Проект по познавательно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Звук. Свойства звука»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Человек всегда жил в мире звуков и шума. Способность к восприятию звуков – одна из важнейших составляющих нашего полноценного общения с окружающим миром. Звуковые ощущения позволяют не только получать эстетическое наслаждение от прослушиваемой музыки, пения птиц, шороха листьев, но и массу полезной информации, необходимой нам повседневно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_po_poznavatelno_issled.docx | 23.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект по познавательно-экспериментальной деятельности
в старшей группе «Звук. Свойства звука»
Человек всегда жил в мире звуков и шума. Способность к восприятию звуков – одна из важнейших составляющих нашего полноценного общения с окружающим миром. Звуковые ощущения позволяют не только получать эстетическое наслаждение от прослушиваемой музыки, пения птиц, шороха листьев, но и массу полезной информации, необходимой нам повседневно.
Долгое время влияние шума на организм человека специально не изучалось, хотя уже в древности знали о его вреде. В настоящее время ученые во многих странах мира ведут различные исследования с целью выяснения влияния шума на организм человека.
Актуальность проекта. Долгое время влияние шума на организм человека специально не изучалось, хотя в начале XX века немецкий микробиолог Роберт Кох сказал: «Когда-нибудь человеку придется ради своего существования столь же упорно бороться с шумом, как он борется сейчас с холерой и чумой». Громкий шум ведет к снижению работоспособности, остроты слуха, функциональных возможностей коры головного мозга, сердечно-сосудистой и центральной нервной системы. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), учитывая глобальный характер шумового загрязнения окружающей среды, разработала долгосрочную программу по снижению шума в городах и населенных пунктах мира. В России защита от шумового воздействия регламентируется Законом РФ «Об охране окружающей среды» (ст. 55), а также постановлениями правительства о мерах по снижению шума на промышленных предприятиях, в городах и других населенных пунктах.
Шум наносит ощутимый вред здоровью человека, но и абсолютная тишина пугает и угнетает его. Каждый человек воспринимает шум по-разному. Многое зависит от возраста, темперамента, состояния здоровья, окружающих условий.
Существует огромное количество различных источников звука и шума. Чувствительность нашего уха очень велика - диапазон интенсивностей от порога слышимости до порога осязания огромен. Мерой чувствительности органов слуха к восприятию звуковых волн данной интенсивности является уровень интенсивности.
Установлены определенные нормы уровня интенсивности звука для помещений. Распространенный круг вопросов по теме позволяет не только соотнести нормы уровня интенсивности звука с практическими, но и предположить возможные способы по приближению к нормативному уровню интенсивности звука.
Работа над данным проектом вызвана желанием узнать, что такое громкость звука, как она влияет на человека, и как можно сохранить слух. Данная работа призвана, привлечь внимание ребят к решению проблемы шумового загрязнения городов, охраны окружающей среды и сохранения своего здоровья и окружающих.
Проблема: Дети старшего дошкольного возраста имеют или вообще не имеют понятие о распространении звука.
Объект: познавательная деятельность детей понятие о распространении звука, высокие и низкие звуки, шумовые и музыкальные звуки;
Предмет: звук и его свойства
ЦЕЛЬ: создать условия для развития познавательной активности и экспериментальной деятельности детей в процессе знакомства со звуком, дать понятие о распространении звука.
Задачи:
Обучающие
1. Знакомить детей с понятием звук и «звуковые волны»;
2. Формировать представление детей о звуке и его свойстве – распространение (по жидкому, твердому и по газообразному веществу)
Развивающие
Развивать:
- познавательную активность детей в процессе знакомства со звуком;
-умения приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения;
-первичные естественно-научные представления, наблюдательность, любознательность, активность и мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение).
2. Способствовать развитию коммуникативных навыков, стремления к самостоятельному познанию, размышлению.
Воспитательные
1. Воспитывать желание открывать новое, самостоятельно проводить опыт.
Методы:
• игра-экспериментирование;
• моделирование.
Вывод: Звуки – это волны, только воздушные, наши глаза их не видят, а уши слышат.
Звук – это энергия. Она образуется, когда что-то дрожит, то есть быстро перемещается вперед-назад. Это движение называется вибрацией. Мы слышим звуки, потому что вибрации предметов вызывают вибрации воздуха, которые достигают наших ушей.
