Профессиональное выгорание педагогов ДОУ
консультация
Профессиональное выгорание - это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе, включающая в себя психофизиологические и поведенческие компоненты. «Выгорание» может характеризоваться эмоциональным, физическим и когнитивным истощением и проявляться следующими симптомами: ухудшением чувства юмора, учащением жалоб на здоровье, изменением продуктивности работы, снижением самооценки и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
professionalnoe_vygoranie_pedagoga.docx | 29.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Практическое занятие «Профессиональное выгорание педагога и его профилактика».
1 – Понятие «Профессиональное выгорание».
Профессиональное выгорание - это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе, включающая в себя психофизиологические и поведенческие компоненты» (Гринберг Д., 2002). По мнению Д. Гринберга, «выгорание» может характеризоваться эмоциональным, физическим и когнитивным истощением и проявляться следующими симптомами: ухудшением чувства юмора, учащением жалоб на здоровье, изменением продуктивности работы, снижением самооценки и др.
Любая профессия, связанная с общением с людьми, требует особых навыков взаимодействия и сопряжена с необходимостью контролировать собственные слова и поступки. В связи с этим подобная работа требует особых усилий и вызывает эмоциональное перенапряжение. Профессии педагога и психолога являются еще более сложными, поскольку и тот и другой в процессе работы взаимодействуют и с детьми, и с родителями, и с коллегами. Причем иногда общение со всеми этими категориями людей происходит одномоментно, и специалист испытывает на себе троекратное перекрестное воздействие со стороны. Даже если конкретная встреча, разговор, мероприятие заканчивается, казалось бы, болезненно, с положительным результатом, через какое-то время «копилка» эмоций специалиста окажется переполненной и любое взаимодействие в системе «человек—человек» будет восприниматься им как нежелательное и травмирующее. Синдром профессионального выгорания - не медицинский диагноз, и вовсе не означает, что такое состояние присуще каждому человеку на определенном этапе его жизни, карьеры. Однако можно назвать ряд специальностей, обладатели которых в большей степени, чем другие, подвержены риску профессионального «выгорания», поскольку используют в работе с людьми ресурсы своей психики.
Профессии педагога и психолога относятся именно к этой категории. В.В. Макаров, анализируя профессиональную деятельность психотерапевта, отмечает, что формированию данного синдрома способствуют как личностные особенности индивида (интровертированность, повышенный уровень тревожности, эмпатичности, чувствительности), так и его профессиональная подготовленность (владение техниками и приемами), и организация труда (условия работы).
Современное общество предъявляет высокие требования к системе образования. Педагоги, стремясь соответствовать этим требованиям, вынуждены беспрестанно повышать уровень профессиональной компетентности, что, в свою очередь, уже ведет к физическим и интеллектуальным перегрузкам. Напряженные ситуации на работе (трудности взаимодействия с учениками на уроке, нарушения дисциплины учащимися, конфликтные ситуации с родителями, администрацией, сотрудниками) приводят к истощению эмоциональных ресурсов педагога. Исследования Н.А. Аминовой, Федоренко Л.Г. доказали, что через 20 лет у подавляющего числа педагогов наступает эмоциональное «сгорание», а к 40 годам «сгорают» все педагоги. Кроме того, даже у начинающих педагогов показатель степени социальной адаптации оказался ниже, чем у пациентов с неврозами, что в поведении проявляется в несдержанности, грубости, неуверенности, тревожности. Так, низкий уровень оплаты труда вынуждает многих в детском саду работать в две смены, а зачастую брать дополнительную работу, связанную с репетиторством или уходом за детьми. Ко всему этому представители данных профессий часто не испытывают удовлетворения от своей деятельности: им кажется, что несмотря на все усилия дети, с которыми они работают, недостаточно хорошо владеют необходимым материалом. Конечно, неудовлетворенность работой может быть вызвана низкой оплатой труда, однако, по мнению Д. Гринберга, высокая оплата и хорошие условия труда еще не являются гарантом удовлетворенности работой, поскольку существуют еще и мотивационные факторы. К ним относятся степень сложности заданий, объем работы, которая будет положительно оценена по окончании, и др. Перегрузки на работе не могут не сказаться и на личной жизни специалистов, а ведь среди педагогов и психологов в образовании подавляющее большинство - женщины. Воспитание собственных детей порой уходит на задний план, что является причиной формирования чувства вины, собственной некомпетентности в вопросах воспитания, апатии или, напротив, раздражения и агрессии, направленной на себя либо на окружающих. Таким образом, следствием профессионального выгорания могут стать проблемы в семье, нарушение взаимоотношений с родными и в первую очередь — с детьми.
