Конспект НОД по познавательно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Звук. Свойства звука»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект НОД по познавательно-экспериментальной деятельности
в старшей группе «Звук. Свойства звука»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zvuk.docx | 24.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по познавательно-экспериментальной деятельности
в старшей группе «Звук. Свойства звука»
ЦЕЛЬ: создать условия для развития познавательной активности и экспериментальной деятельности детей в процессе знакомства со звуком, дать понятие о распространении звука.
Задачи
Обучающие
1. Знакомить детей с понятием звук и «звуковые волны»;
2. Формировать представление детей о звуке и его свойстве – распространение (по жидкому, твердому и по газообразному веществу)
Развивающие
- Развивать:
- познавательную активность детей в процессе знакомства со звуком;
-умения приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения;
-первичные естественно-научные представления, наблюдательность, любознательность, активность и мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение).
2. Способствовать развитию коммуникативных навыков, стремления к самостоятельному познанию, размышлению.
Воспитательные
1. Воспитывать желание открывать новое, самостоятельно проводить опыт.
Методы:
• игра-экспериментирование;
• моделирование.
Оборудование:
• стол маленький, таз с водой, предметы, которые тонут;
• аудио запись звука птиц;
• таз с водой на столах, камни, стаканчики с водой, линейка;
• три мяча;
Этапы НОД | Активные формы деятельности | Действия участников НОД |
1.Мотивация. | Прослушивание аудио запись звуков | В. – Дети, закройте глаза и послушайте запись. Что вы услышали? Д.- Чириканье птиц, шум грозы, шум машин. В. - Ребята, вы не видите птиц за окном, а как вы догадались, что это именно они? Д.- Мы услышали звуки, которые они издают. В.-А что такое звук? Д.-(Ответы детей) В. - Значит, даже не видя предмета, мы можем догадаться, что это он. И в этом нам помогает звук. Сегодня мы поговорим о звуке и некоторых его свойствах. |
2.Погружение в тему | Беседа о звуке Опыт №1 «Распространение звука» | В. - Кто из вас знает, из чего состоит звук? Д.- из объекта, который издаёт звук, из среды по которой звук распространяется. В.-А как распространяется звук, вы знаете? (гипотезы детей) Давайте проведём эксперимент и посмотрим. В.- подойдите к емкости с водой, возьмите в руки предмет, лежащий на столе. По очереди бросьте предмет в воду. Наблюдайте, что будет происходить. (Дети выполняют опыт) В. - Что вы наблюдали на воде? Д.- волны В. - Верно, мы наблюдали волны. Подобно водной волне, распространяется и звуковая волна, только она невидима и передается по воздуху. В.- А как вы думаете, в какой среде распространяется звук? Д.- в твёрдой, жидкой, газообразной. |
3.Совместная деятельность | Экспериментальная деятельность (использование ТРИЗ –технологии) | В. - Выясним, как передается звук по воздуху. Воспитатель прижимает линейку к столу и дёргает за выступающий конец. Линейка звучит. В.- Почему линейка звучит? Что происходит с линейкой? Д.-Она дрожит, шевелится, ходит туда-сюда. В.-А где она движется? Д.- В воздухе. В.- А из чего состоит воздух? Д.- Из маленьких человечков. В.- Значит что происходит? Д.-Линейка толкает человечков воздуха, а они толкают друг друга и часть человечков достигает нашего уха. В.- Какой мы можем сделать вывод? Как распространяется воздух? Д.-С помощью человечков воздуха. 2 опыт. В.- А как вы думаете может звук передаваться по жидкой среде? Д.- Да, нет. В.- а давайте проверим. Для этого мы проведём следующий эксперимент: 1. Закройте правое ухо 3. Левое ухо прислоните к емкости с водой 4. Я буду бросать в емкости камушки, а вы должны посчитать, сколько я бросила камней в каждую емкость. Только одно условие считать будете (шепотом) про себя, чтобы не мешать товарищу. Договорились? - Выполняем. (Дети выполняют по алгоритму. Воспитатель интересуется, сколько камушков она бросила в емкость). В. - Как вы догадались, вы же не видели? Д.-Мы услышали звук В. - Где распространяется звук? Д. - Звуки передавались по воде. В. - Сделаем вывод: звук может распространяться по воздуху и по воде. В. - Теперь нам нужно выяснить в какой еще среде распространяется звук. Проведем эксперимент , но прежде послушайте отрывок из сказки: «Приложил Иван-Царевич ухо к земле , слышит погоня уже близко». Почему Иван-Царевич услышал погоню, когда ухо к земле приложил, а когда скакал, не слышал? Приложите ухо к столу, а я постучу по нему. Проверим, передастся звук по нему или нет? Выполняют эксперимент В.- Ребята, а как вы думаете где быстрее распространяется звук, в воздухе, в воде или в земле, твёрдом теле? Д.- ответы детей. |
4.Самостоятельная деятельность детей | П/и «Передай мяч» Работа на интерактивной доске | В.- давайте смоделируем эти процессы при помощи маленьких человечков. Дети делятся на три команды жидкость, газ и твёрдое вещество. В. - Поиграем. Одна команда - это будут маленькие человечки твердого вещества. Постройтесь в шеренгу. А вторая команда – человечки воздуха. Как вы должны стоять? Д. (Далеко друг от друга, как бы рассыпаны по группе). В. - Разбегитесь по всей группе. В.- третья на небольшом расстоянии друг от друга. Задание. Каждая команда получает мяч, по моей команде вы передаете мяч друг другу. Последний берет в руки мяч, поднимает высоко над головой и кричит «Всё!» - Посмотрим, кто быстрее. В. - Почему 1 группа быстрее передала мяч? (Ответы детей) В. - Так почему в твердой среде звук распространяется быстрее и он громче? (Ответы детей: потому что твердой среды стоят близко друг к другу) Побеждает команда твёрдых человечков. Дети делают вывод. В.- Давайте мы с вами составим схему (работа на доске) В.-Какой вывод вы можете сделать? Д.-В твёрдой среде звук проводится быстрее, чем жидкой и газообразной. |
5. Подведение итогов | Рефлексия. | В. - О чем мы вели речь на занятии? (Ответы детей) В. - Что вы узнали о звуке? Д.- Ответы детей. В. - Наше занятие закончено. Всем большое спасибо. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе по теме "Звук и буква Ш"
конспект по обучению грамоте...
Конспект фронтального логопедического занятия для детей старшей группы с ФФН "Звуки С-Сь"
Конспект на закрепление правильного произношения звуков "С"-"Сь". На занятии решаются задачи развития фонематического слуха, совершенствования лексико-грамматического строя речи....
КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ ЗВУК [К]
конспект логопедического занятия для старшей группы на тему звук К.Задачи:1) Познакомить детей с акустико-артикуляционной характеристикой звука К, дать представление о том, что звук К –согласный, глух...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Знакомство со звуком «А» и буквой «А»
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Знакомство со звуком «А» и буквой «А»...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе "Буква и звук А".
В конспекте сказочный герой знакомит с новой буквой, дети дают характеристику звуку, подбирают слова с буквой А, выкладывают букву из палочек....
Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе «Играем со звуками и буквами».
Конспект составлен в виде подробной технологической карты имеет авторский стихотворный текст в упражнениях....