Технологии преодоления стереотипного мышления и развития способности ребенка к дивергентному мышлению
методическая разработка

Душина Юлия Владимировна

Технологии преодоления стереотипного мышления и развития способности ребенка к дивергентному мышлению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnalogiya_razvitiya_divergentnogo_myshleniya.docx19.34 КБ
Файл vystuplenie_na_vtornik.pptx794.29 КБ

Предварительный просмотр:

1 слайд

Успешное развитие дивергентного мышления возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высокоразвитыми творческими способностями. Необходима целенаправленная работа по развитию творческого потенциала детей.

2слайд

Успешное развитие дивергентного мышления возможно лишь при создании определенных условий. Такими условиями являются:

1 Раннее физическое и интеллектуальное развитие детей.

 2. Создание обстановки, опережающей развитие ребенка.

3. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения сил, когда ребенок добирается до "потолка " своих возможностей.

4. Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одни делом и т.д.

5. Умная, доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.

6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.

 

3 слайд

Мы все так привыкли всегда мыслить односложно и просто, ища самый легкий и простой ответ на тот или иной вопрос, исключая момент поиска и других, альтернативных решений на данные вопросы. И мы не задумываясь такое мышление даем нашим детям, как самое верное, исключая возможности творчества и дивергентному мышления.

В широком смысле дивергентное мышление  называют способность отказаться от стереотипов.

Для перехода от одного вида мышления к другому  у детей дошкольного возраста необходимо соблюдать условия  и технологии направленные для успешного усвоения новой формы мышления.

4 слайд

Успешное развитие дивергентного мышления возможно лишь при создании определенных условий. Такими условиями являются:

1 Раннее физическое и интеллектуальное развитие детей.

 2. Создание обстановки, опережающей развитие ребенка.

3. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения сил, когда ребенок добирается до "потолка " своих возможностей.

4. Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одни делом и т.д.

5. Умная, доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.

6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.

5слайд

В технологию преодоления дивергентному мышлению над стереотипным входят совокупность методов.

Метод проектов; Побуждать детей к созданию нового, творческого продукта.

 Метод решения экспериментальных задач, головоломок, задач-шуток, задач на смекалку, сообразительность; Приобщить детей к активной речемыслительной деятельности, выработке умения выделять главные, существенные свойства, замаскированные внешними несущественными данными.

Метод проблемных ситуаций; Учить детей выдвигать гипотезы, проверять их, решать противоречия, находить способы доказательств верного решения.

 Метод фокальных объектов (МФО); Учить детей подбирать нетипичные свойства предмету, представлять их и объяснять практическое назначение необычных свойств.

 Мозговой штурм Формировать у детей умения давать большое количество идей в рамках заданной темы и побуждать выбирать оригинальное решение задачи.

Метод символического видения; Формировать у детей умения отыскивать или простраивать связи между объектом и его символом.

ТРИЗ Учить составлять описание или нарисовать картину того, что произойдет, если в мире что то изменится.

 Метод смысловых ассоциаций; актуализировать содержание подсознания, пробудить чувства, ощущения, помочь ребенку соотнести предлагаемый для ознакомления материал со своим внутренним «Я».

 Метод составления карты памяти Учить составлять диаграммы, схемы ассоциации для создания визуализации идей, как средство решения задач, принятия решений.

Метод вживания; Посредством чувственно-образных и мыслительных представлений предложить ребенку «переселиться» в изучаемый объект или перевоплотиться в него, чтобы почувствовать и понять его изнутри.

Использовать методы для развития дивергентного мышления возможно индивидуально, но наиболее эффективна в начальный период обучения групповая работа. Чаще всего задания даются в игровой форме, потому что с её помощью постепенно развивается познавательная активность даже самых пассивных детей, которые в ситуации обычного занятия не способны проявлять умственную деятельность

6 слайд

Детям необходим опыт интерпретации данных и разработки дивергентных решений, а не механических и однообразных. Цель технологии  состоит в том, чтобы помочь детям развить их когнитивную гибкость для того, чтобы они могли воспринимать и оценивать информацию и опыт широко, а не с точки зрения суженной перспективы, которая развивается при поиске единственно правильного ответа или определенного фрагмента информации из единственного указанного источника (например, из учебника или конспекта учителя).

Когнитивная гибкость – это способность быть открытым и готовым рассматривать все аспекты существующего опыта, многочисленные источники информации, различные толкования, всевозможные подходы к проблемам и альтернативную точку зрения.

В национальном проекте образования говорится о том, что в   будущем будут востребованы люди, обладающие дивергентным мышлением, восприимчивые и открытые к самым новым фактам и данным. Будущие лидеры и инноваторы – это люди, которые уверенно воспринимают новый опыт и информацию, которые открыты к разным мнениям и интерпретациям и способны объективно и критически анализировать альтернативные точки зрения и различные подходы к решению задач.

Поэтому наша задача состоит в том, чтобы дать своим детям возможность видеть информацию за пределами отдельных ответов и не считать один какой-либо вариант единственно правильным. Существенное значение для развития когнитивной гибкости несет способность ребенка допускать неопределенность, неоднозначность и быть готовым рисковать и совершать ошибки.

7 слайд

Я предлагаю  некоторые задания которые направлены на развитие дивергентного мышления.

Задание 1

Газета используется для чтения. Ты же можешь придумать другие способы ее использования. Что из нее можно сделать? Как ее можно еще использовать?

Инструкция зачитывается устно. Время выполнения субтеста — 3 мин. При групповой форме проведения ответы записывают сами испытуемые. Время засекается после прочтения инструкции

1. Использование для записей (записать телефон, решать примеры, рисовать).

