План-конспект непосредственной образовательной деятельности Тема "Эксперименты"
методическая разработка
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Задачи:
-Развивать представления детей о свойствах и качествах предметов;
-Формировать представление о живой и не живой природе;
-Развивать стремление к простейшему экспериментированию с предметами и материалами;
-Развивать интерес, любознательность и познавательную активность;
-Формировать основы системного мышления и логического анализа окружающей действительности;
-Обобщить и активизировать словарный запас по теме «Экспериментирование»; «Опыты»;
-Развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь;
-Развивать творческие способности;
- Воспитывать умение работать в группе, способность выслушивать друг друга, учитывать мнение партнера;
- Способствовать формированию потребности в двигательной активности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nedelya_eksperimentov.doc | 127 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 1 «Образовательный центр» имени 21 армии Вооруженных сил СССР п.г.т. Стройкерамика муниципального района Волжский Самарской области структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»
План-конспект НОД
Тема «Эксперименты»
(средняя, старшая группа)
Выполнила:
Каликанова О.А
2020г
ПЛАН – КОНСПЕКТ НОД
Тема: «Эксперименты».
Группа: средняя.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Задачи:
-Развивать представления детей о свойствах и качествах предметов;
-Формировать представление о живой и не живой природе;
-Развивать стремление к простейшему экспериментированию с предметами и материалами;
-Развивать интерес, любознательность и познавательную активность;
-Формировать основы системного мышления и логического анализа окружающей действительности;
-Обобщить и активизировать словарный запас по теме «Экспериментирование»; «Опыты»;
-Развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь;
-Развивать творческие способности;
- Воспитывать умение работать в группе, способность выслушивать друг друга, учитывать мнение партнера;
- Способствовать формированию потребности в двигательной активности.
Методы и приемы:
Практические: физминутка «Капелька»; пальчиковая гимнастика «Шарик»; подвижная «Солнечные зайчики», «Найди пару», «Затейники»; дидактическая игра «Нарисуй столько же», «Угадай звук»; экспериментальная деятельность «Узнаем какая вода», «В поисках воздуха»; игра-эстафета «Налил-вылил»; игра малой подвижности «Найди, где спрятано»; рисование «Солнечный зайчик»; лепка «Тарелочка из глины»; аппликация «Шарики летят в небо»; конструирование из бросового материала «Лаборатория для экспериментов».
Наглядные: рассматривание набора для экспериментирования; набор бросового материала; наблюдение за экспериментальной деятельностью, за движением солнечного зайчика; демонстрация образца на занятиях лепкой, рисовании и аппликации; рассматривание предметов в группе, сделанных из разных материалов;
Словесные: дидактическая игра «Что из чего сделано»; составление рассказа о постройке, беседа «Свойства глины и песка»
Материалы и оборудование: предметные картинки по теме «Опыты и эксперименты»; набор для экспериментирования; материалы и оборудование для проведения экспериментов с водой, воздухом, песком и глиной; (в т.ч и для лепки), карандаши, бумага, бросовый материал и т.д.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная | Утренняя гимнастика «Мы затейники», физминутка «Капелька», пальчиковая гимнастика «Шарик», подвижная игра «Найди пару»; НОД в спортзале. |
Игровая | Дидактическая игра «Нарисуй столько же», подвижная игра «Затейники», «Солнечные зайчики»». |
Продуктивная | Рисование «Солнечные зайчики», лепка «Тарелочка из глины», аппликация «Шарики летят в небо», конструирование из бросового материала «Лаборатория для экспериментов». |
