Статья: "Использование приемов сенсорной интеграции в работе с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья"
статья по окружающему миру (старшая группа)
Сенсорное развитие ребенка - это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и пр. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание - сенсорные способности составляют фундамент умственного развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_sensornye_integratsii.docx | 19.03 КБ |
Предварительный просмотр:
В своей работе я опираюсь на нормативные документы, в которых сформулированы требования, относящиеся к дошкольному образованию. Федеральный государственный образовательный стандарт ДО призывает к обеспечению равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства, а также создание благоприятных условий для развития детей, учитывая совокупность особенностей каждого ребёнка и уважение к личности .
Контингент воспитанников нашего доу, это дети с тяжелыми нарушениями речи. Как показывает практика в большинстве случаев речевые нарушения идут с сопутствующими патологиями.
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста с нарушением речи отличается качественным своеобразием. У детей зрение и слух физиологически сохранны, однако процесс восприятия, который является компонентом сенсорного развития, несколько затруднен — снижен его темп, сужен объем, недостаточна точность восприятия.
Для получения более качественных результатов в достижении сенсорного развития воспитанников, мною была поставлена цель и сформулированы задачи, реализация которых способствовала гармоничному развитию дошкольников.
Проанализировав поведенческие особенности детей, я пришла к следующему выводу. Все дети с дисфункцией сенсорной интеграцией имеют определенные симптомы нарушений.
Для решения проблемы тактильной дисфункции у воспитанников я использую следующие игры и упражнения: игры с сыпучими материалами, с кинетическим песком, тестом, пластилином, пальчиковые краски, тактильные и массажные дорожки для ног, тактильное лото, мячики из различных материалов и с различной поверхностью.
Для корректировки вестибулярной дисфункции я применяю такие упражнения: катание с горки, качание на качели, прыжки на одной, двух ногах, игры с (фитболом), ходьба по ленте, канату; прыжки на скакалке, метание в цель. В этом году в нашей группе появилась доска Бильгоу. Воспитанники с большим интересом выполняют различные задания, стоя на балансировочной поверхности, что тоже способствует корректировке вестибулярной дисфункции.
Для снижения проприоцептивной дисфункции я акцентирую внимание на перекрестной ходьбе, стоянии на одной ноге. В данном вопросе помогают задания, в которых надо карабкаться, пролезать по предмету или сквозь него, залезать на препятствия, пролезать в туннели, копировать движения пальцами рук.
«Колечко» Указательный и большой пальцы соединяются. Средний, безымянный, мизинец вытянуты вперед. После того когда будет сложено последнее колечко с мизинцем необходимо будет повторить и в обратном порядке. Упражнение выполняется одной рукой, потом можно усложнить и выполнить двумя руками одновременно.
Круглые колечки – звенья для цепочки,
Маме мы подарим – радоваться станем.
Упражнение «Петух – курица – гусь»
Петушок зерно клюет,
Курица к нему идет,
А гусак стоит, гогочет,
Тоже зерен клюнуть хочет.
Применение кинезиологических упражнений помогает активизации мыслительной деятельности: позволяет улучшить у воспитанников память, внимание, речь, мелкую среднюю и крупную моторику, снизить утомляемость, а также усилить способность к произвольному контролю.
Зрительная дисфункция для решения этой проблемы предлагаю детям для рассматривания книжки, карточки, картинки, использую разноцветные лампы, свечи, подсветку.
Коррекция слухового восприятия я предлагаю для прослушивания различные звуки, которые воспитанники могут слышать. Например, звуки разных музыкальных инструментов, животных и птиц, звуки моря, леса, ветра, звуки различных машин и бытовой техники. Обязательно сопровождаю объяснением, когда музыка звучит громко, когда тихо.
Использую игры на формирование слухового восприятия «Тихо - громко», «Шумящие коробочки», «Угадай, чей голосок».
Для снижения Обонятельной дисфункции формирую умения детей распознавать различные запахи. Например, делаю мешочки, наполненные различными материалами с ярко выраженными ароматами. Очень нравится моим воспитанникам игра «Лото запахов». В данном случае необходимо провести предварительную работу с родителями, уточнив наличие либо отсутствие аллергических реакций у детей.
Вкусовая дисфункция для решения этой проблемы пробую давать воспитанникам еду с разными вкусами и разной консистенции.
Использую игры «Угадай на вкус», «Найди солёное, кислое, сладкое, горькое».
В процессе знакомства ребенка с новыми вкусами и запахами, я столкнулась с некоторыми препятствиями в виде неприятия детей к отдельным категориям ароматов и вкусов. Чтобы избежать неприятных ощущений я не настаивала, действовала очень постепенно и терпеливо.
Таким образом, результатом проведенной мною коррекционно-развивающей работы стало:
улучшение чувствительности к тактильным, зрительным, вкусовым, слуховым стимулам; нормализация двигательной координации;
повышение концентрации внимания. А так же улучшилась способность к обучению и коммуникации; стабилизировался эмоциональный фон.
Вышеизложенное мной, доказывает, что использование технологии сенсорной интеграции в комплексе с традиционными методами коррекционного воздействия способствует всестороннему и гармоничному развитию детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованные игры-представления в системе коррекционно-воспитательной работы с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья
В материалах выступления на районном методическом объединении музыкальных руководителей представлен опыт работы по развитию дошкольников в театрализованной деятельности....
Создание условий для организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья, как подготовка к школе
У детей с нарушением опорно-двигательного аппарата есть ограничения в двигательной сфере, а также наблюдается отставание в развитии двигательной сферы, замедленность...
«Инновационная образовательная практика использования фольклора в работе с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья».
Разработка позволяет понять как можно использовать фольклор в работе с дошкольниками с ОВЗ...
«Особенности работы с дошкольниками, имеющими ограниченные возможности здоровья»
Цель: повышение эффективности в работе воспитателя по формированию речевых навыков и умений детей с общим недоразвитием речи.Задачи воспитателя :- закрепление у детей речевых навыков на индивиду...
Статья на тему: "Эффективность применения элементов сенсорно-интегративной технологии в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья"
Чувственное познание внешнего мира - важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка для его развития. Познание окружающего мира начинается с ощущений и восприят...
«Особенности работы с дошкольниками, имеющими ограниченные возможности здоровья»
Цель: повышение эффективности в работе воспитателя по формированию речевых навыков и умений детей с общим недоразвитием речи.Задачи воспитателя :- закрепление у детей речевых навыков на индивиду...
Применение ИКТ в образовательном процессе в работе с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья.
Рекомендации при работе с ИКТ с детьми с ОВЗ....