«Развитие дивергентного мышления речевого развития детей старшего дошкольного возраста»
проект (старшая группа)
Данная тема очень актуальна для дошкольного образования, ведь овладение правильной связной речью способствует формирование у ребенка уверенности в себе, развитию мышления, коммуникативных качеств. Развитие связной речи у детей считают одной из главных задач детского сада, так как смысловое развернутое высказывание обеспечивает общение и полноценное взаимодействие детей и взрослых; дает возможность поделиться с ними накопленными впечатлениями, а также получить необходимую информацию.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №4 «Радуга» дополнительный адрес «Ракета»
Поспелихинского района, Алтайского края
План самообразования воспитателя средней 1 –
старшей группы
План по самообразованию педагога
Тема: «Развитие дивергентного мышления речевого развития детей старшего дошкольного возраста»
Выполнила: Мамон Светлана Александровна |
2021 -2022 учебный год
Содержание:
1. Пояснительная записка……………………………………………………...3
2. Актуальность выбранной темы…………………………………….............4
3. Цель…………………………………………………………………………….7
4.Задачи…………………………………………………………………………...7
5.Методы и приемы работы с детьми…………………………………………7 6.Методы и приемы работы с родителями…………………………………...7
7.Используемые технологии……………………………………………………8
8.Ожидаемые результаты по теме самообразования для детей…………...8
9.Ожидаемые результаты по теме самообразования для родителей……..9
10. План деятельности по теме самообразования…………………………...9 11. Работа с детьми. Основные характеристики данного типа
мышления………………………………………………………………….........10
12.Список литературы для изучения………………………………………...12
1.Пояснительная записка
Данная тема очень актуальна для дошкольного образования, ведь овладение правильной связной речью способствует формирование у ребенка уверенности в себе, развитию мышления, коммуникативных качеств. Развитие связной речи у детей считают одной из главных задач детского сада, так как смысловое развернутое высказывание обеспечивает общение и полноценное взаимодействие детей и взрослых; дает возможность поделиться с ними накопленными впечатлениями, а также получить необходимую информацию. Проблемой развития речи занимались такие ученые А.А. Леонтьев, А.С. Рубинштейн, О.С. Ушакова. Л.С. Выгодский на основе длительного изучения мышления и речи пришел к выводу: «Есть фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование характера и эмоций находится в непосредственной зависимости от речи». Ведь своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте одно из условий нормального развития ребенка. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедность речи, недостаточный словарный запас, употребление не литературных слов и выражений, не способность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, отсутствие логических обоснований и выводов, отсутствие навыков культуры речи и культуры общения. Все это связано, с недоразвитостью речевого аппарата и его анатомического строения, из-за недостаточного общения детей друг с другом и со взрослыми. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников очень сложное и важное дело. Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Именно в дошкольном возрасте нужно обогащать пассивный словарь ребёнка, приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные интересы. Связное высказывание дошкольника свидетельствует, насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем и одновременно отражает уровень готовности ребенка к школе. Что касается игры? Игра – основной и наиболее доступный для ребенка вид деятельности. Играя, дети обучаются всему тому, что так пригодиться в жизни. Поэтому именно с помощью «игры» и развитие дивергентного мышления я и решила развивать связную речь детей. Я решила строить свою работу по двум направлениям: с помощью дидактических и сюжетно - ролевых игр.
2.Актуальность выбранной темы
В соответствии с ФГОС дошкольного образования, сегодня на первом месте стоит задача развития ребенка, которое позволит сделать более эффективным процесс обучения и воспитания.
Установка на развитие - современная стратегия обучения родному языку детей дошкольного возраста.
Многие педагоги считают, что развитие речевой активности детей дошкольного возраста имеет огромное значение для позитивной социализации и адаптации каждого ребенка в окружающем мире. Основная функция речи – коммуникативная. Чтобы конструктивно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, дошкольник должен свободно владеть активной речью, использовать все вербальные и невербальные средства общения.
