Проект " Узоры на окнах моего города"
проект
Проект «Узоры на окнах моего города»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 139.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
деятельности по социально-личностному развитию детей № 28 «Ручеёк»
«Узоры на окнах моего города»
Исследовательский проект
Автор проекта: Чеснокова Наталья Викторовна
Должность: воспитатель
Возрастная категория детей: 5-7 лет.
Тема: «Узоры на окнах моего города».
Цель: воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности
через изучение истории и национально-культурных традиций, посредством знакомства с символикой на наличниках домов в родном городе;
Задачи:
образовательная:
-познакомить с красивыми резными узорами на окнах в нашем городе;
-формировать желание сохранять чистоту и красоту в своем городе;
-создавать условия для участия родителей в образовательном процессе;
воспитательная:
-воспитывать нравственно-патриотические чувства у детей;
-воспитывать ценностное отношение к родному дому, улице, городу;
-приобщать к духовно-нравственных ценностям народов России и их традициям;
развивающая:
-способствовать развитию речи посредством расширения активного словаря ,
совершенствовать умение составлять описательные рассказы;
-развивать коммуникативные навыки;
Участники проекта:
Руководитель проекта.
Дети старшей, подготовительной группы.
Воспитатели.
Родители.
Тип проекта:
Исследовательский, информационно-творческий.
Продолжительность проекта: 6 месяцев.
Результат реализации проекта:
-Беседа о современных и старинных окнах;
-Рассматривание музейных фотографий;
-Фотографирование наличников домов;
-Обобщение полученной информации -создание презентации проекта «Тайна на окнах моего города»;
Создание фотоальбома «Узоры на окнах города Канска»;
Выставка детских творческих работ - «Узоры на наличниках»;
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое.
Ожидаемый результат: дошкольники имеют представление о значении слова наличники, ставни; используют данные понятия в свободной речи; знают историю создания наличников и символов на них;интересуются историей и культурой родного края, города.
Этапы работы над проектом:
1 этап: выбор темы, постановка проблемы, целей и задач проекта:
-Как называется наш город?
-Как называется улица, на которой вы живете?
-В каком секторе она находится (в частном или городском?)
-Какие дома есть в нашем городе?
-Какие окна в домах на вашей улице?
-Какие вам больше нравятся окна с наличниками или без?
-Вы знаете, что такое наличники?
2этап: разработка проекта.
Цель: довести до участников проекта важность данной темы
(использование модели трех вопросов)
-Что мы знаем?
-Что мы хотим узнать?
- Как мы это сделаем?
Сбор информации:
- поиск информации о значении слова «наличник» в словарях;
- изучение литературы о наличниках в библиотеке;
- изучение материалов интернет сайтов, с целью поиска информации о значении узоров и символов на наличниках.
- этап: реализация проекта.
1.Практическая часть проекта: фотографирование наличников домов.
2.Обобщение полученной информации:
-Создание фотоальбома «Узоры на окнах города Канска»;
-Выставка детских творческих работ - «Узоры на наличниках»;
Методы работы над проектом:
-анализ литературы;
-работа с энциклопедиями;
-наблюдение;
Актуальность: основы патриотизма формируются в дошкольном возрасте, а для дошкольного возраста характерны наибольшая податливость педагогическим влияниям. В этом возрасте развиваются те черты характера, которые незримо связывают ребенка со своим народом, со своей страной. Любовь к Родине начинается с любви к своему городу, к месту, где родился, т.е с любви к своей малой Родине. Поэтому так важно именно в этом возрасте сформировать у ребенка чувство любви и бережности, которое сделает его в дальнейшем достойным человеком, социально ответственной личностью, научит чтить исторические и национально-культурные традиции, тем самым сохранять красоту своей Родины.
Как красиво и весело выглядит улица, если на ней стоят дома с резными наличниками на окнах. Но таких домов остается все меньше. Люди ставят в свои дома пластиковые окна и дома становятся похожими друг на друга. А раньше люди украшали окна наличниками или ставнями, и они помогли сохраниться память о старинной традиции-украшать окна наличниками с резными узорами, в которых скрыт смысл и какая-то тайна.
