Открытое районное мероприятие по нравственно- патриотическому воспитанию "Герб моей страны, моего города, моей семьи, моей группы"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Нравственно- патриотическое воспитание является мощным фактором развития детей. Данный материал способствует развитию связной речи,памяти, воображения, творческих способностей, формирует гражданскую принадлежностьдетей к обществу, нравственно-патриотические качества, любовь и уважение к Родине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyati_gerb.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ № 11 «ДЕТСКИЙ САД «ЛЕСНАЯ СКАЗКА»
ОТКРЫТОЕ РАЙОННОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
ТЕМА: «ГЕРБ МОЕЙ СТРАНЫ, МОЕГО ГОРОДА, МОЕЙ СЕМЬИ, МОЕЙ ГРУППЫ»
Старшая группа
Подготовили
Воспитатель старшей группы Козлова С.С.
Воспитатель старшей группы Волгапкина О.С.
Балабаново
2014 год
Познавательно-речевое направление, социально-личностное направление.
Образовательная область-познание
Интегрируемые образовательные области-познание, коммуникация, социализация, художественное творчество.
Цель - познакомить детей с гербом города Боровска, основными геральдическими символами и обозначениями.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить детей с символикой России – гербом, формировать начальные представления о происхождении современного государственного герба, о его функциональном назначении.
- Познакомить детей с понятием малая Родина, закрепить знания детей о гербах Балабаново, Боровска, Боровского района.
- Способствовать развитию связной речи, грамматического строя речи.
- Расширять кругозор, поддерживать познавательный интерес к истории страны.
- Познакомить детей с историей происхождения герба Боровска, его значением, как в прошлом, так и в современной жизни. Подвести детей к пониманию того, что символы не просто обозначают, а описывают, раскрывают явление, помочь детям усвоить, что символы многозначны, расширять запас слов детей, закреплять умение отвечать на вопросы в краткой и распространённой форме.
Развивающие:
1.Развивать у детей желание рассказать о гербе (эмблеме) своей семьи: о том, как зовут родителей, где они работают, чем занимаются дети, чем увлекаются члены семьи.
2. Развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление.
3. Развивать навыки речевого общения, умение воспринимать
на слух читаемый текст.
4.Формировать первичные представления о государстве (в том числе его символах, "малой" и "большой" Родине) и принадлежности к нему. Развивать и обогащать речевое развитие и словарный запас (герб, гимн и другие слова)
Воспитательные:
- Воспитывать уважительное отношение к символам государства.
- Формирование патриотических чувств. Формировать у детей гендерную, семейную, гражданскую принадлежность,
- Способствовать сплочению семьи посредством формирования интереса к общему делу; объединению участников проекта (детей и родителей) в рамках создания коллективных творческих работ; проявлению инициативных, креативных качеств участников проекта.
Предварительная работа: знакомство с основными символами и цветами геральдики, знакомство с гербами Боровска, Балабаново, Боровского района, беседа «Моя малая Родина», беседа «Моя страна и её символы», просмотр мультимедиа-презентации «Боровск и его окрестности», просмотри короткометражного фильма про рыцарей, подготовка к сценке, пошив и примерка костюмов, разучивание песни «Боровск такой родной», разучивание стихотворений, работа с родителями на тему «Герб моей семьи», оформление стенда «Герб моей семьи», дидактические игры «Собери герб группы», «Собери и опиши герб города», прослушивание гимна России.
Демонстрационный материал: стенд «Герб моей семьи», герб Боровска, презентации «Боровск такой родной» и «История герба»
Раздаточный материал: три плаката в форме щита, элементы гербов Балабаново, Боровска, Боровского района на липучках(два сердца, два креста, части лаврового венка, корона, сокол, золотая стрела с огненным окончанием), стенд для герба группы, элементы для составления герба группы(сова, пеликан, сердце, части дубового венка, голуби, три пчелы)
Словарная работа: герб, символ, императрица Екатерина вторая, князь, Михайло Волконский, Лжедмитрий, сражение, рыцарь, доспехи, металлическая, турнир, знак, малая Родина, Пафнутьев монастырь, героический подвиг, оконечность, глава ,столб, серебряный, золотой, гимн, серебряное поле, нерушимость, верность, безобидность, мудрость, трудолюбие, невинность, чистосердечие, достойная, слава, Боровский район, районный город, щит, копье, меч, скипетр, держава, Георгий Победоносец, дракон, район.
Методы обучения: наглядный, слуховой, игровой, практический, словесный.
Приёмы обучения: рассказ, беседа, чтение стихотворений, вопросы разного типа, уточнения, повторы слов детьми, использование игровых моментов – дидактические игры «Собери и опиши герб города» и «Собери герб группы», объяснение, вывод ы, разучивание стихотворений, песенное творчество, подготовка и проведение исторической сценки с участием детей, работа детей и родителей по созданию герба семьи
Вид деятельности: совместная деятельность воспитателей и детей, самостоятельная деятельность детей, совместная деятельность детей и родителей.