Профессиональное выгорание педагога, его эмоциональное опустошение не может не сказаться и на его деятельности в детском саду, поскольку атмосфера равнодушия и напряжения, привнесенная воспитателем, негативно влияет на детей, их мотивацию к обучению и отношение к педагогу.
Д. Гринберг приводит советы эксперта, которые помогут педагогу справиться с состоянием эмоционального опустошения, вернуться к эффективному взаимодействию с окружающими.
2 - Способы профилактической работы.
1. Составить список реальных и абстрактных причин, побуждающих вас работать. Определить мотивацию, ценность и значение работы.
2. Перечислить то, чем вам нравится заниматься, в убывающей последовательности. Вспомнить, когда вы занимались этим в последний раз.
3. Регулярно встречаться с друзьями и сотрудниками — это ваша «группа поддержки».
4. Начать заботиться о физическом здоровье: делать зарядку, правильно питаться, бороться с вредными привычками.
5. Начать заботиться о психическом здоровье: использовать тренинги релаксации, ведения переговоров, ассертивности и др.
6. Делать каждый день что-либо легкомысленное: кататься на скамейке, прыгать через скакалку, пускать мыльные пузыри.
Специалисты обращают особое внимание на необходимость проведения профилактической работы. Поскольку синдром выгорания зачастую возникает вследствие появления стрессовых состояний, педагогов необходимо обучать навыкам от реагирования негативных эмоций (гнева, раздражения и др.), умения справляться с критикой. Для этого рекомендуется делать специальные упражнения по саморегуляции. По мнению Л.Г. Федоренко, педагогу чтобы не оказывать пагубного влияния на тех, с кем он общается (прежде всего на детей и их родителей), следует разобраться с собой, со своими эмоциональными проблемами, найти выход из стрессовой ситуации, то есть начать с себя.
3 – Рекомендации для профилактики стрессовых состояний.
1. Увеличьте на полчаса свой обеденный перерыв (естественно, с разрешения начальника).
2. Сделайте себе небольшой подарок (букет цветов, билет в театр или на спортивное соревнование, поужинайте в ресторане).
3. Разрешите себе побыть некоторое время в одиночестве.
4. Найдите время с удовольствием заняться своим любимым делом.
5. Позвольте себе полдня провести за "ничегонеделанием".
6. Займитесь тем, чем вы давно уже хотели заняться, но на что никогда не хватало времени.
7. В выходной позвольте себе подольше поспать.
8. Похвастайтесь перед другом или родственниками своими достижениями.
9. Потратьте некоторую сумму из своих сбережений и купите себе какую-нибудь безделушку.
Специалисты рекомендуют для снятия эмоционального напряжения стремиться к снижению мышечного напряжения. Так, Г.С. Беляев, В.С. Лобзин, И.А. Копылова отмечают, что мышечная деятельность связана с эмоциональной сферой и мышечное напряжение является внешним проявлением неприятных эмоций (страха, гнева и др.). Соответственно, расслабление мышц - это внешний показатель положительных эмоций, состояния общего покоя, уравновешенности, удовлетворенности.
4 - Расслабление мышц (релаксация).
Имеет двоякое физиологическое значение, так как является как самостоятельным фактором снижения эмоциональной напряженности, так и вспомогательным фактором подготовки условий для переходного состояния от бодрствования ко сну. Авторы считают, что подобные упражнения помогают тренировать подвижность основных нервных процессов, и особенно полезны нерешительным, тревожно-мнительным, склонным к длительным переживаниям людям. Для того чтобы перейти в состояние физического и душевного покоя, достаточно регулярно выполнять упражнения для кистей рук и мышц лица (маски релаксации). Надо отметить, что такие упражнения не отнимают много времени и, как правило, нравятся педагогам, поэтому мы рекомендуем освоить некоторые из них.