Познавательно-исследовательская | Экспериментальная деятельность «Узнаем, какая вода», «В поисках воздуха»; наблюдают за солнечным зайчиком. |
Коммуникативная | Дидактическая игра «Что из чего сделано»; составление рассказа о постройке, беседа «Свойства глины и песка» |
Музыкально-художественная | Слушание «Колыбельная» В. Агафонникова, «Барабанщик» М. Красева, музыкально – ритмические движения «Бег и шаг», дидактическая игра «Угадай, что звучит»; НОД. |
Чтение художеств. литературы | Чтение сказки Л. Муур. «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду» |
Трудовая | Поручения |
Логика образовательной деятельности
№ | Деятельность педагога | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
1. | Воспитатель вносит набор для экспериментирования | Рассматривают набор для экспериментирования | Сформировать интерес к предстоящей деятельности. |
2. | Воспитатель в роли «Капельки» предлагает провести эксперименты с водой «Узнаем, какая вода» | Участвуют в экспериментировании(определяют цвет, запах, вкус, добавляют в воду краситель, сахар, сок лимона) | Формировать целостное представление о воде, как о природном явлении; знакомить со свойствами воды(жидкая, прозрачная ,без запаха и без вкуса, может менять цвет, вкус и запах) |
3. | Предлагает физминутку «Капелька» Капля - раз, капля - два, Очень медленно сперва, (хлопки руками) А потом, потом, потом - Все бегом, бегом, бегом. (бег на месте) Стали капли поспевать, Капля каплю догонять. ( хлопки руками) Кап-кап, кап-кап. (пальчиками по ладошке) Зонтики скорей раскроем, От дождя себя укроем. (соединить руки над головой) | Выполняют физминутку «Капелька» | Формировать потребности в двигательной активности. |
4. | Обращает внимание детей на картинку с тучкой и капельками. | Рассматривают картинку. | Сформировать интерес к предстоящей деятельности |
5. | Предлагает на листочке нарисовать столько же капелек, сколько на картинке (5) | Дидактическая игра: «Нарисуй столько же» | Уточнить представление детей о понятии «столько же», закреплять порядковый счёт в пределах 5, формировать умение анализировать, сравнивать. |
6. | Воспитатель приглашает поиграть. | Игра-эстафета «Налил-вылил» | Развивать координацию движений, расширять представления о свойствах воды. |
7. | Воспитатель читает сказку Л. Муур. «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду» | Слушают сказку, анализируют. | Воспитывать интерес к народному творчеству, умение слушать и анализировать. |
8. | Воспитатель предлагает поиграть | Игра малой подвижности «Найди, где спрятано?» | Развивать у детей выдержку, наблюдательность, честность |
9. | Включает запись «Звуки предметов»(звон стекла, стук по дереву, стук по железу) | Слушаю внимательно | Сформирован интерес к предстоящей деятельности |
10. | Предлагает определить какие предметы могут давать такой звук | Музыкальная дидактическая игра «Угадай звук» | Развивать интерес к предметам окружающего мира, способствовать развитию интереса к экспериментальной деятельности. |
11.. | Воспитатель обращает внимание, что многие предметы в группе сделаны тоже из разных материалов. | Дидактическая игра «Что из чего сделано». | Развивать связную речь, уточнять знания детей об окружающих предметах |
12. | Предлагает найти пары по карточкам(на карточках изображены предметы из стекла, дерева, железа) | Подвижная игра «Найди пару» | Развивать умение быстро строиться в пары. Реализовать потребность в двигательной активности. |
13. | Воспитатель в роли Незнайки сообщает детям, что он так сильно спешил, что не заметил куда делся воздух из шарика. | Дети слушают историю Незнайки | Сформировать интерес к предстоящей деятельности |
14. | Предлагает отправиться на поиски воздуха. | Участвуют в экспериментировании «В поисках воздуха» | Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять знания о воздухе, активизировать речь и обогащать словарь детей. |