Ход деятельности:
Дети входят в зал под песню Давида Тухманова «Родина моя». Встают полукругом.
-Воспитатель : «Ребята, давайте поздороваемся с гостями, которые пришли к нам в гости.»
Дети приветствуют гостей.
-Воспитатель : «Ульяна , прочитай, пожалуйста, стихотворение»
Настя:
Что мы родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем,
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Теплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовем?
Все, что в сердце бережем,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлем.
-Воспитатель : «Ребята, как называется наша Родина?»
-«Наша Родина называется Россия.»
-Воспитатель : «А кто знает отличительные знаки России?»
- «Отличительные знаки России- это герб и флаг.»
-Воспитатель : «Правильно, молодцы, ребята!»
-Воспитатель : «Сегодня мы поговорим о символе нашей страны – гербе.»
-Воспитатель : «Скажите, пожалуйста, кто придумал герб?»
-«Гербы придумали рыцари. Герб - это знак.»
-Воспитатель : «А кто такие рыцари?»
-«Давным-давно не в России, а в других странах были такие воины - рыцари.. Рыцари часто проводили турниры, т.е. боролись друг с другом.»
-Воспитатель: «А как выглядели рыцари?»
-«Рыцарь должен был быть обязательно на коне. А одежда у них была металлическая- доспехи чтобы ее нельзя было проколоть мечом или копьем - это было основным оружием в те времена.»
-Воспитатель : «Если все они были в доспехах, то как они друг друга узнавали?»
-«Рыцари стали прикреплять к шлемам и щитам разные знаки, чтобы узнавать своих, - султанчики, ленточки, а потом стали рисовать на щитах различные рисунки. Так они различали во время турниров своих соперников. Вот такой знак и называли гербом.
-Воспитатель «Правильно, ребята! Позже гербы стали придумывать не только воины, но и семьи, а потом города и страны. На гербе старались изобразить что-то очень важное для семьи, города, страны. Все гербы имеют форму щита, потому что щит защищал рыцарей от копья и меча. Щит мог быть круглым, овальным или квадратным с закругленными углами. Сейчас все города и страны имеют свой герб. Ребята, смотрите, к нам сегодня пришел рыцарь. Посмотрите, есть ли у него отличительный знак?
-«У него на щите изображен герб России.»
-Воспитатель «Что изображено на гербе нашей страны?
-«На гербе нашей страны изображен двухглавый орел. У него две головы,это значит, что он смотрит на запад и на восток и все видит».
-Воспитатель: «А сейчас я прошу нашего доблестного рыцаря прочитать стихотворение о гербе России»
Денис читает стихотворение
У России величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад и восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он- России дух свободный.
- Воспитатель: «Ребята, в каком городе мы живем?»
- «Мы живем в городе Балабаново.»
- Воспитатель: «А как называется наш район?»
«Мы живем в боровском районе»
- Воспитатель: «А районный город?»
«Районный город-Боровск»
-Воспитатель: «Правильно!А как вы думаете,как назвать одним словом Боровск, Балабаново и Боровский район?»
«Это наша малая родина- Боровский район, Боровск, Балабаново.»
-Воспитатель : «Полина, прочитай, пожалуйста стихотворение про малую Родину»
Стихотворение Малая Родина
Малая Родина- островок земли.
Под окном смородина, вишни расцвели,
Яблоня кудрявая, а под ней скамья.
Ласковая, малая Родина моя!
-Воспитатель: «Спасибо, Полина! А сейчас я предлагаю вам спеть песню про Боровск»
Дети встают полукругом и исполняют песню «Боровск такой родной». На проекторе идет презентации на тему «Боровск и его окрестности».
-Воспитатель: «Молодцы! Ведь не только у нашей страны есть герб, но и у нашего города Балабаново, и у нашего Боровского района, и у Боровска тоже есть гербы! Я предлагаю вам поиграть со мной в игру под название «Собери и опиши гербы нашей малой Родины», но перед этим давайте послушаем Варвару, она прочитает нам стихотворение про герб и его значимость»
Обо всем, что любо городу.
Обо всем, что ему дорого.
Герб вам может рассказать
Увлекательно и коротко.
Город может гордиться ткачами.
Кузнецами, швеями, врачами.
Редким зверем и редкою птицей.
Город может историю чтить.
Может память о предках хранить.
Обо всем, что свято городу,
Обо всем, что ему дорогу.
Герб вам может рассказать
Увлекательно и коротко.
