Модель инклюзивного образования МАДОУ "Детский сад № 6"
материал

Полежаева Инесса Геннадьевна

Модель инклюзивного образования МАДОУ "Детский сад № 6"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл model_inklyuzivnogo_obrazovaniya.docx958.44 КБ

Предварительный просмотр:

  • родителей (законных представителей) с детьми дошкольного возраста, в т.ч. от 0 до 3 лет, получающих услуги дошкольного образования в образовательной организации;
  • родителей (законных представителей) с детьми дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями.

Целью консультационного пункта является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей дошкольного возраста, в том числе от 0 до 3 лет.

Основными задачами консультационного пункта являются:

  • психолого-педагогическое просвещение родителей;
  • оказание психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей;
  • оказание помощи семьям в вопросах успешной и своевременной социализации детей;
  • поддержка семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с особыми образовательными потребностями, осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.

        В период с 2016 по 2019 годы в консультационном пункте МАДОУ «Детский сад № 6» диагностическую и консультативную помощь учителя-логопеда и учителя-дефектолога получил 1 родитель ребенка-инвалида раннего возраста, не получающего услугу дошкольного образования в образовательной организации.

3. Количество АООП ДО и их типология:

Разработаны адаптированные основные образовательные программы дошкольного образования для следующих категорий воспитанников с ОВЗ:

  • Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (http://sad-6.3dn.ru/2018-2019/dokument/aoop_tnr_ijun_2018.docx);
  • Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными  нарушениями) (http://sad-6.3dn.ru/2018-2019/dokument/aoop_uo.docx);
  • Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с задержкой психического развития (http://sad-6.3dn.ru/2018-2019/dokument/aoop_zpr_madou.docx);
  • Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (http://sad-6.3dn.ru/2018-2019/dokument/aoop_oda_madou.docx);
  • Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с расстройствами аутистического спектра (http://sad-6.3dn.ru/2018-2019/dokument/aoop_ras_ijun_2018.docx).

На основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии специалисты психолого-медико-педагогического консилиума дошкольной образовательной организации разрабатывают адаптированные образовательные программы дошкольного образования для детей разных нозологических групп с учетом адаптированных основных образовательных программ дошкольного образования.

4. Характеристика педагогических кадров (количество воспитателей, узких специалистов, их квалификационный уровень, достаточно ли их для обеспечения качественного образования и оказания услуг детям, родителям (законным представителям))

Реализация основных образовательных программ дошкольного образования обеспечивается педагогическими работниками в течение всего времени пребывания воспитанников в дошкольной образовательной организации (всего педагогических работников 51 – 37 воспитателей, 3 старших воспитателя, 1 учитель-дефектолог, 3 учителя-логопеда, 3 педагога-психолога, 2 музыкальных руководителя, 2 инструктора по физической культуре).

Уровень квалификации педагогических работников:

Высшая квалификационная категория

Первая квалификационная категория

11

19

В дошкольной образовательной организации достаточно специалистов, сопровождающих образовательный процесс, для обеспечения качественного образования и оказания услуг детям, родителям (законным представителям).

100% педагогических работников, реализующих адаптированные образовательные программы дошкольного образования, прошли курсы повышения квалификации по сопровождению детей с ОВЗ. Однако, на курсах повышения квалификации педагогические работники не получают знания о сопровождении детей с той или иной нозологией. Таким образом, в связи с выявленным дефицитом, возникла необходимость в организации мероприятий, направленных на освоение педагогическими работниками приемов, способов взаимодействия с детьми с ОВЗ конкретной нозологической группы.

Для качественной реализации дополнительных общеобразовательных программ 7 педагогических работников прошли курсы профессиональной переподготовки «Педагогика дополнительного образования» по направлениям – художественно-эстетическое развитие, подготовка к школе детей дошкольного возраста, декоративно-прикладное творчество.  

5. Материально-техническое оснащение – наличие необходимых условий для детей с ОВЗ и инвалидов (безбарьерная среда в ДОО, паспортизация объектов, анализ обеспеченности оборудованием, использования данного оборудования и необходимость в приобретении нового).

Имеется паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования (http://sad-6.3dn.ru/2019-2020/Lifareva/pasport_dostupnosti_korp_1.docx; http://sad-6.3dn.ru/2019-2020/Lifareva/pasport_dostupnosti_korp_2.docx).

