Дорога и дети
Скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах и
дорогах нашего города быстро возрастают. Поэтому обеспечение
безопасности движения становится всё более важной задачей. Особое
значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная
подготовка самых маленьких наших пешеходов – детей, которых уже сейчас
за воротами дома подстерегают серьёзные трудности и опасности и жить
которым придётся при несравненно большей интенсивности автомобильного
движения. Причиной дорожно-транспортного происшествия чаще всего
являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил
дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей
на проезжей части. Предоставленные самим себе дети, особенно младшего
возраста, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Объясняется
это тем , что они не умеют ещё в должной степени управлять своим
поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до
приближающей машины и её скорость и переоценивают собственные
возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У них ещё не
выработалась способность предвидеть возможность возникновения
опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке. Поэтому они
безмятежно выбегают на дорогу перед остановившейся машиной и внезапно
появляются на пути у другой. Они считают вполне естественным выехать на
проезжую часть на детском велосипеде или затеять здесь весёлую игру.
Избежать этих опасностей можно лишь путём воспитания и обучения
ребёнка с самого раннего возраста. В дошкольных учреждениях воспитание
общей культуры поведения начинается в младших группах , на третьем году
жизни ребёнка. С этого времени должна начинаться и его подготовка к
пожизненной «профессии» участника движения, пешехода. Именно в этом
возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем
мире, и всё ,что ребёнок усвоит в дошкольном учреждении , прочно
останется у него навсегда. Изучение правил дорожного движения опирается
на решение программных задач формирования у детей ориентироваться в
пространстве, когда они уже умеют различать и называть (в зависимости от
возраста) левую и правую сторону, середину, направление вперёд и назад и
т.д. Обучение детей правилам дорожного движения даст желаемый
результат, если оно прочно связано со всеми образовательными областями
программы (познание, художественное творчество, физическая культура,
музыка). В самостоятельной деятельности у детей формируется культура
поведения, выдержка, дисциплина.
Работу с детьми в подготовительной группе по ознакомлению с
правилами дорожного движения я организовываю так, чтобы знания ,
полученные на занятиях, экскурсиях и прогулках, стали прочными и
могли быть с успехом применены будущими первоклассниками. Ведь
нередко первокласснику приходится самостоятельно переходить улицу.
К этому его надо подготовить. Прежде всего в подготовительной группе
необходимо закреплять, расширять, углублять представления о правилах
дорожного движения ,полученные в других группах. С этой целью с детьми
я провожу наблюдения за движением транспорта, работой водителя,
сигнализацией светофора. Расширяю знания детей о работе сотрудников
ГИБДД, контролирующих и регулирующих движение на улице. Продолжаю
знакомство с назначением дорожных знаков и их начертаниями. Детей
подготовительной к школе группе знакомлю с новыми для них правилами
пешеходов и пассажиров:
переходить улицу на перекрёстках (где нет указателей) следует в
границах полосы, соединяющий конец одного тротуара с началом другого;
в местах, где есть пешеходные тоннели или мосты, пешеходы должны
пользоваться только ими;
прежде чем переходить дорогу. Пешеход должен убедиться в полной
безопасности. Запрещается пересекать путь приближающемуся транспорту;
там, где движение регулируется, выходить на проезжую часть для перехода
дороги можно только при зелёном сигнале светофора, светового указателя
или при разрешающем жесте регулировщика;
пешеходы должны быть внимательными к окружающим, взаимно
вежливыми; ожидать автобус, троллейбус, трамвай, такси разрешается лишь
на посадочных площадках, а там, где их нет, - на тротуаре(обочине дороги) .
Знания, приобретённые детьми во время прогулок, экскурсии по улицам
города, наблюдения за поведением пешеходов, движущегося транспорта,
затем уточняются. Дополняются, совершенствуются во время разнообразных
занятий и игр.
Несомненно, дошкольному учреждению необходимо поддерживать
постоянный контакт с семьёй. Единые требования, предъявляемые со
стороны воспитателей и родителей, будут способствовать успешному
овладению детьми азбукой дорожного движения.