История резного наличника.
На Руси деревянные ставни на окна устанавливались с незапамятных времен. Они служили одновременно для защиты от лихих людей и для украшения внешнего вида дома. Ставни служили защитой от палящих лучей солнца, создавая прохладу и тишину в доме, кроме того в зимние дни они были хорошей преградой от холода, ветра и дождей.
Деревянный наличник стал массовым уже в XIX веке, с развитием в России стекольного дела. В крестьянском сознании постоянно присутствовала мысль о защите собственного дома от нечистой силы, а потому окна - «глаза дома» должны были быть защищены от проникновения нехороших воздействий.
Каждая деталь наличника имеет свое название. Строение наличника выглядит следующим образом:
Изготавливают наличники и их детали по специальному шаблону путем выпиливания, высверливания, выдалбливания.
Наши предки - древние славяне, были язычниками, поклонялись богам и духам природы. Своих богов они изображали с помощью специальных знаков. Они считали, что эти знаки способствуют ладу в семье, оберегают дом от пожара, от дурного глаза. Такие знаки они наносили на наличники, которые оберегали хозяев от злых духов.
Происхождение (этимология ) слова «наличник».
Само слово «наличник» говорит о своем расположении – «на лице», то есть одной из его функций является украшение фасада здания. Поэтому люди старались выразить через него свою индивидуальность и украсить окна резным обрамлением.
В толковом словаре живого великорусского языка В. Даля дано следующее определение. «Наличник – накладное украшение на лицо предмета, строения или утвари; накладная планка в виде рамы вокруг дверей и окон»[4].
В словаре С.И.Ожегова наличник – это
1) Фигурная накладная планка, используемая для декоративного обрамления оконного или дверного проема.
2) Металлическая пластинка на двери, ящике со скважиной для ключа.
Назначение наличников -прикрыть щель между переплетом и пролетом окна [9].
Помимо декоративной роли, наличники на окнах закрывали щель между рамой и проемом. Это предотвращает от проникновения в дом пыли, защищает от осадков, сквозняков и посторонних звуков.
С давних времён каждый хозяин старался защитить свой дом. Каждый хотел, чтобы в семье все были здоровы, сыты, чтобы семья была в безопасности. А как человек мог это сделать? Оказывается, он окружал себя охранными знаками. Эти знаки можно разглядеть в наличниках.
Весь орнамент, который встречается у древних славян, можно условно разделить на группы:
- солярные символы (символы солнца);
- символы воды;
- символы земли ;
- символы – обереги;
- символы-пожелания;
- символы, передающие информацию о хозяевах;
Знаки круглой формы, как правило, означали солнце, поэтому их ещё называют «солярными». Они обязательно присутствовали в том или ином виде, нередко повторялись несколько раз, показывая суточный ход небесного светила.
Звёздчатые знаки назывались громовыми - они должны были защищать дом от грозы, то есть от попадания молнии.
Ромбовидные и квадратные знаки (квадрат обязательно должен быть развёрнут углом вниз) символизировали поле и землю, урожай. Ромбики с точками внутри, перекрещивающиеся двойные полосы, квадратики — так рисовали наши предки вспаханное и засеянное поле.
Земля-это то, чем жил русский крестьянин, она давала ему урожай, обеспечивала пропитанием, одеждой и жильём.
Вода. Волнистые или зигзагообразные элементы - это символы воды как питательной силы, они напоминают облачное небо («хляби небесные»). Волнообразные узоры в верхней и нижней части наличника, бегущие ручейки по его боковым полочкам — это все знаки воды, дарующей жизнь.
Женщина — берегиня. Фигурка женщины один из самых частых образов, занимающих важное место, на резных наличниках. Ее имя — берегиня. Очень интересно искать фигурки берегинь в резных узорах. Иногда она определяется очень четко, а иногда так сильно искажена, что выглядит как удивительное переплетение цветов и змей. Но в любом случае ее можно узнать - центральная симметрия фигурки, голова, раскинутые руки и ноги.
