Тренинг "Попробуй сделать шаг - получится" по профилактике профессионального выгорания педагогов. Личностный рост педагогов и механизмы защиты от профессионального выгорания
методическая разработка

Ложкина Виктория Сергеевна

Тренинг по профилактике профессионального выгорания педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

 ТРЕНИНГ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ

«Попробуй сделать шаг – получится»

«Личностный рост педагогов и механизмы защиты их

от профессионального выгорания»

Профилактика профессионального выгорания требует актуализации индивидуальных, личностных и профессиональных ресурсов педагогов.

Цель: 

  • создание условий для личностного роста педагогов,
  • актуализации их личностных и профессиональных ресурсов,
  • укрепления личностного и профессионального иммунитета.

Задачи:

  • принятие себя, своих достоинств и недостатков, осознание собственной ценности и уникальности;
  • использование стрессовых ситуаций как возможности для приобретения личного опыта, возможности личностного роста;
  • овладение технологией постановки и достижения желаемых целей;
  • расширение собственного сознания, выход за пределы стереотипных установок;
  • развитие педагогической рефлексии;
  • овладение эффективными способами эмоционального и смыслового отреагирования и снятия психоэмоционального напряжения.

Структура тренингового занятия

Элемент тренинга

Цели, комментарии

Блок 1

Ритуал приветствия

Самопрезентация, знакомство с правилами,  сплочение, создание атмосферы группового доверия и принятия

Блок 2

Разминка-воздействие на эмоциональное состояние, уровень активности

Выполняет функцию настройки на продуктивную индивидуальную и групповую деятельность. Упражнения на разогрев группы выбираются с учетом динамики развития группы

Блок 3

Основное содержание занятия, совокупность психотехнических упражнений, приемов, направленных на решение задач данного занятия

Приоритет отдается многофункциональным техникам, направленным на актуализацию личностных, профессиональных ресурсов, динамику развития группы. Каждое упражнение заканчивается эмоциональным отреагированием и обсуждением.

Важным моментом является акцент на то, Что мешало выполнять задание?

Что помогало? Какой опыт получила?

Блок 4

Рефлексия занятия - получение обратной связи

Получение обратной связи:

во-первых, эмоциональной,

во-вторых, смысловой

(Что есть сегодняшний день для меня?

Чему я научилась?)

Ритуал прощания

Закрепление чувства группового доверия и сплочения. Поддержание атмосферы  успешности.

Тренинг

«Попробуй сделать шаг – получится»

Блок 1.

  1. Упражнение «Золотое правило» с добавлением новых версий, предложенных ведущим тренером.

Цель: Повторение базовых правил  групповой работы в новой интерпретации.

  1. Упражнение «Настроение»

Цель: развитие эмпатиии, групповой сплоченности, эмоциональный разогрев группы и подготовка к групповой работе.

Инструкция:

Ведущий называет свое имя и предлагает участникам  тренинга по очереди принять такую позу, которая отражает его настроение в настоящий момент. Вся группа по сигналу повторяет эту позу. Затем изображает своё настроение следующий участник и т. д.

Блок 2.

2.1. Упражнение «Восточные стихи»

Цель: Развивать умение пользоваться собственными ресурсам, погружаясь в мир творчества, осознавать индивидуальность собственную и другого человека, расширение собственного сознания, разрушение сложившихся стереотипов и страхов.

Проведение:

Ведущий тренер объясняет принцип, по которому складываются восточные стихи, и предлагает участникам побыть в роли поэта.

Можно сочинять индивидуально, а затем зачитывать свои стихи, а можно сочинять всей группой вместе.

Правила восточного стихосложения:

Первая строка - главное слово существительное,

Вторая строка - прилагательное + прилагательное,

Третья строка - глагол + глагол + глагол,

Четвертая строка: фраза, выражающая отношение к вышесказанному,

Пятая строка - существительное, обобщающее всю вышесказанную информацию

Например:

Кофе!

Вкусный, изысканный,

Размолот, сварен, выпит.

Блаженно чувство удовольствия!

Чудо!

2.2. Обсуждение и презентация по кругу

Цель: эмоциональное и смысловое отреагирование, снятие психоэмоционального напряжения, осознание тех внешних и внутренних характеристик, которые мешали и которые помогали в работе, поиск и использование собственных ресурсов при решении нестандартных заданий.

Блок 3.

3.1. Упражнение «Маски»

Цель: развитие навыков адекватного отреагирования собственных эмоциональных состояний на разные жизненные ситуации, определение стратегических моделей эффективного взаимодействия, осознание участниками своих целей и ценностей, определение структуры эмоциональных состояний группы.

Инструкция:

Ведущий тренер погружает группу в моделируемую ситуацию. «Эмблема театра – маска. В Древней Греции в театре актеры использовали маски. А в Японии на представление маски приносили зрители.

Если им хотелось заплакать, они подносили к лицу трагическую маску, а если смеяться – комическую». Мы, исполняя роли, тоже одеваем маски. Маска учителя, врача и т. д. Весёлая маска, маска неудачника.

Ведущий тренер предлагает участникам взять из набора понравившуюся маску и нарисовать свою, дать название каждой и затем представить. Можно походить по комнате и разговаривать с другими, называя свою маску и играя роль сообразно этой маски.

Можно составить диалог масок. С помощью маски мы общаемся с миром, а с другой стороны, можем за ней спрятаться. Например, грустный человек может надеть маску весельчака, если он не хочет ни с кем делиться своими переживаниями.

Маска защищает наш внутренний мир, как кожа защищает наше тело. Она – посредник между нами и обществом.

Маска позволяет сохранять дистанцию с другими людьми. Если у нас нет маски «то мы слишком открыты, беззащитны». Если у нас очень жесткая маска, то она может стать темницей.

Когда мы сливаемся с маской, мы ведем себя всегда одинаково. Важно менять маски, менять роли.

Если, например, мы слишком срастаемся с ролью ребенка, то, попав во взрослую жизнь, нам трудно расстаться с этой ролью, с поведением ребёнка, перейти в новую общественную роль.  

3.2. Обсуждение

Цель: обмен впечатлениями и переживаниями.

Блок 4.

  1. Упражнение «Роза и чертополох»

Цель: развивать умение определять собственные слабые и сильные стороны и других людей, использовать возможность определять, осознавать, развивать сильные ресурсы, нивелировать при этом слабые.

Проведение:

Ведущий дает участникам розу и чертополох. Предлагает подойти к любому из участников и сказать: «Я дарю тебе эту розу за то, что ты …и дарю тебе этот чертополох за то, что ты …», (роза - за то качество, которое участник принимает в  этом человеке, оно нравится ему, а чертополох – за то качество, которое не принимается в этом участнике, над которым, с точки зрения дарящего, ему нужно поработать). Участник, получивший розу и чертополох «дарит» их другому участнику группы и т.д.

4.2. Рефлексия дня

Цель: Получение обратной связи, эмоциональное и смысловое отреагирование, осознание полученного опыта.

На круг поделитесь своими чувствами, мыслями, переживаниями.

-Упражнение «Сегодняшний день для меня - это…», каждый проговаривает только одно слово, добавляя своё окончание.

- Каждый письменно: Сегодня я узнала…

- Чувства, которые  я испытывала…

- Я хотела, чтобы …

- Мне не  понравилось, что…

4.3. Ритуал прощания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты