Занятие «Звук. Свойства звука»
методическая разработка (подготовительная группа)

МАГОМЕДОВА ОКСАНА ИЗАМУТДИНОВНА

Занятие для старшего дошкольного возраста 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk._svoystva_zvuka2.docx23.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Брусничка»

Конспект по опытно-экспериментальной   деятельности в старшей группе

«Звук. Свойства звука»

 

Музыкальный руководитель

Магомедова О.И.

ЦЕЛЬ:

• Обобщение представлений детей о звуке (звук слышим с помощью уха);

• дать понятие о распространении звука, высокие и низкие звуки, шумовые и музыкальные звуки;

• развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение);

• развитие коммуникативности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

• формировать эмоционально- положительное отношение к окружающему миру и природе.

МЕТОДЫ:

• игра-экспериментирование;

• моделирование.

ОБОРУДОВАНИЕ:

• стол маленький, таз с водой, предметы, которые тонут;

• аудио запись звука грозы;

• два продолговатых таза с водой на столах, камни, 10 тампонов для

ушей;

• два мяча;

• самодельные музыкальные инструменты, маленький стол;

• металлофон, палочка деревянная;

• магнитная доска, магниты, схемы;

• предметы в группе, издающие высокие и низкие звуки;

• аудио запись с посланием от ребят из подготовительной группы;

• аудио запись п. И. Чайковский «Времена года. Апрель». 1

Ход ЗАНЯТИЯ.

I. Постановка темы занятия.

В. - Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться:

«Доброе утро!»

Доброе утро, солнцу и птицам.

Доброе утро улыбчивым лицам!

(Звучит аудио запись звуков)

В. - Послушайте запись. Что вы услышали? (Ответы детей)

В. - Как вы догадались? (Ответы детей)

В. - Ребята, я предлагаю вам послушать тишину. Что можно услышать в тишине?

(Ответы детей)

В. - Ребята, вы не видите птиц за окном, а как вы догадались, что это именно они?

(Ответы детей)

В. - Значит, даже не видя предмета, мы можем догадаться, что это он.

И в этом нам помогает звук. Сегодня мы поговорим о звуке и некоторых его свойствах.

II. Распространение звука в различных средах.

В. - Кто из вас знает, как распространяется звук(Ответы детей)

В. - Проведем,эксперимент: подойдите к емкости с водой, возьмите в руки предмет, лежащий на столе. По очереди бросьте предмет в воду. Наблюдайте, что будет происходить.

(Дети выполняют опыт)

В. - Что вы наблюдали на воде? (Ответы детей)

В. - Верно, мы наблюдали волны. Подобно водной волне,

распространяется и звуковая волна, только она невидима и передается по воздуху.

- Найдите «человечков воздуха» и поставьте схему.

В. - Выясним, только ли по воздуху передается звук. Проведем эксперимент:

1. Возьмите себе один тампон

2. Закройте им правое ухо

3. Левое ухо прислоните к емкости с водой

4. Я буду бросать в емкости камушки, а вы должны посчитать, сколько я бросила камней в каждую емкость.

Только одно условие считать будете (шепотом) про себя, чтобы не мешать товарищу. Договорились? - Выполняем.

(Дети выполняют по алгоритму. Воспитатель интересуется, СКОЛЬКО камушков она бросила в емкость).

В. - Как вы догадались, вы же не видели? (Ответы детей)

В. - Где распространяется звук?

Р. - Звуки передавались по воде.

В.- Сделаем выводзвук может распространяться по воздуху и по воде.

Найдите «маленьких человечков воды» и поставьте их в схему.

В. - Теперь нам нужно выяснить в какой еще среде распространяется звук.

- Проведем эксперимент:

1. Разбейтесь на пары

2. Возьмите по l-y тампону и по 1-й веревке с ложкой

3.Задание: Послушайте, как звучит ложка. (Ударяю)

Какой был звук(сильный). Как передавался звук(по воздуху).

Теперь 1-о ухо нужно закрыть тампоном, а ко 2-му уху прислонить конец веревки, веревку натянуть. Я каждому из вас ударяю по ложке, а вы потом расскажите, что услышали.

Выполняем.

(Воспитатель ударяет по ложкам)

В. - Какой звук был сильнее, когда просто держали веревку в руке, или когда ее прислонили к уху?

(Ответы детей)

В. - Как звук добрался до уха? По какому предмету он бежал? (Д. - По веревке.)

В.- Веревку мы к какой среде отнесем: водной, газообразной или есть другая среда?

Д. - Веревка - это твердая среда.

В.- Вернемся к схеме: мы выяснили, что звук передается по воздуху, по воде и по твердому телу.

В. - Ребята, а вас не удивило то, что звук, который бежал по веревке был сильнее? Хотите знать почему?

(Да)

В. - Поиграем. Одна команда - это будут маленькие человечки твердого вещества. Постройтесь в шеренгу.

А вторая команда – человечки воздуха (по воздуху в первый раз шел

звук). Как вы должны стоять?

Д. (Далеко друг от друга, как бы рассыпаны по группе).

В. - Разбегитесь по всей группе.

Задание. Каждая команда получает мяч, по моей команде вы передаете мяч друг другу. Последний берет в руки мяч, поднимает высоко над головой и кричит «Всё!»

- Посмотрим, кто быстрее.

В. - Почему 1 группа быстрее передала мяч? (Ответы детей)

В. - Так почему в твердой среде звук распространяется быстрее и он громче?

(Ответы детей:потому что твердой среды стоят близко друг к другу)

III. Высокие и низкие звуки.

В. - Предлагаю развлечь наших гостей музыкой. Музыкальная пауза.

- Возьмите со стола наши самодельные музыкальные инструменты, встань те вкруг.

По моей команде, я предлагаю вам сыграть любую мелодию, только

погромче, чтобы всем было слышно. Придумали? Начали. «Шумная игра».

В. - Понравилась вам наша «мелодия»? Можно это назвать мелодией? В. - У нас получился шум. Мы издавали шумовые звуки, а они не

всегда приятны для уха. Поэтому композиторы разрешили это противоречие путем подбора звуков, которые приятны для слуха. Они стоят в определенном порядке, а не хаотичны это музыкальные звуки.

Игра на металлофоне.

В. - Послушаем музыкальные звуки(Играет ребенок)

В. - А сейчас был шум или мелодия? Почему? (Ответы детей)

В. - Звуки бывают шумовые и музыкальные. Есть и еще одно деление звуков на группы.

- А какие это звуки вы мне сами подскажете. Постройтесь в шеренгу и отвернитесь от меня.

- Я сыграю по очереди два звука, а вы определите на слух, какие они.

(На металлофоне извлекаются два звука: один - высокий, другой низкий)

- Одинаковые звуки прозвучали(Ответы детей)

В. - Верно, музыкальные звуки бывают высокие и низкие. Подойдите к металлофону. Почему l-ый звук низкий, а 2-ой звук высокий?

(Ответы детей)

(Зависит от пластины: длиннее, короче)

В. - Верно, если предмет больше по размерам или длиннее, или толще, то звук - низкий. А если предмет меньше, короче, уже, тоньше, то звук выше.

В. - Совсем забыла, нам пришло звуковое письмо. Пройдите в литературный уголок.

(Слушание звукового письма)

В. - Ребята из 4 группы просят вас найти два разных звуков. Поможем

им?

(Парами дети ищут предметы, которые издают высокие - низкие звуки)

В. - Проверяем, верно ли вы нашли два различных звуков(Проверка)

В. - А теперь запишем, сохраним наши звуки для ребят 4 группы(Запись на магнитофон. Прослушать запись).

IV. Итог.

В. - О чем мы вели речь на занятии? (Ответы детей)

В. - Что вы узнали о звуке(Повтор по схеме)

- За вашу кропотливую, отличную работу я хочу подарить вам прекрасную весеннюю мелодию П. И. Чайковского из альбома «Времена года» Апрель». Может весна примчится к нам, услышав звуки этой мелодии(Слушание аудио записи).

В. - Наше занятие закончено. Всем большое спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия.Тема: Дифференциация звуков [к]-[г]. Звуко-слоговой анализ слова «гармонь».

Занятие проводилось для родителей, поэтому в конспекте описаны основные виды деятельности....

Индивидуальное занятие по автоматизации звука"Р"."Путешествие по стране звуков"

В увлекательной игровой форме проходит процесс автоматизации звука....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по теме «Звук Р в словах и предложениях» (подгрупповое логопедическое занятие для дошкольников старшего возраста) «Приключения звука [р] и буквы Р» по сказке К.И. Чуковского «Краденое солнце»

Вид занятия: коррекционно-развивающийЦель: закрепить произношение звука Р в словах и предложениях;- правильное произношение звука «р» в речи;- развитие слухо-произносительных навыков;- развитие функци...

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Конспект НОД по познавательно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Звук. Свойства звука»

Конспект НОД по познавательно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Звук. Свойства звука»...

Конспект ООД по познавательно-экспериментальной деятельности в старшей группе Тема: «Звук. Свойства звука»

ЦЕЛЬ: создание условий для развития познавательной активности и экспериментальной деятельности детей в процессе знакомства со звуком, дать понятие о распространении звука.Задачи Обучающие 1. Знак...

Проект по познавательно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Звук. Свойства звука»

Человек всегда жил в мире звуков и шума. Способность к восприятию звуков – одна из важнейших составляющих нашего полноценного общения с окружающим миром. Звуковые ощущения позволяют не только по...