Чтобы релаксационные упражнения были более эффективными, следует выполнять три основных правила:
1. Перед тем как почувствовать расслабление, необходимо напрячь мышцы.
2. Напряжение следует выполнять плавно, постепенно, а расслабление - быстро, чтобы лучше почувствовать контраст.
3. Напряжение следует осуществлять на вдохе, а расслабление - на выдохе.
Таким образом, алгоритм релаксации мышц может быть следующим: вдох - медленное напряжение мышц; небольшая задержка дыхания - максимальный уровень напряжения; выдох - расслабление мышцы или группы мышц.
Маски релаксации для мышц лица.
1. Маска удивления. И.П: сидя, стоя, лежа. С медленным вдохом постепенно поднять брови так высоко, как это только возможно. На высоте вдоха задержать на секунду дыхание и опустить с выдохом брови.
2. Маска гнева. И.П: сидя, стоя, лежа. С медленным вдохом постепенно нахмурить брови, стремясь сблизить их как можно более сильно. Задержать дыхание не более чем на секунду, с выдохом опустить брови.
3. Маска поцелуя. И.П: стоя, сидя, лежа. Одновременно со вдохом постепенно сжимать губы ("куриная гузка" или амбушюр трубочкой). Довести это усилие до предела. Зафиксировать усилие, на секунду задержать дыхание, со свободным выдохом расслабить круговую мышцу рта.
4. Маска смеха. И.П: стоя или сидя. Попеременно сжимать и разжимать зубы, сжимать постепенно, разжимать резко, давая нижней челюсти чуть отвалиться. Чередовать вдохи и выдохи соответственно движениям жевательных мышц. Можно выполнять упражнение с жевательной резинкой. И.П.: стоя, сидя или лежа. Чуть прищурить глаза, со вдохом слегка сжать губы и поднять углы рта - маска смеха, с выдохом - расслабить напряженные мышцы.
5. Маска недовольства. И.П.: стоя, сидя, лежа. С вдохом - энергично, но постепенно сжать губы, поджать мышцы подбородка и опустить углы рта - с выдохом - расслабить мышцы лица.
Упражнение для круговых мышц глаз.
И.П: голова на подушке или на спинке кресла. Сидя или лежа, с медленным вдохом мягко опускать веки, постепенно наращивать напряжение главным образом за счет круговых движений глаз. Прикрыв веками глаза, начать их жмурить как можно сильнее. После максимального зажмуривания - секундная задержка дыхания, после чего со свободным выдохом опустить веки. И. П: сидя или стоя. Приложить язык к корням верхних зубов (в положении звука "т", "д"). Постепенно, одновременно со вдохом, упираться кончиком в верхние зубы. Затем краткая задержка дыхания. Одновременно зафиксировать напряжение. Свободный выдох через рот.
При таком выдохе расслабленный язык станет немного вибрировать. Каждое упражнение выполняется по нескольку раз.
5 - Рецепты для позитивного решения проблем.
Для снятия нервно-мышечного напряжения, кроме использования упражнений на релаксацию желательно учитывать следующие рекомендации:
1. Даже в самой ужасной ситуации можно найти положительные моменты.
2. Пользуйтесь правилом Скарлетт О'Хара: "Я не стану волноваться сегодня. Я буду волноваться по этому поводу завтра".
3. Постарайтесь с сегодняшнего дня любить себя чуть больше, чем раньше.
4. Даже в самом плохом расположении духа постарайтесь устроить себе маленький праздник, и душевная разрядка наверняка наступит.
5. Не впадайте в неподвижность, если попали в беду: не сидите у окна, двигайтесь, рассказывайте окружающим о случившемся. В одиночку победить стресс трудно!
6. Алкоголь - не лучший способ расслабиться. Он лишь на время помогает избавиться от мрачных мыслей.
Кроме того, каждый из нас может найти собственные рецепты, которые будут подходить только ему и никому больше. Наверное, стоит положиться на интуицию, попробовать поэкспериментировать и изобрести такое "лекарство". Конечно, оно тоже не будет идеальным и универсальным, но даже если оно поможет хоть несколько раз, это сделает каждого из нас немного счастливее.