2. Использование для ремонтных и строительных работ (заклеить окна, наклеить под обои).

3. Использование в качестве подстилки (постелить на грязную скамейку, положить под обувь, постелить на пол при окраске потолка).

4. Использование в качестве обертки (завернуть покупку, обернуть книги, завернуть цветы).

5. Использование для животных (подстилка кошке, хомяку, привязать на нитку бантик из газеты и играть с кошкой).

6. Использование как средства для вытирания (вытереть стол, протирать окна, мыть посуду, в качестве туалетной бумаги).

7. Использование как орудия агрессии (бить мух, наказывать собаку, плеваться шариками из газеты).

8. Сдача в макулатуру.

9. Получение информации (смотреть рекламу, давать объявления, делать вырезки, проверить номер лотерейного билета, посмотреть дату, посмотреть программу TV и т.д.).

10. Использование в качестве покрытия (укрыться от дождя, солнца, прикрыть что-то от пыли).

11. Сжигание (для растопки, для разведения костра, сделать факел).

12. Создание поделок, игрушек (сделать корабль, шапку, папье-маше).

Задача 2

Одни из самых известных задач на творческое, нестандартное, гибкое мышление придуманы советским физиком, Нобелевским лауреатом Л. Ландау, который, по легенде, отбирал себе в аспиранты тех, кто решал их. Задача № 2. О, Д, Т, Ч, П, Ш. (Продолжить последовательность.)

Сам Ландау ожидал такого ответа: на первую задачу – последовательность: Один, Два, Три, Четыре, Пять, Шесть, Семь, Восемь и т.д.

Однако вряд ли гениальный физик стал бы возражать против какого либо другого ответа, который, конечно же, возможен.

Задача №3

Задача № 3. Любовь, Дыхание, Рим, Власть, Колонна, Чувство, Небо.

(Продолжить последовательность.)

Задачи Ландау предполагают один правильный ответ, хотя при этом они требуют и гибкости, и оригинальности мышления. Задачи Ландау дают нам замечательную возможность поговорить о том, что считать единственным ответом.

В задаче приведена последовательность устойчивых словосочетаний, в состав которых входят начальные порядковые числительные: первая любовь, второе дыхание, третий Рим, четвертая власть, пятая колонна, шестое чувство, седьмое небо.

Однако продолжить эту последовательность можно по разному: восьмое чудо света, девятый вал или девять месяцев, десять заповедей или десять негритят…

В ходе выполнения задач дивергентного типа развиваются важные исследовательские навыки, а также такие важные характеристики креативности, как: оригинальность гибкость, беглость (продуктивность) мышления и др. Все они необходимы для исследователя.

8 слайд

Успешное развитие дивергентного мышления возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высокоразвитыми творческими способностями. Необходима целенаправленная работа по развитию творческого потенциала детей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология преодоления стереотипного мышления и развитие способностей ребенка к дивергентному мышлению

Слайд 2

. Мышление Стереотипное Дивергентное

Слайд 3

Условия Методы

Слайд 4

Условия: Раннее всестороннее развитие Среда окружающая ребёнка Самостоятельность. Свобода выбора. Направление. Поддержка.

Слайд 5

Технология преодоления дивергентному мышлению над стереотипным. Метод проектов. Метод решения экспериментальных задач. Метод проблемных ситуаций. Метод фокальных объектов. Мозговой штурм. ТРИЗ. Метод смысловых ассоциаций. Метод составления карты памяти. Метод вживания

Слайд 6

Когнитивная гибкость – это часть дивергенции, необходимая для оценки и интерпретации источников информации с различных точек зрения, для прогнозирования возможных вариантов развития и умения адаптироваться к изменению данных по мере их поступления.

Слайд 7

Задания! Любовь, Дыхание, Рим, Власть, Колонна, Чувство, Небо О,Д,Т,Ч,П,Ш.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе "СОЗДАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ ДОУ, НАПРАВЛЕННОЙ НА РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА"

Информационная среда со всеми своими составляющими (электронные средства массовой коммуникации – радио, телевидение, Интернет, компьютеризация всех сфер жизни) стала настолько глобальным явлением в жи...

Влияние семьи на развитие способностей ребенка

Уникальность и неповторимость каждого человека во многом определяют его способности. Они начинают формироваться в раннем детстве и продолжают складываться всю жизнь....

Развитие способностей ребенка

Психолог о развитии способностей ребенка...

Родительское собрание "Роль семьи в развитии способностей ребенка"

Психолог: Уважаемые родители! Сегодня я хочу позвать вас с собой в путешествие на далекую планету. Это планета маленькая, но на ней всегда тепло и ясно. Итак, сегодня мы с вами на планете детства. Тем...

Мнемотаблица, как средство последовательного и эффективного развития способностей ребенка к анализу и синтезу, творческому познанию и запоминанию

Целью использования мнетаблиц, как средство последовательного и эффективного развития способностей ребенка к анализу и синтезу, творческому познанию и запоминанию является социальная адаптация и всест...

«Развитие способностей ребенка младшего дошкольного возраста посредством экспериментирования». Консультация для воспитателей

Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Они познают его в игре, на прогулках, занятиях, в общении со сверстниками. Им интересно все. Мыш...

«Развитие дивергентного мышления речевого развития детей старшего дошкольного возраста»

Данная тема очень актуальна для дошкольного образования, ведь овладение правильной связной речью способствует формирование у ребенка уверенности в себе, развитию мышления, коммуникативных качеств. Раз...