15. | Незнайка сообщает, что воздух мы нашли, и предлагает запустить шарики в небо | Выполняют коллективную аппликацию «Шарики летят в небо» | Развивать умение работать в коллективе, сообща; формировать умение аккуратно работать с клеем. |
16. | Предлагает поиграть с пальчиками Надуваем быстро шарик. Он становится большой. Вдруг шар лопнул, воздух вышел – Стал он тонкий и худой. | Выполняют пальчиковую гимнастику «Шарик». | Развивать мелкую моторику, координацию движений пальцев рук |
17. | Воспитатель с помощью зеркала создает солнечного зайчика. | Наблюдают | Сформировать интерес к предстоящей деятельности и к экспериментированию. |
18. | Предлагает пофантазировать и зарисовать солнечного зайчика. | Рисуют акварельными красками солнечного зайчика | Развивать творческое воображение, фантазию. Формировать умение правильно и аккуратно пользоваться кистью и акварелью |
19. | Предлагает поиграть с солнечным зайчиком | Играют в подвижную игру «Солнечный зайчик» | Реализовать потребность в двигательной деятельности, развивать ловкость и скорость реакции. |
20. | Воспитатель вносит в группу ведерко с глиной и ведерко с песком. | Обращают внимание на ведерки с глиной и песком | Сформирован интерес к предстоящей деятельности. |
21. | Рассказывает о свойствах этих пород, задает вопросы. | Участвуют в беседе «Свойства глины и песка» | Расширять представлений о свойствах песка, глины; формировать умение участвовать в диалогической речи, активизировать словарь. |
22. | Предлагает побыть мастерами гончарного производства | Лепят «Тарелочку»(из глины) | Знакомить с основными приемами работы с глиной; развивать фантазию, воспитывать уважение к труду народных умельцев |
23. | Воспитатель приглашает детей в хоровод | Подвижная игра «Затейники» | Формировать умение выполнять различные танцевальные движения; реализовать потребность в двигательной активности. |
24. | Вносит в группу коробку с бросовым материалом | Обращают внимание на коробку | Сформирован интерес к предстоящей деятельности |
25. | Предлагает из предметов в коробке построить свою собственную лабораторию для экспериментов. | Конструируют в подгруппах «Лаборатория экспериментов» | упражнять детей в сооружении различных зданий из бросового материала, развивать фантазию и воображение. |
26. | Предлагает каждой подгруппе рассказать о работе созданной лаборатории | Представляют свою постройку, рассказывают какие эксперименты там будут проходить | Формировать умение грамматически правильно строить предложения, активизировать словарь. |
Конспект составил: воспитатель Каликанова О.А
ПЛАН – КОНСПЕКТ НОД
Тема: «Эксперименты».
Группа: старшая.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Задачи:
-Развивать представления детей о свойствах и качествах предметов;
-Формировать представление о живой и не живой природе;
-Развивать стремление к простейшему экспериментированию с предметами и материалами;
-Развивать интерес, любознательность и познавательную активность;
-Формировать основы системного мышления и логического анализа окружающей действительности;
-Обобщить и активизировать словарный запас по теме «Экспериментирование»; «Опыты»;
-Развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь;
-Развивать творческие способности;
- Воспитывать умение работать в группе, способность выслушивать друг друга, учитывать мнение партнера;
- Способствовать формированию потребности в двигательной активности.
Методы и приемы:
Практические: физминутка «Капелька»; пальчиковая гимнастика «Шарик»; подвижная «Солнечные зайчики», «Найди пару», «Затейники»; дидактическая игра «Нарисуй столько же», «Угадай звук»; экспериментальная деятельность «Узнаем какая вода», «В поисках воздуха»; игра-эстафета «Налил-вылил»; игра малой подвижности «Найди, где спрятано»; рисование «Солнечный зайчик»; лепка «Тарелочка из глины»; аппликация «Шарики летят в небо»; конструирование из бросового материала «Лаборатория для экспериментов».
