Развитие активной речи детей раннего возраста посредством русского народного фольклора
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Васильева Татьяна Алексеевна

Русское народное творчество

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rnf_po_innovatsion._deyat.docx28.97 КБ
Файл folklor.docx85.31 КБ
Файл folklor_rn.docx16.22 КБ

Предварительный просмотр:

  Тема «Развитие активной речи детей раннего возраста посредством русского народного фольклора»                                                                        Цель: повышение своего профессионального мастерства и компетентности; объединение усилий педагогов и родителей по развитию активной речи детей с помощью произведений русского народного фольклора.                                  Задачи:1. Приобретение систематических знаний в области речевого развития детей раннего возраста.                                                                                             2. Привлечение родителей к проблемам речевого развития детей.                      3. Развитие интереса детей к устному народному творчеству, развитие речи через песенки, потешки, прибаутки, колыбельные.                                                        4. Обогащение чувств детей, воображения и речи.                                                       5. Последующее использование усвоенного фольклорного материала в игровой и речевой деятельности детей.                                                                                   6. Приобщение детей к национальной культуре.                                 Актуальность выбранной темы: Возраст от с 2 до 3 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Существенную роль в процессе развития речи детей раннего возраста выполняет художественное слово – детская литература и фольклор. Речь - чудесный дар природы - не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Доказано, что речь ребенка развивается под влиянием взрослого и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которое начинаются с первых дней его жизни. К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Поэтому, главная задача педагога в области развития речи детей раннего возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.                                               Устное народное творчество – это история народа, его духовное богатство. Весёлые песенки, замысловатые загадки, пословицы, заклички, приговорки, потешки, прибаутки, перевёртыши, считалки, скороговорки, дразнилки, смешные сказочки сочинил великий и бессмертный поэт – русский народ. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания и эмоциональное обращение невольно заставляют малыша прислушаться, повторять слова. Повторяющиеся звукосочетания, слова, их напевность создают эффект музыкальности. С их помощью у ребёнка развивается речевой слух, произношение звуков.                            Чем раньше мы начнем знакомить ребёнка с устным народным творчеством, тем больше шансов на то, что он раньше станет говорить, раньше научится связно выражать свои мысли, свои эмоции. Необходимо помнить, что речь является одним из важнейших средств развития личности ребенка в целом. Речевое развитие ребенка на раннем этапе жизни оказывает неоспоримое влияние на всю его последующую жизнь, поэтому речевое развитие необходимо начинать с первых дней жизни ребенка.

План работы по инновационной деятельности

Учебный год. Содержание работы Результат 2021- 2022.

 1. Пополнение, усовершенствование знаний, повышение своего профессионального мастерства и компетентности. Изучение необходимой методической литературы.

Подбор художественного материала.                                                           Использование интернет - ресурсов для ознакомления с опытом коллег.

2. Работа с детьми. Составление плана работы с детьми по данной теме на учебный год.

Изготовление методических пособий, подбор русских народных потешек, песенок, сказок, колыбельных. Использование русского народного фольклора в процессе образовательной деятельности.

3. Работа с родителями. Консультации для родителей. Предоставление необходимой информации по данной теме на сайте ДОУ, на сайте НС-портал

Участие родителей в изготовлении материала к дидактическим и театрализованным играм,

4. Обобщение опыта. Обобщение опыта педагогической деятельности на педагогическом совете ДОУ; на сайте НС - портал; на родительском собрании; на личных страницах сайтов МААМ.

Этапы работы:

1 этап- Диагностический                                                                        

 Тема «Возрастные особенности речевого развития детей 2 - 3 лет жизни, особенности восприятии детьми фольклорных текстов»

Задачи                                                                                                                                1. Изучить требования ОО Программы ДО «От рождения до школы» - Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.                                                                  2. Отбор диагностического инструментария для определения уровня речевого развития детей 2 года жизни.

3. Определение условий успешного развития активной речи посредством русского народного фольклора.

Пути реализации и формы работы:

1. Наблюдение за детьми, оценка уровня речевого развития в соответствии с возрастными особенностями речевого развития детей 2 года жизни. (В соответствии с ОО Программой ДО «От рождения до школы» - Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой)

2. Изучение педагогической литературы по данной теме.

3. Проведение индивидуальных и групповых консультаций с родителями.

Способы оформления материала для использования в практической работе:

1. Составление перспективного плана,

2. Составление картотеки игр - потешек на все случаи жизни,

3. Составление рекомендаций для родителей по использованию фольклора дома.

2 этап- Практический

Тема «Развитие речевой активности детей через использование фольклорного материала в режимных моментах»

Задачи                                                                                                                 1. Использование произведений русского народного фольклора, как возможность развития речи детей раннего возраста;                              

 2. Сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, радостью творчества, способностью познать себя, окружающий мир.

Пути реализации и формы работы:

1. Совместная с воспитателями реализация воспитательно - образовательной работы детьми раннего возраста.

2. Мероприятия с родителями по развитию эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста посредством русского народного фольклора.

3. Знакомство воспитателей с технологией использования русского народного фольклора в жизни детей раннего возраста.

4. Отслеживание промежуточного результата по развитию речи и эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста посредством русского народного фольклора.

Способы оформления материала для использования в практической работе:

1. Сбор материала по данной теме (методические пособия, детские книжки с потешками, развивающие игры и упражнения, передовой педагогический опыт)

2. Сообщение из опыта работы на педагогическом совете, на сайте ДОУ.

3.«Песенки, потешки и пестушки – как одна из форм развития активной речи детей раннего возраста». Показ презентации.

3 этап - Обобщающий                                                                                           Тема «Использование усвоенного фольклорного материала в игровой и речевой деятельности»

Задачи                                                                                                          1. Анализ, обобщение и распространение результатов деятельности по самообразованию: выступление на педагогическом совете, размещение материалов в сети Интернет, на сайте ДОУ, на сайте pchelka18.jimdo.com., публикация статей, разработка методических рекомендаций и пр.

Пути реализации и формы работы                                                                          1. Проведение сравнительного диагностического уровня речевого развития детей группы. (В соответствии с ОО Программой «От рождения до школы» - Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой)

Способы оформления материала для использования в практической работе

1. Презентация картотеки игр - потешек на все случаи жизни на уровне ДОУ.

2. Изготовление атрибутов, масок, костюмов для использования в играх – драматизациях, развлечениях, играх – забавах.

Перспективный план на 2017-2018 учебный год

4 этап Представление опыта работы по теме.

Месяц. Формы работы

Самореализация. С детьми, с родителями

Октябрь. Постановка целей и задач по данной теме.

Составление перспективного плана по инновационной деятельности.

 1. Использование потешек в режимных моментах.

Знакомство с родителями, выявление творческих способностей родителей.

Ноябрь; Подбор методической литературы по теме.

Изучение методической литературы.

1. Использование потешек в режимных моментах.

2. Прослушивание аудиозаписей сказок, песенок, потешек, прибауток.

3. Слушание колыбельных песен перед сном. Консультация

«Роль русского народного фольклора в развитии речи детей».

Декабрь. Создание картотеки потешек, песенок, пестушек.

 1. Использование потешек в режимных моментах.

2. Прослушивание аудиозаписей сказок, песенок, потешек, прибауток, колыбельных.

3. Слушание колыбельных песен перед сном.                                                                                  4. Чтение детям русских народных сказок.

1. Консультация «Роль потешки в воспитании ребёнка».

2. Помощь в создании картотеки потешек, песенок, пестушек.

Январь. Создание библиотеки красочных книг с потешками для детей.

 1. Использование потешек в режимных моментах.

2. Разучивание и проговаривание потешек.

3. Слушание колыбельных песен перед сном.

4. Чтение детям русских народных сказок.