Стилизованные фигурки берегинь.
А сколько звериных мотивов можно найти на окнах нашего города Канска!
Отдельное место в звериных мотивах занимают змеи.
Змея — символ времени, мудрости и осторожности. Потому можно встретить изображение Древа, обвитого Змием.
Птица –– символ брака. Образы утки, петуха-павлина, курочки - оберег от «дурного глаза» всех живущих в доме.
Растительный орнамент. Это символ жизни и плодородия. Растительный орнамент из переплетающихся побегов и ветвей символизирует мир.
В нашем городе Канске на наличниках можно увидеть древний родовой символ в виде перевернутых вил. Это монгольские родовые знаки называются «тамга», «тарак-тамга». Тамга была родовым гербом династии
Гиреев, которые долгое время правили Крымским ханством.
В наличниках нашего города чаще всего встречаются такие символы солнце,
растительный орнамент, геометрический узор, берегини.
Все узоры имели когда-то определённый смысл. Они охраняли дом и его
жителей. Но сейчас значение этих знаков забыто. Люди просто видят завитки, узоры и не придают им значения. А они, может быть, и сейчас охраняют дом, поэтому так необходимо сохранить частичку нашей истории.
Заключение.
Таким образом, в результате работы мы сделали вывод:
-Резные наличники придают любому дому красивый вид, они сохраняют культурное наследие русского народа. В нашем городе тоже есть дома с резными наличниками на окнах. Очень жалко, что такая интересная история создания окон и наличников постепенно забывается. Богатейшее культурное наследие должно быть сохранено, чтобы не прервалась связь времен. Мы обязаны помнить свое прошлое, сохранить его, если люди будут знать о древней символике наличников, то они не будут отказываться от украшений на окнах. Мы будем знать о традиции украшать наличники резными узорами с символами, охраняющими нас от «дурного глаза».
Интернет ресурсы:
1.http://nalihniki.narod2.ru/SIMBOLS.html Деревянное кружево.
2.http://nalichniki.com/32/russia/ivanovskaya-oblast/Виртуальный музей резных наличников
Литература:
1. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия.- М.: Изд-во Эксмо, 2002. - 640с.
2. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1999. – 944 стр.
3. Большой энциклопедический словарь.- 2-е изд., перераб. и доп. – М.: «Большая Российская энциклопедия»; СПб.: «Норинт», 2001. – 1456 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Белая береза под моим окном..."
Проектируемый процесс направлен на изучение жизни берёзы во взаимосвязи с её экосистемой в ходе познавательно исследовательской деятельности детей, способствует становлению эстэтического отношения к б...

Открытое районное мероприятие по нравственно- патриотическому воспитанию "Герб моей страны, моего города, моей семьи, моей группы"
Нравственно- патриотическое воспитание является мощным фактором развития детей. Данный материал способствует развитию связной речи,памяти, воображения, творческих способностей, формирует гражданскую п...

Информационно-творческий, семейно-групповой проект «Моя семья в истории моего города, моей страны» (средняя группа)
На протяжении всего проекта дети погружаются в пространство, где открывают для себя, умения осознать себя членом семьи, ощутить любовь к родному краю и государству в котором они живут....

Отчет о реализации проекта "Моя семья в истории моего города, моей страны"
Самое главное у каждого человека на земле - это его семья, малая Родина, и конечно большая могучая наша страна. Поэтому ознакомление детей с родным городом, страной-это начало форимирование патриотизм...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в рамках реализации краеведческого проекта «Я-златоустовец» «Музыка моего города. Илья Шатров «Вальс на сопках Маньчжурии»
В конспекте НОД "Музыка моего города,.Илья Шатров "Валь с на сопках Маньчжурии" музыкальный руководитель рассказывает о музыкальном произведении композитор...

Проект "Любимые места в моем городе"
Расширение знаний детей о родном городе Иркутск, приобщение к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитания любви, уважения и привязанности к с...