ЦРР-ДС №53 «Ёлочка»                                                                    г. Тамбов                                                                                   воспитатель I квалификационной категории                                                                НАЗАРОВА Т.Н.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе

Тема:  Обобщающее занятие:                                                 «Гласные звуки [а], [о], [и], [у], [э], [ы]. Буквы А, О, И, У, Э, Ы.»                                                              Образовательная область: «Коммуникация»

Цель:

  1. Обобщение пройденного материала по гласным звукам [а], [о], [и], [у], [э], [ы] .  

Задачи:

Образовательные:

  1. Закреплять знания детей о гласных звуках.
  2. Закреплять умения детей определять наличие заданного звука в слове.
  3. Познакомить детей с новым словом «артикуляция».
  4. Продолжать учить определять количество слогов в слове.
  5. Закреплять графические образы букв А, О, И, У, Э, Ы.
  6. Обучать звуко-буквенному анализу слова АУ.
  7. Учить составлять предложение.

Развивающие:

  1. Развивать речь, внимание, мышление.
  2. Развивать зрительное восприятие, фонематический слух.

Воспитательные:

  1. Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно.
  2. Формировать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.

Методические приёмы:        

  1. Музыкальное сопровождение.
  2. Словесный (вопросы, объяснение).
  3. Наглядный (картинки, показ артикуляции).
  4. Игровой (Д/и «Найди пару», «Узнай звук», «Найди звук», «Чудесный мешочек»).
  5. Практический (упражнения).
  6. Наблюдение за работой детей, советы.

 Оборудование:

Демонстрационный материал: музыка  из м/ф «Маша и медведь»: «Про следы», Три желания», знаки-символы звуков(звуковички), кленовые листья с предметными  картинками, буквы, корзина, запечатанные конверты с буквами, цветные карандаши, большая картинка  с изображением игрушек, схема с фишками, картинки Маши и Медведя, нарисованная корзина с грибами, большие буквы для составления предложения, смайлики с разным эмоциональным настроением: радость, задумчивость, грусть.

Раздаточный материал: карточки (осенние листья) с картинкой и схемой, касса букв и слогов, фишки для звуко-буквенного анализа, природный и бросовый материал для выкладывания букв.

Ход деятельности:

I.   Организационный  момент. 

- Ребята, у нас сегодня гости, поздороваемся с гостями. (дети здороваются) Вы рады их видеть? Покажите, как вы рады приходу гостей. (улыбаются гостям)   

- Молодцы! Здесь они оказались не случайно! Гости хотят посмотреть, чему мы научились с вами на занятиях по обучению грамоте.

- Посмотрите на меня, повторим с вами правило речи: 

Каждый день всегда, везде

На занятиях, в игре

Верно, чётко говорим

Никуда мы не спешим!

       II. Мотивационная игра.

- Ребята, какое сейчас время года? (осень)

- Назовите приметы осени? (желтеют листья…)

- Закройте глаза и представьте, что мы с вами оказались в осеннем лесу.   (фон – звуки осеннего леса)

Осень в лесу!

Заходим в осенний лес!

Много здесь вокруг чудес!

Вот берёзки золотые шумят

Под берёзками грибочки стоят

В корзинку прыгнуть хотят!

(в этот момент появляется корзинка)

- Откройте глаза, посмотрите, кто-то забыл корзинку в лесу!

- Как вы думаете, кто же мог её здесь оставить?                                 (ответы детей, звучит музыка из м/ф «Маша и медведь»: песенка «Про следы»)

- Узнали  кто этот герой? Ну, конечно же, это Маша!

- Как вы думаете, куда же Маша так спешила, что оставила корзинку?   (ответы детей)

- Да, искать Мишку. А направлялась Маша к нам, вот и оставила корзинку.

- Посмотрим, что же Маша нам несла.                                                         (дети подходят к корзинке и находят в ней звуковичков с разной артикуляцией)

- Звуковички так дружно сидят в корзинке, помогите узнать их.                        (воспитатель вместе с детьми рассматривают звуковичков и по артикуляции губ определяют, какой звук)

- Что нам помогло узнать звуковичков?

- Правильно, по положению губ. А по другому, ребята, это называется АРТИКУЛЯЦИЯ. Новое для вас слово, вместе повторим это слово.

- Это, ребята, работа органов речи при произнесении звуков. Вспомним, какие органы речи помогают нам произносить звуки?

- Какие это звуки? (гласные) Почему? (их можно пропеть, протянуть, и при произнесении звуков воздух не встречает преграды)

- Каким цветом обозначаются гласные? (красным )                                              Поэтому звуковички всегда в красных башмачках!

- Молодцы! (звуковички выставляются на мольберт)

- Ребята, Маша оставила в корзине «Волшебные конверты». Возьмите каждый по конверту и определите на ощупь, что находится в них.                     (если дети не угадывают, им можно предложить посмотреть через конверт на свет)

- Расставьте буквы к соответствующим звуковичкам. Будьте внимательны!

- Ребята, чем отличается буква от звука?                                                                (звуки мы слышим и произносим, а буквы – пишем и видим)

III. Введение в тему занятия.

1. Игра «Найди пару»

- Посмотрите, сколько разноцветных листьев в лесу. Давайте их соберём в один букет. Возьмите по одному листочку.

- А листики необычные, с картинками на обратной стороне.

- Внимательно посмотрите, что нарисовано на вашей картинке и картинке соседа, и подумайте с какого звука начинается данное слово.

- А сейчас мы потанцуем с листочками под музыку, но как только музыка закончится, вы должны найти себе ту пару, у которой название картики начинается с того же звука, что и у вас.

- Держите картинки так, чтобы их было видно.                                                      (дети под музыку танцуют с листочками; пары: арбуз-апельсин, улитка-утюг, овощи-облако; индюк, эскимо))

- Алина и Кирилл, какой звук объединяет вашу пару? Почему?                                  ( Воспитатель отмечает детей, которые первые и правильно выполнили задание)

- Вероника и Настя, почему вы не нашли себе пару?                                               ( названия картинок начинаются с разных звуков)

- Ребята, почему нам не повстречалась картинка, название которой бы начиналось со звука [ы]?

(звук [ы] встречается только в середине и в конце слова)

2. Игра «Найди звук»

- Ветерок принёс нам ещё листочки.(на столах)

- А как называется явление природы, когда листья опадают, летят,летят и кружатся?

- Правильно! Это листопад.

- Звуковички заскучали и хотят с вами поиграть, проходите за столы.

(дети парами садятся за столы)

- С ребятами этого стола будет играть звуковичок [о], с другим -[э], …[и],…[ы] .  

- На ваших листочках изображены картинки и схемы к ним.                                  Что же мы будем делать? (ответы детей)

- Вам нужно выделить голосом данный звук в слове, определить место этого звука в слове и закрасить соответствующий круг.

- Каким цветом?

(Следить за осанкой детей. Одного ребёнка воспитатель вызывает к доске: в слове «игрушки» найти звук [и], обозначить фишками на схеме место звука в слове)

- Определим с вами, слово «игрушки» длинное или короткое слово?

- Докажите! Что нужно сделать?

- Правильно! Разделить слово на части, или слоги. Сколько слогов?

(дети хлопками определяют количество слогов в слове)

- Ребята, как ещё узнать сколько слогов в слове?

- Раскрою вам секрет: сколько в слове гласных звуков – столько и слогов.

-Какие же звуки  и сколько мы слышим в слове «игрушки»?

- Молодцы!        

3. Игра на развитие мелкой моторики рук «Выложи букву»

- Ребята, переверните листья, какие они на ощупь?

- Предлагаю вам выложить любую букву на бархатистых листочках для Звуковичков из природного и бросового материала, который вы видите на столе. (на тарелочке лежат пуговицы, шерстяные нитки, арбузные семечки, скорлупа от фисташек, шляпки от желудей и т.д.)

IV. Физкультминутка «Дождик».

- Ребята, вернёмся с вами в лес, может встретим Машу и Мишу.                                   (дети выходят на ковёр)

- Ой, смотрите, закапал дождь.

Капля раз, капля два

        (ладошки в стороны, поочерёдно прыгая с ноги на ногу)

Очень медленно сперва

        (тоже самое)

А потом, потом, потом

        (руки сгибаются в локтях)

Всё бегом, бегом, бегом

        (бес с ускорением на месте)

Мы зонты свои раскроем

        (остановиться, руки в разные стороны)

От дождя себя укроем.