Свободное и активное речевое общение детей на уровне устной речи предполагает:
- умение посредством речи решать свою цель или проблемы в процессе различных видов деятельности (игровой, познавательной, исследовательской, бытовой и др.);
- умение оптимально использовать речевые возможности и средства в конкретных условиях общения;
- соблюдение норм литературного языка;
- владение необходимым набором средств и разновидностей общения.
Необходимо организовать деятельность с ребенком таким образом, чтобы она была направлена на речевую самостоятельность и инициативность. Именно поэтому я уделяю особое внимание:
- формированию у детей умения играть и заниматься каким-либо делом рядом и вместе со сверстниками;
-развитию способности дошкольников объединяться на основе интереса к деятельности;
- педагогической поддержке различных видов деятельности детей.
Для развития активной речи я использую следующие формы взаимодействия:
- предлагаю дидактические игры, проблемные ситуации, развивающие упражнения;
- применяю такие методы обучения, которые направлены на обогащение творческого воображения, мышления, памяти и развитие речи;
- вовлекаю воспитанников в различные виды детской деятельности.
В психологии процесс «думания» разделили на конвергентное и дивергентное мышление. Под специфическими терминами, малоизвестными обычным людям, зашифровали две принципиально отличающиеся формы мыслительной деятельности.
Конвергентное мышление – это мыслительная деятельность, направлена на поиск подходящего решения на основе стандартных приемов и рассуждений. Никакой оригинальности проявлять не нужно. Важно найти правильное решение.
Дивергентное мышление характеризуется творческим подходом в решении задач, нестандартными рассуждениями, поиском необычных решений и игнорированием известных алгоритмов и шаблонов.
Его ценность заключается в обнаружении нешаблонных последовательностей и выводов, в достижении оригинальных результатов.
Дивергентное мышление – форма мыслительного процесса, которая предполагает разрушение шаблонов и стандартов, стереотипов и ограничений и подразумевает свободу в решении проблемных вопросов.
Стремясь развивать своих деток, родители поневоле приравнивают их высказывания к шаблонным «правильным» ответам. Особо виртуозные детские фразы и изобретения взрослых радуют и развлекают. Но, если такой искры в словах ребенка нет, родители или воспитатели стараются юного мыслителя поправить и подсказать ему общепринятые суждения и выводы.
Безусловно, мыслительные способности, ориентированные на поиск точного ответа, нужно развивать. Тем более что школьная программа в подавляющем большинстве опирается на конвергентное мышление. Однако в жизни недостаточно мыслить в стандартных рамках. И жизнь умеет подкидывать совершенно нетипичные задачи.
Поэтому так важно начать формировать дивергентное мышление у детей еще в дошкольном возрасте. Сенситивным периодом для развития данного типа мышления является старший дошкольный возраст. В этот период дети имеют довольно высокую осведомленность и активное воображение, что помогает мыслить бегло, гибко и оригинально.
Таким образом, в соответствии с моими профессиональными запросами, выявленными в процессе самоанализа, работы с детьми дошкольного возраста, а также в соответствии с современной стратегией речевого развития воспитанников, я считаю тему по самообразованию актуальной.
3.Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Систематизировать работу по развитию дивергентного мышления детей старшего дошкольного возраста.
4.Задачи:
- изучить научную, методическую, справочную литературу, периодические издания по вопросам развития дивергентного мышления у детей дошкольного возраста;
- подобрать для работы с детьми и пополнения методической копилки, дидактические и развивающие игры;
- изучить наиболее эффективные методы и приемы в развитии дивергентного мышления у дошкольников;
- внедрять инновационные технологии в процесс развития дивергентного мышления;
- привлекать родителей воспитанников к активному взаимодействию по обогащению развивающей предметно-пространственной среды группы.
Этап работы над темой самообразования: 1 год
5.Методы и приемы работы с детьми:
- совместная деятельность воспитателя с детьми:
- индивидуальная работа с детьми
- свободная самостоятельная деятельность детей.
6.Методы и приемы работы с родителями:
- анкетирование родителей
- консультации
- индивидуальные и групповые беседы
- родительские собрания
- оформление наглядной информации(стенды, папки-передвижки)
- привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы.
7.Используемые технологии: здоровье сберегающие, игровые, информационно-комуникационные, личностно-ориентированные.
