Формы работы с детьми старшего дошкольного возраста в области сенсорного воспитания.
консультация (подготовительная группа)
Сенсорное воспитание осуществляется в детском саду и на занятиях и в повседневной жизни детей, поэтому оно приобретает различные формы, включается в разные виды деятельности. Все они имеют общую направленность и единые задачи воспитания у детей культуры восприятия, отзывчивости на непосредственные воздействия явлений окружающей действительности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_raboty_s_detmi_starshego_doshkolnogo.docx | 15.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Формы работы с детьми старшего дошкольного возраста в области сенсорного воспитания.
Сенсорное воспитание осуществляется в детском саду и на занятиях и в повседневной жизни детей, поэтому оно приобретает различные формы, включается в разные виды деятельности. Все они имеют общую направленность и единые задачи воспитания у детей культуры восприятия, отзывчивости на непосредственные воздействия явлений окружающей действительности.
Основной формой сенсорного воспитания являются занятия. Представления, которые формируются у детей при получении непосредственного чувственного опыта, обогащения впечатлениями, приобретают обобщённый характер, выражаются в элементарных суждениях. Основные элементарные представления о форме и пространстве приобретаются на занятиях по формированию элементарных математических представлений. Основной целью этих занятий является: уточнять представления о геометрических формах и некоторых их свойствах, развивать ориентировку в пространстве.
Все основные знания, получаемые на занятиях по формированию элементарных математических представлений, закрепляются и на других видах занятий. Например, на занятиях по экологическому воспитанию дети узнают о сезонных изменениях в природе, смене времён года.
На физкультурных занятиях осуществляется развитие пространственных представлений, когда дети делают различные упражнения и принимают участие в подвижных играх.
На занятиях по изобразительной деятельности осуществляется восприятие формы, пространственного расположения. Оно осуществляется на занятиях по лепке, аппликации, рисованию. Усвоив признак предмета, они применяют его в различных видах деятельности. Раскрывается связь между предметами и явлениями.
На этих занятиях детей обучают различным видам изображения, что способствует сенсомоторному развитию ребёнка. Восприятие формы осуществляется на основе обследования предмета и последующего изображения его в лепке, аппликации и рисовании. Дети могут в декоративной изобразительной деятельности внести подвижные представления в изображении предмета.
Все занятия, требующие участия воображения, строятся на сенсорной основе. Уточняются и обогащаются представления детей о геометрических формах, очень важен компонент – пространственная композиция узора. В процессе декоративной работы осуществляется развитие пространственных представлений: углы, середина, над, под. Таким образом, на занятиях по рисованию, лепке, аппликации дети на основе восприятия получают первоначальные представления о форме, пространственном расположении элементов.
На занятиях по конструированию у детей формируются умения целенаправленно рассматривать предметы, анализировать их (расчленять на части и от чего зависит расположение других частей) и на основе анализа сравнивать предметы, отмечая в них общее и различное, делать обобщения.
Богатейшие возможности сенсорного развития осуществляются в таких видах деятельности как игровая, трудовая, практическая и самостоятельная.
Большое развивающее влияние на детей имеют дидактические игры и упражнения. Развивающая игра содержит большие возможности в обучении. Она может использоваться и как форма обучения и как самостоятельная деятельность, что даёт возможность использовать её как на занятиях так и вне занятий. На занятиях проводятся игры, которые проводятся фронтально со всей группой, а также как индивидуальная работа с определёнными детьми. С помощью игр и упражнений дети усваивают и закрепляют знания о геометрических фигурах, объёмных телах и их пространственном расположении. Дети учатся группировать предметы по тому или иному качественному признаку, сравнивают, анализируют их форму и пространственное расположение, как в двухмерном пространстве, так и в трёхмерном.
В развитии чувственного познания велика роль речи. Слово взрослого фиксирует приобретённый ребёнком сенсорный опыт, обогащает его. По мере того как ребёнок овладевает речью, его ощущения приобретают новое качество: слово помогает вычленять признак, видеть его в других предметах. Словесное обозначение признаков и свойств предметов способствует осмысленному их восприятию, отчётливому их различению, что вполне может осуществляться на занятиях по развитию речи.
На прогулках, в повседневной жизни и в играх сенсорный опыт – это впечатления различного характера, накапливающиеся согласно логике жизни. Ведущее значение имеют специальные занятия в форме организованных осмотров помещения и участка детского сада, наблюдения за ближайшим окружением и экскурсии к объектам, находящимся за пределами дошкольного учреждения. Организация непосредственного познания окружающего (предметов и явлений) – главная форма работы с дошкольниками, в связи с этим необходимо обстоятельно и планомерно знакомить детей с объектами окружающего мира. Повседневная воспитательная работа тесно связана с образовательной главным образом с расширением и уточнением ориентировки детей в окружающем и развитием речи в процессе знаний.
В связи с вышеизложенным, можно сделать вывод, что развитие сенсорного воспитания у детей старшего дошкольного возраста осуществляется во всех формах обучения в дошкольном образовательном учреждении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Инновационная форма работы с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие по карте» Н.А. Коротковой"
В данном культурно-смысловом контексте реализуется содержание, связанное с элементарными географическими представлениями (о сторонах света, океанах и континентах, их обитателях и др.) Цель познав...
Инновационная форма работы с детьми старшего дошкольного возраста "Путешествие по карте"
Слайд 1: название презентацииПутешествие по карте – тип исследования, предложенный Н.А. Коротковой в ее монографии «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста». С...
«Инновационная форма работы с детьми старшего дошкольного возраста – лента времени».
Рассматривая ФГОС ДО через призму обеспечения качества условий, процесса и результатов, возникла необходимость поиска новых механизмов обеспечения успешной индивидуализации и социализации детей дошкол...
"Использование нетрадиционных форм работы с детьми старшего дошкольного возраста".
Консультация для педагогов...
Макет «Золотая осень в лесу» как одна их форм работы с детьми старшего дошкольного возраста по экологическому воспитанию. (из опыта работы)
Наряду с традиционными методиками для интеллектуального развития детей в дошкольных учреждениях используются инновационные педагогические технологии. Одним из перспективных способов развития является ...
Использование разнообразных форм работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию мотивации к здоровому образу жизни
Презентация для инструкторов по физической культуре....
Инновационные формы работы с детьми старшего дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя Янковой О.В.)
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологическо...