Приемы сенсорной интеграции в работе с детьми с ОВЗ
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

 Кузьмич Анастасия Михайловна,воспитатель

Спб ГКУЗ Психоневрологический дом ребенка №8

Красногвардейского района Санкт-Петербурга

 

Использование приемов сенсорной интеграции в работе с детьми с ОВЗ

 

Сенсорная интеграция (от лат. sensus - ощущение, чувство; от лат. Integratio - соединение, целостность) – восприятие сигналов, как внутренних, так и внешних, и их целостное понимание организмом. Восприятие сигналов из внешнего мира и внутренней среды организма формируется на основе совместной деятельности ряда сенсорных систем: зрительной, слуховой, тактильной, проприоцептивной (глубокая чувствительность), вестибулярной, вкусовой и обонятельной. У здорового человека прикосновения помогают видеть, зрение — удерживать равновесие, равновесие — ощущать положение тела в пространстве и двигаться, движение помогает обучению.  

Восприятие информации, одновременно поступающей по нескольким чувственным каналам, и объединение этой информации в единое целое называется сенсорной интеграцией.

 

Сенсорная интеграция

- организует информацию, полученную с помощью органов чувств (вкус, вид, звуки, запах, прикосновение, движение, воздействие силы тяжести и положения в пространстве);

- наделяет значением, испытываемые нами ощущения, фильтруя информацию и отбирая то, на чем следует сконцентрироваться (слушать взрослого, не обращая внимания на шум вокруг);

- позволяет осмысленно действовать и реагировать на ситуацию;

- формирует базу для обучения и социального поведения

 

 

Основные сенсорные системы:

- Тактильная

- Вестибулярная

- Проприоцептивная

- Слуховая

- Обонятельная

- Вкусовая

- Зрительная

 

В процессе развития дети не только растут, но также набираются ума, силы и ловкости. Со временем они становятся более самостоятельными. Дети приспосабливаются к окружающей обстановке, учатся лучше ориентироваться в ней.

В каждой из сенсорных систем при их дисфункции выделяются : гиперфункции и гипофункции, связанные с пониженным восприятием и повышенным восприятием той или иной из вышеперечисленных сенсорных систем.

Метод сенсорной интеграции предполагает стимуляцию работы органов чувств в условиях координации различных сенсорных систем. Этот метод будет эффективен для детей с разного рода проблемами: 

- трудности обучения 

- задержка психического развития (ЗПР)

- синдром гиперактивности

- синдром дефицита внимания

- расстройства аутистического спектра (РАС)

Чтобы помочь ребенку получить новый и необходимый ему сенсорный опыт, а также активизировать его речевое развитие, используются сенсорные игры и упражнения.

Прежде всего для развития сенсорной интеграции необходим индивидуальный подход к каждому ребенку.

Ребенок получает новый опыт, через игру, так как это ведущий вид деятельности и что немаловажно приносит удовольствие детям.

Сенсорные игры:

- Рисование пальчиками, ладошками, штампами; смешивание цветов, перетекание красок друг в друга, игры с водой, мыльными пузырями, льдом.

- «Дождь» из фасоли, крупы, кофе при этом подставляем под струи «дождя» части тела; ходьба босиком по сенсорным «лужам»; пересыпать крупы с помощью баночек, формочек, ложек; прятать в  глубокую емкость с крупой и разыскивать  предметы; нюхать крупы, специи, чай и кофе, определяем более «вкусный» запах;  рисование на муке или манке (на подносе, столе). 

- Пересыпать песок, закапывать руки в песок, рисовать на песке. 

-  Использование массажных мячей. Разные по форме, упругости, фактуре поверхности мячи обеспечивают широкий спектр разнообразных ощущений, которые можно получить, действуя с этими предметами самостоятельно.

- Игры с различными видами тканей: ситец, фланель, шерсть, картон, гофрированный картон, фольга, пекарская бумага.  

- Игры с мелкими камушками, шишками, плодами деревьев (жёлуди, каштаны). Выкладывание узоров из долек фруктов, изучая запах; трогать пальчиками различные нарезанные фрукты в миске.

- Использование в игре сенсорных коробочек: различные коробочки, наполненные крупой, монетками.

- Игры шариками и кубиками «марблс»: организация сухого бассейна для пальчиков, раскладывание шариков в разные емкости; бросать шарики в воду; перекатывание между пальцами.

 

 Для улучшения сенсорной интеграции так же используют

- Дидактические игры и упражнения, такие как: «Чудесный мешочек», «Ощупай и слепи», «Холодно-горячо-тепло», «Веселый массаж», «Вспомни предмет», «Найди пару», игры с мозаикой, собери пазл, игры с мыльными пузырями.

- Исследовательские игры с водой, с песком, камешками, ракушками, в сухом бассейне. 

- Игры с надувными и плавающими предметами.

- Прыжки на мате, матраце, через скакалку.

- Прыжки на палочке лошадка под ритм музыки.

- Имитация движений животных.

- Броски в корзину бумажных снежков.

- Игры с мыльными пузырями.

- Раскачивание на качелях.

- Перекатывание со спины на живот.

- Заворачивание в одеяло, тяжелые ткани.

- Толкание тяжелых предметов, игры с тяжелым мячом.

- Балансирование на гимнастических мячах.

- Ходьба, бег по неровной, ограниченной, неустойчивой поверхности.

Используемые приемы сенсорной интеграции, позволяют ребенку удовлетворить потребность в осознании себя, познании окружающего предметного мира (представление о предметах). Обеспечивают развитие моторных, речевых, коммуникативных, познавательных, сенсорных умений и благотворно влияют на развитие ребенка в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priemy_sensornoy_integratsii.docx18 КБ

Предварительный просмотр:

Использование приемов сенсорной интеграции в работе с детьми с ОВЗ

Сенсорная интеграция (от лат. sensus - ощущение, чувство; от лат. Integratio - соединение, целостность) – восприятие сигналов, как внутренних, так и внешних, и их целостное понимание организмом. Восприятие сигналов из внешнего мира и внутренней среды организма формируется на основе совместной деятельности ряда сенсорных систем: зрительной, слуховой, тактильной, проприоцептивной (глубокая чувствительность), вестибулярной, вкусовой и обонятельной. У здорового человека прикосновения помогают видеть, зрение — удерживать равновесие, равновесие — ощущать положение тела в пространстве и двигаться, движение помогает обучению.  

Восприятие информации, одновременно поступающей по нескольким чувственным каналам, и объединение этой информации в единое целое называется сенсорной интеграцией.

Сенсорная интеграция

- организует информацию, полученную с помощью органов чувств (вкус, вид, звуки, запах, прикосновение, движение, воздействие силы тяжести и положения в пространстве);

- наделяет значением, испытываемые нами ощущения, фильтруя информацию и отбирая то, на чем следует сконцентрироваться (слушать взрослого, не обращая внимания на шум вокруг);

- позволяет осмысленно действовать и реагировать на ситуацию;

- формирует базу для обучения и социального поведения

Основные сенсорные системы:

- Тактильная

- Вестибулярная

- Проприоцептивная

- Слуховая

- Обонятельная

- Вкусовая

- Зрительная

В процессе развития дети не только растут, но также набираются ума, силы и ловкости. Со временем они становятся более самостоятельными. Дети приспосабливаются к окружающей обстановке, учатся лучше ориентироваться в ней.

В каждой из сенсорных систем при их дисфункции выделяются : гиперфункции и гипофункции, связанные с пониженным восприятием и повышенным восприятием той или иной из вышеперечисленных сенсорных систем.

Метод сенсорной интеграции предполагает стимуляцию работы органов чувств в условиях координации различных сенсорных систем. Этот метод будет эффективен для детей с разного рода проблемами:  

- трудности обучения  

- задержка психического развития (ЗПР)

- синдром гиперактивности

- синдром дефицита внимания

- расстройства аутистического спектра (РАС)

Чтобы помочь ребенку получить новый и необходимый ему сенсорный опыт, а также активизировать его речевое развитие, используются сенсорные игры и упражнения.

Прежде всего для развития сенсорной интеграции необходим индивидуальный подход к каждому ребенку.

Ребенок получает новый опыт, через игру, так как это ведущий вид деятельности и что немаловажно приносит удовольствие детям.

Сенсорные игры:

- Рисование пальчиками, ладошками, штампами; смешивание цветов, перетекание красок друг в друга, игры с водой, мыльными пузырями, льдом.

- «Дождь» из фасоли, крупы, кофе при этом подставляем под струи «дождя» части тела; ходьба босиком по сенсорным «лужам»; пересыпать крупы с помощью баночек, формочек, ложек; прятать в  глубокую емкость с крупой и разыскивать  предметы; нюхать крупы, специи, чай и кофе, определяем более «вкусный» запах;  рисование на муке или манке (на подносе, столе).  

- Пересыпать песок, закапывать руки в песок, рисовать на песке.  

-  Использование массажных мячей. Разные по форме, упругости, фактуре поверхности мячи обеспечивают широкий спектр разнообразных ощущений, которые можно получить, действуя с этими предметами самостоятельно.

- Игры с различными видами тканей: ситец, фланель, шерсть, картон, гофрированный картон, фольга, пекарская бумага.  

- Игры с мелкими камушками, шишками, плодами деревьев (жёлуди, каштаны). Выкладывание узоров из долек фруктов, изучая запах; трогать пальчиками различные нарезанные фрукты в миске.

- Использование в игре сенсорных коробочек: различные коробочки, наполненные крупой, монетками.

- Игры шариками и кубиками «марблс»: организация сухого бассейна для пальчиков, раскладывание шариков в разные емкости; бросать шарики в воду; перекатывание между пальцами.

 Для улучшения сенсорной интеграции так же используют

- Дидактические игры и упражнения, такие как: «Чудесный мешочек», «Ощупай и слепи», «Холодно-горячо-тепло», «Веселый массаж», «Вспомни предмет», «Найди пару», игры с мозаикой, собери пазл, игры с мыльными пузырями.

- Исследовательские игры с водой, с песком, камешками, ракушками, в сухом бассейне.  

- Игры с надувными и плавающими предметами.

- Прыжки на мате, матраце, через скакалку.

- Прыжки на палочке лошадка под ритм музыки.

- Имитация движений животных.

- Броски в корзину бумажных снежков.

- Игры с мыльными пузырями.

- Раскачивание на качелях.

- Перекатывание со спины на живот.

- Заворачивание в одеяло, тяжелые ткани.

- Толкание тяжелых предметов, игры с тяжелым мячом.

- Балансирование на гимнастических мячах.

- Ходьба, бег по неровной, ограниченной, неустойчивой поверхности.

Используемые приемы сенсорной интеграции, позволяют ребенку удовлетворить потребность в осознании себя, познании окружающего предметного мира (представление о предметах). Обеспечивают развитие моторных, речевых, коммуникативных, познавательных, сенсорных умений и благотворно влияют на развитие ребенка в целом.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

выступление по теме: "Применение метода сенсорной интеграции в работе с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи"

По данной теме я выступала на городском конкурсе "Лучший учитель-логопед" 2018 г.Белово, где стала лауреатом. Этот материал удобен тем, что в тексте уже даны сноски на необходимые слайды в п...

«Бизиборд как метод сенсорной интеграции в работе с детьми с особыми образовательными потребностями» (из опыта работы)

Сeнcoрнaя интeгрaция для дoшкoльникoв – взаимодействие пяти органов чувств – необходима для движения, игры и говорения, а также это фундaмeнт бoлee сложной интеграции, сопровождающей чтeни...

Статья: "Использование приемов сенсорной интеграции в работе с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья"

Сенсорное развитие ребенка - это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и пр. С восп...

ОПЫТ ОСВОЕНИЯ И ВНЕДРЕНИЯ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ.

Далее в данной статье будут описаны применяемые мною в ходе коррекционных занятий с воспитанниками ДОУ с ОВЗ, сенсорно – интегративные методы, приемы, используемое оборудование, примерные виды а...

Опыт работы "Использование метода сенсорной интеграции в работе с детьми ТМНР"

Осуществление коррекции нарушений сенсорной интеграции детей с ТМНР, обогащение и накопление полисенсорного опыта в ходе игр и упражнений, предметно-практической деятельности, взаимодействия со взросл...

Использование приемов сенсорной интеграции в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР).

Сенсорная интеграция необходима для движения, говорения и игры. Это фундамент более сложной интеграции, сопровождающей чтение, письмо и адекватное поведение.Цель метода сенсорной интеграции - научить ...

Учебно – методический комплект для педагогов ДОУ «Использование приемов сенсорной интеграции в работе с воспитанниками дошкольного возраста с ОВЗ»

Адресат УМК: педагоги ДОУ.Цель УМК: сформировать и актуализировать у педагогов ДОУ знания и умения теоретической и практической направленности по работе с воспитанниками с ОВЗ с дисфункцией сенсорной ...