При разработке проекта использовались документы:
- Федеральный закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 N 273-ФЗ
-Конвенция о правах ребенка;
-ФГОС дошкольного образования – Приказ Министерства образования науки № 1155 от 17.10.2013 г.;
Основная образовательная программа МКДОУ «Детский сад № 4 «Радуга» (корпус «Ракета») 2019г
8.Ожидаемые результаты по теме самообразования для детей:
Важным плюсом развития дивергентного мышления у детей дошкольного возраста является пробуждение познавательной мотивации. Желая найти оригинальное решение, ребенок включает свою исследовательскую активность, проявляет чувствительность к обнаружению нового в обычном.
Дошкольник, у которого формируется дивергентный тип мышления, удивляет тем, какие оригинальные образы он может увидеть в облачке или обнаруженной в лесу коряге. Он всем интересуется, задает множество уточняющих вопросов, и сам выдает предположительные ответы.
Такие дети предпочитают сюжетно-ролевые игры иной игровой деятельности, потому что получают возможность детализировать сюжет, видоизменять роли и правила.
Рисунки творческих дошкольников отличаются богатством красок и оригинальностью художественного замысла, а конструкции и поделки – изобретательностью по отношению к формам и выбору материала.
9.Ожидаемые результаты для педагога и родителей воспитанников:
- повышение педагогической компетенции по теме самообразования;
- пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы;
- повышение активного взаимодействия с родителями воспитанников в контексте работы над темой самообразования в течение учебного года посредством включения в сотрудничество инновационных форм работы с семьями детей.
10.План деятельности по теме самообразования
Сроки | Взаимодействие с педагогами и родителями воспитанников | Результат |
Сентябрь | Изучение методической литературы по данной теме. Консультация для родителей: «Развитие дивергентного мышления». Альбом для родителей: «Поиграем вместе с детьми. Головоломки». | Создание консультации для родителей. Размещена для ознакомления в приёмной группы. Создание картотеки альбома «Головоломки». |
Октябрь | Информационные стенды «В игры разные играем, что мы в детях развиваем», | Размещение информации для родителей WhatsApp в виде презентации и консультации к ней. |
Ноябрь | Индивидуальные беседы С родителями по теме самообразования Деловая игра для воспитателей "Дивергентное мышление педагогов" | Беседы с родителями. |
Декабрь | Предложить родителям памятки-картотеки развивающих игр. | Создание памяток для родителей. Создание для детей игры «Круги Эйлера». https://nsportal.ru/mamon-svetlana-aleksandrovna |
Январь | Беседы с родителями "Особенности дивергентного мышления" | Беседы с родителями. |
Февраль | Организация выставки рисунков "Дорисуй" | Размещение выставки в приёмной. |
Март | Сообщение для воспитателей "развитие дивергентного мышления речевого развития у детей дошкольного возраста" | Размещение информации для воспитателей WhatsApp. |
Апрель | "Поиграем вместе" | Совместный вечер игр с детьми. |
Май | Презентация на родительском собрании "Наши достижения" Обобщение опыта работы, систематизация полученного материала для его распространения. Анализ и самоанализ проделанной работы. | Размещение информации для родителей WhatsApp. |
В течение года | Анализ динамики развития Дивергентного мышления детей в течение года. Приобретение и изготовление игр для пополнения РППС группы. Индивидуальные беседы с родителями по теме самообразования. Привлечение родителей к обогащению развивающей предметно-пространственной среды в группе. | Создание для детей игры «Круги Эйлера». https://nsportal.ru/mamon-svetlana-aleksandrovna Изготовление игр для пополнения РППС группы. |
11.Работа с детьми
Основные характеристики данного типа мышления:
- Способность разрабатывать, детализировать идеи, не забывая воплощать их в жизнь.
- Беглость в создании большого количества идей или во время разрешения проблемы.
- Умение производить оригинальные идеи, не затертые стереотипным мышлением.
- Проявление гибкости в одновременном поиске подходов к каждой отдельной проблеме.
Среди задач дивергентного типа можно выделить следующие типы методов и задач.
