Проект " Узоры на окнах моего города"
проект

Чеснокова Наталья Викторовна

Проект «Узоры на окнах моего города»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.uzory_na_oknah_moego_goroda.docx139.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида  с приоритетным осуществлением

деятельности по социально-личностному развитию детей № 28 «Ручеёк»

 

«Узоры на окнах моего города»

Исследовательский проект

Автор проекта: Чеснокова Наталья Викторовна

Должность: воспитатель

Возрастная категория детей: 5-7 лет.

                                                                           

Тема: «Узоры на окнах моего города».

Цель: воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности

через изучение истории и национально-культурных традиций, посредством знакомства с символикой на наличниках домов в родном городе;

Задачи: 

образовательная:

-познакомить с красивыми резными узорами на окнах в нашем городе;

-формировать желание сохранять чистоту и красоту в своем городе;

 -создавать условия для участия родителей в образовательном процессе;

воспитательная:

 -воспитывать нравственно-патриотические чувства у детей;

 -воспитывать ценностное отношение к родному дому, улице, городу; 

-приобщать к духовно-нравственных ценностям народов России и их традициям;

развивающая:

-способствовать развитию речи посредством расширения активного словаря ,

совершенствовать умение составлять описательные рассказы;

-развивать коммуникативные навыки;

Участники проекта:

Руководитель проекта.

Дети старшей, подготовительной группы.

Воспитатели.

Родители.

Тип проекта:

Исследовательский, информационно-творческий.

Продолжительность проекта: 6 месяцев.

Результат реализации проекта:

-Беседа о современных и старинных окнах;

-Рассматривание музейных фотографий;

-Фотографирование наличников домов;

-Обобщение полученной информации -создание презентации проекта «Тайна на окнах моего города»;

Создание фотоальбома «Узоры на окнах города Канска»;

Выставка детских творческих работ - «Узоры на наличниках»;

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое.

Ожидаемый результат: дошкольники имеют представление о значении слова наличники, ставни; используют данные понятия в свободной речи; знают историю создания наличников и символов на них;интересуются историей и культурой родного края, города.

Этапы работы над  проектом:

1 этап: выбор темы, постановка проблемы, целей и задач проекта:

-Как называется наш город?

-Как называется улица, на которой вы живете?

-В каком секторе она находится (в частном или городском?)

-Какие дома есть в нашем городе?

-Какие окна в домах на вашей улице?

-Какие вам больше нравятся окна с наличниками  или без?

-Вы знаете, что такое наличники?

2этап: разработка проекта.

Цель: довести до участников проекта важность данной темы

(использование модели трех вопросов)

-Что мы знаем?

 -Что мы хотим узнать?

- Как мы это сделаем?

Сбор информации:

- поиск информации о значении слова «наличник» в словарях;

- изучение литературы о наличниках в  библиотеке;

- изучение материалов интернет сайтов, с целью поиска информации  о значении узоров и символов на наличниках.

  1. этап: реализация проекта.

1.Практическая часть проекта: фотографирование наличников домов.

2.Обобщение полученной информации:

-Создание фотоальбома «Узоры на окнах города Канска»;

-Выставка детских творческих работ - «Узоры на наличниках»;

Методы работы над проектом:

-анализ литературы;

-работа с энциклопедиями;

-наблюдение;

Актуальность: основы патриотизма формируются в дошкольном возрасте, а для дошкольного возраста характерны наибольшая податливость педагогическим влияниям. В этом возрасте развиваются те черты характера, которые незримо связывают ребенка со своим народом, со своей страной.  Любовь к Родине начинается с любви к своему городу, к месту, где родился, т.е с любви к своей малой Родине. Поэтому так важно именно в этом возрасте сформировать у ребенка чувство любви и бережности, которое сделает его в дальнейшем достойным человеком,  социально ответственной личностью, научит чтить исторические и национально-культурные традиции, тем самым  сохранять красоту своей Родины.

Как красиво и весело выглядит улица, если на ней стоят дома с резными наличниками на окнах. Но таких домов остается все меньше. Люди ставят в свои дома пластиковые окна и дома становятся похожими друг на друга. А раньше люди украшали окна наличниками или ставнями, и они помогли сохраниться память о старинной   традиции-украшать окна наличниками с резными узорами, в которых скрыт смысл и какая-то тайна.

История резного наличника.

На Руси деревянные ставни на окна устанавливались с незапамятных времен. Они служили одновременно для защиты от лихих людей и для украшения внешнего вида дома. Ставни служили защитой от палящих лучей солнца, создавая прохладу и тишину в доме, кроме того в зимние дни они были хорошей преградой от холода, ветра и дождей. 

Деревянный наличник стал массовым уже в XIX веке, с развитием в России стекольного дела. В крестьянском сознании постоянно присутствовала мысль о защите собственного дома от нечистой силы, а потому окна - «глаза дома» должны были быть защищены от проникновения нехороших воздействий.

Каждая деталь наличника имеет свое название. Строение наличника выглядит следующим образом:Arc25

Изготавливают наличники и их детали по специальному шаблону путем выпиливания, высверливания, выдалбливания.

Наши предки - древние славяне, были язычниками, поклонялись богам и духам природы. Своих богов они изображали с помощью специальных знаков. Они считали, что эти знаки способствуют ладу в семье, оберегают дом от пожара, от дурного глаза. Такие знаки они наносили на наличники, которые  оберегали хозяев от злых духов.

Происхождение (этимология ) слова «наличник».

Само слово «наличник» говорит о своем расположении – «на лице», то есть одной из его функций является украшение фасада здания. Поэтому люди старались выразить через него свою индивидуальность и украсить окна резным обрамлением.

В толковом словаре живого великорусского языка В. Даля дано следующее определение. «Наличник – накладное украшение на лицо предмета, строения или утвари; накладная планка в виде рамы вокруг дверей и окон»[4].

В словаре С.И.Ожегова  наличник – это

1) Фигурная накладная планка, используемая для декоративного обрамления оконного или дверного проема.

2) Металлическая пластинка на двери, ящике со скважиной для ключа.

Назначение наличников -прикрыть щель между переплетом и пролетом окна [9].

Помимо декоративной роли, наличники на окнах закрывали щель между рамой и проемом. Это предотвращает от проникновения в дом пыли, защищает от осадков, сквозняков и посторонних звуков.

С давних времён каждый хозяин старался защитить свой дом. Каждый хотел, чтобы в семье все были здоровы, сыты, чтобы семья была в безопасности. А как человек мог это сделать? Оказывается, он окружал себя охранными знаками. Эти знаки можно разглядеть в наличниках.

Весь орнамент, который встречается у древних славян, можно условно разделить на группы:

- солярные символы (символы солнца);
- символы воды;
- символы земли ;
- символы – обереги;
- символы-пожелания;

- символы, передающие информацию о хозяевах;1346401852_50371820_kosimogoniya

Знаки круглой формы, как правило, означали солнце, поэтому их ещё называют «солярными». Они обязательно присутствовали в том или ином виде, нередко повторялись несколько раз, показывая суточный ход небесного светила.

Звёздчатые знаки назывались громовыми - они должны были защищать дом от грозы, то есть от попадания молнии.

Image252

http://drevodelatel.ru/_pu/3/s98986588.jpg

Ромбовидные и квадратные знаки (квадрат обязательно должен быть развёрнут углом вниз) символизировали поле и землю, урожай. Ромбики с точками внутри, перекрещивающиеся двойные полосы, квадратики — так рисовали наши предки вспаханное и засеянное поле.

Земля-это то, чем жил русский крестьянин, она давала ему урожай, обеспечивала пропитанием, одеждой и жильём.

Вода. Волнистые или зигзагообразные элементы - это символы воды как питательной силы, они напоминают облачное небо («хляби небесные»).  Волнообразные узоры в верхней и нижней части наличника, бегущие ручейки по его боковым полочкам — это все знаки воды, дарующей жизнь.

Женщина — берегиня. Фигурка женщины один из самых частых образов, занимающих важное место, на резных наличниках. Ее имя — берегиня. Очень интересно искать фигурки берегинь в резных узорах. Иногда она определяется очень четко, а иногда так сильно искажена, что выглядит как удивительное переплетение цветов и змей. Но в любом случае ее можно узнать - центральная симметрия фигурки, голова, раскинутые руки и ноги.

hello_html_m1ee54381.jpg

Стилизованные фигурки берегинь.

