Использование приемов сенсорной интеграции в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР).
статья по коррекционной педагогике
Сенсорная интеграция необходима для движения, говорения и игры. Это фундамент более сложной интеграции, сопровождающей чтение, письмо и адекватное поведение.
Цель метода сенсорной интеграции - научить одновременно обрабатывать информацию, получаемую головным мозгом от разных анализаторов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование приемов сенсорной интеграции
в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР).
Развитие человека происходит при условии постоянной стимуляции ощущениями от окружающей среды и собственного тела. Каждый момент времени человек получает колоссальный объем информации от органов чувств. Эта информация в свою очередь поступает в мозг. Задачей мозга является организовать поступившую информацию, выбрать наиболее важные стимулы и убрать «лишние» среди многочисленных сенсорных сигналов.
Данный процесс называется сенсорной интеграцией. У большинства людей процесс сенсорной интеграции происходит автоматически, обеспечивая реакции, которые соответствуют требованиям окружения и формируют правильное сенсомоторное развитие.
Но бывает, что этот процесс функционирует неправильно и в мозг поступают ложные сигналы, тогда реакции человека могут быть неадаптивными. Это называется сенсорной дезинтеграцией, иными словами, нарушение процесса обработки информации, поступающей от органов чувств.
Задержка психического развития (ЗПР) – это замедление темпа развития психики в целостности или же ее отдельных функций (двигательных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых), выражается в незрелости мышления, преобладании игровых интересов и неспособности заниматься интеллектуальной деятельностью. Негрубая дисфункция психической сферы может привести к недоразвитию сложных движений и действий, а также отклонением от нормы функциональных показателей.
Многие проблемы обучения и развития детей с ЗПР являются результатом нарушения процесса восприятия сенсорной информации. Для них характерна неспособность интегрировать сенсорную информацию, поступающую от различных органов чувств, для того чтобы получить точную картину реального окружения. Непереносимость ярких цветов, громких звуков, музыки, прикосновений, снижение болевой и температурной чувствительности, неловкость движений или опасный риск, сложность концентрации внимания, быстрая смена интересов и активностей, избыточные эмоциональные реакции, агрессивное поведение. Данные дефициты затрудняют развитие детей в различных образовательных областях и мешают их социализации.
Дети с перечисленными нарушениями не могут самостоятельно справиться. Их преодоление сопряжено с проведением специальных коррекционно-развивающих мероприятий, направленных на улучшение интеграции между различными сенсорными системами.
Метод сенсорной интеграции позволяет нормализовать чувствительность ребенка с ЗПР и оказать ему помощь в приеме, переработке и использовании сенсорной информации.
Метод сенсорной интеграции был впервые разработан американским эрготерапевтом и нейропсихологом Энн Джин Айрес (1923-1988) и направлен на стимуляцию работы органов чувств в условиях координации различных сенсорных систем.
Интеграция (от лат. integratio – «восстановление», «восполнение», «соединение»). Процесс объединения частей в целое.
Интегрировать – означает собрать воедино разные части, заставить их работать более слаженно как единая система.
Сенсорная интеграция – сложный процесс, происходящий в центральной нервной системе. Человек способен организовать и упорядочить восприятие сигналов, которое считывает его тело (запах, вкус, зрение и т. д.).
Основная идея метода сенсорной интеграции заключается в том, что впечатления собственного тела тактильные, проприоцептивные, вестибулярные являются базой для приобретения и накопления сенсорного опыта и развития личности в целом. Это положение обусловлено онтогенезом развития сенсорных систем. Тактильная, проприоцептивная, вестибулярная сенсорные системы начинают формироваться до рождения ребенка. Другие зрительная, слуховая, обонятельная, вкусовая развиваются на их основе значительно позже.
Это основа для работы сенсорных систем организма человека.
Поэтому метод сенсорной интеграции направлен, прежде всего, на развитие взаимодействия между тактильной, проприоцептивной и вестибулярной сенсорными системами как базы, основы, предпосылки для формирования других чувств.
Метод сенсорной интеграции предполагает стимуляцию работы органов чувств в условиях координации различных сенсорных систем. Он реализуется в двух глобальных направлениях:
1. Создание специальных средовых условий, облегчающих восприятие окружающих объектов и продуктивное взаимодействие с ними (адаптация среды с учетом потребностей ребенка с дисфункцией сенсорной интеграции).
2. Развитие способов полисенсорного восприятия. Предполагает, во-первых, совершенствование отдельных перцептивных умений (зрительных, слуховых, тактильных и др.), во-вторых, обучение комплексному использованию этих умений (синтез информации, поступающих от различных органов чувств).
