Эссе "СОЗДАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ ДОУ, НАПРАВЛЕННОЙ НА РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА"
материал на тему

Баженова Евгения Валентиновна

Информационная среда со всеми своими составляющими (электронные средства массовой коммуникации – радио, телевидение, Интернет, компьютеризация всех сфер жизни) стала настолько глобальным явлением в жизни современного человека, что нынешнюю эпоху можно с полным правом назвать информационной эпохой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_ya_i_moya_informatsionno_-_obrazovatelnaya_sreda.docx16.65 КБ

Предварительный просмотр:

СОЗДАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ  ДОУ, НАПРАВЛЕННОЙ НА РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА

Информационная среда со всеми своими составляющими (электронные средства массовой коммуникации – радио, телевидение, Интернет, компьютеризация всех сфер жизни) стала настолько глобальным явлением в жизни современного человека, что нынешнюю эпоху можно с полным правом назвать информационной эпохой.

В настоящее время изменилась среда развития ребенка: появилось множество новых каналов получения информации. Учитывая то, что ребенок как губка впитывает информацию, которая стихийно поступает из окружающего мира, обостряется проблема переработки и осознания информации, формирование предпочтений ребенка. Поскольку ситуация развития информационной среды в конце 20 – начале 21 века резко изменилась, мы осознаем существование проблемы оптимизации потока информации, оптимального использования каналов ее поступления.  Проблемой также является избежание перегрузки нервной системы ребенка.  

Ведущую роль в формировании информационной среды дошкольного учреждения в нашем ДОУ мы отводим методической службе. Как старший воспитатель, я занимаюсь формированием информационной среды, направленной на развитие способностей ребенка (в соответствии с миссией нашего ДОУ).

В качестве компонентов существующей  в ДОУ информационной среды мы выделили следующие:

  • содержание  образовательной программы ДОУ (включая литературу);
  • использование  предметно- пространственной  развивающей среды, включающей технические средства обучения;
  • кружковая работа (допобразование);
  • деятельность компьютерного класса;
  • организация культурно-досуговых  мероприятий с привлечением родителей;
  • стендовая информация;
  • приобщение детей к средствам массовой информации, созданным в ДОУ (газета и телевидение);
  • семейные стенгазеты.

Отдельно следует отметить  педагогов и других людей, вступающих в общение с детьми в ДОУ. Все они также являются источниками информации в социокультурной среде.

Таким образом, дети, посещающие ДОУ, с первых дней попадают в некое информационное пространство, насыщенное разнообразной информацией, поступающей через органы чувств, анализаторы (зрительный, слуховой, тактильный и пр.).

Помимо блока организованных занятий, большие возможности предоставляет  взаимодействие воспитателя и ребенка в совместной и самостоятельной деятельности.

Центром, координирующим деятельность педагогов в информационной образовательной среде, стал методический кабинет ДОУ. Информация, хранящаяся в нем, структурирована по разделам   образовательной программы.  

Так как ведущим каналом информации, в особенности у ребенка, является зрительный, в кабинете сосредоточены наглядные пособия- схемы, таблицы, модели, карточки с условными обозначениями, иллюстративный материал, технические средства обучения.

Эти средства помогают осознавать, осмысливать информацию, получаемую из разных источников, вначале с помощью взрослого, а затем и самостоятельно в таких сферах, как элементарные математические и логические представления, познавательно-речевое развитие, пространственные и экологические представления, человеческие отношения.

Мы видим пути оптимизации хранения, систематизации и предъявления информации кабинета. Это создание электронной версии наглядных пособий – иллюстраций к произведениям, подбор серий картин по ознакомлению с окружающим, схем, моделей и другой информации. Это создание электронной версии наглядных пособий – иллюстраций к произведениям, подбор серий картин по ознакомлению с окружающим, схем, моделей и другой информации. Сегодня перед педагогическим коллективом встают огромного значения и объема задачи формирования информационной культуры педагогов, родителей и детей, для чего необходимо внедрить информационно-коммуникационные технологии в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.  

Неотъемлемым компонентом информационной развивающей среды является предметно-пространственная среда возрастных групп, созданная воспитателями совместно с детьми и родителями. Чтобы информация была доступной детям в самостоятельной деятельности по освоению среды, насыщаем среду знаково- символическими и наглядно-иллюстративными материалами, помещаем рисунки и поделки детей и родителей и пр.

Стремительный рост информационного потока, развитие новых информационных технологий, их возможности – все это предъявляет свои требования к молодому поколению. Имеющийся в настоящее время отечественный и зарубежный опыт информатизации среды образования свидетельствует о том, что она позволяет повысить эффективность воспитательно-образовательного процесса.  Применение компьютера в ДОУ возможно и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, развивает ребенка всесторонне. В оформлении детского сада присутствует стендовая информация для детей – выставки рисунков, фотовыставки, материалы о правилах безопасного поведения на улицах города, опасных ситуациях в быту и т.п.

Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательно-образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние семьи на развитие способностей ребенка

Уникальность и неповторимость каждого человека во многом определяют его способности. Они начинают формироваться в раннем детстве и продолжают складываться всю жизнь....

Конспект занятия, направленного на развитие ВПФ ребенка второго года жизни с риском в отставании в развитии.

Данный конспект занятия, направлен на развитие ВПФ ребенка с риском в отставании  развитии с психологическим возрастом 13 месяцев, посредством игровой среды в процессе взаимодействия с другим взр...

Игры, направленные на развитие способности изменять свой голос по высоте и воспринимать изменения чужого голоса по высоте

Работа над голосом затрагивает все его качества: силу, высоту, длительность, тембр и их изменчивость в речевом процессе. Следует помнить, что сила голоса индивидуальна и развивается постепенно. Формир...

Анкетирование «Определение направленности интересов и способностей ребенка»

Анкетирование: «Определение направленности интересов и способностей ребенка»...

Игры направленные на развитие у ребенка глубокого вдоха и длительного плавного выдоха и развитие мелкой моторики рук .

Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступае...