Конспект занятия.Тема: Дифференциация звуков [к]-[г]. Звуко-слоговой анализ слова «гармонь».
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме
Занятие проводилось для родителей, поэтому в конспекте описаны основные виды деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zv.k-g.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Берсенева М. К. Учитель-логопед ГДОУ д/с № !35 г. Санкт-Петербург
__________________________________________________________________________
30 марта, 2011 Конспект занятия.
Тема: Дифференциация звуков [к]-[г]. Звуко-слоговой анализ слова «гармонь».
(Подготовительная к школе группа)
Цели:
- Сравнение и характеристика звуков.
- Развитие фонематического слуха.
- Закрепление навыков чёткого различения звуков [к]-[г] в слогах, словах и предложениях.
- Упражнение в звуковом анализе и синтезе слова «гармонь».
- Подбор родственных слов.
- Проговаривание слов сложной слоговой структуры.
- Составление предложений с предлогом «на» по схеме.
- Развитие памяти, внимания, мышления.
- Развитие общей моторики.
Оборудование: символы гласных звуков; символы согласных звонких и глухих звуков; «волшебный мешочек» с набором фишек; мяч; предметные картинки со звуками [к]-[г]: кости, гости, игра, икра, медведь гармонист, лиса гармонистка; раздаточный материал для составления звуковых схем; графическая схема предложения, набор макетов цветов с цифрами..
Ход занятия.
1.Оргмомент.
Повторение гласных звуков (предлагаются схематичные рисунки символов звуков [а], [у], [о], [и], [ы], [э])
Упражнение «Незабывайка»:
Вспомните слова, где:
- гласный звук [у] находиться в середине;
- звук [а] находится в конце слова;
- в слове находится два любых гласных звука.
2. Повторение пройденного материала.
Характеристика согласных звуков.
Показываются символы.
Логопед: « Какими бывают согласные звуки?» (твёрдые и мягкие, звонкие и глухие).
Игра « Волшебный мешочек». В мешочке фишки зелёного и синего цветовых оттенков с неровными краями. Когда ребёнок опускает туда руку, происходит непроизвольный массаж подушечек пальцев. Ребёнок достаёт фишку и придумывает слово на звук, данного цвета.
Логопед: « Какого цвета фишка? Какой согласный звук обозначает фишка этого цвета?
Придумай слово, где заданный звук находится в начале слова».
3.Знакомство с новым материалом.
Логопед: «Дети, послушайте слова»
Логопед воспроизводит ряд из слов со звуком [к]: конфета, лук, молоко. Затем просит детей сказать, какой звук повторяется во всех этих словах. Далее воспроизводится ряд из слов со звуком [г]: гантели, гусь, магазин. Затем просит детей сказать, какой звук повторяется во всех этих словах.
Озвучивается тема занятия: «Будем учиться сравнивать и правильно произносить звуки [к]-[г]». На наборном полотне располагаются символы звуков.
Детям предлагается произнести звуки и отличить их по звонкости и глухости, путём прикладывания ладони к горлышку и дать характеристику звуков.
Логопед: «Чётко произнесите звуки [к]-[г]» Каждый из детей индивидуально проговаривает звуки.
Речевая зарядка.
Логопед: «Чётко произнесите слоги, передавая мяч друг другу по цепочке.
Словарный материал: ка-га-ка, ку-гу-ку, ко-го-ко, кэ-гэ-кэ. Каждый из детей индивидуально проговаривает слоговые ряды.
Различение звуков на слух в словах
Игра «Слуховички».
Логопед: « Послушайте звуки в словах» Даётся инструкция.
Символы звуков располагаются слева и справа от ладошек. Ладошки ставятся ребром. Если ребёнок слышит слог со звуком [к], то закрывает ладошкой соответствующий символ и наоборот.
Предлагаются слова: гараж, курица, гантели, нога, сок, виноград, веник.
Игра «Измени слово» Детям предлагается изменить в словах звук [к ] на звук [г], игра с мячом.
Словарный материал.
Кол-гол
Котлеты-галеты
Кора-гора
Куст-густ
Кол-гол
Икра-игра
Кости-гости
Горка-корка
Упражнение «Повторялки» Детям предлагается произнести слова парами, сначала слова произносит логопед, а затем дети (хоровое проговаривание). Уточняется значение каждого слова. Слова: икра-игра, кости-гости
Различение звуков на слух в предложениях.