6 - Тест на оценку стрессоустойчивости.
Был разработан ученым -психологом Медицинского центра Университета Бостона. Необходимо ответить на вопросы, исходя из того, насколько часто эти утверждения верны для Вас. Отвечать следует на все пункты, даже если данное утверждение к Вам вообще не относится.
Предлагаются следующие ответы с соответственным количеством очков: почти всегда - 1; часто - 2; иногда - 3; почти никогда - 4; никогда - 5
Подвержены ли Вы стрессу?
Вы едите, по крайней мере, одно горячее блюдо в день. Вы спите 7-8 часов, по крайней мере, четыре раза в неделю. Вы постоянно чувствуете любовь других и отдаете свою любовь взамен.
В пределах 50 километров у Вас есть хотя бы один человек, на которого Вы можете положиться.
Вы упражняетесь до пота хотя бы два раза в неделю.
Вы выкуриваете меньше половины пачки сигарет в день.
За неделю Вы потребляете не больше пяти рюмок алкогольных напитков.
Ваш вес соответствует Вашему росту.
Ваш доход полностью удовлетворяет Ваши основные потребности.
Вас поддерживает Ваша вера.
Вы регулярно занимаетесь клубной или общественной деятельностью.
У Вас много друзей и знакомых.
У Вас есть один или два друга, которым Вы полностью доверяете.
Вы здоровы.
Вы можете, открыто заявить о своих чувствах, когда Вы злы или обеспокоены чем-либо.
Вы регулярно обсуждаете с людьми, с которыми живете, Ваши домашние проблемы.
Вы делаете что-то только ради шутки хотя бы раз в неделю.
Вы можете организовать Ваше время эффективно.
За день Вы потребляете не более трех чашек кофе, чая или других содержащих кофеин напитков.
У Вас есть немного времени для себя в течение каждого дня.
Теперь сложите результаты Ваших ответов и из полученного числа отнимите 20 очков.
Если Вы набрали меньше 10 очков, то Вас можно обрадовать, в случае если Вы отвечали еще и честно, - у Вас прекрасная устойчивость к стрессовым ситуациям и воздействию стресса на организм, Вам не о чем беспокоиться.
Если Ваше итоговое число превысило 30 очков, стрессовые ситуации оказывают немалое влияние на Вашу жизнь и Вы им не очень сильно сопротивляетесь.
Если Вы набрали более 50 очков, Вам следует серьезно задуматься о Вашей жизни - не пора ли ее изменить. Вы очень уязвимы для стресса. Взгляните еще раз на утверждения теста. Если Ваш ответ на какое-либо утверждение получил 3 очка и выше, постарайтесь изменить свое поведение, соответствующее данному пункту и Ваша уязвимость к стрессу снизится.
Например, если Ваша оценка за 19 пункт - 4, попробуйте пить хотя бы на одну чашку кофе в день меньше, чем обычно.
Начните присматриваться к себе внимательнее сейчас, а не тогда, когда уже будет поздно.
Психологический практикум на развитие эмоциональной устойчивости и способов преодоления трудных ситуаций
Цель: Профилактика психического здоровья педагогов и обучение способам снятия психоэмоционального напряжения, усталости.
«Нетрадиционное приветствие»
Цели: выработка свободного, раскованного общения; сплочение группы. Психолог предлагает отойти от стереотипов и поприветствовать друг друга в нетрадиционной форме. Например, можно поздороваться тыльной стороной ладони, стопами ног, коленями, лбами и т.д. Далее педагоги придумывают свои варианты приветствий.
«Комплимент»
Цели: снятие напряжения; развитие позитивного восприятия себя и других.
Участники практикума садятся в круг. Каждый из них должен сделать комплимент партнеру: какая черта характера, привычка того ему нравится. Тот, кому сделан комплимент, должен поблагодарить и сказать: «Я знаю, что я…(повторить комплимент, сделанный ему), но, кроме того, я еще умею (добавить к сказанному что-то хорошее о себе)».
«Передача эмоций»
Цели: выплеск отрицательных эмоций; умение устанавливать контакт с собеседником.