        (изображается над головой вид «зонтика»)

V.  Звуко- буквенный анализ слова АУ.

- Ребята, Маша уже давно гуляет по лесу, возможно она заблудилась.

- Ой, ребята, у нас здесь загрустили 2 звуковичка. Какие?                             (звуки [а] и  [у])

- Какое маленькое слово можно составить из этих звуков, которое пригодится Маше, чтобы её нашли?  (слово АУ)

- Правильно! Это слово АУ.

- Произнесём это слово тихо …, а теперь громко …

- Никто не откликается.

- В таком случае, выложим это слово с помощью фишек и букв.                             (дети садятся за столы)

- Слово обозначим длинной полоской, вы выкладываете у себя на столе, а я – на доске.

- Сколько слогов в слове АУ? (2)

- Верно!

- Из скольких звуков состоит это слово?

- Какой первый звук?

- Обозначим звук  [а] фишкой. Какого цвета? Почему?

- Какой второй звук в слове АУ?

- Кирилл пойдёт к доске и поставит фишку.

- Прочитаем слово. Я веду указкой, а вы – протяжно поёте каждый звук в слове.

- А теперь обозначим звуки буквами. (воспитатель вызывает ребёнка)

- Открываем кассу букв. Какой буквой обозначим первый звук?

- Находим нужную букву и кладём на соответствующую фишку.

- Прочитаем слово хором. (Появляются картинки Маши и  Миши.)

- Вот и откликнулись Маша и Миша, оказывается они грибы собирали, вот и набрали целую корзину.

- Они так рады встрече и хотят поиграть с вами, предлагают разгадать ребус.

- Что это? (картинки: кукла, мяч, корзинка с грибами)

- Кто это? (Маша, Медведь)

- А сейчас я добавлю буквы, посмотрим что же получится?

У   И  .

А    У            .

- Что у нас получилось?                                                                                     (Предложения: У Маши мяч и кукла. А у Миши корзина с грибами.)

- Предложение -  это совокупность слов, которые связаны между собой по смыслу. А в конце предложения всегда стоит точка.

- Попробуем поменять слова в предложении.                                                             (дети сами меняют слова и читают предложения)

- Молодцы, ребята!

VI.  Итог занятия.

- Какие звуки мы вспомнили?

- Какие это звуки? Почему?

- С каким новым словом познакомились?

- Чем звуки обозначаются на письме?

- Чем звуки отличаются от букв?

- Какие задания были интересными, и понравились вам больше?

- Что вызвало трудности?

VII.  Рефлексия.

- Ребята, в корзине у Медведя лежат смайлики, но они разные. Посмотрим.

- Чем они отличаются? (настроением:  радость, задумчивость, грусть)

- Если вам сегодня было легко на занятии, справились со всеми заданиями – возьмите радостного смайлика, если встречались трудности, но вы их старались преодолеть – задумчивого смайлика, а если совсем трудно – грустного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по обучению грамоте "Звук и буква Ц" в подготовительной группе.

Конспект занятия по уточнению и расширению знаний детей по теме "Звук и буква Ц"....

Конспект занятия по обучению грамоте "Звук и буква М. Родная земля-матушка"

Основная цель занятия: обобщить представления по теме "Хлеб.С\х профессии", знания о звуках и букве на лексическом материале. Конспект может быть использован логопедами и воспитателями....

Конспект НОД по обучению грамоте: «Звук А, буква А.»

Программное содержание: уточнение артикуляции звука; закрепление навыков четкого произношения звука [а]; ознакомление с буквой «А»; развитие речевого дыхания, внимания, фонематического слуха и фонемат...

Конспект ООД по обучению грамоте "Звук Й (буква й)"

Конспект поможет педагогам познакомить детей со звуком Й, совершенствовать навыки аналитико - синтетической деятельности....

Конспект ООд по обучению грамоте "Звук и буква Ш"

Данная ООД проводиласть с использованием интерактивной доски....

Конспект занятия по обучению грамоте "Звук "Ж". Буква "Ж".

Познакомить с буквой и со звуком «Ж», «ж»; автоматизировать правильное произнесение «ж»; формирование умения определять местоположение звука в слове; формирование правильной звуковой культуры речи; ...