Проект по познавательно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Звук. Свойства звука»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

строева татьяна николаевна

Человек всегда жил в мире звуков и шума. Способность к восприятию звуков – одна из важнейших составляющих нашего полноценного общения с окружающим миром. Звуковые ощущения позволяют не только получать эстетическое наслаждение от прослушиваемой музыки, пения птиц, шороха листьев, но и массу полезной информации, необходимой нам повседневно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_poznavatelno_issled.docx23.57 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по познавательно-экспериментальной деятельности

в старшей группе «Звук. Свойства звука»

Человек всегда жил в мире звуков и шума. Способность к восприятию звуков – одна из важнейших составляющих нашего полноценного общения с окружающим миром. Звуковые ощущения позволяют не только получать эстетическое наслаждение от прослушиваемой музыки, пения птиц, шороха листьев, но и массу полезной информации, необходимой нам повседневно.

Долгое время влияние шума на организм человека специально не изучалось, хотя уже в древности знали о его вреде. В настоящее время ученые во многих странах мира ведут различные исследования с целью выяснения влияния шума на организм человека.

Актуальность проекта. Долгое время влияние шума на организм человека специально не изучалось, хотя в начале XX века немецкий микробиолог Роберт Кох сказал: «Когда-нибудь человеку придется ради своего существования столь же упорно бороться с шумом, как он борется сейчас с холерой и чумой». Громкий шум ведет к снижению работоспособности, остроты слуха, функциональных возможностей коры головного мозга, сердечно-сосудистой и центральной нервной системы. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), учитывая глобальный характер шумового загрязнения окружающей среды, разработала долгосрочную программу по снижению шума в городах и населенных пунктах мира. В России защита от шумового воздействия регламентируется Законом РФ «Об охране окружающей среды» (ст. 55), а также постановлениями правительства о мерах по снижению шума на промышленных предприятиях, в городах и других населенных пунктах.

Шум наносит ощутимый вред здоровью человека, но и абсолютная тишина пугает и угнетает его. Каждый человек воспринимает шум по-разному. Многое зависит от возраста, темперамента, состояния здоровья, окружающих условий.

Существует огромное количество различных источников звука и шума. Чувствительность нашего уха очень велика - диапазон интенсивностей от порога слышимости до порога осязания огромен. Мерой чувствительности органов слуха к восприятию звуковых волн данной интенсивности является уровень интенсивности.

Установлены определенные нормы уровня интенсивности звука для помещений. Распространенный круг вопросов по теме позволяет не только соотнести нормы уровня интенсивности звука с практическими, но и предположить возможные способы по приближению к нормативному уровню интенсивности звука.

Работа над данным проектом вызвана желанием узнать, что такое громкость звука, как она влияет на человека, и как можно сохранить слух. Данная работа призвана, привлечь внимание ребят к решению проблемы шумового загрязнения городов, охраны окружающей среды и сохранения своего здоровья и окружающих.

Проблема: Дети старшего дошкольного возраста имеют или вообще не имеют понятие о распространении звука.

Объект: познавательная деятельность детей понятие о распространении звука, высокие и низкие звуки, шумовые и музыкальные звуки;

Предмет: звук и его свойства

ЦЕЛЬ: создать условия для развития познавательной активности и экспериментальной деятельности детей в процессе знакомства со звуком, дать понятие о распространении звука.

Задачи:

Обучающие

1. Знакомить детей с понятием звук и «звуковые волны»;

2. Формировать представление детей о звуке и его свойстве – распространение (по жидкому, твердому и по газообразному веществу)  

Развивающие

Развивать:

- познавательную активность детей в процессе знакомства со звуком;

-умения приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения;

 -первичные естественно-научные представления, наблюдательность, любознательность, активность и мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение).

2. Способствовать развитию коммуникативных навыков, стремления к самостоятельному познанию, размышлению.

Воспитательные  

1. Воспитывать желание открывать новое, самостоятельно проводить опыт.

Методы:

• игра-экспериментирование;

• моделирование.

Вывод: Звуки – это волны, только воздушные, наши глаза их не видят, а уши слышат.

Звук – это энергия. Она образуется, когда что-то дрожит, то есть быстро перемещается вперед-назад. Это движение называется вибрацией. Мы слышим звуки, потому что вибрации предметов вызывают вибрации воздуха, которые достигают наших ушей.

Оборудование:

• стол маленький, таз с водой, предметы, которые тонут;

• аудио запись звука птиц;

• таз с водой на столах, камни, стаканчики с водой, линейка;

• три мяча;

Этапы НОД

Активные формы деятельности

Действия участников НОД

1.Мотивация.

Прослушивание аудио запись звуков

В. – Дети, закройте глаза и послушайте запись. Что вы услышали? 

Д.- Чириканье птиц, шум грозы, шум машин.

В. - Ребята, вы не видите птиц за окном, а как вы догадались, что это именно они?

Д.- Мы услышали звуки, которые они издают.

В.-А что такое звук? 

Д.-(Ответы детей)

В. - Значит, даже не видя предмета, мы можем догадаться, что это он.

И в этом нам помогает звук. Сегодня мы поговорим о звуке и некоторых его свойствах.

2.Погружение в тему

Беседа о звуке

Опыт №1 «Распространение звука»

В. - Кто из вас знает, из чего состоит звук?

Д.- из объекта, который издаёт звук, из среды по которой звук распространяется.