Участники практикума передают по кругу накопившиеся отрицательные эмоции: первый участник «выплескивает» весь негативный запас переживаний на соседа с максимумом темперамента; тот же, никак не ответив, «вымещает зло» на другом (как это обычно бывает в коллективе) и т.д. по кругу.
Затем первый участник, чувствуя, что был «не прав», пытается «оправдаться» приветливыми фразами, делится своим хорошим настроением с соседом, который, получив заряд положительных эмоций, передает их дальше.
После проводится обсуждение по следующим моментам:
- какие эмоции было легче передать, какие труднее и почему?
- какие слова способствуют быстрому установлению контакта с собеседником?
Научившись распознавать свои эмоции и оценивать их силу, мы можем научиться управлять ими. Как приручить свои эмоции?
«Способы избавления от отрицательных эмоций»
- смочить холодной водой лоб, виски, артерии на руках;
- набрать в стакан воды и медленно, сосредоточенно ее выпить, концентрируясь на своих ощущениях;
- провести дыхательное упражнение: 3-4 коротких выдоха подряд, потом столько же коротких вдохов (заменяет смех, если вам не хочется смеяться);
- посчитать зубы, дотрагиваясь до них языком с внутренней стороны;
- слегка помассировать кончик мизинца;
- делая вдох, спокойно, не торопясь, сжать с усилием пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем; затем, ослабляя сжатие, сделать выдох (повторить 5 раз); далее попробуйте выполнить упражнение с закрытыми глазами – это удвоит эффект;
- применить формулы само убеждения ( «сегодня я не обращаю внимания на пустяки», «я совершенно спокойна», «я раскована», «мое тело легкое», «я уверенна в себе!» самовнушения («я хочу…», «я могу…», «я буду…»).
- Кроме того, существуют очень простые способы, позволяющие снять отрицательные эмоции, которые каждый может опробовать на собственном опыте:
- спортивные занятия (полную разгрузку дают занятия каким-либо видом спорта);
- физический труд (стирка белья, мытье посуды, уборка квартиры и т.д.);
- отдых на природе (прогулка по лесу, созерцание течения реки или спокойной глади озера, лесные звуки и запахи способны вернуть душевное равновесие и работоспособность даже в самых трудных ситуациях);
- созерцание огня (говорят, что человек бесконечно долго может смотреть на три стихии: огонь, бегущую воду и плывущие по небу облака);
- контрастный душ (заставляет мышцы попеременно напрягаться и расслабляться, а мышечное расслабление, как известно, хороший способ для снятия психического напряжения);
- проекция негативных эмоций на посторонние предметы (можно выразить свой гнев, скомкав или порвав в мелкие клочья газету, поколотив подушку (боксерскую «грушу») или выжав полотенце, даже если оно совершенно сухое; большая часть энергии гнева копится в мышцах плеч, в верхней части рук и пальцах);
- танцы под музыку (причем как спокойную, так и ритмичную);
- крики (то громко, то тихо, можно громко спеть любимую песню);
- высказывания (озвучить свои эмоции в кругу друзей, которые поймут и посочувствуют);
- смех и плач – отличные средства защиты нашего мозга от психических перегрузок (смех является своеобразной защитой нервной системы; его можно рассматривать как серию коротких выдохов, которые дробят опасный поток импульсов).
«Подарок»
Цель: развитие доброжелательного отношения к партнеру, эмпатии.
Участники дарят друг другу подарок, но не реальный, а гипотетический. Самое главное – преподнести его от всей души и, исходя из личных особенностей каждого участника, его увлечений и привязанностей. После этого собеседник должен выразить свое отношение к подарку: если понравился, то чем, если нет, то что бы хотел получить именно от этого человека.
Способы релаксации (Упражнения выполняются под спокойную музыку)
«Пресс»
Цель: нейтрализация и подавление отрицательных эмоций (гнева, раздражения), повышенной тревожности.
Представьте, что у вас в груди находится мощный пресс который движется сверху вниз, подавляя отрицательные эмоции и внутреннее напряжение. Важно добиться отчетливого ощущения физической тяжести пресса. Упражнение можно повторить несколько раз.
«Внутренний луч»
Цель: снятие напряжения, расслабление.