Ниже представлены варианты игр и упражнений, направленных на стимуляцию и обогащение сенсорного опыта детей. В играх используются различные материалы и оборудование, способствующие развитию основных видов восприятия: восприятия положения тела в пространстве, тактильного восприятия, зрительного, слухового, вкусового и обонятельного восприятия.
Игры с элементами сенсорной интеграции
Цели: развить, усилить, сбалансировать обработку сенсорных стимулов нервной системой. В перспективе это:
- развитие тактильного, зрительного, слухового, вкусового и обонятельного восприятия;
- развитие высших психических функций;
- совершенствование моторики;
- стимуляция познавательной активности;
- формирование и развитие всех компонентов речи;
- коррекция и развитие эмоционально-волевой и коммуникативной сферы;
- совершенствование игровой, предметно-практической и трудовой деятельности;
- помощь в адаптации ребенка к новым условиям.
Рассмотрим применяемое в этом методе оборудование и технологии.
1. Игры для развития гравитационного восприятия (вестибулярной системы)
Основная цель данных игр – стимулировать вестибулярный аппарат, улучшить чувство равновесия, положение тела в пространстве.
- Игры на качелях различной модификации, раскачивающихся игрушках, на которых можно качаться в различных положениях (лежа, сидя, спиной), доски-качалки. Направлены на вестибулярное раскачивание.
- Игры и упражнения на досках-балансирах (например: сесть на доску по-турецки и покачаться, сохраняя равновесие; стоя на доске имитировать плавательные движения (двумя руками, только правой, только левой, поочередно); стоя на доске подкидывать мешочек с крупой и следить за ним глазами; попасть в мишень теннисным мячом двумя руками и поймать мяч двумя руками; попасть мячом во все квадраты на напольной мишени).
- Ходьба по дорожкам из веревок, «кочек» (необходимо пройти, сохраняя равновесие).
- Игра «Между двух берегов». Для игры понадобятся две скакалки, которые кладут рядом с друг другом, начиная с расстояния 50 см., постепенно уменьшая расстояние до 10 см. Ребенку предлагается следующая игровая ситуация – он идет по мосту над рекой. Нужно идти так, чтобы ни в коем случае не наступать на края, иначе можно упасть в реку.
- Игры с матами, под которыми можно проползти.
- Упражнения на фитболах большого диаметра.
- Игры с туннелями и палатками. Используем туннели для развития крупной и билатеральной моторики. Даже просто ползая через туннель, ребенок развивает координацию. Обогатить тактильный опыт ребенка позволит размещение в туннели разных предметов или ковровое покрытие. Можно немного потрясти туннель (настоящее землетрясение), когда ребенок внутри, чтобы улучшить его проприоцептивные и вестибулярные реакции. Используем палатки для создания безопасной атмосферы, необходимой детям, перегруженным сенсорными стимулами, где ребенок может отдохнуть (можно положить там мягкие подушки, одеяла, наушники с приятной музыкой, лава-лампы, ночники, чтобы создать расслабляющую атмосферу).
2. Игры для развития тактильного восприятия
Общая цель данных игр – предоставить ребенку тактильные ощущения и повысить терпимость к тактильной стимуляции, улучшению способности к различению материалов на ощупь. Игры на развитие тактильной системы поощряют ребенка к осознанному исследованию окружающего мира. Поэтому используемые материалы должны различаться текстурой, весом, температурой.
- Игры с «Сенсорными коробками», контейнерами с различными наполнителями (песком, крупами, ракушками, камешками, а также бусинами, тканями, лентами, нитками и т.д.).
- Игры с сыпучими и пластичными массами (песок, галька, бобовые, крупы, пластилин, тесто, глина, пена и т.п.).
- Игры с тактильными дорожками. Выкладываем на полу дорожку из различных материалов, это могут быть плотные коврики, ортопедические резиновые коврики, куски картона, линолеума и т.д. Просим ребенка пройти по дорожке босиком или проползти на четвереньках. Можно выкладывать различные маршруты (изогнутые, круговые и т.д.), менять способ прохождения маршрута (вприпрыжку, на коленях и т.д.).
- «Рисунки на теле». Предложить ребенку закрыть глаза. С помощью ластика на конце карандаша начертите на тыльной стороне ладони, спине какую-либо фигуру (линию, круг, крест, квадрат). Попросите его назвать эту фигуру. Если ребенок знает печатные буквы или цифры, используйте их вместо геометрических фигур.
- Игры с прищепками.
- Игра «Чудесный мешочек». Предлагаем ребенку определить на ощупь предметы разной фактуры (деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, резиновый мяч и др.); По аналогии можно использовать предметы и материалы различной текстуры и определить, какие они: вязкие, шершавые, бархатистые, гладкие, пушистые и т. д.
- Игра Угадай на ощупь». Ребенку предлагаем на ощупь определить из чего изготовлены различные предметы (железная ложка, пластмассовая лопатка, резиновый мяч, деревянный брусок и т.п.).
- Игра «Найди пару». Ребенку предлагаем с завязанными глазами наощупь найти пары одинаковых пластинок (пластинки, оклеенные бархатом, фольгой, бумагой и т.д.).
- Игра «Дождь». Понабиться фасоль или другая крупа. Ребенку предлагаем подставить под струи «дождя» части тела.
- Игры с красками: рисование пальчиками, ладошками, штампами; смешивание цветов, перетекание красок друг в друга.
- Игры с мелкой и крупной мозаикой, конструктором, мозаикой, шнуровкой.
- Игры с бассейном с водой и всевозможными приспособлениями для переливания, отжимания, разбрызгивания, изменения свойств воды и декорирования дна и «берегов» бассейна.
- Игры с сортерами с различными наполнителями.
- Игры с природным материалом: крупные шишки как массажные мячики разного диаметра; мелкие камушки, плоды и семена деревьев и пр. для создания композиций и сказочных историй.
- Игры с различными видами тканей: ситец, фланель, шерсть и т.д.
- Игры с бумагой: картон, гофрированный картон, фольга, пекарская бумага, игра «Рвем, мнем, приклеиваем».
- Игры с шариками «Марблс»: раскладывание шариков в разные емкости; бросать шарики в воду; перекатывание между пальцами.
- Игры с массажными мячами (используем разные по форме, упругости, фактуре поверхности).
- «Шариковый бассейн» (надувной бассейн, наполненный шариками). Предлагаем ребенку залезть в бассейн, сесть, подвигаться как будто он плавает, найти спрятанные предметы среди шариков.
3. Игры для развития зрительного восприятия
Основная цель игр – коррекция зрительного восприятия, развитие наблюдательности, внимания, памяти, формирование представлений о цвете, форме, величине, пространственном расположении предметов, увеличение словарного запаса.
- Игра «Спрятанные изображения». Предлагаются фигуры, состоящие из элементов букв, цифр, геометрических фигур. Требуется найти все спрятанные изображения.
- Игра «Парные изображения». Предъявляют два изображения, внешне похожие друг на друга, имеющие до 5-10 мелких отличий. Требуется их найти.
- Игра «Незаконченные изображения». Предъявляются изображения с недорисованными элементами (птица без клюва, буква или цифра, геометрическая фигура без деталей). Нужно либо назвать, либо дорисовать недостающие детали.
- Игра «Разрезные изображения». Предлагаются части 2-3-х изображений (овощи, геометрические фигуры и др. разного цвета). Собрать целые изображения.
- Игра «Что спрятано?». Перекрытые изображения: карточки со словами, цифрами, схематичными изображениями предметов, где верхняя, нижняя или средняя часть карточки скрыта за полоской бумаги. Надо угадать, что спрятано.
- Рассматривание баночек с водой и декором.
- Игры с цветными камнями. Можно выкладывать определенную цветовую последовательность (желтый, зеленый, синий и т.д.).
- Игры с цветной мозаикой.
- Игры с бусами. Ребенок нанизывает по очереди бусины одинаковой формы и цвета, но разного размера или одинаковых по форме и размеру, но двух цветов или просто чередует их по цвету.
- Игры с цветными «стеклышками» для разглядывания мира вокруг (можно использовать пластиковые папки, бутылочки из яркого пластика и т.п. небьющиеся аналоги).
- Игра с цветным фоном для выделения предмета на нем (например, фетр или естественные и цветные крупы, окрашенные пищевыми красителями).
4. Игры для развития слухового восприятия
Основная цель данных игр – развитие восприятия неречевых звуков (шумов): шуршании, скрипе, писке, бульканье, звоне, шелесте, стуке, пении птиц, шуме поезда, машин, криках животных, о громком и тихом звуке, шепоте и пр., так и речевых звуков, их дифференциацию и сопоставление со зрительным образом.
- Игры с музыкальными инструментами, звучащими игрушкам. «Угадай, какой музыкальный инструмент звучит». Детям раздают карточки с изображением музыкальных инструментов или демонстрируют настоящие музыкальные инструменты. Включается магнитофонная запись со звучанием одного из них. Ребенок, угадавший по тембру музыкальный инструмент, показывает нужную карточку и называет его.
- Игра «Различай веселую и грустную музыку». Детям выдают по 2 карточки. Одна из них раскрашена в яркие, светлые, веселые тона, соответствующие веселой музыке, другая – в холодные, мрачные, соответствующие грустной музыке. Прослушав музыку, дети показывают карточку, условно обозначающую данный характер музыки.
- Игра «Тихо и громко». Поочередно звучит то тихая, то громкая музыка; ребенок под тихую музыку ходит на цыпочках, под громкую – топает ногами.
- Игра «Слушай и выполняй». Педагог называет несколько действий, но не показывает их. Дети должны повторить эти действия в такой последовательности, в какой они были названы. Например: повернуть голову направо, повернуть голову вперед, опустить голову вниз, поднять голову; повернуться налево, присесть, встать, опустить голову.
- Игра «Шумящие коробочки». Понадобятся небольшие емкости, коробочки (можно использовать киндер сюрпризы), которые заполнены различными материалами (крупой, песком, камушками, монетками и пр.). Игра заключается в поиске аналогично звучащей коробочки, нахождении коробочки с тихим или громким шумом.
5. Игры для развития вкусового и обонятельного восприятия
Игры на знакомство с новыми запахами и вкусами (происходят крайне деликатно и неторопливо. Вплоть до того, что, если ребенок не готов пробовать или нюхать образец, первой победой может считаться лишь его присутствие в непосредственной близости к ребенку определенный отрезок времени (помогут песочные часы).
- Игра «Угадай по запаху». Взять несколько хлопковых мешочков или баночек, положить в них ароматные продукты (чеснок, хвою, цедру мандарина, лимона, корицу, цветок, конфету, яблоко и т.п.). Для начала показываем, как можно нюхать запах в мешочке или баночке. Затем просим ребенка разделить запахи на 2 группы: съедобное и несъедобное; указать мешочек с определенным запахом или полечить куклу (найти лекарственный аромат).
- Ароматерапия. Отличное средство сенсорной стимуляции. Можно использовать цветы и другие душистые растения; мешочки с ароматными травами и специями (например, чеснок или палочки корицы); ароматические масла (используем с большой осторожностью, после обсуждения с родителями).
- Игра «Съедобное-несъедобное». Перед ребенком выкладываются вперемешку съедобные (конфета, яблоко, кусочек хлеба) и несъедобные предметы (пуговица, игрушечная еда). Необходимо разделить их на 2 группы.
- Игра «Узнай предмет на вкус». Ребенок закрывает глаза, пробует маленький кусочек (яблока, огурца, лимона) и отгадывает предмет, показывая на карточке или называя его. Используем натуральные овощи, фрукты, ягоды, продукты питания.
Таким образом, включая в работу с детьми с ОВЗ (ЗПР) игры и упражнения с элементами сенсорной интеграции, создавая на их основе ежедневную игровую рутину, мы формируем базу, которая в дельнейшем позволит улучшить качество речи, саморегуляции и поведения ребенка – основы способности к обучению.
Литература:
- Айрес Э. Джин «Ребенок и сенсорная интеграция». Издательство «Теревинф» Москва 2012 г.
- Кислинг Улла. Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие /Улла Кислинг; под ред. Е. В. Клочковой; М.: Теревинф, 2010 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование приемов Жостовской росписи в работе с детьми дошкольного возраста "
Познакомить детей с особенностями жостовской росписи, воспитывать у них интерес к этому замечательному виду искусства....
выступление по теме: "Применение метода сенсорной интеграции в работе с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи"
По данной теме я выступала на городском конкурсе "Лучший учитель-логопед" 2018 г.Белово, где стала лауреатом. Этот материал удобен тем, что в тексте уже даны сноски на необходимые слайды в п...
Использование приемов арт-педагогики в работе с детьми дошкольного возраста. Мастер-класс «Соленое тесто — это красиво, интересно, необычно»
АРТПЕДАГОГИКА-(художественная педагогика) — это синтез двух областей научного знания — искусства и педагогики, изучающая закономерности воспитания и развития человека посредство...
Использование методов сенсорной интеграции в работе с детьми раннего возраста в доме ребенка.
В ГБУЗ «ТОСДР» проживают и воспитываются дети, имеющие в своем анамнезе различного рода нарушения, в том числе и восприятия. Таким малышам сложно обрабатывать поступающую информацию ...
Использование приемов «Кейс – технологии» в работе с детьми дошкольного возраста
Использование приемов «Кейс – технологии» в работе с детьми дошкольного возраста....
ОПЫТ ОСВОЕНИЯ И ВНЕДРЕНИЯ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ.
Далее в данной статье будут описаны применяемые мною в ходе коррекционных занятий с воспитанниками ДОУ с ОВЗ, сенсорно – интегративные методы, приемы, используемое оборудование, примерные виды а...
Учебно – методический комплект для педагогов ДОУ «Использование приемов сенсорной интеграции в работе с воспитанниками дошкольного возраста с ОВЗ»
Адресат УМК: педагоги ДОУ.Цель УМК: сформировать и актуализировать у педагогов ДОУ знания и умения теоретической и практической направленности по работе с воспитанниками с ОВЗ с дисфункцией сенсорной ...