Упражнение «Шутки». Детям предлагается послушать предложение и найти ошибки.
Предложения.
К Кате пришли кости (гости).
Наш Бобик грызёт гости (кости).
У Кости интересная икра (игра).
У Кати вкусная игра (икра).
Логопед:
«Шутки все мы рассказали
Очень сильно мы устали».
4.Физкультминутка (речь с движениями).
«На полянке дом стоит,
Но, а к дому путь закрыт.
Мы ворота открываем
В этот дом всех приглашаем.
В доме стол стоит на толстой ножке,
Рядом стульчик у окошка.
Два бочонка под столом,
Вот такой мы видим дом.
Мишка в домике сидит
На гармони он играет,
В гости нас он приглашает».
Логопед читает стихотворение, дети выполняют соответствующие тексту движения.
5.Звуковой анализ слова «гармонь».
Выставляется картинка. Определяется значение слова (гармонь – это музыкальный инструмент).
Предлагается вспомнить правило об определении количества слогов в слове, а затем выбрать из предложенных схем, подходящую к слову «гармонь».
Затем дети отхлопывают слоги, называют первый слог, выкладывают схему слога «гар», называют второй слог, выкладывают второй слог «монь», называют все звуки по порядку в слове «гармонь» Логопед предлагает назвать только гласные звуки, назвать только согласные звуки, назвать первый, второй, третий, четвёртый пятый и шестой звуки.
Игра «Пчёлка».
Логопед: « Помогите пчёлке собрать нектар».
Дети выбирают цветочки с цифрой, вспоминают какой по счёту данный звук. Выстраиваются в цепочку и, каждый из детей называет свой звук, а затем на каждый звук делают шаг. Таким образом, каждый ребёнок называет все звуки в слове по порядку, отшагивая каждый звук.
Логопед: «Какой звук стоит между звуками [м], [о]?»
«Какой звук стоит перед звуком [а]?»
«Какой звук стоит за звуком [о]?»
Составление предложений по вопросам.
Выставляются картинки мишки-гармониста и лисы-гармонистки
Логопед: «Если мишка играет на гармони, то он кто?» (слово «гармонист» дети отхлопывают по слогам)
Логопед: «Если лиса играет на гармони, то она кто ?» ( слово «гармонистка» дети отхлопывают по слогам)
Логопед: «Гармонист и гармонистка – это профессии музыкантов»
Логопед: «Скажи про себя, я ……».
Дети: «Я гармонист, я гармонистка».
Логопед: «Составьте предложения из четырёх слов со словами «гармонистка», «гармонисты» и с предлогом «на» по схеме.
На наборном полотне выставляется графическая схема предложения.
Дети составляют предложения по схеме из четырёх слов.
Логопед: «Какое у гармонистки настроение?» (весёлое, радостное)
Логопед: «Составьте предложение из пяти слов.
Дети составляют предложения по схеме из пяти слов.
Дети: «Весёлая гармонистка играет на гармони».
Логопед: «Назовите слова со звуками [к ], [г] в предложении.
6.Подведение итогов занятия.
Логопед: «Какие звуки учили? Чем они отличаются?»
Логопед: « Молодцы, ребята! Вы все сегодня хорошо занимались».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Тема: Дифференциация звуков «ж - з» в слогах и словах.
Тема: Дифференциация звуков «ж - з» в слогах и словах....
Конспект занятия "Дифференциация звуков [с-сь]- [з-зь] в словах"
Образовательная область: коммуникация. Содержание занятия может варьироваться от возможностей группы детей....
Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми старшей группы "Дифференциация звуков З - Ж в слогах и словах"
Задачи: уточнить артикуляцию звуков [З] и [Ж], их акустические признаки;отработать отчетливое произношение звуков [З], [Ж] в слогах и словах;формировать умение дифференцировать звуки [З] - [Ж];развива...
Конспект занятия Тема: «Согласный мягкий звук [Щ]. Буквы Щ, щ. Чтение слогов и слов с новой буквой.»
Учебное занятие разработано в рамках образовательной программы дополнительного образования по обучению чтению «Читалочка» для детей 5-6 лет....
Конспект занятия Тема: «Согласный мягкий звук [Щ]. Буквы Щ, щ. Чтение слогов и слов с новой буквой.»
Конспект занятия по обучению чтению для детей 5-6 лет...
Конспект занятия по произношению "Звук и буква "Ы". Звуковой анализ слов типа "КОТЫ"
Конспект занятия по произношению...