Наглядные: рассматривание набора для экспериментирования; набор бросового материала; наблюдение за экспериментальной деятельностью, за движением солнечного зайчика; демонстрация образца на занятиях лепкой, рисовании и аппликации; рассматривание предметов в группе, сделанных из разных материалов;
Словесные: дидактическая игра «Что из чего сделано»; составление рассказа о постройке, беседа «Свойства глины и песка»
Материалы и оборудование: предметные картинки по теме «Опыты и эксперименты»; набор для экспериментирования; материалы и оборудование для проведения экспериментов с водой, воздухом, песком и глиной; (в т.ч и для лепки), карандаши, бумага, бросовый материал и т.д.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная | Утренняя гимнастика «Мы затейники», физминутка «Капелька», пальчиковая гимнастика «Шарик», подвижная игра «Найди пару»; НОД в спортзале. |
Игровая | Дидактическая игра «Нарисуй столько же», подвижная игра «Затейники», «Солнечные зайчики»». |
Продуктивная | Рисование «Солнечные зайчики», лепка «Тарелочка из глины», аппликация «Шарики летят в небо», конструирование из бросового материала «Лаборатория для экспериментов». |
Познавательно-исследовательская | Экспериментальная деятельность «Узнаем, какая вода», «В поисках воздуха»; наблюдают за солнечным зайчиком. |
Коммуникативная | Дидактическая игра «Что из чего сделано»; составление рассказа о постройке, беседа «Свойства глины и песка» |
Музыкально-художественная | Слушание «Колыбельная» В. Агафонникова, «Барабанщик» М. Красева, музыкально – ритмические движения «Бег и шаг», дидактическая игра «Угадай, что звучит»; НОД. |
Чтение художеств. литературы | Чтение сказки Л. Муур. «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду» |
Трудовая | Поручения |
Логика образовательной деятельности
№ | Деятельность педагога | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
1. | Воспитатель вносит набор для экспериментирования | Рассматривают набор для экспериментирования | Сформировать интерес к предстоящей деятельности. |
2. | Воспитатель предлагает провести эксперименты «Снег, лёд, вода» | Участвуют в экспериментировании | Формировать исследовательские умения сбора информации об объектах неживой природы: (снег, лед, вода) сходство и различие. Развивать познавательный интерес к объектам неживой природы на основе сравнения анализа. |
3. | Предлагает физминутку «Капелька» Капля - раз, капля - два, Очень медленно сперва, (хлопки руками) А потом, потом, потом - Все бегом, бегом, бегом. (бег на месте) Стали капли поспевать, Капля каплю догонять. ( хлопки руками) Кап-кап, кап-кап. (пальчиками по ладошке) Зонтики скорей раскроем, От дождя себя укроем. (соединить руки над головой) | Выполняют физминутку «Капелька» | Формировать потребности в двигательной активности. |
4. | Обращает внимание детей на картинку со снежинками | Рассматривают картинку. | Сформировать интерес к предстоящей деятельности |
5. | Предлагает на листочке нарисовать столько же снежинок, сколько на картинке (8) | Дидактическая игра: «Нарисуй столько же» | Уточнить представление детей о понятии «столько же», «поровну», закреплять порядковый счёт в пределах 10, формировать умение анализировать, сравнивать. |
6. | Воспитатель приглашает поиграть. | Игра-эстафета «Налил-вылил» | Развивать координацию движений, расширять представления о свойствах воды. |
7. | Воспитатель читает сказку Л. Муур. «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду» | Слушают сказку, анализируют. | Воспитывать интерес к народному творчеству, умение слушать и анализировать. |
8. | Воспитатель предлагает поиграть | Игра малой подвижности «Найди, где спрятано?» | Развивать у детей выдержку, наблюдательность, честность |
9. | Включает запись «Звуки предметов»(звон стекла, стук по дереву, стук по железу) | Слушаю внимательно | Сформирован интерес к предстоящей деятельности |
10. | Предлагает определить какие предметы могут давать такой звук | Дидактическая игра «Угадай звук» | Развивать интерес к предметам окружающего мира, способствовать развитию интереса к экспериментальной деятельности. |
11.. | Воспитатель обращает внимание, что многие предметы в группе сделаны тоже из разных материалов. | Дидактическая игра «Что из чего сделано». | Развивать связную речь, уточнять знания детей об окружающих предметах |
12. | Предлагает найти пары по карточкам(на карточках изображены предметы из стекла, дерева, железа) | Подвижная игра «Найди пару» | Развивать умение быстро строиться в пары. Реализовать потребность в двигательной активности. |
13. | Воспитатель в роли Незнайки сообщает детям, что он так сильно спешил, что не заметил куда делся воздух из шарика. | Дети слушают историю Незнайки | Сформировать интерес к предстоящей деятельности |
14. | Предлагает отправиться на поиски воздуха. | Участвуют в экспериментировании «В поисках воздуха» | Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять знания о воздухе, активизировать речь и обогащать словарь детей. |