Представьте, что внутри вашей головы, в верхней ее части, возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз, освещая лицо, шею, плечи, руки теплым, ровным светом. По мере движения луча разглаживаются морщины, исчезает напряжение в области затылка и глаз, расправляется складка на лбу, расслабляются мышцы в нижней части лица, плеч, шеи, груди. Внутренний луч как бы формирует новый образ спокойного, освобожденного человека, удовлетворенного собой, своей жизнью, профессией, окружающими людьми.
«Руки».
Цель: снятие усталости, установление психического равновесия.
Вытяните ноги, опустите расслабленные руки вниз. Постарайтесь представить себе, что энергия усталости вытекает из кистей рук на землю: вот она струиться от головы к плечам, перетекает по предплечьям, достигает локтей, устремляется к кистям и через кончики пальцев просачивается вниз, в землю. Вы отчетливо физически ощущаете теплую тяжесть, скользящую по вашим рукам. Посидите так 1-2 минуты, а затем слегка потрясите кистями рук, окончательно избавляясь от своей усталости.
«Бодрость за одну минуту»
Цель: восстановить бодрость, снять усталость за небольшой промежуток времени.
Существуют определенные способы мышечной релаксации. Упражнения выполняются в строгой последовательности.
- Быстро потрите друг о друга пальцы рук (5сек.)
- Быстро потрите теплыми пальцами щеки движениями вверх-вниз (5 сек.)
- Часто постучите пальчиками по макушке головы (5 сек.)
- Сожмите расслабленную руку в кулак; энергично поглаживайте им внутреннюю и внешнюю стороны предплечья (3раза).
- Осторожно надавите на щитовидную железу (ниже кадыка) большим и указательным пальцами (3 раза).
- Найдите на шее пульсацию сонной артерии, осторожно нажмите на нее, сосчитайте до пяти. Затем освободите и дышите глубоко; снова нажмите, но уже с другой стороны.
- Большим пальцем нащупайте впадинку у основания черепа (в месте соединения головы с позвоночником), нажмите, сосчитав до трех, отпустите (3раза).
- Массаж рефлекторных зон ног:
- сожмите руками кончик большого пальца ноги, затем подушечку большого пальца; если заметите болезненную точку, разотрите ее до исчезновения боли;
- плотно захватите большим и указательным пальцами руки ахиллесово сухожилие, сдавите, отпустите (по 3 раза на каждой ноге);
- быстро потрите верх ступни рукой или пяткой другой ноги.
9. Раскрытой ладонью похлопайте ногу спереди, сбоку и сзади от ступни до паха (если нет варикозного расширения вен).
В результате по телу разольется приятная теплота, в тонус придут все основные системы организма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг "Свои и чужие" по профилактике профессионального выгорания педагогов. Личностный рост педагогов и механизмы защиты от профессионального выгорания
Тренинг по профилактике профессионального выгорания педагогов...
Тренинг "Попробуй сделать шаг - получится" по профилактике профессионального выгорания педагогов. Личностный рост педагогов и механизмы защиты от профессионального выгорания
Тренинг по профилактике профессионального выгорания педагогов...
Тренинг "Давайте познакомимся" по профилактике профессионального выгорания педагогов. Личностный рост педагогов и механизмы защиты от профессионального выгорания
Тренинг по профилактике профессионального выгорания...
Тренинг "Путешествие" по профилактике профессионального выгорания педагогов. Личностный рост педагогов и механизмы защиты от профессионального выгорания
Тренинг по пофилактике профессионального выгорания...
Тренинг "Прошлое. Настоящее. Будущее" по профилактике профессионального выгорания педагогов. Личностный рост педагогов и механизмы защиты от профессионального выгорания.
Тренинг по профилактике профессионального выгорания педагогов...
Тренинг "Уникальность" по профилактике профессионального выгорания педагогов. Личностный рост педагогов и механизмы защиты от профессионального выгорания
Тренинг по профилактике профессионального выгорания...
Тренинг "Все в твоих руках" по профилактике профессионального выгорания педагогов. Личностный рост педагогов и механизмы защиты от профессионального выгорания
Тренинг по профилактике профессионального вагорания...