В.-А как распространяется звук, вы знаете? (гипотезы детей)

Давайте проведём эксперимент и посмотрим.

В.- подойдите к емкости с водой, возьмите в руки предмет, лежащий на столе. По очереди бросьте предмет в воду. Наблюдайте, что будет происходить.

(Дети выполняют опыт)

В. - Что вы наблюдали на воде?

Д.- волны

В. - Верно, мы наблюдали волны. Подобно водной волне,

распространяется и звуковая волна, только она невидима и передается по воздуху.

В.- А как вы думаете, в какой среде распространяется звук? 

Д.- в твёрдой, жидкой, газообразной.

3.Совместная деятельность

Экспериментальная деятельность (использование ТРИЗ –технологии)

В. - Выясним, как передается звук по воздуху.

Воспитатель прижимает линейку к столу и дёргает за выступающий конец. Линейка звучит.

В.- Почему линейка звучит? Что происходит с линейкой?

Д.-Она дрожит, шевелится, ходит туда-сюда.

В.-А где она движется?

Д.- В воздухе.

В.- А из чего состоит воздух?

Д.- Из маленьких человечков.

В.- Значит что происходит?

Д.-Линейка толкает человечков воздуха, а они толкают друг друга и часть человечков достигает нашего уха.

В.- Какой мы можем сделать вывод? Как распространяется воздух?

Д.-С помощью человечков воздуха.

2 опыт.

В.- А как вы думаете может звук передаваться по жидкой среде?

Д.- Да, нет.

В.- а давайте проверим. Для этого мы проведём следующий эксперимент:

1. Закройте правое ухо

3. Левое ухо прислоните к емкости с водой

4. Я буду бросать в емкости камушки, а вы должны посчитать, сколько я бросила камней в каждую емкость.

Только одно условие считать будете (шепотом) про себя, чтобы не мешать товарищу. Договорились? - Выполняем.

(Дети выполняют по алгоритму. Воспитатель интересуется, сколько камушков она бросила в емкость).

В. - Как вы догадались, вы же не видели? 

Д.-Мы услышали звук

В. - Где распространяется звук?

Д. - Звуки передавались по воде.

В. - Сделаем вывод: звук может распространяться по воздуху и по воде.

В. - Теперь нам нужно выяснить в какой еще среде распространяется звук.

Проведем эксперимент , но прежде послушайте отрывок из сказки:

«Приложил Иван-Царевич ухо к земле , слышит погоня уже близко».

Почему Иван-Царевич услышал погоню, когда ухо к земле приложил, а когда скакал, не слышал?

Приложите ухо к столу, а я постучу по нему. Проверим, передастся звук по нему или нет?

Выполняют эксперимент

В.- Ребята, а как вы думаете где быстрее распространяется звук, в воздухе, в воде или в земле, твёрдом теле?

Д.- ответы детей.

4.Самостоятельная деятельность

детей

П/и «Передай мяч»

Работа на интерактивной доске

В.- давайте смоделируем эти процессы при помощи маленьких человечков.

Дети делятся на три команды жидкость, газ и твёрдое вещество.

В. - Поиграем. Одна команда - это будут маленькие человечки твердого вещества. Постройтесь в шеренгу.

А вторая команда – человечки воздуха. Как вы должны стоять?

Д. (Далеко друг от друга, как бы рассыпаны по группе).

В. - Разбегитесь по всей группе.

В.- третья на небольшом расстоянии друг от друга.

Задание. Каждая команда получает мяч, по моей команде вы передаете мяч друг другу. Последний берет в руки мяч, поднимает высоко над головой и кричит «Всё!»

- Посмотрим, кто быстрее.

В. - Почему 1 группа быстрее передала мяч? (Ответы детей)

В. - Так почему в твердой среде звук распространяется быстрее и он громче?

(Ответы детей: потому что твердой среды стоят близко друг к другу)

Побеждает команда твёрдых человечков. Дети делают вывод.

В.- Давайте мы с вами составим схему (работа на доске)

В.-Какой вывод вы можете сделать?

Д.-В твёрдой среде звук проводится быстрее, чем жидкой и газообразной.

5. Подведение

итогов

Рефлексия.

В. - О чем мы вели речь на занятии? (Ответы детей)

В. - Что вы узнали о звуке

Д.- Ответы детей.

В. - Наше занятие закончено. Всем большое спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экспериментально-познавательной деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха

Познакомить детей со свойствами воздуха (не имеет запаха, цвета, при нагревании нагревается и поднимается вверх) и способами его обнаружения. Дать детям элементарные представления об источниках з...

Конспект занятия по экспериментально-познавательной деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха»

Цель:Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.Задачи:Познакомить детей со свойствами воздуха (не имеет запаха, цвета, при нагревании нагревается и п...

Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе "Схема слова. Звук и буква "Н"

Дети в увлекательной форме знакомятся со схемой слова. Через различные формы работы учатся подбирать слова с заданным звуком, определять место звука в слове. В конспекте используются интерактивные тех...

Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Игра - экспериментирование «звук»».

Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Игра - экспериментирование  «звук»»....

Технологическая карта ОС. Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе "Откуда берется звук?". Воспитатель Тарасенко Валентина Владимировна

Тема: «Откуда берется звук?»Цель: Создать условия для знакомства детей с принципами образования и улавливания звука.Задачи: Организовать деятельность детей по закреплению навыков словообразования, упо...

Проект по познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста «Свойства воды»

Проект по познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста «Свойства воды»...