А сколько звериных мотивов можно найти на окнах нашего города Канска!

Отдельное место в звериных мотивах занимают змеи.

Змея — символ времени, мудрости и осторожности. Потому можно встретить изображение Древа, обвитого Змием.

Птица –– символ брака. Образы утки, петуха-павлина, курочки - оберег от «дурного глаза» всех живущих в доме.

Растительный орнамент. Это символ жизни и плодородия. Растительный орнамент из переплетающихся побегов и ветвей символизирует мир. 

В нашем городе Канске на наличниках можно увидеть древний родовой символ в виде перевернутых вил. Это монгольские родовые знаки называются «тамга», «тарак-тамга». Тамга была родовым гербом династии

Гиреев,  которые долгое время правили Крымским ханством.

В наличниках нашего города  чаще всего встречаются такие символы солнце,

 растительный орнамент, геометрический узор, берегини.

Все узоры имели когда-то определённый смысл. Они охраняли дом и его

 жителей. Но сейчас значение этих знаков забыто. Люди просто видят завитки, узоры и не придают им значения. А они, может быть, и сейчас охраняют дом, поэтому так необходимо  сохранить частичку нашей истории.

Заключение.

Таким образом, в результате работы мы сделали вывод:

-Резные наличники придают любому дому красивый вид, они сохраняют культурное наследие русского народа. В нашем городе тоже есть дома с резными наличниками на окнах. Очень жалко, что такая интересная история создания окон и наличников постепенно забывается. Богатейшее культурное наследие должно быть сохранено, чтобы не прервалась связь времен. Мы обязаны помнить свое прошлое, сохранить его, если люди будут знать о древней символике наличников, то они не будут отказываться от украшений на окнах. Мы будем знать о  традиции украшать наличники резными узорами с символами, охраняющими нас от «дурного глаза».

Интернет ресурсы:

1.http://nalihniki.narod2.ru/SIMBOLS.html  Деревянное кружево.

2.http://nalichniki.com/32/russia/ivanovskaya-oblast/Виртуальный музей резных наличников

Литература:

1. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия.- М.: Изд-во Эксмо, 2002. - 640с.

2. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1999. – 944 стр.

3. Большой энциклопедический словарь.- 2-е изд., перераб. и доп. – М.: «Большая Российская энциклопедия»; СПб.: «Норинт», 2001. – 1456  с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Белая береза под моим окном..."

Наблюдение за березой в течение года...

Проект "Белая береза под моим окном..."

Проектируемый процесс направлен на изучение жизни берёзы во взаимосвязи с её экосистемой в ходе познавательно исследовательской деятельности детей, способствует становлению эстэтического отношения к б...

Открытое районное мероприятие по нравственно- патриотическому воспитанию "Герб моей страны, моего города, моей семьи, моей группы"

Нравственно- патриотическое воспитание является мощным фактором развития детей. Данный материал способствует развитию связной речи,памяти, воображения, творческих способностей, формирует гражданскую п...

Информационно-творческий, семейно-групповой проект «Моя семья в истории моего города, моей страны» (средняя группа)

На протяжении всего проекта дети погружаются в пространство, где открывают для себя, умения осознать себя членом семьи, ощутить любовь к родному краю и государству в котором они живут....

Отчет о реализации проекта "Моя семья в истории моего города, моей страны"

Самое главное у каждого человека на земле - это его семья, малая Родина, и конечно большая могучая наша страна. Поэтому ознакомление детей с родным городом, страной-это начало форимирование патриотизм...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в рамках реализации краеведческого проекта «Я-златоустовец» «Музыка моего города. Илья Шатров «Вальс на сопках Маньчжурии»

В конспекте НОД "Музыка моего города,.Илья Шатров "Валь с на сопках Маньчжурии" музыкальный руководитель рассказывает   о  музыкальном произведении   композитор...

Проект "Любимые места в моем городе"

Расширение знаний детей о родном городе Иркутск, приобщение к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитания любви, уважения и привязанности к с...