ГРУППА ДИВЕРГЕНТНЫХ МЕТОДОВ И ЗАДАЧ | ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МЕТОДЫ И ЗАДАЧИ |
Вербальные дивергентные методы и задачи | задачи, связанные с разнообразием использования предметов |
методика «Три слова» | |
игры со словами и предложениями | |
задачи на поиск причин событий | |
поиск альтернативных способов действий | |
метод словесных ассоциаций | |
генерация идей | |
метод фокальных объектов | |
сочинение сказок, историй, рассказов | |
посмотри на мир чужими глазами | |
Невербальные дивергентные методы и задачи | головоломки для развития воображения и креативности |
задачи на развитие гибкости мышления
| |
Дивергентные задачи на объёмно-пространственное мышление | нахождение предметов с различным количеством осей симметрии |
задачи на построение и конструирование геометрических фигур |
12.Список литературы для изучения:
1. Аматуни И.П. Факторы, способствующие формированию творческого мышления. Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. М., 1974, №2.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. М., Педагогика, 1964.
3. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. М., Педагогика, 1998, Т.1.
4. Амоношвили Ш.А. Личность гуманная основа педагогических процессов. - М., 1990.
5. Анисимов О.С., Данько Т.П. Игровой тренинг мыслительной деятельности. М., 1990г.
6. Анцыферова Л.И. Психология развития и формирования личности. -М.,1984г.
7. Анцыферова Л. И. Принцип развития в психологии. М., 1978г.
8. Вопросы психологии., 1986, №2.11 .Батищев Г.С. Диалектика творческого мышления. М., 1984.
9. Березанская Б. Л. Исследование продуктивности мышления в зависимости от формулировки задачи. Новые исследования в психологии. ,1978, №2.
10. Блауберг И. В., Юдин Б. Г. Становление и сущность системного подхода, М.,1973.
11. Брушлинский А. В. Психология мышления и проблемное обучение. -М„ 1983.21 .Брушлинский А. В. Продуктивное мышление и проблемное обучение. -М., 1983.
12. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление и творчество //Вопросы психологии. 1990.№ 4. • 2. 13.Вертгеймер М. А. Продуктивное мышление. М.,1987.
14. Гурова Л. Л. Психологический анализ решения задач. Воронеж, 1982.
15. Дэвис Дж.Роль игры в детском воображении. Л., 1972.
16. Дункер К. А. Психология продуктивного мышления. М.,1965.
17. Калмыкова 3. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. -М., 1981.
18. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1969.
19. Подъяков Н. Н. Мышление дошкольника. М., 1 987.
20. ЮЗ.Ульенкова У. В. Формирование творческих задач. Вопросы психологии, 1980, №5.ч^ 21.Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Проблемы развивающегося мышления. Владос., 1995.
22. Шумакова Н. Б. Структура творческого мышления. Киев, 1978.1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка на тему: «Организация работы по развитию творческого мышления и воображения детей старшего дошкольного возраста»
Условия современного общества становится все разнообразнее и сложнее. Требуют от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой адаптации к новым условиям, твор...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования (образовательная область «Речевое развитие») группы компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
К учреждениям образования предъявляются новые требования в обеспечении их стабильного функционирования и развития. Оптимальным механизмом, обеспечивающим данные процессы, является деятельность дошколь...
Развитие пространственного мышления и воображения детей старшего дошкольного возраста средствами магнитного конструктора Magformers
СЛАЙД 2 ФГОС определяет один из принципов дошкольного образования – формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. В области ...
Консультация для родителей «Упражнения и игры для развития внимания, мышления, памяти для детей старшего дошкольного возраста»
Консультация для родителей «Упражнения и игры для развития внимания, мышления, памяти для детей старшего дошкольного возраста»...
Развитие коммуникативности, мышления и речи детей старшего дошкольного возраста
Развитие речи, мышления и коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ, МЫШЛЕНИЯ, ПАМЯТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ, МЫШЛЕНИЯ, ПАМЯТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»Готовность к школьному обучению предполагает многокомпонентное...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ, МЫШЛЕНИЯ, ПАМЯТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ, МЫШЛЕНИЯ, ПАМЯТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»Готовность к школьному обучению предполагает многокомпонентное...