выступление по теме: "Применение метода сенсорной интеграции в работе с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи"
статья на тему
По данной теме я выступала на городском конкурсе "Лучший учитель-логопед" 2018 г.Белово, где стала лауреатом. Этот материал удобен тем, что в тексте уже даны сноски на необходимые слайды в презентации. Текст готов для выступления.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Применение метода сенсорной интеграции в работе с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи
Слайд 1 титульный
В соответствии с ФГОС дошкольного образования, сегодня на первом месте стоит задача развития ребенка, которое позволит сделать более эффективным процесс обучения и воспитания.
Современная Логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях. И я нашла для себя такой путь. Это применение элементов сенсорной интеграции. Обратимся к понятию сенсорной интеграции.
Слайд 2 Сенсорная интеграция – это способность человека организовывать ощущения, испытываемые организмом, для совершения движений, обучения и нормального поведения.
Это взаимодействие всех органов чувств таким образом, чтобы человек мог реагировать на определенные стимулы и действовать в соответствии с ситуацией.
Метод сенсорной интеграции был разработан западным психологом, специалистом по детскому развитию Энн Джин Айрес (1923-1988) и направлен на стимуляцию работы органов чувств в условиях координации различных сенсорных систем.
Слайд 3 Энн Джин Айрес (1923-1988) логопед.
Марианна Ильинична Лынская - стью – логопед, психолог, автор М.А.Р. (motive,adaptive,play) метода активации речи, интенсивных сенсорно-интегративных курсов, создатель директор центра семейного досуга и развития «КиндерКвест».
Отечественный логопед Марианна Лынская адаптировала метод сенсорной интеграции к решению речевых задач в работе с неговорящими детьми.
Внедрение элементов сенсорной интеграции в логопедическую работу связано, прежде всего, с тем, что в последние годы значительно возросло количество детей со сложными дефектами развития, которые имеют свои специфические особенности – высокую чувствительность, слабость нервной системы и высокую эмоциональную лабильность, низкий уровень внимания и памяти.
Цель коррекционной работы по развитию процессов сенсорной интеграции - усилить, сбалансировать и развить обработку сенсорных стимулов центральной нервной системой.
Логосенсорная интеграция – это использование элементов сенсорной интеграции и параллельное решение речевых задач. Логопед занимается не сенсорной интеграцией, а логопедией через сенсорную интеграцию, и решает в первую очередь, свои, речевые задачи.
В 2015 году я стала использовать элементы сенсорной стимуляции на своих занятиях с детьми с ТНР. Видя положительную динамику в речевом развитии детей, стала применять сенсорные стимулы и в индивидуальной работе с безречевым ребёнком.
Данная методика я использую, как в подгрупповой, так и в индивидуальной работе с детьми. Провожу такую работу систематически. Стараюсь, чтобы выбор вида деятельности, стимульный материал соответствовали лексической теме недели.
Слайд 4 фото
Стимульный и речевой материал я использую исходя из следующего положения: на одном занятии проводится стимуляция трёх (или более) видов восприятия. Так на занятии по лексической теме «Фрукты» ребёнок ощупывает лимон, пробует его на вкус и изучает цвет, а также обводит по кругу языком колечки из нарезанного лимона. Материал для проведения занятий приносится, в том числе, и родителями с учётом рекомендаций логопеда. Важно отметить, что в работу включаются все сохранные анализаторы – тактильные, слуховые, зрительные, вкусовые, обонятельные.
Признаюсь, любимый инструмент в этом деле – игра с сенсорным коробом. Сейчас я расскажу о своей работе по стимуляции каждого вида восприятия, а затем и о работе с коробом. Комплексность, проводимой работы символизирует этот контейнер, который объединит в себе стимульный материал, направленный на развитие 5 основных видов восприятия. Достаю.
Слайд 5 фото
- Первый вид восприятия - слуховое. Высыпаю наполнитель, высоко поднимая.
Стимульный материал, используемый в работе: записи с различными звуками живой и неживой природы, мелодиями, песнями; музыкальные инструменты; детский музыкальный планшет, звучащие игрушки и другие предметы, издающие звук.
Стимульный материал вы можете видеть на фото. Провожу следующие игры и упражнения. «Различай весёлую и грустную музыку», «Тихо и громко», «Угадай, что звучит», «Далеко-близко» и др.
Слайд 6 фото
«Сколько раз ударил барабан?», «Чья песенка?», «Повтори за мной» и т.п.
Во время занятий выразить свои эмоции движениями рук помогает музыкальное сопровождение. Музыкальные фрагменты используются и при проведении релаксации, когда дети под музыку выполняют движения пальчиками в соответствии с ритмом и характером произведения. Под тихую музыку – медленные, под громкую – бойкие.
Важно, чтобы при выполнении игр и упражнений не было принуждения, вся работа строится на интересах ребёнка и зависит от его эмоционального состояния, что соответствует требованиям ФГОС.
Слайд 7 фото
3.Обонятельное и вкусовое восприятие. Вставляю веточки ели и посыпаю орешками.
В работе использую следующий стимульный материал: мешочки с ароматными травами, натуральные овощи, фрукты, продукты, ягоды, цветы и другие растения (в зависимости от лексической темы), сладости для артикуляционной гимнастики.
Задачи по развитию речи достигаются через следующие игры:
Слайд 8 фото Артикуляционные упражнения со сладостями
«Отгадай загадку», «Узнай по запаху», «Узнай по вкусу», (Какой?Какая?Какое?), «Фрукт или овощ», сравнивание по вкусу и запаху, игра в «кафе» с отработкой относительных прилагательных, «Назови ласково».
Слайд 9 фото
4.Зрительное восприятие. Устанавливаю светильник
Стимульный материал: калейдоскоп, лупы, зеркала, светящиеся предметы и игрушки, картинки с наложенными, зашумленными изображениями, различные игрушки, наглядный материал и компьютерные презентации по лексическим темам.
Игры и задания: «Составь целое из частей», «Что изменилось?», «Пускаем солнечных зайчиков», «В темноте освещаем предметы фонариком», экспериментирование «Чем ближе источник света, тем его больше и наоборот»,
Слайд 10 фото
1.Тактильное восприятие. Выставляю диких животных леса, тактильные пенёчки, пластиковые цветочки, деревья.
тактильные пенёчки с поверхностью из разнообразных материалов, синельная проволока, массажные коврики для ног, массажные мячики, контейнеры с кинетически песком и различными крупами, декоративными камешками, игрушки из различных материалов и по различным лексическим темам и т.д.;
Провожу следующие речевые игры и упражнения: «Чудесный мешочек», «Узнай предмет по контуру». Игры с тактильными пенёчками: «Найди такой же».
Слайд 11 фото
Выстраивание пирамидки из стаканчиков с одновременным проговариванием слогов. Все игры на развитие тактильного восприятия помогают мне развивать речь ребёнка.
Так, например, массажные коврики для ног я использую для формирования лексического строя речи, наполнения и развития антонимического словаря детей (твёрдый – мягкий, пушистый – гладкий), уточнения значения и правильного использования в речи предлогов (за, около и др.).
Слайд 12 фото
Также развиваю речь во время лепки из теста, пластилина, игр с красками (рисование пальчиками, ладошками) игр с водой, конструирования из синельной проволоки. Играя с детьми в воде, провожу пальчиковую гимнастику “Кораблик”, “Пароход с трубой”, “Рыбка”.
Интересной является и игра с кинетическим песком.
Слайд 13 фото работа с песком
Она развивает не только речь, но и творческое воображение, функции мышления, произвольность, игровую деятельность и навыки взаимодействия, умение договариваться и распределять обязанности, роли. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям. С другой стороны, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов.
Слайд 14 фото
Широко используются в работе разнообразные камешки. Дети выкладывают ритмический рисунок слов с разной слоговой структурой, а также звуковые схемы слов из цветных камней, бусинок.
Слайд 15 фото
Как известно, большая часть коррекционной логопедической работы отводится автоматизации поставленного звука. Здесь ребёнку предлагаю следующие инструкции:
- дотрагиваясь до бусины, придумай и назови слово на данный звук;
- выложи дорожку, картинку… из камешков, 3 слова – 1 камешек.
Слайд 16 фото
И вот готов сенсорный короб для работы по лексической теме: дикие животные леса. Здесь всё можно не только посмотреть, но и потрогать, услышать звуки предметов, поиграть со светом, понюхать, а самое главное – подключить детскую фантазию и создать свою собственную историю или сказку. Для ребёнка – это не занятие, а игра, которая по-настоящему интересует дошкольников, пробуждает в них любознательность, вызывает эмоциональный подъём и активное участие. Логопеду остаётся лишь параллельно решать речевые задачи.
При первом знакомстве с сенсорным коробом, я показываю ребенку, во что и как можно поиграть, обсуждаю с ним разные тактильные ощущения. Обязательно даю ему некоторое время на свободную самостоятельную игру. А затем – предлагаю свои.
Слайд 17 фото
Это следующие речевые игры и упражнения: те, что вы видите на слайде, а также «Решение проблемных задач, связанных со спасением героев», «Драмматизация литературных произведений», «У меня один, а у тебя много», «Что лишнее?», «Назови ласково», «Родственные слова».
