Тренинг "Попробуй сделать шаг - получится" по профилактике профессионального выгорания педагогов. Личностный рост педагогов и механизмы защиты от профессионального выгорания
методическая разработка
Тренинг по профилактике профессионального выгорания педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_po_profilaktike_professionalnogo_vygoraniya_pedagogov_5.docx | 30.33 КБ |
Предварительный просмотр:
ТРЕНИНГ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ
«Попробуй сделать шаг – получится»
«Личностный рост педагогов и механизмы защиты их
от профессионального выгорания»
Профилактика профессионального выгорания требует актуализации индивидуальных, личностных и профессиональных ресурсов педагогов.
Цель:
- создание условий для личностного роста педагогов,
- актуализации их личностных и профессиональных ресурсов,
- укрепления личностного и профессионального иммунитета.
Задачи:
- принятие себя, своих достоинств и недостатков, осознание собственной ценности и уникальности;
- использование стрессовых ситуаций как возможности для приобретения личного опыта, возможности личностного роста;
- овладение технологией постановки и достижения желаемых целей;
- расширение собственного сознания, выход за пределы стереотипных установок;
- развитие педагогической рефлексии;
- овладение эффективными способами эмоционального и смыслового отреагирования и снятия психоэмоционального напряжения.
Структура тренингового занятия
Элемент тренинга | Цели, комментарии |
Блок 1 Ритуал приветствия | Самопрезентация, знакомство с правилами, сплочение, создание атмосферы группового доверия и принятия |
Блок 2 Разминка-воздействие на эмоциональное состояние, уровень активности | Выполняет функцию настройки на продуктивную индивидуальную и групповую деятельность. Упражнения на разогрев группы выбираются с учетом динамики развития группы |
Блок 3 Основное содержание занятия, совокупность психотехнических упражнений, приемов, направленных на решение задач данного занятия | Приоритет отдается многофункциональным техникам, направленным на актуализацию личностных, профессиональных ресурсов, динамику развития группы. Каждое упражнение заканчивается эмоциональным отреагированием и обсуждением. Важным моментом является акцент на то, Что мешало выполнять задание? Что помогало? Какой опыт получила? |
Блок 4 Рефлексия занятия - получение обратной связи | Получение обратной связи: во-первых, эмоциональной, во-вторых, смысловой (Что есть сегодняшний день для меня? Чему я научилась?) |
Ритуал прощания | Закрепление чувства группового доверия и сплочения. Поддержание атмосферы успешности. |
Тренинг
«Попробуй сделать шаг – получится»
Блок 1.
- Упражнение «Золотое правило» с добавлением новых версий, предложенных ведущим тренером.
Цель: Повторение базовых правил групповой работы в новой интерпретации.
- Упражнение «Настроение»
Цель: развитие эмпатиии, групповой сплоченности, эмоциональный разогрев группы и подготовка к групповой работе.
Инструкция:
Ведущий называет свое имя и предлагает участникам тренинга по очереди принять такую позу, которая отражает его настроение в настоящий момент. Вся группа по сигналу повторяет эту позу. Затем изображает своё настроение следующий участник и т. д.
Блок 2.
2.1. Упражнение «Восточные стихи»
Цель: Развивать умение пользоваться собственными ресурсам, погружаясь в мир творчества, осознавать индивидуальность собственную и другого человека, расширение собственного сознания, разрушение сложившихся стереотипов и страхов.
Проведение:
Ведущий тренер объясняет принцип, по которому складываются восточные стихи, и предлагает участникам побыть в роли поэта.
Можно сочинять индивидуально, а затем зачитывать свои стихи, а можно сочинять всей группой вместе.
Правила восточного стихосложения:
Первая строка - главное слово существительное,
Вторая строка - прилагательное + прилагательное,
Третья строка - глагол + глагол + глагол,
Четвертая строка: фраза, выражающая отношение к вышесказанному,
Пятая строка - существительное, обобщающее всю вышесказанную информацию
Например:
Кофе!
Вкусный, изысканный,
Размолот, сварен, выпит.
Блаженно чувство удовольствия!
Чудо!
2.2. Обсуждение и презентация по кругу
Цель: эмоциональное и смысловое отреагирование, снятие психоэмоционального напряжения, осознание тех внешних и внутренних характеристик, которые мешали и которые помогали в работе, поиск и использование собственных ресурсов при решении нестандартных заданий.
Блок 3.