5. Прослушивание аудиозаписей сказок, песенок, потешек, прибауток, колыбельных.                                                                                                                             6. Рассматривание иллюстраций в детских книгах с потешками для детей.

7. Игры-имитации отдельных действий человека и звукоподражаний животных, птиц. 1. Консультация «Почему важно петь колыбельные песни детям».

2. Пополнение библиотеки красочных книг с потешками для детей.

Февраль. Оформление папки – передвижки «С пальчиками играем, речь развиваем».                                                                                                                                  1. Использование потешек в режимных моментах.

2. Разучивание и проговаривание потешек.

3. Слушание колыбельных песен перед сном.

4. Чтение детям русских народных сказок.

5. Прослушивание аудиозаписей сказок, песенок, потешек, прибауток, колыбельных.                                                                                                                    6. Использование дидактической игры «Узнай потешку на картинке(иллюстрации)».

7. Игры-имитации отдельных действий человека и звукоподражаний животных, птиц.

1.Консультация: «Справиться с детским непослушанием помогут русские народные потешки»

2. Участие родителей в изготовлении перчаточного театра к пальчиковой игре «Моя семья».

Март. 1. Составление рекомендаций для родителей по использованию театрализованной деятельности дома.

2. Создание театрализованного уголка в группе (обновить имеющие виды театра, пополнить новыми видами).

1. Использование потешек в режимных моментах.

2. Разучивание и проговаривание потешек.

3. Слушание колыбельных песен перед сном.

4. Чтение детям русских народных сказок.

5. Прослушивание аудиозаписей сказок, песенок, потешек, прибауток, колыбельных.

6. Использование дидактической игры «Узнай потешку на картинке

иллюстрации)».

7. Игры-имитации отдельных действий человека и звукоподражаний животных, птиц.                                                                                                                                             8. Использование настольно-печатных игр по мотивам потешек, русских народных сказок (разрезные картинки, лото). Консультация «Театрализованные игры как средство развития речи детей»

2. Помощь в создании театрализованного уголка в группе.

Апрель. Обновление и пополнение картинок на фланелеграфе (потешки, сказки).

1. Использование потешек в режимных моментах.

2. Разучивание и проговаривание потешек.

3. Слушание колыбельных песен перед сном.

4. Использование настольно-печатных игр по мотивам потешек, русских народных сказок (разрезные картинки, лото).

5. Прослушивание аудиозаписей сказок, песенок, потешек, прибауток.

6. Использование дидактической игры «Узнай потешку на картинке

(иллюстрации)».

7. Использование настольно-печатных игр по мотивам потешек, русских народных сказок (разрезные картинки, лото).

8. Игры-имитации отдельных действий человека и звукоподражаний животных, птиц.

9. Обыгрывание знакомых русских народных сказок, потешек (игры-драматизации).

1. Консультация «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через русские народные сказки».

2. Предоставление родителям рекомендаций по использованию театрализованной деятельности дома.

Май. Самоанализ плана по самообразованию

1. Использование потешек в режимных моментах.

2. Разучивание и проговаривание потешек.

3. Слушание колыбельных песен перед сном.

4. Использование настольно-печатных игр по мотивам потешек, русских народных сказок (разрезные картинки, лото).

5. Прослушивание аудиозаписей сказок, песенок, потешек, прибауток, колыбельных;

6. Использование дидактической игры «Узнай потешку на картинке

(иллюстрации)».

7. Использование настольно – печатных игр по русским народным сказкам (разрезные картинки, лото).

8. Обыгрывание знакомых русских народных сказок, потешек(игры -драматизации).

 1. Консультация «Почитай мне мама сказку».

2. Оказание помощи в изготовлении настольного театра на стаканах по русской народной сказке «Теремок».



Предварительный просмотр:

Фольклор народное творчество, как устное, так и письменное, в котором отображается уклад жизни конкретного народа. К фольклору относятся различные жанры, каждый из которых имеет свои характеристики и особенности. Так какие жанры фольклора в литературе существуют?

Что такое фольклор?

Фольклор – искусство, создаваемое народом и бытующее в широких народных массах.

Фольклор зародился в древние времена, когда еще не существовало письменности и передавался из уст в уста. Он совмещал в себе все виды искусства: литературу, музыку, ,танец, театр и многое другое.

folk lore в переводе с английского означает «народная мудрость»

Термин «фольклор» впервые ввел английский ученый Уильямом Дж. Томсом в 1846 году.

К фольклору относятся произведения всех трех видов: эпические, драматические, лирические.

Фольклорные жанры

К эпическим жанрам фольклора относятся былины, историческая песня, сказка, предание, сказ:

  • Былина песня-сказание героического или исторического содержания. Главными героями здесь являются богатыри, которые отображали нравственные идеалы народа, а повествование ведется о жизни Древней Руси.
  • Историческая песня -рассказывает о событиях, произошедших в древние времена. Она похожа содержанием на былину, но является более достоверной, а объем ее, наоборот, меньше.
  • Сказка повествование, в основе которого лежит фантастический вымысел. Это могут быть сказки о животных, бытовые или волшебные сказки.
  • Предание рассказ о каких-либо событиях, произошедших в прошлом. Предание может быть и вымышленным, и достоверным.

К лирическим жанрам фольклора относятся пословицы, поговорки, колыбельные, песни, причитания, частушки:

  • Поговорка краткое, но емкое высказывание, являющееся законченным суждением.
  • Пословица краткое суждение, содержащее народную мудрость, например, чем богаты, тем и рады.
  • Частушка – жанр фольклора, чаще всего является четверостишием юмористического или сатирического содержания.
  • Колыбельная – песнь для убаюкивания младенца. Колыбельная является очень древним жанром фольклора. Это можно доказать по наличию в них заговоров-оберегов, так как древние люди верили, что таком образом они защитят свое дитя от темных сил.
  • Потешка – песенка-приговорка, где помимо стихотворные  рифмы есть взаимодействие с ребенком. Например, “сорока-ворона Кашу варила, Деток кормила: Этому дала, Этому дала, Этому дала, А этому не дала”.
  • Пестушка -небольшой стишок, которым няни, мамы и бабушки сопровождали действия ребенка. Название произошло от слова “пестовать”, что означает “нянчить”.

Большое значение в лирическом роде имеет форма текста. Ведь все поэтические произведения написаны особым образом. Их отличает от прозы наличие особого стихотворного размера, ритма, рифмы, деления на строфы.                                                                                                                                        К драматическим жанрам фольклора относится народная драма. Народная драма – произведение со сценическими элементами.Примером может служить произведение “Царь Максимильян”, “Театр Петрушки”.

Список жанры фольклора



Предварительный просмотр:

                             Фольклор — художественное творчество народа

Фольклор. Жанры фольклора Фольклор — художественное творчество народа, отражающее его жизнь и взгляды. Фольклор — это устное народное творчество, предшественник литературы. В прошлом не существовало строгого разделения на виды искусства, и они реализовывались в народном творчестве, совмещавшем в себе и музыку, и театр, и литературу, и танец, и многие другие виды искусства. Фольклор зародился ещё в дописьменную эпоху, поэтому данный вид творчества по традиции передавался только в устной форме (из уст в уста). Ни одного автора фольклорных произведений мы назвать не можем: это коллективное творчество народа. Процесс создания фольклора основывался на повторении уже известных произведений (сказок, песен, загадок, пословиц и др.). Повторяя фольклорные произведения, люди вносили в них изменения — упускали некоторые детали или придумывали новые. Поэтому фольклорные произведения дошли до нас во множестве вариантов. Однозначно говорить о правильности какого-то одного из существующих вариантов каждого фольклорного произведения было бы несправедливо: все они достойны внимания. В фольклоре, как и в литературе, существует три рода произведений: ∙ лирические, ∙ драматические, ∙ эпические. Рассмотрим жанры каждого рода произведений. Лирический род Жанр Характеристика Пример Пословица Краткое поучительное изречение «Тише едешь — дальше будешь», «На чужой каравай рот не разевай», «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» Поговорка Народное выражение (зачастую в форме словосочетания), оценивающее коголибо или чтолибо «Не в бровь, а в глаз», «без году неделя», «два сапога пара» Календарные обрядовые песни Песни, которые исполнялись во время календарных праздников «Завью венки» (песня для «зелёных святок») Семейные обрядовые песни Песни для свадеб и похорон «Во горнице, во светлице…» (исполнялась во время свадеб) Колыбельные Магические песни-заговоры, призванные оберегать ребёнка «Баю-баюшки-баю, не ложися на краю…» Семейные песни Грустные песни о сложностях в семейной жизни «На улице воробушек…», «Лучинушка» Любовные песни Песни о влюблённых «Раз, два — люблю тебя…», «Миленький ты мой…» Причитания Песни о горе, связанном со смертью дорогого человека или расставанием с ним «Плач невесты» , «Причитание по отцу» Частушки Короткие смешные песенки, исполняются в учащённом ритме («частятся») «Ой, маменька, тошно, Хвораю нарошно: Пеки пышки на меду — Я милого приведу» Драматический род Жанр Характеристика Пример Народная драма Произведения со сценическими элементами «Царь Максимильян», «Театр Петрушки» Эпический род Жанр Характеристика Пример Былина Народная эпическая песня о богатырях. Повествовалась нараспев. Всегда строится по плану: запев, зачин, основная часть, концовка «Вольга и Микула Селянинович», «Алёша Попович и Тугарин Змей», «Садко» Историческая песня Небольшое произведение, посвящённое какому-либо историческому событию. Похоже на былину, но меньше по объёму и более достоверное «Авдотья Рязаночка», «Взятие Казани», «Казнь стрельцов» Сказка Преимущественно прозаический рассказ о вымышленных событиях. Волшебные сказки — «Василиса Премудрая», «Аленький цветочек»; сказки о животных — «Коза-дереза», «Петушок — золотой гребешок»; бытовые сказки — «Дочь-семилетка», «Чего на свете не бывает…» Предание Рассказ о реальных (или вымышленных, но возможных) событиях Предание о Петре Первом» Сказ Рассказ, повествование, в котором ведётся от лица рассказчика «Артёмов ключ», «Еремеево слово» Давайте подробнее рассмотрим жанр «сказка». Как вы уже узнали, сказка — это прозаическое фольклорное произведение, обычно — со счастливым концом. Сказка может быть фантастической (волшебная сказка), авантюрной (сказка о животных) или реалистической (бытовая сказка). В сказках отражаются мечты народа о счастье, представление о справедливости, морали. Особенности волшебной сказки Волшебная сказка — это эпическое фольклорное произведение со строгой композицией (экспозиция — завязка — кульминация — развязка). Обычно в волшебной сказке есть волшебные герои (Иван Царевич, Василиса Премудрая), волшебные предметы (сапогискороходы, скатерть-самобранка) и волшебные помощники (как правило, животные — Серый Волк, Орёл, Зайчик -побегайчик). В волшебной сказке — особый мир, где всегда происходит борьба добра со злом. И главный герой — храбрый человек, который побеждает зло. Даже если в начале сказки его представляют дурачком, бездельником (Иванушка-дурачок, Емеля), то в конце он обязательно красив и умён, как правило — награждён богатством и женится на первой красавице. Женщины в волшебной сказке — очаровательны и обладают потрясающими умениями (Василиса, Марья Моревна, Елена Прекрасная). Главному герою обычно помогают волшебные помощники (Сивка-бурка, Серый Волк и пр.). Враги главного героя (Змей Горыныч, Кощей Бессмертный, Баба-Яга) жестоки и невероятно сильны — но куда им до нашего героя! По традиции, герой трижды подвергается испытаниям, но всякий раз побеждает, и добро торжествует. Филолог-фольклорист В. Я. Пропп отметил, что в каждой волшебной сказке ограниченное количество типов героев: 1. герой (например, Иван-царевич, Иванушка-дурачок); 2. вредитель (Кощей Бессмертный, Баба-Яга); 3. даритель (персонаж, испытывающий героя и дарящий ему некую возможность, — Печка и Яблонька в сказке «Гуси-лебеди»); 4. помощник (Серый Волк); 5. отправитель (тот, кто поручает герою выполнение задания, — царевна или её отец, либо они оба); 6. ложный герой (тот, кто присваивает заслуги героя или выдаёт себя за него). Бытовые сказки Бытовая сказка — сказка, сюжет которой максимально приближен к реальности. Главный герой такой сказки — как правило, обычный человек, хитрый и ловкий. Он добивается торжества справедливости. В мире бытовых сказок всё реалистично. Их герои — хитрый солдат, строптивая жена, глупый барин, жадный поп и т. п. Сюжет таких сказок обычно связан с одним небольшим событием. Зачастую бытовые сказки забавны, сатиричны. Сказки о животных Сказки о животных — сказка, главными действующими лицами которой выступают животные. Животные наделены свойствами человека (разговаривают, выстраивают отношения, обманывают друг друга, проявляют симпатию). Эта разновидность сказок — очень древняя. В чём-то сказки о животных сродни более поздним басням. Животные в сказках изображаются иносказательно и подразумевают вполне человеческие пороки: лень, коварство, трусость. Самая популярная героиня таких сказок — лиса. Она хитрая, льстивая и мстительная. Часто в сказках о животных встречается и волк — глупый, жестокий. Ещё один отрицательный герой — медведь. Угнетатель, подавляющий всех своей силой, медведь тоже глуп и зачастую оказывается обманут. Зайчик (как и, к примеру, мышка), зачастую угнетённый, обиженный персонаж. Положительных героев в сказках о животных не так много: обычно это кот и петух, которые сильными не являются, но помогают обиженным, ценят дружбу, радуются жизни. Задания для самоподготовки. 1. Кто является автором фольклора? 2. Эпиграф комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» («На зеркало неча пенять, коли рожа крива») является отдельным произведением фольклора. Назовите его жанр. 3. Какого рода фольклорные произведения бывают? 4. Что такое «сказка»? 5. Перечислите виды сказок. 6. Сочините сказку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на тему «Развитие активной речи детей раннего возраста средствами малых форм фольклора»

Одним из главных новоообразований раннего возраста является речь. Ребенок овладевает речью в общении со взрослым.Педагогическая работа, направленная на развитие у детей речи, предпологает, с одной сто...

Методическая разработка"Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством русского народного фольклора"

в фольклоре содержится жизнь народа,человеческий опыт, духовный мир русского человека....

Перспективный план по самообразованию на тему «Развитие активной речи детей раннего возраста средствами малых форм фольклора»

Предлагаю перспективный план по развитию связной речи, посредствами малых форм фольклора....

План работы по самообразованию «Инновационные методики детей раннего возраста». («Развитие активной речи детей раннего возраста посредством инновационных и развивающих технологий»)

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 92 общеразвивающего вида»          План работы по самообразов...

План по самообразованию Тема: «Развитие пассивной и активной речи детей раннего возраста через русские народные сказки» (2 – 3 года)».

Актуальность: в последнее время все больше детей раннего дошкольного возраста имеют расстройства речевого развития. Родители забывают о том, что речь развивается только в живом общении, сажают детей с...

План по самообразованию "Развитие связной речи детей раннего возраста посредством русских народных сказок".

Роль художественных произведений в жизни дошкольников непременно важна. Самым интересным и актуальным жанром является сказка. Сказка для детей-это особый мир, источник представлений о времени и простр...