В МАДОУ «Детский сад № 6» с учётом нозологического состава детей создана универсальная безбарьерная среда. Имеются условия для беспрепятственного доступа воспитанников в ДОО, приемную, групповую, туалетную комнату, другие помещения, расширенные дверные проемы. Имеется мобильный подъемник, мягкие носилки. Все подъезды и подходы к зданию в пределах территории МАДОУ асфальтированы.

В 2019 году реализованы мероприятия по созданию условий для получения детьми-инвалидами качественного образования в рамках государственной программы РФ «Доступная среда» на 2011-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01 декабря 2015г. № 1297 на сумму 1010000,00 руб. В рамках реализации мероприятий в коридорах и группах №13 «Теремок», №17 «Буратино», №18 «Дюймовочка» установлены двойные пристенные поручни. В санитарно-гигиенических помещениях  групп №1 «Василек», №2 «Колокольчик», №3 «Фиалка», №5 «Анютины глазки», №7 «Незабудка», №8 «Тюльпанчик», №9 «Маргаритка», №10 «Розочка», №12 «Колобок», №13 «Теремок», №14 «Чебурашка», №15 «Винни-Пух», №16 «Золушка», №17 «Буратино», №18 «Дюймовочка»   и медицинских кабинетах установлены  поручни откидные с фиксатором для унитаза,  поручни для раковин.

Обустроено специализированное напольное покрытие из тактильной плитки перед всеми крылечками на улице, осуществлено покрытие ступеней крылец тактильными накладками, оборудовано покрытие из тактильной плитки перед лестничными маршами (низ лестниц) в здании.   Приобретено специальное оборудование: ходунки на колесах серии R Kid; ходунки на колесах модель R Euro; кресло-коляска механическое Barry B5U, индукционная система Дом 50.

Приобретено учебное оборудование: тактильная дорожка из 7 составных частей (7 модулей с различными тактильными поверхностями); сухой душ; интерактивный источник света для фибероптики; чемодан психолога - диагностический комплект Семаго; дары Фребеля (набор обучающих материалов (14 коробок) с методическими пособиями); комплекс «Дом Совы»; световой стол (с крышкой) для песочной анимации.  

В каждой группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи оборудован логопедический центр, а в группах комбинированной направленности – центр коррекции, организованный в соответствии с зоной актуального развития воспитанников, посещающих данные группы.

Итак, в дошкольной образовательной организации созданы условия для организации инклюзивного образования, однако существуют некоторые проблемы:  

  • выполненные работы по обеспечению доступной среды не обеспечивают в полной мере доступность для всех категорий инвалидов;
  • педагогические работники не владеют приемами, способами взаимодействия с детьми с ОВЗ конкретных нозологических групп.

Таким образом, модель не только отражает настоящее состояние инклюзивного образования в МАДОУ «Детский сад № 6», но и включает управленческие решения, направленные на совершенствование данного процесса, удовлетворение образовательных потребностей всех без исключения детей.

Модель инклюзивного образования направлена на обеспечение доступного и качественного образования детей с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей, формирование инклюзивной культуры в условиях дошкольной образовательной организации.

При реализации модели решаем следующие задачи:

  • организовать развивающую предметно-пространственную среду с учетом особенностей воспитанников, обеспечивающую охрану и укрепление их здоровья, в том числе обеспечить доступную среду, специальные условия;
  • обеспечить комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение детей;
  • обеспечить консультативную, методическую помощь семьям воспитанников;
  • совершенствовать профессиональный уровень педагогических работников.

При организации инклюзивного образования руководствуемся нормативно-правовыми документами федерального, регионального, муниципального уровня, локальными нормативными актами дошкольной образовательной организации.

Международного уровня:

  • Всеобщая декларация прав человека (1948г.);
  • Декларация прав ребёнка (ООН, 1959г.);
  • Декларация о правах инвалидов (ООН, 1975г.);
  • Всемирная программа действий в отношении инвалидов (ООН, 1982г.)
  • Конвенция ООН о правах ребёнка (1989г.);
  • Стандартные правила ООН по обеспечению равных возможностей для инвалидов (ООН, 1993г.);
  • Конвенция о правах инвалидов (принята резолюцией 61/106
    Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006г.)

Федерального уровня:

  • Конституция Российской Федерации (статья 43);
  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012г.;
  • ФЗ Российской Федерации N 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» (2012г.);
  • Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в ред.2009г.);
  • ФЗ РФ № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24 июля 1998г.;
  • Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017г.г.»;
  • Постановление Правительства РФ от 01.12.2015 года №1297 «Об утверждении государственной программы «Доступная среда» на 2011-2020г.г.;
  • Распоряжение Правительства РФ N 1839-р
    «Об утверждении Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года» (31 августа 2016г.);
  • Распоряжение Правительства РФ от 15.05.2013 № 792-р «Об утверждении «Государственной программы РФ «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013г. N 1014 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 21.01.2019г. №32 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013г. №1014»;
  • Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155);
  • Письмо Минобрнауки России от 28.02.2014г. N 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г. N 26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (САНПИН 2.4.1.3049-13);
  • Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015г. N1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 8 апреля 2014 г. N 293 г. Москва «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования»;
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 21.01.2019г. №33 «О внесении изменений в Порядок приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 08.04.2014г. №293»;
  • Распоряжение Минпросвещения РФ от 09.09.2019г. №Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации».

Регионального уровня:

  • Закон Красноярского края от 26.06.2014г. N6-2519
    «Об образовании в Красноярском крае»;
  • Приказ министерства образования и науки Красноярского края от 16.12.2014 № 50/04-01 «Об утверждении порядка работы психолого-медико-педагогической комиссии Красноярского края»;
  • Указ Президента РФ №761 «Стратегия действий в интересах детей в Красноярском крае до 2017г.» (01.06.2012 г);
  • Указ губернатора об утверждении «Концепции развития инклюзивного образования в Красноярском крае на 2017-2025 г.г.» (август 2017г.).

Муниципального уровня:

  • Приказ Управления образования администрации г. Назарово №163/2 - 0 от 04.09.2017г. «Об определении муниципальных пилотных организаций».

Локальные нормативные акты МАДОУ «Детский сад № 6»:

  • Устав МАДОУ;
  • «Положение  об индивидуальном учебном плане»;
  • «Положение о группе комбинированной  направленности»;
  • «Положение о группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи»;
  • «Положение  о  разработке и утверждении адаптированной образовательной программы дошкольного образования для воспитанников  с ограниченными возможностями здоровья»;
  • «Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме»;
  • «Положение  о порядке приема детей с ограниченными возможностями здоровья на обучение по адаптированной образовательной программе дошкольного образования»;
  • «Положение о консультационном пункте»;
  • «Положение о психологической диагностике»;
  • «Положение о порядке организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования в МАДОУ «Детский сад № 6»;
  • «Паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования»;
  • «План мероприятий («дорожная карта») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг);
  • «Порядок деятельности пилотной площадки МАДОУ «Детский сад № 6»;
  • «План действий пилотной площадки МАДОУ «Детский сад № 6» по реализации комплекса мер по отработке и тиражированию эффективных практик организации образовательного процесса для детей с ОВЗ на учебный год».

Для обеспечения взаимодействия всех субъектов инклюзивного образовательного процесса в дошкольной образовательной организации имеется координатор по инклюзивному образованию.

Организация развивающей предметно-пространственной среды с учетом особенностей воспитанников, обеспечивающих охрану и укрепление их здоровья, в том числе обеспечить доступную среду, специальные условия.

В дошкольной образовательной организации создана развивающая предметно-пространственная среда, которая является эффективным средством поддержки индивидуальности и целостного развития ребенка, обеспечивает такие направления как физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие (ООП ДО http://sad-6.3dn.ru/2018-2019/dokument/obrazovatelnaja_programma_ijun_2018-1.docx, раздел 3.5 «Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды», стр. 229)

Создана развивающая предметно-пространственная среда для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья (ООП ДО http://sad-6.3dn.ru/2018-2019/dokument/obrazovatelnaja_programma_ijun_2018-1.docx, раздел 2.3 «Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей, стр. 175).

В рамках исполнения государственной программы РФ «Доступная среда» на 2016-2030 годы разработан план мероприятий («дорожная карта» МАДОУ «Детский сад № 6» по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг (http://sad-6.3dn.ru/2019-2020/Lifareva/dorozhnaja_karta_korpus_1.pdf; http://sad-6.3dn.ru/2019-2020/Lifareva/dorozhnaja_karta_korpus_2.pdf).

Обеспечение комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей.

Для обеспечения комплексного психолого-педагогического сопровождения в условиях дошкольной образовательной организации функционирует психолого-педагогический консилиум – форма взаимодействия руководящих и педагогических работников организации, осуществляющая образовательную деятельность с целью создания оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации воспитанников посредством психолого-педагогического сопровождения. Для определения специальных образовательных условий для ребенка с ОВЗ организовано взаимодействие с ПМПК г. Назарово.

