Выступление на педагогическом совете "Комплексно-тематическое планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию сенсорной культуры".
методическая разработка (старшая группа)
Данное планирование помогает реализовывать субъектное отношение педагога к ребенку, осуществлять индивидуальный подход с учетом зоны ближайшего развития ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleks_po_sensorike_teoriya.doc | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования администрации города Нижнего Новгорода
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка – детский сад № 111
(МДОУ № 111)
Выступление на педагогическом совете по теме:
«Комплексно-тематическое планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию сенсорной культуры».
Подготовлено:
Воспитателем Н.А. Данилиной
Нижний Новгород
2012 год
Тема моего выступления «Комплексно-тематическое планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию сенсорной культуры».
№ 1
Федеральными государственными требованиями к реализации основной общеобразовательной программы предусматривается комплексное тематическое планирование образовательной деятельности с детьми. Комплексное тематическое планирование помогает мне, как
воспитателю обеспечивать:
- Единство воспитательных, развивающих и обучающих задач.
- Предусмотреть организацию различных видов деятельности, в ходе которой осуществляется воспитание сенсорной культуры.
- Продумать формы организации детей, а так же:
-образовательную деятельность;
-образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
-самостоятельную деятельность детей.
Данное планирование помогает реализовывать субъектное отношение педагога к ребенку, осуществлять индивидуальный подход с учетом зоны ближайшего развития ребенка.
№2
Я определила следующие основные задачи по формированию сенсорной культуры:
1)Формировать представления детей о системе сенсорных эталонов.
Здесь самое главное - обеспечить создание условий для реализации детьми представлений о сенсорных эталонах в практически ориентированной деятельности, то есть, дети уже имеют достаточно представлений о форме, цвете, величине. Необходимо, чтобы они дифференцировали эти представления и могли проводить разные операции: сравнения, вычленения, классификации в практической ориентированной деятельности.
2)Поддерживать стремление старших дошкольников использовать систему обследовательских действий.
Дети старшего дошкольного возраста научились обследовать предметы по чувственно -воспринимаемым признакам (слышат, видят, ощущают).Моя задача, как воспитателя-поддерживать интерес детей к самостоятельной исследовательской деятельности.
3)Способствовать самостоятельному применению детьми освоенных эталонов для анализа предметов.
На основе сформированной потребности развивается самостоятельность детей в умении анализировать окружающие предметы, предварительно обдумывать цель проводимого анализа, подбирать наиболее необходимые способы обследования и получая результат.
4)Побуждать детей точно обозначать словом особенности предметов и материалов.
Сенсорная культура прочно связана с речевой культурой , поэтому ребенок должен уметь определять свои действия, точно формулировать результат и владеть речью-доказательством.
5)Совершенствовать аналитическое восприятие.
Задача направлена на то, чтобы развивать мыслительные операции ребенка при анализе различных свойств материалов.
№3
Поскольку комплексное тематическое планирование – это новое направление планирования, для меня самое главное - определить ключевые темы, которые будут интересны детям, и будут способствовать развитию их сенсорной культуры. При выборе тем я руководствовалась:
- Задачами основной общеобразовательной программы.
- Учитывала проблемы, которые возникли в процессе овладения сенсорной культурой.
- Интересами детей.
Были выбраны следующие темы:
- «Предметы, которые нас окружают»
Цель: Развивать аналитическое восприятие для сравнения нескольких предметов по нескольким свойствам.
Эта тема интересна детям, способствует развитию их познавательной активности, стимулирует к совместной деятельности. В календарное тематическое планирование я включала работу по изучению не только тех предметов, которые сейчас окружают детей, но и ознакомление с предметами прошлого и будущего, например, мы рассматривали, какие изменения произошли с мебелью( от деревянных столов и стульев до современной мебели, сделанной из металла, стекла, пластика и т.д).
- «Занимательная геометрия»
Цель: Учить детей выделять сходства на основе общей структуры геометрических фигур.
Данная тема была выбрана детьми, так как им интересны все действия с геометрическими фигурами: сравнение, классификация, систематизация и т.д. Для развития тех детей, которые имеют проблемы в классификации геометрических фигур был подобран занимательный геометрический материал и спланированы разнообразные проблемно-игровые ситуации, стимулирующие взаимодействие детей с геометрическими фигурами.
- «Волшебное царство звуков»
Цель: Развивать умение детей осуществлять анализ звукового состава слова, различать музыкальные и не музыкальные звуки, определять их влияние на человека.
Данная тема была взята для того, чтобы у детей развить интерес к звучащему слову, потребность не только различать звуки, но и определять, как с изменением позиции звука изменяется звучание слова.
- «Цветное волшебство»
Цель: Развитие цветовосприятия, осознание взаимовлияния цветов при их сочетании.
Данная тема тесно связана с эмоциональным развитием ребенка, его личным восприятием цветовой гаммы. Работая по данной теме я запланировала ситуации цветовосприятия не только окружающих предметов, но и происходящих событий и поступков детей в группе. Например, листопад у детей ассоциируется как с теплыми, так и с холодными цветами. Теплые потому, что каждый желтый листок – это маленькое солнышко, а холодные цвета – это грусть.
№4
Я представляю вашему вниманию вариант комплексно-тематического планирования по теме: «Предметы, которые нас окружают»
Структура данного плана: даются все виды деятельности (слева), вверху указывается день недели, включается содержание деятельности по воспитанию сенсорной культуры с учетом образовательных областей
Физическая культура | Подвижная игра «Найди и промолчи» |
Здоровье | Ситуация общения«Предметы, которые заботятся о моем здоровье» |
Безопасность | Беседа«Опасные предметы в группе» |
Познание | Дидактическая игра «Из чего сделаны наши игрушки» |
Социализация | Занятие «Мои личные вещи» |
Коммуникация | Ситуация общения «Узнай предмет по описанию» |
Труд | Коллективный труд по подготовке атрибутов к праздникам |
Художественное творчество | Конструирование «Мебель для кукол» |
Чтение художественной литературы | К.И.Чуковский «Федорино горе» М.Матвеева «Синяя чашка» |
музыка | П.И.Чайковский«Болезнь куклы», «Новая кукла» |
№5
Что мне дает комплексное тематическое планирование?
1)Включение всех образовательных областей, углубленную работу по изучению темы. Запланированная деятельность ориентирована.
2)Углубленная проработка выбранной темы позволяет увидеть уровень освоения данной темы детьми и помогает включить в календарное тематическое планирование задания, направленные на освоение детьми сенсорной культуры, имеющими как низкий уровень усвоения, так и высокий( ориентация на зону ближайшего развития).
3)Выбранная тема прорабатывается в течение одной-двух недель( в зависимости от степени ее освоения) и может быть взята повторно через один-два месяца.
4)Данное планирование помогает мне определить объем пополнения предметной развивающей среды группы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерное перспективное планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи и воспитанию патриотических чувств в процессе приобщения к русской национальной культуре
Данное перспективное планирование позволяет работать с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи и воспитанию патриотических чувств в процессе приобщения к русской национальной культуре...
Перспективно-тематическое планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста по теме: "Ознакомление детей с правилами безопасного поведения на улицах и дорогах"
В плане намечены мероприятия с детьми старшей и подготовительной группы по обучению детей правилам безопасного поведения на улицах и дорогах на весь год. Весь материал разбит на темы. По к...
Перспективное планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста по региональному компоненту
МБДОУ "Головчинский детский сад комбинированного вида "Солнышко", работа по регионольному компоненту....
Перспективное планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста по теме "Родной город"
«Родной город»Перспективный план работы с детьми старшей группы ...
Перспективное планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста "Формирование основ безопасности жизнедеятельности"
Представлен план работы с детьми по формированию основ безопасности жизнедеятельности. Работа ведется в течении года по пяти направлениям: "Ребенок дома", "Эмоциональное благополучие ребенка", "Ребено...
Использование кинетического песка в работе с детьми младшего дошкольного возраста для развития сенсорных эталонов и мелкой моторики рук
В современном мире так много игрушек и развивающих материалов для детей младшего дошкольного возраста. Они сочетают в себе различные развивающие функции и позволяют одновременно воздействовать на неск...
Формы работы с детьми старшего дошкольного возраста в области сенсорного воспитания.
Сенсорное воспитание осуществляется в детском саду и на занятиях и в повседневной жизни детей, поэтому оно приобретает различные формы, включается в разные виды деятельности. Все они имеют общую напра...