Оборудование:
• стол маленький, таз с водой, предметы, которые тонут;
• аудио запись звука птиц;
• таз с водой на столах, камни, стаканчики с водой, линейка;
• три мяча;
Этапы НОД | Активные формы деятельности | Действия участников НОД |
1.Мотивация. | Прослушивание аудио запись звуков | В. – Дети, закройте глаза и послушайте запись. Что вы услышали? Д.- Чириканье птиц, шум грозы, шум машин. В. - Ребята, вы не видите птиц за окном, а как вы догадались, что это именно они? Д.- Мы услышали звуки, которые они издают. В.-А что такое звук? Д.-(Ответы детей) В. - Значит, даже не видя предмета, мы можем догадаться, что это он. И в этом нам помогает звук. Сегодня мы поговорим о звуке и некоторых его свойствах. |
2.Погружение в тему | Беседа о звуке Опыт №1 «Распространение звука» | В. - Кто из вас знает, из чего состоит звук? Д.- из объекта, который издаёт звук, из среды по которой звук распространяется. В.-А как распространяется звук, вы знаете? (гипотезы детей) Давайте проведём эксперимент и посмотрим. В.- подойдите к емкости с водой, возьмите в руки предмет, лежащий на столе. По очереди бросьте предмет в воду. Наблюдайте, что будет происходить. (Дети выполняют опыт) В. - Что вы наблюдали на воде? Д.- волны В. - Верно, мы наблюдали волны. Подобно водной волне, распространяется и звуковая волна, только она невидима и передается по воздуху. В.- А как вы думаете, в какой среде распространяется звук? Д.- в твёрдой, жидкой, газообразной. |
3.Совместная деятельность | Экспериментальная деятельность (использование ТРИЗ –технологии) | В. - Выясним, как передается звук по воздуху. Воспитатель прижимает линейку к столу и дёргает за выступающий конец. Линейка звучит. В.- Почему линейка звучит? Что происходит с линейкой? Д.-Она дрожит, шевелится, ходит туда-сюда. В.-А где она движется? Д.- В воздухе. В.- А из чего состоит воздух? Д.- Из маленьких человечков. В.- Значит что происходит? Д.-Линейка толкает человечков воздуха, а они толкают друг друга и часть человечков достигает нашего уха. В.- Какой мы можем сделать вывод? Как распространяется воздух? Д.-С помощью человечков воздуха. 2 опыт. В.- А как вы думаете может звук передаваться по жидкой среде? Д.- Да, нет. В.- а давайте проверим. Для этого мы проведём следующий эксперимент: 1. Закройте правое ухо 3. Левое ухо прислоните к емкости с водой 4. Я буду бросать в емкости камушки, а вы должны посчитать, сколько я бросила камней в каждую емкость. Только одно условие считать будете (шепотом) про себя, чтобы не мешать товарищу. Договорились? - Выполняем. (Дети выполняют по алгоритму. Воспитатель интересуется, сколько камушков она бросила в емкость). В. - Как вы догадались, вы же не видели? Д.-Мы услышали звук В. - Где распространяется звук? Д. - Звуки передавались по воде. В. - Сделаем вывод: звук может распространяться по воздуху и по воде. В. - Теперь нам нужно выяснить в какой еще среде распространяется звук. Проведем эксперимент , но прежде послушайте отрывок из сказки: «Приложил Иван-Царевич ухо к земле , слышит погоня уже близко». Почему Иван-Царевич услышал погоню, когда ухо к земле приложил, а когда скакал, не слышал? Приложите ухо к столу, а я постучу по нему. Проверим, передастся звук по нему или нет? Выполняют эксперимент В.- Ребята, а как вы думаете где быстрее распространяется звук, в воздухе, в воде или в земле, твёрдом теле? Д.- ответы детей. |
4.Самостоятельная деятельность детей | П/и «Передай мяч» Работа на интерактивной доске | В.- давайте смоделируем эти процессы при помощи маленьких человечков. Дети делятся на три команды жидкость, газ и твёрдое вещество. В. - Поиграем. Одна команда - это будут маленькие человечки твердого вещества. Постройтесь в шеренгу. А вторая команда – человечки воздуха. Как вы должны стоять? Д. (Далеко друг от друга, как бы рассыпаны по группе). В. - Разбегитесь по всей группе. В.- третья на небольшом расстоянии друг от друга. Задание. Каждая команда получает мяч, по моей команде вы передаете мяч друг другу. Последний берет в руки мяч, поднимает высоко над головой и кричит «Всё!» - Посмотрим, кто быстрее. В. - Почему 1 группа быстрее передала мяч? (Ответы детей) В. - Так почему в твердой среде звук распространяется быстрее и он громче? (Ответы детей: потому что твердой среды стоят близко друг к другу) Побеждает команда твёрдых человечков. Дети делают вывод. В.- Давайте мы с вами составим схему (работа на доске) В.-Какой вывод вы можете сделать? Д.-В твёрдой среде звук проводится быстрее, чем жидкой и газообразной. |
5. Подведение итогов | Рефлексия. | В. - О чем мы вели речь на занятии? (Ответы детей) В. - Что вы узнали о звуке? Д.- Ответы детей. В. - Наше занятие закончено. Всем большое спасибо. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по экспериментально-познавательной деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха»
Открытое занятие в старшей группе...
Конспект занятия по экспериментально-познавательной деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха
Познакомить детей со свойствами воздуха (не имеет запаха, цвета, при нагревании нагревается и поднимается вверх) и способами его обнаружения. Дать детям элементарные представления об источниках з...
Конспект занятия по экспериментально-познавательной деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха»
Цель:Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.Задачи:Познакомить детей со свойствами воздуха (не имеет запаха, цвета, при нагревании нагревается и п...
Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе "Схема слова. Звук и буква "Н"
Дети в увлекательной форме знакомятся со схемой слова. Через различные формы работы учатся подбирать слова с заданным звуком, определять место звука в слове. В конспекте используются интерактивные тех...
Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Игра - экспериментирование «звук»».
Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Игра - экспериментирование «звук»»....
Технологическая карта ОС. Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе "Откуда берется звук?". Воспитатель Тарасенко Валентина Владимировна
Тема: «Откуда берется звук?»Цель: Создать условия для знакомства детей с принципами образования и улавливания звука.Задачи: Организовать деятельность детей по закреплению навыков словообразования, упо...
Проект по познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста «Свойства воды»
Проект по познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста «Свойства воды»...