В рамках реализации рекомендаций ПМПК осуществляем образовательную деятельность в группах комбинированной и компенсирующей направленности (в ДОО – 18 групп, из них 3 группы компенсирующей направленности для детей с ТНР, 10 – комбинированной направленности).

Обеспечиваем вариативность предоставления образования детям с ОВЗ за счет реализации моделей инклюзивного образования в зависимости от степени интеграции – частичной (это процесс, при котором дети с ОВЗ, еще не способные на равных с нормально развивающимися сверстниками освоить основную образовательную программу соответствующего уровня, включаются в группы комбинированной направленности на часть дня, получая постоянную коррекционную помощь учителя-логопеда и (или) учителя-дефектолога) и комбинированной (это процесс, при котором дети по 1–2 человека на равных включаются в группы МАДОУ с нормально развивающимися сверстниками, получая постоянную коррекционную помощь учителя-логопеда и (или) учителя-дефектолога).

Обеспечиваем индивидуальные образовательные потребности детей с ОВЗ за счет реализации АОП ДО для воспитанников с разными нозологиями, обучения по индивидуальным учебным планам. При реализации программ применяем технологии, методы, приемы, средства, направленные на достижение планируемых результатов. Выбор и сочетание методов и приемов зависит от содержания образовательных задач, видов деятельности и возрастных особенностей детей. В раннем возрасте ведущая роль принадлежит наглядным и игровым методам; в среднем дошкольном возрасте возрастает роль практических и словесных методов; в старшем дошкольном возрасте повышается роль словесных методов обучения.

Технологии

Программно-методическое обеспечение

Приемы

Средства

Технологии обследования

Н.В. Нищева. Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР (3-7 лет). Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2013

- беседа

- пересказ

- объяснение

-речевой образец

-повторное проговаривание

-объяснение

 -указания

-оценка детской речи

 -вопросы

Речевая карта ребенка от 4 до 7 лет Н.В. Нищева, 2014, 47с.

Картинный материал к речевой карте ребенка с ОНР от 4 до 7 лет Н.В. Нищева

Е.А. Стребелева. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. Москва, Просвещение, 2014

наблюдение

Технология коррекции звукопроизноше-ния

Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова. Коррекция нарушений речи.

Пожиленко Е.А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков [с], [ш], [р], [л]: пособие для логопедов. – Санкт-Петербург: Каро, 2006. - 256 с.

Н.В. Нищева. Веселая артикуляционная гимнастика. Москва, Мозаика-Синтез, 2013

Е.А. Пожиленко. Волшебный мир звуков и слов. Санкт-Петербург, Каро, 2008

Формирование фонетико-фонематического слуха и звуковой культуры речи у детей с общим недоразвитием речи. И.В. Ахмадулина, 2009, 84 с.

-показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению

-приемы постановки звуков

Дидактический материал по автоматизации звуков, карточки для проведения артикуляционной гимнастики, зеркала

Технология развития лексико-грамматической стороны речи

Ткаченко Т.А. Формирование лексико-грамматических представлений.

Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции ОНР у детей 6-ти лет

. –– М: Гном и Д. - 2001 г.

Методические рекомендации к проведению занятий по совершенствованию лексико-грамматических представлений

-показ иллюстративного материала

- объяснение

-дидактические игры

-речевой образец

-повторное проговаривание

-объяснение

-оценка детской речи

 -вопросы

Дидактический материал по лексическим темам, тематические презентации рабочие тетради, раздаточный материал

Технология развития связной речи

Т.Б.Полянская. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. Санкт-Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010Т. А. Сидорчук, Н. Н. Хоменко. Технологии развития связной речи дошкольников        . Москва, – Ульяновск, 2004

Т.А.Ткаченко.

Формирование и развитие связной речи у детей дошкольников 4-6 лет. Москва, Ювента, 2007

-показ иллюстративного материала

-инсценировки

-рассказ

-беседа

-пересказ

-объяснение

-чтение

Мнемотаблицы, схемы  по лексическим темам, сюжетные картины, серии сюжетных картин, дидактический материал для развития связной речи

Здоровьесберегающие технологии: пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, физминутки

Новикова Е.Л. Здоровьесберегающая технология формирования правильного речевого дыхания у детей 6 лет с ОНР

Н.В. Нищева. Веселая пальчиковая гимнастика. Упражнения для развития мелкой моторики и координации речи с движением. Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2013

200 упражнений для развития общей и мелкой моторики у дошкольников и младших школьников. В.А. Солнцева, 2007, 93с.

Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. Е.С. Анищенкова, 2007, 61с.

Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду. М: ТЦ Сфера, 2003

-объяснение

-указания

-упражнения:

дыхательные,

развивающие общую и ручную моторику,

пальчиковые

Тренажеры для развития дыхания, видеоролики пальчиковой гимнастики и физминуток,

Логоритмика

Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет. М.Ю. Карпушина, 2009, 208 с.

Т.И. Сакулина. Практический материал для логоритмических занятий.Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2015

-рассказ

-объяснение

-чтение

-прослушивание аудиозаписей

-речевой образец

-повторное проговаривание

-упражнения:

дыхательные,

развивающие общую и ручную моторику, пальчиковые

Аудиозаписи, тематические презентации, видеофильмы, фонограммы

Информационно-коммуникационные технологии

Л.В. Аскульская. Интерактивные речевые игры. Тренажер по развитию коммуникативных навыков

-показ

-объяснение

-дидактическая игра

Интерактивные речевые игры

Игровые технологии коррекции поведения дошкольников

М.Э. Вайнер. Игровые технологии коррекции поведения дошкольников  Москва, Педагогическое общество России, 2003

Т.Делани Развитие основных навыков у детей с аутизмом. Эффективная методика игровых занятий с особыми детьми.

Е.Янушко. Игры с аутичным ребенком. Способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия

Разные виды игр и игровых упражнений, игровые ситуации

Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии

Е.А. Стребелева. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии Москва, Владос, 2014

-показ

-объяснение

-дидактическая игра

-игровое упражнение

-объяснение

Наглядно-дидактический материал

Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии

И.И. Мамайчук. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии Санкт-Петербург, Речь, 2006

Грей К. Социальные истории. Инновационная методика для развития социальной компетентности у детей с аутизмом.

Е.А.Екжанова, Е.А.Стребелева Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта

Коэн М., Герхард П. Визуальная поддержка. Система действенных методов для развития навыков самостоятельности у детей с аутизмом

Разные виды игр и игровых упражнений, игровые ситуации

-рассматривание

-пример

-показ действий

-разыгрывание ситуаций

Визуальное расписание

Картинки и фотографии

Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS)

Социальные истории

Для эффективной социализации детей организовано межведомственное взаимодействие с другими организациями. Совместно с музейно-выставочным центром реализуем проект «Путешествие в музей», в рамках которого дети включены в интерактивные формы работы посредством участия в «музейных уроках». Воспитанники с ОВЗ регулярно принимают участие в выставках-конкурсах детского рисунка. Совместно со спортивной школой олимпийского резерва реализуется проект «Мы со спортом дружим».  Воспитанники посещают тренировочные занятия по биатлону, дзюдо, вольной борьбе, кикбоксингу и принимают участие в спортивных праздниках.  Совместно с комплексным центром социального обслуживания организованы акции «Мое первое письмо», «Мы в синем». Также воспитанники ежегодно являются участниками тематической экскурсии в школу «Лучше один раз увидеть».

Обеспечение консультативной, методической помощи семьям воспитанников.

Для обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей, формирования инклюзивной культуры общества:

  • в группах общеразвивающей, комбинированной и компенсирующей направленности организована деятельность детско-родительских объединений (http://sad-6.3dn.ru/index/detsko_roditelskie_kluby/0-32);
  •  функционирует консультационный пункт (http://sad-6.3dn.ru/index/konsultacionnyj_punkt/0-305);
  • организовано индивидуальное консультирование семей воспитанников, посещающих дошкольную образовательную организацию, по запросам и потребностям.

Совершенствование профессионального уровня педагогических работников

Организована система повышения квалификации в рамках модели профессионального развития педагогических работников и специалистов, обеспечивающих психолого-педагогическое сопровождение детей (http://sad-6.3dn.ru/2018-2019/dokument/metodicheskaja_praktika_0.docx; Приложение 1 - http://sad-6.3dn.ru/dokymenty/model_1.docx; Приложение 2 - http://sad-6.3dn.ru/2018-2019/dokument/swot-analiz_madou_2.docx; Приложение 3 - http://sad-6.3dn.ru/2018-2019/dokument/derevo_problem_3.docx; Приложение 4 - http://sad-6.3dn.ru/2018-2019/dokument/karta_4.docx; Приложение 5 - http://sad-6.3dn.ru/2018-2019/dokument/derevo_celej_5.docx; Приложение 7 - http://sad-6.3dn.ru/2018-2019/dokument/upravlenie_professionalnym_razvitiem.pptx; Приложение 8 - http://sad-6.3dn.ru/2018-2019/dokument/polozhenie_mini-muzej_8.docx; Приложение 9 - http://sad-6.3dn.ru/2018-2019/dokument/obrazovanie_ravnykh_vozmozhnostej_9.docx).

