«Развитие способностей ребенка младшего дошкольного возраста посредством экспериментирования». Консультация для воспитателей
консультация (младшая группа) на тему

 Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Они познают его в игре, на прогулках, занятиях, в общении со сверстниками. Им интересно все. Мышление ребенка начинается с вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Задача взрослого создать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы «Почему?" и «Как?".

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие способностей ребенка младшего дошкольного возраста посредством экспериментирования». Консультация для воспитателей

 Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Они познают его в игре, на прогулках, занятиях, в общении со сверстниками. Им интересно все. Мышление ребенка начинается с вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Задача взрослого создать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы «Почему?" и «Как?".

Экспериментальная деятельность относится к области детской самостоятельности, основывается на интересах детей, приносит им удовлетворение, а значит, личностно-ориентирована на каждого ребенка.

Особое значение экспериментальной деятельности заключается в том, что в ее процессе дети приобретают социальную практику за пределами учреждения, адаптируются к современным условиям жизни. Экспериментальная деятельность способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность.

Развитие экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста предполагает решение следующих задач:

1. Формирование у дошкольников диалектического мышления, то есть способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

2. Развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);

3. Решение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

4. Поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.

Материалы для организации экспериментирования (младший возраст)

1. Бусинки, пуговицы.

2. Веревки, шнурки, тесьма, нитки.

3. Пластиковые бутылочки разного размера.

4. Разноцветные прищепки и резинки.

5. Камешки разных размеров.

6. Винтики, гайки, шурупы.

7. Пробки.

8. Пух и перья.

9. Полиэтиленовые пакетики.

10. Семена бобов, фасоли, гороха, косточки, скорлупа орехов.

11. Вата, синтепон.

12. Киндер-сюрпризы.

13. Глина, песок.

14. Вода и пищевые красители.

15. Бумага разных сортов.

Содержание экспериментальной деятельности детей (младший дошкольный возраст)

Работа с детьми направлена на создание условий для сенсорного развития в ходе знакомства с явлениями и объектами окружающего мира.

Задачи:

• Сочетать показ с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т. д.)

• Сравнивать сходные по внешнему виду предметы.

• Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений.

• Использовать опыт практической деятельности, игровой опыт.

Основное содержание опытно-экспериментальной деятельности предполагает формирование следующих представлений:

1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).

2. О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом и т. д).

3. О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа).

4. О способах исследования объекта.

5. О предметном мире.

В процессе экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко - низко-далеко; мягкий - твердый - теплый и т. д.).

«Вода»

Исходя из возрастных особенностей детей младшей группы, первый этап экспериментирования – работа с водой. На практике дети убедятся в том, что водой можно умываться, опускать в нее и вылавливать различные предметы; что вода может литься, а может брызгать; что предметы станут чище, если помыть их водой; что вода не имеет вкуса.

Во время эксперимента дети получают представления о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда; что вода не имеет цвета, но ее можно покрасить; что вода может быть теплой и холодной, что вода прозрачная, но она может стать мутной; что некоторые вещества в воде растворяются, а некоторые при этом могут передавать воде свой вкус; что вода может превращаться в лед, а лед может превращаться в воду.

игра «Переливашки»

- показать детям, что вода жидкая, принимает форму сосуда.

игра «Найди ракушку»

- познакомить детей со свойствами воды — прозрачность, бесцветность, может менять цвет.

игра «Тёплое – холодное»

- выявить свойства воды: вода может быть теплой и холодной

игра «Тонет – не тонет»

- дать представления о плавающих и тонущих телах.

наблюдение за водой

- познакомить со свойствами воды: течет, журчит, брызги летят, капельки капают.

игры-забавы с водой.

- закрепить знание свойств воды: прозрачная, тёплая, холодная; в ней можно постирать одежду, помыть игрушки, вымыть руки, умыться.

«Песок»

Знакомясь с данной темой, проводятся различные эксперименты с песком. На организованной совместной деятельности «Испечем угощение» дети пробуют слепить «угощение» из сухого и мокрого песка руками и с помощью формочек. В конце занятия подводится итог – мокрый песок принимает любую нужную форму.

С помощью дидактической игры «Следы», дети убедятся, что на мокром песке остаются следы и отпечатки.

При проведении опыта с песком детям предлагается пропустить через ситечко мокрый песок, а затем сухой – малыши прейдут к выводу, что сухой песок может сыпаться, а мокрый нет.

Самым главным открытием для детей на прогулке при наблюдении станет вывод, что песок – это множество песчинок.

игра «Печем печенье»

- закрепить умение детей выкладывать формы из влажного песка.

игра «Норка для зверушек»

- закрепить знания детей о свойствах сухого и влажного песка.

игра «Что спрятано в песке?»

-развивать общую и мелкую моторику, тактильные ощущения.

игра «Чудо пекарь»

- закрепить знания детей о свойстве влажного песка — сохранять форму предмета.

«Воздух»

С помощью предметно-манипулятивной деятельности дети получают представления о том, что воздух легче воды. При проведении дидактической игры «Поймаем воздух» детям предлагается «словить» воздух в полиэтиленовые пакеты и убедиться в том, что воздух не виден, но он есть. В игре «Буря в стакане» малышам предлагается подуть через соломинку в стакан с водой и убедиться в том, что вода вымещает воздух. Играя в игру «Мой веселый звонкий мяч» дети узнают, что мячик прыгает высоко, потому что в нём много воздуха.

На организованной совместной деятельности «Лодочка плыви», дети убедятся, что предметы могут передвигаться при помощи воздуха. А на прогулке, наблюдая за травой и листвой, увидят, что ветер – это движение воздуха.

«Камни»

На организованной совместной деятельности «Легкий-тяжелый» и «Какой формы камень?», дети получают представления о том, что камни бывают тяжелые и легкие, и что камни имеют различную форму.

Когда дети сравнивают два камня взятых с улицы и с батареи (зимой, то приходят к выводу, что камни могут быть холодными и теплыми. А когда сжимают в руках камень и комок ваты – что камни твердые.

«Бумага»

При помощи опытов дети узнают, что бумага легкая: ее можно сдуть с ладони, и она не тонет в воде в отличие от камней; что бумага может быть тонкой и толстой и она может рваться: салфетку очень легко смять и порвать в отличие от плотного картона.

Интенсивное развитие детского экспериментирования во всех его видах и формах - является необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа саморазвития воспитателя "Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования"

В моей работе раскрывается актуальность развития творческих способностей на современном этапе образования. Изучены нетрадиционные техники рисования и возможности использования их в младшем дошкольном ...

«Развитие способностей ребенка младшего дошкольного возраста посредством экспериментирования»

Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Они познают его в игре, на прогулках, занятиях, в общении со сверстниками. Им интересно все. Мышление ...

Консультация для родителей на тему «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Младший дошкольный возраст можно назвать возрастом чувственного познания окружающего мира. В этом периоде происходит становление всех видов восприятия – зрительного, тактильно – двиг...

Консультация для родителей "Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр"

quot;Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр"...

Консультация для родителей: «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

laquo;Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»...

Консультация для родителей на тему: «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Младший дошкольный возраст можно назвать возрастом чувственногопознания окружающего мира. В этом периоде происходит становление всехвидов восприятия – зрительного, тактильно – двигательног...

Консультация для родителей на тему: «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Младший дошкольный возраст можно назвать возрастом чувственногопознания окружающего мира. В этом периоде происходит становление всехвидов восприятия – зрительного, тактильно – двигательног...