-Воспитатель : «Спасибо, Варя! А сейчас внимательно слушайте правила игры»
Дидактическая игра «Собери и опиши герб города»
Дидактическая задача - закрепить знания детей о гербах Балабаново, Боровска, Боровского района, упражнять в составлении описательного рассказа о данных гербах, воспитывать умение работать в команде.
Оборудование - три плаката в виде щита, части гербов (корона, два сердца, сокол, элементы венков, два креста, стрела)
Ход игры:
Дети делятся на три команды. По сигналу, в порядке очереди, члены команд выбирают из общего количества элементов гербов, элемент, необходимый для составления своего герба и выкладывают на плакат. После того, как герб города Балабаново, Боровска и Боровского района собраны, командиры команд составляю небольшой описательный рассказ о гербах, описывая геральдические цвета и символы, используемые в данном гербе.
-Воспитатель: «А вы знаете, что Боровск очень древний город и ему очень много лет. И свой герб он получил за подвиг, который совершил князь Волконский, когда защищал Боровск. Князь погиб, но его подвиг не забыт. И вручала герб великая императрица Екатерина II.Сейчас мы посмотрим, как это было.»
Историческая сценка.
-Воспитатель: «Давным- давно к граду Боровскому, а именно к Пафнутьеву монастырю подходили враги во главе с князем Лжедмитрием Вторым, который хотел захватить город. Защитники града во главе с воеводой князем Михайло Волконским обороняли Боровск и Пафнутьев монастырь»
Звучит музыка. Происходит историческая сценка и показ презентации на проекторе
-Лжедмитрий «Открывайте ворота и сдавайтесь!»
-Волконский «Мы никогда не предадим свой народ»
Звучит музыка, идет сражение.
-Воспитатель: «Долго шла битва, но Волконский и его соратники не переставали защищаться. Князь Волконский погиб под стенами Боровского Пафнутьева монастыря»
Дети (Лжедмитрий и Волконский) уходят.
-Воспитатель : «Этот подвиг не был забыт и 10 марта 1977 года императрица Екатерина Вторая даровала граду Боровску герб. Давайте посмотрим, как это было»
Звучит торжественная музыка. Появляется Екатерина Вторая с о своим подданным и читает летопись
-«Я, Екатерина Вторая дарую граду Боровску герб в память о героическом подвиге жителей города во главе воеводы князя Михайло Волконского. В серебряном поле, изображающем невинность и чистосердечие находится сердце, показывающее верность, в середине сердца находится золотой крест, показывающий веру в Бога. Сердце окружено лавровым венком, показывающим нерушимость и достойную славу вождю и всем погибшим в сражении»
-Воспитатель : «Вот такая была история. Вам понравилось, ребята. В память об этом героическом подвиге художник Демидов написал картину «Предсмертный подвиг князя Волконского в Пафнутьевом монастыре в Боровске в 1610 году» Посмотрите на проектор и вы увидите эту картину. А кто мне еще раз расскажет, кто даровал герб Боровску?»
-«Императрица Екатерина вторая подарила герб Боровску»
-Воспитатель: «А за что она подарила герб?»
-«Она подарила герб Боровску за героический подвиг Волконского и жителей города, которые погибли у стен монастыря в сражении с князем Лжедмитрием вторым»
-Воспитатель: «Молодцы, ребята»
Совместная работа детей и родителей «Герб моей семьи» -разработка семейного герба, реализация, то есть создания герба семьи, представление творческих работ, выставка семейного творчества.
Цель - вовлечь родителей в педагогический процесс, стимулировать интерес родителей к взаимодействию с воспитателями в вопросах патриотического воспитания детей, воспитания в детях семейного патриотизма
-Воспитатель : «Ребята, но ведь не только у страны и у города есть свой герб. У каждой семьи тоже может быть свой герб. Помните, вы дома с родителями рисовали герб вашей семьи. Они у вас у всех получились разные, и каждый имеет свое значение. Кто хочет поделиться с нами и с нашими гостями впечатлениями о своем гербе и о своей семье?»
Несколько детей составляют рассказ о своем гербе, начиная со слов «меня зовут.. моя семья состоит из….мы с мамой (папой, сестрой) рисовали герб нашей семьи, на котором изображено…..обозначающее…»
Вот мы с вами и узнали о гербе Боровска. Спасибо что вы нам помогали. Наше занятие подошло к концу. А сейчас мы с вами прослушаем гимн России. (Дети слушают стоя).
Дидактическая игра «Сложи герб группы»
Цель- закрепить знания детей о создании гербов, развивать творческое воображение, упражнять в составлении описательного рассказа признаков герба группы.
Оборудование - стенд, разделенный на четыре части (глава, столб, оконечность, центр) и обозначенный цветами(золотой, серебряный, зеленый, голубой), элементы герба(сова, пеликан, сердце, голуби, дубовый венок, пчелы)
Ход игры:
-Воспитатель: «Ребята, мы сегодня с вами говорили о многом. Вспомнили герб России, поговорили про нашу малую Родину, собирали гербы нашей малой Родины, даже побывали в истории, рассказывали про ваши семьи и гербы ваших семей. А сейчас я предлагаю нам с вами познакомить наших гостей с гербом нашей группы.»
-Воспитатель: «Итак, сначала расскажите про основу нашего герба, какую форму он имеет и из каких частей он состоит?»
-«Герб имеет форму щита и состоит из главы, столба, оконечности и центра»(ребенок выходит к стенду и показывает эти части)
-Воспитатель: «Что обозначает золотой цвет главы»
-«Золотой цвет обозначает знатность и справедливость»
-Воспитатель: «Зеленый цвет?»
-«Зеленый цвет обозначает надежду и радость»
-Воспитатель: «Голубой цвет?»
-«Голубой цвет обозначает честность и любовь»
-Воспитатель: «Серебряный цвет?»
-«Серебряный цвет обозначает откровенность, чистоту, правдивость»
-Воспитатель: «Хорошо, а теперь давайте заполним наш герб символами»
Дети поочереди выкладывают на герб элементы, объясняя их значение. Сова символ мудрости, обозначает нашу заведующую Раису Ивановну и располагается на главе. Три пчелы - символ трудолюбия располагаются на столбе и обозначают воспитателей группы. Пеликан- символ родительской любви, располагается на оконечности. В центре, то есть в серебряном поле, располагается красное сердце, символ любви и искренности, сердце окружают голуби, которые означают чистоту, безобидность, свет, это дети нашей группы. Голуби окружены дубовым венком, который является символом крепости и силы, это значит, что дети нашей группы в детском саду находятся под защитой воспитателей, заведующей, всех сотрудников детского сада.
-Воспитатель: « Вот наше занятие и подходит к концу. Мы с вами хорошо поработали, вы все-молодцы. Скажите, что вам больше всего запомнилось, что понравилось, что нового вы узнали из занятия?»
-Воспитатель: «Есть у меня еще один к вам вопрос! Мы с вами назвали основные символы нашей страны –это герб и флаг. А вот, что есть еще символ России, что отличает ее от множества других стран?»
-«Это гимн-песня, которая восхваляет русские народ»
-Воспитатель: «Правильно! Давайте мы с вами встанем, послушаем гимн нашей страны, проникнемся этой великой песней».
Дети встают и слушаю гимн России
-Воспитатель: «На этой патриотической ноте наше занятие подошло к концу, спасибо за внимание»
Дети уходят из зала.
Вывод: Нравственно-патриотическое воспитание является мощным фактором развития детей. Изучение азов патриотизма способствует развитию памяти, связной речи, воображения, творческих способностей, формирует гражданскую принадлежность обществу, нравственно-патриотические качества, любовь и уважение к Родине, обогащает словарный запас детей. Интеграция образовательных областей потребовала от воспитателей тщательной подготовки к занятию, профессионального мастерства, личного общения с детьми, а также детей с родителями. В процессе таких мероприятий, как создание герба семьи, составление описательного рассказа про герб семьи, беседы на темы «Боровск такой родной», «Герб и его значение», «Гербы малой Родины», разработка герба группы, инсценировка сражения и вручения герба Боровску, дети были активны, любознательны и эмоционально отзывчивы на любое задание воспитателей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников "Эхо войны в моей семье".
Патриотическое воспитание дошкольников- актуальная проблема в современной России. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как ее любили, берегли и защищали ее наши предки....
Открытое занятие по нравственно-патриотическому воспитанию "Герои в моей семье"
Чувство патриотизма у детей дошкольного возраста выражается через любовь к своим близким, малой и большой Родине, уважение к опыту старших, родному языку, истории, культуре. Воспитывается оно с малых ...
Методическая разработка Сценарий открытого районного мероприятия в форме досуга, посвященного 78-й годовщине Победы ВОВ для подготовительной группы детского сада "Проходят года-наша память жива!"
Открытое районное мероприятие является итоговым мероприятием краткосрочного творческого проекта "Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой!"....
Информационно-творческий, семейно-групповой проект «Моя семья в истории моего города, моей страны» (средняя группа)
На протяжении всего проекта дети погружаются в пространство, где открывают для себя, умения осознать себя членом семьи, ощутить любовь к родному краю и государству в котором они живут....
Отчет о реализации проекта "Моя семья в истории моего города, моей страны"
Самое главное у каждого человека на земле - это его семья, малая Родина, и конечно большая могучая наша страна. Поэтому ознакомление детей с родным городом, страной-это начало форимирование патриотизм...
Проект по духовно-нравственному воспитанию Тема: "Традиции моей семьи" подготовительная группа
Проект по духовно-нравственному воспитанию Тема: "Традиции моей семьи" подготовительная группа...