Наша дошкольная образовательная организация является муниципальной пилотной площадкой    по реализации комплекса мер по отработке и тиражированию эффективных практик организации образовательного процесса для детей с ОВЗ. В рамках деятельности муниципальной пилотной площадки педагогические работники анализируют, структурируют и обобщают имеющийся опыт в части сопровождения детей с ОВЗ, что способствует их профессиональному развитию (http://sad-6.3dn.ru/index/mun_pl/0-365).

Реализация модели позволяет создавать необходимые условия для достижения успешности в образовании всеми детьми независимо от их особенностей и возможностей.

Параметры

Критерии

Индикаторы, оценочный инструментарий

Организована развивающая предметно-пространственная среда с учетом особенностей воспитанников, обеспечивающая охрану и укрепление их здоровья, в том числе обеспечена доступная среда, специальные условия

Наличие специального оборудования

Мониторинг доступности объекта и услуг

«Дорожная карта» по созданию доступности ДОО для детей с ОВЗ

Оценочные листы по организации РППС

Обеспечен беспрепятственный доступ инвалидов и других маломобильных групп населения к объекту и образовательным услугам

Наличие центров детской активности, в том числе центров коррекции, в группах, в кабинетах специалистов – оборудования для организации коррекционно-развивающей деятельности

Наличие программно-методического обеспечения

Паспортизация доступности ДОО

Кадровое обеспечение

Обеспечено комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение детей

Организована деятельность ПМПк

100% воспитанников включены в образовательную деятельность

100% реализация рекомендаций ПМПК  

Наличие групп разной направленности

Карты контроля за  организацией образовательной среды

Карты наблюдения детского развития, протоколы обследования

Обеспечена вариативность получения образования

Разработаны и реализуются АОП ДО для детей с разными нозологиями

Организовано межведомственное взаимодействие

Обеспечена консультативная, методическая помощь семьям воспитанников

Функционирование консультационного пункта

Опросные листы для родителей по качеству оказания услуг

Увеличение количества семей, обратившихся в консультационный пункт

На официальном сайте – наличие разделов «О работе с детьми с ОВЗ», «Консультации специалистов», размещение информации о деятельности консультационного пункта

Организация детско-родительских объединений

Информирование и консультирование родителей через официальный сайт ДОО

Организовано индивидуальное консультирование семей воспитанников, посещающих ДОО, по запросам и потребностям

100% семей, получающих консультативную помощь специалистов, сопровождающих образовательный процесс  

Повышение профессионального уровня педагогических работников

Педагогические работники владеют технологиями, методами, приемами, средствами в работе с детьми с учетом их индивидуальных особенностей

Индивидуальные программы развития педагогических работников

100% педагогических работников прошли курсы повышения квалификации по работе с детьми с ОВЗ

Карты контроля за организацией образовательной среды

Участие педагогических работников в методических мероприятиях, педагогических объединениях, конкурсах, фестивалях;

наличие публикаций

Педагогические работники анализируют, обобщают и представляют опыт по организации образовательной деятельности

МОДЕЛЬ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МАДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 6»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В данной статье представлена модель инклюзивного образования в ГБДОУ компенсирующего вида....

ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ

В этой статье представлена модель инклюзивного образования в ГБДОУ компенсирующего вида....

Создание условий для реализации модели инклюзивного образования в ДОУ

Инклюзивное дошкольное образование реализуется в двух основных формах.При ДОУ могут быть организованны специальные группы для детей с особыми потребностями. Несмотря на то, что особенные дети обучаютс...

Проект "Островок Надежды" по разработке и внедрению модели инклюзивного образования детей с разными возможностями

Одной из актуальных проблем современного общества является обучение и процесс социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья (с особыми образовательными потребностями). Инклюзивное образовани...

Модель инклюзивного образования в МБДОУ

Обеспечение доступного и качественного образования детей с ОВЗ в ДОУ с учетом их возможностей, индивидуальных психофизических особенностей необходимого для максимальной адаптации и включенности в соци...

Модель инклюзивного образования МАДОУ ДСКН №4 г.Сосновоборска

Важное направление деятельности по реализации прав на образование детей с ОВЗ – создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и психич...