Слайд 18 фото Весёлая рыбалка»: скажи правильно, скажи чистоговорку, определи первый(последний) звук в слове, «Определи какие гласные звуки спрятались в слове», «Посчитай, сколько слогов (звуков) в слове» и т.д.
Игры с «Весёлой рыбалкой», «Что из чего?», «Путаница» (на изменение слов в предложении), «Придумай загадку» и др.
«Слайд 19 фото
Игры с перечисленным стимульным материалом по 5 видам восприятия дают ребенку поток разнообразных по силе и направлению ощущений. В итоге происходит стимуляция нервной системы, улучшается сенсорная интеграция. В сочетании с традиционными методами происходит положительная динамика в развитии речи ребенка.
Слайд 20 Диаграмма
На слайде вы видите сравнительные данные динамики развития речевых процессов за 2 года: 1 год – работа традиционными методами и 2й год – в сочетании с элементами сенсорной интеграции. Так процент детей с высоким уровнем в 2016 стал выше на 6 процентов, со средним уровнем на 5 %, а с низким – снизился на 7 %.
высокий | средний | низкий | |
2015 | 8 | 25 | -33 |
2016 | 14 | 30 | -40 |
В результате применения в моей работе элементов сенсорной интеграции у детей с ТНР:
Повысилась мотивация к речевому общению.
Обогатился словарь.
Быстрее происходило формирование артикуляционных навыков.
Уменьшились нарушения слоговой структуры слов.
Улучшилась лексическо-грамматическая сторона речи.
Дети стали легче выстраивать диалоги.
Развилась связная речь, дети охотнее проявляют речетворчество.
Дети успешней выполняют задания по мелкой моторике.
Дети стали эмоционально более спокойны и внимательны.
Слайд 21 спасибо за внимание
- Я очень надеюсь, что мой опыт работы будет вам полезен. Хочу поблагодарить вас за внимание.
Список литературы.
1. Айрес Э. Джин «Ребенок и сенсорная интеграция» понимание скрытых проблем ребёнка с практическими рекомендациями для специалистов и родителей. М.: «Теревинф», 2019 – 272с.
2. Венгер Л. А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. сада /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; Под ред. Л. А. Венгера. М.: Просвещение, 1988. -144 с: ил.
3. Кислинг, Улла.Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие / Улла Кислинг; под ред. Е.В. Клочковой; [пер. с нем. К.А. Шарр]. - М.: Теревинф, 2010. - 240 с.
4. Крановиц Кэрол Сток «Разбалансированный ребенок» Редактор, 2012. – 396с.
5. Лынская М.И. Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика. Методическое пособие. — М.: Парадигма, 2016. — 28 с.
http://vombatik.ru/blog/sensorybox.html Сенсорные коробки: что это такое и как их можно соорудить?Вомбатик.ру Магазин детских товаров.Творческое развитие ребенка на Ноябрь 23, 2016 .
https://vk.com/kinderquest
Сайт в контакте KinderQuest | Активация речи Сенсорная интеграция и развитие речи с Марианной Лынской
https://sensoricinru.wordpress.com/2013/Сенсорная интеграция и мы. Ассоциация специалистов сенсорной интеграции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игровых упражнений и игр с детьми дошкольного возраста с тяжёлым нарушением речи, как профилактика дисграфии и дислексии.
Система работы по профилактике дисграфии и дислексии...
Деятельность музыкального руководителя с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи.
Статья представляет собой рассмотрение специфических особенностей работы с детьми, у которых выялены тяжёлые нарушения речи...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ...
Использование методов сенсорной интеграции в работе с детьми раннего возраста в доме ребенка.
В ГБУЗ «ТОСДР» проживают и воспитываются дети, имеющие в своем анамнезе различного рода нарушения, в том числе и восприятия. Таким малышам сложно обрабатывать поступающую информацию ...
ОПЫТ ОСВОЕНИЯ И ВНЕДРЕНИЯ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ.
Далее в данной статье будут описаны применяемые мною в ходе коррекционных занятий с воспитанниками ДОУ с ОВЗ, сенсорно – интегративные методы, приемы, используемое оборудование, примерные виды а...
Использование приемов сенсорной интеграции в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР).
Сенсорная интеграция необходима для движения, говорения и игры. Это фундамент более сложной интеграции, сопровождающей чтение, письмо и адекватное поведение.Цель метода сенсорной интеграции - научить ...
Использование массажёров су-джок в работе с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи
Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, при этом развитие пальцевой моторики создаёт максимально-комфортные условия для последую...