3.1. Упражнение «Маски»
Цель: развитие навыков адекватного отреагирования собственных эмоциональных состояний на разные жизненные ситуации, определение стратегических моделей эффективного взаимодействия, осознание участниками своих целей и ценностей, определение структуры эмоциональных состояний группы.
Инструкция:
Ведущий тренер погружает группу в моделируемую ситуацию. «Эмблема театра – маска. В Древней Греции в театре актеры использовали маски. А в Японии на представление маски приносили зрители.
Если им хотелось заплакать, они подносили к лицу трагическую маску, а если смеяться – комическую». Мы, исполняя роли, тоже одеваем маски. Маска учителя, врача и т. д. Весёлая маска, маска неудачника.
Ведущий тренер предлагает участникам взять из набора понравившуюся маску и нарисовать свою, дать название каждой и затем представить. Можно походить по комнате и разговаривать с другими, называя свою маску и играя роль сообразно этой маски.
Можно составить диалог масок. С помощью маски мы общаемся с миром, а с другой стороны, можем за ней спрятаться. Например, грустный человек может надеть маску весельчака, если он не хочет ни с кем делиться своими переживаниями.
Маска защищает наш внутренний мир, как кожа защищает наше тело. Она – посредник между нами и обществом.
Маска позволяет сохранять дистанцию с другими людьми. Если у нас нет маски «то мы слишком открыты, беззащитны». Если у нас очень жесткая маска, то она может стать темницей.
Когда мы сливаемся с маской, мы ведем себя всегда одинаково. Важно менять маски, менять роли.
Если, например, мы слишком срастаемся с ролью ребенка, то, попав во взрослую жизнь, нам трудно расстаться с этой ролью, с поведением ребёнка, перейти в новую общественную роль.
3.2. Обсуждение
Цель: обмен впечатлениями и переживаниями.
Блок 4.
- Упражнение «Роза и чертополох»
Цель: развивать умение определять собственные слабые и сильные стороны и других людей, использовать возможность определять, осознавать, развивать сильные ресурсы, нивелировать при этом слабые.
Проведение:
Ведущий дает участникам розу и чертополох. Предлагает подойти к любому из участников и сказать: «Я дарю тебе эту розу за то, что ты …и дарю тебе этот чертополох за то, что ты …», (роза - за то качество, которое участник принимает в этом человеке, оно нравится ему, а чертополох – за то качество, которое не принимается в этом участнике, над которым, с точки зрения дарящего, ему нужно поработать). Участник, получивший розу и чертополох «дарит» их другому участнику группы и т.д.
4.2. Рефлексия дня
Цель: Получение обратной связи, эмоциональное и смысловое отреагирование, осознание полученного опыта.
На круг поделитесь своими чувствами, мыслями, переживаниями.
-Упражнение «Сегодняшний день для меня - это…», каждый проговаривает только одно слово, добавляя своё окончание.
- Каждый письменно: Сегодня я узнала…
- Чувства, которые я испытывала…
- Я хотела, чтобы …
- Мне не понравилось, что…
4.3. Ритуал прощания
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг "Свои и чужие" по профилактике профессионального выгорания педагогов. Личностный рост педагогов и механизмы защиты от профессионального выгорания
Тренинг по профилактике профессионального выгорания педагогов...
Тренинг "Давайте познакомимся" по профилактике профессионального выгорания педагогов. Личностный рост педагогов и механизмы защиты от профессионального выгорания
Тренинг по профилактике профессионального выгорания...
Тренинг "Путешествие" по профилактике профессионального выгорания педагогов. Личностный рост педагогов и механизмы защиты от профессионального выгорания
Тренинг по пофилактике профессионального выгорания...
Тренинг "Прошлое. Настоящее. Будущее" по профилактике профессионального выгорания педагогов. Личностный рост педагогов и механизмы защиты от профессионального выгорания.
Тренинг по профилактике профессионального выгорания педагогов...
Тренинг "Уникальность" по профилактике профессионального выгорания педагогов. Личностный рост педагогов и механизмы защиты от профессионального выгорания
Тренинг по профилактике профессионального выгорания...
Тренинг "Все в твоих руках" по профилактике профессионального выгорания педагогов. Личностный рост педагогов и механизмы защиты от профессионального выгорания
Тренинг по профилактике профессионального вагорания...
Тренинг "Борьба со страхом" по профилактике профессионального выгорания педагогов. Личностный рост педагогов и механизмы защиты от профессионального выгорания
Тренинг по профилактике профессионального выгорания педагогов...