15. | Незнайка сообщает, что воздух мы нашли, и предлагает запустить шарики в небо | Выполняют объемную аппликацию «Шарик летит в небо» | Развивать умение работать в коллективе, сообща; формировать умение аккуратно по контуру вырезать детали, работать с клеем. Напомнить правила безопасности при работе с ножницами. |
16. | Предлагает поиграть. Надуваем быстро шарик, (Дети расходятся, образуя круг.) Он становится большой, Вот какой! (Показываем руками.) Вдруг шар лопнул – сссс (Сужаем круг к центру.) Воздух вышел, (ручки вверх.) Стал он тонкий и худой. (Показываем ручками, какой стал шарик.) Мы не станем горевать, (Качаем головой.) Будем надувать опять. Надуваем быстро шарик, ( расходятся, образуя круг.) Он становится большой, Вот какой
| Физминутка «Шарик» | Формировать умение координировать слова с движениями. Активизировать потребность в двигательной активности |
17. | Воспитатель с помощью зеркала создает солнечного зайчика. | Наблюдают | Сформировать интерес к предстоящей деятельности и к экспериментированию. |
18. | Предлагает пофантазировать и зарисовать солнечного зайчика. | Рисуют акварельными красками солнечного зайчика | Развивать творческое воображение, фантазию. Формировать умение правильно и аккуратно пользоваться кистью и акварелью |
19. | Предлагает поиграть с солнечным зайчиком | Играют в подвижную игру «Солнечный зайчик» | Реализовать потребность в двигательной деятельности, развивать ловкость и скорость реакции. |
20. | Воспитатель вносит в группу ведерко с глиной и ведерко с песком. | Обращают внимание на ведерки с глиной и песком | Сформирован интерес к предстоящей деятельности. |
21. | Рассказывает о свойствах этих пород, задает вопросы. | Участвуют в беседе «Свойства глины и песка» | Расширять представлений о свойствах песка, глины; формировать умение участвовать в диалогической речи, активизировать словарь. |
22. | Предлагает побыть народными умельцами | Лепка «Чашка и блюдце»(из глины ленточным способом) | Знакомить с основными приемами работы с глиной; развивать фантазию, воспитывать уважение к труду народных умельцев |
23. | Воспитатель приглашает детей в хоровод | Подвижная игра «Затейники» | Формировать умение выполнять различные танцевальные движения; реализовать потребность в двигательной активности. |
24. | Вносит в группу коробку с бросовым материалом | Обращают внимание на коробку | Сформирован интерес к предстоящей деятельности |
25. | Предлагает из предметов в коробке, а так же используя крупный конструктор, построить свою собственную лабораторию для экспериментов. | Конструируют в подгруппах «Лаборатория экспериментов» | упражнять детей в сооружении различных зданий из бросового материала и конструктора, развивать фантазию и воображение. |
26. | Предлагает каждой подгруппе рассказать о работе созданной лаборатории | Представляют свою постройку, рассказывают какие эксперименты там будут проходить | Формировать умение грамматически правильно строить предложения, активизировать словарь. |
Конспект составил: воспитатель Каликанова О.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Речевое развитие» в рамках тематической недели «Домашние питомцы» «Научим поросенка Хому говорить правильно».
План - конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Речевое развитие» в рамках тематической недели «Домашние ...
План - конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Речевое развитие» в рамках тематической недели «Домашние питомцы» «Научим поросенка Хому говорить правильно». Приоритетная образов
План - конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Речевое развитие» в рамках тематической недели «Домашние ...
Примерный план конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» в рамках тематической недели: «Неделя правил дорожного движения» по теме: «Знай и
Примерный план конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Социально – коммуникативн...
План - конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в 1 младшей группе по образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» в рамках тематической недели «В стране игрушек» по теме «Любимая игрушка» Подготови
структурное подразделение государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы №2 «Образовательный центр» имени Героя Российской Федера...
План - конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в рамках образовательной области «Познавательное развитие» в 1 младшей группе Тема: «Путешествие с Колобком».
План - конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в рамках образовательной области «Познавательное развитие» в 1 младшей группеТема: «Путешествие с Колобком»....
План - конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в рамках образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе Тема: «Профессий много на земле…» Подготовила : Рафикова Эльмира Тихфятовна, воспитатель 2
План - конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в рамках образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группеТема: «Пр...
План-конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в средней группе «Ваза с листьями для мамы»
План-конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в средней группе «Ваза с ...